История картины «Мона Лиза» («Джоконда») полное название— Портрет госпожи Лизы Джокондо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Еще первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Во-вторых, — и это, пожалуй, ещё важнее— одухотворенности Моны Лизы пытались приписать эмоциональное содержание, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари»2. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях.
В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Голова слегка повёрнута. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена.
А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Поверить, что может или могло быть иначе трудно. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. В ХХ ст.
Эта загадка практически решена. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Одновременно, мифологизируются шедевры французских коллекций (не могла в этом отношении Франция уступать Италии, ставшей безнадежной европейской провинцией). В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Поиски полиции были безуспешными.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
К середине столетия она становится одним из (еще только одним из. ) самых известных произведений искусства мира. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
До него никто не видел в ней никакой тайны. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia).
Подозревали журналистов, но единого мнения относительно их мотивов не было. Но главным произведением мировой культуры она еще не стала. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало — образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. () Джоконда— не портрет.
Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4.
Поверить, что может или могло быть иначе трудно. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Критикам (в этом амплуа в те годы выступали писатели и поэты преимущественно романтической формации) фигура Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Рассказ о том, что Мастер нанимал певцов и музыкантов, чтобы они развлекали женщину и она все время улыбалась, скорее всего история, сочиненная самим Вазари, – в его «Жизнеописаниях» немало таких украшательств. Французские националисты обвиняли Германию.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Однако это так.
Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. К середине столетия она становится одним из (еще только одним из. ) самых известных произведений искусства мира. Во всяком случае история такими сведениями не располагает. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Если говорить о причинах появления мифа «Мона Лиза», версия, что прославленная картина есть автопортрет самого художника, будет очень близка к истине.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Кроме «физического» рождения, овеществления из красок талантом художника, «Мона Лиза» пережила и второе рождение, как миф. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»12. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. После краткого (относительно) периода забвения, последовавшего в век Просвещения, начинается "современная" история "Моны Лизы".
() Джоконда— не портрет. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Хотя точная дата этого события нам неизвестна. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Хотя точная дата этого события нам неизвестна. 76х53 см. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы».
И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Доска (тополь), масло. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Эта версия считается просто домыслом. Объяснений множество. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Поиски полиции были безуспешными.
Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia).
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. И кстати она у него очень хорошо вышла. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. О картине не вспоминали особенно до середины XIX века, когда художники, близкие к символистскому движению, начали восхвалять её, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. В Фонтенбло «Мона Лиза» пребывала почти двести лет и лишь в начале XVIII века была перевезена в Версаль.
Им стало исчезновение картины в 1911 году и скандал вокруг этого криминального события. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Пабло Пикассо также находился под подозрением. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджиа (итал. Vincenzo Peruggia). Произошло это недавно, в XIX столетии от Рождества Христова.
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Но картину вернули в Лувр. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Без мифа о Леонардо легенды о «Джоконде» не было бы. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Одновременно, мифологизируются шедевры французских коллекций (не могла в этом отношении Франция уступать Италии, ставшей безнадежной европейской провинцией).
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Этому имперсональному психологизму отвечает космическая отвлеченность пейзажа, почти полностью лишенного каких-либо признаков человеческого присутствия. Мир не перевернулся, небесные светила не погасли и не вспыхнули с новой силой в момент рождения великой картины (предполагают, что случилось это 1502 году).
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
А сколько тайн и загадок скрыто за именем, жизнью и трудами любого из мастеров. Её громкая репутация связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника.
«Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Голова слегка повернута. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». раздел Техника).
Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. «Мо на Ли за» («Джоко нда») полное название— Портре т госпожи Ли зы Джоко ндо, — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505года. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Якобы это провокация устроена им ради отвлечения внимания от ближневосточных событий.
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Вазари сообщает, что четыре года и в это время картина все еще оставалась незаконченной. Сегодня тот факт, что "Мона Лиза", также именуемая "Джокондой", является самым известным (популярным) произведением искусства планеты Земля не вызывает, вне зависимости от личного отношения к этому творению Леонардо да Винчи, сомнений.
В произведениях великих мастеров запечатлено все самое лучшее, на что способен человеческий гений. Пабло Пикассо также находился под подозрением. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
С великим рядом жить было слишком некомфортно. Джоконда— не портрет. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3.
придумал загадочную улыбку Джоконды. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Мы привыкли к такому положению дел. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. золотых экю.
Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Мир не перевернулся, небесные светила не погасли и не вспыхнули с новой силой в момент рождения великой картины (предполагают, что случилось это 1502 году). Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж. Разводя краски скипидаром до прозрачного состояния, Мастер добился удивительного эффекта, но его эксперименты привели к тому, что цветовая гамма сильно изменилась – сейчас преобладают сине-зеленые тона, в то время как написанные в традиционной манере копии сохранили первоначальный колорит – к примеру, на этих копиях рукава одеяния (они обычно пристегивались к платью отдельно) красного цвета. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией.
В этом секрет ее обаяния. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». «Джоконда» – не портрет.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой».
Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединенных в одно целое и представленных отвлеченно от своей индивидуально-конкретной формы. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей.
Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Без мифа о Леонардо легенды о "Джоконде" не было бы. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Шумели долго и со вкусом. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте. Здесь в противоборстве классицистов и романтиков рождалось современное искусство.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. После краткого (относительно) периода забвения, последовавшего в век Просвещения, начинается «современная» история «Моны Лизы». В то время, когда Леонардо да Винчи размышлял над картоном для Битвы при Ангиари, он начал работать над знаменитой Моной Лизой. Внешняя история портрета: на картине Леонардо изобразил молодую флорентийку Мону Лизу, жену видного флорентийского гражданина Франческо Джокондо (вот таким образом этот портрет имеет ещё одно название – Джоконда). В 1503 году, когда портрет был закончен, Моне Лизе было 24 года (по тем временам-средний возраст) По словам Вазари Леонардо писал портрет около 4-х лет и создавал особую атмосферу для своей работы: рядом с ним всегда присутствовали певцы, музыканты, звучали шутки, чтобы Мона Лиза сохраняла весёлое выражение лица и не заскучала – вот отчегонапортрете у неё загадочная улыбка. Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Убедиться в этом и предлагает изложенная ниже подборка. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Тайну поразительного воздействия этой картины пытаются разгадать уже много лет. Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Ее одежда ничем не примечательна.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Каждый исследователь дает на поставленный вопрос свой ответ. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
«Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Последний очень быстро стал международным и политическим. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. В галантный век таким центром, почти незаметно стала Франция.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. для картины такого уровня это много.
Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. При этом каждый предыдущий слой должен был высохнуть. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Здесь в противоборстве классицистов и романтиков рождалось современное искусство. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии».
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Джоконда— не портрет.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
До XVIII столетия мировым центром искусств была Италия.
А. С. Пушкина в Москве. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. С великим рядом жить было слишком некомфортно. Так что, если хотите увидеть «Мону Лизу», вам придется отправиться в Париж. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Голова слегка повёрнута10. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела.
Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела.
После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Леонардо писал картину несколько лет. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Итак, в следующее, XIX столетие, Франция вошла уже как центр европейской (читай мировой) культуры. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо».
Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
История культурного феномена и легенды. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Теперь лучшими в глазах всего мира были произведения созданные на земле Франции. Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Мона Лиза» (1503-1519). Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка.
Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было с многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
И потому не исключено, что кто-то иной позировал художнику в дальнейшем. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой— дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Но это уже другая история. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Искусствоведы подчеркивают органичность, с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, полным особенного настроения и насколько сильно это увеличило достоинства портрета.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Поиски полиции были безуспешными. Михаил Алпатов указывает, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, полуфигура ее образует нечто целое, сложенные руки придают ее образу завершенность. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Ее страстно любят и столь же страстно ненавидят. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Чудо Моны Лизы заключается именно в том, что она мыслит что, находясь перед пожелтевшей, потрескавшейся доской, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В этом секрет ее обаяния.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. В 2005 году была обнаружена книга, на полях которой Агостино Веспуччи, помощник Никколо Макиавелли (с которым Леонардо был дружен), написал: «Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Итак, в следующее, XIX столетие, Франция вошла уже как центр европейской (читай мировой) культуры. Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов.
История культурного феномена и легенды. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Теперь лучшими в глазах всего мира были произведения созданные на земле Франции.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Немецкие шовинисты французское правительство. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного».
Искусство – одно из достижений человечества, предмет его заслуженной гордости. От по своему привязался к этой картине.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. раздел Техника). Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона.
До XVIII столетия мировым центром искусств была Италия. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Критикам (в этом амплуа в те годы выступали писатели и поэты преимущественно романтической формации) фигура Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Произошло это недавно, в XIX столетии от Рождества Христова. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Для окончательного становления мифа не хватает некого завершающего штриха. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо.
Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Мы привыкли к такому положению дел. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». В галантный век таким центром, почти незаметно стала Франция.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. S fumato — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Однако это так. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Во всяком случае история такими сведениями не располагает.
() Джоконда— не портрет. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. Эта версия считается просто домыслом.
Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».
На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.