Донателло (Donatello) – великий итальянский скульптор, основатель скульптуры эпохи Возрождения, новатор искусства своего времени. Донателло (донатело ди Никколо ди Бетто Бардиок. 1386—13 декабря1466, Флоренция)— итальянский скульпторэпохи Возрождения, основоположник индивидуализированного скульптурного портрета. Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы. Донателло – это итальянский скульптор, являющийся представителем эпохи раннего Возрождения, флорентийской школы.
Донателло – итальянский скульптор, который творил и создавал в эпоху Возрождения.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). В 1407 – 1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Уже на рубеже XIII и XIV вв.
Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта. Особенно известен "Святой Георгий" (1416) – юноша-воин со щитом в руке. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. В творчестве мастера наступил новый период.
Статуи Донателло гораздо интенсивнее по чувствам, чем произведения древнеримского искусства. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. С такими он был непреклонен. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.
Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411-1412) и Святого Георгия (1417). Вид у него такой, как будто он не сознает в полной мере важность абсолютного им подвига. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище. В отличие от «Св.
Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Оно проработано так тщательно, что кажется живым. Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы. Голов pа повернута слишком неестественно. На смену дереву приходит мрамор и бронза. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Перечисленными произведениями далеко не исчерпывается список работ Донателло для алтаря Санто. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии). Скульптор возвращается в 1453 году во Флоренцию и продолжает здесь жить до самой смерти (в 1466 году), за исключением непродолжительной поездки в 1457 году в Сиену.
Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». Бронзовый Давид не просто молод, он юн. Одним из них явилось монументальное надгробие папы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, созданное около 1425— 1427 гг.
Местоположение статуи не изменилось. 2 Творчество Донателло – Донателло – итальянских скульптор. Слегка изогнулся торс Марка. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. В обоих случаях св.
На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Плоский рельеф изображающий голову в профиль св.
Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблекшее лицо Аввакума, пророк совсем облысел, за что его во Флоренции прозвали Цукконе (Тыква). В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Франциска, св. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Умер Гаттамелата в 1443 году. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).
Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист. Донателло в последние годы нахождения в Падуе мало работает. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Петра и завершения ряда других заказов. Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему.
Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. В его правой руке — тяжелый меч. После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. Марка (1412 год), св. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года).
Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом. Особо среди них выделяются фигуры Святого Марка (1411 – 1412) и Святого Георгия (1417). Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев.
С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. живописный рельеф. При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло.
У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. Она, несомненно, связана с ними тематически. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Царь Саул взял его к себе в услужение, т. к.
Георгий, 1415, Аввакум, так называемый Цукконе и Иеремия, 1423-26): формы постепенно приобретают пластическую ясность, объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью, складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению.
Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Стремясь использовать новые способы передачи пространства в рельефе, Донателло вводит перспективные сокращения архитектуры и градации высоты рельефа, создает впечатление глубины пространства в рельефе и тем самым создает т. н. Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого.
О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Донателло.
В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем. Отметим здесь такие работы, как Битва Георгия с драконом, Мадонна Пацци, Пир Ирода, Вознесение Марии и другие. Тем самым усиливается иллюзия пространства. По свидетельству Вазари, во время работы над скульптурой Донателло все время повторял, обращаясь к «Аввакуму»: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул. », словно видел свою задачу в том, чтобы вдохнуть в каменную статую жизнь. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты.
Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. Лишь один Давид не испугался. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Георгия» и «Св. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. Лицо его отличается особой экспрессией. Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу.
Статуя полна жизни и изящества. Работу над ней автор смог закончить в 1460 году. Эту эпиграмму обычно относят к 30-м годам XV столетия, когда два поистине гениальных итальянских мастера кватроченто — архитектор и скульптор — разорвали свою дружбу, поссорившись из-за бронзовых дверей, созданных Донателло для флорентийской Старой сакристии, которые, как считал Филиппо Брунеллески, нарушали его архитектурный замысел.
Но это не простой мальчик. Ранние произведения мастера еще отмечены готической скованностью форм, . Есть в этой статуе постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху.
В творчестве мастера наступил новый период. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны.
На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы. Его рельеф сложностью и драматическим пафосом композиции, пространственными эффектами превосходит композиции других мастеров, участвовавших в украшении купели. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке.
Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий». В данный момент бронзовая статуя Давида хранится в Национальном музее Италии.
Давид был простым пастухом из Вифлеема. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало. Антония и других). Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Антония.
Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным.
Но если уже в 1443 г., как мы отмечали, Донателло почувствовал себя одиноким во Флоренции, то еще с большей силой должен был он ощутить свое одиночество десять лет спустя. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент.
Оно проработано так тщательно, что кажется живым. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. 1415, Флоренция, Нац.
По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Это еще одно новшество, введенное Донателло.
Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх.
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Появляются новые жанры: развивается портрет, возникают конные статуи.
С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников.
Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло. Георгия» красивы и выразительны.
Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. нателло.
Донателло создавал скульптуры из камня, мрамора, дерева и бронзы. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Не исключено, что эта фигура, к сожалению, тоже сильно поврежденная, была пройдена резцом самого Донателло. У природы была вырвана новая тайна. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий».
В 1403 году стал помощником и учеником Лоренцо Гиберти, который возглавлял одну из самых больших бронзолитейных и ювелирных мастерских во Флоренции. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. «Св. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Столь же выразительно и лицо пророка.
К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен.
Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция). музей Барджелло). Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло.
Их крепкие жилистые фигуры скрыты тяжелыми складками плащей. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Самая выразительная часть композиции – лицо вдовы. В рассматриваемой композиции св. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы. Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением.
В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. К наиболее классическому периоду творчества Донателло относится и знаменитая бронзовая отдельно стоящая статуя Давида, которая была сделана для палаццо Медичи и находящаяся в данное время в Барджелло.
Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко. Из одежды только пастушья шапка с лавровым венком и сандалии с поножами. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Св.
Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Вокруг он изобразил цветочный узор.
Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо.
Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора.
Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). 1455–1460).
Удачно передано движение ангела. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Около 1345—1350 гг. По тому, насколько выступают фигуры над фоном, ощущается их принадлежность к первому или второму плану, а предметы, расположенные в глубине, передаются с помощью гравировки. Антония. Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения.
Младенец кажется маленьким и беспомощным. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Уже не было в живых его старших современников — гуманистов Никколо Никколи и Колуччо Салутати. Даже по отношение к своему старшему другу Брунеллески Донателло всегда был свободен в суждениях. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора.
«Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. Донателло «Давид» (около 1440). Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола.
Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения.
Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Марк, 1412 св. Кондотьер Гаттамелат изображен верхом на коне.
Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Одеяние военачальника – свидетельство желания придать ему черты героев Античности. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков.
Марк, можно поверить и его писаниям». Здесь представлены родные и друзья Христа. Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах.
Кондотьер изображенный Донателло, – уверенный и полный сил, но уже пожилой человек. Вверху изображены летающие ангелы. Работа удалась на славу. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. «Юдифь и Олоферн» – один из вариантов популярных в эпоху Возрождения преданий о женском героизме.
Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда.
Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). В последние годы Гаттамелата служил главнокомандующим сухопутными войсками Венецианской республики.
Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Они как бы окаменели от горя. И все дело не только его в уникальном мастерстве.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone (головастый) и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Внутреннее пространство Старой сакристии приближается по форме к кубу, перекрытому полусферическим куполом.
Создавалось впечатление, будто они всегда здесь и находились. Георгия (ок. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. Главное действие происходит в центре композиции.
Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. В 1430 году Донателло создал "Давида" – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Голова Юдифи считается одним из самых прекраснейших творений эпохи раннего Возрождения. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. В ней чувствуется рука самого Донателло.
И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды.
