Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Его творения настолько грандиозны, что восхищают людей и по сей день. В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Их судьба иногда была драматической. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Он так и не обзавёлся семьёй и не скопил богатства, хотя бедным он не был. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Лаврентия изображающим Страсти Господни. В течение долгих лет считалось, что скульптура, заказанная флорентийским землячеством в Венеции, была исполнена во время пребывания Донателло в Падуе, во второй половине 1440-х или в начале 1450-х гг.
К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лонд. ). Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Крестильнице).
Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Лицо его отличается особой экспрессией. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Св. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео 1396-1472 Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса папы Иоанна XXIII 1424-1427, которое находится в Баптистерии Собора.
они были приостановлены. И как всегда, он уверенно справился с ними. Именно статуя Давида лучше других характеризует второй период творчества великого мастера. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Во-первых, возрастает значение линии. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры.
памятников, явившихся в XV и XVI стол. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Замечательна его мраморная статуя Иоанна (музей Барджелло, Bargello). Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа.
Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, – обе во Флоренции. Изящно ложатся складки одежды. Тот факт, что статуя находилась во дворе Палаццо Медичи (и была, возможно, создана по их заказу), говорит о том, что семья Медичи хотела, чтобы их воспринимали как поборников свободы. Она стоит теперь перед церковью св.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Донателло (Donatello), (Донато ди Бетто Барди – Donato di Betto Bardi, ок. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Донателло (Donatello, собственно Донато ди-Никколо-ди-Бетто-Барди, D. di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянск.
Красив мотив струящихся складок одежды. Но несомненно, что характер поздних работ Донателло связан с глубоким переломом, в них прослеживается печаль, усталость, трагичность. А Брунеллески он был обязан многим.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием «Zuccone» и помещенной в фасадной стороне башни Джотто во Флоренции. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno. Здесь работал в течение ряда лет и создал свой шедевр — фрески капеллы Скровеньи — другой великий флорентиец — Джотто. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами.
Линии в «Битве св. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Это способствовало процветанию торговли. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как, например, в барельефе изображающим «Положение во гроб», находящемся в церкви св. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Эти драматические события, несомненно, наложили отпечаток на развитие искусства во Флоренции. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни некоторые упоминались. Самые замечательные из них – бронзовые барельефы, представляющие эпизоды из жизни св. Фасад же церкви остался неоконченным. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43).
Уже на рубеже XIII и XIV вв. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. музей Барджелло).
Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Пьеро назначил ему пенсию, на которую старый мастер и доживал свои дни. Самые замечательные из них — бронз.
25 ноября 1406 г. имя Донателло появляется в документах, связанных со строительством собора Санта Мария дель Фъоре. После «Давида» Донателло обнаженная фигура стала неотъемлемой частью нового гуманистического искусства. Лаврентия изображающих Страсти Господни. св.
Пять фигур находятся в музее собора. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. живописный рельеф. Родился Донателло (уменьшительно-ласкательное от Донато) во Флоренции или близ неё. То же напряжение ощущается и в лице.
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Антония. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. Именно такая женщина была способна на подвиг. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Для окончания своего художественного образования ездил на два или на три года в Рим вместе с известным архитектором Брунеллески. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Фигура прорисована уверенно и свободно. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.
Антония в Падуе. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. 1415, Флоренция, Нац. За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. К первому относится его статуя Магдалины (ок. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов.
В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. На его лице веселая улыбка. В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах.
Это еще одно новшество, введенное Донателло. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Антония.
В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. 1434, флорентийская Крестильница – Санто Кроче). Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце.
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Лаврентия, украшенной его работами.
Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Римские впечатления изменили мастера. собора между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.
Хиазм – это постановка тела, при которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). В 1457 работает (опять во Флоренции) Св. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).
скульпторов эпохи возрождения, род. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Изображенный пророк Иеремия — весь в борьбе и кипении, он с трудом удерживается на месте, как бы наступая на зрителя.
В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
Роль пластического искусства была особенно велика, так как оно обращалось к самому широкому зрителю. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Итак, со времен Джованни Пизано итальянская скульптура не знала такой масштабности, внутренней силы интенсивной жизни образов, такой пластической мощи и богатства языка. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Произведения Донателло в ризнице церкви Св.
