Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.
Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Первое место занимает Шишкина "Рожь".
С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889, 90. ), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало.
Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга" (1856, ГРМ). Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.
Крамским. Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой».
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Среди русских пейзажистов И. И. Шишкин стремился к изображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Сосновый бор». В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Это дерево давно должны были спилить на дрова.
В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого. Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: "Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды".
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге.
Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. Эту технику художник освоил еще за границей. Ничуть не бывало. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. "Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ).
Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Чувствуется глубина оврага, глушь. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Богато нюансирован цвет.
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Это несомненно.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В таких картинах, как «Полдень. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. А. Беггров, в 1884—1885годах издал в двух сериях сборник 24фототипических снимков с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Крамской сообщал Репину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Мастер смело экспериментировал. А их было немало. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
художественная галерея) и другим. В них нет политики и социальной направленности.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины.
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Там будущий художник скучал. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Это очевидно. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Так в реальной жизни не бывает.
Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос. В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ).
Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». " 8 марта 1898 года художника не стало.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
У работы было очень много положительных отзывов. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Воробьев. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. «Утро» полностью лишено всего этого.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос.
Но картина не является иллюстрацией стихов. Характерна в этом смысле «Рожь». Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. В картине -- то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью "русской, простой, бесхитростной.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Как пенсионер Академии жил в 1862-1865 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Да и сама жизнь требовала этого. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Жил преимущественно в Петербурге. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В академии его картины одна за другой награждались медалями. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Его репутация была безупречной. В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Много работал Шишкин и за границей. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам.
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858). Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Но картина не является иллюстрацией стихов.
Не закончив учёбу, он вернулся домой. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. В 1856--1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. Да и сама жизнь требовала этого. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
В 1860-х гг. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Художник Шишкин, как ни кто другой видел в природе леса все потаенные красоты в диких заросших местах куда редко ступала нога человека. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному.
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа". Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Крамским. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. В 1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает.
Здесь его творчество расцвело. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Случайность. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Мрачное настроение. — Ср.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил.
Что впереди. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Сосновый бор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "В сосновом лесу" (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. К ним относятся "Уголок заросшего сада. художественная галерея) и другим. Картина "Полдень. Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство". В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Густые кроны бросают на них тень.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. В 1888 году Шишкин написал "Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров в тумане", в 1889 году – "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890 году – снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880), "Заповедник.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
В 1858 г. Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Их он стремился передать как можно конкретнее. Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Все сковано морозом и погружено в тень. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. У него были какие-то свои трения с Савицким. Биография художника зашифрована в его творениях.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина "Рожь".
Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). О его рисунках постепенно узнала вся школа. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.