Скульптуру изображающую сидящего на коне Эразмо де Нарни, более известную как памятник кондотьеру Гаттамелаты, выполнил известный скульптор и живописец Донателло. В городе Падуе на соборной площади величественно возвышается конная статуя кондотьера Гаттамелаты, выполненная известным скульптором и живописцем Италии эпохи Ренессанса Донателло. В 1444 г. Донателло в Падуе отлил из бронзы конную статую кондотьера (руководитель военных отрядов) Венецианской республики Гаттамелаты.
Именно в это городе находится конная статуя Донателло "Гаттамелата", так именно в этом городе Эразмо Нарни (Гаттамелата) был правителем. Около бокового фасада падуанского собора — Базилики дель Санто, в том месте, где площадь пересекает улицу, лицом к городу, спиною к собору, стоит «Гаттамелата» — конный памятник кондотьеру Эразмо да Нарни — творение Донателло, поставившее его в один ряд с величайшими монументалистами всех времен. Именно в это городе находится конная статуя Донателло Гаттамелата, так именно в этом городе Эразмо Нарни (Гаттамелата) был правителем. В 1443 году Донателло уехал в Падую, где спустя четыре года отлил конную статую Эразмо де Нарни, венецианского кондотьера по прозвищу Гаттамелата.
Конная статуя Гаттамелаты была поставлена скульптором Донателло на соборной площади города Падуя в середине XV века. Самой выдающейся работой Донателло является статуя, созданная им в 1443 – 1453 годах, это конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата, что в переводе означает " Хитрая кошка ".
Его называют «Отцом науки, Светом Италии, Учителем жизни, Солнцем Падуи». Появляются новые жанры: развивается портрет, возникают конные статуи. Особенно выразительна в этом отношении фронтальная точка зрения, когда взгляд зрителя переходит от острого угла, образуемого локтем левой руки, к поясу юноши, а потом скользит по прямой линии ещё дальше, вдоль меча, сжатого правой рукой Давида.
Антония. Площадь была центром политической жизни во времена Флорентийской республики. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. В цитате говорится: «Надо подчеркнуть ещё одну особенность падуанского памятника. Антония. Стало что и кому отнимать. При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры.
Выходец из семьи знатного лиссабонского рыцаря, в миру носившийимя Фернандо, он стал монахом-францисканцем и прожил хоть и короткую (всего 36 лет. ), но славную, деятельную и полезную жизнь, прославившись множеством добрых дел и необычайнымкрасноречием. Одеяние военачальника – свидетельство желания придать ему черты героев Античности. Кондотьер изображенный Донателло, – уверенный и полный сил, но уже пожилой человек. барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого, покровителя Падуи.
Создавалось впечатление, будто они всегда здесь и находились. А. К. ) живой модели в разных позах и поворотах. Вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левой же Давид попирает голову врага. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Результаты переосмысления древнего греческого и римского искусства Донателло использовал в процессе создания кафедры Флорентийского собора, над которой трудился с 1433 по 1439 года.
Он не случайно украшен изображением дверей, закрытых с западной стороны и приоткрытых с восточной. Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте.
Это не портрет (ведь к этому времени прославленный воин уже основательно постарел и одряхлел), но обобщенный образ отважного полководца, несомненно, вдохновленный римскими портретами. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно.
Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом. Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Перенесенный в музей, этот монумент, со всех сторон одинаково замечательный, сохранил бы все свое художественное значение.
В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). Иоанна Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Но обо всем по порядку. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к.
Подобно куполу Брунеллески, бронзовый всадник царит над городом, победно врезываясь в поднебесное пространство. В 1457 году работает (опять во Флоренции) Св. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Для человека Возрождения это была высшая похвала. В левой руке у него жезл, правой он держит поводья. Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378 – 1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа.
Умер Гаттамелата в 1443 году. На смену дереву приходит мрамор и бронза. Тонкое умение предания лицу экспрессивных черт, свойственное мастеру, в полной мере было применено Донателло именно в этой скульптуре. Предположительно именно чеканка деталей облачения заняла у мастера наибольшее время. В Северной Италии в большом количестве изготавливались терракотовые статуи (из обожженной глины).
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия. За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Высота статуи более 3 м, постамента – 8 м. Чеканка памятника была завершена в 1450 году. Оно проработано так тщательно, что кажется живым. Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378-1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему. Остия, например, получила свободно трактованный план с главной улицей (Декуманус максимус), проложенной па раллельно реке Тибр.
Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения.
Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. С подачи Лоренцо Гиберти начинает распространяться техника глазурованной терракоты. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Три года спустя статуя была установлена на постамент. Одно из ведущих мест в этом процессе по праву занимала скульптура. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. Недаром Микеле Савонарола писал вскоре после 1457 года о «Гаттамелате»: «. Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого.
Это может быть и статуэтка и небольшое произведение пластики, стоящее на постаменте. Сан Антонио (1195 – 1231) – самый почитаемый святой в Италии, покровитель детей, бедняков, путешественников, автор очень популярной в Италии молитвы «Si quaeris» – «Если ты потерял», безошибочно помогающей находить утерянные предметы. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции.
"На все века прославилось своими преступлениями семейство Борджиа, глава которого, папа Александр VI Борджиа (1492—1503), соединял честолюбие, корыстолюбие и развращенность с блестящими дарованиями и энергией. Умер Гаттамелата в 1443 году. Это сочетание мощного природного фактора с предельной концентрацией архитектурных форм создало в Петербурге исключительный по своей мощи архитектурный массив городского центра. Конь — очень сильный, мощный, но кондотьер управляет им абсолютно без усилий. Фортуне достигали вершин славы и даже делались герцогами. Донателло «Давид» (около 1440).
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Оно проработано так тщательно, что кажется живым. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Практически все художественные проблемы, с которыми столкнулась итальянская скульптура во времена перехода от готики к Ренессансу, отразились в работах Донателло, чьи интересы, в отличие от большинства его современников, не были узко локализованы, но охватывали большое количество жанров, видов и материалов скульптуры. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне).
Стремена Донателло укоротил, чтобы ноги всадника не свешивались за пределы корпуса лошади, что позволяет сохранить в целостности силуэт мощного коня и подчеркнуть массивность его тела. Река, направление ее фарватера, громадные открытые пространства, создаваемые ею в центре города, оказали прямое влияние и на формы центрального архитектурного ансамбля Петербурга. Давид – скульптура нестандартная.
Вдоль этой улицы сплошной шеренгой выросли обще ственные здания: театры, термы и др. Голова Гаттамелата представляет собой идеализированное сочетание интеллектуальной мощи с портретным изображением римской знати. Но достоверными эти сведения считать нельзя.
Редкий какой-нибудь Савонарола подымал голос против всеобщего разврата. То же относится и в значительной мере к театру и литературе. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Пушкина. Главное, чтобы произведение находилось не на уровне глаз, а выше. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Уже названный Лоренцо Гиберти трудился в XV веке и был среди первых творцов, обратившихся к реализму.
Скульптор почти повторил позу «Давида» Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. Статуя эта -- портрет современника, с большой лысой головой. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Именно красивый силуэт делает «Давида» превосходной садово-декоративной статуей.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Впервые я увидела Гаттамелату Донателло на фотографии в книжке Н. А. Со времен древних римлян не было вылито в Италии ни одной подобной колоссальной статуи. И чтоб лучше цвёл, надо было, чтоб христианская нравственность не мешала. При Цезаре Борджиа некоторое время находился и Леонардо в качестве военного инженера.
Конная статуя Гаттамелаты явилась учебником для большинства скульпторов последующих поколений живших в эпоху Возрождения – Верроккьо (Андреа ди Микеле Чони) до Фальконе. Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. В Падуе Донателло прожил 10 лет, украшая собор Сан Антонио. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Почему. Это один из первых ренессансных конных монументов. Его творения наиболее выигрышно смотрелись именно там, куда их ставили после завершения.
В 1407 – 1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида. Вскоре Цезарь отравляет за трапезой своего двоюродного брата кардинала Джованни Борджиа. В прошлый раз мы оборвали цитату этого ученого и сегодня продолжим ее. Построение петербургского центра носит ярко выраженный пространственно-пейзажный характер.
В чертах лица Гаттамелаты читается уверенность и сила. В ней каждый из них находил нечто полезное и применял в своих работах. Говорят о том, что Александр VI с Цезарем отравили трех кардиналов (Орсини, Феррари и Микаэля), чтобы завладеть их огромным состоянием. Индивидуализм процветал.
Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Чуть позже мы скажем об этом.
Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Это исхудалая старуха с длинными волосами. Гаттамелата облачен не в современные Донателло одежды, а в доспехи времен Древнего Рима.
Лицо как бы освещается изнутри радостью. «Слишком много милости, святой Антоний. » – говорят итальянцы, когда получают больше, чем желают. Даже если «приводить» произведение к «натуральной» величине всадника и лошади, то и этот вариант вряд ли подойдет для интерьера. Давид изображен не в классической виде: умудренный опытом царь с лирой или свитком в руках.
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. В 1408-1415 гг. После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. В творчестве мастера наступил новый период. Ее хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы «Давид» мог возвышаться над созерцающими его». Мы снова обратимся к цитатам из научного труда Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов».
Она стоит теперь перед церковью Св. Развечто на экране фотокамеры увеличенная статуя предстает во всей красе.
Изображая его юношеское тело, Донателло, несомненно исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Масштабами водной магистрали определились и масштабы городской застройки — размеры громадных центральных площадей, широких набережных, длиннейших прямых проспектов. Он представляет собой мощную крепость, высота его сторожевой башни достигает 94 м (самая высокая башня в городе). Их судьба иногда была драматической.
Напомним, что Гомбрих сказал, что «внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего своё индивидуальное видение рыцарственного святого» Так что же еще заслуживает внимания.
Антония (Санто), где она стоит, в XV веке была кладбищем. Грабёж был повальным. Он был признанным творцом еще при жизни и повлиял на развитие искусства целой эпохи. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Piazza della Signoria) — L-образная площадь перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. Пальмира имела живописную композицию, выстроенную вдоль главной магистрали, названной впоследствии улицей Ко лонн.
Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Его статуи – как живые. О его разврате и оргиях мы уже говорили. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Донателло.
Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. Этим монументом Донателло открыл страницу в истории скульптуры.
Ученый продолжает: «но и новый подход к решению пластических задач. Исаакия с противоположного берега Невы), то как прямая перспектива, ориентированная на определенный архитектурный массив (вид на Петропавловскую крепость с набережных, вид на Адмиралтейскую башню с центральных проспектов). И попам она тоже мешала.
Евангелист Марк (1411). Самые замечательные из них -- бронз.
Донателло родился во Флоренции или близ неё, между 1382 и 1387 гг. Сходство, однако, на этом и заканчивается. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Этот самый Цезарь Борджиа был для Макиавелли образцом идеального государя. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана.
До совершенства свои навыки мастер доводил во время поездки в Рим. Между тем в Падуе Антоний Падуанский (не будем путать егос другим святым – Антонием Великим) жил совсем недолго – два последних года – и былпохоронен в этом городе. Вот таким образом у него можно выделить два стиля: реалистический и классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 года, находится во флорентийской Крестильнице).
В 1407-1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида. Решение этих и других вопросов требовало времени.
Донателло изображает его не в соответствии с традиционными изображениями библейских героев. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Но похоронен Гаттамелата в соборе, где находится и его скульптурное надгробие. Он свободно сидит в седле — как человек, привыкший командовать. Для постановки фигуры мастер использовал прием контрапоста. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры. С началом Возрождения все меняется: она начинает выступать в архитектурных ансамблях в качестве дополняющих, но все же отдельных элементов. Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему.
Эта откровенность — главное, что отличает его от самоуглубленного, размышляющего «Давида» Донателло. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Возникают новые материалы. Закрепилось значение реки как основной композиционной оси городского плана.
Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) – важнейшее общественное здание Флоренции и уникальный образец светской архитектуры средневековья.
В противном случае укороченные ноги всадника и лошади будут бросаться в глаза. Человек все время находится внутри обширной панорамы, раскрывающейся то одним отдаленным планом (вид на стрелку Васильевского острова с набережной и мостов), то несколькими планами с чрезвычайно сильными задними «кулисами» (вид на Сенатскую площадь и собор св. Подход к городу как к ансамблю был декларирован указом об учреждении Комитета строений и гидравлических работ (1816), которому надлежало действовать, «взяв, с одной стороны, правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой — выгодное расположение, прочность и безопасность, как собственно каждому строению принадлежащую, так и соседственную. » В первой трети XIX в. завершилось формирование системы ансамблей в центре классицистического Петербурга – Дворцовой площади, Сенатской площади, Адмиралтейской площади, Исаакиевской площади, ансамбля Михайловского дворца, Михайловского замка, Казанского собора, Марсова поля, стрелки Васильевского острова, Александрийского театра. Кроме того, ее по политическим и династическим расчетам четырежды выдавали замуж.
Гаттамелата (в переводе Медоточивая кошка) – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте. В этой фигуре всё значимо. Вокруг он изобразил цветочный узор. Дмитриевой «Краткая историяискусств», потом – в зале слепков и копий ГМИИ им.
Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом. Георгий».
Основное воздействие в архитектурном окружении оказывают пейзажные перспективы. В период завершения пространственной композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, синтезируются архитектурные искания всего XVIII века (от регулярного плана к пространственной композиции). Ну и редкий – будущий представитель Высокого Возрождения – тоже. Марк, можно поверить и его писаниям». Застройка города к началу XIX в. была еще сильно разрежена. Площадь Синьории (итал. Лаврентия, во Флоренции. По каким – то причинам Донателло не приступил к работе над ней.
Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия. В конце XVI в. алтарь был разобран. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346).
Вот таким образом я думал, что этому случаю не будут придавать значения больше, чем предыдущим. он восседает с замечательным великолепием, подобно триумфирующему Цезарю». Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Он представлял Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и барельефом. Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411 – 1412) и Святого Георгия (1417).
Он торговал должностями, милостями и отпущением грехов. В первой четверти XIX в. началось градостроительное преобразование городского центра: достройкой «пробелов», урегулированием застройки, возведением новых крупных объектов, таким образом было обеспечено архитектурное единство и созданы великолепные классицистические ансамбли. Из одежды только пастушья шапка с лавровым венком и сандалии с поножами. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Бронзовый Давид не просто молод, он юн. Ноги лошади слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими.
Фигура исполнена достоинства. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы.
Результат столь вдумчивой и продолжительной работы оправдал все затраты. Но уж совсем абсолютным и каким–то сатанинским злодеем был сын папы Цезарь Борджиа. В композиции военных лаге рей и небольших городов преобладала прямоугольная планировочная система. Донателло, работы которого уже в первые годы творчества отражали яркую личность автора, вскоре после выполненного заказа получил новый.
Подойдешь поближе – пропорции искажаются, отойдешь – не разглядеть деталей. Таким приемом достигается ощущение расслабленности позы, отдохновения после схватки. «Юдифь и Олоферн» – один из вариантов популярных в эпоху Возрождения преданий о женском героизме. Петра. Конный же памятник поставлен по решению венецианского сената, дабы увековечить «выдающуюся славу» падуанца, служившего Венецианской республике, венцом карьеры которого стал пост главнокомандующего войсками Венецианской республики, (статуя была отлита на средства вдовы и сына Гаттамелаты, так что это было целиком частное начинание). Верроккьо не мог не знать «Давида» Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411-1412) и Святого Георгия (1417). Страна, бывшая наследницей Священной Римской империи, полностью оправдала этот свой статус, подарив миру огромное число гениальных творцов.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. Мрамор. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе.
Ни один кардинал не был назначен при нем, не заплатив большую сумму. Донателло работы свои стремился создавать учитывая не только гармонию пропорций и общего построения фигуры, но и особенности места, где статуя будет размещаться. Лаврентия изображающих Страсти Господни.
Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты.