С 1443 по 1453 Донателло работает в Падуе, создавая наиболее значительные произведения. Мы знаем его под уменьшительным именем Донателло, что можно перевести как «маленький Донат», «Донатик» — так он подписывал свои произведения. Статуя «Давида», созданная Донателло, стала одним из классических произведений итальянского Возрождения.
После Донателло осталось много потрясающих произведений, продолжающих радовать современников. Донато (1386-1466), которого близкие друзья называли Донателло и который именно так подписывался на некоторых своих произведениях. Первым достоверным из дошедших до нас произведений Донателло является его мраморный Давид в Национальном музее Барджелло, Флоренция. Но если мы отчасти можем согласиться с упреками Брунеллески в том, что Донателло нарушил его замысел, то должны также и признать высокие художественные достоинства произведений Донателло, выполненных для Старой сакристии.
В своих произведениях Донателло стремился не только к объективной правильности пропорций и построения фигуры, но всегда учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте.
Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Из филистимского стана выступил могучий боец — Голиаф — огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках — медный щит. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Марк, можно поверить и его писаниям. В отличие от «Св.
На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Но спорить с Донателло было не так-то просто. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Это один из первых ренессансных конных монументов. Давид был простым пастухом из Вифлеема. Георгия» красивы и выразительны.
В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Марка (1411-13) и св. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте.
Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. На коленях стоит богоматерь. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал. »- «Что до меня, -отвечал Донато, – я на сегодняшнее утро свою долю получил, если хочешь свою-возьми её, но только не больше тебе дано делать святых, а не — мужиков».
По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотри Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430, Государственные музеи, Берлин). Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Это один из первых ренессансных конных монументов.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. В конце XVI в. алтарь был разобран.
Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Донателло первым создал образ одухотворенной человеческой личности.
1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Евангелист Марк (1411). В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Отказавшись от высокого рельефа, Донателло неминуемо должен был потерять в статуарности, объемности, весомости отдельных фигур. Особенно это заметно в изображении св. Этот папа совмещал в себе все противоречия века.
Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Высоко над холмом вознесены три креста. Столь же выразительно и лицо пророка. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.
о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. И в этом проявился его характер. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Лишь один Давид не испугался. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. С такими он был непреклонен. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала.
Именно такая женщина была способна на подвиг. В творчестве мастера наступил новый период. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле.
В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора). Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Особенно известен "Святой Георгий" (1416) – юноша-воин со щитом в руке.
фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Петра и завершения ряда других заказов. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Рельефы из жизни св. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло).
Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готической традиции («Давид», 1409, Национальный музей Барджелло, Флоренция), которые постепенно преодолеваются благодаря освоению античного наследия. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера.
В его правой руке — тяжелый меч. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Голов pа повернута слишком неестественно. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
«Св. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Сюжет заимствован из Ветхого Завета.
Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 года во Флоренции (Италия), в семье чесальщика шерсти. Говори, чтоб ты лопнул. ». Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».
Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке.
Одним из них явилось монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, созданное около 1425— 1427 гг. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Марка (1412 год), св. Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453).
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.
Но достоверными эти сведения считать нельзя. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора.
хиазм который знали скульпторы античных времен, но который был забыт в эпоху средневековья. Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. В церкви Сан Чириако дАнкона за алтарём св. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.
Марк, можно поверить и его писаниям». А это и составляет сущность донателловского образа. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа.
В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Вверху изображены летающие ангелы. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Пьеро ослеп шестидесяти лет от какого-то воспаления и жил т. о.
В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Главное действие происходит в центре композиции.
Местоположение статуи не изменилось. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. они были приостановлены. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо. В отличие от «Св. Давид изображен абсолютно обнаженным, только голова его украшена пастушьей шляпой и листьями да на ногах — поножи. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Франциск, получающий стигматы. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника.
История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Донателло, напротив, противопоставляет фигуры друг другу, создавая асимметричную композицию.
Но и этого ему мало. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Надгробие делится на три яруса. 1430-е, отмеченные поездкой Донателло в Рим, были едва ли не самым счастливым периодом его творчества, временем, когда в его работах преобладало гармоническое начало. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи.
Однако это впечатление обманчиво. Георгия, полную жизни голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Антония и других).
У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Именно в Битве Святого Георгия с драконом был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви.
Сдержанна и в то же время энергична пластическая выразительность монумента, прекрасно вписанного в обширное пространство площади. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Св. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.
Первоначально «Давид» был установлен во дворе дворца Медичи-Риккарди, но после конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор палаццо Веккио, где и установили на мраморной колонне. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Представился 13 декабря 1466 года -похоронен в церкви Сан Лоренцо рядом с могилой Козимо. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам».