Линии профиля определенны и чеканны. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. Произведения Донателло в ризнице церкви Св.
Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В процессе работы над данным ансамблем скульптор неоднократно обращался за помощью к своим ученикам, коих было великое множество. Это один из первых ренессансных конных монументов.
В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Снаружи, возле дверей, стоял бронзовый Давид Верроккьо (5) — задумчиво-нежный юноша. Удивительна судьба этого города. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески.
Давид – скульптура нестандартная. И как всегда, он уверенно справился с ними. Эту работу Донателло выполнил, следуя античным традициям. Микеланджело сошел по каменным ступеням во дворик и остановился перед Донателловым Давидом (6) из бронзы: эту статую когда-то он видел ежедневно в течение двух лет, живя во дворце Медичи ныне, после того как дворец был разграблен, городские власти перенесли ее сюда. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе.
Давид изображен не в классической виде: умудренный опытом царь с лирой или свитком в руках. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция).
Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Марка» с Ор Сан Микеле. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Все эти нюансы творчества мастера прекрасно заметны в изображениях святых, которые он создал для церкви Ор-Сан-Микеле.
В этой фигуре всё значимо. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». При этом творчество Донателло по мере совершенствования таланта все более удалялось от готических канонов и средневекового обезличивания. Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Мария показана в сложном повороте.
Людовика Тулузского (ок. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. В содружестве с ним он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). Он обладал характером сложным и независимым.
Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Георгия (1415-17). Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов.
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Лицо юноши, полное свежести и благородства. Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-1435, Музей собора, Флоренция). Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения.
Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Высоко над холмом вознесены три креста. В 1408-1415 гг. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
Бронзовая скульптура была установлена на каменном постаменте на площади перед Собором св. Антония (Санто). Красив мотив струящихся складок одежды. Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские "жалованные" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Так подчеркнута глубина рельефа.
До совершенства свои навыки мастер доводил во время поездки в Рим. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. На лице его застыла гримаса страдания. В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Георгия» и «Св. Донато ди Никколо ди Бетто Барди родился во Флоренции в 1386 году.
1423—1425) и св. Ныне памятник находится в Национальном музее Флоренции. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости. Но обо всем по порядку.
Умер Гаттамелата в 1443 году. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Хотя документы, связанные с изготовлением статуй кампанилы, сохранились относительно неплохо, воссоздать историю статуй оказалось очень трудно.
Линии в «Битве св. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни. Однако страдание обладает длительностью во времени.
Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого. Странные полуспущенные штаны, которые держатся на широком поясе, как установили историки, могут быть атрибутом фригийского божества Атиса. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце.
Донателло строит образ на игре света и тени. При создании статуи мастер обратился к античному способу устойчивой постановки фигуры. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. Давид умел хорошо играть на гуслях.
После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. В конце XVI в. алтарь был разобран. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. В 1407-1408 годах он работал над мраморной статуей царя Давида.
Изящно ложатся складки одежды. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. В левой руке у него жезл, правой он держит поводья. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы.
Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида». Св.
Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. В отличие от «Св. Если возможно, да минует Меня чаша сия". Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон.
Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую.
Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Но как юноша, только что победивший Голиафа и гордящийся своим подвигом.
Это излюбленный мотив в скульптуре итальянского Возрождения, распространившийся затем в искусстве XVII-XVIII вв. Антония и стала первым светским памятником того периода. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела.
Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). В действительности, все эти точки зрения односторонни. Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 года во Флоренции (Италия), в семье чесальщика шерсти. Донателло – известный итальянский скульптор эпохи ренессанса. Донателло отошел в своих произведениях от средневековых традиций.
Антония и изображениями символов евангелистов. Донателло приближал рельеф к живописи. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику.
Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. В 1412 года он был принят в гильдию Св. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём.
В Северной Италии в большом количестве изготавливались терракотовые статуи (из обожженной глины). Быстро полюбилась мастерам и бронза с ее внушительным набором преимуществ перед прочими материалами. Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Согласно средневековой традиции церковь признавала надгробные памятники, помещенные в соборе или на кладбище. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Мастер начал работу над ними в 1460 году, но так и не смог завершить.
Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Лаврентия изображающим Страсти Господни. Иоанн представлен идущим и все до последнего пальца на ноге участвует в этом движении.
Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект. Все в этой фигуре весомо и материально.
Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Результат столь вдумчивой и продолжительной работы оправдал все затраты. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте.
Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Мрамор. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Судя по всему, он тяжело болеет.
1. Особенно это заметно в изображении св.
Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа.
(Первая книга царств, гл. В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Но достоверными эти сведения считать нельзя.
Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии.
Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека. Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х гг.
Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Он использовал т. н.
Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Таким приемом достигается ощущение расслабленности позы, отдохновения после схватки. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески.
После своей смерти кондотьер завещал похоронить его в Базилике дель Санто в Падуе. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов. В скульптуре Св. Во-первых, возрастает значение линии. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ».
Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Марка». Его творения наиболее выигрышно смотрелись именно там, куда их ставили после завершения.
Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе.
Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Но именно благодаря этому сочетанию изощренности и косноязычия рельефы кафедр Сан Лоренцо производят столь сильное впечатление. Антония в Падуе. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. На его лице веселая улыбка.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Фигура исполнена достоинства.
Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.
Антония. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Которая работала над созданием скульптурных композиций для баптистерия Собора.
Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком.
Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции. Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Он был признанным творцом еще при жизни и повлиял на развитие искусства целой эпохи. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425-1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428-1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения.
Умер Гаттамелата в 1443 году. Предводители таких отрядов назывались кондотьерами.
углубило интерес художника к наследию античности. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс.
За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление.
Магдалина – исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница исхудалая истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. Его крылья, кажется, еще полны движения.
По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. На коленях стоит богоматерь.
Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Эразмо да Нарни был венецианским кондотьером, наемным военачальником. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. В последующих произведениях мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки.
Этим Донателло достигал усиления перспективных эффектов композиции, пространство казалось более объемным и увеличивалась монументальность алтаря. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св.
Отказавшись от традиционного изображения царя Давида в виде старца с лирой или свитком исламов в руках, Донателло представил Давида юношей в момент торжества над поверженным Голиафом. Образом послужил памятник Марку Аврелию. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411-1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном.
Сюжет заимствован из Ветхого Завета. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг. Скульптурные образы полны драматизма, но при этом им присуща большая одухотворенность.
Первоначально «Давид» был установлен во дворе дворца Медичи-Риккарди, но после конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор палаццо Веккио, где и установили на мраморной колонне. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. они были приостановлены. Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства.
Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Традиционные способы изображения преувеличенных в пользу выразительности форм классицизма его практически не привлекали. 17). Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел.
Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах.
Брезгливой гримасой тронут его рот. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Между ними видны играющие музыканты. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. Самым интересным фактом остается то, что эта статуя стало первой, которую можно было бы поставить в один ряд с монументами древних римлян. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий).
Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. «Св. Также масштабной работой второго периода мастера являются бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции, датируемые 1434-1443 годами. Перейдём к третьему периоду. Пять фигур находятся в музее собора.
Вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левой же Давид попирает голову врага. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. В самом зале находился первый Давид Донателло, высеченный из мрамора. Евангелист Марк (1411). В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Фоном им служат огромные городские постройки и аркады.
В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. Давид увенчан лавровым венком победителя.
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия.
В конце 1430-х годов мастер начал работу над бронзовой статуэткой полуобнаженного мальчика, названной «Амур-Атис». Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Одно из ведущих мест в этом процессе по праву занимала скульптура.
Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Всё поле кафедры занимает ликующий хоровод пляшущих путти – нечто вроде античных амуров и одновременно средневековых ангелов в виде обнажённых мальчиков иногда крылатых изображённых в движении.
Потом взял его меч и отсек ему голову. Предположительно именно чеканка деталей облачения заняла у мастера наибольшее время. Огромный скульптурный алтарь, состоял из двадцати девяти статуй и рельефов. Эта скульптура изображает Приапа, античное божество плодородия.
Скульпторы эпохи Возрождения со своим поиском нового стиля и обращением к практически забытой Античности все же смотрелись бы как незавершенная картина, не будь среди них Донателло. И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. В конце XVI в. алтарь был разобран. Даже и тогда, когда Донателло изображает настоящее движение, как в двух статуях св.
Для постановки фигуры мастер использовал прием контрапоста. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Решение этих и других вопросов требовало времени. Далее Донателло выполнил мраморную статую Давид с головой Голиафа, которая предназначалась для одного из контрфорсов собора.
Он начал свою карьеру с самых низов и, честно служа Флоренции, сумел достичь многого. Изгибы торса и рук, а также расположение складок одежды – все подчинено этому приему. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. Надгробие делится на три яруса.
Марка (1411-13) и св. Фигура прорисована уверенно и свободно. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма.
музей Барджелло). Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Это способствовало процветанию торговли. Их судьба иногда была драматической. Чрезвычайно живы их движения игривы и разнообразны.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473-1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479-1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. Иоанна Крестителя во Флоренции (в casa Martelli и в Барджелло), он ограничивается самым скромным.
фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Гаттамелата (в переводе Медоточивая кошка) – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Здесь начинается следующий этап его творчества. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли.
За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». На лице застыла гримаса гнева и напряжения. Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа.
На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Но спорить с Донателло было не так-то просто. Это один из первых ренессансных конных монументов. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата).
А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. То же напряжение ощущается и в лице.
Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности. Возникают новые материалы. В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника.
В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет.
Младенец ест черный виноград – символ причастия. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м.
Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, уроженца Падуи, находившегося на службе у Венецианской республики.
Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны. Сходство, однако, на этом и заканчивается. Головой он выходит за пределы рельефа, закрывая часть орнамента и потому кажется, что ему не суждено подняться выше.
Именно такая женщина была способна на подвиг. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Бронзовая Юдифь является навершием фонтана, который был установлен во дворе палаццо Медичи. Не везде он стремится согласовывать разные планы и иногда отказывается даже от правильной трактовки перспективы.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. С подачи Лоренцо Гиберти начинает распространяться техника глазурованной терракоты.
В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378 – 1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа. Он восторженно отзывался о статуе «Св. А Брунеллески он был обязан многим.
Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло.
Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.
Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. Центральное место в его деятельности на протяжении всей жизни (1378-1455) занимала проблема создания живописного монументального рельефа.
Фасад же церкви остался неоконченным. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. В статуях пророков Донателло особенно подчёркивал их характерные черты, грубоватые, даже уродливые, но живые и естественные.
Более двадцати лет Гиберти трудился над северными дверями флорентийского баптистерия. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие. Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал.
Марку» с Ор Сан Микеле. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434, находится во флорентийской Крестильнице). Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви.
Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Прообразом памятника стала скульптура Марка Аврелия. Гаттамелата (в переводе «Медоточивая кошка») – такое прозвище получил кондотьер за мягкость характера и одновременную внимательность и вкрадчивость, напоминавшие поведение кошки на охоте. Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Вероятно, он неоднократно бывал в Венеции, в состав материковых владений которой входила Падуя и имел возможность внимательно изучить четырех прекрасных бронзовых коней, вывезенных венецианцами из Константинополя и поныне украшающих фасад базилики Сан Марко.
Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Антоний, держащий его за ногу обеими руками. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора).
Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Статуя эта -- портрет современника, с большой лысой головой.
Гаттамелата облачен не в современные Донателло одежды, а в доспехи времен Древнего Рима. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа.
Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения).
Однако и здесь заметно стремление к конкретизации. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер. Донателло должен был чувствовать себя одиноким. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение.