Основными характерными особенностями архитектурного стиля древнерусского зодчества X – XII века являются стройность силуэта изящество плавно изогнутых линий и строгость внешнего вида в контрасте с пышным убранством интерьера. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. К сожалению, грозы, которые пронеслись над древнерусской землёй в то время, стёрли с лица земли большинство памятников древнего зодчества. Древнерусское слово «зодчество» произошло от слова «зьдъчии» – строитель. Необходимо заметить – деревянное зодчество Древней Руси не забыто.
Деревянное зодчество Древней Руси начинает стремительно развиваться в пятнадцатом веке, когда появляются первые деревянные колокольни. Памятники древнего зодчества могут рассказать об особенностях развития цивилизаций их культуре и жизни. Зодчество Древней Руси отличалось от европейского тем, что не существовало различий в строительстве дома и храма. "зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры.
Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. Археологи установили, что в древнерусском деревянном зодчестве использовалось до 50-ти способов врубки. От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю.
Как видно из сохранившихся памятников церковного строительства, древнерусское деревянное зодчество развивалось очень медленно.
вновь возвратились в Киев. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам.
Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии. Даже наружная обработка стен хорошо заметна внутри боковых членений более позднего собора. Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. Чудесным произведением древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли.
Судя по тому, что в кладке здесь применены не только кирпичи, но и крупные камни, кладка древнего здания, видимо, была со скрытым рядом. Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов.
Каждое деление стены завершается полукружиями коробового свода – закомарами.
Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н. трудились Коров Яковлевич (церковь в Кирилловской обители) и Петр (предположительно соборы в Юрьевом и Антониевом монастырях).
Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. Гряда, пересекающая остров, настолько гармонирует с рукотворным чудом, что человек испытывает радость и счастье, любуясь величием открывшегося перед взором ландшафтом. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма.
Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы. Город Древней Руси вплоть до ХVII пека оставался в основном деревянным. Сибирские дом просторные, часто их рубили из пихты или кедра, во многих домах было три-четыре горницы, а иногда несколько домов соединялись переходами (сенями), чтобы удобно было жить большой семьей.
Большая насыщенность декоративными элементами объясняется самим назначением постройки: она была дворцовой церковью. Бревна в венце связываются между собой в основном двумя способами врубок – «в обло» и «в лапу». Иноземные новшества получили развитие и в столпообразных шатровых храмах (завершение здания в виде высокой многогранной пирамиды). Произошло это, по-видимому, в конце 40-х гг.
Тщательно продуманная конструкция полностью отвечает композиционному замыслу. В центре Кремля высится Иван Великий – церковь-столп со звонницей наверху. Спасская церковь, к счастью, полностью сохранилась, хотя в сильно перестроенном виде.
Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь. Собор увенчан пятью главами. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами.
Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей.
За период с 60-х гг. Следовательно, здесь явно прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху. Точно так же и своды первоначальной части хорошо видны сверху, поскольку расположены несколько выше пристроенных позднее сводов. Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах.
М. Штендер). Следовательно, перелом в киевском зодчестве, очевидно, был связан с переходом строительства в руки другой организации. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало.
В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах. Очевидно именно тогда Всеволод отправил в Полоцк киевскую строительную артель. Сам термин свидетельствует, что памятники эти отличали от построек античного и нового времени, но не отделяли от архитектуры других стран, не видели национальной специфики русского зодчества.
ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие.
В IX — X вв. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ). Среди роскошного узора из густых упругих ветвей, листьев и цветов, гроздей винограда мастера помещали фантастических птиц, львов, похожих на добродушных улыбающихся котов, русалок, которые по крестьянским поверьям охраняли живущих в доме от злых сил.
В. Прахов во Владимире-Волынском). С Киевом полоцкие князья большей частью враждовали и получить оттуда мастеров-строителей они не могли другие же достаточно сильные архитектурно-строительные центры на Руси в начале XII в. только слагались и не имели возможности помочь Полоцку наладить свое строительное производство. Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно. В Полоцке техника кладки стен полностью совпадает с киевской, но если в Киеве тщательная подрезка швов и обработка поверхностей стен имеет место как снаружи, так и изнутри здания, то в Полоцке внутри храма стены оформлены более небрежно: видимо, опытных каменщиков здесь было меньше и зодчий старался экономить их квалифицированный труд. Датировка минского храма вызывает дискуссию. В русскую столицу в 1475 – 1543 гг.
На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е.
Время ее постройки — 60-е или 70-е гг.
В 1899 и 1904 гг. Такое предположение не может быть принято. Православная церковь не без основания рассматривалась польскими феодалами как база, вокруг которой концентрировались силы, мечтавшие о восстановлении здесь русской государственности. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию. Но общее впечатление стало уже несколько иным, появился оттенок особой торжественности.
В этот период большое внимание уделяется внешней отделке зданий. Вместе с классовым обществом происходило становление государства. во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор.
Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода.
Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. Центром ансамбля являлся собор. В это время богатые купцы заказывали вычурные, перегруженные излишними украшениями особняки с деталями самых разных стилей – от романского до барокко.
С 40-х гг.
В северо-восточных землях (Владимиро-Суздальской, Ростовской, Нижегородской, Тверской, Московской) в XII – начале XV в. в основном использовали легко поддающийся обработке мягкий белый камень, добывавшийся в близлежащих карьерах. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы.
Все заметнее тенденция к регулярности, свойственная барокко, проявлялась и в обустройстве обителей – планировке всего ансамбля, композиции больничных палат с центральным положением храма, трапезных, упорядочивании линейной структуры келий с коридорной системой. Дело в том, что в 40-х гг. Но и те и другие ставились на господствующих высотах около сел и деревень и, махая своими крыльями-лопастями издали привлекали путников. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея.
«С ХI века постепенно начинает распространяться и каменное строительство. По-видимому из нее происходят найденные при раскопках резные белокаменные детали, видимо, от обрамления порталов. Суслов являлся не только редактором всех семи выпусков этого издания, но и автором большей части приведенных здесь обмеров древнерусских памятников. Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах. Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника». Из Жития Евфросиньи Полоцкой известно, что строителем храма был приставник над делатели церковными Иван (в другом варианте — Иоанн). В нескольких случаях во время раскопок удалось выяснить схему плана таких церквей. Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах.
XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня. Примеры такого сочетания художественных форм – главный собор Рождественского монастыря, церковь Антипия Чудотворца на Колымажном дворе (Москва). Храм имел с трех сторон притворы.
Башня Якутского острога в 90-е гг. Перешли к другой технике формовки кирпичей.
Зодчество Древней Руси – яркая страница в истории мировой архитектуры. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». Большое каменное строительство на Руси началось в Х веке. Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. Как отмечено выше, ведущим видом строительства на Руси являлись деревянные постройки. На первых порах наряду с духовенством, основным заказчиком и финансистом строительства, а потом содержания церкви, был князь (с конца XII в. – еще и бояре, купцы, ремесленники, позже городские общины, в складчину жители слободы или улицы).
Очень интересна архитектура этих зданий. Так иногда к западному фасаду храма примыкает крещальня в виде небольшой двухэтажной часовни, а иногда она включена в основной объем здания. Хоры занимали западное членение и в боковых нефах образовывали замкнутые камеры-часовни лестница для подъема на хоры размещена в толще западной стены. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи.
К тому же техника здания явно не имеет на Руси никаких аналогий. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Наши соотечественники быстро переняли у них методику кладки, некоторые технические и декоративные элементы – пояса на фасадах из колонок и аркатур (ложных арок), порталы (архитектурно оформленные входы в здание), тяги (выступы в стене, обрамляющие панно), полуколонки и пр., передав свое умение следующим поколениям.
При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В середине XVI в. одновременно с варьированием итальянских мотивов во внешнем и внутреннем оформлении наметилась тенденция возврата к раннемосковским традициям (устройство высоких арок, завершение здания пирамидой из ярусов килевидных закомар, кокошников и пр. ).
В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов. Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом.
Но как различен их облик. Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. Торцовые фасады завершались щипцами и линия карниза здесь соответствовала наклонным линиям двускатной крыши. Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми. Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками.
Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста). Фундамент закладывали на глубину 1 – 5 м и более используя песчаник известняк, местные валуны. На башне и на арочном переходе сохранился аркатурно-колончатый пояс. уже серьезно занимались изучением отдельных объектов в Киеве, Чернигове, Полоцке, Смоленске (И. После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь.
По-видимому, вскоре после Большого собора Бельчицкого монастыря в Полоцке были построены храм-усыпальница в Евфросиньевом монастыре и церковь на Нижнем Замке. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба.
Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах. Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг.
Эхин, абак и примыкающую к ним снизу шейку колонны называют вместе капителью колонны. Когда же произошла эта смена строительной традиции. Конечно, Спасская церковь — памятник еще очень противоречивый.
В переходный период от средневековья к новому времени (последняя четверть XVII и первое десятилетие XVIII в. ) в русской архитектуре, прежде всего столичной, сложилось новое художественное направление – московское или нарышкинское, барокко (от имени основных заказчиков – дворян Нарышкиных). Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты. XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. Лопухинский корпус, 1680-е годы и т. д. ). На этом холме, как на пьедестале и была воздвигнута церковь. Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Однако в целом она была чужеродной вставкой, не вызвавшей продолжения ни в полоцком зодчестве, ни в зодчестве других русских земель. При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи.
Так, в 1809 — 1810 гг. Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту.
Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. XII в. перешли в Переяславль, где восстановили деятельность местной строительной артели, оттуда были переведены на Волынь и лишь к 70-м гг. Однако огромный размах проведенных работ нельзя было осуществить силами одних только приезжих мастеров, а это позволяет думать, что к делу были широко привлечены и русские строители. Другая русская архитектурная школа, сложившаяся в XII в., — полоцкая. Храмы имели очень строгий характер и чрезвычайно ограниченное количество декоративных элементов — лишь поясок каменной резьбы по верху барабана и апсид.
Однако если таков был общий характер изменений, происходивших в русской архитектуре в первой половине XII в., то формы, в которых эти изменения проявлялись, в каждой архитектурной школе были иными имели свой особый характер. На кого был похож. Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Это квадратная в плане четырехстолпная церковь, увенчанная одной массивной главой. В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи.
Таким образом, академические вопросы истории архитектуры приобрели неожиданную актуальность.
Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. Годы ее постройки не отмечены в летописях, но связь храма с родом Мономаха позволяет считать, что здание возведено в тот период, когда Владимир Мономах был киевским князем, т. е. между 1113 и 1125 гг. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев. И. Э.
В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство. XII в. приехавшими в Залесскую землю галицкими мастерами. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля. После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами.
Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями. Оказалось, что храм построен в типичной киевской технике — кладка из плинфы со скрытым рядом. В. В. Например, на Новгородской земле в XI – XII вв.
На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Широкое распространение тогда получил стиль "узорочья" – применение в светских и культовых сооружениях одинакового декора, включение в него ордерных элементов, обилие украшающих форм – резных наличников, колонок и полуколонок (одинарных, парных или их пучков), карнизов, ниш, филенок, розеток, арок, фигурного обрамления порталов и т. д. Словом, появилось новое понимание плоскости стены: с ней теперь был неразрывно связан рельефный узор. В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. Во всяком случае после 70-х гг. Так, в основе киевской Софии лежал пятинефный принцип, но в то же время храм отличался большим своеобразием – имел тринадцать куполов над сводами, а не дошедшая до нас Десятинная церковь (первое каменное здание Киева) – имело 25 куполов. Суслова.
Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. Вместе с тем не прекращались и искусствоведческие исследования в области истории древнерусской архитектуры. Автор отмечает участие в строительстве Дмитриевского собора романских зодчих и относит этот памятник вместе с церковью Покрова на Нерли, боголюбовским комплексом и Успенским собором во Владимире к одной архитектурной школе — уже не византийской, а ломбардской. Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. Врубку «в обло» можно наблюдать только в очень старых зданиях и деревенских избах. Это был трехнефный шестистолпный храм.
Северная изба высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной2. Сам он пользовался для возведения храмов услугами других строителей, пришедших вслед за ним из Чернигова и вот таким образом старая киевская артель была ему не нужна. Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм.
В нем говорилось:. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. Сусловым, так и его коллегами Л. В.
Последовавшее за этим развитие архитектурной археологии дало весьма значительные результаты. «Теперь я немного расскажу о «технологии» строительства деревянных сооружений, а в частности русской избы. Остатки фундаментов не дают возможности представить даже приблизительно их первоначальный облик, но во всяком случае очевидно, что это были не жилые, а парадные помещения.
С 20 — 30-х гг. С востока расположена одна большая апсида. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами.
Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Этот храм вызвал к жизни множество повторений, наиболее схожи с ним Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря (1524 – 1525 гг. ), Софийский в Вологде (1568 – 1570 гг. ), Успенский в Троице – Сергиевом монастыре в Сергиевом посаде (1585 г. ). Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей.
В XII веке утвердился тип крестово-купольного храма. Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м).
Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове.
строительство в Новгороде ведется уже непрерывно. Все эти центрические постройки, очевидно, сильно отличались друг от друга по композиции объема.
Крытые шатрами высокие стены с машикулями и шелевидными бойницами, завершенные двурогими зубцами (в виде "ласточкиного хвоста"), мощные башни – круглые, граненые, квадратные – являлись неприступной твердыней. Смоленские и волынские князья считали себя потенциально киевскими великими князьями, они всегда ориентировались как политически, так и в культурном отношении на Киев. При создании крупных сооружений тогда брали за образец кремлевский Успенский собор, а на фасадах, в интерьерах маленьких посадских бесстолпных церквей столицы первой половины столетия (Трифона в Напрудной слободе, Зачатия Анны "что в углу" в Китай-городе) использовали отдельные ордерные элементы. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля.
В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. Позднее к ним добавились требования зодчих, пытавшихся создать новый, современный национальный стиль русской архитектуры.
Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу. Резьба покрывает всю верхнюю часть здания выше аркатурно-колончатого пояса.
Они складывались веками и имеют свой особенности в разных районах бескрайней России – на севере и в Поволжье, в Сибири и на Урале. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе. Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы.
Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг. Очевидно именно так и задумывали этот замечательный памятник — первое сооружение, которое видели люди, приближавшиеся к пышной резиденции владимирского князя.
В 1475 – 1479 годах строится Успенский собор. Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы. Основным видом городских укреплений были городские стены. В 1156-1160 гг.
Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А.
Ополовникова. Небольшие пустоты или слабые места в стене вели к разрушению здания. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен.
Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск. Стены храма и снаружи и внутри были расчленены плоскими лопатками. Параллельно развивались формы деревянной и каменной архитектуры.
Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Естественно, что это позволяло ему легко перебрасывать строителей из одного города в другой. XII в., несомненно прямо продолжают традиции, сложившиеся здесь еще в 60-х гг. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека.
И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. С 70-х гг.
Не было, нет и не будет такой". Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов. С ХII – XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов.
Следующий период развития русского зодчества – так называемый раннемосковский (XIV – начало XV в. ), время формирования в Белокаменной нового политического и культурного центра. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Однако на этом развитие полоцкого зодчества оборвалось.
До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание. Абсолютно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство.
Над проездом здесь тоже была расположена церковь. Кроме того, на территории России сохранилось несколько деревянных конструкций монастырей, часть из них перенесена в музеи деревянного зодчества, а часть сохраняется в исконных ландшафтах. Важнейшую роль в создании нового образа храма сыграло использование элементов ордера, дополненных пластическими формами из терракоты и белого камня – отдельными деталями (например, украшения на закомарах Архангельского собора в Кремле) или резными порталами и наличниками. Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе. В этом состоит особенность нового архитектурного направления.
Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. XII в. В 50-х гг.
Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Так, в Киеве и близлежащих землях в течение трех столетий применяли смешанную кладку (чередовали ряд камня с двумя или тремя кирпичными), а также "византийскую": слои плинфы через один заглубляли ("утапливали") относительно плоскости стены, затирали вровень с ней цемяночным раствором, более светлым, чем кирпич, отчего фасад приобретал полосатый рисунок. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Для их охраны возводятся мощные сооружения. Селения были не просто скопищем домов, они выстраивались по берегам рек и озер, как бы любуясь своей красотой в зеркале вод.
По-видимому, это было граничит с определенной идеологической задачей. В. Столетов). Москва).
Часто сруб ставился на валуны. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. Мастер Нестер. Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны.
На нем обычно расположены многофигурные композиции монументальной скульптуры. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке.
На первых порах князь Владимир Святославич сделал попытку объединить племенные языческие культы и оформить общерусскую языческую религию. вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины., поражаешься простором, открывающимся с вершины.
Возрастание темпов развития историко-архитектурной науки сопровождалось заметным ростом научного уровня исследований. Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ). Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Но еще оригинальнее строительная техника здания. Раскопками удалось изучить нижние части стен и фундаменты этого здания. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. по проекту известного архитектора-реставратора А. В.
Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей. Отечественное строительное искусство XVI в. также испытало ренессансное воздействие. В XVIII веке русское барокко начинает приобретать западноевропейские черты.
надвратные храмы Преображения, 1687 – 1699 гг. Трудно сказать, не справлялась ли существовавшая здесь строительная артель с задуманным князем размахом работ или же политическое значение Владимирского княжества и могущество владимирского самовластца сочли необходимым отразить в более пышных архитектурных формах, но в дополнение к работавшим здесь мастерам пригласили новых зодчих. Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Благодаря этому интерьер очень прост и ясен.
Занимая малую площадь, кирпич не разрушался, ему некуда было осыпаться, так как со всех сторон он был зажат многотонными валунами. Красноречьев. (кстати, прямоугольная планировка некоторых из них также объясняется ренессансным влиянием). Наружному парадному образу соответствовало и роскошное убранство залитых светом (благодаря большим окнам) интерьеров с сияющими золотом резными иконостасами и княжескими ложами.
Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси.
Второй этаж – жилой. Перекрытие производилось обычно на два ската. В связи с этим в монастырях начинают строиться крупные столовые – трапезные. Пространство между глыбами заполняли кирпичом и известью.
После возведения Мономахова собора монументальное строительство в Смоленске прекратилось и следующая постройка — Борисоглебский собор Смядынского монастыря — была заложена в 1145 г., т. е. после более чем 40-летнего перерыва. Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой. Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. На Дмитриевском соборе полностью сохранился подлинный медный ажурный крест.
Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. Дом был как бы частью окружающей природы. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. В этом издании, как и в выходивших на полвека ранее выпусках Ф. Рихтера, публиковались лишь полностью сохранившиеся постройки и абсолютно не учитывались памятники, вскрытые раскопками.
приглашали итальянских (фряжских) строителей. В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни». Известно, что Ефрем, ставший переяславльским епископом в 1077 г., до этого жил в Константинополе и, вероятно имел возможность пригласить оттуда мастеров.
Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Сложившиеся к середине XII в. устойчивые традиции церковного строительства на Руси диктовали зодчим определенные черты типологии. Строительство подобных храмов, а также бесстолпных с крестчатыми сводами продолжалось и в первой трети XVII в. (церковь Покрова Богородицы в Медведкове, 1634 – 1635 гг., Москва).
Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. Они не противоречат пейзажу (хотя и господствуют над ним), а объединяются с ним в единое целое. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве.
Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. К созданному тогда художественному образу храма строители нередко возвращались и в конце XV – начале XVI в. (Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре, 1476 – 1477 гг. Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля.
Время возведения собора неизвестно. В 1485 году начинается сооружение стен нового Кремля. Второй тип врубки – «в лапу» – сложнее первого, но прочнее конструктивно.
А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова: Три терема златоверхие, Да трои сени косящаты, Да трои сени решетчаты, Хорошо н теремах изукрашено, На небе солнце, в терему солнце, На небе месяц, в терему месяц, На небе звёзды, я терему звёзды, На небе заря, в терему заря – И вся красота поднебесная. Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт.
Здесь были созданы собственные строительные артели. При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.
Разной была и украшающая дома резьба.
Однако в плане перемышльская церковь не имела ничего общего с романской базиликой, а обладала ставшей уже традиционной на Руси схемой трехапсидного крестовокупольного храма, в данном случае без нартекса, т. е. в четырехстолпном варианте. А еще через столетие наряду с ними – посадские бесстолпные (например, Никольский в селе Каменское, последняя четверть XIV в. ныне Московская область).
Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ). Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой. Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. Так, в Витебске в 40-х гг. Собор отличался богатым внутренним убранством: апсиду его украшала мозаичная живопись, а остальные части — фрески. XII в. После каневской Георгиевской церкви, сооруженной в 1144 г., летопись не отмечает ни одной постройки вплоть до черниговской Михайловской церкви, относящейся к 1174 г. Нет таких памятников и среди тех, которые были обнаружены раскопками, но не зафиксированы летописью.
Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг. Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг.
Из построек, возведенных в 50-х-гг. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах. главный собор Рождественского монастыря в Москве, 1491 г. ).
Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными. Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг.
В середине XII в. князь Мстислав Изяславич забрал всех переяславльских строителей на Волынь и монументальное строительство в Переяславле прекратилось. Их облик и техника возведения пришли к нам в X в. из Византии (унаследовавшей многое, в свою очередь, от античного мира), откуда приглашали каменщиков, резчиков, штукатуров, мозаичистов, живописцев, владевших искусством фрески. Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове3.
Вторая постройка — церковь Бориса и Глеба в княжеской резиденции близ Суздаля — Кидекше. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой.
Его относят как к началу XII в., так и к 70 — 80-м гг. В связи с этим в 30-е гг.
Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Это объяснялось укреплением государственной власти Москвы – собирательницы русских земель, ее растущей ролью как наследницы Константинополя, особенно после его падения, освобождением от монголо-татарской зависимости. Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками.
Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. Еще один памятник, вскрытый раскопками в Полоцкой земле, — церковь в Минске. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами.
Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове. В 90-х гг. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды.
Но, какая деревня и какое хозяйство обходились без гумна, амбаров, овинов, сараев, бань, ледников и многих других построек. В действительности это не так. Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного. Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».
Интерьер собора даже сейчас производит сильнейшее художественное впечатление, несмотря на что полностью исчезли богатый мозаичный набор, некогда покрывавший его пол, алтарная преграда, светильники, украшавшие здание ткани и прочие элементы убранства. И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). Однако некоторые изменения в технике все же есть.
Собор настолько близок киевским и черниговским памятникам, что различия здесь имеются лишь во второстепенных деталях. В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви. Ее гладкие белокаменные стены расчленены простыми плоскими лопатками. Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ).
Кладка применялась такая же, как в памятниках первой половины XI в., — из плинфы со скрытым рядом и поясами цветных необработанных камней. Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм. Храмподвергался неоднократным ремонтам.
В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера. Ладожские храмы 50-60-х гг.
К этому следует добавить стройные пропорции и крупные размеры (27. 5 х 17. 6 м), делающие собор величественным и торжественным. Сначала из камня, наиболее дорогого и долговечного материала, создавали в основном храмы.
Все в крестьянском доме было продумано и функционально. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Так развивалась неповторимо своеобразная владимиро-суздальская архитектурная школа. XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным. Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг.
Огромную роль в жизни страны сыграли монастыри.
Многое привнесли иноземцы в технологию строительства (усовершенствование изготовления кирпича и раствора иная кладка камня, применение железных связей и пр. ), в конструктивные (различные виды сводов и т. д. ), художественные решения. Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения.
Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв. Помимо каменных церквей были широко распространены и деревянные. Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно.
В церкви Покрова сложная профилировка и далеко вынесенные по диагонали тонкие колонки угловых пилястр придают зданию настолько значительную пластику, что храм кажется почти скульптурным произведением. За стенами монастыря можно полюбоваться всем разнообразием деревянных построек селян Костромской губернии.
А был ли он. Основная деятельность итальянцев была связана со столицей, однако их влияние на отечественную архитектуру обнаруживается и в достаточно удаленных от нее городах. Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Рельефную резьбу по дереву называют корабельной. По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай».
Это был первый в России труд, специально посвященный публикации памятников древнерусской архитектуры. Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. Близка к киевским памятникам не только строительная техника, но и типологическая схема храма: в плане Бельчицкого собора видно явное сходство с планом киевской церкви Спаса на Берестове — совпадают пропорции плана, форма притворов, хотя здание несколько меньше по величине (длина церкви Спаса около 26 м, а Бельчицкого собора — 23. 5 м).
Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ.
Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Перед домом – галерея на резных столбах, где можно посидеть, укрыться от дождя, заняться каким-либо ремеслом. Не менее прекрасны и торжественны Зимний дворец и Смольный институт.
По качеству строительства и богатству отделки памятники Переяславля не уступали киевским, причем богатейшая отделка выполнялась местными силами, о чем свидетельствует найденная при раскопках стеклоделательная мастерская, где изготовляли смальту для мозаик. XII в. (предположительно 1119 г. ) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя. Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты.
Каждой их группой, принадлежавшей к той или иной архитектурной школе, руководил главный мастер (в летописях "архитектон"), с именем которого связано авторство возводимых ею зданий. Большую роль в унификации соответствующих правил и норм сыграло возобновление деятельности Приказа каменных дел (основан в 1585 г. в "смутное время", в начале XVII в., не функционировал). Благовещения в Кремле, 1484 – 1489 гг. Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница.
В таких условиях князь Володарь, обратился за строителями в соседнюю Польшу. И князь Юрий обратился за помощью к своему военному союзнику — галицкому князю Владимиру. Нарышкинский стиль особо примечателен двух-цветностью: ярко-красные кирпичные стены облачались в белокаменное "кружево" в виде карнизов, колонн, наличников, присущих европейскому барокко картушей (украшений в форме щита или полуразвернутого свитка), раковин, волют (спиралевидных завитков с "глазком" – кружком – в центре), "гребешков", виноградных лоз с гроздьями, цветов и пр. Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания).
Основное отличие Успенского собора от ранних галицких памятников не в плановой схеме (хотя и здесь есть очень существенная разница) или технике, а в абсолютно ином стилистическом характере. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян.
Такова, например, церковь над Борщовом, вероятно называвшаяся в древности Кирилловской. Сложившиеся в середине XII в. особенности архитектурной школы были полностью перенесены из Ладоги в Новгород: тот же вариант типа храма, те же конструкции и материалы, те же декоративные элементы. В конце 40-х или начале 50-х гг.
Никаких новых приезжих зодчих не появлялось. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов.
Западное членение его четко выделено в качестве самостоятельного нартекса, к которому с севера примыкала небольшая двухэтажная церковь-крещальня. Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). Строителями Софийского собора были константинопольские мастера. Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля.
На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки. В конце XVIII – первой половине XIX интенсивно развивается усадебная архитектура, в которой господствует стиль классицизм, как ранний, так и ампир (от франц. – «империя») – поздний классицизм. зодчие Барма и Постник Яковлев). Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике. Планы этих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями.
Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Венцы накладываются один на другой и в результате образуется сруб. Подкупольные столбы имели вид круглых колонн, а пол покрывали поливные плитки, в том числе и с рельефным орнаментом.
Остатки фундаментов обеих построек вскрыты раскопками. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы. В стиле барокко строили известные зодчие – Растрелли, Ухтомский, Чевакинский, Квасов и др. Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Новгороде и Полоцке.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы. Эта церковь еще сравнительно недавно сохранялась до основания сводов в 1961 г. она была разрушена, но и в настоящее время руины ее местами достигают высоты 5 м. Храм одноапсидный, шестистолпный, причем западная пара его столбов соединена с боковыми стенами, выделяя нартекс. В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево.
Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева. Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса.
Сооружения, возведенные во Владимирском княжестве в 90-х гг. Наиболее раннее из творений фряжских мастеров в Московском Кремле – Успенский собор (1475 – 1479 гг. ).
Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м). Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани.
В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря. Собор производит впечатление величавой гармоничности и уравновешенности. Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м). В 1938 — 1939 гг. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра. Площади монастырей разрастаются. В романском стиле отразились древние христианские и языческие представления.
Несколько позже, в 20 — 30-х гг. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. Это сравнительно небольшой шестистолпный храм с одной апсидой. Центром любой усадьбы на Севере был дом.
Скорее наоборот. Первые сооружения, в облике которых осознанно прозвучали эти мотивы, – Теремной (1635 – 1636 гг. ) и Потешный (иначе палаты Милославского, 1652 – 1659 гг. ) кремлевские дворцы. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья.
Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной».
Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения.
Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева.
Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились. С конца 50-х гг. Она сохранилась несколько хуже: у нее рухнули своды и искажен верх. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. Наружные лопатки несколько сложнее, чем в Бельчицком соборе.
Между тем здатели (строители) и плинфотворители (изготовители плинфы) пользовались большим уважением их труд хорошо оплачивали. Таким образом, собор стал пятинефным и пятиглавым. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме.
Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. Стены укреплялись «вежами»— башнями иногда на каменном фундаменте. В связи с III археологическим съездом особое внимание было обращено на памятники Киевской земли. с. Боголюбово).
Ныне она не существует, но, по данным обследования 1928-1929 гг., храмик, несмотря на очень небольшие размеры (приблизительно 5. 7 х 5. 1 м), был довольно высоким во всяком случае стены его поднимались почти до 7 м. Аналогичная церковь была возведена вместе с комплексом усыпальниц, примыкавших к восточному фасаду Софийского собора и вскрытых раскопками. Вероятно, в 70-х гг. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества.
после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата. На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены.
У северного и южного притворов храма есть самостоятельные апсиды. XII в. во Владимире был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский собор. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы.
Богаты и разнообразны традиции русского крестьянского зодчества. Это были Аристотель Фьораванти (Успенский собор в Кремле), Алевиз Новый (Архангельский собор в Кремле), Петрок Малой (церковь Вознесения в селе Коломенском, укрепления Китай-города), Пьетро Солари, Алоизио да Карезано (крепостные стены и княжеский дворец), Пьетро Солари, Марк (Грановитая палата в Кремле). В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Это был шестистолпный собор, но лестничная башня в нем в отличие от соборов Юрьева и Антониева монастырей не выступала наружу из объема здания, а размещалась, по-видимому, в одном из боковых членений нартекса.
При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. На капителях лежит поперечное крепление – антаблемент.
Даже само количество построек явно показывает, что строительство не могло быть выполнено приезжими киевскими мастерами очевидно, здесь работала какая-то другая строительная артель. В них были устроены щели для стрельбы по противнику— «скважни». К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы. Это была характерная для Польши романская техника.
Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же. Самостоятельная и очень яркая владимиро-суздальская архитектурная школа сложилась в Северо-Восточной Руси.
Благодаря их работам история русской архитектуры не только пополнилась новыми памятниками, но и, что еще важнее, раскрылась с подлинно исторических позиций. XI в., киевская артель несомненно стала уже отлаженным механизмом, в котором наряду с греками значительную роль должны были играть и их русские ученики. Известны они по результатам раскопок.
Его резной белокаменный орнамент – в основном модификации крина (лилии), пальметты (веерообразного листа) иногда маски, зооморфные изображения. XII в. строительная деятельность резко усиливается.
Вместе с тем архитектурный облик памятников 60-х и 90-х гг. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня.
Здесь на Волге любили растительные орнаменты. XX столетия. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение.
Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв.
От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря.
Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь. Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). Получив в наследство высокие традиции архитектуры Киевской Руси и дополнив их деятельностью византийского мастера, Полоцк в дальнейшем мог развивать зодчество с гораздо большей свободой, чем такие строительные центры, как Смоленск или Владимир-Волынский. Начиная со второй половины 60-х гг.
Церковь, рубленная из сосновых бревен, является замечательным образцом клетского храма с уникальной свайной конструкцией основания. Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. То же относится и к гражданским сооружениям – палатам вельмож (князей Василия Голицына и Ивана Троекурова в Охотном Ряду, XVII в. ), производственным зданиям (Монетный двор, 1697 г. и др. ).
Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль. Стены возводили из кирпича и камня на известковом растворе, в который нередко добавляли цемянку – толченую керамику. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора.
Как он выглядел. Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг. В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. В северной части восточно-славянского ареала строили наземные срубные дома с дощатым полом.
Тем не менее представить первоначальный облик храма не составляет особых затруднений. К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Западная часть церкви Ильи Пророка, вероятно, поднималась в виде башни. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г. За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами.
Исследование памятника позволило дать его графическую реконструкцию. Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10 -20-х гг.
XX столетия. XII в. был построен главный храм Галича — Успенский собор.
В Киеве мастера приравняли высоту собора его длине, но в Новгороде при меньшей длине здания собор казался бы слишком приземистым и его высоту сделали равной длине вместе с галереями. Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия.
XII в. уже восторжествовала статичная композиция. Дома «двужилые», то есть двухэтажные.
Отличия галицкого Успенского собора от более ранних памятников настолько существенны, что несомненно свидетельствуют о работе каких-то новых мастеров, причем первоклассных зодчих и скульпторов. Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры. Там же был возведен каменный княжеский дворец. Мерой была красота и сам человек, его пропорции.
В них были опубликованы материалы, собранные как самим В. В. на это месте построили новую церковь. Церковь Покрова на Нерли — небольшой четырехстолпный храм, к которому с трех сторон примыкали галереи. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года.
Самые. Судя по остаткам, вскрытым раскопками, к тому же четырехстолпному типу относилась и церковь в Перекопном переулке, сооруженная в середине XII в. Особый интерес представляет церковь, обнаруженная раскопками на детинце древнего Смоленска.
Основным видом городских укреплений были городские стены4. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран. Время сохранило лишь отдельные имена. Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг. Пятницкая церковь в Звенигороде была прямоугольной с прямоугольной же апсидой.