Как бы там ни было, мастеру удалось достичь удивительного впечатления чисто языческой жизнерадостности. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Лаврентия, во Флоренции. Марка» с Ор Сан Микеле.
Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Поздние исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы). Антонием Падуанским.
Ему неведома донателловская мощь. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. По свидетельству Вазари, во время работы над скульптурой Донателло все время повторял, обращаясь к «Аввакуму»: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул. », словно видел свою задачу в том, чтобы вдохнуть в каменную статую жизнь.
1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло. Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
В 1422 году голова раннехристианского мученика Святого Россоре (1425-1427) была перевезена из Пизы во Флоренцию, было задумано изготовить новый драгоценный реликварий в виде бюста, который монахи ордена гумилиатов заказали Донателло из бронзы с позолотой. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. музей Барджелло).
Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Героизм св. Пять фигур находятся в музее собора.
Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Однако страдание обладает длительностью во времени. Вертикальные линии направляют взгляд еще выше, к величественным архитектурным сооружениям и там, наверху, виден возносящийся Иоанн. Донателло «Давид» (около 1440).
Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Донато прилагал свою руку не только к большим произведениям, но также к самым мельчайшим произведениям искусства, делая фамильные гербы на каминах и на фасадах домов граждан. Брунеллески всячески подчеркивал плоскости стен, выделяя членения главным образом при помощи цвета. Их судьба иногда была драматической. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Чтобы смягчить прямой угол, образуемый их телами, Донателло ввёл высокое седло с волютами впереди, которые обеспечивают постепенный переход от фигуры кондотьера к гриве лошади. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
17). Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. В многочисленных надгробиях скульпторы середины XV в. отталкивались от гробницы Иоанна XXIII, однако все большее значение приобретали декоративные мотивы, что вело к перегруженной и зачастую запутанной композиции. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное.
Работа удалась на славу. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. «Св. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. 1425 «Вознесение Марии», ок. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
В противоположность «готической кривой» в большинстве статуй XV в., донателловский Георгий твердо стоит на ногах. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Донателло одним из первых используя язык римской пластики, воплотил в своих статуях гуманистические представления о человеческой личности («Святой Марк», 1411-13 «Святой Георгий», 1415-1417, обе – для церкви Орсанмикеле статуи пророков для колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1415-36 все – во Флоренции). Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.
Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. Они как бы окаменели от горя. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. До восемьдесят шестого года своей жизни. Мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (ок. 1417 г. ), Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».
Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Донателло, овладев техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), с большим мастерством создал при невысоком рельефе многоплановое изображение – правая рука Марии, левая ручка Младенца, профиль головы Марии, лицо Младенца, фон – требовавшее виртуозного владения резцом. С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями).
Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Елизаветой, св. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Здесь представлены родные и друзья Христа. Донателло строит образ на игре света и тени. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Статуи пророков и «Давид» (ок.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. В конце XVI в. алтарь был разобран.
Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Франциском, св. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.
Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Изящно ложатся складки одежды. В остальном же статуя еще во многом связана с традициями треченто – готический изгиб фигуры изящные конечности, лишенное характера тонкое миловидное лицо, несколько напоминающее тип античного Вакха.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Около 1345—1350 гг. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Антоний, воскрешающий мальчика, св. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. В Сан Микеле ин Орто он исполнил д/цеха мясников мраморную фигуру св. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
Марка». У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. 1. С неба сошел глас: «Твои молитвы дошли, делай, что задумал».
Скульптор создал новый тип рельефа, т. н. живописный. Изваянный из несколько необычного материала — песчаника, он отличается своим поэтическим строем, грациозностью образов и необыкновенным даже для Донателло богатством пластического решения — полные грации и одухотворенности Мария и ангел предстают на фоне великолепного орнамента дверей и треножника, тяжелые складки их одеяний пронизаны движением и в то же время облик персонажей их жесты, позы полны одухотворенности. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453).
Так подчеркнута глубина рельефа. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.
В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих пути – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении. Это способствовало процветанию торговли. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг.
В скульптуре Св. Удачно передано движение ангела. Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.
Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
– Не страшись и будь спокойна». Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками.
Погребен он был с почестями своими согражданами в главной церкви. Ныне памятник находится в Национальном музее Флоренции. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. (отказался от имения-назначил ему в своём банке сумму-наличными деньгами, к-я выплачивалась ему каждую неделю).
Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Лицо его отличается особой экспрессией.
Марк, 1412 св. Недаром Микеланджело сказал о ней, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека если таким был св. Он использовал т. н.
Здесь начинается следующий этап его творчества. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест.
Антония. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблекшее лицо Аввакума, пророк совсем облысел, за что его во Флоренции прозвали Цукконе (Тыква). Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Антония и изображениями символов евангелистов.
Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу. Совсем другое у Донателло. Таким образом, можно считать, что рельеф Донателло стоит у истоков перспективной живописи, которая в XVII—XVIII вв.
Огромный скульптурный алтарь, состоял из двадцати девяти статуй и рельефов. В 1440 году Донателло выполняет работу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора в Прато. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Красив мотив струящихся складок одежды. Личность Бальдассаре Коша, провозглашенного папой, правда одновременно с двумя другими претендентами на престол св.
«Что это ты затеял, Донато.
Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском.
Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны.
Царь Саул взял его к себе в услужение, т. к. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце.
Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св.
Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Удивительна судьба этого города. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок.
В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Выражение лица юного героя, его поза, жесты, взгляд — всю сцену, до мельчайших подробностей, отличает необыкновенная живость и непосредственность.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность.
Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Оплата за него была произведена в 1427 и 1430 годах. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками.
Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.
Марк, 1412 св. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Давид умел хорошо играть на гуслях. Козимо питал к доблестям Донато великую любовь и постоянно давал ему работу. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов.
1455–1460). В творчестве мастера наступил новый период. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флорентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno. Иосифа он написал прекраснейшую историю с изображением Обручения Богоматери. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.
Антония (Санто). Потом взял его меч и отсек ему голову. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434году изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. В 1425-1434 годы Донателло активно сотрудничал с архитектором и скульптором Микелоццо ди Бартоломео, они имели общую мастерскую и в содружестве создали целый ряд произведений, среди них четырехметровая мраморная пристенная гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (скончался в 1419 г. ) (1425-1427) во Флорентийском баптистерии.
Антония. Георгия» и «Св. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Вероятно, ок.
Флоренция, Пиза, Сиена, Прато, Рим, Падуя, Феррара, Модена, Венеция ? вот те города, где протекала его деятельность, вызывавшая восхищение его современников. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов. Один из них, выполненный в мраморе, хранится в Государственной картинной галерее Армении в Ереване и заслуживает самого внимательного рассмотрения. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Фасад же церкви остался неоконченным.
Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Марку» с Ор Сан Микеле. Франциска, св.
Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. нателло. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции.
Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами и добился непрерывности движения танцующих ангелов. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице).
Вокруг он изобразил цветочный узор. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Линии профиля определенны и чеканны.
Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция).
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Иоанном Крестителем и св.
И все дело не только его в уникальном мастерстве. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). – спросил он. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества.
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. В рассматриваемой композиции св.
Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. В резком повороте головы богоматери, неестественном изгибе ее руки чувствуется глубокая экспрессия. Согласно средневековой традиции церковь признавала надгробные памятники, помещенные в соборе или на кладбище. Петра, д/цеха льнопрядильщиков-св.
Антония.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.
Елизавета, спасающая упавшего в колодец ребёнка и св. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). 1415, Флоренция, Нац. На пределле в историях с малыми фигурами изображены: св. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Донателло отправляется в 1443 году в Падую.
Донато радостно и без забот прожил остаток дней своих как верный слуга и друг дома Медичи. Все в этой фигуре весомо и материально. (Первая книга царств, гл. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным.
Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Георгия» и «Св. Барельефы Донателло, заключённые в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с античных образцов.
углубило интерес художника к наследию античности. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно.
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой.
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Донателло. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. 2 Творчество Донателло – Донателло – итальянских скульптор. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Брезгливой гримасой тронут его рот. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.
Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло (Эрнст Гомбрих). Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. В Перудже выполнил много произведений-в церкви монахинь св.
В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.
Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Д/цеха оружейников исполнил вооруженную фигуру св. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Георгия (ок. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Наряду с античным искусством изображения человеческой натуры, Донателло старался привнести побольше реальности в свои изображения. Между ними видны играющие музыканты.
Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Изображая фигуры в самых разнообразных позах и движениях, он сознательно увеличивает число точек соприкосновения, что вносит особую естественность и живость в его композицию. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи.
Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти.
25 ноября 1406 г. имя Донателло появляется в документах, связанных со строительством собора Санта Мария дель Фъоре. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Уже на рубеже XIII и XIV вв.
Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Практически все художественные проблемы, с которыми столкнулась итальянская скульптура во времена перехода от готики к Ренессансу, отразились в работах Донателло, чьи интересы, в отличие от большинства его современников, не были узко локализованы, но охватывали большое количество жанров, видов и материалов скульптуры.
Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Марка Евангелиста. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.
Во всяком случае, не следует придавать в художественном развитии Донателло решающую роль Риму, как это делали историки искусства XIX века. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Георгия (1415-17).
Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. 1423—1425) и св.
Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале 15 века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.
1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. Слегка изогнулся торс Марка. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора.
Статуя полна жизни и изящества. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков.
Дополнительно бронза покрывалась искусственной патиной, которая придавала ей обычно черный цвет. В 1408-1415 гг. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.
Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Донателло приближал рельеф к живописи. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Конный памятник (1447-53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел.
Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Лаврентия, во Флоренции— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Его крылья, кажется, еще полны движения. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Фигура прорисована уверенно и свободно.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Антоний, держащий его за ногу обеими руками. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св.
1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Людовика Тулузского (ок. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Его познания в Эвклиде настолько отличнейши, что лучше любого другого геометра нет. И как всегда, он уверенно справился с ними. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Это еще одно новшество, введенное Донателло. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
Он обладал характером сложным и независимым. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. В этой фигуре всё значимо. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Исполнил д/фасада Флоринтийского собора пророка Даниила из мрамора и св. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна.
Мария показана в сложном повороте. Она должна была стать фамильной усыпальницей семьи Медичи и потому на ее строительство средства выделялись без задержек. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Узкое миловидное Давида, напоминающее лик античного Вакха, сочетает юношеское упорство и чувственность. А Брунеллески он был обязан многим.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-я половина 1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.
Путти Донателло предельно общительны. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция). Статуя рассчитана на обозревание спереди. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.
Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Крест на щите определял ось фигуры и ее направление вверх (вертикаль прямо стоящего тела) и вширь (горизонталь плеч). Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены.
музей Барджелло). «А ты уверуешь в моего Бога. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.
Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Во-первых, возрастает значение линии. В своем знаменитом бронзовом позолоченном Пиршестве Ирода, украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа) фона.
Дошла очередь и до дочери царя. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Марк, можно поверить и его писаниям». В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.
Исследователи до сих пор находят новые и новые параллели между произведениями Донателло и Микеланджело. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.
Поставленный на пересечении основных улиц, ведущих к соборной площади, памятник виден прежде всего с боковой точки зрения. Антония в Падуе. Донателло приписывают не менее 4 статуй пророков совместной работой Донателло и Россо считается группа Авраам и Исаак. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры.
Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Линии в «Битве св. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Св.
Чувствуется, что создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции, особенно заметно сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-за легкого наклона головы. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Христианская легенда о спасении св.
Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Иоанна Евангелиста. Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. В искусстве, по его мнению, должна была отражаться настоящая природа человека и окружающего мира.
В 1415 заканчивает статую св.
Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Георгия (1415-17). Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х гг.
В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. На его лице веселая улыбка. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Не случайно еще современники подметили глубокую духовную близость Донателло и Микеланджело. В ней чувствуется рука самого Донателло. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой.
Этим Донателло достигал усиления перспективных эффектов композиции, пространство казалось более объемным и увеличивалась монументальность алтаря. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок.
В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло. Она, несомненно, связана с ними тематически. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер.
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. И все же, создав в Падуе ряд шедевров, художник предпочел в 1453 г. возвратиться на родину, во Флоренцию. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские "жалованные" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.
Марка (1411-13) и св. Фоном для чудес святого служит грандиозная архитектура, организующая и упорядочивающая действие массовые сцены полны драматизма. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Но это не простой мальчик. Фигура исполнена достоинства.
Их крепкие жилистые фигуры скрыты тяжелыми складками плащей.
Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. На лице его застыла гримаса страдания. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины.
Лицо юноши, полное свежести и благородства. В действительности, все эти точки зрения односторонни. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута.
Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Затем, вознеся молитву, он просил явить знамение и повергнуть хищника к его ногам. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Вид у него такой, как будто он не сознает в полной мере важность абсолютного им подвига. То же напряжение ощущается и в лице. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. живописный рельеф. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Мрамор. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. В содружестве с ним он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция).
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Произведения его создало ему имя: Благовещение из мачиньо, нах-ся во Флоренции, в церкви Санта Кроче на алтаре капеллы семейства Кавалькантидеревянное распятие (история с. 80). Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания.
Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. В 1443-53 годах Донателло работал в Падуе над двумя монументальными бронзовыми произведениями: алтарём в базилике Святого Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (смотри иллюстрацию в статье Возрождение). Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни.