Даму под покрывалом или с вуалью (так переводят Донну Велату) талантливый живописец написал в эпоху творческой зрелости, в 1515 году, когда Рафаэлю Санти исполнилось 32 года. «донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти. «донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata – «женщина под покрывалом»)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти.
«донна Велата» (итал. Ritratto di donna или La Velata— «женщина под покрывалом»)— один из известнейших портретов художника итальянского Возрождения Рафаэля Санти.
О судьбе портрета известно крайне мало. К тому же, богатые заказчики выстраивались к нему в длинную очередь. Все их работы были пронизаны гуманистическими настроениями того периода, прославляли величие человеческого разума, красоту и достоинства людей. В это же время продолжались росписи парадных покоев папы (станц Ватикана) и лоджий Ватиканского дворца, создавались картоны для гобеленов Сикстинской капеллы. Но вопрос авторства «Мадонны с младенцем» до сих пор окончательно не решён.
Тоогда купи его. Это движение часто называют «Стыдливая Венера». Римские художники и скульпторы эпохи Ренессанса сблизили образ Венеры с иконографией Афродиты Анадиомены, то есть «Афродиты, рождённой из пены», с картины Апеллеса (придворного художника Александра Македонского) и древнегреческих скульптур изображающих Афродиту перед купанием, стыдливо прикрывающей свою наготу. В 1518 – 1519 годах Рафаэль написал портрет женщины имя которой до сих пор будоражит воображение – «Форнарина». Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля – «Форнарина» (1518 – 1519), «Донна Велата» (1514 – 1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512 – 1513).
И Мессерер его демонстрирует. Не в правилах Рафаэля было отступать. Они убеждены, что Форнарина – не более, чем красивый миф, мистификация и, что пока не найдены свидетельства её существования, нет никаких оснований считать, что Форнарина была моделью для «Донны Велата» и «Сикстинской мадонны». Есть мнение, что это мог сделать Джулио Романо, который позже «внёс поправки» в полотно.
Этим объясняются некоторые несовпадения его информации. 1512, Прадо, Мадрид). Именно тогда пишет с нее Рафаэль свое бессмертное творение – «Сикстинскую мадонну». fornarino – булочник) определил её прозвище – Форнарина.
Рафаэль оказался в крайне трудном положении. Рафаэль считается художником «небесной женской красоты», который умел с исключительной точностью облачать в поэтические формы образы своего времени. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Версия авторства Джованни Санти выдвигалась искусствоведом Адольфом Вентури.
Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Речь идёт, прежде всего, об изображённой жемчужной заколке в волосах женщин. Так дочка пекаря стала натурщицей и любовницей великого итальянского живописца.
Но это не более, чем предположение. Настоящее имя Форнарины – Маргарита Лути, дочь пекаря из рисского квартала Трастевере.
Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. В эпоху Возрождения сюжет Венеры Небесной был очень популярен. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. за десять поцелуев. «О, как ты прекрасна. » – повторял маэстро при каждом взмахе карандаша.
Джулио Романо был одним из ближайших учеников художника, которого по свидетельству Вазари, «Рафаэль любил так, что будь Джулио его сыном, он не мог бы любить его сильнее и потому-то он всегда и пользовался его помощью в самых важных работах». Небесный образ, запечатленный Рафаэлем, навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины). На следующий день Рафаэль пришел к папаше Лути за разрешением рисовать его дочь. Красота во внешности для Рафаэля никогда не была основным качеством в человеке. Губы тронуты едва заметной улыбкой. Вторым доказательством послужили документы, согласно которым именно записавшись «вдовой Маргаритой», Форнарина ушла в монастырь Святой Урсулы недалеко от Рима в 1520 году после смерти Рафаэля.
На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Кроме того, под более поздними слоями краски реставраторам удалось обнаружить на портрете «Форнарина» рубиновое кольцо (вероятно обручальное), которое впоследствии было тщательно закрашено. Увесистый кошелек с дукатами сломил его сопротивление. Секретарь папы в своём письме свидетельствует, что до самой своей смерти Рафаэль заботился о старом учёном: «Его кормит и угождает ему, как сын, богатый художник, очень любимый папой именем Рафаэль из Урбино это молодой человек необыкновенной доброты и изумительно талантливый». Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью их взаимное чувство не имело себе равных и все вышесказанное – неправда. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил.
Род деятельности её отца-булочника (итал. Искусствовед Павел Муратов предполагает, что она умерла в монастыре в 1520-х годах.
Своей мачехе Бернардине, у которой вскоре после смерти Джованни Санти родилась дочь Елизавета и приложившей немало сил, чтобы отсудить у Рафаэля оставленное отцом наследство, художник назначил содержание из своего наследства. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Занимаясь росписями, Рафаэль не забывал и о станковых портретах, в которых отразились черты монументального искусства. Не удивительно, что теперь только в редких случаях, мастер успевал сам закончить картину. Полуобнажённая красавица на портрете с лёгкой улыбкой прикрывает грудь. Но позже известный искусствовед Роберто Лонги опровергал её.
Считается, что именно Форнарина многие годы была музой художника и стала моделью для многих прекрасных мадонн мастера, в том числе и знаменитой «Сикстинской мадонны». Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.
Именно в портрете «Дама под покрывалом» Санти попытался изобразить свои мысли. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Как соглашается большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля – «Форнарина» (1518 – 1519), «Донна Велата» (1514 – 1515) и в его знаменитой "Сикстинской Мадонне" (1512 – 1513). В 1520 году, после смерти Рафаэля, Джулио Романо было поручено закончить начатые его учителем работы (одна из них – роспись зала Константина в Ватикане), в этом же году Романо написал портрет обнажённой женщины, который традиционно назвал «Форнарина». А узнаваемый общий прототип, который проступает не только в «Донне Велата» и «Сикстинской мадонне», но и в «Мадонне делла Седия» и «Форнарине» – это один обобщённый устойчивый женский образ, рафаэлевский идеал женской красоты, независимый от модели.
В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. Художник искал модель для фрески «Амур и Психея» и на берегу Тибра встретил Маргариту Лути, которую пригласил к себе в студию в качестве модели. Многие исследователи склоняются к мысли, что работа была выполнена учениками Рафаэля при участии самого мастера. Лицо женщины спокойно, взгляд устремлён вдаль, жест руки напоминает движение, называемое «Стыдливая Венера». Это знаменитая «Донна Велата» («Дама под покрывалом») – воплощённая рафаэлевская идея женской красоты и индивидуальности. В майском номере историко-художественного журнала Stile Arte профессор Куруз объяснил значение символов в двух известных женских портретах – «Донна Велата» и «Форнарина». Кроткость и душевную ясность Рафаэль унаследовал от матери.
Такие жемчужины назывались «ромашками» или «маргаритками» и их носили замужние женщины. Для заказчиков Рафаэль был исполнительным гением с ангельской душой. В центре, наверху лестницы, – Платон и Аристотель сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, они ведут извечный, великий спор – старец Платон подъемлет перст к небу, молодой Аристотель указывает на землю. Право так называться художнику дают не только прекрасные Мадонны его кисти, но и два знаменитых женских портрета неофициального характера – «Донна Велата» и «Форнарина».
Такая поза стала называться «Венера Целомудренная» или «Стыдливая». Само небо послало мне ее. ».
Для художника она явилась синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции. Душа – вот, что было главным.
Адвокатом этой версии выступает историк искусства Вазари, он называет Форнарину «женщиной, которую он (Рафаэль) любил до самой смерти». Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Он выделил для нее несколько роскошных комнат рядом с апартаментами художника. Изначально картина находилась в коллекции флорентийского купца Маттео Боттега из Кремоны (города в итальянском регионе Ломбардия), а в 1615 году стала собственностью Козимо II.
Рафаэлю пришлось еще раскошелиться. Именно он обучил юношу мастерству рисунка. Лицо девушки прекрасно и в то же время абсолютно спокойно.
Большинство элементов классической легенды о Форнарине сложились в XVIII – XIX веках. Рафаэль обожал свою юную Форнарину. На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино.
Любовь удваивает гений. А потолок – стеклянный.
Однако своих мадонн и портреты он всегда писал сам. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты. А теперь вернемся к творчеству.
Петра, в следующем году художник был назначен «комиссаром древностей» – руководителем всех археологических раскопок в Риме и его окрестностях. Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом некоторых других женских образов Рафаэля римского периода («Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также фигура в Станце дЭлиодоро и Психея на фреске виллы Фарнезины). Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста. Рафаэль называл её своей Психеей – «своей душой».
В ее облике можно заметить две черты – человеческое достоинство и благородство. В качестве действительно убедительного аргумента используется период создания картин: ко времени своего знакомства с Форнариной, Рафаэль уже завершал эти две итоговые в его творчестве картины. Черты лица Донны Велаты мягки, текучи, нежны, они растворяются в легких переходах света и тени. Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов.
Личность красавицы на портрете тоже окутана тайной. золотых, снял для нее виллу. Знаменитый мастер Пьетро Перуджино был учителем юного Рафаэля. Индивидуальность проступает в камерной атмосфере обеих картин.
Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты. В то время, этот древний город был центром нового и реалистичного искусства.
В 1527 году в Риме умер переводчик Гиппократа на латинский язык Рабио Кальве, о котором говорили: «он был необыкновенно учён и почти святой жизни и вот таким образом умер в бедности». Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
На левом плече женщины браслет с надписью «Рафаэль Урбинский», который даёт повод предположить, что моделью служила возлюбленная художника. Он выкупил дочь у отца за 3 тыс. Сделка оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал.
Некоторые исследователи видят сходство этого лица с лицом «Сикстинской мадонны», что свидетельствует о том, что знаменитый образ Мадонны копировался с вполне реальной женщины. Биографические данные о Рафаэле немногочисленны. Но незнакомка отказалась от подарка. 1513, музей Гарднер, Бостон).
Согласно этому мифу Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал над оформление виллы Агостино Чиги «Фарнезина» в Риме. Под высокими сводами чисто ренессанской архитектуры, на ступеньках широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа.
Изобретение – дело духовное. На портретируемой нарядное платье, полуприкрытое простым, гладким покрывалом и потому все внимание зрителя сосредоточено на лице молодой женщины. И начался их роман, который продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. В настоящее время портрет украшает Палатинскую галерею Палаццо Питти во Флоренции.