Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
Так писались и «Сосновый бор. Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния. художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. – Как бы я хотел умереть.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. — Ср. В 1873г присуждается звание профессора за картину Лесная глушь.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Что впереди. Его репутация была безупречной.
Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Чувствуется глубина оврага, глушь. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Словно желая оставить последнюю хорошую память о себе, художник писал свою главную картину, к которой шел всю жизнь. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье.
Родилась дочь Ксения. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Да и сама жизнь требовала этого.
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И.
«Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). В 1882г. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Отвечая в 1893 г. на вопросы «Петербургской газеты», Шишкин признался: «- Мой идеал счастья. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Но картина не является иллюстрацией стихов. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды.
Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. В них нет политики и социальной направленности.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
На полотне, написанном незадолго до смерти изображена афонасовская корабельная роща близ Елабуги. В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого. Шишкин сдержан и величественен. Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии».
Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Картина Полдень. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Моментально». Учился Ваня прилежно, но в 1848 из гимназии ушел раньше срока (из четвертого класса) и вернулся в Елабугу. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос.
А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. " 8 марта 1898 года художника не стало.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке.
Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
Шишкин начинает пить не в компании, как раньше, а дома, постоянно и его некому было удержать. Весной 1862 года вместе с В. И. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича.
Ничуть не бывало. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
«Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. «В рисунке природы не должно быть фальши. Но счастье вновь отвернулось от художника.
Ее иногда называют картиной-завещанием. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года. По своему характеру он был не только великолепным педагогом, надежным другом, но и прекрасным семьянином. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ).
Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Воробьев. Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Его картина поет. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Его «Корабельная роща» (1898 г. ) стала гимном русскому лесу, его вековому могуществу и покою. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал.
В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
Воробьева. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей).
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Крамским. О его рисунках постепенно узнала вся школа. художественная галерея) и другим.
Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей.
Так в реальной жизни не бывает. В частности, русских лесов. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. художественная галерея) и другим.
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Но картина не является иллюстрацией стихов. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. «Утро» полностью лишено всего этого.
Много работал Шишкин и за границей. Ему претила чиновничья жизнь, да и к купеческим делам он был непригоден. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой».
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга" (1856, ГРМ). Над могилой Шишкина его ученик М. Иванов взволнованно сказал, что он «был чистым и крупным художником истинно русским человеком. Медведей написал Савицкий в самой картине.
Лес выглядит небольшим и просторным. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь».
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика.
Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Характерна в этом смысле «Рожь». В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). С Крамским у них были особенно теплые отношения.
За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Безболезненно и спокойно. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Это дерево давно должны были спилить на дрова. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года.
В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Васильева.
В течение всей жизни Шишкин писал лес. В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа". Отец выписывал сыну книги по искусству.
Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Здесь исчезла всякая таинственность. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге.
А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. К ним относятся Уголок заросшего сада. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником».
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Каждое дерево обладает своим «характером». Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
В 1872г За картину Сосновый бор. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Шишкин – художник народный. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Среди русских пейзажистов И. И. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа».
Отец не стал настаивать. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Мрачное настроение. У работы было очень много положительных отзывов. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика.
Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Их дом всегда был полон гостей. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», – так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г. ) и профессор (1873г. ) живописи Петербургской академии художеств и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Да и сама жизнь требовала этого. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца.
Шишкин бросил работать, запил. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Здесь его творчество расцвело. У него были какие-то свои трения с Савицким. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Душевный мир. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
В 1860-х гг. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. в 1878 году мастер снова всех шокирует своим новым пейзажем Рожь, на 6-й передвижной выставке. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Крамским.
Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. Летом работает с натуры в Сиверской. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Одиночество. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой».
Он решил учиться на художника. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. В академии его картины одна за другой награждались медалями.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Это очевидно.
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Эту технику художник освоил еще за границей. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Это была ювелирная работа. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины.
В 1844 он поступает в Первую мужскую гимназию Казани. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Родился будущий художник в Елабуге. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. В окрестностях Москвы» (1869). Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. Биография художника зашифрована в его творениях. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал всё большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником.
участвует во Всероссийской промышленно-торговой выставке в Москве. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Лесной пейзаж кажется необъятным. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ).
Это несомненно. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.
Отец дал сыну разностороннее образование и, помимо уездного училища, посылал его к разным учителям, выписывал серьезные научные книги и журналы. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу.
В сущности, он все время писал одно большое полотно, наполненное ощущением радости соприкосновения души с божественной красотой, разлитой в природе. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Между тем помимо Сосен, освещенных солнцем и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Случайность. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями.
– Величайшее несчастье. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Начав картину «Краснолесье» изображавшую «целое море соснового леса – лесное царство», художник выронил уголь и рисунок и упал замертво. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.