Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине.
Ее разгадывают, но только для того, чтобы она тут же открыла исследователям новые тайны и секреты. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана).
Сегодня тот факт, что "Мона Лиза", также именуемая "Джокондой", является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да Винчи, сомнений. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. До охраны наконец дошло, что картину украли. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Но это чрезвычайно трудная задача. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Только чувство утраты рождает любовь.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Можно заметить, где брови шире, а где становятся тоньше, появляясь из пор кожи и закругляясь книзу. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. И кстати она у него очень хорошо вышла.
И ещё более был бы удивлен Леонардо, поставивший себе здесь гораздо более скромную и, одновременно, гораздо более трудную задачу— дать такое изображение человеческого лица, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Были допрошены сотни людей. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Хотя точная дата этого события нам неизвестна. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Ее страстно любят и столь же страстно ненавидят. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. ВандализмВ 1956 году нижняя часть картины была повреждена, когда один из посетителей облил её кислотой. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Шумели долго и со вкусом.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Грабитель, которого в действительности звали Винченцо Перуджа, некоторое время работал в Лувре. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Поверить, что может или могло быть иначе трудно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Как сообщает историк Вазари, дописать его Леонардо да Винчи намеревался во Франции, где у него была мастерская.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Поиски полиции были безуспешными.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ14: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Леонард был арестован. История культурного феномена и легенды. Поиски полиции были безуспешными.
Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Мы привыкли к такому положению дел. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо.
для картины такого уровня это много. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. () Джоконда— не портрет. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Одновременно, мифологизируются шедевры французских коллекций (не могла в этом отношении Франция уступать Италии, ставшей безнадежной европейской провинцией). () Джоконда— не портрет. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Немецкие шовинисты французское правительство. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
После краткого (относительно) периода забвения, последовавшего в век Просвещения, начинается «современная» история «Моны Лизы». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Во всяком случае история такими сведениями не располагает. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Разразился страшный скандал. Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела.
Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Но это уже другая история. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Голова слегка повёрнута10.
Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Хотя точная дата этого события нам неизвестна.
К середине столетия она становится одним из (еще только одним из. ) самых известных произведений искусства мира. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Произошло это недавно, в XIX столетии от Рождества Христова. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Потом разошлись по всему миру. В то время, когда Леонардо да Винчи размышлял над картоном для Битвы при Ангиари, он начал работать над знаменитой Моной Лизой. Внешняя история портрета: на картине Леонардо изобразил молодую флорентийку Мону Лизу, жену видного флорентийского гражданина Франческо Джокондо (вот таким образом этот портрет имеет ещё одно название – Джоконда).
() Джоконда— не портрет. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Цель этого похищения не выяснена одназначно. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. раздел Техника). Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Им стало исчезновение картины в 1911 году и скандал вокруг этого криминального события. Итак, в следующее, XIX столетие, Франция вошла уже как центр европейской (читай мировой) культуры.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Размер ейо довольного большой 75, 650 см.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства.
Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре.
Сегодня тот факт, что «Мона Лиза», также именуемая «Джокондой», является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да Винчи, сомнений. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Однако это так. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Теперь лучшими в глазах всего мира были произведения созданные на земле Франции.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Без мифа о Леонардо легенды о "Джоконде" не было бы. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. В Вашингтоне и Нью-Йорке картину за два месяца посмотрели больше полутора миллионов человек. Это и есть одна из главных тайн изображения. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Последний очень быстро стал международным и политическим. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. К середине столетия она становится одним из (еще только одним из. ) самых известных произведений искусства мира.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. В этом секрет ее обаяния.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Не было ее и у реставраторов. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Современное состояние картины очень плохое из-за чего сотрудники музея огласили, что не будут давать ее на выставки. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Однако это так.
Во всяком случае история такими сведениями не располагает. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. После краткого (относительно) периода забвения, последовавшего в век Просвещения, начинается "современная" история "Моны Лизы".
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». После великой Французской революции картину поместили в Лувр, откуда она и была похищена итальянцем Винченцо Перуджио. Искусство вечно и многозначно, любой человек найдет в нем что-то созвучное с собственным видением и переживаниями. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра).
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.
Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Это одно из чудес этого портрета. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Так он и спал на картине больше двух лет.
Но затворницей Мона Лиза не была. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Для окончательного становления мифа не хватает некого завершающего штриха. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными. К тому же он доверял профессионалам. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Ее перевели в покои министров. Произошло это недавно, в XIX столетии от Рождества Христова.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Необычность впечатления от знаменитой Моны Лизы отчасти и заключается в том, что Леонардо ловит свою натуру именно в момент этого игривого движения повернув голову в одну сторону, она смотрит в другую— на предмет своего интереса.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Здесь в противоборстве классицистов и романтиков рождалось современное искусство.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Джоконда— не портрет. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Мир не перевернулся, небесные светила не погасли и не вспыхнули с новой силой в момент рождения великой картины (предполагают, что случилось это 1502 году).
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Назревала большая европейская война.
Где любовь, там и ревность. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта версия считается просто домыслом. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть.
В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. История культурного феномена и легенды. В этом секрет ее обаяния.
Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Vincenzo Peruggia). Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Где-то между 1503 и 1506-м. Французские националисты обвиняли Германию.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Цель этого похищения не выяснена однозначно. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Леонардо работал над ним не один год.
Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). «Джокондомания» охватила Америку. В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Она отнимает у лица все жесткое, напряжённое, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью»16. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Что вы видите перед собой. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Эта версия считается просто домыслом. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Время шло – картина не появлялась. Поиски полиции были безуспешными. Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Одновременно, мифологизируются шедевры французских коллекций (не могла в этом отношении Франция уступать Италии, ставшей безнадежной европейской провинцией). Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
В галантный век таким центром, почти незаметно стала Франция. Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы.
На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Немецкие газеты платили той же монетой. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
В галантный век таким центром, почти незаметно стала Франция. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Бельгиец Пьере был его секретарем. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. «Джоконда» впала в полное забвение.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Эта версия считается просто домыслом. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. А еще – техника. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. С великим рядом жить было слишком некомфортно.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». До XVIII столетия мировым центром искусств была Италия.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Поверить, что может или могло быть иначе трудно.
Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше.
Итак, в следующее, XIX столетие, Франция вошла уже как центр европейской (читай мировой) культуры. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Только вот женщин там вы не найдете. Пабло Пикассо также находился под подозрением. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Теперь лучшими в глазах всего мира были произведения созданные на земле Франции.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы.
О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Если говорить о причинах появления мифа «Мона Лиза», версия, что прославленная картина есть автопортрет самого художника, будет очень близка к истине. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». «Мона» переводится как «госпожа». Мы привыкли к такому положению дел.
Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Пабло Пикассо также находился под подозрением. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Голова слегка повёрнута.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В такой компании и оказалась «Мона Лиза».
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. На раме он заметил отпечаток пальца. Критикам (в этом амплуа в те годы выступали писатели и поэты преимущественно романтической формации) фигура Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной". Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. И не только был закончен, но и является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо»2. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. История картины «Мона Лиза» («Джоконда») полное название— Портрет госпожи Лизы Джокондо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год.
21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
«Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. В 1503 году, когда портрет был закончен, Моне Лизе было 24 года (по тем временам-средний возраст) По словам Вазари Леонардо писал портрет около 4-х лет и создавал особую атмосферу для своей работы: рядом с ним всегда присутствовали певцы, музыканты, звучали шутки, чтобы Мона Лиза сохраняла весёлое выражение лица и не заскучала – вот отчегонапортрете у неё загадочная улыбка. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. раздел Техника). Якобы это провокация устроена им ради отвлечения внимания от ближневосточных событий. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. «Мо на Ли за» («Джоко нда») полное название— Портре т госпожи Ли зы Джоко ндо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года.
Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Мир не перевернулся, небесные светила не погасли и не вспыхнули с новой силой в момент рождения великой картины (предполагают, что случилось это 1502 году). раздел Техника).
До XVIII столетия мировым центром искусств была Италия. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги.
Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. С великим рядом жить было слишком некомфортно. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Но главным произведением мировой культуры она еще не стала.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в свое создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Она отнимает у лица все жесткое, напряженное, застылое, она превращает его в зеркало смутных, неопределенных душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть сравнена лишь с пробегающей по воде зыбью». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18.
Ее страстно любят и столь же страстно ненавидят. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. От по своему привязался к этой картине. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Вокруг них мы видим слабые красновато-синие круги, а ресницы могли быть написаны только очень искусной кистью. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Картина находилась при художнике до самой его смерти. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Голова слегка повернута. То есть разобраться в этом механизме. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Борис Виппер задаётся вопросом, «какими средствами достигнута эта одухотворенность, эта не умирающая искра сознания в образе Моны Лизы, то следует назвать два главных средства. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Кроме «физического» рождения, овеществления из красок талантом художника, «Мона Лиза» пережила и второе рождение, как миф. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Подозревали журналистов, но единого мнения относительно их мотивов не было. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Критикам (в этом амплуа в те годы выступали писатели и поэты преимущественно романтической формации) фигура Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Джоконда— не портрет. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати.
Без мифа о Леонардо легенды о «Джоконде» не было бы. Здесь в противоборстве классицистов и романтиков рождалось современное искусство. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.