Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года. В работе над политической карикатурой (например, в таких листах как «Законодательное чрево» или знаменитый «Гаргантюа») Домье более привязан к конкретной натуре, к персоне. Оноре Викторен Домье (фр. Honor Victorin Daumier 26 февраля 1808—10 февраля 1879)— французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Славу Домье принесла литография "Гаргантюа" (1831) – карикатура на Луи Филиппа изображенного заглатывающим золото и "отдающим" взамен ордена и чины.
Когда «Карикатура» была закрыта, Филипон вместе с Домье печатал на страницах «Шаривари» большую серию рисунков с текстами о дельце-пройдохе Робере Макере. Филипон часто придумывал для Домье темы карикатур, писал к рисункам тексты. Из-за двух карикатур на короля Домье полгода сидел в тюрьме в 1832 году. За эту карикатуру Домье на 6 месяцев был заключен в тюрьму и вынужден был также заплатить штраф. Помимо рисунков и карикатур, Оноре Домье стал известен и как живописец.
Но Домье довольно скоро осознал свое истинное призвание – он стал рисовать карикатуры. В остроумных карикатурах Домье бесстрашно обнажал подлость, продажность, алчность людей, правящих страной и обирающих свой народ. Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Однако язвительная дама сыграла с ним плохую шутку – работы Домье-карикатуриста были настолько известны, что заслонили для публики Домье-живописца.
Ключевые слова: французское искусство XIX века, Оноре Домье, Commedia dellArte, карикатура, сатира, художественный образ, маска. Но карикатуры Домье, в отличие от других мастеров этого вида искусства, сочетали политическую злободневность с глубиной социального обобщения. Он первый оценил и поддержал начинающего Оноре Домье, помог расцвести его могучему таланту, предоставив молодому художнику страницы «Карикатуры» и «Шаривари». Революционный переворот 1848 года вернул Домье к политической карикатуре.
Прекрасный карикатурист Оноре Домье точно изображал портретные черты политических деятелей, дополняя их такими своеобразными элементами, которые сразу же бросались в глаза, подчеркивая хитрость, тупость и природную жадность чиновников.
Такую физиономию уже сложно окрестить смешной. НАТАЛЬЯ ЩЕРБАКОВА. В сериях литографий «Парижские типы» (1839-1840), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Люди юстиции» (1845-1848), «Добрые буржуа» (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. (Ил.
При жизshyни Домье его жиshyвоshyпись быshyла маshyло изshyвестshyна и лишь поshyсмертshyная выshyставshyка 1901 года заshyноshyво отshyкрыshyла её, так же как и скульпshyтуshyру («Раshyтаshyпуshyаль», около 1851 года, муshyзей Орshyсе). Прежде чем обратиться к разбору некоторых произведений Домье и принципов, по которым художник создает своих героев, необходимо более точно определить, какой именно смысл в данном случае вкладывается в определение «маска». У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. Мнения исследователей по этому вопросу разделяются: некоторые убеждены, что Домье предварительно «обкатывал» форму в гипсовых бюстах, поскольку во всех литографиях лица политиков проработаны необычайно «скульптурно» будто художник стремился передать графическими средствами объем, светотень, фактуру трехмерной формы. Он опутывает патокой лести воображаемого собеседника. (Ил. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего.
Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. 3) Исследователь приходит к выводу, что гипсовая статуэтка появилась незадолго до выхода этой, последней, литографии, поскольку фигура члена Общества десятого декабря в ней моделирована необычайно «скульптурно». Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Таков, например, Парижский мальчишка в Тюйльри подросток-оборванец, усевшийся, задрав ноги, на королевском троне под клики вооруженной чем попало толпы. В 1827 г. был введен указ о рекрутской повинности для евреев. Оноре Домье фигура уникальная в изобразительном искусстве XIX века. А для того, чтобы заработать на жизнь, Филипон стал литографом.
Пройдут годы и мастера европейского авангарда найдут у Домье элементы азбуки нового искусства его нервные линии на сочной поверхности живописи позаимствуют постимпрессионисты и экспрессионисты, серия «Дон Кихот» вдохновит Пикассо дань творчеству художника отдадут в своих работах Сергей Эйзенштейн, Франсис Бэкон, Питер Дойг, Квентин Блейк, Паола Рэго и другие. Именно этот фактор приближает их к феномену социальной маски. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик.
— проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. 5. Особенно увлекала Домье тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. Наиболее яркое из этой серии — Ратапуаль в качестве галантного ухажора за Республикой, которой он предательски предлагает свою руку, держа за спиной здоровую дубину. В это же время Домье отказался принять орден Почетного легиона от Наполеона III. для газеты «Шаривари». New York-London, В XIX веке интерес к итальянской комедии во Франции был инспирирован деятельностью писателей-романтиков, таких как Жорж Санд и ее сын Морис, Т. де Банвилль, Т. Готье, братья Гонкур и проч., а также творчеством и личностью мима бульварного театра «Фюнамбюль» Гаспара Дебюро. Для анализа трансформации классических образов Commedia dellArte, а также для исследования принципов создания маски творчество Оноре Домье интересно необычайно.
Как и у многих писатели его времени, приверженность идеям французской республики у Домье находит выражение не только в тематике его работ, но и в использовании прогрессивных технологий в создании произведений, призывавших народные массы к политической борьбе. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства.
В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Ил. Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра.
Некоторое представление о том, как они выглядели, позволяет составить распространенное название нового фасона – «баранья нога». Показателен в этом смысле лист «Бесплодные поиски планеты Леверье» (1846), где немолодая уже парочка, прогуливаясь среди ночи, выискивает открытую недавно астрономом Леверье планету (Плутон). 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ).
Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы — вот грани призмы, которая носит имя Домье», — писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. Нередко их били и морили голодом, чтобы заставить отречься от своей веры. Вся фигура Дельца НАТАЛЬЯ ЩЕРБАКОВА. Оноре Викторьен Домье (Honor Victorin Daumier) (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. А вы. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера.
В 1846 году Домье за копейки снял чердак на набережной Анжу. 668, Nov., P) и Г. Вайзберг (Weisberg G. P.
Ратапуаль – синтезирующая форма для всех неизменных внешних и внутренних качеств маски. Иллюстрации для периодических изданий выполнялись в технике литографии. В спектакле участвовало не менее четырех комических масок: пара слуг (zanni8) и пара комических стариков9. Особенно увлекала Домье тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Острые политические карикатуры, нацеленные против правящих кругов, а также пороков, царящих в обществе, заполнили страницы журналов «Шаривари», «Карикатюр».
После карикатуры на Луи Филиппа, которая называлась Гаргантюа, Оноре Домье кинули за решетку на полгода. Домье владел всеми оттенками сатиры. всем его глубочайшем значении.
Домье не мог не откликнуться на эту тему, хоть и осветил ее весьма скупо. По контрасту с его экзальтированной позой трое судей спокойно предаются сну. – Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. Домье же свой отказ никак не пояснил. В то время пребывание на действительной военной службе длилось двадцать пять лет. Домье ведет нас в самое сердце рабочего района Парижа, где он жил.
Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. 1808, Марсель, — 11. Зачем еще кому-то об этом знать.
Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литографии: «Улица Транснонен», 8230 Энциклопедический словарь — ДОМЬЕ, ОНОРЕ ВИКТОРЕН (Daumier, Honor Victorin) (1808 1879), французский литограф, художник и скульптор. Эта динамика выражена как в жестах, так и в выражении лиц. Но к этому типичному сатирическому сюжету Домье добавляет выразительную фигуру Адвоката, который произносит лицемерную речь о справедливости. Талант молодого рисовальщика привлек внимание Филипона -- издателя журнала «Карикатюр» и вскоре Домье становится одним из ведущих художников этого оппозиционного журнала, посвященного исключительно политической карикатуре.
– удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать. Мейерхольд и С. Эзенштейн одними из первых подметили близость социальных типов Домье к театральным маскам, обнаружили «мизансценические», очень театральные принципы, что лежат в основе большинства его композиций (см. Еврейских же мальчиков забирали в армию уже в возрасте двенадцати лет.
– С радостью, – ответил художник. Эти враги — Луи Филипп и его министры. Домье «роshyжshyдаshyет идею цвеshyта» (по выshyраshyжеshyнию Ш. Бодshyлеshyра), поshyэтоshyму заshyкоshyноshyмерshyным предshyставshyляshyетshyся его обshyраshyщеshyние к жиshyвоshyпиshyси с середины 1830-х годов в 1848 году он учаshyстshyвоshyвал в объshyявshyленshyном праshyвиshyтельshyстshyвом конshyкурshyсе на теshyму «Ресshyпубshyлиshyка» («Алshyлеshyгоshyрия Ресshyпубshyлиshyки», 1848 год, муshyзей Орshyсе, Паshyриж). В 1848 году Домье выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). (Ил. Свою лучшую литографию Законодательное чрево Оноре Домье создает в 1834 году.
Все здесь крепко, просто, значительно. Политические карикатуры после провала революции 1848 года и во времена правления Наполеона III (вплоть до официального запрета на эту деятельность) становятся злее и язвительней, чем прежде. Прачки, кузнецы, буржуа в салонах, модницы на бульварах, странствующие клоуны, работники на речных баржах и причалах, швеи – каждый образ врезается в памяти, звучит мощно и символично. С Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. В первых листах серии Макер одет согласно «иконографии» Леметра: на нем потрепанный сюртук, заплатанные брюки и съехавшая на бок шляпа Бертрану, напарнику прохвоста Макера, Домье придал портретные черты высокого и тощего артиста Серра. В 1814 году семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. За этой серией следуют и другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Как мы уже писали, революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles раrlementaires» и «Les Representants representes», альбом «Осада».
За этой серией следуют и другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Как мы уже писали, революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles раrlementaires» и «Les Representants representes», альбом «Осада». Но в картине присутствует одна фигура, которая полностью несет на себе авторский замысел. Как и «Добропорядочные буржуа», он обычный парижанин. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836-1838), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера.
«У него не найти ни одной головы, которая не вязалась бы с несущим ее торсом. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. Не брезговал царь и другими формами давления. «Домье обладал изумительной, почти божественной памятью, которая заменяла ему модель», — писал Бодлер.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье добился в литографиях 1834 года в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье создал героический образ рабочего-революционера. Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. Проиллюстрировать эти слова Бодлера о мастерстве художника могут также опыты Домье в области скульптурного портрета, например, серия его небольших бронз «Слуга», «Делец» или «Влюбленный», воплощающих либо различные социальные слои, либо эмоциональные состояния человека.
Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Во всей серии основные динамические фигуры – это адвокаты. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. Коро купил домик, в котором жил Домье и подарил ему его на день рождения.
Как и его литературные современники, писавшие статьи для газет и журналов, выходивших большими тиражами, Домье искал свою публику среди широких народных масс, а не в элитном аристократическом клубе. Еврейских рекрутов называли кантонистами. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико. В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Престарелый художник устал.
В эту эпоху передовая французская интеллигенция стремится найти новые пути в искусстве и новые формы художественного выражения. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. По большому счету это типичная картина из зала суда. Российские евреи стремились остаться верными иудаизму и заветам своего народа. В сериях литографий «Парижские типы» (1839-1840), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Люди юстиции» (1845-1848), «Добрые буржуа» (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Это – ключ, в котором актер ведет мелодию своей роли»7. Художник «определяет» и рассказывает историю персонажа исключительно при помощи его облика, показывая его эмоции или выявляя особенности характера через четко продуманное взаимодействие всех частей тела. Так, знаменитая литография «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г» появилась непосредственно после трагического эпизода подавления народного восстания.
Литографии художника для газеты «Шаривари» преимущественно исследуют мир буржуа – судей, чиновников, лавочников, рантье. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них — Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. фигура паяца все чаще появляется в литературе, театре, популярных картинках и живописи.
1848, Прага, Национальная галерея). Коро купил домик, в котором жил Домье и подарил ему его на день рождения. Оноре служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, литографом. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Satirising the French and the Foreign.
И круговая система, заложенная в фигуре персонажа на переднем плане, переходит в круговую систему зала, обнаруживая их связь, единство. Но вернемся к великому карикатуристу. – Зачем. Он пиshyсал уличshyные сценshyки, броshyдяshyчих акshyроshyбаshyтов, проshyстых люshyдей («Люshyбиshyтель эсshyтамshyпов», муshyзей Пти-Паshyле, Паshyриж «Ваshyгон третьеshyго класshyса», около 1862-1864 годы, Метshyроshyпоshyлиshyтен-муshyзей, Нью-Йорк и другие соshyбshyраshyния сеshyрия «Прачshyки», около 1860-1863 годы, муshyзей Орshyсе и другие) иноshyгда обshyраshyщаshyетshyся к миshyфоshyлоshyгическим сюshyжеshyтам изshyлюбshyленshyныshyми обshyразshyами Домье наshyдолshyго осshyтаshyютshyся Дон Киshyхот и Санshyчо Панshyса (сеshyрия карshyтин – муshyзей Орshyсе, Ноshyвая пиshyнаshyкоshyтеshyка, Мюнshyхен, Метshyроshyпоshyлиshyтен-муshyзей, муshyзей Крёлshyлер-Мюлshyлер, Отshyтерshyло).
В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Ратапуаль – француз, время его жизни – приблизительно с 1850 по 1855 год. Домье не только передал всю трагичность и несправедливость данной ситуации, но и с мастерством разграничил свет и тень на своей работе. Другие бытовавшие в это время наименования отсылают не столько к форме рукавов, сколько к умственным способностям выбиравших их модниц: французское limbecile примерно соответствует позднейшему русскому «я у мамы дурочка».
В тюрьме он еще боле укрепил свои революционные убеждения. Потрясающий острый дар наблюдателя и феноменальную память Домье отмечали все современники. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно. Следуя законам древнейшего способа типизации, мастер синтезирует собственные типы-маски служителей закона, представителей новой буржуазии, шарлатанов-авантюристов и «тайных выборщиков».
– Радуйтесь. Роже Пассерон прослеживает эволюцию формирования образа бонапартистского агента, начиная от ранних листов (упомянутых выше) до литографии 1851 года «Прекрасная дама, разрешите предложить вам руку», где Ратапуаль предстает уже во всей красе13. Литография была совсем молодым изобретением. Планы тесно взаимосвязаны: герой на переднем плане указывает палочкой на Фемиду на среднем плане, складки свисающего рукава его одеяния повторяют складки начинающего опускаться занавеса, а диагональ занавеса, жест клоуна, подобие полукругов, образованных из рисунка его одежды и полукружий рядов в зале, а также контраст полутьмы перед занавесом и света пространства за ним заставляет взгляд выйти в план зала собрания. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Огромное наследие Домье (около 4 тысяч литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся: это и сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона). В конце 60-х гг. : «Персонаж, Маска, Символ: интерпретация образов комедии дель арте в западноевропейской живописи начала 20 века» // «Изобразительное искусство и театр: тема, образ, метод». Помимо того, что на протяжении более пятидесяти лет художник с неугасающим жаром откликался на политические события в стране и происходившие в ней социальные и экономические изменения, он оставил огромное наследие в области «интимной» графики никак не связанной с критикой и сатирой, а также множество почти совсем неизвестных современникам живописных полотен. его «Добропорядочные как здесь у художника и его ге- буржуа».
Поклону (учтивому, но чересчур заискивающему) вторит выражение лица Дельца: плотно сомкнутые, поджатые губы распластываются по физиономии в двусмысленной улыбке, а глаза едва ли не впиваются в воображаемого адресата. Фантеска помогает innamorati (влюбленным) воссоединиться, участвует вместе с парой дзанни в цепи переодеваний, проделок, обманов. Приветствуя революцию, Домье разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ — тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Растиражированная в гравюре серия картин Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» дает характерный пример подобного переосмысления мушек: их появление – недвусмысленный знак падения героини.
– И как его зовут. В сериях «Древняя история» (1841-1843), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Daumier and Exotocism. Странно было бы видеть иное поведение судьи или адвоката, при разрешении дела в суде.
Неужели их нет в стенах суда. Н. Щ. ), когда маска принимает значение тщеты, суеты, в которую погружен мир» 16. Их родители жили в постоянном страхе за своих сыновей. Не брезговал царь и другими формами давления. Построенные по методу обобщения до архетипа черт внешности, выделения ведущего качества из всего многообразия психологических составляющих, эти персонажи-маски являлись представителями того или иного социального слоя и «типа» человеческой личности. Почти все комические персонажи этого театра носили маску или – позднее, в Новое время – густой грим имели специфические атрибуты (вроде заячьего хвоста у Арлекина), а также коронные трюки – lazzi10. Серии «Прачка с детьми», «Дон Кихот», «Вагон третьего класса», «Театр», «Отправление поезда», «Адвокаты», «Скоморохи» – в этих маленьких живописных шедеврах предстают и социальные типы и реальные люди.
— со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. Для художника, наблюдающего за работой юриста, это зрелище скучно и маловыразительно.
Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. Домье сделал литографию, которая запомнилась парижанам еще больше, чем Гаргантюа. Многогранное творчество Домье до сих пор кажется привлекательным для исследователя.
Так стараниями художника появилось емкое художественно-пластическое определение нового, обретшего силу и статус класса буржуазии – «социальный тип, – по выражению Шарля Бодлера, – одновременно и заурядный и гротескный»11. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору. Изменчивый политический климат, появление новых всё более совершенных достижений в науке и технике, а также развитие новых художественных и литературных направлений и стилей – всё это создало условия для эксперимента, как в литературе, так и в изобразительном искусстве.
Типизируя социальные явления своего времени, Домье отбирал самое показательное во внешности и качествах современников и возводил в «феноменальную» степень. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще. Чаша его переживаний переполнилась до краев. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Для Домье шутка есть нечто нормальное и, напротив, «серьезным» он становится очень редко, да и когда становится, то теряет значительную долю своей прелести».
Здесь Ратапуаль пока не обладает специфической, шарнирной, пружинящей пластикой, напротив – он стоит устойчиво, вызывающе отставив вперед ногу. Другой мерой, рассчитанной в конечном итоге на уничтожение еврейства, было создание Николаем I казенных (государственных) школ для евреев. Журнал «Шаривари» В годах О. Домье создает для издания «Шаривари» серию литографических портретов членов правительства Луи-Филиппа, которую называет «Маски». Шарль Филипон родился в Лионе в 1802 году в семье фабриканта обоев. Здесь Ратапуаля еще не так-то просто узнать.
Поклону (учтивому, но чересчур заискивающему) вторит выражение лица Дельца: плотно сомкнутые, поджатые губы распластываются по физиономии в двусмысленной улыбке, а глаза едва ли не впиваются в воображаемого адресата. Типизируя социальные явления своего времени, Домье отбирал самое показательное во внешности и качествах современников и возводил в «феноменальную» степень. Художник не уточняет время и место действия — лица, костюмы обобщены, ему важно передать дух, восстания, его стремительность, несокрушимость.
Главной ее функцией можно считать задачу «разбить» устойчивую парность других масок, которые в классическом варианте комедии представляли активный и пассивный комизм. Не дремало, однако и правительство. Он опутывает патокой лести воображаемого собеседника.
В сериях литографий «Парижские типы» (1839-1840), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Люди юстиции» (1845-1848), «Добрые буржуа» (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Путем описания и сопоставления героев серий «Добропорядочные буржуа», «Служители закона», циклов, посвященных Роберу Макеру и Ратапуалю, с традиционными персонажами народной комедии автор выявляет их сущностное родство: все они маски социального явления, характерные для определенного общества типы. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. (Ил. Однако, несмотря на столь очевидную шаржевую составляющую в облике персонажа, сравнимую с той, что мастер использовал при создании политических «Масок» начала 1830-х годов, все герои «Служителей» суть собирательный образ целой «касты», а не карикатуры на конкретных лиц.
Построенные по методу обобщения до архетипа черт внешности, выделения ведущего качества из всего многообразия психологических составляющих, эти персонажи-маски являлись представителями того или иного социального слоя и «типа» человеческой личности. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
2 изд. Фантеска не носила маску, не имела специфического костюма или особенностей «натуры», за исключением разве что веселого, задорного нрава. Автор изображает защитника, который старается за изрядный гонорар. Оноре Викторьен Домье (Honor Victorin Daumier) (26. Налицо гротескная гипертрофия черт и фигуры «защитника», гиперболизация самой конфликтной ситуации. Журнал «Шаривари», выпуск который мог бы им «подыграть», дополнить характеристику или раскрыть фабулу.
Литография. Тайный выборный агент, полувоенный, полуполицейский, Ратапуаль поддерживает громкими криками лицемерные выступления будущего Наполеона III и обещает растерянным, напуганным жителям города и окраин золотые горы, если они будут «правильно» голосовать (например, литография «Добрый Мсье Ратапуаль пообещал им, что после подписания петиции они будут осыпаны 193 11 ЭПОХА. Такая одежда свидетельствует о равенстве всех этих людей перед законом. В действительности мушки использовались для того, чтобы лучше оттенить фарфоровую белизну кожи (вернее, покрывавшего ее слоя грима, обычно – свинцовых белил, о вреде которых заговорили позже).
В неshyкоshyтоshyрых жиshyвоshyписshyных раshyбоshyтах ощуshyтиshyмо влияshyние масshyтеshyров фламандского баshyрокshyко – П. П. Руshyбенshyса, Я. Йорshyданshyса («Мельshyник, его сын и осёл», около 1849 года, Хуshyдожественная гаshyлеshyрея, Глазshyго «Триумф Сиshyлеshyна», 1850 год, Муshyзей изоshyбраshyзительного искусства и круshyжев, Каshyле). Домье выстраивает характер модели, делает его цельным и органичным в каждой детали. 1863, Париж, Музей Орсэ). Домье оставил огромное наследство: около 4 тысяч литографий, более 700 картин и акварелей, более 900 рисунков для гравюр, более 60 скульптурных работ.
По цвету это одна из самых ярких картин Домье, построенная на сочетании звучных пятен красного, желтого, черного. С ней Домье прожил до конца своих дней. Другой мерой, рассчитанной в конечном итоге на уничтожение еврейства, было создание Николаем I казенных (государственных) школ для евреев. Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. 11 Шарль Бодлер об искусстве / Пер. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье добился в литографиях 1834 года в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье создал героический образ рабочего-революционера. Его карикатуры распространялись, как в виде отдельных листов, так и публиковались в иллюстрированных изданиях: «Карикатюр», «Caricature», »Силуэт», «Silhouette», «Шаривари», «Charivari. С этих пор Домье окончательно соединил свою судьбу с политической прессой, работая под псевдонимом, затем он подписывался «H. D» и, в конце концов, полным своим именем и фамилией. 25х19, 8.
3. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях «Силуэт», «Silhouette» в 1830-31, а также в основанных издателем Ш. Филипоном журналах «Карикатюр» в 1831-35 и «Шаривари» в 1833-60 и 1863-72. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Принципиальным было то, что «создатели» не мыслили себя таковыми, они не отделяли себя от народа Венеции или Неаполя.
Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Домье сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. Я считаю, нужно ему помочь. В серии «Служители Правосудия» (1845), в частности, в листе «Да, господа, хотят обездолить несчастного. », Домье, одновременно веселя и пугая зрителя, создает целую галерею типов с чрезмерно преувеличенными жестами, мимикой и чертами лица.
Литография. Оноре высоко ценили его современники – художники и литераторы. В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Нередко их били и морили голодом, чтобы заставить отречься от своей веры.
Боровиц, видят изображение Пьеро (см. Политиков времен Июльской монархии художник преподносит зрителю в крайне гротескном виде, с явным удовольствием утрируя отдельные «достоинства» модели. Делец – суховатый, приземистый господин средних лет, почтительно согнувшийся в поклоне.
Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Ок.
Домье обрадовался. Всякое время и всякий автор находят чтото важное лично для себя. высмеивает эмоциональную, пламенную речь такого «служителя», защищающего пятидесятилетнего «сироту» перед лицом трех спящих судей. В листе «Ратапуаль и Касмажу.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Правительство назначило Домье пенсию, о которой газета «Республик франсес» писала: «Это пособие недостойно ни Франции, ни мастера, которому оно предоставлено» Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 11 февраля 1879. Реализм, как и карикатура, предоставляет читателю лишь общий взгляд на вещи, давая ему возможность сформировать своё суждение.
После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. 1848, Прага, Национальная галерея). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
1. Приветствуя революцию, Домье разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ — тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Российские евреи стремились остаться верными иудаизму и заветам своего народа. Вопрос, к сожалению, остается открытым, поскольку точных свидетельств не сохранилось. Соответственно двум главным школам Commedia dell Arte северной, венецианской и южной, неаполитанской, принято разделять составы масок их «имена» и особенности игры.
Художник Домье обнаруживает сквозь личину обыденности истинную суть вещей. Домье создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). К этому времени он перебрался с женой в маленький домик в Вальмондуа, близ Парижа.
Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством. 9 сентября 1835 г. политическая сатира была во Франции запрещена, полностью и без всяких изъятий.
Соответственно двум главным школам Commedia dellArte – северной, венецианской и южной, неаполитанской, – принято разделять составы масок их «имена» и особенности игры. Те же эмоции отражены и на лице адвоката. Худой, высокий мужчина средних лет, на тонких журавлиных ножках, постоянно находящихся в неустойчивом балансе, словно в танцевальном па, с острой закрученной бородкой и торчащими усами полномочный представитель «штаба» Луи Наполеона. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху.
Еще в нескольких литографиях того же года Ратапуаль появляется вместе со своим «коллегой» Касмажу. Это чутко уловил Бодлер, когда говорил, что «в его карандаше живет не только черный тон, пригодный для контуров, он позволяет угадывать краску, так же как и мысль художника Все художники, обладающие тонким пониманием искусства, почувствовали это в его работах». Домье показал Ратапуаля двояко. В армии на них сразу начинали оказывать давление с целью принятия крещения. Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство – мешок не совсем засохших красок. Работами тихого, скромного, «милого старого шутника» Домье восхищались Делакруа, Бальзак, Бодлер, Мишле его произведения были в мастерской у Добиньи и Курбе, Надара и Ван Гога Эдгар Дега собрал коллекцию из 750 литографий, рисунков и живописных работ Оноре.
И это грозное предостережение печатника Домье сбылось. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Огромное наследие Домье (около 4 тысяч литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся: это и сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).
Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. Они помогали друг другу и не оставляли без поддержки многочисленную бедноту в своей среде. Макер всем и всегда пускает пыль в глаза и наживается на чужих несчастьях. 2.
Так, в начале XX века режиссеры Вс. Домье при изображении служителей правосудия приходится решать своеобразную задачу. Политиков времен Июльской монархии художник преподносит зрителю в крайне гротескном виде, с явным удовольствием утрируя отдельные «достоинства» модели. Но его мечтаниям не суждено было исполниться.
2. Его отец был мастером стекольщиком. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. Тула, С палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей).
и, наконец, полным именем и фамилией. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. (Ил. Это своеобразный синтез света и тени идущий от Рембрандта, которого Домье глубоко изучил. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. искусств Рос. По контрасту с его экзальтированной позой трое судей спокойно предаются сну. И имя Оноре Домье не кануло в историю: в 1992 году режиссёр-мультипликатор Джефф Данбар, основываясь на произведениях этого мастера карикатуры, снял анимационный фильм «Закон Домье».
Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера. Художник «определяет» и рассказывает историю персонажа исключительно при помощи его облика, показывая его эмоции или выявляя особенности характера через четко продуманное взаимодействие всех частей тела. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). В Неаполе этот «социальный срез» дополняют комическая маска испанского Капитана труса и хвастуна, заики Тартальи, по своей функции ближе всего стоящего к старикам, а так же Пульчинеллы, Скарамуччи и Ковьело, в сущности исполнявших функции дзанни. Он нанес серьезный удар еврейской общине, распустив освященные временем органы еврейского самоуправления — кагалы (1844). Домье создал ряд картин на религиозные, литературные, мифологические сюжеты, много портретов, серию картин, посвященных Дон Кихоту.
О. Домье. Сын мастера-стекольщика. Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-1832, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-1833). Печатается пожалуй самая знаменитая его литографированная сюита «Les Actualites», где Россия и ее Император Николай I выставлены в весьма неприглядной и гротескной форме: рабство поданных, полное отсутствие политических свобод, техническая отсталость экономики и армии, тупоумие и закостенелость мышления полководцев, навязывание своих пан-православных идей Европе (виды на Константинополь) и что самое интересное — антисемитизм.
25, 6х22. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. Заметим, что маска (будь то ритуальная или театральная) с самого зарождения этого элемента жизни «человека играющего» действительно строилась по законам гротесковой гиперболизации или, напротив, условной минимализации отдельных черт лица. За этой серией следуют и другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Как мы уже писали, революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles раrlementaires» и «Les Representants representes», альбом «Осада». В 1831–1832 годах О. Домье создает для издания «Шаривари» серию литографических портретов членов правительства Луи-Филиппа, которую называет «Маски».
Оноре Домье: от политической карикатуры к маске живать реставрацию империи. Исторические события и политическая ситуация середины девятнадцатого века во Франции в одинаковой степени влияли и на живопись и на литературу. В Неаполе этот «социальный срез» дополняют комическая маска испанского Капитана – труса и хвастуна, заики Тартальи, по своей функции ближе всего стоящего к старикам, а так же Пульчинеллы, Скарамуччи и Ковьело, в сущности исполнявших функции дзанни. Домье не любил многие новшества.
В сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр» и были созданы самые известные политические карикатуры Домье. Мейерхольд и другие / Ред. Налицо гротескная гипертрофия черт и фигуры «защитника», гиперболизация самой конфликтной ситуации.
Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. 3) Исследователь приходит к выводу, что гипсовая статуэтка появилась незадолго до выхода этой, последней, литографии, поскольку фигура члена Общества десятого декабря в ней моделирована необычайно «скульптурно». Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье добился в литографиях 1834 года в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье создал героический образ рабочего-революционера. На лице выступающего адвоката весь пафос обвинения, он громко произносит свою речь. В 1827 г. был введен указ о рекрутской повинности для евреев. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
монографию П. Харпер: Harper Paula. Самый яркий образ паяца ранних работ литография «Фарс сыгран» 1834 г. В ней заседание Национальной Ассамблеи низведено до уровня фарса или интермедии, на которое зрителей приглашает король- «комедиант». ХУДОЖНИК. Вскоре после этого два художника столкнулись на улице.
В то время пребывание на действительной военной службе длилось двадцать пять лет. С ней Домье прожил до конца своих дней. Правительство назначило Домье пенсию, о которой газета «Республик франсес» писала: «Это пособие недостойно ни Франции, ни мастера, которому оно предоставлено» Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 11 февраля 1879.
Этот судья решил не обременять себя условностями и снял свой форменный котелок. С конца XVIII века государственное руководство Франции находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе, чем неоднократно провоцировались кровавые революционные движения и сатирическое искусство Домье вдохновляло возмущенные народные массы на мятеж против действующей королевской и парламентской элиты. Думается именно в этой притворности ярко проявляет себя характер персонажа. У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. ХУДОЖНИК.
Несчастных подростков забирали из домов силой. В этих государственных школах еврейские дети должны были овладевать русским языком и получать образование, отдалявшее их от традиционного образа жизни, ведшее к ассимиляции и возможному обращению в христианство. Они помогали друг другу и не оставляли без поддержки многочисленную бедноту в своей среде. Литографский способ воспроизведения, позволявший более быструю и дешевую мультипликацию, нежели гравюра, стал орудием политической прессы. «Полномочные» представители своих классов, они мало меняются по сути, лишь с точки зрения внешнего облика претерпевая массу изменений в разных сериях и листах художника. Другой мерой, рассчитанной в конечном итоге на уничтожение еврейства, было создание Николаем I казенных (государственных) школ для евреев.
Этот человек точно спит. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». В это же время Домье отказался принять орден Почетного легиона от Наполеона III.
Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». Выпуск второй. В венецианском варианте существоНАТАЛЬЯ ЩЕРБАКОВА. Впервые этот персонаж появляется в литографии 1850 года под названием «Приведение к присяге нового члена филантропического Общества десятого декабря». Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы.
Домье удалось создать образ рабочего-революционера в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей». Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-1832, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-1833). С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. Оба отказались.
Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. Он нанес серьезный удар еврейской общине, распустив освященные временем органы еврейского самоуправления — кагалы (1844). Как писал Александр Бенуа, «карикатура была не только его профессией, но самой его природой — тем естественным искажением, в котором, при всем его добродушии, представлялся ему мир Для одних карикатура есть выверт, случайное отступление, случайная шутка на фоне какой-то жизненной серьезности. Коро купил домик, в котором жил Домье и подарил ему его на день рождения. Серия «Новости».
Она начала развиваться во Франции с 1816 года. Печатается пожалуй самая знаменитая его литографированная сюита «Les Actualites», где Россия и ее Император Николай I выставлены в весьма неприглядной и гротескной форме: рабство поданных, полное отсутствие политических свобод, техническая отсталость экономики и армии, тупоумие и закостенелость мышления полководцев, навязывание своих пан-православных идей Европе (виды на Константинополь) и что самое интересное — антисемитизм. На полотне зрители видят зверски убитую семью. 7.
В этих изображениях еще сложно выявить собственный гротеск художника, он скорее заимствует приемы, найденные актерами и акцентирует внимание зрителя на «занятиях» персонажей. М., 2000). Когда ему исполнилось 17 лет, он уехал в Париж учиться живописи. Он даже прибирался у него бесплатно. В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер.
В литографии «Завтра именины его жены» (1846) Домье показывает увешанного цветочными горшками господина, обстоятельно подготовившегося к празднику. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. – спросил Домье. 4. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица).
Домье ушел в бытовую карикатуру – «сатиру нравов». Прическа в духе Марии-Антуанетты (как и другие стили XVIII века) требовала обильного напудривания. Журнал «Карикатюр» просуществовал до 1835 года – пока новые «сентябрьские законы» не запретили политическую карикатуру в стране. Главной ее функцией можно считать задачу «разбить» устойчивую парность других масок, которые в классическом варианте комедии представляли активный и пассивный комизм. : Мейерхольд В. Э. В 1846 году Домье за копейки снял чердак на набережной Анжу. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом.
В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». В листах «Карикатюраны» и более поздних () рисунках серии «Сто один Робер Макер» Домье превращает героя из беглого каторжника в респектабельного бизнесмена, который одевается у лучших портных города, никогда не расплачиваясь и живет в роскошных апартаментах, не отдавая за это собственных денег. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
из музея изобразитель- 198 16 НАТАЛЬЯ ЩЕРБАКОВА. Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. Прежде чем обратиться к разбору некоторых произведений Домье и принципов, по которым художник создает своих героев, необходимо более точно определить, какой именно смысл в данном случае вкладывается в определение «маска». Однако, несмотря на столь очевидную шаржевую составляющую в облике персонажа, сравнимую с той, что мастер использовал при создании политических «Масок» начала 1830-х годов, все герои «Служителей» суть собирательный образ целой «касты», а не карикатуры на конкретных лиц. Почти все комические персонажи этого театра носили маску или позднее, в Новое время густой грим имели специфические атрибуты (вроде заячьего хвоста у Арлекина), а также коронные трюки lazzi 10. С этого времени Домье всё больше отдавался живописи маслом и акварелью.
Многогранное творчество Домье до сих пор кажется привлекательным для исследователя. Домье приветствовал Революцию и старался разоблачать ее врагов. Действия защитника, безусловно, не вызывают двойной трактовки. Необходимо оговориться, что Робер Макер символ эпохи коммерции х годов, неодолимой страсти к обогащению любыми способами не в полной мере авторское творение Домье.
Придя в мастерскую, художник переводил эти мысленные снимки в глину, лепя небольшие бюстики, с которых затем и рисовал эскизы для будущих литографий. Каково мироощущение этого буржуа. М. : Искусство, С. 164 (Далее Шарль Бодлер об искусстве). Сообразно эмоциональной окраске и всем компонентам маски художник создает единую «телесную конструкцию» персонажей.
Мастер не имел права самовольно кардинально менять «внешность» маски, тогда она превратилась бы в его личное художественное произведение и потеряла бы свою суть. Журнал роев нет поддержки какого либо «Шаривари», выпуск 18. 06. 1846 фона – пейзажа или интерьера, – который мог бы им «подыграть», дополнить характеристику или раскрыть фабулу. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой. стат., СПб., 2006 «Персонажи комедии дель арте в западноевропейской живописи и графике первой половины XX века: иконография и интерпретация», диссертация, место защиты: Науч. Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-1832, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-1833). Несущими столпами искусства Commedia были народные маскитипы, являвшие собой синтез чувственно-впечатляющих черт (восходящих к одному из Смертных грехов) и социальной роли персонажа. -сост.
Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства.
Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. 6. За пределами стен суда: заключенный, отбывающий срок в тюрьме и каторжник. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. М., 1955. ), Р. Пассерона (Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи.
Изучавший феномен народной комедии А. К. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом.
2. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Помимо того, что на протяжении более пятидесяти лет художник с неугасающим жаром откликался на политические события в стране и происходившие в ней социальные и экономические изменения, он оставил огромное наследие в области «интимной» графики – никак не связанной с критикой и сатирой, а также множество почти совсем неизвестных современникам живописных полотен. 25х19, 8.
Он не просто шут, говорящий правду, раскрывающий суть явлений, но причастен этому действу, он здесь выходит на поклон, как режиссер пьесы. Особенно увлекала Домье тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место. Литография демонстрирует типичные методы «агитации» участников Общества десятого декабря: три вооруженных дубинками персонажа неистово избивают простого парижанина.
Это особенно заметно в его картине «Два адвоката», выполненной параллельно с серией литографий «Служители правосудия». Каждый герой серий «Добропорядочные буржуа», «Купальщики», «Парижские типы», «Супружеские нравы», «Представители правосудия» (1830– 1840), немного отличаясь в деталях, выражает суть одного и того же явления. Можно было раздуть целую бурю из этого. Юноша отказал ся продолжать дело своего отца и решил посвятить себя искусству. В 1814 году семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком.
Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. Кажется, живопись Домье создана другим человеком. -исслед. Несчастных подростков забирали из домов силой.
Домье пришлось на двенадцать с половиной лет – до февраля 1848 г. совсем отказаться от того языка политической сатиры, который был им создан и доведен до высокого художественного совершенства, словно ему самому завязали рот, как осужденному революционеру на его литографии 1835 г. Резким сопоставлением света и тени, энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, олицетворяющий жизненную силу страны, в которую верил художник как и в ее отважный народ. Оноре Домье: от политической карикатуры к маске Робер Макер превращается в собирательный образ человека новой формации жуликоватого предприимчивого афериста (приумножению ему подобных способствовала эпоха Июльской монархии). Стремясь их осуществить, в 1814 году он переехал с семьей в Париж.
Каждый герой серий «Добропорядочные буржуа», «Купальщики», «Парижские типы», «Супружеские нравы», «Представители правосудия» (), немного отличаясь в деталях, выражает суть одного и того же явления. Литография дышала гневом и смертью. Карикатура на политического деятеля и историка Луи Адольфа Тьера (), который на момент создания произведения занимал пост премьер-министра Франции. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Вопрос о том, где впервые появляется в своем законченном виде маска длинного, тощего, подвижного полковника Ратапуаля, воплощающего саму идею «императорской власти любой ценой» в литографиях или в форме гипсовой статуэтки, остается без ответа по сей день. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. «У этого парня под кожей мускулы Микеланджело. » – утверждал Бальзак, также работавший для журнала «Карикатюр».
Такая травестия очень напоминает бесконечные переодевания и интриги слуг Commedia dellArte или их мольеровских преемников. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях «Силуэт», «Silhouette» в 1830-31, а также в основанных издателем Ш. Филипоном журналах «Карикатюр» в 1831-35 и «Шаривари» в 1833-60 и 1863-72. Цвет не играет активной роли в воплощении замысла.
Популярность литографий художника стремительно росла – особенно после появления карикатуры на «короля-гражданина». ОБРАЗ В адвокатах, с которыми по долгу службы еще в самом детстве художник многократно имел дело (попав в Париж, Домье работал рассыльным у судебного исполнителя), он видел актеров, порой блестяще исполняющих свою роль, упивающихся своей артистической властью над зрителем. National gallery of Canada, Exhibition cat. Многие литографии Домье выпускались в виде отдельных листов большого формата и выставлялись в витринах на всеобщее обозрение («Законодательное чрево», «Улица Транснонен», «Свобода печати»). Ее функция и основные внешние черты вырабатывались не единолично художником, но всем народом, поскольку должны были моментально считываться каждым.
Он – мечтатель. Недаром говорится, что великие умы сходятся в суждениях. В жиshyвоshyпиshyси Домье важshyную роль игshyраshyют свеshyтоshyтень, коshyтоshyрая усиshyлиshyваshyет эмоshyциоshyнальshyное звуshyчаshyние обshyраза и диshyнаshyмичshyный маshyзок коshyлоshyрит – сдерshyжанshyный, лишь иноshyгда вспышshyки ярshyких тоshyнов подshyчёрshyкиshyваshyют драshyмаshyтизм и наshyпряshyжеshyние сюshyжеshyта («Крисshyпен и Скаshyпен», около 1860 года, муshyзей Орshyсе «Восshyстаshyние», 1840-е годы Национальная гаshyлеshyрея, Праshyга). «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Причем люди в зале не соответствуют традиционному представлению о законодателях: они изображены вынужденными играть роль, которая им абсолютно не интересна, которая приводит их в состояние сна и не составляет истинного смысла их существования, деятельность законодателей не осмыслена и они не являются участниками собственного законодательного процесса: они просто пассивно, безынициативно присутствуют.
Домье был заключен на полгода в тюрьму за карикатуру на короля.
В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. В том методе, который избирает Домье для характеристики героев, нет места велеречивой нарративности.
Гюстав Курбе и карикатурист Оноре Домье были поистине кумирами художников, далеких от официально признанной. Вскоре он приобрел известность как автор колкой сатирической графики. Он сам был живым участником борьбы.
Пластика Макера, мимика, его гипертрофированные жесты самая характерная часть образа. Последний шедевр Домье – альбом «Осада» посвящен Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Делец суховатый, приземистый господин средних лет, почтительно согнувшийся в поклоне. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Критическая обстановка, сложившаяся в стране, не могла не повлиять на мироощущение людей. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Лицо защищающегося адвоката мрачно, брови сдвинуты, рот гневно сомкнут. Однако для настоящей статьи важнее отметить родство принципов создания персонажа в поэтике Commedia dell Arte 4 и в искусстве карикатуры Домье, проследить родственные связи между итальянскими tipi fi ssi и такими героями, как Робер Макер или Ратапуаль, персонажами серий «Добропорядочные буржуа» или «Служители закона» сотворенными художником социальными масками Нового времени. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье».
Впервые этот персонаж появляется в литографии 1850 года под названием «Приведение к присяге нового члена филантропического Общества десятого декабря». В армии на них сразу начинали оказывать давление с целью принятия крещения. Иллюстрации для периодических изданий выполнялись в технике литографии. Царь Николай I (1825-1855) стремился к контролю над национальными меньшинствами своей огромной империи. – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. В то время слово «paillasse» носило дополнительное значение и обозначало политикана, беспрестанно меняющего свое мнение. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Вполоборота к выступающему стоит адвокат другой стороны. Фантеска помогает innamorati (влюбленным) воссоединиться, участвует вместе с парой дзанни в цепи переодеваний, проделок, обманов. Царь Николай I (1825-1855) стремился к контролю над национальными меньшинствами своей огромной империи.
В листах «Карикатюраны» и более поздних (1840–1841) рисунках серии «Сто один Робер Макер» Домье превращает героя из беглого каторжника в респектабельного бизнесмена, который одевается у лучших портных города, никогда не расплачиваясь и живет в роскошных апартаментах, не отдавая за это собственных денег. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Оноре Домье – фигура уникальная в изобразительном искусстве XIX века. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Не прошла мимо Домье и тема Восточной (Крымской) войны (1853-1856), когда вся Европа ополчилась против «николаевской России». 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. художеств. Сын мастера-стекольщика. Максимальная выразительность такого образа достигается при помощи «языка» тела через построение «мизансцены» или удачный ракурс, который делает маску подвижной и динамически экспрессивной. А что же другие эмоции.
Их родители жили в постоянном страхе за своих сыновей. Франко-прусской войне 1870-1871 годов посвящён последний шедевр Домье — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). В толстопузом, на тонких ножках «Гаргантюа» с головой-грушей все мгновенно узнали Луи-Филиппа I. Домье изобразил короля на троне-стульчаке жадно заглатывающим отнятое у французской нации золото. Самый яркий образ паяца ранних работ – литография «Фарс сыгран» 1834 г. В ней заседание Национальной Ассамблеи низведено до уровня фарса или интермедии, на которое зрителей приглашает король-«комедиант».
Он воплощает представление о маске Нового времени, о новых ее гротескных формах. Новые технологии значительно изменили также и процесс создания произведений искусства и литературы. Он нанес серьезный удар еврейской общине, распустив освященные временем органы еврейского самоуправления — кагалы (1844).
В сериях «Древняя история» (1841-1843), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Появляются одна за другой его замечательные серии: «Современные филантропы», «Парламентские сцены», «День холостяка», «Супружеские нравы», «Пасторали» и многие другие, которые еще современники сравнивали с бальзаковской «Человеческой комедией», — настолько ярко, выпукло и правдиво изображены люди всех профессий тогдашнего французского общества. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Такую физиономию уже сложно окрестить смешной. Он суshyмел подshyнять каshyриshyкаshyтуshyру до уровshyня остshyроshyго, хуshyдоshyжеshyстshyвенshyно соshyверshyшенshyноshyго гроshyтеshyска, созshyдав знаshyмеshyниshyтые сеshyрии, ставshyшие своshyего роshyда паshyноshyраshyмой современной ему французской обshyщественной жизshyни («Роshyбер Маshyкер», 1839 год «Олимshyпийshyские боshyги», 1841 год «Фиshyзиоshyлоshyгии», 1841-1842 годы «Слуshyжиshyтеshyли праshyвоshyсуshyдия», 1845-1849 годы «Добshyрые бурshyжуа», 1846-1849 годы и другие). Каждое движение и ракурс тела как масок итальянской комедии, так и социальных масок Домье оправданы природой выражаемого «существа».