Донателло с необыкновенной верностью угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном расстоянии и умел определять степень их законченности.
ниже), выполненной из дерева, группой Юдифь и Олоферн, статуей Иоанна Крестителя, рельефами на темы Воскресения и Страстей Христа двух кафедр в церкви Сан-Лоренцо. Здесь начинается следующий этап его творчества. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым.
вратами в рай. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. В 1430 году Донателло создал «Давида» – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. И в этом проявился его характер. Может быть, она не столь развита, как у Донателло, все равно еще плоскость, так сказать, тяготеет, но здесь есть элементы пейзажа, очень красиво струятся складки, удивительны пропорции, особенно женского тела.
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. Это исхудалая старуха с длинными волосами. В конце XVI в. алтарь был разобран. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин).
И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Вокруг он изобразил цветочный узор. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Марк»).
Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато.
Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Однако это впечатление обманчиво. Т. е.
Но и этого ему мало. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Поездка в Рим вместе с Брунеллески расширила художественные возможности Донателло, его творчество обогатилось новыми образами и приёмами, в которых сказалось влияние античности.
1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Наверное. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
Центральное место под балдахином занимала статую Мадонны с Младенцем, По обеим сторонам которой располагались шесть статуй Святых. Скульптура отличается живостью исполнения. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». И он же, Донателло их реставрировал. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества.
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Ему оставалось жить всего два с небольшим года. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «.
Марка (1412 год), св. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня».
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. 1415, Флоренция, Нац. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли.
Статуя отображает портрет современника, с большой лысой головой. Из официальных источников довольно много известно о жизни и карьере Донателло, но совсем немного информации имеется о его характере и личности, а то, что известно, не может считаться полностью достоверным. Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». это действительно только самое начало работы. Марка и Св. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова.
Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные.
Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Зазор между небом и землей становится все меньше. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. 1430 год охарактеризован классическим сдержанным рельефом Благовещение для церкви Санта Кроче, Амур из Барджелло.
По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. музей Барджелло). Лаврентия изображающих Страсти Господни. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло.
Изображая его юношеское тело Донателло несомненно исходил из античных образов, но переработал их в духе своего времени. Его барельеф мраморного балкончика собора городе Прато, вырубленный в 1434году изображает полунагих детей и гениев, пляшущих хороводом и играющих на различных инструментах, с венками цветов. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Статую предназначали для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Людовика Тулузского (ок. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). И большей частью они были живописцами. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело.
И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Библейский пастух, победитель великана Голиафа – один из излюбленных образов Ренессанса. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.
Антония. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Особенно это заметно в изображении св. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Наверное, так оно и было. Марк, можно поверить и его писаниям». У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Марк, 1412 св. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. У него сосредоточенный глубокий взгляд, он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует.
Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Тончайшая светотень игра бликов, техника незаконченности – своеобразной неабсолютной шлифовке заслуга автора, которая находит продолжений в работах великого Микеланджело. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Петра и завершения ряда других заказов. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой.
Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Во-первых, другой материал. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Георгия (1415-17).
Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространённый затем в искусстве XVII-XVIII веках. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.
В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Путти Донателло предельно общительны. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Образом послужил памятник Марку Аврелию. К этому же десятилетию относится и одна из самых известных работ Донателло — бронзовая статуя Давида (после 1420, Флоренция, Нац.
Произведения Донателло в ризнице церкви Св. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные).
В творчестве мастера наступил новый период. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Но достоверными эти сведения считать нельзя.
Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице).
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна.
Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. 1425 «Вознесение Марии», ок. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи.
Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. На самом деле все было не так. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора.
Т. е. Это один из первых ренессансных конных монументов. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики.
Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал.
Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Он изображает Гаттамелату в великолепных доспехах, в спокойной горделивой позе, максимально реалистично отражая достоинство всадника. Статуи пророков и «Давид» (ок. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св.
В 1408-1415 гг. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях — Св. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
Его работа была вдохновлена древними визуальными примерами, которые он часто смело трансформировал. С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. С одной стороны Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Плоский рельеф изображающий голову св.
Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок.
Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Антония в Падуе. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Это исхудалая старуха с длинными волосами.
Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.
Это то, что еще не всем удается сделать в живописи, а Донателло уже делает это в скульптуре. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.
«Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Мы видим в архитектуре несколько планов. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу.
Может быть, льстивым был человек. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа.
Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Т. е. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. отливали эту статую уже другие люди, его ученики.
Заказчик Джентиле да Фабриано и Пизанелло, он одновременно пользовался услугами Брунеллески, Донателло, Микелоццо, Росселлино, что говорит о широте и терпимости его художественных вкусов. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Он берет его за основу в образе Давида. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров.
То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия. При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник.
Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Совсем другое у Донателло.
Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.
Отличительная черта Донателло состоит в том, что он с одинаковым мастерством изображал и силу и энергию и грацию с миловидностью. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Практически всю свою жизнь он отдал живописи и скульпторскому делу и не зря: приблизительно за 60 лет своего творчества он подарил миру много шедевров, которые сегодня являются бесценными. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
Это Гиберти. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Реализм понимали в это время как правду земного. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) юноша-воин со щитом в руке. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. То же относится и к последнему произведению скульптора, законченному после смерти автора его учеником Бертольдо, – барельефам двух кафедр церкви св.
Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. Лаврентия, во Флоренции. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Завершение работы над памятником сопровождалось задержками. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Этот папа совмещал в себе все противоречия века.
Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Но видно, что внутри он сопереживает ей. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Ранее мощные и хорошо сложенные тела Донателло стали иссохшими, а лица выражали сильное эмоциональное напряжение внутри. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Тем не менее эта работа тоже значительна. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста.
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Т. е. Существует вероятность, что примерно в 1406-1408 годах им было выполнено две фигуры молодых пророков, которые были расположены над северным порталом собора. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации.
Лаврентия изображающим Страсти Господни. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. В 1415 заканчивает статую св. Именно в обрамлении широко использованы античятте мотивы, причем они даются в самых невероятных сочетаниях, которые наверняка осудил бы Брунеллески.
Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице) изображающая исхудалую старуху с длинными волосами. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д.
Евангелист Марк (1411). Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился.
Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Лаврентия изображающим Страсти Господни. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов.
Монумент поставлен параллельно фасаду собора Сант-Антонио, что позволяет видеть его либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными формами куполов. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).
Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу.
Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. В этой фигуре всё значимо.
После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
Местоположение статуи не изменилось. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать.
В общем, очень непонятно. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Либо «кошка цвета меда».
Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Может быть, это мое личное мнение. Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. небесной реальности. В творчестве мастера наступил новый период. И все это сразу выливается и в художественную практику.
Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Когда строительная комиссия в 1408 году распределяла заказы на статуи четырех Евангелистов, молодому Донателло достался брус каррского мрамора, добытого в 1405 году. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный.
На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. В 1403—07 гг. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св.
Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Донателло «Давид» (около 1440). Ему неведома донателловская мощь.
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Марк, можно поверить и его писаниям». Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. А это и составляет сущность донателловского образа.
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Антония в Падуе. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора).
И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. И эти памятники начинают множиться. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Мрамор.
Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. 1423—1425) и св.
Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чём не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Хотя ценили его больше как скульптора.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»).
Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло -- Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Он – скульптор, который пропускает все через себя. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят.
Это Андреа дель Верроккьо. И решена она тоже очень интересно, оригинально. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Гаттамелата – это прозвище.
В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Рельефы из жизни св.
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора). Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Вазари пишет, конечно, что они были друзьями, что им дали возможность делать вместе эти врата и только великодушие Брунеллески, который видел, что Гиберти его превосходит, привело к тому, что Гиберти стал работать один.
В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. И он выходит с одной пращой. Георгия (ок. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. В конце XV века алтарь был разобран. У него есть несколько планов в рельефе. 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Работа удалась на славу.
Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. музей Барджелло). Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Антония (Санто).
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора. Антония. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.
Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф.
Донателло. Фигура исполнена достоинства. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Марка (1411-13) и св. явно он апеллирует к античному наследию. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Здесь немножко другая история.
Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года.
Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло. Но он не был выдающимся мастером. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Донателло приближал рельеф к живописи.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции.
В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. В Риме Донателло побывал и в 1430 году и никакого особого следа это не оставило в его работах.
Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором.
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Плоский рельеф изображающий голову св. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.