Наиболее знаменитыми картинами Домье стали: «Восстание», «Мельник, его сын и осел», «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу», «Прачка». Вы можете приобрести репродукции картин художника Домье Оноре маслом в интернет-магазине Твой Постер. В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы. Бальзак однажды заметил, что было что-то от Микеланджело в Домье из-за скульптурного моделирования некоторых его картин.
Этот репортаж принадлежит вечности ибо нет той силы, которая сможет уничтожить в памяти людей бессмертные офорты Гойи, картины якобинца Давида и листы гражданина Домье. Наследие, доставшееся нам от Домье – это около 4000 литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, более 700 картин и акварелей, а также более 60 скульптур.
Каково мироощущение этого буржуа. Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены.
башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические.
Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни. 2.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху.
Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра. Листы Домье трагично выразительны. Иногда в сатирические рисунки Домье проникают ноты лиризма, поэтичности в изображении природы. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Ему уже было не 26 лет, как тогда, когда он мог на другой же день после бойни на улице Транспонен откликнуться на это событие замечательным произведением. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города.
Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы. Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению.
Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени. Чаша его переживаний переполнилась до краев. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. – Зачем.
Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы». Лица почти не видны, но художнику удается в склоненной голове, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности, связывающие большого и маленького человека.
Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе. Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза.
Он сам был живым участником борьбы. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам.
Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Престарелый художник устал. Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Обобщенность форм фигуры, отсутствие мелких деталей, сам ритм энергичного движения, четкость силуэта — все способствует выражению монументальности и подлинной жизненности картины.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка.
Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. В данном разделе мы представляем вашему вниманию – Картины художника Оноре Домье. Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
В феврале 1848 года в Париже вновь вспыхнула революция, когда пролетарии бились с буржуа, а в 1871 году к власти впервые пришёл революционный пролетариат и наступили дни Парижской Коммуны. Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Домье — блестящий рисовальщик. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Репродукции Оноре Домье это коллекция картин и репродукций талантливого и знаменитого художника.
– спросил Домье. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан.
Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело. – И как его зовут. Он не только обратился к родной природе, но главной темой своего творчества избрал жизнь и труд крестьян, которых изображал с необычайной теплотой, проникновенностью и правдивостью.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Во многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах – барочные алтари. Н. Н. Купить картину также можно позвонив нам по телефону. Всю жизнь художник терпел лишения. А вы. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций).
В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Впечатления детства и юности, борьба за существование, которую нормандские крестьяне вели на его родине, наложили глубочайший отпечаток на будущего художника и вызвали к жизни иные образы.
Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество.
Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм. И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки. Жизненность сцены подчеркивает прозаично обыденный вид безразлично-профессиональных участников обряда — мальчика-прислужника, причетников, равнодушного делового могильщика.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846).
Наоборот, Домье идя по следам Леонардо-да-Винчи и Брейгеля-старшего искал животные черты под маской самого человеческого лица, под личиной самой человеческой фигуры, сохраняя при этом всю реальность живого сходства.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Достаточно сравнить мелочно-однообразную манеру предшественников и современников Домье по литографии с его рисованием на камне, чтобы убедиться, что именно он выявил всю специфическую прелесть, все богатые возможности этого искусства, что именно под его рукой литография стала самостоятельно-графическим языком, отличным от языка гравюры.
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). – Ах, как хорошо, – Курбе бросился ему навстречу, – ты отказался от креста, как и я. Но почему ты ничего не сказал. Аристократы, шикарные супруги, чинно сидящие в креслах, с презрительным холодом торопятся уйти домой, даже не дожидаясь конца представления, когда опустится занавес (см. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни.
Но — увы. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).
Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Домье же свой отказ никак не пояснил. Я считаю, нужно ему помочь. И это грозное предостережение печатника Домье сбылось.
Как подлинный художник он чувствовал фактурные требования холста и бумаги, чувствовал специфическую прелесть разнообразных касаний и ударов кисти. 6. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Именно в этот период — 50—60 гг. Ни о какой политической сатире нельзя было и думать.
За эти 40 с лишком трудовых лет художник развил исключительную производительность, оставив после себя 4000 литографий и 900 гравюр на дереве, к которым надо присоединить еще около 400 картин маслом, акварелей и набросков. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией.
Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879.
Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители. Домье не был иллюстратором — он был активным творцом. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись.
Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ). Домье. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. Репродукции Оноре Домье подойдут для каждого типа интерьера, как современного так и классического.
На почве этого протеста против июльской монархии и объединилась целая группа лучших рисовальщиков той эпохи: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Инстинкт свободы заставил Домье почувствовать растущую опасность и он направил, насколько мог, острие своего карандаша против монархических деятелей Национального собрания, против подымающего голову монархизма, клерикализма и милитаризма. Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство.
На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. Убежденный республиканец, он остается верен своим идеалам и в годы франко-прусской войны и в дни Парижской коммуны. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. 7. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
– С радостью, – ответил художник. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик. Краски положены сочным плотным слоем. Домье не любил многие новшества.
На полотне зрители видят зверски убитую семью. Повседневности провинциальной жизни Курбе придает значительность, которой она не имела у его предшественников.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). – удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать.
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Домье обрадовался. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. В Бельгии и Германии художественная молодежь приветствовала его как учителя и вождя реалистического направления в живописи.
Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг. Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание.
Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма. Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем. В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие. Так — дважды — он написал картину Восстание, показав душу улицы в бурном движении толпы, сведенном, как к фокусу, к стремительному жесту призывающей вперед девушки.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Этот изумительный рисунок соединяет в себе протокольную правду данного места и времени с пафосом вечной трагедии, — трагедии всех безымянных, но столь героических гекатомб пролетариата Молоху истории. С горечью, в которой сила страдания изгоняет последние остатки иронии, Домье изображает итог войны: уголок села, развалины, пожарище и трупы.
Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». Можно было раздуть целую бурю из этого. Характерно для Домье, что, обезоруженный в качестве политического сатирика, он в то же время до такой степени не приемлет этой II империи, что не поддается соблазну ее бытового отображения искусу той внешне-блестящей аристократической жизни, которая так пышно расцвела в этом Париже Декабря и которая столь пленяла другого талантливого рисовальщика, Константина Гюйса.
Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Оба отказались.
Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. – Радуйтесь. Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию. — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. – Не помню, кажется, его фамилия Ренуар.
Он – мечтатель. Справа изображена другая группа — поверженного Карла X со свитой, которые как бы напоминают об ожидающей и короля-буржуа участи. Выразительности образного решения способствует динамичный, широкий, свободный мазок кисти художника. Домье. Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные.
Он создавал множество полных иронии и занимательности карикатур на бытовые темы, клеймил эгоизм и духовное убожество буржуа, корысть и стяжательство, косность и лицемерие, трусость и тщеславие. На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834).
Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Он хотел сказать, что не только античные тоги Давида и не только шекспировские плащи Делакруа, но и самые простые буржуазные сюртуки и простые лица народа должны стать объектом искусства. Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера. Теперь бросим взгляд на его искусство Домье с точки зрения художественной формы, его приемов, его стиля и определим общее художественное место Домье в современном искусстве. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Известность художника выходит далеко за пределы Франции.
Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. «Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит.
После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари». Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия.
После карикатуры на Луи Филиппа, которая называлась Гаргантюа, Оноре Домье кинули за решетку на полгода. Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе.
Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги. Однако Домье напускал на себя важный вид и только иногда отвечал, что это великая тайна, что только убеждало воришку в правильности своих выводов. Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны.
