1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Вокруг он изобразил цветочный узор. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Высоко над землей, в третьем ярусе было запланировано поместить шестнадцать статуй пророков высотой около 2 м — по четыре с каждой стороны. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды.
Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями.
У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Это исхудалая старуха с длинными волосами.
Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. Но достоверными эти сведения считать нельзя. То же напряжение ощущается и в лице. Марк, можно поверить и его писаниям».
Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы).
музей Барджелло). И его молодое лицо имеет классически правильные черты и он держит себя свободно и непринужденно. Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Они как бы окаменели от горя. Георгия (1415-17). Этому состоянию соответствует поза пророка: правая рука поддерживает подбородок, левая обхватывает стан, положение левой руки вносит элемент отрешенности, сдержанного страдания.
На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Донателло переживал очевидный упадок в творчестве в течение последних трех лет в Падуе. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза.
Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.
При этом мастер также преуспел, работая в бронзе. музей Барджелло). Это способствовало процветанию торговли.
И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Ряд композиций были закончены уже после смерти мастера его учениками – Бертольдо и Беллаго. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. В 1406 г. она приобрела город-порт Пизу, расположенный в устье реки Арно и получила выход в Средиземное море. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Лаврентия изображающим Страсти Господни. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Несмотря на поступление других предложений, ни одно из них не было реализовано. "Рисуя" резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора).
1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Антония. Красив мотив струящихся складок одежды. Кампанила флорентийского собора вздымается ввысь на 82 м и является одним из самых видных памятников архитектуры во Флоренции.
Конца работ в интерьере не дождались ни Джованни ди Аверардо Медичи, ни Брунеллески, ни даже Козимо Медичи. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. они были приостановлены. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Марку» с Ор Сан Микеле.
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Работа удалась на славу. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой.
У цих роботах переважа трагчна тема, яку розвива Донателло. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св.
Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Так, очевидно, было и при отливке «Давида».
Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Но это не простой мальчик. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Слегка изогнулся торс Марка. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист.
«Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. С такими он был непреклонен. 1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.
Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Марка (1412), св. Уже на рубеже XIII и XIV вв.
Рельефы из жизни св. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Эта статуя стала предком всех конноспортивных памятников, построенных с тех пор. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Он восторженно отзывался о статуе «Св. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Тут починаться наступний етап його творчост. Во-первых, возрастает значение линии.
Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.
Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.
достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом.
С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.
Дослди в технц рельфу у Донателло також були революцйними.
Однако это впечатление обманчиво. В отличие от «Св. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343.
Давид стату пророкв (приблизно 1430-1432 роки) багато в чому ще повязан з снувала в той час позднеготической традицю. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Пдсилю просторову люзю використання прийомв прямо перспективи. Марк, можно поверить и его писаниям». Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести.
Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Георгия (ок. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа.
Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо.
Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Его гуманистические друзья подтверждают, что он был знатоком древнего искусства.
Последние годы жизни великого скульптора прошли во Флоренции. Ведь капеллу нужно было встроить в существующие останки монастыря, а точнее в его узкий и длинный участок. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Он не случайно украшен изображением дверей, закрытых с западной стороны и приоткрытых с восточной.
К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Донателло умер в 1446 году и был похоронен в церкви Сан-Лоренцо. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
Барельефы Донателло, заключенные в восемь медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его дворца, где они находятся и поныне— быть может, просто копии с антиков. Появились такие крупные мастера пластики, как Никколо Пиццоло, Бартоломео Беллано, а позднее Андрее Риччо. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол.
о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Донателло строит образ на игре света и тени.
Хотя Флоренции и угрожали: сначала герцог Милана Джан Галеаццо Висконти, а позднее — неаполитанский король Владислав, ей удалось избежать кровопролитных войн. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Донателло выполнил всего две работы между 1450 и 1455 годами — деревянная статуя Св. И в этом проявился его характер.
Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения». Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности.
Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.
Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Практически всю свою жизнь он отдал живописи и скульпторскому делу и не зря: приблизительно за 60 лет своего творчества он подарил миру много шедевров, которые сегодня являются бесценными. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью.
Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Окрм вищезгадано вн викону ввтар св. Здесь начинается следующий этап его творчества. Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы.
Особенно это заметно в изображении св. Йому вдалося зробити клька просторових зон, в яких знаходяться персонаж. Лицо юноши, полное свежести и благородства. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия). Левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который спадает свободными складками, обрисовывая рельеф ноги. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты.
Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло.
Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Марк, 1412 св. Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), "Благовещение" (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. На лице его застыла гримаса страдания.
Скульптор цей в пзнй перод творчост створив не так багато цкавих робт. Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами.
Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка).
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Георгия» и «Св. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года).
Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека если таким был св. Марка (1412 год), св. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики.
Совсем другое у Донателло. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
1423—1425) и св. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Как она непринуждённа и изящна. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую.
Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. Людовика Тулузского (ок. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Иоанна Крестителя в Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (Венеция) и еще более необычная фигура святой Марии Магдалины для баптистерия во Флоренции. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). На коленях стоит богоматерь.
В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Статуи пророков и «Давид» (ок.
Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. В отличие от «Св. Георгия (обе завершены в 1415 году), предназначенных для ниш на внешней стороне церкви флорентийских гильдий. В статуе св. Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос).
Донателло работал до самой глубокой старости, не прерывая своих творческих поисков. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. «Св. Донателло воскрешает здесь распространенный в античном искусстве прием постановки, этот мотив выявлен в фигуре Святого Марка с предельной четкостью и определяет как положение слегка изогнувшегося торса, рук и головы, так и характер складок одежды. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции.
Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Донателло же создал свой собственный новый способ рельефа известный как schiacciato («сплющенный»). В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе.
Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.
Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. А Брунеллески он был обязан многим. Высоко над холмом вознесены три креста.
Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Фигура прорисована уверенно и свободно. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. Все в этой фигуре весомо и материально. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Однако страдание обладает длительностью во времени. Всё удивляет зрителя в этой скульптуре. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны.
В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Георгия (ок.
Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. И все дело не только его в уникальном мастерстве. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Она, несомненно, связана с ними тематически. Петра и завершения ряда других заказов.
Лицо его отличается особой экспрессией. Марка» с Ор Сан Микеле. Именно такая женщина была способна на подвиг. Статуя полна жизни и изящества.
Грозная воительница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественное величие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольного Олоферна, еще секунда – и меч нанесет последний удар. В конце XVI в. алтарь был разобран. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Его слава, усиленная многочисленными восторженными отзывами, распространилась повсюду. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Их судьба иногда была драматической. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. В рассматриваемой композиции св.
Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Пять фигур находятся в музее собора. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Особливо це помтно в зображенн св. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
В 1408-1415 гг. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. На его лице веселая улыбка. "Давид" и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. Донателло изображает Христа в левой части рельефа. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
В его руках – меч, а ногой он опирается на поверженную голову Голиафа. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Антония в Падуе. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. То же относится и к последнему произведению скульптора, законченному после смерти автора его учеником Бертольдо, — барельефам двух кафедр церкви св.
Антония (Санто). Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». 1415, Флоренция, Нац.
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак.
Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Перед нами — человек высокой духовной силы, мужественный борец за справедливость, готовый в бою отстоять свои идеалы. Донателло вдправляться в 1443 роц в Падую.
Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Около 1345—1350 гг. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Марка». Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа.
Антонием. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.
Вероятно, ок. В его правой руке — тяжелый меч. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Марка и Св. Вдверненого декоративному ритму пдпорядкован фгури, деально одномантно трактован обличчя, тла покривають важк шати.
Уже не было в живых его старших современников — гуманистов Никколо Никколи и Колуччо Салутати. Антония (Санто). Св. Пять фигур находятся в музее собора.
За допомогою дагонал, яку утворюють меч жезл Гаттамелати (прзвисько Еразмо), а також положення рук, обднав фгури коня вершника в цлсний силует скульптор Донателло. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала. Традиционные способы изображения преувеличенных в пользу выразительности форм классицизма его практически не привлекали. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция.
Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Изящно ложатся складки одежды. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.
Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Героический поступок Давида скульптор воплотил в образе светлой и нежной юности. Георгия» и «Св. Антоний, держащий его за ногу обеими руками.
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Людовика Тулузского (ок. Подобного итальянская скульптура в те времена ещё не знала.
В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является.
К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей.
То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа.
Левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, превосходно выявляющими рельеф ноги. Эта статуя ознаменовала новый этап в творчестве как самого Донателло, так и в скульптуре в целом. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Линии профиля определенны и чеканны.
Донателло бросает вызов устоявшимся традициям. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53).
Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Даже по отношение к своему старшему другу Брунеллески Донателло всегда был свободен в суждениях. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.
Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Его работа была вдохновлена древними визуальными примерами, которые он часто смело трансформировал. 1425 «Вознесение Марии», ок. Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка».
Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло).
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Это один из первых ренессансных конных монументов. Марка (1412 год), св. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. Донателло вдлив в 1447 роц, а встановлена ця робота була трохи пзнше – в 1453-му.
Донателло «Давид» (около 1440). С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.
Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Св. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви.
Георгя (1415), а також Авакума рем (роки створення – 1423-1426). В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Брезгливой гримасой тронут его рот.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Лицо наездника — идеализированный портрет с интеллектуальным выражением.
Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Донателло выполнил большую часть работы в период между 1447 и 1450 годами, но статуя не была поставлена на пьедестал до 1453 года.
Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны.
В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Местоположение статуи не изменилось.
Еще до того как скульптура была представлена общественности, король Неаполя хотел, чтобы Донателло сделал для него такую же конную статую. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Несмотря на близкое знакомство с рядом знаменитых гуманистов, художник не был культурным интеллектуалом. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи.
Эти атрибуты были, несомненно, подсказаны мастеру старшинами цеха оружейников, хотевших видеть своего патрона наделенным всем тем, что они сами изготовляли. Антония.
Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). Евангелист Марк (1411).
Антония и изображениями символов евангелистов. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). На его щеках щетина, нижняя губа упрямо выпячена вперед, брови нахмурены, жилистая шея напряжена. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент.
Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Статуи и рельефы алтаря — последний большой скульптурный цикл Донателло, отмечен драматическим накалом и острой иногда несколько преувеличенной экспрессией изобразительного языка. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. В творчестве мастера наступил новый период. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. 1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Младенец кажется маленьким и беспомощным.
Скульптор роботи створив рзн за тематикою, в яких проявляться даний деал. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.
тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Завершение работы над памятником сопровождалось задержками.
Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
В этой фигуре всё значимо. Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43).
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. 1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Плоский рельеф изображающий голову св. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. А это и составляет сущность донателловского образа. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Чимало запитань виклика пзнше творчсть Донателло.
В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. В ней чувствуется рука самого Донателло. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Его крылья, кажется, еще полны движения. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора.
Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Вн викону кнну статую Еразмо де Нарни (статуя Гаттамелати). Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е).
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным.
Подобная композиция трудна для исполнения. «Св. Всего около 30 километров отделяют его от Венеции, но падуанское искусство во многом отлично от венецианского и обладает рядом черт, которые уже с XIV в. позволяют говорить о падуанской школе в живописи. Скульптури, створен ним у цей перод, дйсно прекрасн. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие — их портретность, третьи считали возможным говорить об их натурализме.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Представитель флорентийской школы. Над х створенням майстер працював упродовж майже двох десятилть (з 1416 по 1435).
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. И как всегда, он уверенно справился с ними.
Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Так подчеркнута глубина рельефа. Самостоятельную творческую деятельность начал ок. В действительности, все эти точки зрения односторонни.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Мария показана в сложном повороте. 1415, Флоренция, Нац. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Георгий был покровителем воинов и оружейников.
Чином послужив памятник Марка Авреля. Несмотря на это, зритель все же явно ощущает, что статуе тесно в отведенном ей пространстве ниши, что присущий ей избыток энергии нуждается в более обширном поле действия. Св.
Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Ряд композицй були закнчен вже псля смерт майстра його учнями – Бертольдо Беллаго. Пять фгур знаходяться в музе собору. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.
В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Лаврентия, во Флоренции. Линии в «Битве св. Антония. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других.
В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Ренессансные художники предпочитали изображать эту раскаявшуюся грешницу в блеске молодости и красоты. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Плодотворное влияние Донателло ощутимо и в творчестве живописцев Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Козимо Тура. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Ни один скульптор Возрождения, за исключением разве что Микеланджело, не создал столько прекрасных и таких разных произведений. фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Очевидно, Донателло переживал творческий кризис, который мешал ему работать.
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). В действительности, все эти точки зрения односторонни. В ней нет и намёка на столь славную победу. 1423—1425) и св. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св.
Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление.
Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). В многочисленных надгробиях скульпторы середины XV в. отталкивались от гробницы Иоанна XXIII, однако все большее значение приобретали декоративные мотивы, что вело к перегруженной и зачастую запутанной композиции. Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле. Марка (1411-13) и св. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло).
Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св. Донателло. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Он обладал характером сложным и независимым.
Здесь представлены родные и друзья Христа. Главное действие происходит в центре композиции. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе.
Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Между ними видны играющие музыканты.
Антония. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. музей Барджелло).
Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.
Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры».
История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло.
Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. Удачно передано движение ангела. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».
Фасад же церкви остался неоконченным. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453).
За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Столь же выразительно и лицо пророка.
1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Позднее он сказал, что почти умер «среди тех лягушек в Падуе». Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Мрамор. Часом кажуть про занепад його майстерност, а також про повернення до деяких готичним прийомам.
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Фигуры трех из них вообще показаны намеками.
После изгнания Медичи в 1496 году статуя была помещена во двор Палаццо Веккьо, откуда далее переехала в Барджелло. Но и этого ему мало. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Трудясь неустанно, выполнив множество заказов, ряд из которых неплохо оплачивался, он в старости оказался перед угрозой голодной смерти.
Донателло приближал рельеф к живописи. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов.
Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Архитектурный фон в живописных рельефах этого мастера изображен с использованием правил прямой перспективы.
Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины.
Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год).
Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии.
Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Гармоничное спокойствие делает Давида самым классическим из произведений Донателло. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония.
музей Барджелло). Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Такая поза прекрасно выражает противоречивость чувств, охвативших Марию: здесь и испуг и любопытство и смущение.
Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Позже Георгий был заменен копией, а оригинал находится в Национальном Музее. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Очевидно, ереванский рельеф был создан одним из учеников Донателло по его рисунку и под его непосредственным руководством в начале 1430-х гг.
Но более всего обоих ваятелей роднит беспредельная вера в человека, восхищение его телесной и духовной красотой, а также новаторство, вечный поиск новых средств выразительности. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Особенно это заметно в изображении св.
Малюючи рзцем, скульптор уподбнються пишучому картину художнику.
1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Георгия» красивы и выразительны. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло.
К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши.
Вверху изображены летающие ангелы. Художники нового поколения не стремились ставить в своем творчестве таких сложных задач, как основоположники Возрождения. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.
Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. нателло. Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Скульптор у виконанн дотримувався натуралзму, який межував з духовним надламом.
Наверху он размещает еще шесть фигурок путти, отягощающих и без того тяжелую верхнюю часть обрамления. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. В 1415 заканчивает статую св. Обратите внимание на позу Давида.
Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть. Ему неведома донателловская мощь. Удивительна судьба этого города.
Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
Путти Донателло предельно общительны. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение.
В поисках выразительности Донателло до известной степени отказывается от своих ранних достижений. Фигура исполнена достоинства. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Рассмотрев документы, относящиеся к статуям, выполненным примерно в те же годы для собора, Ланьи дал логичную картину работ. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами.
Полная мощь таланта и творческого потенциала Донателло впервые проявилась в двух мраморных статуях — Св. Брунеллески всячески подчеркивал плоскости стен, выделяя членения главным образом при помощи цвета. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно.
Но спорить с Донателло было не так-то просто. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева.
Его герой будет воплощением совершенства, подобно античным образам. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения.
Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Голов pа повернута слишком неестественно. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное.
С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Этот папа совмещал в себе все противоречия века. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Эта тема позволила создать грандиозную композицию.
Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Есть в этой статуе – постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426).