Автор статуй «Святого Георгия»— Донателло— крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Автор статуй «Святого Георгия» — Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. В 1415 году гильдия оружейников заказывает Донателло статую Святого Георгия.
Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Историю Иакова и Исава», в сложную многоплановую композицию, уходящую далеко вглубь. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло.
Для постановки фигуры мастер использовал прием контрапоста. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». свою красоту и славу. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе.
Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Либо «кошка цвета меда».
Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Измельчить масштаб — создастся впечатление муравейника. Одеяние военачальника – свидетельство желания придать ему черты героев Античности. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Постепенно развивая приемы Лимбургов, совершенствуя их, они вышли на тот уровень, который означал преодоление средневековой художественной системы.
произведениях есть немало общего. Услышав это, апостол Петр «опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море а другие ученики приплыли в лодке» и затем разделили трапезу с Иисусом. Такие детали, как обрамление дверного проема с увенчивающим его фронтоном (щипцом), свидетельствуют о тщательном изучении древних памятников, например Пантеона (стр. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди.
Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги.
Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело». Хотя, может быть, он ей и гордился, так как это сложная композиция из двух фигур, у них есть взаимоотношения и в то же время есть круговой обход. Линии профиля определенны и чеканны. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. «Поле молний» занимает участок земли шириной в 1 км и длиной в 1 милю (1609 м).
Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Обычно в собраниях хранятся разрозненные створки. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Оно проработано так тщательно, что кажется живым.
Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Марка». В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему. Нет надобности долго распространяться о проявлениях новаторства в рельефе Донателло.
Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Впервые в истории художник стал очевидцем в подлинном смысле слова. Св. Фигура исполнена достоинства. вратами в рай.
Вокруг он изобразил цветочный узор. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. В 1403—07 гг. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал.
Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.
Занятная деталь: вверху слева Донателло помещает солнце с расходящимися во все стороны лучами и, чтобы оно лучше выделялось на темном фоне, покрывает его позолотой. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Некоторое время он работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты. В этой фигуре всё значимо. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
При взгляде на Юдифь, сотворенную Донателло, очень легко понять, какие эмоции она испытывала. Донателло, как и его друг Брунеллески изучал древние памятники.
Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Здесь все – новаторство.
тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато.
С такими он был непреклонен. В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясен обилием античных памятников. Лаврентия изображающим Страсти Господни.
Георгия» и «Св. Лицо Авраама выражает целую гамму чувств – и горечь и отчаяние, которые сменяются удивлением – он побежден, он победил. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Впоследствии Джордже Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в нее всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений». Давид обращен к зрителю, он как бы позирует.
Фигура прорисована уверенно и свободно. А Брунеллески он был обязан многим. То же самое относится и к фигурам. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован.
После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Это открытие не было чем-то совершенно новым, подобно открытию перспективы. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. И все равно что-то не устраивало Лоренцо. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Он не случайно украшен изображением дверей, закрытых с западной стороны и приоткрытых с восточной.
Таким приемом достигается ощущение расслабленности позы, отдохновения после схватки. Созданный скульптором героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту Флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен С точки зрения идеи – патриотического подвига – «Св. Новая техника сплющенного рельефа, предложенная скульптором, отличалась предельной реалистичностью. На смену дереву приходит мрамор и бронза. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок.
Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве.
Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Именно в Битве Святого Георгия с драконом был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса. 179 илл. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.
В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано. Гиберти идет от нижнего левого рельефа к правому верхнему.
Донателло. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Обратите внимание на форму арки, полукружие которой срезается пилястрами (плоскими полуколоннами) верхнего яруса. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой.
Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Но спорить с Донателло было не так-то просто. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами.
На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Совсем другое у Донателло. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Скульптор создал новый тип рельефа, т. н. живописный. Однако это впечатление обманчиво.
Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Т. е.
И решена она тоже очень интересно, оригинально. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Решение этих и других вопросов требовало времени. Здесь немножко другая история. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. В рассматриваемой композиции св.
Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Тем не менее эта работа тоже значительна. Трудно найти этим рельефам место в скульптуре третьей четверти или конца XV в. Они являются гениальными видениями большого художника яркой индивидуальности.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. В общем, очень непонятно.
127). Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще.
А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Брунеллески применил их для того, чтобы подчеркнуть формы и членения интерьера. Увеличить масштаб самих фигур — меньше их уместится. Неверным было бы, однако, предположение, что Возрождение возникло вследствие ознакомления с античным искусством.
Этот герой настолько уверен в своих силах, что ему не приходится напрягать мускулы и принимать оборонительную позу. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). И большей частью они были живописцами. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Это первый написанный с натуры пейзаж, первый «портрет» уголка природы. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима.
Срок исполнения работы — один год. Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти.
И эти памятники начинают множиться. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Марк, можно поверить и его писаниям. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине.
Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Появляются новые жанры: развивается портрет, возникают конные статуи.
Ван Эйк двигался в прямо противоположном направлении. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Это Андреа дель Верроккьо.
«Юдифь и Олоферн» – один из вариантов популярных в эпоху Возрождения преданий о женском героизме. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. А это и составляет сущность донателловского образа. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком.
Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. В отличие от «Св. Он мог, накладывая краски прозрачными слоями (так называемыми лессировками) доводить живописную поверхность до глянцевого блеска, он мог кончиком тонкой кисти вызывать эффект мерцающих бликов. Днем он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Вторую он отвел искусству Средних веков.
Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.
Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. В Средние века в ветхозаветных пророчествах усматривали аллегории Страстей Христовых. Его крылья, кажется, еще полны движения.
Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.
Антония в Падуе. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Наверное, так оно и было. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
дворца, а персонажей дальнего плана наделил внешностью древних римлян (илл. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. В левой руке у него жезл, правой он держит поводья. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым.
Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Именно такая женщина была способна на подвиг. Но главные победы в процессе завоевания реальности были одержаны не скульпторами. Лошадь со створки Гентского алтаря, при всем сходстве стати и поступи, выглядит живой. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно вот таким образом Донателло так тщательно проработал драпировки одежды изобразив их самых различных форм. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе.
Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута.
Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде».
Особенно известен Святой Георгий (1416 г. ) – юноша-воин со щитом в руке. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Мы видим в архитектуре несколько планов. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Тем самым усиливается иллюзия пространства.
Донателло, овладев техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), с большим мастерством создал при невысоком рельефе многоплановое изображение – правая рука Марии, левая ручка Младенца, профиль головы Марии, лицо Младенца, фон – требовавшее виртуозного владения резцом. Он превосходит готических мастеров в пристальности и точности натурного наблюдения. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Около 1345—1350 гг. В его правой руке — тяжелый меч.
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Удивительна судьба этого города.
Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Вес распределен на правую опорную ногу, левая нога отставлена в сторону и слегка согнута. В 1425-1434 годы Донателло активно сотрудничал с архитектором и скульптором Микелоццо ди Бартоломео, они имели общую мастерскую и в содружестве создали целый ряд произведений, среди них четырехметровая мраморная пристенная гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (скончался в 1419 г. ) (1425-1427) во Флорентийском баптистерии. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы. Слегка изогнулся торс Марка. Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу.
Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. По его идее, они должны притягивать молнии (а пустыни штата Нью-Мексико славятся грозами) и превращать все пространство инсталляции в наполненную молниями сцену. Исчезла строгая торжественность готических статуй (стр. Марка» с Ор Сан Микеле.
Позже она была перенесена в Национальный музей Барджелло во Флоренции. Такое решение затрудняет рассмотрение монумента для зрителя, однако его нельзя не признать в данном случае оправданным. Поскольку итальянцы считали готов виновными в падении Римской империи искусство «среднего периода» они прозвали готическим, то есть варварским слову «готика» тогда придавался примерно тот же смысл, что сейчас слову «вандализм». Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.
Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Правая рука святого опущена вдоль тела, в кисти руки, очевидно, был металлический меч, сегодня утраченный в левой руке он держит щит с крестом — символом флорентийского народа. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Тут чередуются складки самой различной формы, самых различных направлений, самых различных изгибов.
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Давид изображен в изящной непринужденной позе, левая рука упирается в бок и изящно придерживает обвивающий плечи плащ из шкуры льва. К сожалению, эта статуя явилась последним произведением Нанни ди Банко в области круглой скульптуры.
Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Ведущей фигурой в этой группе был архитектор Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Донателло воссоздал страшный момент: исполняется преступное желание царевны Саломеи, которая в награду за свой танец потребовала от царя Ирода голову Иоанна Крестителя.
Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Тело немного изогнуто.
Давид – скульптура нестандартная. Это способствовало процветанию торговли. Столь же выразительно и лицо пророка. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Видимо, он настолько был увлечен античностью, что заразил и одного из своих заказчиков, самого влиятельного, Козимо Медичи, так что тот приобретал античные вещи. Уже на рубеже XIII и XIV вв.
В 1417 году ему поступает заказ от гильдии оружейников на создание статуи Св. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Он обладал характером сложным и независимым. Оплата за него была произведена в 1427 и 1430 годах. Т. е. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного.
они были приостановлены. По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Между ними видны играющие музыканты. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные).
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения. Ему неведома донателловская мощь.
Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Идея возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто. С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его. 144). Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д.
Он участвовал в 1887 в организации выставок в связи с юбилеем Донателло и завещал Национальному музею Барджелло после своей смерти, последовавшей через год, коллекцию мелкой пластики, бронзовых изделий, медалей, оружия, предметов из слоновой кости, ювелирных украшений (всего более 3000 экспонатов). Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий».
Марк, можно поверить и его писаниям». явно он апеллирует к античному наследию.
Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Его творения наиболее выигрышно смотрелись именно там, куда их ставили после завершения. По деталям, показанным на илл. Скульптура еще не так совершенна, как более позднее изображение библейского героя, сделанное мастером, но уже в ней отражаются устремления и искания творца.
Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Кампанила флорентийского собора вздымается ввысь на 82 м и является одним из самых видных памятников архитектуры во Флоренции. Высоко над холмом вознесены три креста. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно.
Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом. Молодой герой стоит, опираясь на узкий, высокий щит с изображением креста, величественно и непоколебимо, как скала, готовый отразить любую атаку, Гибкий, стройный Георгий являет собой идеал сильной личности, прекрасного человека, созвучный эпохе гуманизма и позднее повторялся во многих произведениях мастеров итальянского Ренессанса. Георгия» и «Св. 161 показана часть алтаря, созданного им для женевской церкви в 1444 году. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце.
21: 4-8). В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Он – скульптор, который пропускает все через себя.
Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».
Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. В конце XVI в. алтарь был разобран. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Красив мотив струящихся складок одежды.
Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Французское слово «ренессанс», собственно и означает возрождение или восстановление чего-либо.
И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. У него есть несколько планов в рельефе. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел.
В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
Георгия» красивы и выразительны. С подачи Лоренцо Гиберти начинает распространяться техника глазурованной терракоты. При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Спустя 90 лет Микеланджело создаст Давида: тело его полностью обнажено, правая рука опущена вдоль тела, в кисти вместо меча — камень, поворот головы вправо, дерзкий взгляд в сторону Голиафа (вместо змея), лицо полно чувства гордой мужественности. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. (стр. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные.
«Св. 219 илл. На самом деле все было не так. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. На илл.
Так подчеркнута глубина рельефа. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Марк»).
Среди прочих артефактов, ее составляющих, обращают на себя внимание так называемые рельефные диптихи из слоновой кости (эта форма пришла в христианское искусство из языческой римской античности), которые датируются V — первой половиной VI века. Его можно видеть еще и сегодня, он не сильно изменился со времен Конрада Вица. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа.
Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». В ней чувствуется рука самого Донателло.
Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Местоположение статуи не изменилось. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
Эти драматические события, несомненно, наложили отпечаток на развитие искусства во Флоренции. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен.
Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. И он же, Донателло их реставрировал. Младенец кажется маленьким и беспомощным.
И тогда один из них сказал: «Это Господь». У людей, привыкших к готическому изяществу, такая композиция могла вызвать потрясение. Умер Гаттамелата в 1443 году. это действительно только самое начало работы.
В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера.
Четыреста громоотводов имеют одинаковую высоту – около шести метров. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Заменив яйцо маслом, он получил возможность работать неспешно, тщательно отделывая детали. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.
Последние произведения Донателло — произведения, безусловно, трагические, может быть, даже свидетельствующие о кризисе великого художника. Создавалось впечатление, будто они всегда здесь и находились. Его суть состояла в новой рецептуре приготовления красок. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. В 1422 году голова раннехристианского мученика Святого Россоре (1425-1427) была перевезена из Пизы во Флоренцию, было задумано изготовить новый драгоценный реликварий в виде бюста, который монахи ордена гумилиатов заказали Донателло из бронзы с позолотой.
Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Здесь не меньше отличий от средневековой пластики, чем в Святом Георгии Донателло.