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Его окружали ученики и подмастерья иногда до 20 человек, которые активно помогали скульптору в работе. Умер в 1466 г. в одиночестве и погребён с большими почестями в церкви Сан Лоренцо, украшенной его работами, рядом с могилой Козимо – своего друга, так что «как души их всегда были близки, когда оба они были живы, так и тела их упокоились рядом, когда оба они умерли». В действительности, все эти точки зрения односторонни.
В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Италии.
Местоположение статуи не изменилось. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. илл. ). Таким образом, удалось достичь исключительных эффектов в сочетании гладких полированных плоскостей обнаженного тела и живописно трактованных волос и шляпы Давида. «Св. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
И тело и одежда Магдалины одинаково повреждены червем времени и потому кажутся слепленными из одного материала. Антония, покровителя Падуи. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Антония.
«Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Это – исхудалая старуха, покрытая волосами. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Искусство Раннего Возрождения не было однозначно натуралистическим, простым.
В скульптуре Св. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Вверху изображены летающие ангелы. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
св. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Они как бы окаменели от горя. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Сохранилось свидетельство Лудовико Гонзага, безуспешно пытавшегося уговорить переехать мастера в Мантую: «У него так устроены мозги, что если он не захочет приехать, то надо оставить всякие надежды».
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Его крылья, кажется, еще полны движения. Марка. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент.
Художник остался в Падуе до 1456. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Слегка изогнулся торс Марка.
Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. В флор. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами.
Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. В отличие от «Св. И хотя в последнее время некоторые положения, выдвинутые исследователем, подверглись критике, они по-прежнему представляются нам наиболее правдоподобными.
Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Брезгливой гримасой тронут его рот. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения.
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Около 1345—1350 гг. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
В скульптуре Св. Тем самым усиливается иллюзия пространства. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.
Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Св. Донателло строит образ на игре света и тени. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Лаврентия, украшенной его работами. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания.
Разместив этот символ свободы во дворе собственного дворца, Медичи хотели, чтобы их имя ассоциировалось не с тиранией и узурпацией власти, а, напротив, с республиканскими ценностями14. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Но мастер компенсирует эту потерю другими эффектами, близкими тем, которые достигаются в живописи. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность.
Д. с необыкновенной верностю угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии и умел определять степень их оконченности. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Удивительна судьба этого города. Лаврентия изображающих Страсти Господни. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники.
Кафедры 2, 80. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Там Беатриче сменяет св. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. теперь в Англии).
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. В статуе св. Санта-Кроче, во Флоренции и изображающий Благовещение.
Марка (1412 год), св. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Донателло исполнил также вместе с учеником своим Микелоццо Микелоцци несколько надгробных памятников в церквах среди них замечателен монумент развенчанного папы (антипапы) Иоанна XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгробных памятников, явившихся в XV и XVI столетиях во многих церквах Италии. Вот таким образом у него два стиля: реалистический и классический.
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. В этой драме многое допускает различные толкования. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески.
Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах.
Не случайно примерно в те же годы Донателло вместе с Микелоццо выполнили наружную кафедру для собора в Прато, также украшенную изображением танцующих ангелов. Статуя «Давида» была создана в наиболее классический период творчества мастера, вероятно, для фонтана посредине внутреннего двора палаццо Риккарди ? Медичи. имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.
Выраженный с наибольшей четкостью в интерьерах Старой сакристии и капеллы Пацци, этот стиль отличается ясной логикой композиционного решения и визуальной гармонией. В 1444 был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Примерно в это же время, то есть в конце 1430-х — начале 1440-х гг., Донателло выполняет важный заказ на скульптурную декорацию Старой сакристии церкви Сан Лоренцо. На коленях стоит богоматерь.
Но спорить с Донателло было не так-то просто. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Св.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Он совершенно наг, если не считать широкополой пастушеской шляпы, увенчанной лавровым венком и сандалий с поножами. Антония.
С такими он был непреклонен. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Нам кажется, что и пребывание Донателло в Риме в 1432—1433 гг., вполне достоверное и подтвержденное документами, тоже не оказало сильного воздействия на творчество скульптора. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорить о привычке к победам и торжествам.
Антонием. Высоко над холмом вознесены три креста. Удачно передано движение ангела. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем».
Последняя работа Донателло – две кафедры для церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Георгия (ок. Однако страдание обладает длительностью во времени.
Людовика Тулузского (ок. Лаврентия, во Флоренции. В 1686 Кантория Донателло в Соборе была заменена, долгое время в разобранном виде хранилась во дворе Барджелло, позже перенесена в Музей собора. Символ поверженной гордыни, шлем которого украшает сценка с путти, тянущими колесницу.
Бронзовый Давид— почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
В 1457 г. Донателло во Флоренции создает образ св. банкира Мартелли. Одна из первых его работ – горельеф из мелкозернистого камня, – находится в церкви Санта-Кроче (Флоренция) изображает Благовещение.
Это, например, можно сказать о мраморной статут св. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием «Zuccone» и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто во Флоренции. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Она стоит теперь перед церковью св. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио.
Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья.
Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Она, несомненно, связана с ними тематически.
По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, впоследствии самый знаменитый царь Израильский ? один из самых распространенных героизированных образов Итальянского Ренессанса, в целом тема героя?победителя – излюбленная тема этой эпохи. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства.
Вот таким образом у него можно выделить два стиля: реалистический и классический. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой.
8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.
Господь сокрушает гнев могущественного врага. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Так подчеркнута глубина рельефа.
Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. республики Гаттамелаты. Антония. Он восторженно отзывался о статуе «Св.
Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся в поныне — быть может, просто копии с антиков. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Одним из первых скульпторов Италии художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм ренессансной скульптуры. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма.
Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Марка». Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу.
С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. св. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Одна из его первых работ — горельеф из мелкозернистого камня, находящ.
Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Между ними видны играющие музыканты.
Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. Он обладал характером сложным и независимым. Это первый опыт Донателло в создании так называемого живописного рельефа с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами.
Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Самые замечательные из них — бронз. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Донателло (1386-1466) – великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения.
С 1443 по 1453 Донателло работает в Падуе, создавая наиболее значительные произведения. Надгробие делится на три яруса. Работа удалась на славу.
Бронзовый Давид— почти мальчик с гибким, юношеским телом и длинными волосами. нателло. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Георгия» красивы и выразительны.
Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Подобная композиция трудна для исполнения. Марку» с Ор Сан Микеле. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Линии профиля определенны и чеканны.
Георгия» и «Св. Давид Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя. Донателло впервые вновь после античности представил в скульптуре обнаженное тело человека. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа.
Он использовал т. н. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок.
Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. 1386-1466) итальянский скульптор. Мальчик одолел страшного тирана.
Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. Особенно это заметно в изображении св. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался.
Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Антония. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.
Образом послужил памятник Марку Аврелию. 1455–1460). Высокий и широкий, но небольшой глубины – не превышающей полметра – достаточной для готической скульптуры, но явно малой для более реалистичного изображения сидящего человека и потому скульптура, по сути, представляет собой горельеф. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы.
Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». 1423—1425) и св. Для Собора св. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.
Но более всего обоих ваятелей роднит беспредельная вера в человека, восхищение его телесной и духовной красотой, а также новаторство, вечный поиск новых средств выразительности. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.
Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным.
Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.
Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Она стоит теперь перед церковью св. живописный рельеф. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Вертикальные линии направляют взгляд еще выше, к величественным архитектурным сооружениям и там, наверху, виден возносящийся Иоанн.
Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов.
Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.
Антония в Падуе. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него.
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Лаврентия, во Флоренции. В рассматриваемой композиции св.
С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Вот таким образом можно говорить, что у него два стиля: реалистический и классический. Голов pа повернута слишком неестественно. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Не случайно статуя Давида соседствовала с ещё одной знаменитой работой Донателло: скульптурной группой «Юдифь и Олоферн». Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. собора и находящихся теперь в Opera del Duomo. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Представитель флорентийской школы.
Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Умер Брунеллески во Флоренции 15 апреля 1446. Статуя эта – портрет современника, с большой лысой головой. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. В 1411-1412 он создает мраморную статую Св. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Биография Данте. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Августином и Петраркой перед судом Истины. Антония.
Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Перед нами предстает мальчик с гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, в правой руке он держит меч, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. В 1456 г. Донателло подарил флорентийскому врачу Джованни Келлини в благодарность за излечение от болезни небольшой круглый бронзовый рельеф с изображением Марии с младенцем и четырьмя ангелами. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк. Барджелло. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.
Лаврентия, во Флоренции. Подражание античному искусству видно и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах «Силена и вакханки» на бронзовой плоской чаше (Кенсингтонский музей в Лондоне). Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.
Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Это исхудалая старуха с длинными волосами. св.
Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна Secretum Meum в форме трех диалогов между св. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Здесь начинается следующий этап его творчества.
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Георгия и о статуях Давида и апостола Марка.
Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Его личность вызывала уважение флорентийцев, о чем красноречиво свидетельствует сюжет уличного представления, в котором к Донателло прибывал посланец с приглашением ко двору самого «царя Ниневии», для выполнения важных заказов, на что Донателло ответил отказом, так как должен был окончить статую для флорентийского рынка и ничем другим заняться не мог. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Все в этой фигуре весомо и материально. Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами и добился непрерывности движения танцующих ангелов. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора.
На лице его застыла гримаса страдания. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Георгий», 1416, «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27). Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Антония в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Антония (Санто).
Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения.
В искусстве своего времени он выступил, как подлинный новатор. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. св. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Данте Алигьери родился в середине мая 1265 во Флоренции.
Торжествуйте, граждане. »16. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. ДОНАТЕЛЛО — (Donatello) (наст.
Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Но это не простой мальчик. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Георгия» и «Св.
стилю Д. (наход. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классич. По сути, эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения и знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства.
«Св. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал.
Конца работ в интерьере не дождались ни Джованни ди Аверардо Медичи, ни Брунеллески, ни даже Козимо Медичи. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени.
Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Здесь представлены родные и друзья Христа. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Мария показана в сложном повороте. в црк. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 г. изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Для понимания замысла Донателло важен также исторический и политический контекст. Антония. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент.
Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Он использовал т. н.
фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Все исследователи так или иначе отмечают необычную женственность облика юноши и его «негероическую» позу: «Донателло изобразил очаровательного юношу, в котором своеобразно сочетается угловатость молодости с округлостью несколько женственных форм, дышащих чувственной прелестью»9 «сильный, хотя совсем ещё юный мальчик-победитель задумчиво и даже немного смущенно смотрит вниз на отрубленную им голову поверженного великана, жеманным и усталым движением правой руки поддерживая небольшой меч»11 «Наготу Давида, оттеняемую сандалиями и шляпой, подчеркивают выражение лица и весь облик юноши, говорящие о самолюбовании и нарциссической сосредоточенности на самом себе»2. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Скульптурный ансамбль Алтаря Св.
Статуя полна жизни и изящества. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.
Такие большие скульптурные алтари были известны лишь готическому искусству. Столь же выразительно и лицо пророка. музей Барджелло). Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Марка» с Ор Сан Микеле.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Главное действие происходит в центре композиции. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Museo dell Opera del Duomo. В ней чувствуется рука самого Донателло.
Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (в настоящее время хранится в Англии). 1430–1433, Национальный музей, Флоренция) создана Донателло под влиянием античных образцов. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. илл. ). В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон.
В отличие от «Св. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Головой он выходит за пределы рельефа, закрывая часть орнамента и потому кажется, что ему не суждено подняться выше. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Георгия и о статуях Давида и ап. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.
Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны.
Новаторская универсальность этого гения поразительна. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.
Пятиметровый скульптурный алтарь включал в себя 7 больших бронзовых статуй и более 20 рельефов (из них 5 крупных рельефов), поражает разнообразием использованных материалов (бронза, мрамор, камень, смальта). В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. св.
Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Филиппо Брунеллески родился во Флоренции, начал творческую деятельность как скульптор. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.
Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Это — исхудалая старуха, покрытая волосами.
В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Юноша в рыцарском вооружении стоит в твердой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста. В его правой руке — тяжелый меч. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце времен. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками – Бертольдо и Беллаго. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. В 1444 г. Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венец. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон Франция. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии).
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Антония и изображениями символов евангелистов. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. во многих церк. В статуях кампанилы раскрылись новые грани дарования Донателло: экспрессия и драматический пафос образов, острота, напряженность пластического языка.
Кроме того, существуют документированные свидетельства о том, что на несохранившемся постаменте статуи располагалась следующая надпись: «Побеждает тот, кто сражается за отечество. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Антония. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.