Они всегда ставились на наиболее возвышенном, продуваемом месте – вершине холма, на речном высоком мысе – крутояре, где ветру было где разгуляться. Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. Покрова Богородицы, 1683 – 1688 гг. Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг. Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента.
В дальнейшем данный тип не получил распространения на Руси Кловский собор остался здесь единственным его представителем. Так началось каменное строительство в Юго-Западной Руси. Очевидно, что галицкие храмы имели конструкцию сводов крестовокупольного типа (точнее — вписанного креста) и обладали статичной уравновешенной композицией с одной массивной главой и спокойным ритмом закомар. Русские храмы в стиле барокко обычно высокие, с легкими изящными контурами. Павлиновым и другими их собратьями по профессии и учениками.
В Мезенском секторе, где многие селения располагаются по высоким обрывистым речным берегам, для их укрепления рубили подпорные стенки, на них делали деревянный настил. На вымощенной каменными плитами площади перед собором стоял киворий — сень над водосвятной чашей. В начале 40-х гг. Внутри собор был некогда богато украшен мозаичной и фресковой живописью, мраморными деталями имел мозаичный пол. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками.
Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору.
О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. Фасады храмов несут выразительную скульптуру с большеголовыми и большерукими изваяниями. На настил ставили амбары, ледники.
В таком случае храм был трехнефным, шестистолпным, с двумя боковыми галереями — с юга и севера. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной.
В его четкой, строгой структуре, композиционном построении и декоре фасадов (при сохранении внешних черт древнерусских крестово-купольных храмов) проявилось рациональное мышление ренессансного строителя, даже инженера. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды.
Естественно, что Владимир должен был даже своим обликом, величием архитектуры соответствовать тому политическому значению, которое он приобрел. Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы. Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. Князь установил с Полоцком дружественные отношения, скрепленные династическим браком.
Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма.
Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров.
Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже на первом, так называемом домонгольском, этапе (X-XII вв. ) отечественное зодчество имело местные особенности, выражавшиеся, в частности, в используемых материалах. Таков, например, план г. Олонец в Карелии. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка.
Развиваясь, оно прошло большой и сложный путь, отражая своеобразные социальные условия жизни народа. Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части – соответственно разделению внутреннего пространства храма.
Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. Ризположения, 1485 – 1486 гг. Они обусловлены несколькими причинами. Создание многих монастырей граничит с деятельностью тех, кто осваивал российские земли.
По этому же принципу иногда (главным образом на Севере) строились большие деревянные дома на подклетах или в два этажа.
Грабарь отмечает различия ветряков по реке Онеге и Подвинью: первые – короче и приземистее, вторые – выше и стройнее, что граничит с особенностями ветрового режима. Близ Галича вскрыт иной вариант квадрифолия — с мягко скругленными контурами (так называемый Полигон). Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов. Среди вековых вечнозеленых сосен уютно и трогательно встроена Никольская церковь XVII в. из деревни Тухоея.
А в северозападных землях (в Великом Новгороде и Иван-городе – ныне в Ленинградской области) для сооружения подобной крепости использовали местный известняк, на Соловецких островах – валуны, что придавало ей своеобразный вид. Изменение архитектурного образа памятников хорошо отражает усиление мощи Владимира — стольного города одного из самых сильных русских княжеств. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве. Такое сходство абсолютно понятно.
Далем, А. М. Стефан Пермский проводя христианизацию язычников использовал эту скульптуру, которая заменила поклонения идолам.
был восстановлен, при этом значительно расширен. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи. Храм увенчан тремя главами, но в отличие от новгородских соборов эти главы расположены симметрично и не имеют функционального значения, являясь, очевидно, лишь данью традиции. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Последний этап древнерусской культуры – XVII в. Основными заказчиками, чьи вкусы сказывались на облике новых построек, постепенно становились служилые дворяне, купцы, посадские люди. Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора. Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе.
К концу XVI века в стране насчитывалось до 200 монастырей. Кроме того, в московских артелях работали мастера из Белоруссии, Украины, стран Европы.
«На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя. А. В. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь.
В Новгороде Софийский собор (1045 – 1052 гг. ) возвели из одного местного известняка, храмы в Приднестровье – наоборот, строили преимущественно из кирпича, поскольку его производство было дешевле привозного камня. Проект ("сметная роспись", "наемная запись" или "ведомость") включал подробное описание здания, перечень необходимых материалов и работ. Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика. История зодчества Древней Руси — молодая наука.
Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря. Письменные источники сообщают о необыкновенной роскоши отделки здания.
Его декоративной системе присуща насыщенность форм идущих не только от итальянских прототипов, но и от готических в ренессансной трактовке (высокие остроконечные фронтоны над входами, окнами и пр. ) известных по постройкам Петрока Малого (например, церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском), что исследователи объясняют участием в его сооружении мастеров из Западной Европы. Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ).