Наиболее знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его сын и осел», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка».
Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг.
Сын мастера-стекольщика. Особенно увлекала Домье тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. В это же время Домье отказался принять орден Почетного легиона от Наполеона III. Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
1863, Париж, Музей Орсэ). Двадцати девяти лет от роду Жан-Клод приехал в Марсель и обосновался там, занявшись стекольным делом (1767).
Капиталистический способ производства утвердился в Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе, но и на всем земном шаре. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий. Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Жуткие подробности картины заставляют зрителя содрогнуться: тело мужчины, фигура которого находится в центре литографии, сползло и придавило маленького ребёнка.
Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Его вдова, также уроженка Антрево, намного пережила его.
Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
Подавленный горем, подобно своей аллегорической женщине на поле трупов, Домье не мог, очевидно, детализировать и конкретизировать своих впечатлений. – Радуйтесь. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания.
Чаша его переживаний переполнилась до краев. Строго выверенный, гармонически ясный и в то же время почти откровенно декоративно-орнаментальный силуэт, строящий композицию этих трех работ, своей чеканной законченностью перекликается даже не с приемами позднего Делакруа, а с живописью Шассерио, зенит творчества которого приходится как раз на конец 40-х и начало 50-х годов. Литографии 1844-1847 гг.
Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа. Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму.
Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра. После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Можно было раздуть целую бурю из этого. Но мысли упорно возвращались к минувшей ночи.
Литографии 1844-1847 гг. В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения.
Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. Огромное наследие Домье (около 4 тысяч литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся: это и сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона). Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.
Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Вы свободны.
В. И. Ленина, Государственной библиотеке иностранной литературы, Научно-исследовательскому музею архитектуры им. Не знаю. Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари. Домье показал Ратапуаля двояко. Еврейских рекрутов называли кантонистами.
Он даже прибирался у него бесплатно. И не потому ли возлюбил Домье роман Сервантеса, что чтил в суровой фигуре рыцаря некий активизм, а в его благоразумном оруженосце угадывал прообраз того самого доброго буржуа, с которым он боролся в течение всей своей жизни Если в Дон-Кихоте Домье рисует трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии Скоморохов перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе).
Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. Коро купил домик, в котором жил Домье и подарил ему его на день рождения. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Он более не опасен.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). Домье остался до конца своих дней всецело городским художником, не только по своим сюжетам, но по новому и глубокому ощущению всех – не существовавших ранее – закономерностей структуры, местного колорита и ритма современного города, всех гуманистических и антигуманистических элементов городской жизни девятнадцатого века. Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки.
Престарелый художник устал. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице.
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком. С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. Огромное наследие Д. (около 4 тыс.
Несчастных подростков забирали из домов силой. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Каково мироощущение этого буржуа.
Не брезговал царь и другими формами давления. Она присутствовала при бракосочетании своей дочери с поэтом-стекольщиком (27 декабря 1801 года). В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т. Он и раньше не строил иллюзий относительно инертной и трусливой массы парижских лавочников и спекулянтов, которым никакое демократическое развитие Революции 1848 года не требовалось. Страшно было поверить, что это произошло здесь, рядом, в двух шагах от «Бюро кормилиц», в самом сердце веселого города Парижа.
По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Российские евреи стремились остаться верными иудаизму и заветам своего народа. В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Однако Домье напускал на себя важный вид и только иногда отвечал, что это великая тайна, что только убеждало воришку в правильности своих выводов.
Печатается пожалуй самая знаменитая его литографированная сюита «Les Actualites», где Россия и ее Император Николай I выставлены в весьма неприглядной и гротескной форме: рабство поданных, полное отсутствие политических свобод, техническая отсталость экономики и армии, тупоумие и закостенелость мышления полководцев, навязывание своих пан-православных идей Европе (виды на Константинополь) и что самое интересное — антисемитизм. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Ссобытиями революции 1848 года связана картина «Восстание». он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер.
– С радостью, – ответил художник. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49.
В 1794 году она переехала вместе со своими родителями в Марсель, где ее отец Оноре-Филип, лудильщик, обосновался на улице Беньуар. всем его глубочайшем значении. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836-1838), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг. А вы. Он оказался отброшенным далеко вспять – к своим малозначительным и бессодержательным, делавшимся исключительно для заработка литографиям дореволюционных лет.
Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. Сравнительно меньшая цифра работ последней вольной категории объясняется тем, что Домье в течение всей своей жизни был художником-пролетарием, с необеспеченным завтрашним днем, художником-журналистом и, вместе с тем, жертвой этого журнализма. 6. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Была ли Республика Домье его первой живописной работой.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье добился в литографиях 1834 года в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье создал героический образ рабочего-революционера. В 1827 г. был введен указ о рекрутской повинности для евреев. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Домье не любил многие новшества. в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения.
Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». В жанре карикатуры работали такие художники, как А. Монье, Н. Шарле, Ж. И. Гранвиль, а также замечательный французский график О. Домье. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией.
В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи.
Приглашенный Филиппоном и вскоре же высоко оцененный другим руководителем Карикатуры, Бальзаком, Домье отныне навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь сначала псевдонимом, затем H. D. Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Не дремало, однако и правительство.
Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. Современники (О. Изгнав из своих литографий условные маски и населив их живыми людьми, во всем великом разнообразии возрастов, темпераментов, профессий, настроений и главное – разных общественных положений и жизненных устремлений, Домье все свое внимание посвятил выяснению того, что это за люди и почему они такие, какими они стали при ненавистной ему Июльской монархии. Правительство назначило Домье пенсию, о которой газета «Республик франсес» писала: «Это пособие недостойно ни Франции, ни мастера, которому оно предоставлено» Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 11 февраля 1879.
В 1814 году семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг.
– удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре.
какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью.
Домье, вероятно, о ней ничего и не знал, а внешней политикой правительства Второй империи совершенно не интересовался и пленяться ею никак не мог. В 1846 году Домье за копейки снял чердак на набережной Анжу. Улица Транснонен была выполнена всецело в духе Давида, Жерико и Делакруа – в высоком трагическом духе, чуждом какой бы то ни было карикатуре. Правда, Домье сделал еще несколько рисунков, относящихся к гражданской войне: Колесницу государства, раздираемую двумя лошадьми в сторону Парижа и в сторону Версаля, Каменщиков, дерущихся у развалин дома (Если рабочие дерутся между собой, то как же может быть восстановлено жилище.
Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. – Не помню, кажется, его фамилия Ренуар.
Однако вор-физиономист отказывался в это верить и всех убеждал, что они сидят вместе с Важной шишкой. Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг.
Домье создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Чрево – это также понятие, раскрывающее суть внутреннего устройства, нутро законодательной власти. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество.
У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ).
Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Критическая обстановка, сложившаяся в стране, не могла не повлиять на мироощущение людей. Сама Луиз Сильви была уроженкой Гапа, ее родители — Франсуа и Анна Агийон. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида.
1848, Прага, Национальная галерея). Зачем еще кому-то об этом знать. Силу и значение этой работы Домье не решались отрицать или умалять даже самые крайние его враги и даже те консервативные ученые XX в., которые считают, что художник лучше бы сделал, если бы держался подальше от всякой политики и не вмешивался бы в то, что никак его не касается. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). В сериях «Древняя история» (1841-1843), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев.
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Психологическая и социальная характеристика изображаемых персонажей, не столько смешных, сколько отталкивающе безобразных, резко снизилась по сравнению с литографиями 1833-1835 гг. и если можно было бы расценивать такие работы, как некое отрешенное от времени и места холодное изучение свойств человеческой мимики, то следовало бы счесть это изучение чересчур мизантропическим.
Когда Домье было 8 лет, отец переселился в Париж, надеясь на литературный успех. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Иными словами, ежедневно пятьдесят тысяч человек смотрели комедийные спектакли, слушали стихи и песни В Марселе в ту пору жили двести пятьдесят тысяч человек, значит, у Льва Толстого были все основания говорить, что пятая часть населения этого города ежедневно пополняет свое образование, «подобно тому, как в амфитеатрах пополняли свое образование греки и римляне». Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. По тем временам – неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Но вернемся к великому карикатуристу. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях «Силуэт», «Silhouette» в 1830-31, а также в основанных издателем Ш. Филипоном журналах «Карикатюр» в 1831-35 и «Шаривари» в 1833-60 и 1863-72. Вот таким образом она очень смешна и те же самые приемы безмерно утрированной физиологической экспрессии получили в ней несколько иное и в целом гораздо более многозначительное звучание. Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье.
Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Его захватил и увлек за собой революционный пафос победившей революции, а после июня 1848 года – не менее напряженная и трагическая защита революции от наступающей со всех сторон реакции. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках. Я считаю, нужно ему помочь.
После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. Литографии 1852-1855 гг. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Взгляд бессознательно замечал отдельные картины: солдата на углу, сосредоточенно чистившего ружье, остатки разрушенной баррикады, тележку зеленщика. к однообразной и поверхностной развлекательности. Острые политические карикатуры, нацеленные против правящих кругов, а также пороков, царящих в обществе, заполнили страницы журналов «Шаривари», «Карикатюр».
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-1832, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-1833). Иллюстрации для периодических изданий выполнялись в технике литографии.
Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Это лист 1852 г. изображающий известного рисовальщика Моннье в роли им самим изобретенного персонажа – м-сье Прюдомма.
В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Как это было и с другими великими художниками девятнадцатого века, новый великий художник явился на свет не в небесном сиянии венка, надетого Аполлоном, а с засученными рукавами разгребателя грязи, в чем всецело виновато было тогдашнее устройство человеческого общества. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего.
Приветствуя революцию, Домье разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ — тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В сериях литографий «Парижские типы» (1839-1840), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Люди юстиции» (1845-1848), «Добрые буржуа» (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
«Вот она, бессознательная школа, подкопавшаяся под принудительную школу и сделавшая содержание ее почти ничем». Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой.
Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. 9 сентября 1835 г. политическая сатира была во Франции запрещена, полностью и без всяких изъятий.
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Среди угрюмого холмистого пейзажа едут две фигуры и, мнится, никогда не перестанут ехать, пока существует свет.
Но это определило его политическую позицию окончательно и необратимо, а главное – он мог познакомиться с сидевшими там вместе с ним настоящими революционерами – с Бланки, Барбесом, Кавеньяком. С этого времени Домье всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.
Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие).
Эти враги — Луи Филипп и его министры. Их родители жили в постоянном страхе за своих сыновей. — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. Домье обрадовался. Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства.
Нередко их били и морили голодом, чтобы заставить отречься от своей веры. Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков.
Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье. Он нанес серьезный удар еврейской общине, распустив освященные временем органы еврейского самоуправления — кагалы (1844). Он сам был живым участником борьбы.
Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. И это грозное предостережение печатника Домье сбылось. В 1848 году Домье выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Предательство этого болота не было для него неожиданностью.
5. Наиболее яркое из этой серии — Ратапуаль в качестве галантного ухажора за Республикой, которой он предательски предлагает свою руку, держа за спиной здоровую дубину. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Другой мерой, рассчитанной в конечном итоге на уничтожение еврейства, было создание Николаем I казенных (государственных) школ для евреев. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
Величественный и грандиозный, невзирая на небольшие размеры картины, образ, созданный Домье и его мощно обобщенный художественный язык смело обгоняли все, что делалось тогда даже самыми лучшими и передовыми художниками Франции – такими, как Делакруа, Шассерио, Коро, Буассар де Буаденье, заглядывая далеко в будущее, во времена Манэ, Дега, Сезанна. Сын мастера-стекольщика. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности.
В этом – хотя бы только лишь сюжетном – проникновении в некоторые существенные особенности буржуазной цивилизации XIX в. был, несомненно, заключен важный смысл – первый шаг к постижению природы буржуазного отношения к миру, к чему Домье пришел позже. Именем Оноре он был назван в честь деда, выходца из Нижних Альп. В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость.
Фактически даже и сам Шанфлери, как и Курбе, не был в состоянии строго следовать собственным ригористическим декларациям. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Домье же свой отказ никак не пояснил.
Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи).
Он – мечтатель. 7. В армии на них сразу начинали оказывать давление с целью принятия крещения.
3. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура.
4. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72). В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ).
Свою волнующую силу она сохранила навсегда. В первый период она формировалась в борьбе с пережитками дворянской крепостнической идеологии, по мере же развития капитализма — во все большей степени в борьбе с лицемерно-ханжеской культурой, насаждаемой господствующими классами капиталистического общества. Я бы сказал, что в этой серии Домье с необыкновенной наглядностью определил и разносторонне проанализировал антигуманистическую природу собственничества и вырастающего на его основе неуважения и пренебрежения к другим людям, - то, что в литературе тех лет было сделано Бальзаком. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).
Даже и такой большой художник, как Домье, не мог без всяких потерь оправиться от столь тяжелого удара. 2. Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. При кажущейся простоте композиция строго продумана.
Словно здесь выносится приговор всему человеческому роду, позволившему себе в эти отвратительные годы Июльской монархии впасть в почти скотоподобное состояние. Оноре служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, литографом. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ).
Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Франко-прусской войне 1870-1871 годов посвящён последний шедевр Домье — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).
Они помогали друг другу и не оставляли без поддержки многочисленную бедноту в своей среде. Царь Николай I (1825-1855) стремился к контролю над национальными меньшинствами своей огромной империи. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Домье может выдержать такие сравнения.
В конце 60-х гг. Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).
Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Однако в Карикатуране заключались некоторые важные признаки, значение которых для дальнейшего развития искусства Домье нельзя недооценивать.
– Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам.
Наоборот, Домье идя по следам Леонардо-да-Винчи и Брейгеля-старшего искал животные черты под маской самого человеческого лица, под личиной самой человеческой фигуры, сохраняя при этом всю реальность живого сходства. Что нам до частных событий столь далекой эпохи, самый смысл которых нужно длинно комментировать выписками из архивов и исторических исследований. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера.
– Зачем.
В то время пребывание на действительной военной службе длилось двадцать пять лет. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Он изобразил жестокую атаку кавалерии на безоружный народ, при виде которой выглядывающие из могил покойники 1830г., убитые за свободу во время июльской революции, с горечью замечают: ради этого не стоило нас убивать. Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили.
Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Оба отказались. Есть что-то физиологическое и противное в растрепанных, плохо скомпонованных и как попало нарисованных литографиях этой огромной серии и Домье явно и не искал здесь способов придать своим рисункам какую-либо собранность и целостность и тратить на эту серию свое мастерство рисовальщика. Еврейских же мальчиков забирали в армию уже в возрасте двенадцати лет. Оноре Викторьен Домье (Honor Victorin Daumier) (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником.
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). Оноставил блестящее свидетельство освоей эпохе вграфических карикатурах, скульптуре иживописи, вкоторых воплотил свои творческие взгляды, неотделимые отдемократических идеалов. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху. Там же он и умер 14 мая 1795 года.
За этой серией следуют и другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Как мы уже писали, революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles раrlementaires» и «Les Representants representes», альбом «Осада».
Именно вот таким образом в живописи Франции реалистические тенденции обнаружились намного раньше, чем в других западноевропейских странах. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше.
Этот второй расцвет литографского творчества Домье ярко отразился в длинной веренице одиночных листов или обширных новых серий, родившихся на свет в эти годы. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Я не хочу сказать, что Домье вдруг понял, что представлять тогдашних, очень разных, обитателей реального Парижа всех подряд в виде абсолютно условных уродливых и гротескных клоунских масок так же неправомерно, как представлять прекрасных богов и героев древности в виде скверных актеров выродившегося театра сороковых годов XIX в., работающих по старомодным и затасканным трафаретам. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке имел пристрастие к алкоголю.
Не прошла мимо Домье и тема Восточной (Крымской) войны (1853-1856), когда вся Европа ополчилась против «николаевской России».
Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). К этому времени он перебрался с женой в маленький домик в Вальмондуа, близ Парижа. В 1833-1835 гг.
Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико.
Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик. Умер Жан-Клод Домье в 1801 году на улице де Тионвиллуа.
Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Домье еще долго смотрел на затихший, безжизненный дом, потом повернулся и зашагал прочь.
С ней Домье прожил до конца своих дней. Впрочем, особенного ухода от современных событий тут не было: с речи Камилла Демулена перед народом во дворе Пале-Ройяля накануне взятия Бастилии началась Великая французская революция 1789 года. С материнской стороны Домье тоже марселец — «приальпиец». и, наконец, полным именем и фамилией. Дело не только в том, что ему приходилось заниматься разными пустяками – негодными мостовыми, сделанными по плохо усвоенному рецепту Макадама, мелкими непорядками на железных дорогах, нелепыми новыми модами и т. п. Он ведь прекрасно умел извлекать сложный и большой философский и художественный смысл из самых заурядных мелочей повседневной жизни, как это было в его литографиях 1844-1847 гг. – И как его зовут.
Так что и эта серия легла только мертвым грузом на душу и на творчество Домье этих лет, лишь еще больше углубив разрыв между такой принужденной и случайной накипью и тем глубоким потоком больших идей и прекрасных художественных свершений, которые уже тогда всецело занимали все мысли и чувства Домье, хотя были скрыты от глаз посторонних зрителей за пустой и бесцельной каждодневной работой для Шаривари. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. – спросил Домье. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор.