Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Подберёте онлайн сходные по смыслу обороты или замените на синонимы.
Кондотьер изображен в античных доспехах и с жезлом полководца в руке. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. На лице его застыла гримаса страдания.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Между ними видны играющие музыканты. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло).
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. В1410-х гг.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Этот период успело застать поколение ваших родителей.
Лаврентия, во Флоренции. Donatello), наст. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Скульптура. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой.
Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. В 1431г.
Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы.
Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Марка» с Ор Сан Микеле. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Голов pа повернута слишком неестественно. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Георгия» и «Св.
Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».
Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). В1403–07гг.
Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. В поздних работах Донателло (алтарь св. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43).
Лицо его отличается особой экспрессией. Хотя в них и преобладают трагические, скорбные чувства, они вызывают благоговейный трепет в зрителе, так как свидетельствуют о силе человеческого духа. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.
Он готов отразить любой натиск, любую атаку, готов сложить голову, защищая свою родину, свой родной город. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.
Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Это исхудалая старуха с длинными волосами. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).
Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флор.
Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. музей Барджелло). св. Путти Донателло предельно общительны. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Он использовал т. н.
Брезгливой гримасой тронут его рот. Главное действие происходит в центре композиции. Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.
1456–57г. Она стоит теперь перед церковью св. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. В действительности, все эти точки зрения односторонни.
С тех пор начал развиваться скульптурный портрет эпохи Возрождения. Высоко над холмом вознесены три креста. К началу XV века флорентийцы почувствовали настоятельную необходимость обновить ряд городских зданий — церквей, собора, крестильни (баптистерия). Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св.
Марка — по найму льнопрядильщиков. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи.
Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Но, даже когда положение стабилизировалось, прежнего размаха в работах по украшению виднейших зданий уже не было.
Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис.
«Св. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donate di Niccolo di Betto Bardi) 1383/1386, Флоренция — 1466, Флоренция.
Св. Антония.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома.
Георгия (ок. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей).
Фасад же церкви остался неоконченным. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. В 1408-1415 гг. Статуя полна жизни и изящества.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Антония. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются.
Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. нателло. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь.
Только конкретизируется, не столько внешность пророка, сколько его душевное состояние — глубокое раздумье, сосредоточенность ушедшего в себя человека. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. С такими он был непреклонен. Марка». Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками.
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Антония. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников».
Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице).
Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре.
Младенец кажется маленьким и беспомощным. Что такое «Донателло» поможет выяснить Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Энциклопедический словарь, Европейское искусство: Живопись. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты).
«Давид» представляет собой юношу, будущего царя. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского.
Во-первых, возрастает значение линии. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Вверху изображены летающие ангелы. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения.
Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. В отличие от «Св.
Донателло посетил Рим, где изучал наследие античности. На коленях стоит богоматерь. В флор. В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.
Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Это, например, можно сказать о мраморной статут св. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. 1386-1466) итальянский скульптор. Изящно ложатся складки одежды.
Хотя Донателло использовал здесь отдаленные античные мотивы, композиция в целом отличается совсем не античным характером. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Донателло использует в этом произведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию для очертания предметов, математическую перспективу: живописные тени перебегают в разных частях композиции. со Флоренции или близ нее, между 1382 и 1387 гг. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
Предыдущие скульпторы не умели придавать статуям устойчивость и прикрепляли их к стенам. Фигура исполнена достоинства. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
(Donatello) (наст. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Его крылья, кажется, еще полны движения.
В конце XVI в. алтарь был разобран. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Именно такая женщина была способна на подвиг. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
Она, несомненно, связана с ними тематически. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. музей Барджелло).
Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Эту колоссальную скульптурную композицию первоначально увенчивал балдахин, опиравшийся на восемь колонн. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Это первый опыт Донателло в создании так называемого живописного рельефа с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Новую жизнь итальянцы, как и многие после них, начали с ремонта. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды.
Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством.
Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53).
Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Вокруг он изобразил цветочный узор. В его правой руке — тяжелый меч. Лаврентия, во Флоренции.
Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Работая в Падуе, мастер создал первый светский монумент эпохи Возрождения– конную статую венецианского кондотьера (наемного военачальника) Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата («Черная кошка» отлита в 1447г., установлена в 1453г. ). Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Спокойные, плавные линии, крупный, полновесный объем придают статуе строгость и величие.
На его щеках щетина, нижняя губа упрямо выпячена вперед, брови нахмурены, жилистая шея напряжена. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Д. (наход.
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Нам кажется, что и пребывание Донателло в Риме в 1432—1433 гг., вполне достоверное и подтвержденное документами, тоже не оказало сильного воздействия на творчество скульптора. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Удивительна судьба этого города. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Фигуры трех из них вообще показаны намеками.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Антония. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Это — исхудалая старуха, покрытая волосами. Фигура прорисована уверенно и свободно.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Наибольшее рвение в этом деле проявила Флоренция. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью.
Родился в семье богатого ремесленника. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. В творчестве мастера наступил новый период. Однако это впечатление обманчиво. То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах, предназначавшихся для флоентийского собора и находящихся теперь в Opera del Duorno.
Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Людовика Тулузского (ок. 1423—1425) и св. Антония.
Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Антония (Санто). Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением.
Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
Мрамор. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. В статуе св.
Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо.
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Около 1345—1350 гг. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Стремясь использовать новые способы передачи пространства в рельефе, Донателло вводит перспективные сокращения архитектуры и градации высоты рельефа, создает впечатление глубины пространства в рельефе и тем самым создает т. н. Но именно благодаря этому сочетанию изощренности и косноязычия рельефы кафедр Сан Лоренцо производят столь сильное впечатление. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Представитель флорентийской школы.
Графика: Энциклопедия и словарь Средневековый мир в терминах именах и названиях. Марк, можно поверить и его писаниям». У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи в Loggia dei Lanzi во Флоренции. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую.
Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г., наход. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники.
Антония. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. И все же этот факт непреложен — они нравились современникам Донателло, что является одним из свидетельств глубокого проникновения гуманизма в сознание людей.
В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Верный приверженец христианских доктрин, он не чуждался гуманистов, привлекая к своему двору Поджо, Бруни, Бьондо, Георгия Трапезундского и Альберти. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Однако страдание обладает длительностью во времени.
Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. 1423—1425) и св. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. О подлинном сюжете этой фигуры до сих пор идут споры, но ни одно из предложенных толкований не кажется совершенно убедительным. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. теперь в Англии). С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии.
Лаврентия, во Флоренции— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Заказчиками подобных работ были богатые ремесленные цехи города.
Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Св. Он стоит на отрубленной голове Голиафа, держа в одной руке меч, в другой – камень. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне).
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Перечисленными произведениями далеко не исчерпывается список работ Донателло для алтаря Санто. Мария показана в сложном повороте. В его время это было смелым нововведением. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.
На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней.
1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Эти драматические события, несомненно, наложили отпечаток на развитие искусства во Флоренции. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к.
В 1430 г. Донателло создал Давида – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Уже на рубеже XIII и XIV вв. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Работал в основном во Флоренции, а также в Сиене, Риме, Падуе.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Здесь начинается следующий этап его творчества. Людовика Тулузского (ок. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. В искусстве, по его мнению, должна была отражаться настоящая природа человека и окружающего мира. А это и составляет сущность донателловского образа.
В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто-Барди, D. di Betto Bardi) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи возрождения род.
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Георгий, 1416, Давид, 1430, Юдифь и Олоферн, 1456-57), монументального конного памятника (Гаттамелата в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27). Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. В бронзовой статуе «Давид» (1430-е гг. ) Донателло впервые в ренессансной скульптуре обратился к изображению обнаженного тела. Создавая его, мастер явно вспоминал Марка Аврелия, хотя его Гаттамелата — вовсе не древний римлянин и к тому же получился «живее» капитолийской статуи.
По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорить о привычке к победам и торжествам. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло.
Георгия и о статуях Давида и апостола Марка. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Так что статую св. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Скульптурный ансамбль Алтаря Св.
Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Св. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. бронзовая скульптурная группа «Юдифь и Олоферн», ок. Антония.
Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Антонием. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св.
Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».
Донателло строит образ на игре света и тени. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Так подчеркнута глубина рельефа. Донателло «Давид» (около 1440). В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио.
Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Наконец и направление движения жезла служит той же самой цели — объединить всадника с лошадью. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Донателло приписывают не менее 4 статуй пророков совместной работой Донателло и Россо считается группа Авраам и Исаак. Любопытные произведения Д, находятся в ризнице црк.
Он обладал характером сложным и независимым. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Общий запас лексики (от греч. На его лице веселая улыбка. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади.
Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Совсем другое у Донателло. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).
Тем самым усиливается иллюзия пространства. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх.
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Более того, «очеловечивая» статуи святых, мастер начал придавать им сходство с конкретными людьми. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви.
Лаврентия, украшенной его работами. Знатоки признавали, что «чувствует храп и дрожь коня, а в фигуре всадника — его великое мужество и неукротимость» и заодно воздавали должное солидным размерам памятника. Пришедшие на смену поколения скульпторов последовали его примеру. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж.
Образом послужил памятник Марку Аврелию. Рассмотрев документы, относящиеся к статуям, выполненным примерно в те же годы для собора, Ланьи дал логичную картину работ. Местоположение статуи не изменилось. Как бы там ни было, мастеру удалось достичь удивительного впечатления чисто языческой жизнерадостности.
И были статуи всегда только круглыми и круглыми дураками были глупые умом и грубые скульпторы. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. собора и находящихся теперь в Opera del Duomo.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, — в барельефах двух кафедр церкви св.
Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Георгия — на деньги оружейников, а св. Марка для церкви Ор Сан-Микеле, заказчики разочаровались было и решили от нее отказаться.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Георгия, в которой воплотился ренессансный героический идеал воина-защитника. св. И как всегда, он уверенно справился с ними.
Барджелло. для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи.
Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св.
1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Он восторженно отзывался о статуе «Св. музей Барджелло).
Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). В ней чувствуется рука самого Донателло. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками.
Она имеет явную связь с античностью в еще одном аспекте – в своей материальной природе. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция.
Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Антония (Санто). И в этом проявился его характер. В 1416г.
Одновременно с конной статуей Гаттамелаты Донателло вместе с помощниками создал монументальный Алтарь Св. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. алтарь Кавальканти, 1428–33). В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Это еще одно новшество, введенное Донателло.
Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству.
Георгия (ок. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием.
Линии в «Битве св. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. В отличие от «Св. Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута.
Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Лицо юноши, полное свежести и благородства.
Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб».
Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне.
А Брунеллески он был обязан многим. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Столь же выразительно и лицо пророка.
Марка (1412 год), св. Красив мотив струящихся складок одежды. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. donatello) (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386 или 1387, Флоренция– 1466, там же) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения.
Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Жизнь стремительно меняется.
В этой фигуре всё значимо. Без прямого общения с Брунеллески и Альберти появление такой сложной архитектурной композиции было бы невозможно. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.
Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.
1415, Флоренция, Нац. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. 1423—1425) и св. «Св. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Антония (Санто). Здесь представлены родные и друзья Христа. Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.
«Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Георгия (ок. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Марку» с Ор Сан Микеле. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. 1455–1460).
имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. создал для собора Орсанмикеле мраморную статую св.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. В 1415г. Антония (Санто).
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Это исхудалая старуха с длинными волосами. музей Барджелло). музей Барджелло). Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Антония.
Образцом для Донателло послужил древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. В духе античности Донателло изобразил Давида обнаженным. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
В рассматриваемой композиции св. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. 1423—1425) и св. музей Барджелло). Во время этой работы он снова встретился с другом своей юности, гениальным архитектором Филиппо Брунеллески.
Ангел опустился на колено перед Марией, как юный рыцарь перед прекрасной дамой. Самостоятельную творческую деятельность начал ок.
Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Изучение памятников греко-римской пластики также несколько умерило его реалистические стремления. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Работа удалась на славу.
музей Барджелло). Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.
Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Донателло практически в одиночку произвел в скульптуре коренной переворот. Георгия» и «Св. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. св. Внутреннее пространство Старой сакристии приближается по форме к кубу, перекрытому полусферическим куполом. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец.
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Людовика Тулузского (ок. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
Трудно поверить сейчас, что такие рельефы, полные светского, языческого духа, могли быть установлены на почетнейшем месте в христианском соборе. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Антония. Людовика Тулузского (ок. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Пять фигур находятся в музее собора. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, благоговейно внимает его словам. Все в этой фигуре весомо и материально.
Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.
Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Георгий был покровителем воинов и оружейников. Творческое наследие Донателло огромно, включает в себя монументальные статуи, рельефы, скульптуры небольших размеров мастер одинаково успешно работал в мраморе, бронзе, дереве. Донателло выполнил статуи пророков для украшения кампанилы Флорентийского собора (1416–35). 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции.
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло.
Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. обучался в мастерской Л. Гиберти.
Героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника с позолотой в виде высокого, почти в полный объем, рельефа. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. 1415, Флоренция, Нац. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. св.
Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Олоферн, Флоренция, площадь Синьории). В скульптуре Св. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
1415, Флоренция, Нац. Вот таким образом пророк Иеремия стал зваться в народе Франческо Содерини, а Аввакум — и вовсе Цукконе, что значит тыква (под этим прозвищем жил во Флоренции лысый Джованни Керикини). Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное.
Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную жизнь представляемого им лица.
Линии профиля определенны и чеканны. Евангелист Марк (1411). Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой.
У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле.
Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Особенно это заметно в изображении св. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Таким образом, можно считать, что рельеф Донателло стоит у истоков перспективной живописи, которая в XVII—XVIII вв. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434году изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.
Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Рассмотрев вблизи статую св. живописный рельеф. Донателло приближал рельеф к живописи. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Это объясняется тем, что трехмерное пространство приближается в таких рельефах к двухмерному. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Марк, можно поверить и его писаниям».
Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Антония в Падуе и изображающем Положение во гроб. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Петра и завершения ряда других заказов. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
Это способствовало процветанию торговли. Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Слегка изогнулся торс Марка.
В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Облик пророка Аввакума отличается острой характерностью современники прозвали его Цукконе (тыква) из-за вытянутой формы лысой головы. Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу, энергию, как и грацию, миловидность.
Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Антония.
Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. И тело и одежда Магдалины одинаково повреждены червем времени и потому кажутся слепленными из одного материала.
Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Антония. Несколько лет спустя в Падуе он отлил в бронзе статую военачальника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (Пестрая Кошка) — первый конный памятник в искусстве Возрождения. Георгия» красивы и выразительны.
Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения – Уччелло, А. Дель Кастаньо, А. Мантеньей, позднее Микеланджело и Рафаэлем. Антония и изображениями символов евангелистов. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Под впечатлением от античного искусства были созданы трибуна для певчих во Флорентийском соборе, украшенная рельефом с упоенно пляшущими крылатыми младенцами-путти (1433–39) и рельеф «Благовещение» в церкви Санта-Кроче во Флоренции (т. н. 1415, Флоренция, Нац. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Надгробие делится на три яруса. Но это не простой мальчик.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Их судьба иногда была драматической. Главное украшение католического храма — скульптура и на скульпторов возник спрос. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Подобная композиция трудна для исполнения.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло. Ему неведома донателловская мощь. собора между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Увидев скульптуру снизу, горожане пришли в восхищение. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Не сложно заметить некую чувственность в том как он положил руку на бедро и смотрит вниз. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. В его напряженном взгляде чувствуется готовность к сражению, выражение мужественной энергии. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.
Крестильнице). Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью ок. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Олоферн, Флоренция, площадь Синьории).
Одна из лучших его работ, бронзовый «Давид», украсила внутренний дворик дома Козимо Медичи, одного из правителей Флоренции. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом.
Удачно передано движение ангела. Петра мастер мог выполнять для цеха мясников, св. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок.
Иоанн Креститель лишен дара убеждать людей, которым были с избытком наделены пророки Иеремия и Аввакум с кампанилы. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Их различали не по чертам или выражению лица.
Самые замечательные из них — бронз. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида».
Первые упоминания о Донателло относятся к 1404 и 1407, когда он работал в мастерской Гиберти. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во Флоренции. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Они как бы окаменели от горя.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Вот таким образом у него два стиля: реалистический и классический. Но и этого ему мало.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Георгия (ок. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья.
Но Донателло настоял на то, чтобы все же поставить ее в нишу. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ.
Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху.
В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Современники поняли его не сразу. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. участвовал в украшении флорентийских общественных зданий. Это первый опыт Донателло в создании так называемого живописного рельефа с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами. То же напряжение ощущается и в лице.
музей Барджелло). Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Донателло.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. банкира Мартелли. Скульптура изготовлена из бронзы с небольшим добавлением олова для прочности. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе.
Скульптурный ансамбль Алтаря Св. они были приостановлены.