Фигура в тюрбане – Даниил, лысый старик – пророк Исайя. Самым реальным, единственной реальностью тот же Фома Аквинский называет Бога, все остальное реально ровно постольку, поскольку присутствует в нем божественное. Георгий у Донателло— гибкий, стройный юноша в легких латах.
Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. – 1446. ). Главное действие происходит в центре композиции. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Путти Донателло предельно общительны. В Северной Италии в большом количестве изготавливались терракотовые статуи (из обожженной глины).
143) его фигуры могут показаться оцепенелыми и неловкими. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны.
Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Повсюду, в любом городе мы встречаем здания классических форм – с колоннами и фронтонами.
Однако и северяне были воодушевлены мечтой об искусстве, обладающем невиданным доселе сходством с натурой. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Их судьба иногда была драматической.
Донателло приближал рельеф к живописи. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. В последующие пять веков зодчие Европы и Америки шли по его стопам. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции.
216-217 илл. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Из одежды только пастушья шапка с лавровым венком и сандалии с поножами. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. И в этом проявился его характер. Здесь он выражает то, что только он мог выразить.
191 илл. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. В отличие от «Св.
отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Бронзовый Давид не просто молод, он юн. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто.
Он был хорошим мастером, он был добросовестным мастером и многое подхватывал даже у своих учеников. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Художники того времени не располагали готовыми красками в тюбиках или коробках.
Позднее римские арки скульптор перенесет на свои рельефы. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Георгий у Донателло – гибкий, стройный юноша в лёгких латах. Скорее наоборот – страстное стремление художников круга Брунеллески к возрождению искусства определило их интерес к природе, наукам и древностям. и Донателло. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Заключил Лоренцо трактат автобиографией. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую.
Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своем распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто — Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора». Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.
Марку» с Ор Сан Микеле. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Благодаря тому, что путти располагаются позади колонн, перерезающих их фигуры, акцентируется движение процессии, как бы проходящей перед зрителем: фигуры то появляются, то скрываются за колоннами и это еще в большей мере усиливает динамику и без того динамичной композиции. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.
Однако не исключено, что атрибуты различных мифологических персонажей объединены здесь сознательно и искать ключ к разгадке следует не столько в самой античности, сколько в представлениях о ней, существовавших в Италии в 1430—1440-е гг. В юности учился у золотых дел мастера, работал как художник. После этого беседа о пластике раннего Возрождения продолжится, а обладатели загородных домов с дворцовым стилем в интерьере получат очередную возможность выбрать скульптуру для убранства дома (разумеется, заказав ее копию). Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Изобретение масляной живописи – его заслуга. Фасад же церкви остался неоконченным.
159). Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Т. е. Сходство, однако, на этом и заканчивается. 157, можно убедиться, что в живописи ван Эйка все иначе.
Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. В конце XVI в. алтарь был разобран. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени.
153). Донателло строит образ на игре света и тени. Может быть, это мое личное мнение. Она, несомненно, связана с ними тематически.
Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Даже по отношение к своему старшему другу Брунеллески Донателло всегда был свободен в суждениях. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. 72), не были знакомы с законами сокращения объектов по мере их удаления в глубину.
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Это Гиберти. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением.
Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Статуя рассчитана на обозревание спереди. Статуя полна жизни и изящества. На коленях стоит богоматерь.
Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378 – 1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики.
Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.
Белый конь в миниатюре Лимбургов похож на игрушечную лошадку. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Хотя Давид изображен с мертвой головой поверженного Голиафа у ног, стройная и женственная фигура юноши заставляет усомниться, что он мог нанести смертельный удар такому сильному противнику. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Гиберти принимает решение уменьшить количество рельефов с 28 до 24.
В скульптуре этого времени усиливается жанровое начало и мадонна постепенно превращается в горожанку, позирующую перед зрителем. Интересно, что когда Флоренция пережила чуму, очень многие вкладчики стали вкладывать сюда благодарность Богу – свои пожертвования. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1381 году. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
В 1857 по велению великого герцога Леопольда II началась реставрация дворца. Ирод в ужасе отшатнулся, выставив вперед руки. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
Работа удалась на славу. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Они возятся со снастями и неуклюже стараются выправить положение накренившейся лодки. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.
А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Хотя ценили его больше как скульптора. Голов pа повернута слишком неестественно.
Во-первых, возрастает значение линии. Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия. Если Брунеллески хотел начать новую эру в архитектуре, ему это безусловно удалось. Внутри капеллы еще более очевидны заимствования из римской архитектуры (илл. Гаттамелата – это прозвище.
Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Лишь немногие сегодня имеют первоначальный облик. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е.
В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело. Лицо его отличается особой экспрессией.
Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой.
149). Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.
В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). нателло.
И он выходит с одной пращой. Однако страдание обладает длительностью во времени. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Мы словно вступаем в дом четы Арнольфини. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты».
Наверное. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Все в этой фигуре весомо и материально. Произведения Донателло в ризнице церкви Св.
Не исключено, что эта фигура, к сожалению, тоже сильно поврежденная, была пройдена резцом самого Донателло. Изящно ложатся складки одежды. Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
Видимо, этим объясняется помещенная на видном месте подпись художника, начертавшего по латыни: «Johannes de eyck fuit hic» (Ян ван Эйк был здесь). Разглядывая фасад маленькой церкви – капеллы, созданной Брунеллески для влиятельного флорентийского семейства Пацци (илл. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).
Ему не хватало места на дверях. Его лицо нельзя спутать с другими: нос с горбинкой, четкая линия рта, небольшой подбородок и выделяющиеся скулы. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла.
«Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Особенно значительным стал вклад антиквара и бонапартиста Луи Каррана. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (ок. 1417 г. ), Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло. Движения фигур резки и порывисты, художник не пытается смягчить жестокость сцены. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.
Как и на известной нам средневековой купели (стр. Но это не простой мальчик.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Соприкосновение и перекрещивания фигур сведены до минимума, фигуры по возможности не перерезают друг друга. Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. Он берет его за основу в образе Давида. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец.
И все это сразу выливается и в художественную практику. Основоположник ренессансной архитектуры был первопроходцем и в других областях. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. На лице его застыла гримаса страдания. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. На его лице веселая улыбка.
Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Георгия. Искусствовед Б. Р.
Евангелист Марк (1411). Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло (Эрнст Гомбрих). Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. На илл.
Такие победы одержали тогда и эти герои Возрождения — талаинтливые скульпторы. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
В 1407 – 1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Это один из первых ренессансных конных монументов. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Но и этого ему мало.
Это движение приведёт флорентийцев на поле битвы, в котором им предстоит одержать множество побед. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи.
И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. 75). Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
Брезгливой гримасой тронут его рот. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Идея возрождения в сознании итальянцев была тесно связана с идеей восстановления «величия Рима».
А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Его плотная фигура напоминает фигуры во фреске Мазаччо илл. Охваченные смятением гости (один из них закрыл лицо рукой) отхлынули от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Гаттамелата облачен не в современные Донателло одежды, а в доспехи времен Древнего Рима. До совершенства свои навыки мастер доводил во время поездки в Рим.
На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Он был признанным творцом еще при жизни и повлиял на развитие искусства целой эпохи. Скульптура отличается живостью исполнения. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.
Они потребовали от художника исправить это нарушение. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Однако картины Яна ван Эйка уже совсем другие. Увидеть «Поле молний» непросто: зрители должны заранее забронировать ночь в пустыне в мини-отеле-вагончике на три спальни, откуда открывается вид на поле. Донателло выбрал самый драматический момент этой истории – когда отец, уже готов был нанести удар Исааку и в этот миг его остановил Божественный голос, левая рука еще удерживает волосы предназначенного для жертвы сына, а правая уже готова выпустить нож. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов.
В данном случае у зрителя есть возможность увидеть обе части одного произведения. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Лицо юноши, полное свежести и благородства.
Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Глубина изображенного на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия.
Неудивительно, что такие представления обрели популярность в Италии. Удачно передано движение ангела. В творчестве мастера наступил новый период. Во-первых, другой материал. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.
Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Таким образом время его исполнения совпадает с временем новаторских начинаний Мазаччо и Донателло.
Вазари пишет, конечно, что они были друзьями, что им дали возможность делать вместе эти врата и только великодушие Брунеллески, который видел, что Гиберти его превосходит, привело к тому, что Гиберти стал работать один. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади.
Роспись принадлежит художнику, получившему известность под прозвищем Мазаччо (1401 – 1428), что означает примерно «Большущий Томмазо». Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. После чего вновь пригласил принять работу старейшин цеха.
Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Вверху изображены летающие ангелы.
В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства.
Скульптура становится центральной частью архитектурных ансамблей, меняя смысловую нагрузку и расставляя акценты – отходя от второстепенной роли. Мария показана в сложном повороте. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов.
Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Может быть, льстивым был человек.
Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Известно, что Леонардо да Винчи был достаточно красивым и вполне возможно, что его красота привлекла Верроккьо как модель. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.
Но их поразительное жизнеподобие не должно отвлекать от формальных качеств, от артистичной согласованности широкого разлета драпировок со сдержанным достоинством поз. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием.
С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Донателло «Давид» (около 1440). Последние годы Лоренцо скитался по разным городам.
Мрамор. С точки зрения идеи— патриотического подвига— «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело.
В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. 118), здесь изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Фигуры, вписанные в перспективное обрамление, подобны объемным изваяниям.
Антония и изображениями символов евангелистов. 7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ». 120 илл. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.
149). Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Зазор между небом и землей становится все меньше.
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы.
Вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левой же Давид попирает голову врага. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. – 1441).
Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Здесь представлены родные и друзья Христа.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Они как бы окаменели от горя. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем.
Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения.
В течение некоторого времени этими познаниями владели только итальянские художники. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. И как всегда, он уверенно справился с ними. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят.
небесной реальности. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). На плечи наброшен короткий плащ, завязанный узлом. Первую часть его мастер посвятил античности.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Св.
114 илл. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти. Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411 – 1412) и Святого Георгия (1417). «Св.
146). Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
Линии в «Битве св. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Очевидно, ереванский рельеф был создан одним из учеников Донателло по его рисунку и под его непосредственным руководством в начале 1430-х гг.
Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. 155-156). Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Предположительно именно чеканка деталей облачения заняла у мастера наибольшее время.
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
Барахтающийся в воде Петр выглядит, как и следовало ожидать, довольно беспомощно. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Их пейзаж больше походил на декорационный задник или шпалеру, чем на живую природу.
При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Антоний, держащий его за ногу обеими руками.
Деревья братьев Лимбургов были схематичны и условны (стр. Возникают новые материалы.
Марк, можно поверить и его писаниям». 156). Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Реализм понимали в это время как правду земного. По свидетельству Вазари, Донателло изобразил в облике пророков Иеремии и Аввакума неприукрашенные портреты двух уважаемых флорентийцев.
Он, кстати, долгую жизнь прожил, когда он умер, ему было около 80 лет, что, конечно, для того времени довольно значительный срок жизни. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Это вообще типичная черта искусства раннего Возрождения.
И только Христос спокоен и тверд. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Это один из первых ренессансных конных монументов. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу.
Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня».
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. 148). Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо.
Сюжет заимствован из текста Откровения Святого Иоанна -Апокалипсиса (Откр. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание.
После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. Джорджо Вазари, написавший его биографию в середине XVI в., допустил немало неточностей, однако донес до нас сведения, в которые хотелось бы верить. В своем знаменитом бронзовом позолоченном Пиршестве Ирода, украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа) фона. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.
Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Плоский рельеф изображающий голову св. Т. е. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»).
Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года.
Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. И вообще появляется тяга к прославлению воинов, тяга к прославлению кондотьеров, этих героев, вообще героическая тема в Ренессансе очень значительна. В 1408-1415 гг. Удивительнее всего то, что Брунеллески удалось осуществить свою программу.
Результат столь вдумчивой и продолжительной работы оправдал все затраты. Кондотьер изображенный Донателло, – уверенный и полный сил, но уже пожилой человек. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. То же напряжение ощущается и в лице. 154).
Через два года Лотарингских изгнали из Флоренции и работы продолжились сначала под эгидой временного правительства Тосканы, а затем Итальянского государства (стоит отметить, что Флоренция с 1865 по 1871 являлась его столицей). фигуры в соответствии с найденными закономерностями. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине.
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Они готовили их сами используя вещества растительного или минерального происхождения. Только что вошедший палач, опустившись на колено, подносит царю блюдо с отрубленной головой. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
В творчестве мастера наступил новый период. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Такие краски, получившие название темперы, были хороши, однако слишком быстро сохли. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Величайшее его создание – многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте (илл.
Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Но он не был выдающимся мастером. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.
Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Донателло решил проблему, выбрав положение для фигуры с косым поворотом ног, противоположном повороту головы, вместе с тем ввел скрытую напряженность в пассивно сидящей фигуре. Внутренняя динамика, свойственная фигуре, хорошо читается благодаря отклонению тела от центральной оси скульптуры и расположению меча.