Видеоролик Донателло, Пир Ирода можно скачать бесплатно в форматах mp4, x-flv, 3gpp, для этого нажмите кнопку Скачать это видео которая находится сверху. Донателло достигает подлинной классичности в рельефе Пир Ирода, созданном по возвращении из поездки в Рим. Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности («Пир Ирода»).
Здесь не меньше отличий от средневековой пластики, чем в Святом Георгии Донателло. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готич. Саломея по наущению своей матери, Иродиады, потребовала голову Иоанна Крестителя.
219 илл. В кон. 1408-1415 гг. Микеланджело, по свидетельству историографа, сказал, что если ап.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Примеч. 1440-хгг.
Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Статуя полна жизни и изящества. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».
Здесь на столе мы видим фарфоровые (привезенные из Китая: тогда фарфор не делался в Европе), либо – вероятнее – фаянсовые тарелки, украшенные нежной росписью. мастеров, а также с убедительным правдоподобием, свойственным античности. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Его наиболее достоверная реконструкция создана по аналогии с главным алтарем ц. Сан-Дзено Маджоре в Вероне, спроектированным Андреа Мантеньей (1456-1460) и алтарем падуанской ц. Эремитани (1452-1453 работа ученика Д. - Джованни да Пиза), в котором использованы принципы антикизированного архитектурного обрамления алтаря Кавальканти. В остальных случаях остается лишь строить догадки – более или менее достоверные.
Его плотная фигура напоминает фигуры во фреске Мазаччо илл. И тогда один из них сказал: «Это Господь». Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Д. исполнил гробницу антипапы ИоаннаXXIII во флорентийском баптистерии (1425–1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итал.
Одни кондотьеры благодаря твердости характера, таланту полководца и, конечно, Фортуне достигали вершин славы и даже делались герцогами. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло. Так подчеркнута глубина рельефа. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения.
152 показан бронзовый рельеф купели баптистерия в Сиене, созданный почти десятилетием позже статуи Святого Георгия. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Марк был таким, то он «мог бы поверить тому, что тот написал». В 1420-е гг.
Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. 1957. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Он так был восхищен ее танцем, что опрометчиво пообещал выполнить любое ее желание.
кафедры представлены сюжеты, выбор и размещение к-рых далеки от традиционных: «Христос перед Каиафой», «Христос перед Пилатом», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад», «Вознесение». Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. В 1451 посетил Мантую, Венецию, Феррару. Слегка изогнулся торс Марка. 1430-хгг., ц. Санта-Кроче оба– во Флоренции).
Изобретение масляной живописи – его заслуга. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Георгия» и «Св. Один из интересных примеров разработки сюжета— рельефные бронзовые панно двери входного портала веронской церкви Сан-Дзено (XIв. ). Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.
Нет надобности долго распространяться о проявлениях новаторства в рельефе Донателло. Вазари, считал ее одним из своих лучших произведений. Видимо, этим объясняется помещенная на видном месте подпись художника, начертавшего по латыни: «Johannes de eyck fuit hic» (Ян ван Эйк был здесь). Антония и изображениями символов евангелистов. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Миловидное лицо не выражает никаких эмоций.
Dialog. В творчестве Донателло глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. По своим изобразит. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Появились такие крупные мастера пластики, как Никколо Пиццоло, Бартоломео Беллано, а позднее Андрее Риччо. Марка» с Ор Сан Микеле. 157, можно убедиться, что в живописи ван Эйка все иначе. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
находку Д. - «обрезы» фигур краем рамы, придающие композициям незавершенность (напр., разбойники на крестах в сцене «Снятие с креста»). Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. То же напряжение ощущается и в лице. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Когда молодой Моцарт приехал в Париж, он обратил внимание — о чем написал отцу, — что все модные симфонии здесь имеют финал в быстром темпе и решил поразить своих слушателей медленной интродукцией к завершающей части сочинения. музей Барджелло, ок. Антония. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Но спорить с Донателло было не так-то просто.
50 скульптур. Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Д. : «Битва св. Та отвечала: головы Иоанна Крестителя» (Мк. Получив известность после исполнения обществ. Антония. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. У людей, привыкших к готическому изяществу, такая композиция могла вызвать потрясение. Донателло является истинным создателем так называемого «живописного рельефа».
Несколько слов о том, какое место отводится в книге разным видам пластических искусств. 1430– нач. углубило интерес художника к наследию античности.
достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Так, стилистическая концепция статуи ап.
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Одновременно с началом работ в Иль Санто (1443) Д. приступил к исполнению оплаченного Венецианской республикой монумента (кенотаф) кондотьеру Гаттамелате. Ренессансным претворением античных форм отмечена и созданная Д. в 1430-х гг.
Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Так Саломея – может быть, впервые в истории – использовала стриптиз как орудие мести. скульпторов. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). И смолкли гости. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. А теперь онемели от ужаса. Многие из них были людьми бесчестными. Выполненная по заказу цеха оружейников для той же церкви статуя св. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Св. 30-х гг. или пейзажный фон. Но даже с учетом вышеизложенного, я вынужден был многим пожертвовать.
Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. По его совету они закинули сеть по правую сторону лодки и на сей раз она так наполнилась рыбой, что они не смогли вытащить ее. На бронзовых с позолотой рельефах пределлы алтаря представлены деяния св. Недавно на тех блюдах те же слуги приносили гостям угощение. Марку» с Ор Сан Микеле. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
Манускрипт с фрагментами из евангелия Матфея, выполненный на пурпурном пергамене золотыми буквами, датируется VI веком (Национальная библиотека Франции, Париж). Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. для посмертных монументов стенного надгробия (гробница Бальдассаре Коссы, антипапы Иоанна XXIII, 1425-1427 совместно с Микелоццо – флорентийский баптистерий) Д. отлил из бронзы конную статую, вознесенную на 9-метровом цоколе. 1415 ранее размещался у подножия статуи св. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу.
179 илл. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. На это из них не решился бы никто. Лицо Антипы помрачнело.
Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.
В созданной для той же церкви статуе св. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Эта скульптура, вероятно созданная под влиянием античной статуи Гермеса (Палаццо Веккьо) (Либман. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). В танцовщицы шли девушки из знатных семей. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет.
Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Рядом с лангустом лежит модный в то время в Западной Европе и очень дорогой кубок из раковины наутилуса. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны.
Наиболее традиционно «Крещение Христа» работы Гиберти. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Если грозный стражник в левом углу выражает спокойное величие, то гости с левой стороны сплетничают за спиной Иродиады, не скрывая своих чувств. Царь Ирод, в темнице которого был заточен святой, пообещал своей падчерице Саломее все, что она попросит, лишь за то, чтобы она станцевала перед ним. Брезгливой гримасой тронут его рот.
Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Около 1345—1350 гг. С такими он был непреклонен. (стр.
Фра Липпи не случайно выделил Саломею. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Но убить пророка. «Она вышла и спросила у матери своей: чего просить. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Амвросий Медиоланский подробно повествует как о пире Ирода, так и танце его падчерицы, называя его «семенем раздора» (pignus regale).
Донателло, как и его друг Брунеллески изучал древние памятники. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. н. sacra conversatione у Дж.
В этом заключается главное отличие от фрески «Чудо со статиром», выполненной Мазаччо по схожей схеме. заказов Флорентийской республики и гор. И вот показались слуги с большим блестящим блюдом. Ван Эйк двигался в прямо противоположном направлении. Петра и завершения ряда других заказов. И как всегда, он уверенно справился с ними.
Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Иеремии увидели Франческо ди Томмазо Содерини, в прор.
В богатых римских домах масляные лампы соединяли с помощью искусно украшенных канделябров. После «танца семи покрывал», которые красавица сбрасывала с себя одно за другим, восхищенный царь заявил, что даст ей все, что она пожелает. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). «Св. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Мне не хотелось сводить текст к перечислению имен — тем, кто не знает произведений, такой текст ничего не говорит, а для тех, кто знает, он будет поверхностным.
В действительности, все эти точки зрения односторонни. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. (Музей кафедрального собора, Флоренция) (ок. Практически все худож.
Мы словно вступаем в дом четы Арнольфини. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии.
Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Это один из первых ренессансных конных монументов. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло.
Практически все художественные проблемы, с которыми столкнулась итальянская скульптура во времена перехода от готики к Ренессансу, отразились в работах Донателло, чьи интересы, в отличие от большинства его современников, не были узко локализованы, но охватывали большое количество жанров, видов и материалов скульптуры. Трудясь неустанно, выполнив множество заказов, ряд из которых неплохо оплачивался, он в старости оказался перед угрозой голодной смерти. 1962. 1423—1425) и св.
То же самое относится и к фигурам. Эразмо да Нарни, видимо, не принадлежал к числу самых выдающихся полководцев, но он был опытным военачальником, честно выполнявшим свой долг. По наущению матери Саломея потребовала голову Иоанна Крестителя. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Основные «модели» в этих картинах – охотничьи трофеи, фрукты и роскошная посуда, а вместо сервировки по всем правилам в большинстве случаев мы видим рукотворный хаос, скрывающий, на самом деле, не только сложную композицию, но и огромное количество аллегорий и скрытых символов. Ап. На лице его застыла гримаса страдания.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Между тем, в эпоху неолита люди освоили множество сложных процессов (производство керамики изобретение колеса, земледелие, солеварение) и нет никаких оснований считать, что они рвали зубами и руками тушу убитого зверя. Людовика Тулузского (ок. иск-ве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя имп. Музыканты вообще обозначены лишь призрачным намеком на то, что находятся в помещении.
Красив мотив струящихся складок одежды. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Пир. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло).
Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).
Это открытие не было чем-то совершенно новым, подобно открытию перспективы. Марк»). Слева Ирод возлежит с гостями перед столом с корзиной фруктов. Фасад же церкви остался неоконченным.
За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».
Его 1-м самостоятельным произведением стала скульптура пророка с фиала Порта делла Мандорла (1407) в Орсанмикеле. К тому же эта версия, близкая к портрету, давала возможность показать контраст между прелестью молодой девушки и устрашающим видом мёртвой головы. Во Флоренции выполнял лепные работы в ризнице ц. Сан-Лоренцо (1433-1443, 4 медальона в парусах свода с сюжетами о евангелистах, бронзовые врата). Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Работа Д. перекликается с фреской Мазаччо в капелле. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
Совсем недавно они восхищались танцем Саломеи. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. Декоративная красота уступает место иной задаче – создать впечатление внезапно воцарившегося хаоса, смятения. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Таковы были заданные мною правила исключения, так сказать негативные рамки книги.
