Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. 1455–1460). Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». В 1411–1412 он создает мраморную статую Св.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты).
Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Св. Художник остался в Падуе до 1456.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.
живописный рельеф. Лаврентия, во Флоренции— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, преисполненные драматизма. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ.
В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.
Широко расставленные ноги, жестикуляция рук, одна из которых указует на голову Голиафа, усиливают впечатление ажурности.
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Они как бы окаменели от горя. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека.
Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Слева от нее — Мария Магдалина вскидывает руки в жесте отчаяния, рядом — закрыла лицо другая женщина. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Образом послужил памятник Марку Аврелию.
Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар.
Голов pа повернута слишком неестественно. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».
1386 — 13 декабря 1466, Флоренция) — один из самых замечательных итальянских скульпторов эпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.
Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Однако страдание обладает длительностью во времени.
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Статуя «Давида» была создана в наиболее классический период творчества мастера, вероятно, для фонтана посредине внутреннего двора палаццо Риккарди ? Медичи. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Линии в «Битве св.
Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Подобная композиция трудна для исполнения. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Но и этого ему мало. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера.
Антония. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. 1423—1425) и св. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
В 1456 г. Донателло подарил флорентийскому врачу Джованни Келлини в благодарность за излечение от болезни небольшой круглый бронзовый рельеф с изображением Марии с младенцем и четырьмя ангелами. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида».
Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Донателло (1386-1466) – великий флорентийский скульптор, который стоял во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Он обладал характером сложным и независимым.
Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Ему неведома донателловская мощь. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Столь же выразительно и лицо пророка. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. «Св.
Антония в Падуе. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Мария показана в сложном повороте.
Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Антония. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св.
В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Он восторженно отзывался о статуе «Св. Его крылья, кажется, еще полны движения. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. И как всегда, он уверенно справился с ними.
Марка (1412 год), св. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Он показан как символ победы над врагами Флоренции.
Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Главное действие происходит в центре композиции. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Такие большие скульптурные алтари были известны лишь готическому искусству. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Антония (Санто). Удачно передано движение ангела.
они были приостановлены. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работ для украшения церкви св. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Св. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Брезгливой гримасой тронут его рот. Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём.
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Антония.
Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения.
Антония. Около 1345—1350 гг. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора.
Людовика Тулузского (ок. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.
Лаврентия, во Флоренции. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Мрамор. Тем самым усиливается иллюзия пространства.
Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую.
Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Во-первых, возрастает значение линии. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти.
Отказавшись от высокого рельефа, Донателло неминуемо должен был потерять в статуарности, объемности, весомости отдельных фигур. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Донателло.
Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.
Вероятно, он неоднократно бывал в Венеции, в состав материковых владений которой входила Падуя и имел возможность внимательно изучить четырех прекрасных бронзовых коней, вывезенных венецианцами из Константинополя и поныне украшающих фасад базилики Сан Марко. Статуи для ниши с западной стороны кампанилы были созданы Андреа Пизано, по-видимому, в начале 1340-х гг. Георгия» и «Св. Последний, умерший в 1441, пожелал, чтобы на родине ему был воздвигнут памятник, а сам он похоронен в падуанском соборе Св.
С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Фигура прорисована уверенно и свободно. А это и составляет сущность донателловского образа.
Людовика Тулузского (ок. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. музей Барджелло). Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Одним из них явилось монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, созданное около 1425— 1427 гг. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице).
Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Плоский рельеф изображающий голову св.
В поисках выразительности Донателло до известной степени отказывается от своих ранних достижений. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. В его мастерской висела корзинка с деньгами и любой ученик мог брать из нее сколько хотел. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.
Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Исследователи до сих пор находят новые и новые параллели между произведениями Донателло и Микеланджело. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло.
Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Удивительна судьба этого города. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Некоторые заглядывают через плечи соседей, другие, чтобы лучше видеть происходящее, становятся на колени, третьи смотрят с балюстрады, окаймляющей площадь.
Не случайно еще современники подметили глубокую духовную близость Донателло и Микеланджело. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Марк, можно поверить и его писаниям».
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Она, несомненно, связана с ними тематически. В 1408-1415 гг.
На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Марка».
Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице). В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. Фигура исполнена достоинства.
Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и абсолютно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши.
Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Антонием.
Антония. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. И его молодое лицо имеет классически правильные черты и он держит себя свободно и непринужденно. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. В искусстве своего времени он выступил, как подлинный новатор.
В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Это исхудалая старуха с длинными волосами.
Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. музей Барджелло). Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало.
Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры.
Самостоятельную творческую деятельность начал ок. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией.
Сохранилось свидетельство Лудовико Гонзага, безуспешно пытавшегося уговорить переехать мастера в Мантую: «У него так устроены мозги, что если он не захочет приехать, то надо оставить всякие надежды». музей Барджелло). Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал.
За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана.
В статуе св. Именно статуя Давида лучше других характеризует второй период творчества великого мастера. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные.
Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Отвлеченному декоративному ритму подчинены фигуры идеально однообразно трактованы лица, тела покрывают тяжелые одеяния.
Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей.
Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. В рассматриваемой композиции св. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие.
Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Однако это впечатление обманчиво. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Их судьба иногда была драматической. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св.
Путти Донателло предельно общительны. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Его творения настолько грандиозны, что восхищают людей и по сей день. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.
Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
После «Давида» Донателло обнаженная фигура стала неотъемлемой частью нового гуманистического искусства. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима.
Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем.
Донателло строит образ на игре света и тени. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Пятиметровый скульптурный алтарь включал в себя 7 больших бронзовых статуй и более 20 рельефов (из них 5 крупных рельефов), поражает разнообразием использованных материалов (бронза, мрамор, камень, смальта). Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей).
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Алтарь был выполнен в определённой форме, которая и повлияла в значительной мере на облик живописных алтарных образов Мантеньи, Джованни и Кривелли Беллини.
Именно такая женщина была способна на подвиг. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».
Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Самые замечательные из них — бронз. Надгробие делится на три яруса.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. В 1444 был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера Венецианской республики Гаттамелаты (Erasmo Marzi da Narni). Здесь начинается следующий этап его творчества. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Антония (Санто).
Согласно средневековой традиции церковь признавала надгробные памятники, помещенные в соборе или на кладбище. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов.
Статуя эта — портрет современника, с большой лысой головой. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. св.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Лицо его отличается особой экспрессией. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб».
«Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Георгия (ок.
Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Отрешенно и скорбно смотрит на нас хрупкая Мадонна, увенчанная странной тяжелой короной из фигурок херувимов.
Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Эта деталь была несомненно подсказана Донателло каким-то знатоком античной литературы, вероятнее всего, его другом Никколб Никколи. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. В этой драме многое допускает различные толкования. Таковы статуи, украшающие надгробия правителей Вероны XIV в. Скалигеров и Донателло, возможно, посетил Верону — один из ближайших к Падуе городов.
Георгий был покровителем воинов и оружейников. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Марка» с Ор Сан Микеле. Плодотворное влияние Донателло ощутимо и в творчестве живописцев Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Козимо Тура. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида».
С такими он был непреклонен. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно.
Антония. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли.
Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. А Брунеллески он был обязан многим. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Вот таким образом у него можно выделить два стиля: реалистический и классический. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Так подчеркнута глубина рельефа. Такой тип надгробия, появившийся в 13 в., получил широкое распространение в 15 в. Бронзовая статуя Давида (ок.
Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок.
Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Новаторская универсальность этого гения поразительна. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами.
Георгия» и «Св. Массивная голова, мужественное, сильное лицо, в обрамлении крупных, как бы струящихся прядей волос и бороды. Святую всегда изображали молодой, в обществе Иисуса Христа, скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло.
Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Совсем другое у Донателло.
В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу.
То же напряжение ощущается и в лице. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи.
Здесь представлены родные и друзья Христа. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Символ поверженной гордыни, шлем которого украшает сценка с путти, тянущими колесницу. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
Марк, можно поверить и его писаниям». Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Он использовал т. н. Ее часто называют кампанилой Джотто, хотя на самом деле великий художник принял участие только в строительстве нижнего яруса. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства.
Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда его полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире.
Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. В ней чувствуется рука самого Донателло. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
Обычно в сцене благовещения художники изображали симметрично расположенные фигуры ангела и богоматери. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.
Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Высеченная из глыбы мрамора толщиной всего около полуметра, она должна была поразить флорентийцев величием образа, мощью и богатством пластического языка.
Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Искусство Раннего Возрождения не было однозначно натуралистическим, простым. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло.
Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. В его правой руке — тяжелый меч. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него.
Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Статуя полна жизни и изящества. Фасад же церкви остался неоконченным. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками.
Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы.
На его лице веселая улыбка. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Наряду с античным искусством изображения человеческой натуры, Донателло старался привнести побольше реальности в свои изображения. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Особенно это заметно в изображении св. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Но это не простой мальчик. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). На коленях стоит богоматерь.
Пять фигур находятся в музее собора. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Гордый сознанием своей победы, Давид стоит подбоченясь, попирая ногами обрубленную голову врага.
Младенец кажется маленьким и беспомощным. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло).
Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. музей Барджелло). Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном.
нателло. Вокруг он изобразил цветочный узор.
Антония. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ».
Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Между ними видны играющие музыканты. Лаврентия, украшенной его работами.
Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Магдалина – исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница исхудалая истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. В этой фигуре всё значимо.
Сидящий апостол Иоанн изображён мощным стариком с могучими руками исполненный сдержанного достоинства и благородства. Начиная с этой работы, Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве. Большинство его работ намного опередило свое время и не все из них встретили понимание современников. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка).
Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Вверху изображены летающие ангелы. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
В отличие от «Св. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.
Красив мотив струящихся складок одежды. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. На лице его застыла гримаса страдания. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. 1435 г. ) Здесь Саломея представлена танцующей перед Иродом, который сидит с сотрапезниками за столом, придвинутом вплотную к левой кромке рельефа, так что крайняя фигура оказывается полусрезанной рамой. Донателло приближал рельеф к живописи. «Св. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.
Лаврентия, во Флоренции. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом.
Петра и завершения ряда других заказов. По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.
1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Георгия (ок. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Его барельеф мраморного балкончика собора г. Прато, вырубленный в 1434 изображает полунагих детей или гениев, пляшущих хороводом или играющих на различных инструментах, с венками цветов. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла.
Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак.
С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года.
Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Линии профиля определенны и чеканны. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе – столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато». Они избороздили лоб Франциска преждевременными морщинами, обострили черты его лица, заставили сжаться его тонкие губы.
Представитель флорентийской школы. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры.
Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. В 1457 работает (опять во Флоренции) Св.
Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». 1415, Флоренция, Нац. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Но спорить с Донателло было не так-то просто.
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Георгия» красивы и выразительны.
Антония и изображениями символов евангелистов. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Св.
Изменилось расположение складок, которые то собираются у пояса, то ложатся прямо на правой ноге, то беспорядочно теснятся у левой ноги. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он стоит в свободной, чуть расслабленной позе, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.
Его личность вызывала уважение флорентийцев, о чем красноречиво свидетельствует сюжет уличного представления, в котором к Донателло прибывал посланец с приглашением ко двору самого «царя Ниневии», для выполнения важных заказов, на что Донателло ответил отказом, так как должен был окончить статую для флорентийского рынка и ничем другим заняться не мог. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Одновременно с работой над статуей кампанилы Донателло вместе с Якопо делла Кверча и Гиберти принял участие в создании рельефов бронзовой купели для сиенского баптистерия.
1415, Флоренция, Нац. Несмотря на это, зритель все же явно ощущает, что статуе тесно в отведенном ей пространстве ниши, что присущий ей избыток энергии нуждается в более обширном поле действия. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». В скульптуре Св.
Лаврентия изображающим Страсти Господни. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Евангелист Марк (1411). Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе.
Последние годы своей жизни Донателло провел во Флоренции, работая до глубокой старости умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви св. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Слегка изогнулся торс Марка. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. После одержанной победы, молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен на поверженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, вот таким образом взгляд его уловить трудно.
Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. В его лучших произведениях глубокий интерес к реальности во всём многообразии её жизненных проявлений сосуществует со стремлением к возвышенному обобщению и героике. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
Первые упоминания о Донателло относятся к 1404 и 1407, когда он работал в мастерской Гиберти. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Работа удалась на славу. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. 1423—1425) и св.
Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Она стоит теперь перед церковью св. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. И в этом проявился его характер. Донателло «Давид» (около 1440).
В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Высоко над холмом вознесены три креста. Марку» с Ор Сан Микеле. В отличие от «Св. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Фигуры трех из них вообще показаны намеками.
Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной.
Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Донателло впервые вновь после античности представил в скульптуре обнаженное тело человека. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы.
К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус.
В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми.
Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Местоположение статуи не изменилось.
Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св.
Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Изящно ложатся складки одежды. Все в этой фигуре весомо и материально. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству.
Это способствовало процветанию торговли. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.