В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Эти непосредственные жизненные впечатления художника постепенно сказываются на его восприятии окружающей действительности, приводят его к осознанию непримиримых, драматических противоречий жизни. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В центре площади находится памятник Рембрандту. Ни один поэт не воспел его при жизни. Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. Правда, он по-прежнему много пишет, но все его полотна сразу забирают кредиторы.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона. Несмотря на тяжелое положение, Рембрандт продолжает писать. Величаво откинувшись в кресле, гордо возвышается Христос над всем окружающим. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». По-видимому, художник искренне полюбил Хендрике, свою новую музу. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Знаменитый художник, который рано познал славу и богатство, к пятидесяти годам оказался бедняком, он живет одиноко, забытый почитателями и друзьями. В 1640-х гг. Сильные душевные движения людей, переживающих знаменательные события («Иуда возвращает сребреники», Париж «Воскрешение Лазаря», Нью-Йорк), уродливая гримаса старика, нараспев читающего молитву при свете свечи («Чтение при свече»), отталкивающее уродство оборванного нищего (офорт «Деревянная нога»), глубокое раздумье ученого, сосредоточен но работающего в тихом уединении («Пишущий ученый» амстердамский аукцион 1927 года «Ученый», Брауншвейг), — все привлекает внимание Рембрандта. В 1642 году Саския скончалась, оставив Рембрандту их сына, совсем еще младенца, единственного из четырех детей, достигшего абсолютнолетия. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Это чудо совершала кисть великого мастера. Особой утонченности Рембрандт достигает в графике. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – «Даная» (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Он занимался коллекционированием, собирая подлинные персидские миниатюры, раковины, вазы и античные бюсты. Художник узнает горечь старости и одиночества. Живопись была в ту пору наиболее популярным и развитым видом искусства. А что же случилось с Гертье Диркс.
они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Затем следует полугодовое обучение в Амстердаме у известного живописца Питера Ластмана. В любы проявлениях человеческого он находит особую выразительность. Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ). В 1654 г. она родила Рембрандту дочь Корнелию.
В последнее десятилетие он создает свои лучшие исторические картины. Доказательством этому будут вечно служить его бессмертные творения. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94).
Но уже в ранних работах художника сказывается его творческая оригинальность. библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. Все счета из лечебницы оплачивал, разумеется, сам Рембрандт.
Бесшумно соскальзывает покрывало, чувственно обнажая женское тело. У Рембрандта даже появилась страсть к коллекционированию ювелирных изделий. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В глубокую тьму погружен Аман.
Вдоль линии горизонта растянулись невысокие строения Амстердама. В «Принесении во храм» (ок. гульденов. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Пуританское общество жестко порицало его за это «сожительство». Художник не мог официально жениться на ней, т. к. Портрет вошел в историю искусства под названием «Синдики». скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Когда мастер изображал близких, друзей, незнакомых стариков, городских нищих, он с удивительной зоркостью мог передавать слегка уловимые душевные движения, живой трепет в лице и даже смену настроения. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики.
Несколько портретов своей возлюбленной создает Рембрандт в офорте и живописи. На ее низком берегу раскинулся пойменный луг. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. Дух оптимизма, рожденный эпохой буржуазного развития Голландии, не был чужд и Рембрандту.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Автопортрет с Саскией на коленях (1635 год, см. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира7, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории8. Кухня Рембрандта —самый выдающийся рисунок голландской школы. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Пенится вино. Шуршат тяжелые ткани. В творчестве Рембрандт также удачлив и счастлив, как и в браке.
И престарелый отец, ослепший от горя, прощает его, обнимая дрожащими руками. Ее истерзанный ревностью разум не вынес картины чужого счастья. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают, как драгоценные камни. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве—около 1700 листов, составляют автономную область его творчества.
Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизни дома. В 1662 году Рембрандт выполняет последний заказ на большой групповой портрет. Радостно пробуждение Данаи.
Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества, несколько раз он был амстердамским бургомистром. Подобные люди рождаются раз в столетие, а то и реже. И первой это поняла Гиртхе, поначалу не оставлявшая надежд вернуть любовь мастера. Он велик удивительной простотой и человечностью.
Маленькая страна переживает в XVII веке кратковременный, но бурный расцвет. Портрет пожилой женщины, по традиции (но без достаточных оснований) именуемый Портретом жены брата, написан Рембрандтом в поздний период его творчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных работ. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Наряду с выполнением своих прямых обязанностей, она быстро стала любовницей художника. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан.
У него около 15 учеников. Свет чарует ее, вырывает из холода зеленовато-оливкового окружения. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
«Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. Зловеще догорает в тени насыщенный темнокрасный цвет одеяния визиря. И Рембрандт превращается у нас то в бунтаря-одиночку, то в непонятого гения, то в неуемного фантаста. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание.
Созданные Рембрандтом в 1660-е гг. Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. Он проявляет постоянный интерес к жизни простого народа.
Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Художник читал Библию на своем родном языке, который не отличается изяществом. Но не все кредиторы были удовлетворены. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. По словам современника, в голландских городахвсе дома были напичканы картинами. Он женился на ней в 1634 году. Великий мастер умер в нищете.
Однако он не огорчался. Но обучение продолжилось всего полгода. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). А. С. Пушкина, Москва «Портрет старика в красном», 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Я обвиняю. » (2008)12.
Нетрудно заметить в картине профессиональные огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. В этих картинах воплощена его душа, его молитва, его глубокое прочтение Евангелия.
Вскоре он лишается матери и сестер. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Чрезвычайно тонко варьирует Рембрандт повороты, наклоны голов, жесты сдержанные в своей внешней экспрессии, они с предельной ясностью передают различные оттенки внимания и сосредоточенности.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Она — сама чуткость, сама настороженность. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Наглядно он проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рийксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Главным источником вдохновения для Рембрандта была Библия.
«Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Одна за другой появляются из-под его руки много-численные зарисовки. А. С. Пушкина, Москва «Падение Амана» или «Давид и Урия», 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряжённая игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. Темнота, царящая вокруг, словно таит в себе что-то непонятное, почти зловещее. Это тело, простонародное, уже не юное, написано с голландки, современницы Рембрандта. 11, 1 х 9, 7). На протяжении 40-х годов Рембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Простой люд ему был чрезвычайно близок.
Офорты Рембрандта, еще несколько лет назад так хорошо продававшиеся, теперь не находят покупателя. Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта, Хендрикье Стоффельс «Читающий Титус», ок. 1656, Музей истории искусств, Вена). Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Известное исключение составляют портреты близких. Сложная жизнь цвета воспринимается, как аккомпанемент к человеческим переживаниям. Медленно течет полноводная река. Всё более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый «Портрет жены брата художника», 1654, Государственный музей изобразительных искусств им.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. представляет известные сложности для искусствоведов. Радует глаз изобилие яств. Библейская тема и здесь является главной. Художник знает не только бюргерский, но и нищенский Амстердам. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»).
Привычная любимая компания Рембрандта состояла из лавочников, мещан, крестьян и ремесленников. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.
Но, глядя на лицо капитана, в это не веришь. Исполнен тишины, меланхолического покоя маленький офорт «Вид Амстердама» (1640 г. ). Хотя в тот период Рембрандт нажил своим трудом состояние, превышавшее придание его жены, собрал великолепную коллекцию художественных ценностей.
Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Сжавшись, он ожидает приговор царя. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. У него много учеников.
дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. В центре площади находится памятник Рембрандту. Вскоре он лишается матери и сестер.
Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х гг.
В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. В 1650-х у него все меньше и меньше заказов. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. От этого брака рождается сын Титус, дитя любви и радости. Освободившись, умерла через год. С мягкой, но сдержанной приязнью встречает гостя полуобернувшаяся Саския.
Для Рембрандта гораздо важнее атмосфера общего настроения. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Знаменитый художник, который рано познал славу и богатство, к пятидесяти годам оказался бедняком, он живет одиноко, забытый почитателями и друзьями. Он думает о чем-то своем, отсутствующим взглядом смотрит в пространство. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В её столицу Амстердам стекались товары со всех концов мира. Изображение членов гильдии становится основной темой голландского группового портрета.
Оно вытекает из психологической концентрации героев на общем, волнующем всех событии, вот таким образом композиция дает впечатление нерасторжимой внутренней связи изображенных людей. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. что заложено в ней самой, приближаясь к истине или удаляясь от нее. Войдя в жизнь Рембрандта, обаятельная Саския входит и в его искусство. Ни про одного из персонажей нельзя сказать, что он испытывает героический душевный подъем. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Такой хлев, в котором родился Спаситель, есть в каждой голландской деревне. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов.
Жанр группового портрета получил в Голландии XVII века довольно широкое распространение. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. И, однако, на склоне лет художник достигает вершины своих творческих возможностей. Недаром часто говорят об «автопортретности» многих его образов.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. о банкротстве. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Он нежно склонился над сыном, опустив ему спину слабые, старческие руки. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Ей стала молодая девушкаХендрикье Стоффельс. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Бесшумны движения людей. Безгранична скорбь старика, принимающего мертвого Христа.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Всюду, куда ни кинешь зор, величаво-однообразная равнина. Но не все кредиторы были удовлетворены.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости («Давид и Ионафан», 1642, «Святое семейство», 1645, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт- Петербург). Тем временем Хендрике родила художнику дочь.
Невзирая на жизненные невзгоды, Хендрике оставалась верна своему великому любовнику вплоть до своей смерти в 1663 году. Ошеломляет пышная роскошь нарядов. Снова большая человеческая трагедия. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Они совсем не похожи на мелочных, самодовольных, недалеких бюргеров — его современников.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Вернее, она была его экономкой и он жил с ней, что называется, в гражданском браке. Художника мало волнуют индивидуальные черты внутреннего мира изображаемых людей. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стук плотничьего топора. Он не стремился угождать богатым горожанам.
Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Художник не мог официально жениться на ней, т. к. Сегодня полотна мастера находятся во многих музеях мира и входят в частные коллекции. Таков Рембрандт периода «бури и натиска», как часто называют этап 30-х годов в его творчестве.
На самом деле событие происходит днем. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка Женщина с ребенком (1650-е гг. Взгляд изображенного выдает состояние спокойного размышления и явно не гармонирует с его внешней оживленностью. Там он просиживал часами, наблюдая и делая зарисовки. Не всегда был одинок и несчастен Рембрандт Ван Рейн. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – «Даная» (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Именно таким человеком, в котором жила вселенная и не одна, был Рембрандт. Он велик удивительной простотой и человечностью.
За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Краткая биография этого мастера изложена сегодня в различных источниках и, прочитав ее, удивляешься, как мог человек этот создавать свои полотна, когда нужда заставляла отдавать их за бесценок, а собратья по перу презрительно называли его «еретиком в живописи». было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. Он переехал в Амстердам и скоро к нему пришёл большой успех.
Изнемогает от горя Мария. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев скончалась любимая жена Саския (1642), которая оставляет на его руках малолетнего Титуса. Царит строгое спокойствие.
Картина, значительно потемневшая со времен Рембрандта, получила название «Ночной дозор» лишь впоследствии. Постепенно разгорается красный цвет. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней.
Отец Рембрандта был владельцем нескольких домов, садовых участков и мельницы. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная» (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далёкую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Он потерял также своего горячо любимого сына Титуса.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля.
Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает на руки заботливо обступивших ее людей. Однако уже сам выбор сюжета—свидетельство независимых устремлений молодого живописца. Краткая биография и творчество голландского живописца изложено в этой статье. Изгнание торгующих из храма (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х 33). Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Жест Баннинг-Кока говорит о том, что он обращается к лейтенанту с какими-то словами. Взгляды изображенных минуют зрителя. Хотя многое и роднит искусство Рембрандта с искусством большинства современных ему художников, так называемых «малых голландцев», Рембрандт уходит гораздо дальше их в своем представлении о человеке, его ценности, значительности, красоте. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Образ Хендрикье Стоффелс также запечатлен на полотнах Рембрандта.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Такой хлев, в котором родился Спаситель, есть в каждой голландской деревне. По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Их обнаженные тела сочетали в себе чувственность и нежность, эротизм и глубокомысленность. Бесконечны нюансы светотени.
Хендрике стала его постоянной натурщицей и полезной помощницей в его нелегкой жизни. Оскорбленная Гиртхе подала на Рембрандта в суд и выиграла его, получив от художника пожизненную пенсию.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ).
Вначале круг его моделей крайне беден. Излюбленным местом художника был один из портовых кабачков, где сновали матросы, бродячие актеры и мелкие воришки. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Такие люди рождаются раз в столетие, если не реже.
Такие модели предоставляли художнику возможность блестяще продемонстрировать не только внешние признаки преклонного возраста, но также и внутренний мир человека. Ему заказывают портреты самые состоятельные люди города, богатые корпорации ремесленников заказывают групповые портреты, магистрат просит написать картины на разные темы, в том числе религиозные, его офорты продаются в лавках самых знаменитый антикваров. В так называемом «Фаусте» (ок.
Но Рембрандт пробыл там недолго. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Теплый свет играет на лице и открытой шее.
Она послужила натурщицей для его многочисленных работ. В 1650-х у него все меньше и меньше заказов. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). Основным мотивом портрета оказывается то мучительное душевное беспокойство (венский авто-портрет 1628 г. ), то издевка (автопортрет, Бэйфлит), то романтическая взволнованность (автопортрет, Гаага). По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Небо подернуто легкой пеленой облаков.
Мерцающая, глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный образ. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при всём этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Многим из них суждено было впоследствии прославить голландскую школу живописи. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств.
Его внимание целиком сосредоточено на человеке. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Лишь одинокие колоколенки да ветряные мельницы нарушают приземистый силуэт города. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Пластическая форма также получает особую духовность. Замкнуты в себе, внешне недвижны герои картины, но как содержателен их молчаливый покой. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление и призыв. И в это же время у него появилось много учеников.
«Мостик Сикса», 1645г. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немой укор и горестную смиренность. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. В 1654 г. она родила Рембрандту дочь Корнелию.
Ему заказывали много картин и портретов. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Мягкое, рассеянное освещение пасмурного дня разлито в пейзаже.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Одна из его поздних картин – Возвращение блудного сына. Все более величавыми делаются его герои, все более богатым их внутренний мир. Ничто не омрачает ее светлой, беспечной, юной радости.
Как всегда, картина сбора военного отряда привлекает ребятишек. Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы.
Образ Хендрикье Стоффелс также запечатлен на полотнах Рембрандта. Искания этого периода завершил знаменитый «Автопортрет с Саскией» («Весёлое общество» около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Это произведение — одна из первых попыток Рембрандта ввести в портрет сюжетное действие.
Наступает период колониальных захватов, достигают небывалых размеров торговые операции, кустарное производство средневековых ремесленников вытесняется быстро развивающимися мануфактурами, в Голландию перемещается центр европейской торговли. Если в картинах, посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримое осуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то о гуманной прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку, повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». Эту тему надежды и страстного ожидания оттеняют недоверие и насмешки богачей и какая-то внутренняя робость самого Христа, – словно так же, как и бедный люд, как все страждущее человечество, собравшееся возле него, он ждет и надеется на чудо, которое должны сотворить его любовь и сострадание к ним. Художник не ставил своей задачей шокировать обывателя, что ему постоянно пытались вменить в вину пуритане. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Один, с грохотом уронив свой стул, в исступлении падает на колени к его ногам. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Правда, он по-прежнему много пишет, но все его полотна сразу забирают кредиторы. У него много учеников. Он никогда не был окружен воздыхателями. Быть может именно талант и спас его.
гульденов. В тепло-коричневой глубине фона приглушенно вспыхивают горячие красные тона. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Семейное счастье совпало и с творческим взлетом – Рембрандт стал получать высокооплачиваемые заказы от состоятельных людей.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. В 1634 году Рембрандт женится на девушке из знатного семейства — Саскии ван Эйленбург. И только после смерти стали цениться дорого полотна, которые создавал Рембрандт. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый художник. Бедняжку Хендрике даже подвергли унизительной процедуре отлучения от церкви за "распутное поведение".
Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев скончалась любимая жена Саския (1642), которая оставляет на его руках малолетнего Титуса. Иначе откуда бы появился в ее завещании своеобразный пункт, в соответствии с которым Рембрандт лишался дохода от ее поместья в случае своего повторного брака. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ).
В этой картине не следует переоценивать роли сюжета. В его мастерстве жили простота и человечность, но в нем самом – целая вселенная.
Вечной теме любви, радостного пробуждения чистого, большого чувства, преображающего человека, посвящена эрмитажная картина «Даная», созданная художником в 1636 году. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Утешением в бедственном положении Рембрандта, помимо живописи, становится его вторая жена Хендрикье Стоффелс.
Другой вскинув руки испуганно съежившись, отпрянул назад. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства.
Ученики поражены и подавлены его могуществом. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В творчестве Рембрандт также удачлив и счастлив, как и в браке.
На фоне бесплотной стены, которая словно растворяется в ярком освещении, особенно чувствуешь выразительную мощь его силуэта. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт: я обвиняю. » (2008). Смелый эксперимент еще не до конца удается молодому художнику. занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда», 1635, Картинная галерея, Дрезден). они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Наследие этого мастера огромно.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. И синдики и их предполагаемая аудитория — это особый мир, воспринимаемый нами со стороны. Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из близкого ему круга. Наконец, важно и то, что уже здесь молодой художник стремится к воссозданию не только характеров, но и нравственных проблем.
Это им удалось и многие из них прославились на века. Но они живут в картине как будто обособленно и не связаны психологически ни с толпой стрелков, ни друг с другом. Несмотря на тяжелое положение, Рембрандт продолжает писать. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Влюбленно следует за ней глаз художника. Художники того времени оставили потомству их многочисленные изображения.
Но шумная слава никогда не привлекала Рембрандта. Стоит отдать должное судьбе великого мастера. Все его имущество пошло с молотка. Изменилась и его живописная манера. Как будто по сигналу боевой тревоги, высыпают стрелки из здания гильдии.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Каждая тема получает свое графическое решение. Мимолетная улыбка любимой полна для него большою поэзии, большого человеческого смысла. Зато все требования заказчиков были выполнены.
В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. 1632—1642 годы—счастливое десятилетие в его жизни.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Резкие движения, беспокойные вспышки света, динамичные линии контуров и подвижные пятна цвета – синего, желтого, красного, зеленого – создают впечатление напряжения и повышенного драматизма. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса8. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Однако он был слабым финансистом. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой.
За годы его работы число атрибутируемых Рембрандту полотен сократилось до 350 единиц. Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. Несмотря на резкое ухудшение зрения, художник продолжал творить.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В «Положении во гроб» (ок. Бюргеры портретируются и порознь и с женами и с детьми и, наконец, целыми корпорациями. Художник наконец смог приобрести собственный дом.
Рембрандт был далек от понимания социальных конфликтов действительности. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. После распродажи в 1657-58 гг.
Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Ведь жизнь художника передана в его картинах. Вернее, она была его экономкой и он жил с ней, что называется, в гражданском браке.
Воистину, настоящий художник творит даже тогда, когда в него бросают камни. От его большой, уверенно сидящей фигуры веет непоколебимой силой. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. У него около 15 учеников. Они как будто растворились в пейзаже, подчинились неторопливому ритму природы. Наступает пора восторженной любви, большого счастья. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Он писал то, что наблюдал в жизни и всё, что он изображал, становилось необычайно поэтичным.
Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета.
В этот праздник цвета вплетаются вишневые, золотистые, голубые тона наряда Саскии. В эпизодах, выражающих столкновение тёмного и светлого в человеческой душе («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Государственный музей изобразительных искусств им. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Те непосредственное настроение минуты, которое художник ищет и не может найти ни в «Портрете ученого», ни в «Уроке анатомии», он просто, непроизвольно, легко передает в этом портрете.
Выражение лица, новый, найденный в этом варианте жест правой руки удивительно точно и проникновенно передавали эмоциональное состояние героини – волнение и радость, ожидание и надежду, нетерпение и призыв. Пуританское общество жестко порицало его за это «сожительство». Всё большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряжённую атмосферу (монументальный графический лист «Христос исцеляющий больных» или «Лист в сто гульденов», около 1642- 1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж «Три дерева», офорт, 1643).
В картине царит напряженная атмосфера ожидания. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности («Портрет бургграфа», 1633, Картинная галерея, Дрезден) более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (Автопортрет, 1634, Лувр, Париж «Смеющаяся Саския», 1633, Картинная галерея, Дрезден). В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Близ берега — одинокие фигурки людей, занятых будничными делами. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Фрик в Нью-Йорке, 1658 г в Венском музее, 1652 в Национальных галереях Вашингтона и Лондона, 1659г., 1669 г. ). драгоценные камни.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Историческая перспектива не всегда при этом прямо способствует установлению истины. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме24.
С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Забытый современниками, совсем одинокий, он создает свое последнее гениальное горение.
Вместе с тем образ не лишен оттенка неустойчивости и беспокойства. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. Главной женщиной в жизни художника считают Саскию ван Циллербург. Этот контраст и придает картинам мастера неповторимость. Поражает фантастическим многообразием оттенков мантия Ассура: коричневатые тона сменяются фисташковыми, оливковатыми, серо-голубыми.
С XVIII столетия до середины 1930-х годов этот лист был известен под названием Блинщица. Более того, удаль и бесшабашность молодого гуляки и его милой бросают явный вызов показной добропорядочности голландского бюргера. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Стремясь к полнокровному выражению своих гуманистических идей, художник обращается к античной и христианской мифологии.
On видит в них иные стороны человеческой красоты, нежели в других портретируемых. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Одно из лучших решений этой темы — эрмитажная картина «Святое семейство», созданная художником в 1645 году.