Юстин (Iust. Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (ок. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Георгия» и «Св. Впервые в истории художник стал очевидцем в подлинном смысле слова. На его лице веселая улыбка. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
1), записи Джованни Чинелли-Кальволи, замечания Антонио ди Туччо Манетти в биографии Филиппо Брунеллески, а также сведения, содержащиеся в предисловии к «Трем книгам о живописи» Л. Б. Альберти и в жизнеописаниях художников и скульпторов в сочинении Б. Фацио (см. : Baxandall. Исчезла строгая торжественность готических статуй (стр. Линии в «Битве св. В античные времена вместо свечей использовались масляные лампы. В содружестве с архитектором Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
Скульптурный ансамбль Алтаря Св. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Он мог, накладывая краски прозрачными слоями (так называемыми лессировками) доводить живописную поверхность до глянцевого блеска, он мог кончиком тонкой кисти вызывать эффект мерцающих бликов. С. 281). Их судьба иногда была драматической.
Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Опознаваемы античные мотивы отдельных эпизодов.
Она — воплощение грациозности и легкости. Современникам Донателло правдоподобие рельефа могло показаться почти невероятным. Белый конь в миниатюре Лимбургов похож на игрушечную лошадку. Здесь все – новаторство.
Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Теперь на одном из них лежала отсеченная голова Иоанна. Она трясёт своей гривой, не человеческими волосами». С наступлением утра на берегу явился Иисус, однако ученики не узнали его. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. В прослеживании этих отличий состоит самый простой путь к пониманию искусства прошлого. Возрождения, способствовавший становлению искусства раннего Возрождения и формированию индивидуальной манеры отдельных художников (Андреа Вероккио и Микеланджело).
Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Но даже теперь, когда его существование зависело от доходов, получаемых с поместья, он согласился бы скорее страдать от голода, чем тратить на пустяки свое драгоценное время, отпущенное ему на занятия искусством. Она была настолько уважаема, что поколениями матери и Иродиада, вероятно, была среди них, называли своих дочерей Саломеями в ее честь.
Луки как «скульптор и золотых дел мастер» и привлечен к строительству собора Санта-Мария дель Фьоре. Причина – в скудности археологического материала: каменные орудия (большая часть из которых использовалась на охоте, а не в жилище), да черепки керамики, украшенной простенькими ямочными или текстильными (с отпечатками тканей) орнаментами – вот, как правило и вся добыча археологов. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). В ней чувствуется рука самого Донателло. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг.
1971. К тому же в 1464 г. статуи с северной стороны кампанилы перенесли на самую ответственную — западную. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны.
Ладислао Дураццо) испытала влияние произведений поздней готики (работ Дж. ворот флорентийского баптистерия.
н. Мадонна Пацци, 1422), напоминающих профили менад на классических камеях, а также в «Благовещении» алтаря Кавальканти (1-я пол. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Часто изображаются музыканты играющие на флейте и тамбурине. 1963. Позитивные же задачи должны предстать из нее самой. Иоанна Богослова, словно сидящего на наклонной поверхности, в профиль воспринимается как барельеф (поскольку спина статуи срезана), но при этом обладает монументальностью.
Замечательные произведения, созданные в Падуе Донателло, оказали глубочайшее воздействие на развитие искусства в Северной Италии. При этом пришлось пожертвовать преимуществами броского литературного стиля. К скульптуре ап.
На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Ипполита в «Refutatiо» – сочинении, доступном на Западе со времени Флорентийского Собора (1439) (Janson.
Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. и Донателло. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль. Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция).
Ирода. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. В течение некоторого времени этими познаниями владели только итальянские художники.
пластики, воплотил в своих статуях гуманистич. Выполненные Д. в 1416—35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов исполненных суровой правды. Георгия» красивы и выразительны. Даже великан-стражник на переднем плане, по сравнению с Саломеей, выглядит недописанным. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало.
В отличие от «Св. Альбрехт Дюрер дважды обращался к истории Иоанна Крестителя. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Пизано и Тино да Камаино в Сиене, Пизе, Прато, Пистое). Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон.
Св. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. и Сев. Достаточно сравнить, как написаны фоны с деревьями и постройками, чтобы увидеть различия. В рельефе видят политическую аллегорию, связываемую с личностью папы Мартина V, олицетворявшего в глазах современников «libertas Ecclesiae», звавшего к крестовым походам против гуситов и пытавшегося восстановить могущество папской власти. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Тем самым усиливается иллюзия пространства. Краткая форма этого имени – Саломея). Пребывание в Падуе (1443-1453) граничит с работами Д. в соборе Сан-Антонио (Иль Санто 1447-1450) и созданием конного монумента (1443-1453) кондотьеру Эразмо да Нарни, прозванному Гаттамелатой.
Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Марка (1411-1413), предназначенный для наружной ниши ц. Орсанмикеле. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. 159).
В творчестве мастера наступил новый период. Людовика Тулузского (ок. Петру» (1430, Музей Виктории и Альберта, Лондон), служившего пределлой первоначального алтаря капеллы Бранкаччи (Einem. 1971), работы Д., посетившего Рим (1431-1433), отражают влияние античного искусства.
Высоко над холмом вознесены три креста. XV вв. Да и в области искусства люди в то время преуспели. В статуе и рельефе на ее цоколе «Битва св.
Во-первых, возрастает значение линии. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. 1450-хгг., Палаццо Веккьо, Флоренция). Да и самого Иоанна многие недолюбливали. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.
Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. A. Wesselski. Описание пира, данное Ювенком, заложило основы иконографии сюжета. Наивысший расцвет творчества Д. связан с падуанским периодом. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).
Это один из первых ренессансных конных монументов. Их пейзаж больше походил на декорационный задник или шпалеру, чем на живую природу. Такую отстраненное состояние мы можем увидеть у всех трех изображений Саломеи. н. Цукконе) – Джованни ди Бардуччо Керикини, в прор.
Пир Ирода танец Саломеи (Мк., 6:21-28). 143) его фигуры могут показаться оцепенелыми и неловкими. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. музеи, Берлин).
Но это не простой мальчик. традиции («Давид», 1409, Нац. Барахтающийся в воде Петр выглядит, как и следовало ожидать, довольно беспомощно.
Восхищённый танцем Ирод обещал исполнить любое её желание. 1998. Ироду пришлось выполнить свое обещание.
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Марка Аврелия, которую Д. видел в Риме. музей Барджелло). Еще изысканнее обставлен стол на гобелене XV века, хранящемся в Ватикане. 1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)Пир.
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. На илл.
Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. В Амьенском соборе, на северной стороне хоров помещены четыре рельефа (XVв. ) с эпизодами из жизни святого Иоанна. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.
Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. скульптуры. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
21: 4-8). Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Донателло строит образ на игре света и тени.
«Царь опечалился», но исполнил обещанное. Антония Падуанского, описанные в хранящейся в соборе книге Секко Полентоне: «Чудо с ослом», «Чудо с заговорившим младенцем», «Чудесное исцеление непокорного сына», «Сердце скупого». В отличие от «Св.
В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). В античные времена была куда более известная Саломея, которую чтили многие века. Возможно, что художник сам резал доски для ксилографий. В 1404—07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
Вместо традиц. 1423—1425) и св. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Д. одним из первых художественно осмыслил опыт античного искусства и пришёл к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного» рельефа). музей Барджелло). 1420-хгг., Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (ок.
Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Они как бы окаменели от горя. Пребывание Д. в Риме в начале 1430-х гг.
В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Века спустя авторы Талмуда считали ее правление золотым веком. Но Конрад Виц хотел, чтобы женевские бюргеры увидели живую картину – Христос, стоящий у вод. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Антония. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Д. одним из первых используя язык рим. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада.
Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Ее голова увенчана короной с изображением херувимов. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Его крылья, кажется, еще полны движения. Однако картины Яна ван Эйка уже совсем другие. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Д. воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение, патриотическое гражданственное звучание. комментариях XV-XVI вв.
дворца, а персонажей дальнего плана наделил внешностью древних римлян (илл. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг.
В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные. Сюжет заимствован из текста Откровения Святого Иоанна -Апокалипсиса (Откр. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Блаженный Августин (Vв. ) добавляет новую деталь— передавая голову Иоанна Крестителя Иродиаде, Саломея кладёт её на лоно матери.
Поздние произведения Д., созданные в условиях нарастающего кризиса демократических традиций Треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа «Юдифь и Олоферн», бронза, около 1456—57, площадь Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., см. Танцы с раздеваниями.
Одним из наиболее радикальных новаторов в живописи был швейцарец Конрад Виц (1400. Как и на известной нам средневековой купели (стр. Ведь эта книга замышлялась не как антология прекрасного, а как руководство для вступающих в еще не ведомые им края и такому читателю примелькавшиеся, «затасканные» примеры послужат знакомыми разметками незнакомого маршрута. Главное действие происходит в центре композиции. В верхнем ярусе – фигура Бога-Отца, столь же величественная, как и у Мазаччо, но представленная в пышных папских облачениях по сторонам от него – Дева Мария и Иоанн Креститель, первым назвавший Иисуса Агнцем Божьим.
трудах и лит. В Риме среди прочего Д. сделал надгробие Джованни Кривелли, архиеп. Этот рельеф напоминает о традициях позднеготического ювелирного искусства. Антония (Санто).
Несмотря на то что 30-е гг. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Георгия (ок.
На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Младенец кажется маленьким и беспомощным. средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (кон.
Италии. 7: 9): «После сего взглянул я и вот, великое множество людей, которых никто не мог перечесть из всех племен и колен и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем. ». Донателло оказал огромное влияние не только на современников, но и на мастеров более молодого поколения, в частности, Верроккио. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Услышав это, апостол Петр «опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море а другие ученики приплыли в лодке» и затем разделили трапезу с Иисусом. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Мантенья) и др. Ксилографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1510), где Саломея изображена принимающей голову Иоанна и «Принесение Саломеей Ироду главы Иоанна Крестителя» (1511), где дочь передаёт Иродиаде свою страшную ношу, по тонкости исполнения и художественным качествам близки к гравюре на меди.
На илл. Неаполя). Уже на рубеже XIII и XIV вв. Георгия (ок.
нателло. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Фра Липпи пользовался, в основном, тремя цветами: белым, красным и темно-синим. 1962. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
По замечанию Э. Панофского, Д., реализовав свои художественные намерения, «обесценил это выдающееся общественное начинание». Универсальность интересов Д. позволяла ему реализовывать свои замыслы в различных жанрах (многофигурный алтарь, надгробие, медальоны для Палаццо Медичи-Риккарди, картон для витража «Коронование Богоматери», проект убранства для празднества по случаю коронации имп. Зажженные свечи и сегодня придают ужину неповторимую романтическую атмосферу. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Аввакуме (т.
Новаторская концепция алтаря утвердилась в качестве образца в живописи (т. Архитектура полностью симметрична. 191 илл. 153). Вероятно, он неоднократно бывал в Венеции, в состав материковых владений которой входила Падуя и имел возможность внимательно изучить четырех прекрасных бронзовых коней, вывезенных венецианцами из Константинополя и поныне украшающих фасад базилики Сан Марко.
Jena, 1929) и в др. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме.
1386, Флоренция – 13. 12. 1466, там же), скульптор итал. В IV веке падчерица Ирода упоминается наряду с мимами и жонглёрами. В Сиене Д. исполнил серию рельефов для баптистерия, показав безупречное владение перспективой (напр., «Пир Ирода», 1427, - более простой по композиции, нежели «Пир Ирода», 1441, Музей Викар в Лилле). Но главные победы в процессе завоевания реальности были одержаны не скульпторами.
В рассматриваемой композиции св. Эта Саломея была единственной женщиной, которая когда-либо правила Иудеей единолично. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Возможно источниками вдохновения послужили статуя Марка Аврелия (II в. ) в Риме, надгробные конные монументы Сев. С исканиями Д. тесно связано творчество сиенца Якопо делла Кверча, работы к-рого выделяются пластической насыщенностью и образной мощью (рельефы портала собора Сан-Петронио в Болонье, 1425-1438). статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора.
А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Творчеству Д. присущи новаторство, стремление к эксперименту, необычная динамичность эволюции. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Иосии – Поджо Браччолини. 1430, Гос. Её миловидность и невозмутимость вступают в диссонанс с драматической ситуацией. Охваченные смятением гости (один из них закрыл лицо рукой) отхлынули от стола, столпившись вокруг Саломеи, еще пребывающей во власти танца.
Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св. Скульптура Д. известная как Амур-Аттис (1-я пол. произведениях есть немало общего. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года.
Небольшая бронзовая статуя Давида (1-я пол. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Линии профиля определенны и чеканны. Заменив яйцо маслом, он получил возможность работать неспешно, тщательно отделывая детали. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Отказавшись от высокого рельефа, Донателло неминуемо должен был потерять в статуарности, объемности, весомости отдельных фигур. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. фигуры в соответствии с найденными закономерностями. илл., завершены учениками Д., — все во Флоренции).
Он превосходит готических мастеров в пристальности и точности натурного наблюдения. «Св. Художник Ганс Мемлинг поместил сюжет с Саломеей на левое крыло «запрестольного образа», в настоящее время хранящийся в Музее Мёмлинга (Брюгге, Бельгия). Справа— тюрьма, где лежит обезглавленное тело, над которым склонились двое мужчин9. 1430-е, отмеченные поездкой Донателло в Рим, были едва ли не самым счастливым периодом его творчества, временем, когда в его работах преобладало гармоническое начало.
Пророк всегда внушал ему уважение. Фигура прорисована уверенно и свободно. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Они возятся со снастями и неуклюже стараются выправить положение накренившейся лодки. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. До нас дошли многочисленные сценки быта простых людей, впечатляющие своей реалистичностью.
На заднем плане, под дворцовой аркой художник показал танец Саломеи на пиру Ирода1617. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.
Их нельзя считать портретами, так как они не столько передают внешний облик, сколько внутреннее переживание. Оформляли эти сосуды с не меньшей фантазией, чем канделябры.
По Хрисологу, Ирод, глядя на танцующую Саломею, понимает, что она— его родная дочь, плод его кровосмесительной связи с Иродиадой: «ведь будь она чужим ребёнком, можно было бы обнаружить хоть следы целомудрия»67. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Хоквуда (1436, Санта-Мария дель Фьоре), заменившую работу А. Гауди и Дж. 144). Саломея, дочь Иродиады, стала танцевать перед гостями, дабы развлечь их. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. ремесленных цехов, Д. всё чаще стал получать частные заказы. Художник сознательно помещает основную сцену в центре фрески.
Месть семи покрывал. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Столь же выразительно и лицо пророка. 6:24). Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.
Самые радикальные новшества отличают рельеф работы Донателло «Пир Ирода». Желание отличиться, наверное, не самый высокий и не самый глубокий из побудительных мотивов художника, но отсутствует он крайне редко. Здесь начинается следующий этап его творчества. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.
Они готовили их сами используя вещества растительного или минерального происхождения. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Эта бестия не успокоится, пока «не получит добычу»5.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Рельеф купели. Антония.
Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Сероватая, но чистая скатерть – скорее всего из домотканого льна, оловянная посуда и кружки, нож с деревянной ручкой, глубокая миска и приземистый глиняный кувшин создают композицию, которая оказывается ничуть не менее интересной, чем «богатые» натюрморты. Созданию этого иллюзионистического эффекта способствует постепенное уплощение рельефа к центру и введение фигур, фланкирующих центральные сцены («Положение во гроб») такую композиционную особенность стали использовать в XVI в., как и др. Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов. У последней нет четко выраженной оси. Ее изящная фигурка словно наполнена божественным светом, ее ноги едва касаются земли. Антония (Санто). Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.
(Музей кафедрального собора, Флоренция)Ап. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Скульптура Д. повлияла на живопись Андреа дель Кастаньо. Эта просьба была исполнена.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Статуя может быть рассмотрена с разных точек зрения и, несомненно, рассчитана на круговой обход, но все же в ней выделены две главные точки зрения — спереди и сзади, — с которых фигура производит наиболее сильное впечатление. Ирод устроил пир, на котором танцевала его падчерица Саломея. – 1441).
В 20 – е годы XV века в конкурсе на украшении Сиенской купели вместе с уже признанным мастером Гиберти принимали участие еще два скульптора, которым предстояло прославиться в грядущие десятилетия – уроженец города Сиены Якопо делла Кверча (1374 – 1438) и великий флорентинец Донателло (1386 – 1466). На 5 рельефах сев. Этот сюжет интересен тем, что художники могли изобразить светскую тему: пир со множеством народа, слугами, музыкантами.
Георгия (1415-1417, Национальный музей, Флоренция) наделена «изумительным движением, оживляющим камень изнутри» (Вазари. 161 показана часть алтаря, созданного им для женевской церкви в 1444 году. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. На коленях стоит богоматерь. Эту колоссальную скульптурную композицию первоначально увенчивал балдахин, опиравшийся на восемь колонн. Богато украшенные стрельчатые арки обрамляют сцены.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Д. происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-япол.
Конный памятник (1447–53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европ. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Они получали прекрасное образование и пользовались большим уважением. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Он служил не для развлечения простых смертных, а для услаждения богов.
Вот таким образом при выборе художников и их работ пришлось исходить из приемлемого для книги числа иллюстраций, что, в свою очередь, потребовало удвоенной строгости в отборе материала. Третье правило также потребовало некоторого самоотречения. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. музей Барджелло).
Фигура Богоматери на троне выполнена в виде единого блока. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Вверху изображены летающие ангелы. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Возможно, Д. имел связи с влиятельным в Падуе в XV в. орденом францисканцев и был приглашен попечительским советом миноритского собора Сан-Антонио, для к-рого им был исполнен большой, свободно стоящий алтарь (1485-1552 разобран в XVII в., существует его краткое описание у Микеле Санмикели). Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
иск-вом. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. традиции (Panofsky. Иоанна Богослова (1408-1415, Музей кафедрального собора, Флоренция) противоречила традиции «интернационального стиля», в соответствии с к-рой были выполнены и установлены на фасадах собора и на 2 сторонах колокольни ок. Марк», 1411–13 «Св. P. 164-167), в «Дневнике Полициано» (A.
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. И в части из них можно разглядеть небогатый крестьянский стол. И только Христос спокоен и тверд. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423—34 и 1457—61), Риме (1430—33), Падуе (1444—53).
Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Д., развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423—27). они были приостановлены. 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я пол. XIV – нач. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).
А Брунеллески он был обязан многим. Жесты и пластика поз, обнаруживающие сильные душевные порывы от немого отчаяния до неистовства («Распятие»), выражают суть повествования. Так, на натюрморте с лангустом кисти Яна Давидса де Хема мы видим простые, однако отполированные до зеркального блеска металлические блюда, на которых разложены устрицы и фрукты. В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения — конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447—53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремлённостью образа. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека.
Также интересно заметить и степень прорисовки разных персонажей. Композиции, полные импульсивного движения, уподоблены «пластическим видениям». Однако страдание обладает длительностью во времени. Вот таким образом сходство с декорациями здесь лишь условно. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо.
127). Она, несомненно, связана с ними тематически. дАрриго.
Ирода. 156). Монохромная цветовая гамма также не отличается разнообразием. Так искусство XIV в. утрачивало свои позиции в конкуренции с новым искусством, принадлежащим Возрождению и в этом была своя закономерность. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато.
представления о человеческой личности («Св. Иоанна Богослова близок образ ап. Влияние творчества Д. на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Polizianos Tagebuch: 1477-1479 / Hrsg. Георгия с драконом» (Нац. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Теперь можно обратиться и к традиционным средствам выразительности.
Георгий» (1407) – в фигуре «Пиппо Спано» (1450-1455), позднее конного памятника Б. Коллеони работы Андреа Верроккио (Пьяцца-Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции). Энергичная пластика объемов, естественность и в то же время угловатая напряженность поз, характерность (возможно, портретность) персонажей способствовали созданию столь ярких образов, что флорентийцы находили их «прототипы» среди сограждан: в прор. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Их форма практически не менялась на протяжении тысячелетий. Работал в городах Центр.
Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. – 1446. ). Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
возможностям такой рельеф приближается к живописи (см. Голов pа повернута слишком неестественно. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Учитель церкви добавляет детали к характеристике танца принцессы, покоряющей Ирода: «она изгибается всем телом и вращает ногами, как будто у неё не было позвоночника»6.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Вскоре молодого новатора приняли в Гильдию живописцев и он стал настоящим народным художником, выполняя различные общественные заказы.
У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Деревья братьев Лимбургов были схематичны и условны (стр. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Такие краски, получившие название темперы, были хороши, однако слишком быстро сохли. Однако уже мраморная статуя св.
Затем следуют эпизоды с танцем, усекновением головы и её поднесением Иродиаде. Первым известным нам произведениям Д. (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406—08) ещё присущи готическая скованность и нерасчленённость форм измельчённость линейного ритма. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
1408-1415 гг. В последней сцене Саломея при виде головы Иоанна теряет сознание и падает на руки слуге15. Аквилеи (1433 изображение полустерто), установленное в ц. Санта-Мария ин Арачели. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле.
Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Между ними видны играющие музыканты. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Лошадь со створки Гентского алтаря, при всем сходстве стати и поступи, выглядит живой.
Донателло удается передать в ней ощущение легкости. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. На картине Яна Стена «Крестьянская свадьба» он занимает незначительную часть полотна в левом углу композиции и изобилует множеством деталей, по которым мы можем судить о крестьянском быте того времени. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.
Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. 30-х гг. Во времена хаоса мужчины выбрали ее вести их нацию и сражаться в битвах. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее. Саломея отнесла страшный дар матери. 1427 г. (баптистерий кафедрального собора, Сиена)В 1412 г. Д. был принят в гильдию св.
Помимо решения ограничить специальную терминологию, я подчинил себя и некоторым другим требованиям, осложняющим работу автора и облегчающим жизнь читателя. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. 216-217 илл. Д. вел инженерные работы во время осады Лукки (1430). Оправданием может послужить то, что произведения живописи меньше теряют в репродукциях, чем объемная скульптура и тем более монументальные сооружения архитектуры. Немало дурных дел совершили они в жизни. Удивительна судьба этого города.
Мария показана в сложном повороте. Марка (1412 год), св. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал.
Нелегкие, порой мучительные поиски, сопровождавшие работу над предыдущими статуями, завершились созданием произведения, которое, кажется, рождено мгновенно, в момент высокого творческого вдохновения. В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Сигизмунда (1433, рис. P. 10-11).
Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. По сторонам изображены благочестивые донаторы в молитвенных позах (илл. Величайшее его создание – многостворчатый алтарь (полиптих) для собора в Генте (илл. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
Стакан из витого венецианского стекла и золоченый кофейник с солонкой (скорее всего, восточной работы) завершают изысканную сервировку. Здесь представлены родные и друзья Христа. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья.
Мастерство Донателло настолько выросло, что он справляется с техническими трудностями постановки фигуры как бы мимоходом. Вернув скульптуре то самостоятельное значение, которое она имела в античном искусстве, он с еще большей последовательностью, чем его романские и готические предшественники, наделяет свои образы яркой индивидуальностью, глубокой человечностью, так, что его святые и герои кажутся нам вполне реальными личностями. Так, очевидно, было и при отливке «Давида».
В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»). Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе.
Вероятно, декор дверей был выполнен немецкими мастерами. Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. Кроме того, она является самым светлым пятном на всей фреске.
Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Первой крупной работой художника стала роспись фасада церкви Ор Сан Микеле и создание статуй для наружных ниш. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
118), здесь изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя. С. 100. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. музей Барджелло). Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов.
Движения фигур резки и порывисты, художник не пытается смягчить жестокость сцены. 1967), освященной во имя ап. 1415, Флоренция, Нац. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами.
Это первый написанный с натуры пейзаж, первый «портрет» уголка природы. Из рельефов в стуке наиболее интересны два, показывающие сцены из истории Иоанна евангелиста.
Современники называли Д. «великим подражателем древних». 154). «Пир Ирода» является одним из ключевых изображений в серии Иоанна Крестителя. Рельеф купели.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Др. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Он восторженно отзывался о статуе «Св.
И все же этот факт непреложен — они нравились современникам Донателло, что является одним из свидетельств глубокого проникновения гуманизма в сознание людей. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. По ту сторону Альп появился скульптор, который, пресытившись манерностью интернациональной готики, шел в том же направлении, что и флорентийские новаторы. Удачно передано движение ангела. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. XV в. во Флоренции ознаменованы интересом к фламанд.
Изящно ложатся складки одежды. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Возрождение).
Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Иоанн Богослов. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Именно такая женщина была способна на подвиг. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Справа показан Иоанн в темнице, по традиции он одет в звериную шкуру.
находится во Флорентийской академии), материалах и техниках. Главные герои даются очень внимательно и основательно написаны Фра Липпи, чего не скажешь об остальных. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. cum Tryphono iudaeo, XLIX) повторил евангельские сообщения, Ориген же (Orig. Композиция рельефа «Передача ключей ап.
Пять фигур находятся в музее собора. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
свою красоту и славу. В конце XVI в. алтарь был разобран. Особенно это заметно в изображении св. В XV веке сюжет был распространён в районе исторических Нидерландов (современные Бельгия, Нидерланды, Люксембург и (частично) северная Франция) и Германии, а также Латинских земель. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам.
Но в XVв. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля.
Эпоха античности подарила нам огромное разнообразие видов керамики. В 1403—07 гг. Георгия с драконом» (1-й пример использования в скульптуре линейной перспективы) Д. пытался воссоздать органическое единство мира и героя в нем. Драматич. «Тайная вечеря» – один из популярнейших сюжетов в средневековом искусстве и по одним лишь по ее многочисленным вариантам можно проследить, как менялись правила сервировки от века к веку. Эти оттенки отличаются лишь по светлоте.
1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). XV в., ц. Санта-Кроче, Флоренция) и для рельефов парапета кафедры для певчих (1433-1438, Музей кафедрального собора, Флоренция). de Lucae, XXVII, 3) добавил к ним свои рассуждения.
Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Hom. Главным революционным преобразованием Донателло была реальная передача пространства и его глубины. Его суть состояла в новой рецептуре приготовления красок. 30-х гг. Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Постоянное перемещение художественных ориентиров является путеводной нитью книги, в которой я стремился показать, как каждое произведение соотносится с предшествующими — через подражание им или противодействие.
Петра, созвучна программе декора капеллы, в к-рой подчеркнута идея величия Флоренции («Florentine empire» – один из мифов, определявших гос. Он указывает на женщину (неизвестно, Саломея ли это или Иродиада), которая принимает у палача голову Иоанна на блюде.
А на картине «Завтрак» Питера Класа привлекает внимание блюдо продолговатой формы с запеченной форелью: на подобных подают рыбу и в современных ресторанах. Марка». Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (см.
проблемы, с которыми столкнулась итал. Художники того времени не располагали готовыми красками в тюбиках или коробках. Творческое наследие Донателло огромно, включает в себя монументальные статуи, рельефы, скульптуры небольших размеров мастер одинаково успешно работал в мраморе, бронзе, дереве. 1415, Флоренция, Нац.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Такой светильник горел довольно ярко, долго и равномерно, давая минимум копоти. политику и питавших общественное сознание в XV в. ). С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Были алмеи и у евреев. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция). P. 143).
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Рядом с ним рельеф Кверчи «Захария в храме» поражает мощью творческого темперамента художника, пластической энергией телесных форм.
Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Второй период творческого пути Донателло относится примерно к 1434 году, вслед за созданием табернакля для старого собора св.
В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Наиболее известны их них – кратер (сосуд для смешивания вина с водой именно в таком виде оно подавалось к столу), ойнохойя (кувшин с тремя носиками, позволяющий удобно разливать вино «на троих»), пиксида (использовалась для хранения пряностей), котила (чаша для питья с двумя горизонтальными ручками), ритон (сосуд для питья в виде рога, часто украшенный головой животного) и канфар (кубок с двумя ручками своеобразной формы использовавшийся преимущественно в ритуальных целях: считалось, что из канфаров пили боги). «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
(около 1386, Флоренция, — 13. 12. 1466, там же) итальянский скульптор. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. 155-156).
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Италии этот тип изображения пришел на смену готическому полиптиху.
Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Италии (напр., памятник П. Савелли в венецианской ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари). 1423-1425), Аввакума (1427-1435), группы «Жертвоприношение Авраама» – ренессансная образность соединяется с натурной точностью, остротой линейного рисунка и выразительностью формы, родственными искусству сев. Саломея словно выполняет волю свыше, подчиняясь своему року.
музей Барджелло, Флоренция), которые постепенно преодолеваются благодаря освоению античного наследия. Лицо его отличается особой экспрессией. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. В его правой руке — тяжелый меч. Ирод в ужасе отшатнулся, выставив вперед руки.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Отдельные рельефы Сиенской купели демонстрируют разнообразие их творческой манеры. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). В Средние века в ветхозаветных пророчествах усматривали аллегории Страстей Христовых. Во-первых, я писал только о тех произведениях, которые мог показать в иллюстрациях. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
В Евангелии рассказывается о том, как пляска с раздеванием очаровала сынов Израиля. иллюстрацию в ст. Фигура в тюрбане – Даниил, лысый старик – пророк Исайя.
Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Его можно видеть еще и сегодня, он не сильно изменился со времен Конрада Вица. В нем идет повествование о смерти Иоанна Крестителя. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Скульптура отличается живостью исполнения. 149). Существовали разные рецепты приготовления красочных паст, но на протяжении Средних веков наиболее распространенным компонентом связующего вещества было яйцо. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами.
По деталям, показанным на илл. Так впоследствии эту сцену будут изображать художники Италии, начиная с Джотто4. Иоанн Богослов. 1971. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Это способствовало процветанию торговли.
Однако эта выдающаяся женщина была практически забыта. Он обладал характером сложным и независимым. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Ее имя Царица Саломея Александра. Свитки Мертвого моря впервые за более, чем 2000 лет, открыли ее настоящее имя: Шломцион (Shelamzion). В позе Юдифи чувствуется решимость и напор.
Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Связи Падуи с Флоренцией не прерывались и позднее, в первой половине XV в. здесь работали художники Паоло Учелло и фра Филиппо Липпи. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Но не только богато оформленные натюрморты вдохновляли голландских художников.