Домье показал Ратапуаля двояко. С живописью Сезана его связывает верность натуре и в то же время характерная для южанина пластичность формы игра контрастов многие из акварелей Домье могли бы быть подписаны Сезаном. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. 1848, Прага, Национальная галерея). И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга). «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине.
Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ). Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. Сегодня, вы без особого труда, можете выбрать одну из его великих репродукций для украшения вашего офиса. Он начинает изображать своих современников в величину натуры, усиливая монументальность, плотность объемов, материальность, весомость форм. Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий).
Домье был поистине скульптором иронии. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Домье придавал сатирическую остроту графическому языку. Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845).
На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина. 4. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Искусство эпохи капитализма есть искусство последнего, завершающего Этапа истории классового эксплуататорского общества. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны.
3. Домье родился в Марселе в семье ремесленника. И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей. Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов).
При кажущейся простоте композиция строго продумана. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св. Это был знаменитый Гаргантюа.
5. Такова вся бытовая серия Домье, построенная на темпераментном сплетении штриха и в этом освобождении и динамизме линии большой формальный результат соприкосновения Домье с бытом. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).
А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галлерее, Государственному Русскому музею, Государственной библиотеке им. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Когда он беспощадно осмеивал героев классической трагедии в своих литографиях — он смеялся над культом античной красивости, над засильем классицизма, над пылью академий. В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Конечно, нет. Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен.
В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом. Ратапуаль Домье — гениальный тип такого бонапартистского агента-агитатора, тип проходимца, наделенный, однако, разительным сходством с самим Наполеоном III, — тип, в то же время столь яркий по своей сконцентрированной выразительности, что он возвышается до некоего общего символа всяческого черносотенства и контррелюционности. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Эти враги — Луи Филипп и его министры. Таков цикл «Прачки» (1850—1860).
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале).
всем его глубочайшем значении. Не дремало, однако и правительство. Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ).
Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров.
Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур.
При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. Рекомендуем коллекцию Оноре Домье в которой вы можете быстро и легко найти настенную декорацию для вашего квартиры а также оригинальный подарок для близкого вам человека. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Условимся, однако, как понимать эту живописность.
Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Так именно создал он целую галлерею маленьких терракотовых бюстов парламентских деятелей июльской монархии, прежде чем изобразить их в своей литографской серии так же вылепил он фигурку Ратапуаля, прежде чем заставить ее жить в различных движениях в серии своих литографий.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Изможденный, невероятно высокий и напряженно-прямой Дон-Кихот, в постоянной боевой готовности на своем чудовищно-костлявом, похожем на готическую химеру, Россинанте а за ним на осле, вечно отстающий, круглый, тяжелый и трусливый Санхо-Панса. Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством.
Если большинство работ Гаварни и других современных Домье рисовальщиков нуждаются в комментариях, в сопровождающих их надписях, то рисунки Домье говорят сами за себя — они в сущности могли бы обойтись без всякого текста. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни». В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера.
И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье. Он даже прибирался у него бесплатно. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Каждый из участников события написан с натуры. Более того, поскольку современная живопись преодолевает аморфный импрессионизм и приходит к массивному уплотнению формы, она возвращается к монументальной пластичности Домье.
Зачем еще кому-то об этом знать. Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой. Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ).
Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. воспроизводимую гравюру В партере). одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». Домье не довольствуется первыми достижениями. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой.
Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения.
После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. Обобщая формы, мощно моделированные светотенью, подмечая характерные движения, Домье добивается эмоциональности изображения, героизированного и в то же время лирического.
Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. Каков его политический быт. 1863, Париж, Музей Орсэ). Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника.
Особой значимости, типичности и характерности добивается художник в решении образа сеятеля. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. — вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи.
В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». и, наконец, полным именем и фамилией. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. его рук.
Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Так поначалу он исполняет небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки для издателей Белиара и Рикура. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками). Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма.
Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения.
В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре. Крестьянин-труженик становится героем его произведений. К живописи Домье рвался всегда. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками.