Гаттамелата – это прозвище. Донателло прожил долгую жизнь, наполненную беззаветным служением искусству. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна.
К первому относится его статуя Марии Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийском баптистерии) изображающая изможденную иссушенную постом и покаянием старуху, едва прикрытую рубищем и длинными волосами. В фигуре «Давида» использованы, несомненно и впечатления от античных статуй и опыт изучения человеческого тела. Очень выразительно лицо Юдифи, которое не только прекрасно, но и величественно. Т. е. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. По заказу цеха оружейников мастер выполнил статую «св.
1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Именно этим новым подходом, переключением творческих интересов объясняется замечательная убедительность статуи Донателло (Эрнст Гомбрих). Однако во всей фигуре есть что-то мученическое, неестественное. Она, несомненно, связана с ними тематически. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты».
Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства.
Пальцы полусогнуты, ладони не в силах крепко прижаться друг к другу. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. О популярности, которой в XV в. пользовалась «Мадонна Пацци», свидетельствуют многочисленные ее копии в дешевых материалах (гипс, терракота), а также ряд близких по композиции рельефов, вышедших, — очевидно из мастерской Донателло. Донателло оказал огромное влияние не только на современников, но и на мастеров более молодого поколения, в частности, Верроккио. Последнее предположение выглядит наиболее аргументированным. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую), но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре.
Таким образом, в скульптурном алтаре Донателло достигал и живописных эффектов. 1423—1425) и св. Вазари заключает биографию Донателло словами своего соотечественника — коллекционера, знатока искусств и автора жизнеописаний художников Винченцо Боргини, которые выразительно подчеркивают сходство обоих великих скульпторов: «Либо дух Д-нато проявляется в Буонаррото, либо дух Буонаррото себя предвосхитил, проявившись в Донато». Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). Франциск Ассизский изображен сжимающим священное писание и небольшое распятие.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Донателло изобразил полуобнаженного ребенка, который стоит, подняв руки вверх. Она должна была стать фамильной усыпальницей семьи Медичи и потому на ее строительство средства выделялись без задержек. В 1422 году голова раннехристианского мученика Святого Россоре (1425-1427) была перевезена из Пизы во Флоренцию, было задумано изготовить новый драгоценный реликварий в виде бюста, который монахи ордена гумилиатов заказали Донателло из бронзы с позолотой.
Брезгливой гримасой тронут его рот. достигла замечательных эффектов в иллюзионистической передаче пространства. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Не все находки мастера можно считать удачными, но некоторые из них поразительны. Лишь отдельные фигуры выбиваются из этой общей линии. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских флорентийского собора.
А это и составляет сущность донателловского образа. Учитывая давние связи Донателло с гуманистами, можно предположить, что статуя «Амура-Атиса» была создана по специально разработанной кем-то из флорентийских эрудитов программе. Эта скульптура отображает портрет современника, мужчины с большой лысой головой. Эти размышления наложили свою печать на его умное и доброе лицо. Смятый и нарочито измельченный рисунок драпировок усиливает впечатление беспокойства.
Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Не подлежит сомнению, что Донателло мог оставаться и дальше в Падуе.
Это способствовало процветанию торговли. Вероятно, примерно в то же время, когда Донателло работал над кафедрами для Флоренции и Прато, он создал бронзовую статую мальчика, которая известна под условным названием «Амур-Атис» (Флоренция, Национальный музей). Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. Филипп» изображен стоящим в спокойной и непринужденной позе. музей Барджелло). Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «.
В творчестве мастера наступил новый период. Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Именно такая женщина была способна на подвиг. Дело в том, что почти все пророки лишены атрибутов. В это время мастер увлекался двумя стилями: классическим и реалистическим, но даже реалистические скульптуры Донателло потрясали воображение современников, поклонников классической греко-римской школы.
И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Фигура прорисована уверенно и свободно. Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см.
Евангелист Марк (1411). Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Марк»).
Парящий в воздухе Христос разделяет апостолов на две группы, каждой из которых Донателло добивается предельного богатства движений. Но и этого ему мало. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Пребывание Донателло в Риме относится к 1432—1433 гг. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438).
И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Три сюжета южной кафедры, различные по времени и месту действия, — «Сошествие во ад», «Воскресение» и «Вознесение» — не имеют четких границ, они разделены лишь плоскими лопатками.
Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Действительно, все в «Марии Магдалине» кажется необычным для искусства Возрождения. Возможно, это был уже второй визит скульптора в Вечный город.
Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Путти Донателло предельно общительны.
И лишь Мария Магдалина бурно и непосредственно выражает свои чувства. В художественной жизни Флоренции 1440-х гг. На центральном распят Христос, на боковых — разбойники. статуи пророков для кампанилы (колокольни) флорентийского собора.
Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. На самом деле, наверное из всех мастеров он был самым смиренным, хотя именно он воспитал многих мастеров, которые потом и его превзошли и даже заслонили его.
Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Мария показана в сложном повороте.
Вазари пишет: «Смерть его причинила бесконечное горе его согражданам, художникам и всем, кто знавал его при жизни. Он был сыном булочника и одним из прославленных полководцев этого времени. В 17 веке алтарь был разобран и попытка реконструировать его не увенчалась успехом. Другое дело, что она рассчитана именно на то, чтобы производить хаотическое впечатление. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде».
В своем знаменитом бронзовом позолоченном Пиршестве Ирода, украшающем купель баптистерия в Сиене, скульптор сочетал горельеф с техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа) фона. Уравнивая пластику с архитектурой, Донателло первый по примеру древних создает статуи, свободно стоящие, со всех сторон обозримые, сами по себе полноценные, что, однако, не исключало их гармоничного сочетания с архитектурой. Фасад же церкви остался неоконченным.
Линии профиля определенны и чеканны. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение. Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными. В конце XVI в. алтарь был разобран. Голов pа повернута слишком неестественно. А то, что находится еще дальше, — показано гравировкой. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари.
Вот таким образом богоматерь, Иоанн, другие святые показаны в статуарных позах. Это еще одно новшество, введенное Донателло. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче). В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид». Он готов был взяться за любую интересную работу независимо от оплаты. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы. Повышенная экспрессия этих работ оттесняет на задний план классицизирующие тенденции, преобладающие в предшествующие периоды творчества Донателло.
В 1425-1434 годы Донателло активно сотрудничал с архитектором и скульптором Микелоццо ди Бартоломео, они имели общую мастерскую и в содружестве создали целый ряд произведений, среди них четырехметровая мраморная пристенная гробница Бальдассаре Коша, антипапы Иоанна XXIII (скончался в 1419 г. ) (1425-1427) во Флорентийском баптистерии. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Либо «кошка цвета меда». Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписаться своим именем». Эти работы затянулись на долгие годы, тем более что в конце 1420-х гг. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ».
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Линии в «Битве св. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей.
Лаврентия, во Флоренции. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Крайние ангелы слева и справа стоят на месте. Донателло приближал рельеф к живописи. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411— 1413 гг.
Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. Марка» с Ор Сан Микеле. Трагический образ, созданный Донателло, отличается удивительной жизненностью. Здесь он выражает то, что только он мог выразить.
На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. «Иоанн Креститель» не проповедник слова божьего, а затворник, удалившийся в пустыню, чтобы преодолеть свой собственный кризис. Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер.
Антония. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу.
На самом деле все было не так. А Брунеллески он был обязан многим. С такими он был непреклонен.
В самой постановке фигуры ощущается неуверенность, слабость, приниженность. Они уже мертвы и палач, взобравшись на лестницу, перерубает ноги у злого разбойника. Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа.
Образом послужил памятник Марку Аврелию. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434года, находится во флорентийской Крестильнице). Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св.
Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким. Тесная дружба связывала мастера с ведущими архитекторами Флоренции Брунеллески, Микелоццо, а возможно и с живописцем Мазаччо (последний придал одному из своих персонажей портретное сходство с Донателло). Они веселятся не в одиночку, а гурьбой.
Еще дальше застыл в благоговейном молчании Иоанн евангелист.
Статуя полна жизни и изящества. Тем не менее эта работа тоже значительна. И как всегда, он уверенно справился с ними. Одновременно с работой над статуей кампанилы Донателло вместе с Якопо делла Кверча и Гиберти принял участие в создании рельефов бронзовой купели для сиенского баптистерия.
Ее движение вправо, за пределы алтаря, остановлено жестом ангела. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло.
Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. Художник воплощает здесь гармонический образ, воплотивший идеал ренессансного человека.
Статуя рассчитана на обозревание спереди. Уже на рубеже XIII и XIV вв. Последние годы жизни великого скульптора прошли во Флоренции. Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Трудно поверить сейчас, что такие рельефы, полные светского, языческого духа, могли быть установлены на почетнейшем месте в христианском соборе.
Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Но достоверными эти сведения считать нельзя. Невольно приходят на память вакхические игры изображенные на античных саркофагах. Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
Но вряд ли следует видеть в них возврат к искусству средних веков, отказ от достижений Ренессанса. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. Пять фигур находятся в музее собора. Донателло работал до самой глубокой старости, не прерывая своих творческих поисков.
Хотя ценили его больше как скульптора. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. Герой изображен обнаженным, его тело абсолютно и прекрасно. вратами в рай. Донателло. Им совместно с мастерской было выполнено также четыре рельефа с символами евангелистов изображение мертвого Христа, поддерживаемого ангелами, двенадцать рельефов с ангелами (все — из бронзы), а также рельеф из известняка «Положение во гроб». Он объединил два сюжета — передачу ключей и вознесение Христа — в одном рельефе.
У пророка — высокий изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Людовика Тулузского (ок. Красив мотив струящихся складок одежды.
Работа удалась на славу. тот же Андреа Пизано и его ученики изваяли четыре статуи для южного фасада. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Вес распределен на правую опорную ногу, левая нога отставлена в сторону и слегка согнута.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине.
музей Барджелло). Они как бы окаменели от горя. И эти памятники начинают множиться. Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Изящно ложатся складки одежды. В скульптуре Св. Подобная композиция трудна для исполнения. В 1453 году перед собором Сант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка).
Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. нателло. Слева мальчик ведет к месту события свою мать, за ней следует странник с узелком. Ему оставалось жить всего два с небольшим года.
В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. Донателло строит образ на игре света и тени.
Донателло представил её глубокой старухой, одетой в лохмотья. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастер принимал участие. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница.
Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Лицо его отличается особой экспрессией. Лишь у Дезидерио чувствуется поэтическая одухотворенность образов, восходящая к Донателло. Но фигура Олоферна вносит в группу неприятный диссонанс. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном.
Но «Амур-Атис» вызывает в памяти и «Давида». В позе Юдифи чувствуется решимость и напор. Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар.
Именно в Битве Святого Георгия с драконом был заложен принцип, характерный для так называемого rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), приближавший рельеф к живописному изображению, возникновение которого стал возможен благодаря усилению реалистических тенденций в искусстве Ренессанса. Здесь немножко другая история. 1423—1425) и св. Это первое путешествие отвергалось многими исследователями, особенно в конце XIX в., так как римские впечатления никак не отразились в первых произведениях Донателло. Над лежащим и отбивающимся юношей склонился св.
В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело. Для начала покажу конкурные работы Брунеллески и Гиберти, которые были выделены жюри конкурса как самые лучшие.
В рассматриваемой композиции св. Работая над группой, скульптор полностью подчинил фигуру Олоферна фигуре Юдифи. Самые известные среди них – это статуи Евангелиста Марка, Святого Людовика Тулузского и Святого Георгия. Он берет его за основу в образе Давида. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. (одним из исключений было, как говорилось, продолжение работ над статуями для кампанилы). Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Он восторженно отзывался о статуе «Св.
Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. На втором плане поднимаются аркады в раннеренессансном стиле. Плоский рельеф изображающий голову св. Но спорить с Донателло было не так-то просто.
В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439 год, Музей собора алтарь «Благовещение», первая половина1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции). В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Кожа на лице почти так же неровна и морщиниста, как рубище.
Во-первых, возрастает значение линии. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале XV века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. То же напряжение ощущается и в лице. По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотрите Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 года ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425 года) «Передача ключей апостолу Петру» (вторая половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430 года, Государственные музеи, Берлин). Слегка изогнулся торс Марка. После завершения литья статуя чеканилась и обрабатывалась специальными скребущими инструментами, напильниками, затем пемзой.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Отливка была произведена в 1427 году, посредством Джованни ди Якопо. Надгробие делится на три яруса. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые.
музей Барджелло). Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Свисающие вниз лоскутки одежды уподобляются длинным распущенным волосам. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать.
Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Св. Давид – библейский герой и цель художника воспеть самоотверженность юноши. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора.
Эту церковь городские цеха украшали изображениями своих святых патронов. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. На смену бестелесным образам средних веков пришли яркие, конкретные, жизненные образы.
Зазор между небом и землей становится все меньше. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. Обычно воскресший Христос помещался в центре композиции, паря над спящими стражниками.
Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433). Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма.
Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала.
Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Мы видим в архитектуре несколько планов. Антония в Падуе. Эразмо вышел из низов, служил Флоренции, папству, а в течение последних десяти лет жизни был генеральным капитаном (то есть главнокомандующим сухопутными войсками) Венецианской республики. Создается впечатление, что все, не связанное с искусством, его абсолютно не интересовало.
Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности. Взгляд зрителя видит свидетелей вознесения изумленно запрокинувших головы вверх. Иоанн Креститель представлен изможденным аскетом, который, кажется, с трудом удерживается на негнущихся ногах. Разные решения образа, разные решения пластические, разные психологические подходы, разные, можно сказать, художественные стратегии.
Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Антония. Но внимания заслуживает не только сила воображения итальянского скульптора, воплотившего свое индивидуальное видение рыцарственного святого, но и новый подход к решению пластических задач.
То же самое мы видим и в последнем его произведении, законченном после его смерти учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в церкви св. Последние, самые большие по размерам статуи, возможно, были выдвинуты вперед, а остальные отступали в глубину, приближаясь к «Мадонне с младенцем». Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Скульптурный ансамбль Алтаря Св. Среди масштабных работ Донателло, выполненных в 1420-е, — монументальное надгробие лжепапы Иоанна XXIII (выбранного папой во время церковного раскола и непризнанного католической церковью ок. Вазари рисует Донателло гениальным чудаком, который жил искусством и только ради него.
Лаврентия изображающим Страсти Господни. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). Чтобы в полной мере оценить разнообразие и оригинальность произведения Донателло, рядом с «Амуром-Атисом» рассмотрим деревянную раскрашенную статую «Иоанна Крестителя», хранящуюся в венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон.
Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Георгия» и «Св. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
Венецианский сенат постановил выполнить волю полководца и для ее осуществления был приглашен Донателло. Гуманизм возник в Италии еще в XIII в. Он был направлен на познание человека и его внутреннего мира. В руках он держит меч, которым только что убил Голиафа. В его лице нет ни безмятежности, ни отрешенности средневековых святых – весь энергия и собранность, он словно следит за приближающимся врагом, оценивая его силу, руки покоятся на щите, а напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Знакомство с его работами очень много значило для творческого формирования Микеланджело.
Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. Лаврентия изображающих Страсти Господни. Первой значительной работой Донателло была статуя Иоанна Богослова для фасада собора во Флоренции (1408— 1415, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. Позднее работами руководили Андреа Пизано и Франческо Таленти. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. И он же, Донателло их реставрировал. Обычно для работ в бронзе Донателло привлекал специалистов — литейщиков. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио.
Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник.
Лаврентия изображающих Страсти Господни. Наверное. Но даже и там трудно найти образы, столь живые и столь активные. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
Подражание античному искусству можно обнаружить в бронзовом барельефе в музее Барджелло во Флоренции изображающем триумф Вакха в полуфигурах Силена и вакханки на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее в Лондоне). Георгия» красивы и выразительны. Это качество старый, больной Донателло сохранил до своих последних дней. Может быть, впервые, а может быть, даже единственный раз, так как Флоренция все-таки очень такой своеобразный город, основанный на капитале, на торговле, на всем таком земном.
Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». В середине XVI века реликварий был передан в Пизу в церковь Сан Стефано. Дело было не только в том, что фактически сошло со сцены поколение Донателло (в 1446 г. умер Брунеллески, в 1455 г. — Лоренцо Гиберти), а в том, что флорентийское искусство середины XV в. было очень далеко от исканий мастера. Антония. Чуть позднее, в 1421 г., флорентийцами был куплен у Генуи другой порт — Ливорно.
1457—1460, скульптурная группа Юдифь и Опоферн, Флоренция, площадь Синьории). Самая крупная статуя «Мадонна с младенцем» располагалась в центре, возможно, дополнительно она отделялась от других фигур колоннами. Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Особенно это заметно в изображении св.
Прекрасен, полон жизни боевой конь полководца, слегка повернувший голову влево и остановивший мерный шаг, опираясь одной из передних ног на шар спокоен и невозмутим восседающий на нем полководец с немолодым лицом. Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура «Бородатого пророка» из правой ниши восточной стороны, выполненная Донателло в декабре 1418 — июле 1420 г. Облик «Бородатого пророка» менее индивидуален, чем-то близок «Се. Наклон фигуры Иродиады влево отражает наклон женщины, отшатывающейся вправо.
В отличие от «Св. История Вазари прекрасно иллюстрирует непрактичность Донателло. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Считается, что общий план монумента принадлежит Донателло, однако собственноручно он выполнил только фигуру Иоанна XXIII, возлежащую на саркофаге, а все величественное архитектурное оформление гробницы принадлежит Микелоццо. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года).
Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). За внешним спокойствием угадывается колоссальная активность. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св. Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике.
Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам. Любопытные произведения Донателло находятся в ризнице церкви св. Антония стал переломным моментом в творчестве Донателло. Это первый опыт Донателло в создании так называемого живописного рельефа с многофигурной сценой и несколькими пространственными планами.
Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем.
У него есть несколько планов в рельефе. Коленопреклоненный ангел почтительно склоняется перед Марией. Здесь представлены родные и друзья Христа. К первому относится его статуя Магдалины (около 1454 года, находится во флорентийской Крестильнице).
И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых. музей Барджелло).
Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура эта настолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотят верить, что она не отлита с натуры». Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. Ну, когда труд был окончен, многочисленные граждане Флоренции собрались посмотреть на творение его рук и, конечно, все были в восторге. В этой фигуре всё значимо. Давид с легкой улыбкой смотрит вниз, на голову Голиафа в узорном шлеме, лежащую на фигурном подножии.
Фигура принцессы меньше и она выполнена менее выпукло, так как стоит в глубине. Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция. Отметим еще незаурядное техническое исполнение «Давида».
Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто).
1408 в мастерских собора во Флоренции, в 1414 получившего название Санта Мария дель Фьоре. Филиппа», также установленную в нише Ор Сан Микеле. Антония (Санто). Все в этой фигуре весомо и материально – и тяжесть тела и мускулистые руки и пластичность ткани одежды. Мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (ок. 1417 г. ), Национальный музей Барджелло, Флоренция) на цоколе статуи Святого Георгия, созданный для флорентийской церкви Ор Сан Микеле, является самым ранним рельефом Донателло.
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. В своих персонажах Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные («Пророк Иеремия», «Пророк Аввакум»).
И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе – столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато». Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). Таково, например изображение «Воскресения» с южной кафедры.
Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Однако это впечатление обманчиво. Богоматерь держит на руках младенца и, лаская, прижимается к нему лицом. Около 1345—1350 гг.
Удивительна судьба этого города. И только группа на первом плане резко отличается от равнодушных воинов. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Мы видели, как в группе «Авраам и Исаак» для кампанилы Донателло впервые столкнулся с проблемой изображения нагого тела.
Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Так, Франческо Сфорца, внук мясника, стал герцогом Милана. явно он апеллирует к античному наследию.
Художественный язык кафедр необычен и сложен, причем иногда нарочито архаизирован. И все это сразу выливается и в художественную практику. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло.
Антония и изображениями символов евангелистов. Спящие у ног Христа стражники тоже пребывают в заколдованном мире. Собравшиеся люди с изумлением наблюдают за необычной операцией. Бородатый воин собирается пронзить тело Христа копьем.
Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг. живописный рельеф. Почти четверть века (с 1402 по 1424 г. ) Флоренция развивалась спокойно, без внутренних и внешних конфликтов.
Позднее ее пытались интерпретировать как «Персея» или «Приапа», античного бога плодородия. «Св. Георгия (ок. Удачно передано движение ангела.
Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. В действительности, все эти точки зрения односторонни. Св. В рельефе сиенской купели Донателло добивается большей драматической концентрации, в рельефе из Лилля – гораздо большего разнообразия архитектурного фона. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата.
В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Он изображен проповедующим и зритель может даже догадаться, о чем он говорит: левой рукой Иоанн указывает на свиток с надписью «Се агнец божий».
Примерно в то же время, когда Донателло работал над «Св. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Совсем другое у Донателло.
«Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи. Это был период активизации многолетних работ по украшению собора. Глубоким пессимизмом веет от этого рельефа.
Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Но в одной руке он все равно держит камень, который он, собственно говоря, через пращу запускал в Голиафа. Основной мотив «Мадонны Келлини» напоминает о «Мадонне Пацци», но легкая грусть раннего рельефа преобразована здесь в драматический образ.
Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. Дойателло акцентирует в своем героев черты внутренней неуверенности, сомнения, надлома. Донателло (собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 г. во Флоренции в семье чесальщика шерсти. Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела.
фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы). Она удачно прорисована и красиво задрапирована в плащ. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал.
Одни апостолы спокойно созерцают происходящее, другие жестами выражают свое изумление. Но именно в статуе «Марии Магдалины» он использует особенности дерева столь впечатляюще. Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло.
Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427 годы), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. небесной реальности.
Реализм понимали в это время как правду земного. У ног мальчика изображена змея, что напоминает легенду о Геркулесе-младенце. И решена она тоже очень интересно, оригинально.
Фигуры трех из них вообще показаны намеками. Их мраморные мадонны явились популяризацией композиций Донателло. Здесь начинается следующий этап его творчества.
С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме. Однако эти импульсы могли быть получены Донателло и вне Рима. Во всяком случае, те фигуры, которые он сделал для Орсанмикеле Я уже говорила об этой церкви, где было когда-то зернохранилище, а потом все превратилось в церковь с внешними нишами, где вставлены скульптуры святых. Работы в Старой сакристии привели к размолвке с другом юности — Филиппо Брунеллески. В общем, очень непонятно. Сюжет скульптуры заимствован из «Ветхого завета»: в благородном металле скульптор запечатлел библейского пастуха Давида, который победил великана Голиафа и стал царем Израиля.
В убранстве алтаря использовался также разноцветный мрамор, смальта и золото. Но горе тому заказчику, который позволял себе обидеть или унизить Донателло. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. Младенец кажется маленьким и беспомощным. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес.
Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Свою творческую карьеру Донато начал в качестве ювелира в Пистойе. Некрасивость лиц, напряженность поз, водопад глубоких складок тяжелых одеяний подчеркивает силу экспрессии образов пророков Аввакума, так называемого Дзукконе (ок. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло.
В середине 1410-х попечители собора Санта Мария дель Фьоре поручили Донателло, Чуффаньи и Россо украсить фасады кампанилы — колокольни собора — статуями ветхозаветных пророков. Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественное положение человека определяли «его способности и плюс немного везения».
И все дело не только его в уникальном мастерстве. Если бы скульптор ограничился ею, его произведение можно было бы считать удачным. Ноги и левая рука его не вписываются в контур группы.
Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью. Местоположение статуи не изменилось. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Самостоятельную творческую деятельность начал ок.
Руку этого же подмастерья исследователи видят в ряде композиций, датирующихся тем же временем: «Мадонна с младенцем и ангелами» (так называемая «Мадонна Шоу», Бостон, Музей изящных искусств), «Оплакивание» (Лондон, Музей Виктории и Альберта). Эта архаизация вряд ли может быть объяснена только вмешательством учеников. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный.
Георгием», его единомышленник и соперник Нанни ди Банко создал статую «Св. Вот таким образом скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Но он не был выдающимся мастером. Однако самый замысел статуи очень привлекателен.
Донателло отправляется в 1443 году в Падую. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло). 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи – героическую индивидуальную личность – Донателло. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость.
Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора). Марка» эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди.
Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой). Умер молодым и художник, наиболее близкий Донателло по духу и жизнеощущению, -— Мазаччо. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Лестные предложения ждали его и в других городах на севере Италии. Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). И он выходит с одной пращой.
За мягкость и вкрадчивость манер, которые напоминали современникам кошку, выслеживающую добычу, он получил прозвище «Гаттамелата», что может быть переведено как «Медоточивая кошка». В ней чувствуется рука самого Донателло. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. Первым городом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Георгия» и «Св.
Совсем другой пафос – героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. «Божественный Микеланьоло», так называли его современники, многому научился у Донателло. В поисках выразительности Донателло до известной степени отказывается от своих ранних достижений. Оно передано очень точно, конкретно и полно чувственной прелести. Однако и здесь заметно стремление к конкретизации.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора.
Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. В 1403—07 гг. Донателло должен был чувствовать себя одиноким.
В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. После чего вновь пригласил принять работу старейшин цеха. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы. И в этом проявился его характер. Антония.
И большей частью они были живописцами. Именно эта особенность позволила отличить «Мадонну Келлини» от копий и совсем недавно, в середине 1970-х гг., рельеф был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Задача автора – прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх». Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок.
Та же мучительная раздвоенность заметна и в других статуях алтаря Санто. Вот его автопортрет на знаменитых Райских вратах флорентийского баптистерия – того самого баптистерия, который, собственно, его и прославил, благодаря которому Гиберти занялся скульптурой, так как до этого он и сам был ювелиром и учился у ювелиров и больше мыслил себя, может быть, в мелкой пластике, а здесь пришлось сделать такие достаточно монументальные скульптуры. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Однако при недавней реставрации статуи обнаружили подпись Донателло и дату — 1438 г. Таким образом, «Амур-Атис» и «Иоанн Креститель» создавались примерно одновременно, хотя они контрастны, как античность и средние века.
Плавные очертания юношеского тела, естественность позы, спокойное достоинство погруженного в задумчивость победителя выделяют ее на фоне других творений мастера. Может быть, это впечатление усиливает нарочитая построенность «Пира Ирода», Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции.
Несмотря на небольшие размеры рельефа, он охватывает панораму Голгофы. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло.
Ее декор выполнен строго в ренессансном стиле и отличается простотой. Он разговаривал со своими изваяниями, как с живыми людьми. Марк, можно поверить и его писаниям.
Этот несравненный образ порывистой юношеской отваги получил широкое признание. Появление трагического в произведениях Донателло не случайно. На лице его застыла гримаса страдания. Он – скульптор, который пропускает все через себя. Между ними видны играющие музыканты.
Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Судя по крыльям, он мог бы быть Амуром. В его правой руке — тяжелый меч. Марку» с Ор Сан Микеле.
Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок. Статуя выполнена, как уже говорилось из дерева. Однако страдание обладает длительностью во времени. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Но это не простой мальчик. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма.
Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Они не натуралистичны, так как Донателло никогда не повторял натуру механически, а обобщал, отбрасывая второстепенное, ненужное. ляться деньги на украшение города Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Т. е. Подлинный сюжет статуи был забыт уже во времена Джорджо Вазари, который упоминает ее под названием «Меркурий». Часто Донателло отказывается от любимого им «сплющенного» рельефа в пользу более высокого.
То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Их самозабвенная пляска полна исступления и удивительного задора. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры.
С левой стороны здесь же завершается эфес меча с рукояткой, похожей на крест. это действительно только самое начало работы. Создав множество замечательных работ, мастер миновал уже пятидесятилетний рубеж. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам.
Марка». Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Вот таким образом хотелось бы найти и в ереванской «Мадонне» детали, созданные самим Донателло. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Изобразительное искусство развивалось несколько медленнее.
Фигура исполнена достоинства. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. В феврале 1421 г. скульптор безвременно скончался. Т. е.
Скульптор создал новый тип рельефа, т. н. живописный. Т. е. Они потребовали от художника исправить это нарушение. Благодаря такому соединению устойчивого положения тела и подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверности образа.
Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.
Донателло не впервые обращается к этому излюбленному материалу средневекового искусства. Фигуры располагались на так называемом столе, сильно выступающем вперед. Его почти не интересует, как стоит пророк, как ложатся складки одежды. 1415, Флоренция, Нац.
Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло. В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре.
Марка (1412 год), св. Оплата за него была произведена в 1427 и 1430 годах. Их место — рядом с последними скульптурами Микеланджело и поздними квартетами Бетховена, росписями «дома глухого» Гойи и последними картинами Рембрандта.
Он весь погружен в глубокое и тяжелое раздумье о чем-то неизбежном и безвозвратном. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Большинство его работ намного опередило свое время и не все из них встретили понимание современников.
Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна. исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Конный памятник (1447-1453 годы) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме.
Им снятся тяжелые мучительные сны, заставившие их принять такие неудобные позы. Донателло первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства, в соблюдении законов перспективы сближает раннеренессансную пластику с раннеренессансной живописью и окончательно отходит от готического «реализма деталей» во имя реализма осознанного и обобщающего. Находясь на службе у Венецианской республики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Георгий внешне спокоен, но за его спокойствием чувствуется огромное напряжение воли.
они были приостановлены. Так или иначе статую «Амура-Атиса» следует рассматривать рядом с танцующими путти кафедр из Флоренции и Прато. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
Он обладал характером сложным и независимым. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Антония. На его лице веселая улыбка. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой.
В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Интересно, что когда Флоренция пережила чуму, очень многие вкладчики стали вкладывать сюда благодарность Богу – свои пожертвования. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую.
Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло. То же направление видно в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый»), которая помещена на фасадной стороне колокольни Джотто во Флоренции. Может быть, это мое личное мнение.
Но видно, что внутри он сопереживает ей. Антония, в Падуе и изображающем «Положение во гроб». Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом.
Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Давно умер соперник и единомышленник Донателло Нанни ди Банко.
Памятник установлен на площади рядом с собором Санто, недалеко от западного фасада храма. К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. Св. Их судьба иногда была драматической. Георгия (ок.
В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Третья, стоящая справа от них, обхватила голову руками. То же направление видно и в его статуе царя Давида известной под названием Zuccone («головастый») и помещенной в фасадной стороне башни Джотто, во Флоренции. Вокруг он изобразил цветочный узор. Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Дух мой очень сильно стремился к живописи и это было причиной того, что произведения, порученные нам синьором, а также компания, в которой я находился, доставили мне славу и пользу. При всей живости и подвижности фигура, схваченная чеканным контуром, крепка, как скала.
Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. В отличие от «Св. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е.
Вернувшись во Флоренцию, Донателло начал искать собственный стиль, так как его не устраивали готические формы, которым отдавалось предпочтение в мастерской Гиберти. Столь же выразительно и лицо пророка. И хотя в последнее время некоторые положения, выдвинутые исследователем, подверглись критике, они по-прежнему представляются нам наиболее правдоподобными.
Так, очевидно, было и при отливке «Давида». Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Руки святой сложены перед грудью в молитвенном жесте и, кажется, дрожат от старости.
Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Георгий», которая была установлена во внешней нише церкви Ор Сан Микеле.
После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции. От соседства с ним фигуры воспринимаются более массивными, хотя они выполнены в относительно невысоком барельефе, лишь головы даны более округлыми. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. Его крылья, кажется, еще полны движения. Мрамор. Главное действие происходит в центре композиции. Антонием.
Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом барельефе музея Барджелло, во Флоренции изображающем триумф Вакха, равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше (в Кенсингтонском музее, в Лондоне). Наверное, так оно и было. Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий).
Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Цецилии, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится теперь в Англии).
Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Необычен облик Марии Магдалины, дряхлой, одетой в рубище старухи (1453—1455, Флоренция, баптистерий), необычна и маленькая хрупкая Юдифь, глядящая перед собой сурово-отрешенным взглядом, подняв над головой меч (ок. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Донателло изображает Христа в левой части рельефа.
Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Людовика Тулузского (ок. Марк, можно поверить и его писаниям».
Это Андреа дель Верроккьо. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св. Для «Вознесения Иоанна» Донателло использует расположение тондо в парусах купола. Изведав высшие почести и вкусив тяготы тюрьмы, бывший папа доживал свои дни во Флоренции.
Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Вазари пишет, что Донателло был очень щедрым человеком, весьма любезным, относился к друзьям очень хорошо, не придавал никогда никакого значения деньгам. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов.
В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. На заднем плане за ними наблюдают забавные ангелы. Антония (Санто). 1455–1460). Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией.
Это исхудалая старуха с длинными волосами. Донателло «Давид» (около 1440). Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по-разному оценивались историками.
Ангелы, взявшись за руки, образуют хоровод, который движется на первом плане справа налево, а на втором плане — в противоположном направлении. Георгий был покровителем воинов и оружейников. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в музее Барджелло.
Высоко над холмом вознесены три креста. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Тем не менее эта конкретность содержит в себе глубокое освоение и обобщение натуры. Скульптура отличается живостью исполнения.
Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. За изяществом и кажущейся легкостью изображения нагого тела чувствуется большое умение и долгие часы работы. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо.
Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. «Скажи мне, Донато, Положа руку на сердце, Кто из льстецов тебе милее, Тот ли, кто трубит Изо всех сил, Или тот, кто еще сильнее Бьет в литавры. » — не без иронии написал Филиппе Брунеллески своему приятелю скульптору Донато ди Никколо ди Бетто Барди, по прозвищу Донателло. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. Донателло, овладев техникой rilievo schiacciato (сплющенного рельефа), с большим мастерством создал при невысоком рельефе многоплановое изображение – правая рука Марии, левая ручка Младенца, профиль головы Марии, лицо Младенца, фон – требовавшее виртуозного владения резцом. Прекрасные знания геометрии помогли Брунеллески с гордостью выйти из, казалось бы, неразрешимой ситуации.
К этому можно добавить, что Донателло так и не обзавелся семьей. Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло стала статуя св. Донателло умер в 1446 году и был похоронен в церкви Сан-Лоренцо. Во-первых, другой материал.
Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи.
Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок. Донателло разместил рельефы за небольшими колоннами и добился непрерывности движения танцующих ангелов.
Это один из первых ренессансных конных монументов. Именно Брунеллески приобщил его к гуманистическим идеям, к манере работать allantica (в античном духе), которая начала получать распространение. Этот папа совмещал в себе все противоречия века. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Антоний, держащий его за ногу обеими руками. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Вверху изображены летающие ангелы.
После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры.
Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Одно из них открыто совсем недавно и может считаться вполне подтвержденным документами. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato.
Приняв за основу положение гуманистов о центральном месте человека в мире, художники Возрождения (или, как его еще называют, Ренессанса) настойчиво искали новые возможности изображения человека. Но мастер компенсирует эту потерю другими эффектами, близкими тем, которые достигаются в живописи. Левая нога чуть выдвинута, на нее перенесена большая тяжесть — и кажется, что фигура надвигается на зрителя. Так подчеркнута глубина рельефа. Статуя эта— портрет современника, с большой лысой головой. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
В центре в трагическом оцепенении сидит богоматерь. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, была создана Донателло между 5 декабря 1415 г. и 18 декабря 1418 г. Она отождествляется с так называемым «Безбородым пророком» из левой ниши восточного фасада кампанилы (ныне все статуи заменены копиями и экспонируются в музее собора). Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась на фоне стены, вот таким образом была рассчитана на одну точку зрения.
Предводители таких отрядов назывались кондотьерами. Он красиво закутан в одежду, напоминающую тогу.
Лицо юноши, полное свежести и благородства. Марк, можно поверить и его писаниям». Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Ему неведома донателловская мощь. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры.
Ее голова повернута влево, фигура, грациозно изогнута. Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Это Гиберти.
Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Свой творческий путь он начал в первые годы нового (XV) века и работал почти до самой смерти (1466), времени, когда создали свои первые произведения Верроккьо, Боттичелли и юный Леонардо да Винчи уже пробовал свои силы в живописи. Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. В начале XV в. Флоренция была преуспевавшей в экономическом отношении республикой. Может быть, льстивым был человек.
На коленях стоит богоматерь. 1415, Флоренция, Нац. Слева композиция замкнута скалой, справа — уходящей в глубину аркадой.
Тело немного изогнуто. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера.
В 1408-1415 гг. Наряду с античным искусством изображения человеческой натуры, Донателло старался привнести побольше реальности в свои изображения. В статуе Георгия очень своеобразно сочетаются замкнутость мраморного блока, подобранная рельефность переднего аспекта и насыщенность движением.
Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии.
Можно находить отголоски римских впечатлений в архитектурных фантазиях лилльского «Пира Ирода», просветленности «Благовещения», языческой стихии пляшущих путти с кафедры соборов Флоренции и Прато. Статуи находились в нишах, но они сразу привлекали внимание суровой выразительностью и внутренней силой образов. «Св. Драматизм, острая экспрессия пронизывают рельефы двух бронзовых скульптур кафедры церкви Сан Лоренцо — последней его работы (1460-е). В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные.
Плоский рельеф изображающий голову в профиль св. Он использовал т. н. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру.