С 1818 жил в Москве, работая в собственной мастерской. Тропинина парадных портретов относится портрет Н. И. В сентябре 1813 года в чине штабс-ротмистра причислен к Лейб-гвардии Гусарскому полку, а в декабре того же года получил чин ротмистра. Здесь уместно вспомнить изображение Левицким дочери Агаши (1785).
Он написал также портреты знаменитых актеров Малого театра М. С. Карандашный набросок головы и особенно отмеченный быстротой исполнения прекрасный этюд передают непосредственное впечатление – ту острую характерность натуры, которая как бы погашена в завершенном произведении. Тропинин представил на суд Совета Академии художеств свои лучшие картины (Нищий старик, Портрет гравера Е. О. Скотникова, Кружевница) и получил звание "назначенного в академики". Дальнейшее развитие этот тип изображений получил в натурном этюде Украинка в намитке (1820). В России процесс капитализации начался на рубеже XVIII-XIX веков. В середине 1810-х годов ему позировал издатель П. П.
О Тропинине заговорили как о русском Грёзе. Видимо, Тропинин знал о его пристрастии к хорошему французскому табаку и о постоянных заботах Елизаветы Петровны, чтобы табакерка её «друга» всегда была полной. Сохраняя некоторый оттенок представительности, портреты кисти Тропинина приобрели более бытовой характер. 8 октября 1834 года «определён в Московскую Мариинскую больницу ординатором». Идеология такова, что каждый ребёнок – это «чистый лист бумаги», неиспорченный цивилизацией и неправильным воспитанием.
Тропинин выполнял заказ отца Варвары Ивановны – Ивана Ивановича Барышникова (1749–1834 гг), титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии. Дмитриев.
За отличие при штурме Очакова (декабрь 1789) награждён золотым крестом тогда же познакомился с генерал-аншефом гр. Паскевиче. Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Они часто встречаются в современной Тропинину живописи: Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером А. Г. Варнека, принадлежащие неизвестным авторам Портрет молодого художника с палитрой и кистью в руках (1820-е гг. ), Портрет молодого художника (1830-е гг. ) и целый ряд других. (В то же время Портрет А. А.
Грёз, П. -А. Тщательно и с любовью написан натюрморт – кружева, коклюшки, ящик для рукоделия.
Не отступив от своей главной творческой установки – верности натуре, – Тропинин создал в «Автопортрете» не будничный, а репрезентативный образ. Здесь преемственность прямая и непосредственная. Бер Николай Иванович (8 мая 1803 год, Кашира, Тульская губерния — 1878 год, Строевское, Рязанская губерния), русский врач, балтийский немец по происхождению, крупный рязанский помещик. Тропинин очень любил «жанровый портрет».
В русской живописи, современной Тропинину, мотив окна в интерьере присутствует нечасто и, как правило, в работах романтически окрашенных (упомянутый выше Портрет А. А. Перовского К. П. Брюллова, Портрет О. В. Васиной П. В. Васина). Академия художеств обладала значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Это повести О. Сомова, И. Кулжинского, романы В. Нарежного, поэмы К. Рылеева и другие. Кроме того Василий Андреевич создал галерею семейных портретов Морковых. В европейском искусстве нового времени изображение женщины (как правило из средних слоев общества), занятой повседневным делом – хозяйством, рукоделием, чтением письма, музицированием, примериванием украшений, – впервые обретает статус одной из многих разновидностей бытового жанра в Голландии середины XVII века. В 1799 году становится «посторонним учеником» Академии.
Дочь графа вышла замуж за выдающегося военачальника И. М. Моркова и село Тропинина и он сам стали собственностью Моркова. Напротив, образу Равича придана сугубо бытовая трактовка.
Особенно хлопотали за Тропинина А. А. В этом портрете нет статичности, характерной работам Тропинина. В этом семействе царил культ «неясного сердца» искренних родственных привязанностей, взаимной поддержки и заботы. Определенность, ясность образов, характерная для Тропинина, свидетельствует о его коренной связи с искусством просветительского реализма XVIII века и плохо согласуется с эмоциональной атмосферой романтического портрета.
Как правило, моделью для этих картин служила жена художника Анна Ивановна. Пушкин заказал этот портрет для своего друга С. Соболевского. Вибрирующий мазок рождает ощущение особой светоносной глубины пространства.
После 1821 года чета графа Моркова переезжает в Москву вместе со своими поданными.
Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П. Отсюда повышенная пластически объемная моделировка крупной женской фигуры (уже знакомая изобразительная метафора, уподобляющая расцветшую красоту пышному букету) и возвращение к аксессуарам XVIII века: колоннаде, бархатному занавесу, глубокому креслу. Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность грунта и подмалевка.
Это довольно большое по размерам изображение в рост восходит к тому типу портрета-картины с хорошо разработанным фоном, который в русской живописи по преимуществу связан с именем Брюллова. Начало ряду одноименных работ положил Гитарист в косоворотке. Детские образы были для него особенно привлекательны. Не просто бытовой мотив, но нечто гораздо большее звучит в этом произведении. Зубова (конец 1830-х) композицией почти в точности повторяет Портрет А. Перовского, написанный Брюлловым в 1836 году в Москве. Живописная фактура приобретает плотность.
Но холодный чиновничий Петербург и перспектива официальной службы не привлекали художника. И здесь обнаруживаются прочные связи художника с искусством XVIII века. Учился изобразительному искусству у отца.
К. П. Брюллова, 1836). Г. Левицкий) и его последующие модификации (Н. Там художника назначили на должность кондитера и лакея. Кушникова (1828) – бывшего военного губернатора Москвы, члена совета Московского воспитательного дома и Портрет С. М.
На академической выставке 1804 года была представлена его картина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке», которая была отмечена императрицей. По коротко остриженным ногтям можно определить принадлежность девушки к профессии. Два портрета – младшей дочери Анны Ивановны и её мужа Степана Никитича Бегичева (1785–1859 гг. ) – были окончены художником в 1846 году. "Портрет В. И. Вот что писал он ей, получив одеяло из грубой домашней шерсти: «Это драгоценный для меня подарок, так как вы сами изволили вязать его». Тучков – генерал, герой 1812 года и коллекционер, П. П.
Они формируют эмоциональную атмосферу Гитаристки (1839), Женщины в окне (Казначейши) (1841) изображений девушек – с яблоком, с горшком роз, со свечой и кофейником (все 1850-е гг. ). Красоту национального малороссийского типа запечатлел он, несколько идеализированно, в картинах Украинская девушка с Подолья (1800-е), Мальчик с жалейкой (1810-е), Украинец с палкой, Пряха (обе 1820-е) и др. Известны два тропининских изображения гитаристок, относящиеся к рубежу 1830-1840-х годов.
Нейтральный фон, спокойная гамма оливково-охристых тонов сосредоточивают все внимание на пластически крепко промоделированном лице портретируемого, особенно выделяющемся по контрасту с уплощенным решением фигуры.
В Разбойнике. В нынешнее время коллекция картин и других произведений искусства из коллекции дворянского рода Мосоловых выставляется в экспозициях Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Они формируют эмоциональную атмосферу «Гитаристки» (1839), «Женщины в окне (Казначейши)» (1841) изображений девушек – «с яблоком», «с горшком роз», «со свечой и кофейником» (все 1850-е гг. ).
Самые ранние, относящиеся к украинскому периоду творчества, связаны с кругом его семьи и родни. Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта. Этот призыв находил живой отклик, в частности, у учителя Тропинина Щукина.
Многократно варьирует он и свои автопортреты. Воронцовой. В 1830-х годах написан «Портрет П. М. Васильева, бухгалтера московского Малого театра», прекрасного музыканта, на котором он представлен с гитарой. Портрет не удался Тропинину.
Протасьева и Левицкая-Волконская изображены на фоне Кремля. Жизненная правда автопортрета на фоне Кремля утверждается и его колористическим решением. Со временем в его полотнах, начиная с трепетно-задушевного Портрета сына (ок.
Он был гол, как сокол, зато наконец-то свободен. Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому.
Руссо, «властителя дум» нескольких поколений дворянской интеллигенции. После пожара в Москве сгорел и дом Моркова.
Таков Ямщик, опирающийся на кнутовище (1820-е гг. ) – образ, который проходит через русскую литературу, песенную лирику и фольклор. (Начиная с середины 1810-х годов большой интерес к изображению рук проявляет в своих работах О. А. Кипренский. ) Поиск параллелей в прошлом приводит к итальянской традиции (Леонардо, Рафаэль, Корреджо, Пармиджанино) и творчеству Ван Дейка. Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для художника.
Колорит этих работ мягкий, приглушенный – преобладают сероватые, охристые, зеленые тона. Может быть, несколько прямолинейно художник передает внутреннее напряжение и душевный порыв героя резким поворотом фигуры, нервным движением рук, настороженным взглядом, грозовыми тучами на горизонте. Тропинин писал парные портреты на протяжении всего московского периода творчества. Дмитрий ушёл из жизни в 1852 году, не оставив детей. Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Интенсивный цвет рубахи не «вырывается» из общей колористической гармонии портрета благодаря умелому использованию рефлексов: нежно-розовых, словно зажигающих скучный цвет кафтана и мягких, серо-зеленых, гасящих полыхание рубахи.
Лицу молодой графини с неправильными чертами лица присуща необычайная прелесть Одухотворенность модели передается всем строем произведения. Через некоторое время родители простили дочь и дали ей своё благословение». Свои силы художник пробует и в области военного портрета, не создав, однако, чего-либо нового.
Любопытное развитие в творчестве Тропинина получили парные портреты. Одна из первых русских психологических повестей связана с именем Н. М. Карамзина. Полотно такого размера – 242, 4 х 153, 7 см.
Из произведений этого периода сохранились групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы, картины «Украинская девушка с Подолья» (1800-е), «Мальчик с жалейкой» (1810-е), «Украинец с палкой», «Пряха» (обе 1820-е). Этим отличается Портрет А. А.
Глава семьи изображён на фоне окна – это популярный приём романтизма. Несколько необычна для Тропинина композиция портрета П. Н. Зубова: довольно глубокое пространство интерьера (уплощенное в последующих работах) окно, расположенное сбоку, а не за спиной изображенного (что в дальнейшем станет обязательным). Итогом развития натурных изображений украинцев стали жанровые полуфигуры – Украинец с палкой (1820-е гг. ) и Пряха (1820-е гг. ).
Пейзаж, как это часто бывает в романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. Строгий погрудный портрет написан с большой любовью. В духе элегической поэзии Жуковского написан Мальчик со свирелью Портрет Ираклия Моркова (1810-е).
Пряха дает классический для Тропинина тип жанровой полуфигуры. Её подлинность была подтверждена Тропининым. Василий в период ученичества жил в доме учителя, выполнял подготовительную работу для рисования: растирал краски, натягивал и грунтовал холсты, вот таким образом и наблюдалось некоторое сходство палитр художников. В портретах преобладает тот же настрой, что и в типических женских образах Тропинина.
Самарина – в костюме охотника, на фоне пейзажа с грозовым небом и клубящимися тучами (1846). Жена и сын Тропинина Арсений оставались в крепостной зависимости еще пять лет. Подобное решение могло быть подсказано мастерами XVI-XVII веков – А. Корреджо (Тропинин копировал его работы), Караваджо, Ж. де Латуром, наконец, особенно интересовавшим его Рембрандтом. Француз Ж. -Б. Участник Отечественной войны 1812 года, служил в полку белорусских гусар.
В 1902 году.
Иной характер носит Портрет И. Л. Лазарева (для него сохранился превосходный карандашный эскиз). Карзинкиной (после 1839) решен как парадный.
Из прогулок по Москве Тропинин никогда не возвращался без новых впечатлений. В портрете главенствует настроение меланхолического раздумья. Портрет Л. К. Маковской дает интересный аналог брюлловскому портрету Е. И. Дурновой. Коннозаводчик.
Как отмечалось выше, его работы сродни кокетливо грациозным женским полуфигурам итальянской и французской школ XVIII века. Наиболее интересна гуашь Гроза над деревней.
Тройка умчала влюблённых и они обвенчались. Первым по времени, в 1829 году, был написан портрет полковника Андрея Ивановича Барышникова (1803–1867 гг. ) – сына Ивана Ивановича. Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни, – говорил он.
Самые поздние – портреты М. Ф. и Е. П. Протасьевых относятся к 1847 году. Энгр (Семья Форестье, 1806 Семья Люсьена Бонапарта, 1815 наконец, признанный шедевр художника – Семья Стамати, 1818).
Детские портреты Тропинина можно (конечно, с определенной долей условности) подразделить на две основные группы. С этими образами связаны размышления Тропинина о старости, быстротекущей жизни. Мосолова со служащими конного завода (конец 1830-х) и Портрет Д. П.
Портрете кн. Краски положены прозрачными слоями так, что во многих местах просвечивает холст. Мебель для их усадеб и московского дома делали чаще всего свои крепостные мастера. Картина «Портрет Арсения Тропинина, сына художника» написан около 1818 года, его можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Причем мотив окна – он может быть трактован символически (окна в мир Ф. -О. Женат не был.
По рассказам, в музее Сапожка хранился автопортрет Тропинина с неразборчивой надписью: «Для Дмитрия Пр. » Но после пожара, случившегося во время Великой Отечественной войны, уцелел лишь сделанный Тропининым скромный портрет Дмитрия. В 1821 году он с семейством графа снова в Москве.
Выступление сербов и греков против османского ига в 1806–1830-е годы волновали русских и европейских мастеров искусства – Дж. В 1804 году граф Морков отзывает Тропинина из Петербурга на Украину, в село Кукавка Подольской губернии, дав отказ на ходатайства освободить Тропинина (о чём просил даже президент Академии). Тучкова (1843).
Свиньин, Н. А. Дальнейшее развитие этот тип изображений получил в натурном этюде «Украинка в намитке» (1820). Существует мнение, что и мальчик в серой курточке изображает маленького сына Тропинина. По характеру эта работа Тропинина восходит к традициям французской школы, ярко выраженной в работах Виже-Лебрен.
И в этом процессе Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) является настоящим художественным открытием. Все здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Правда, это относится не ко всем подобным изображениям.
Однако при сходстве общей схемы решения портретов (поясные, небольшие по размерам, где дети представлены с атрибутами чувствительной души), а иногда и при прямом повторении композиций французского мастера (Девочка с яблоком, Девочка с собакой) тропининские образы обладают художественной самостоятельностью. В расписанной им церкви, в 1807 году Тропинина обвенчали с Анной Ивановной Катиной. Поза изящно-непринуждённа, внимательный взгляд устремлён прямо на зрителя. Разумеется, это не дает оснований считать Тропинина славянофилом – вряд ли художник углублялся в сложную философскую систему движения. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. В 1832-35 годах предводитель дворянства Клинского уезда Московской губернии.
Даже по отношению к друзьям и близким он утончённо вежлив и обязателен. В 1798 году Тропинин тайком стал посещать бесплатные занятия в Академии художеств. Один из самых обаятельных – портрет сестры Тропинина – сродни образам Венецианова (графиня Н. П. Строганова (. ), 1810-е гг. Пейзаж в портрете Зубова тоже неопределенен, хотя прорисован более четко. В них чувствуется сильное влияние романтического военного портрета, в частности, Портрета Е. В. Давыдова (1809) кисти О. А. Кипренского.
Известны два тропининских изображения гитаристов, относящиеся к рубежу 1830-1840-х годов. Именно просветители начинают придавать столь большое внимание раннему возрасту, объявляя ум ребенка tabula raza (чистой доской) и объясняя многие пороки современного им общества отсутствием разумной системы воспитания., 1850-1851 Игроки, 1852). В 1762 году в Париже был опубликован педагогический роман-трактат Ж. -Ж. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Портрет Левицкой-Волконской столь же гармоничен. Алексей Иванович Морков сыграл в судьбе молодого человека значительную роль.
Щукиным. Образ человека раскрывается через предметную среду, вещи, которые его окружают. Джованни Витали, более известный как Иван Петрович Витали (1794 год, Петербург — 1855 год, Петербург) — русский скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог.
По эмоциональной атмосфере – сопоставление сходных, а не противоположных характеров – и по композиции портрет братьев Морковых близок портрету супругов Митрофановых А. Г. Левицкого (1790-е гг. ). Девочка с куклой, 1840), книгами (Мальчик с книгой, 1810-е гг. ), а также костюмированные портреты.
Образ иной, сильной и сложной натуры создан в портрете сибирского купца В. М. Яковлева. Этот прием часто использовал П. А. Федотов (Портрет Е. Г. Флуга, 1840 Офицер и денщик, 1850 (. ) Анкор, еще анкор. На портрете мальчику около десяти лет. портрет экспонировался на Выставке русской портретной живописи за 150 лет.
С помощью товарищей, офицеров полка, Николай Иванович увёз Надежду Михайловну из дома. Внизу веден фрагмент тонких кружев. Если с Грезом Тропинина сближало сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим., то в работах голландцев и фламандцев он находил поддержку своей реалистической ориентации исканиям в области жанра. Автопортрет был написан по заказу Общества.
Грёз был тогда в России очень популярен. Лучшим ранним портретом художника является изображение А. И. Тропининой (1809). Ранние работы Тропинина написаны в соответствии с «доромантической» стилистикой.
Подобная традиция в 1820-е годы сохраняется и у А. Г. Венецианова (Старик с овцой, 1827). Однако влияния распространялись и опосредованно. Это неверно, в 1831 году она была его женой. Оболенский, которого Тропинин писал, когда тот был еще ребенком.
Во многом это достигается живописным решением. Пластическая моделировка форм усиливается, приближаясь к иллюзионистическому эффекту. Правдивость передачи облика художника подтверждает сохранившийся в воспоминаниях Т. А. Астраковой его словесный портрет: Передо мною стоял пожилой человек (так мне тогда казалось), среднего роста, с умною, открытою физиономией, в очках, с добродушною улыбкою, в халате, с палитрой в руке. В Москве с ее консервативностью дольше сохранялись традиционные художественные формы. В этом нетрудно убедиться, посмотрев работы Боровиковского, Греза и других мастеров.
Встречается подобная композиция и у Рембрандта (Девочка у окна. Умер Тропинин 3 мая 1857 года. Был похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Тип двойного портрета, впервые появившийся в русской живописи в Автопортрете с женой А. Матвеева (1729), получает особенное распространение в искусстве сентиментализма, где наряду с двойными появляются также тройные и групповые изображения. Оно поступило от президента И. И. Бецкого. Портрет Е. И. Карзинкиной в русском костюме (1838) на первый взгляд можно связать с сентиментально-идеализированными представлениями о чистоте и цельности народных характеров, породившими в свое время в обществе моду на русский народный костюм.
Изображения крестьян, бытовых народных сцен известны и в XVIII веке. Но теперь это гармония того подчеркнуто русского начала, которое воспевал Тропинин. Разумеется, традиции голландского искусства сказались в рукодельницах Тропинина опосредованно, пройдя сквозь призму времени и моды. Среди его мужских изображений особой любовью современников пользовался истинно национальный тип гитариста. Его «золотистый» тенор восхищал слушателей.
Жизненная правда автопортрета на фоне Кремля утверждается и его колористическим решением. Пушкина. В популярной Женщине в окне (по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова Казначейша, 1841, там же) эта непринужденная задушевность обретает эротический привкус. На тот момент Тропинину было уже 44 года. Она основана не просто на сходстве отдельных приемов или мотивов, но на органичном приятии и развитии Тропининым сентименталистской направленности искусства Боровиковского. Одновременно эти портреты прекрасно отражают стиль эпохи – интерьеры, свойственные бидермейеру, где каждая вещь существует сама по себе, но создает атмосферу комфорта и уюта.
Попытка не удалась художнику, создавшему в целом довольно эклектичные произведения. Сын сенатора, действительного тайного советника светлейшего князя Сергея Александровича (1745-1815 гг. ) от брака с княжной Екатериной Николаевной Голицыной (1764-1832 гг. ) правнук светлейшего князя Александра Даниловича, младший брат адмирала, генерал-адъютанта светлейшего князя Александра Сергеевича.
По времени ближе всех к Тропинину стоят В. Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий. Образ Зубовой словно прославляет раблезианское начало в человеке. Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. Основатель Лазаревского института восточных языков в Москве, он держит лист с изображением здания института – несомненная связь образной трактовки с парадным портретом XVIII века (например, с портретами А. Ф. Кокоринова и П. А. Демидова, написанными Левицким в конце 1760-х – начале 1770-х годов).
Лишь в XIX столетии на основе крестьянской тематики начинает утверждаться постоянное, развивающееся направление русского искусства. Тематический диапазон этого первого периода его творчества широк: многочисленные портреты (интимные, репрезентативные, групповые) перемежаются с религиозной живописью (убранство церкви в Кукавке), пейзажами, разработками жанровых сцен. Сам тип двухфигурного изображения вошел в русскую живопись вместе с сентиментализмом. Это миниатюры, выполненные на бумаге акварелью и гуашью.
Портрет М. А. Оболенского (. ), 1810-е гг. Пронзительно-щемящее чувство рождает образ старухи с курицей (1856). Он выполнял обязанности крепостного живописца и одновременно дворового человека. Много произведений, посвященных Украине, печаталось в 1820-е годы.
С годами роль духовной атмосферы, «ауры» образа – выраженной фоном, значимыми деталями, – лишь возрастает. Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов. К объемно-пластической трактовке тяготеют и некоторые полотна учителя Энгра Давида: парные портреты четы Пекуль (1784), портреты г-жи дОрвийе и г-жи Сорси-Телюссон (оба 1790 г. ), г-жи Вернинак (1799), Купера Пенроза (1802) и другие. В этом очевидно влияние общей атмосферы эпохи – расцвет жанра военного портрета, связанный с победой в Отечественной войне 1812 года и создание такого мемориала, как Военная галерея Зимнего дворца. Особенно объемно вылеплены девичьи лица и красивые по форме обнаженные руки.
Князь Голицын любил Тропинина и покровительствовал ему. Голицын. Аксессуары портрета вполне укладываются в стилистику романтического образа.
Ее лицо, выхваченное прямым светом, вылеплено очень энергично. В данном случае Тропинин создал самоценный образ, близкий Страннику с палкой (1847), написанному с того же натурщика и в том же ракурсе. Елизавета Петровна была неплохо образована. Об одежде следует сказать особо. Своего рода отрицательный результат, к которому приходит Тропинин на пути развития нового реалистического образа в рамках портрета романтического типа, дает изображение А. А. Сапожникова (1852). Этим работам принадлежит важное место в демократическом потоке русского искусства.
Они хорошо известны. Можно, конечно, указать и на такую работу, как Портрет петербургского почт-директора К. Я. Булгакова (1830) кисти обрусевшего итальянца В. И. Бриоски, где картинка за окном носит характер врезки изображающей почтовые тройки и дилижанс. 1818, там же), утверждается чисто романтическое чувство подвижной стихии жизни. Из русских художников объемно-пластическая манера преобладает в работах Антропова и Левицкого. Морковский обоз с имуществом, который возглавляет Тропинин, отправляется вслед за ним.
При этом пейзаж за окном решается довольно условно и носит символический характер. В 1802—04 годах петербургский губернатор. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. Портрет Варвары Ивановны Ершовой, урождённой Барышниковой (1797–1847 гг. ), с дочерью Екатериной Гаврииловной (1826–1845 гг. ) написан в 1831 году. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни.
Про художника говорили, что он переписал буквально всю Москву. М. А. Венецианова, жена художника, рубеж 1810-1820-х гг. ). Кружевница выполнена в изысканной гамме голубовато-сероватых тонов, в Золотошвейке (1826) цветовое решение более активно. В декабре 1815 года вышел в отставку с чином гвардии полковника. Сердечная тоска определяет эмоциональную доминанту образа, созданного Тропининым. Н. И. Новиков и Н. М. Карамзин стоят и у истоков национальной литературы для детей.
С рассмотренными выше портретами Тропинина любопытно сопоставить детские портреты его товарища по петербургской Академии художеств А. Г. Варнека (Мальчик с болонкой, портреты Ф. А., Н. А. и А. А. Томиловых в детстве, все 1825 г. ). Портрет Моркова (первая половина 1820-х гг. ). и звучат почти открыто под скользящим прикосновением кисти, выявляющей детали. Облик Мосолова (мечтательное выражение лица, непринужденно-барственная поза, неторопливые жесты, домашний, свободного кроя костюм) к тому же обнаруживает скорее просвещенного вельможу екатериненских времен, чем энергичного, делового человека XIX столетия. В 1823 году граф Морков дал своему крепостному художнику вольную.
В имении своих хозяев Кукавка Тропинин прожил почти двадцать лет. Леберехта», Тропинин получил звание академика. Портреты современников составляют большую часть художественного наследия Тропинина. Последующие выезды с графом в Москву были для Тропинина как глоток свежего воздуха.
Греза, 1820-1830-е гг. ), птицами (Девочка с канарейкой, Девочка с попугаем, оба 1810-е гг. В 1830 году вышел в отставку в чине капитана гвардии. Академик живописи.
Воздействие последнего представляется особенно вероятным и в силу повышенного интереса Тропинина к фламандской живописи и в силу того, что на портрете Н. А. Майкова изображен художник (так же, как в Автопортретах Ван Дейка и Брюллова). Каждый типический образ художника заключает повесть целой человеческой жизни. Лишь к середине столетия в образах Николеньки Иртеньева (Детство Л. Н. Толстого) и Сережи Багрова (Детские годы Багрова-внука С. Т. Аксакова) русская литература придет к такой глубине передачи внутреннего мира ребенка, какой достиг Тропинин в портрете сына. Витали скончался в Петербурге 5 (17) июля 1855 года. Постепенно круг заказчиков Тропинина расширяется.
В пользу такого предположения свидетельствуют и преклонный возраст персонажа (известен интерес Рембрандта к изображению стариков) и примененная в работе система контрастной светотени, напоминающая систему великого голландца. Воейкова с дочерью и гувернанткой мисс Сорок (1842) представляют собой жанровые сцены из трех фигур изображенных в условно переданном интерьере с окном Общее решение портретов восходит к репрезентативному портрету XVIII века. Лишь в 1823 был окончательно освобожден от крепостной зависимости. На 1830-1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым.
Многие пейзажные окна Тропинина прямо соотносятся с настроением изображенных, усиливают или проясняют его (портреты старших Морковых, Самарина, Селивановской). Это достигнуто прежде всего точно рассчитанным соотношением фигуры и пейзажа. Боровиковский, которого высоко ценил Щукин, часто бывал в его доме и мастерской. Изредка он встречался со старыми товарищами, в частности, с Орестом Кипренским.
Им присуща высокая степень обобщения. Участник русско-турецкой войны 1787—91. Таков и незримо-зримо погруженный в творческую стихию, как бы внимающий музе А. С. Пушкин в знаменитом портрете 1823 (Всероссийский музей Пушкина, Пушкин). Картина «Портрет Булахова» написана в 1823 году, хранится она в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Наконец, Академия располагала великолепным собранием рисунков Греза, составлявшим примерно треть его графического наследия (ныне – в Государственном Эрмитаже). Уяснение подобных связей, характерных для каждого большого мастера, представляет творчество Тропинина не просто закономерным, но и необходимым звеном в общем потоке национальной культуры.
Трудно проследить, как окрепли в Тропинине подобные убеждения. Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям.
Под впечатлением от живописи Брюллова написан также портрет известного славянофила Ю. Ф. Достаточно посмотреть, как с помощью рефлексов приведен к цветовому единству костюм. Граф же считал, что раз учился – то должен уметь всё.
Просвечивая через тонкий верхний слой, она сообщает грунту золотистый, желтоватый или красноватый оттенок. За всю свою жизнь он написал ещё три подобных композиции. Фридриха).
В портрете Л. Н. А та с оказией посылала своему любимцу то старинный стакан, то вязаное одеяло.
Истоки подобных портретов Тропинина восходят к изображению Н. А. Майкова. 9 мая 1803 года крещён в Успенской церкви Каширы. Среди работ этого периода сохранился групповой портрет семьи Морковых (1813), этюды с украинских парубков и пожилых крестьян изображение сельской свадьбы.
Тропинина. Он изображает детей с животными, птицами игрушками, музыкальными инструментами. Портрет П. Н.
Для Тропинина не характерны двух-фигурные семейные и групповые портреты. Если, например, Нищий старик еще всецело отвечает сентименталистски-просветительской эстетике Н. М. Карамзина и его школы, то изображения слуги со штофом, странников, старых солдат (1840-е гг. ) сродни образам сложившейся тогда же натуральной школы – критического (или отрицательного) направления в русской литературе. В 1840-1850-е годы Тропинин чаще, чем ранее изображает и повторяет изображения старых женщин – Старуха, стригущая ногти (1850), За починкой белья (1852), Старуха с курицей (1856).
Многим моделям художника свойственны доброжелательность, душевная открытость. С переходом портретного класса к Щукину подобные задания становятся основными. Художник изображал Ю. Ф. Самарина, Е. В. Киреевскую, И. В. (П. В созданных одновременно с картиной этюдах Портрет графини Натальи Ираклиевны Морковой (1813) и Портрет Николая Ирклиевича и Ираклия Ираклиевича Морковых (1810-е) художник не ставил перед собой сложных композиционных задач.
Более других использовал его самый романтический русский портретист Кипренский (Портрет Е. С. Авдулиной, 1822 Читатели газет в Неаполе, 1831 Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки, середина 1830-х гг. ). 1831 годом датирован Портрет В. И. Ершовой с дочерью – один из лучших у художника. Среди современных художнику работ свое классическое воплощение она получила в Портрете Бертена Старшего Энгра (1832). Изображение князя благородным разбойником продиктованоклонны временем.
Путь деятельного добра, указанный масонской философией, стал жизненной программой Михаила Фёдоровича. Русскому зрителю импонировала сентиментальная чувственность его произведений. Один из которых – подарок Е. К. Маковский же и привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Семейные портреты в первой четверти XIX века широко бытовали и в живописи и в графике. В то же время у обоих живописцев романтическое решение не идет далее аксессуаров.
Происходит как бы освобождение от эстетических представлений XVIII века, где занавес (завеса), скрывая, приоткрывал некую символически составленную сцену или пейзаж, пояснявшие идею произведения. В 1821 году Тропинин навсегда распрощался с Кукавкой. Но волей случая этому не суждено было сбыться, в связи с гибелью отца Тропинина по требованию его хозяина графа Моркова вынужден был переехать в новое поместье графа обосновавшегося в Украине в деревне с интересным названием Кукавка.
Он первым исполнил алябьевского «соловья». И в парадном портрете В. А. Левицкий – учитель Щукина.
По сравнению с более ранними кружевницами и золотошвейками в этих работах еще сильнее жанровое начало – ощутимо желание художника передать образ в один из многих моментов бытия. Сравнительно, например, с более ранней работой А. Г. Венецианова Старая крестьянка с клюкой (1830-е гг. ), представляющей в сущности натурный этюд, тропининские образы воспринимаются типическим портретом старости. Тропинин прекрасно передает на полотне возрастные особенности модели. Аксессуары портрета вполне укладываются в стилистику романтического образа.
Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И. И. И если сентименталистская ориентация, определенно сказавшаяся в раннем творчестве Тропинина, сближает его с Боровиковским, то другой – сильный реалистический поток его творчества, все более крепнущий с годами, в числе прочих истоков имеет живопись Д. Г. Левицкого (через Левицкого Тропинин глубже воспринял и колористические традиции фламандцев). Свиньин, Н. А. Аналогичных картин Тропинин написал много.
Здесь и фотографически точное изображение инструмента той эпохи и постановка рук, положение пальцев на грифе, стопка нот на картине 1832 года, по которым хочется угадать исполняемое произведение и, наконец, с большой долей вероятности изображение одного из самых ярких деятелей русской семиструнной гитары первой половины XIX века Владимира Ивановича Моркова (1801–1864 гг. ), русского гитариста-виртуоза, ученика знаменитого А. О. Сихры, будущего автора Школы для семиструнной гитары и целого ряда сочинений и переложений для этого инструмента, а также получившего широкую известность и популярность. На радостях художник работает с упоением совершенствуя свои способности на вольной ниве и выставляет в 1823 году на суд зрителей новые картины на академической выставке раскрывающие новый стиль портретной живописи того времени среди которых, приятная восприятию картина Кружевница отражающая жизненный уют и прекрасный образ красотки девушки, лукаво вглядывающейся на зрителя. После академической выставки он приобрёл известность, круг его клиентов расширился.
Она изображена сидящей в кресле с письмом в руке. У этого портрета была странная судьба. Бера с женой (1850 год). Кружевница (1823) – одно из самых популярных произведений Тропинина. В 1840-е годы Тропинин все чаще размышляет о закате жизни. В ноябре 1807 году получил чин тайного советника и назначен сенатором.
Известный своей отвагой, он не раз, как вспоминали современники, под огнём неприятеля доставлял приказы главнокомандующего в самую гущу боя. А. В. Суворовым. Единство этих качеств и обеспечило работам успех во всех слоях общества. Несколько особняком стоит в творчестве Тропинина Портрет супругов Н. И. и Н. М. Бер (1850).
В результате этого импрессионистического приема он добивается впечатления глубины воздушного пространства. Тропинин создает яркий образ человека незаурядного ума и мощного темперамента. Таковы же и задуманные, но неосуществленные композиции, о которых можно судить на основании живописных этюдов, – Сплетница, Гадалка, Покупка яблок у разносчика, Сбитенщик (конец 1820-х – начало 1830-х г. ), Кройка, Сматывание шерсти (1840-е гг. ). Их пристальный взгляд создает то напряжение, которое выражает сильный, отнюдь не чувствительный характер героини и служит своеобразным стягивающим центром всего портрета. Во многом оно порождено громом пушек на Сенатской площади. Портрет Николая Ивановича Бера (1803 – после 1857 года) с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой, написан Тропининым уже в преклонном возрасте в 1850 году.
До 1812 года Тропинин выполнял обязанности лакея, кондитера и крепостного живописца. Это направление развилось во второй половине XIX века в творчестве передвижников. Во время эпохи синтементализма люди научились любить душу человека. Благодаря этой картине и ещё двум работам Тропинин попал в Академию художеств.
В этих портретах Тропинин особенно внимателен к предметному миру. Портрет довольно точно передает стиль времени – тяжеловесный, эклектично-помпезный.
Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного. Добавим, что общие черты с отдельными персонажами Записок охотника еще нагляднее обнаруживает Охотник в окрестностях Москвы (1840-е гг. ). Не стоит рассматривать этот портрет как маскарадный или костюмный. Все это свидетельствует о подвижности изобразительной системы художника. Отказавшись от профессорства, русский художник возвращается в Москву. Здесь небезынтересно привести мнение А. Н. Бенуа, считавшего, что в портретах Щукина сказалась несомненная наклонность к фламандскому, как в рыхлой манере писать, так и в горячих, вкусных, как бы подпеченных красках. Как и у Щукина, это придает естественную теплоту колориту тропининских работ.
По-прежнему сохраняются две основные линии: мужские и женские образы. Воейков Дмитрий Петрович (1788–1876 гг. ), помещик, владелец усадьбы в Москве. Нейтральный фон портрета по цвету почти сливается с фигурой. 15 марта 1814 года поступил в Московскую Губернскую Гимназию. 1818).
В Портрете писательницы В. И. Лизогуб (1847) богатый костюм и обилие драгоценных украшений уже не выдерживают пробу на чистоту национального стиля. Так, незаметно, за работой и проходила жизнь художника Тропинина. Наследуя семейную традицию, он был не только коллекционером, но живописцем и гравёром.
По глубине замысла, строгости и ясности идеи тропининская работа предвосхищает психологические образы передвижников, которые часто использовали композицию поколенного изображения: например, принадлежащие кисти И. Н. Крамского портреты И. И. Шишкина (1880) и А. С. Суворина (1881), написанный Н. Н. Ге портрет П. А. Костычева (1892). Картина сильно пострадала. Ершовой с дочерью исследователи творчества Тропинина считают лучшим из того, что было создано в конце 1820 – начале 1830-х годов, отмечая гармонию и изысканность колорита, сложность композиционного решения, особую мягкость и очарование образов.
В портрете самого Брюллова (1836) артистическую незаурядность художника Тропинин подчеркивает пышным фоном античными развалинами, увитыми виноградными лозами, дымящимся Везувием. Его авторитет среди молодых художников был чрезвычайно высок. В этом — вся суть его характера. Поверхность холста сохраняет трепетные движения кисти.
Композиция явно восходит к излюбленному Тропининым типу декоративных полуфигур. С. И. Гагарина, Портрет писательницы Л. Н. Кожиной, оба 1836 г. ). На Украине по существу произошло рождение Тропинина как художника. Объединённая коллекция известных собирателей предметов искусства Мосоловых перешла по наследству к Семёну Николаевичу Мосолову (1812-1880 гг. ), который стал истинным продолжателем дела своего отца и дяди. Своего рода классические образцы произведений этого типа оставил Ж. -О. -Д. В отличие от этих приподнято героических холстов, варьирующих известную схему военного парадного портрета первой половины XIX века, большая жизненность присуща карандашным изображениям военачальников – А. С. Фигнера, А. П. Урусова, Ф. И. Талызина (все 1810-е гг. ).
Тучковым. Также типичен Портрет Е. В.
С этой работой в творчестве Тропинина появляются романтические нотки. Особенно хлопотали за Тропинина А. А. Зимний пейзаж можно трактовать как намёк на немолодые годы героя. Самостоятельную группу составляют мужские типические портреты.
Чрезвычайно интересно живописное решение: зелень везде передана открытым цветом, что в сопоставлении с киноварью отдельных деталей создает звучную и контрастную цветовую гамму. Наиболее распространены у Тропинина портреты в интерьере с окном. Этюдный портрет Натальи – одна из самых романтических работ Тропинина. Урусова, Ф. И.
В 1812 году состоял адьютантом князя Петра Ивановича Багратиона. Караччи, с рисунков А. П. Лосенко, холстов А. Е. Егорова и неоклассициста Р. Менгса. Отсюда – определенное сходство палитр художников. Права А. М. Амшинская, считающая, что работа создана под влиянием О. А. Кипренского (его Портрета Е. П. Ростопчиной) и принадлежит новому, прогрессивному направлению в русской портретной живописи начала XIX века, которое отличали естественность и повышенное внимание к духовной сфере человеческого бытия. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве. Единственное красочное пятно, которое «держит» все живописное решение, дает коралловое ожерелье на шее женщины.
Там он женился на вольной поселенке. Портрет Е. И.
Это достигнуто прежде всего точно рассчитанным соотношением фигуры и пейзажа. Здесь же он мог воспринять и интерес к национальной тематике, к изображению людей из народа.
Позднее творчество В. А. Лучшие жанровые эскизы художника — «Жницы» и «У мирового судьи». Здесь, в своей мастерской, он и написал знаменитый портрет А. С. Спустя год, за картину «Портрет медальера К. А. Однако это были явления эпизодические они не имели национальных традиций и воспринимались современниками с оттенком экзотики. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище в Москве. Еще более глубокое осмысление народный характер получил у И. Н. Крамского, художника, обладавшего обостренной социальной чуткостью и гражданской ответственностью.
Выдающийся русский художник золотого века, мастер портретной живописи. Молодые люди понравились друг другу и Николай Иванович сделал ей предложение. Таков диапазон женских образов Тропинина. Тропининский Портрет Ф. С.
На правой руке поэта, лежащей на бумагах, видны два перстня. В данном случае эволюция еще ощутимее. Заказ Барышникова Тропинин выполнял почти пятнадцать лет. На особую высоту поднимают тему Пушкин и Гоголь. По типу это разные произведения: скромные поясные на нейтральном или близком к нейтральному фону (портреты Е. О. Скотникова, 1821 П. Ф. Соколова, 1833 И. К. Айвазовского, 1853). Музей Дульвич). Выразительные произведения подобного плана создал австриец Ф. -Г.
Гавриил Петрович Ершов умер восемь лет спустя (1772– 1839 гг. ). В 1840-е годы он служил сапожковским посредником по полюбовному размежеванию земель. Тему развивает глубокий и как бы все более поглощаемый тенями цвет.
Сходство налицо. относятся к «портрету-типу». Этого живописца Тропинин копировал и цитировал всю жизнь.
Во второй половине 1830-х-1840-е годы Тропинин пишет ряд групповых портретов. Художник не стремился к пластически определенной моделировке форм: чуть уплощенная фигура как бы списана с фоном. Искусство в России всегда было делом государственным. Стоило однажды Надежде Ивановне вскользь пожаловаться в письме на «горести», как зять тут же откликнулся: «Зачем не напишете, что и кто причиняет вам горести, право, тотчас отправлюсь к вам».
Мазуриной (1844), решенный просто, без каких-либо аксессуаров на нейтральном фоне. Пространство интерьера не включено в образную структуру произведений.
Оба художника используют систему освещения, не связанную с рассеянным светом в природе. Венчались они еще на Украине, в поместье графа Моркова, в новопостроенной церкви. В 1856 году умирает горячо любимая жена, Анна Ивановна.
Багратиона.
Сергей Сергеевич Кушников (1765—1839 гг. ) — петербургский гражданский губернатор (1802-04 гг. ), действительный тайный советник (1827 г. ), племянник историка Н. М. Карамзина. Несколько иной поворот получила тема в работе Девушка с горшком роз. Наряду с подобными сугубо учебными работами, Тропинин копировал и Корреджо, С. Розу.
Блестящим мастером группового портрета был Карл Брюллов. В тропининском портрете П. Н. Зубова (1830-1840-е гг. ) окно и занавес существуют абсолютно обособленно, а в 1840-1850-е годы художник все чаще изображает в интерьере широкий оконный проем. Вид с берега реки И. И. Подчаского, 1818 Михаиловское.
И это вовсе не дежурно-этикетные фразы. Интересны также живописные портреты штабс-капитана артиллерии И. В. Алымова (1819), С. Г. Волконского (1824), Л. Я. Неклюдова (1825. ), по типу сходные с мемориальными портретами Галереи 1812 года в Зимнем дворце. Эстетические вкусы эпохи в данном случае счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.
Картина написана в 1823 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Тропинин – один из основоположников романтизма в живописи России. К 1840-м годам, когда его в боярском кафтане писал К. П. К числу редких в творчестве В. А. Юный художник относится к типу изображений, хорошо известному в истории искусства.
Отсюда их интерес к мастерам прошлых эпох, добивавшихся особого светотеневого эффекта. Подобных работ Тропинина не сохранилось. Характерной деталью на портрете Михаила Федоровича служит табакерка в его руке. Когда же был организован музей А. С.
Портрет воспринимается почти как гротеск, как развенчание романтического героя. Показательно, что в 1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались следующие темы: Возвращение ратника к своему семейству, Русская крестьянская свадьба, Русская крестьянская пляска и Ворожба на картах. Однако он оказал неоспоримое, стойкое влияние на формирование московской живописной школы. По внутреннему состоянию брюлловским портретам второй половины 1830-х годов ближе изображение Ю. Ф. Самарина (1844). отозвал Тропинина из Академии.
Типологическое начало в большей степени присуще женским образам художника, что отчетливо видно, например, в работе Головка девушки-украинки (1810-е – начало 1820-х гг. ), являющейся фрагментом некогда большого полотна. Профессора также отметили успехи ученика – Тропинин получил две медали.
Окно в мир впервые широко вводится в живопись мастерами Возрождения. Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица. Изображён Николай Иванович Бер (1803 – после 1854 года), лекарь по военному ведомству и Министерству внутренних дел (1824-1834 годов), ординатор московской Мариинской больницы (1834-1836 годы), статский советник, с женой Надеждой Михайловной, урождённой Протасьевой. Здесь он занимался у С. С. Щукина.
С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. Раннее творчество Тропинина весьма неровно. Написав ряд так называемых халатных портретов (Булакова, 1823 Ф. П. Крашенинникова, 1824 П. Ф. Соколова, 1838 молодого человека в зеленом халате), Тропинин через достоверную бытовую деталь показал характер московской жизни, ее размеренность и неспешность. После окончания войны Тропинин пишет А. И. Лазарева (1810-е гг. ), П. И. Багратиона (1816). Дальнейшее развитие оно получило в русле реалистического искусства XIX века. Обращаясь к жанровому, «безымянному» образу (Гитарист, 1823, там же и многие другие), он обычно, закрепляя успех, повторяет композицию в нескольких вариантах.
Появляются работы Розальбы Каррьеры, Анджелики Кауфман. Они разнятся не только творческим темпераментом, манерой письма (несомненно живописной у Тропинина и более жесткой, с преобладанием графического начала у Варнека), но самим отношением к людям, в конечном счете обусловливающим и принадлежность портрета к определенному художественному направлению. В Москве он лечил Надежду Михайловну Протасьеву, на которой впоследствии женился. Особенно наглядно такого рода связь проявляется в образе Нищего старика (для сравнения можно посмотреть, например, одноименную работу В. К. Шебуева 1808 года).
Купчиха изображена в стилизованном русском костюме и кокошнике. Следовательно, Тропинин имел возможность общения с ним. В 1824 году за Портрет медальера К. А.
Постепенно она сделалась противоположностью чиновному бюрократическому Петербургу. Но Николай имел собственные пристрастия в искусстве. Пушкина в Ленинграде (1937 год), её передали в музей. Вот и поэтизированный образ «кружевницы» очищенный от повседневных трудностей, тягот и забот вызывает симпатию. Василий Андреевич родился 19 марта в селе Карповка Новгородской губернии. Глаза как будто спрашивают: «Хотите знать, о чём мне пишут. » В этом желании найти в другом человеке собеседника, поделиться с ним сокровенными мыслями, слышен отзвук «Исповеди» Ж. Ж. Аналогичных картин Тропинин написал много.
Щукин сообщил графу Моркову об успехе его крепостного и тот. Использование подобного приема заметно в образе Саваофа из Кукавской церкви, простонародным обликом схожего со Стариком, пьющим воду из ковша (1818. ). В 1830-1840-е годы русский народный костюм был в большой моде. Постепенно из едва намеченного пейзажного задника, приоткрытого за тяжелой драпировкой (портреты И. Л. Лазарева, Н. А. Майкова), выкристаллизовывается прямоугольник окна, переданного условно, в виде проема в стене (Портрет неизвестной с книгой, 1837). Это обстоятельство следует иметь в виду, говоря о графике Тропинина. Пушкин написан совсем по домашнему, образ его наделён теплотой.
На столике рядом с хозяйкой лежит книга. В разъездах по служебным и хозяйственным делам не забывал навещать бабушку. Этот портрет Тропинин не только знал, но и копировал в графике. Особенностью подобных изображений является репрезентативная композиция из ритмически чередующихся стоящих и сидящих фигур с почти обязательным изображением молодой женщины у раскрытого клавесина.
Вальдмюллер (портреты Жозефины Шаумбург, 1834 графини Кинской, 1840). Освободившись от крепостной зависимости, Василий Андреевич решил получить статус профессионального живописца. Холст с изображением Е. В. Киреевской вызывает в памяти работы Кипренского. Щепкина, П. С.
Меншиков Николай Сергеевич, светлейший князь (1790-1863 гг. ) – Из рода светлейших князей Меншиковых. Протасьевы не стремились окружать себя роскошью, что подчёркивается интерьерами тропининских портретов. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману. Его уважали лучшие ученики: Кипренский, Варнек, Скотников.
1809 г. ) О. А. Кипренского и испытать его влияние. На этом портрете он стройный молодой человек. Художника просили подтвердить подлинность портрета и подновить его, поскольку он был сильно испорчен. Этот дом и пришлось восстанавливать Тропинину.
Всё здесь монументально и гармонично излишеству плоти соответствуют излишества туалета. Но уже здесь видна, как и в остальных «детских» работах, стилистика эпохи Просвещения. По-прежнему сохраняются две основные линии: мужские и женские образы. В октябре 1812 года пожалован во флигель-адьютанты Свиты Его Императорского Величества.
В руке девушка держит коклюши. С 1810 года, поселившись в Москве, присутствовал в московских департаментах Сената. Романтики полагали "тьмо-свет" одним из важнейших выразительных средств живописи. Этими чертами отмечен портрет Л. Н. Кожиной. Известный оперный певец Пётр Александрович Булахов был хорошим другом Тропинина. Вместе с тем по своей идее тропининская Женщина в окне (Казначейша) сродни Итальянке, снимающей виноград (Итальянский полдень) К. П. Брюллова и, возможно, вдохновлена этой работой. Не остались равнодушными и Тропинин с Оболенским.
Снискав в Москве уважение и популярность, художник, тем не менее, оставался крепостным. Жизнь на Украине Тропинин тоже считал своеобразной академией. Краски положены прозрачными слоями так, что во многих местах просвечивает холст.
В каталоге выставки Варвара Ивановна названа вдовой статского советника. Это придает естественную теплоту колориту тропининских работ. Здесь он много рисовал людей из народа, а также крепостных – товарищей по несчастью. Но различие масштабов здесь еще большее, нежели между произведениями Тропинина и физиологическим очерком и уже не в пользу Тропинина.
Изображена Лидия Николаевна Кожина (1805-1881 годы), урождённая Всеволожская, во втором браке Де-Жюльвекур. Переезд в Петербург имел для Тропинина огромное значение. Мочалова, актера петербургской Александринки В. А. Этим приемом (надо полагать, сознательно) Тропинин не только закрепляет социальную принадлежность изображенной, но и поэтизирует ее.
Зимний пейзаж воспринимается как аллегория заката жизни. Сколько старинных вельможеских домов перешло теперь в собственность купечества. Обе являются попыткой найти новый тип группового портрета. В свое время она пошла за крепостного, будучи свободной. Тёщу Надежду Ивановну именовал не иначе, как «друг мой матушка», подписываясь: «преданный и покорный сын». Ему предписывалось ехать на Украину, в Подолье – в новое имение Морковых.
28 июня 1831 года произведён в Старшие лекари. Однако психологически его вполне объясняют обстоятельства жизни Тропинина. Среди них можно выделить Портрет С. С. Лицо и руки Самарина активно выделяются, разрушая тональную живописную систему работы.
Минимальными средствами художник создает образ сильной, уверенной в себе женщины. Реалистическое начало упрочивает и характер живописи большинства портретов: пластически-объемная моделировка форм (портреты Н. А. Майкова и К. Г. Равича), тщательная, тяготеющая к живописной системе XVIII века передача материальных фактур (Портрет молодого человека в зеленом халате). Дмитрий не отличался здоровьем: сказалась перенесённая в юности опасная болезнь. 4 сентября 1833 года «за отличную усердную службу в течение войны с польскими мятежниками пожалован в Коллежские Асессоры» (VIII класс). Но в его худощавом лице чувствуется какая-то преждевременная усталость.
В начале 1827 года Пушкин заказал Тропинину портрет для подарка своему другу Соболевскому. Леберехта Тропинин был признан академиком портретной живописи. Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. Вибрирующий мазок рождает ощущение особой светоносной глубины пространства.
В данном случае очевидно решающее влияние общих характеристик творчества двух художников. Романтики полагали тьмо-свет одним из важнейших выразительных средств живописи. В этом же году за картины «Кружевница», «Портрет художника О. Скотникова» и «Нищий старик» был утверждён в звании «назначенного» академика (то есть кандидата в академики). Будучи изображением конкретного лица (в ряде случаев известного), они тем не менее остаются девочками с куклой или птичкой, мальчиками с игрушкой, книгой и т. д. Такая мера соотношения индивидуального и общего характерна для искусства XVIII века, как и набор атрибутов – изображений животных и особенно птиц, распространенных у сентименталистов.
В том, что Тропинин выбрал Москву, сыграло свою роль несколько немаловажных факторов. Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является миловидная «Кружевница» (1823), подкупающая своим наивным и сентиментальным обликом тип девушки из низов становится лирическим олицетворением женственности. С этой же целью Тропинин пытался не показывать явную социальную принадлежность людей. Зато другие персонажи (особенно тот, к кому обращается Мосолов) представляют собой резко очерченные типы чиновников, характерные для русской жизни 1830-1850-х годов. В конце 1830-х – начале 1840-х годов Тропинин написал групповые портреты: Ф. С. Мосолова со служащими коннозаводства (1830-е гг. ) и Д. П. Воейкова с дочерью и англичанкой мисс Сорок (1842).
Это состояние глубоких раздумий на пороге нового этапа его творчества – этапа Медного всадника, завершающих глав Евгения Онегина, непревзойденной пушкинской прозы. Голова мальчика (Портрет А. В. Тропинина) – высшее достижение Тропинина в сфере детского портрета. Тропининский цикл непосредственно предшествует венециановскому. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.
Майков. Майков. Хозяин отозвал его в своё новое поместье на Украину. Идеализированный образ «кружевницы» связывают с образом «Бедной Лизы» Карамзина, появившейся в 1792 году. Постепенно известность Тропинина становится очень широкой.
Особенно выразителен Украинец средних лет – работа, неоднократно повторенная художником. Пушкин после опубликования в 1829 году Полтавы задумал написать Историю Украины. Однако оно очевидно и в мужских портретах. Другую группу составляют работы с более или менее развитым жанровым началом (портреты Н. И. Уткина, 1824 Л. С. Бороздны перед мольбертом, 1831 И. П. Витали, 183 (3). Достаточно посмотреть, как с помощью рефлексов приведен к цветовому единству костюм.
Алексеева, А. П. Такие работы художника, как «Кружевница», «Гитарист» и др. Замечательно выражение нежной заботы на лице Николая Ивановича Бера. В портрете Карзинкиной художник выразил свойственное ему чувственное восприятие мира.
Мотив окна часто присутствует в голландской живописи XVII века, в частности, у Вермеера. Вместе с тем сугубо партикулярная одежда, соотнесенная с атмосферой времени (все возрастающей дворянской оппозицией первой половины 1820-х годов и наступлением правительственной реакции – во второй), дает основание ассоциировать костюм со свободным образом мыслей изображенных. Непосредственным преемником Тропинина стал здесь В. Г. Перов.
Стремление ко все большей правдивости и индивидуализации определяет дальнейшее развитие детского характера в прогрессивном русском искусстве первой половины XIX века. Он пишет портреты героев Отечественной войны – генералов И. И. С этих пор Рембрандт стал его "героем" на всю жизнь. Сходство налицо. Характером образа, выражающего прежде всего женское начало (это подчеркивает аллегорический плод в ее руке), казначейше наиболее близка Девушка с яблоком.
Высокого достоинства кисть Тропинина не оставляет в небрежении последнего аспекта поля. Здесь Н. М. Карамзин предстает как великий современник: облик его очищен, дух успокоен. Образ женщины за прошивками – иной.
Однако ряд более конкретных его положений находили в Тропинине своего сторонника (кроме любовного отношения к национальным традициям Тропинина, например, необычайно привлекало резкое неприятие славянофилами крепостного рабства). При дворе Николая I устраивались балы в русском стиле. Автор, в отличие от романтических портретистов, старался подчеркнуть типичность героев. Оболенского (1840-е гг. ) схема романтического портрета и сугубо романтического образа разбойника практически исчерпали себя, придя в резкое столкновение с натурно-реалистической трактовкой изображенного. При этом тропининской манере неизменно присущ специфически интимный, домашний колорит.
Таковы, к примеру, «халатные портреты», с моделями, подчеркнуто облаченными, подобно Равичу, в непарадное платье. Уникален для Тропинина большой холст – Портрет А. И. Барышникова (1829), сохранился хорошо разработанный эскиз маслом. Копия картины Ж. -Б. В это время Тропинин больше не прислуживает, а всё больше занимается живописью. Панорама Кремля, напротив, взята сверху, отсюда – широта охвата пейзажа.
Давида. Именно эта работа Тропинина более других сродни идеалам бидермейера. Позднее вошло в традицию противопоставлять «домашнюю» поэтику полотен Тропинина – как особую черту московской романтической школы в целом – «чопорности» Петербурга. Однако несколько произведений такого рода все же написаны им в зрелый период творчества. Портрет не сохранился в первоначальном виде.
1833 К. П. Брюллов, 1836 оба портрета в Третьяковской галерее и др. ). Двух лет не дожила она до их золотой свадьбы. «Коклюшка – точёная палочка, с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой на другом, для намотки ниток и плетенья поясков и кружев». Семейство представлено в интерьере дома Воейковых на Спиридоновке.
В 1820-1830-е годы мастерство Тропинина развилось в полной мере. Мелкие, плотно положенные мазки делают картины похожими на миниатюры в технике эмали. Погребён в Москве на Ваганьковском кладбище.
Считается, что при создании таких картин Тропинин шёл по стопам двух художников – француза Жана Батиста Грёза (1725-1805), прославившийся своими жанровыми композициями из жизни третьего сословия и женскими «головками» и итальянца Петро Ротари (1707-1762). Прием этот противоположен такому принятому в романтическом портрете подходу, когда душевное благородство (и шире – духовное начало изображенного) передавалось через пренебрежительное отношение к условностям моды. Среди этих работ стоит выделить Мальчика с книгой (1825) и особенно Юного художника (1820-е гг. ), в котором также предполагается портрет Арсения. В 1814 году – камер-юнкер 5-го класса.
Исполнение брюлловского портрета – по преимуществу живописное, хотя и с довольно объемно промоделированными формами головы и рук, пронизанное сочной и в то же время мягкой волной светотени – составляет разительный контраст с жесткой линеарно-пластической манерой Тропинина, с его резкими границами светлых и темных участков живописи, подробно выписанными деталями. Остается добавить, что Тропинин, применяя в большинстве произведений двухслойные грунты, добавляет в наполнитель нижнего слоя охру. Вместе с тем трактовка образа сближает этот портрет с некоторыми ранними работами О. А. Кипренского (портреты И. В. Кусова, 1808 А. И. Кусова, В. Д. Давыдова, оба 1809 г. ).
В портрете Тропинина А. С. Самые ранние из них (не считая миниатюрных свадебных изображений самого художника и его жены) датированы 1826 годом – это портреты А. П. и П. И. Сапожниковых. Среди русских живописцев первой половины XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) особенно дорог соотечественниками за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном соотношении портреты современников, типические образы русской жизни и бытовые сцены.
Тропининский портрет А. В. Каратыгина далеко отстоит от такого, например, прекрасного произведения, как портрет А. Ф. Кокоринова (1769-1770) Левицкого, хотя оба художника изображали лучших людей своего времени, творческих деятелей. Ничего равного ему художник не создал, хотя продолжал писать детей и подростков. Недостаточность академического образования Тропинин преодолевал долгие годы. Щукин. Иными словами, Россия начала XIX века переживает некоторое сходство общественных отношений (выражение Г. В. Плеханова) с теми, что существовали в Голландии XVII столетия.
Примером могут служить Кружевницы Тропинина и Я. Вермеера Дельфтского (в данном случае мы сознательно упрощаем вопрос, не принимая во внимание возможного символического значения живописи Вермеера). В 1909 году картина была куплена Третьяковской галереей. Каратыгина. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой 1846 (там же), где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль. Этот опыт еще не совсем удачен.
Оба они глубоко интересовались украинской историей. Таким образом, Тропинин мог досконально изучать манеру чтимого им художника. Здесь отразилось увлечение высшего общества стилем la rus (псевдорусским), получившим официальную поддержку. Сначала молодые поселились в имении Мешково, принадлежавшем Берам (в Саратовской губернии). А. В. Суворове, участвовал во многих сражениях. Вскоре Тропинин приобрёл славу лучшего портретиста Москвы. В Москве Тропинин поселился в доме Писаревой на Ленивке, близ Большого Каменного моста.
Затем художник поселился в Москве. Тропинин продолжает и линию типажного портрета, в частности в знаменитой Кружевнице (1823, там же), подкупающей своим сентиментально-поэтичным обликом. Очевидно влияние на эту работу написанного Брюлловым портрета А. А. Перовского (1836).
В 1834 году действительный член Московского общества сельского хозяйства. Характером, а отчасти и композиционным решением, портрет Самарина напоминает брюлловское изображение Н. В. Кукольника (1836). Тропинин знал и самого Левицкого и его работы. По сути это несколько доработанный натурный этюд.
Во всяком случае, это бесспорно в отношении «Гитариста», которого всякий историк русской семиструнной гитары, да и просто любитель интересующийся историей гитары в России, воспринимает и видит именно так. Образ Барышникова отмечен явными чертами своего времени. Такие же отношения покровительства и почтительной дружбы связывали художника с А. А. Среди тропининских автопортретов (1810-е, 1824, 1830-е) наиболее символичен Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1844).
Портрет принадлежит к серии «детских» портретов русского художника. – большая редкость в творчестве художника. Его отец крепостной крестьянин графа А. С. Миниха за честную службу получил личную вольную. И Дмитрий всегда принимал эти более чем скромные деревенские дары с величайшей благодарностью, ценя в них прежде всего выражение любви старого, немощного человека, который, с трудом преодолевая болезни, всё же непрестанно думает о нём.
Между ними были выполнены изображения четы Киселевых (начало 1830-х годов), Мазуриных (1839), Тутолминых (рубеж 1830-1840-х гг. ), Егоровых (1840), других Киселевых (1841) и еще целый ряд подобных портретов. Взгляд Пушкина вдохновленно устремлён вдаль. Талызина, П. И.
С этим интересно сопоставить выводы Л. Н. Целищевой исследовавшей живопись Щукина. Позой подчеркнута уникальность, гордая независимость человеческой личности. Бекетов, задумавший серию гравированных портретов известных русских деятелей. Просветители считали ум ребенка tabula raza (чистой доской), объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания. Изящный утренний наряд Надежды Михайловны Бер вносит в картину интимную ноту. К тому времени русскому читающему обществу было известно об Украине из Истории государства Российского Н. М. Карамзина и Истории Малой России Д. Н. Бантыш-Каменского (новое ее издание вышло в свет в 1830 году).
Здесь Василий Андреевич провел шесть лет (1798-1804), однако обучение Тропинин не закончил. Панорама Кремля, напротив, взята сверху, отсюда – широта охвата пейзажа. Родился в Санкт-Петербурге.
Напряженная игра света и тени придает портрету ощущение таинственности и романтичности. Тропинин получил азы художественного мастерства у известного портретиста С. Щукина. Василий Андреевич Тропинин родился (30)марта1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Его председателем стал московский генерал-губернатор князь Д. В.
Содержание портрета Лизогуб соответствует наиболее распространенной тенденции в женских портретах Тропинина 1840-х годов – любованию расцветшей, демонстрирующей себя красотой. Двадцатого сентября за Кружевницу, Портрет художника Е. О. Скотникова и Нищего старика он был удостоен звания назначенного академика.
Торжественно выглядят стоящие, поколенно срезанные фигуры (например, Портрет А. В. Каратыгина, 1842). В 1843 году он получил официальное признание – Московское художественное общество избрало его своим почетным членом за ревностное содействие к пользе и процветанию Общества и училища, при нем состоящего. Здесь многие знали о таланте живописца и уговаривали графа дать ему вольную. и другие). Голицына (после 1828) – последнего московского вельможи, попечителя московского учебного округа, председателя опекунского совета.
Это произошло только в 1823 году. Портрет неизвестного с трубкой (1840-1850) – одно из лучших поздних произведений художника. Индивидуальность подчиняет аксессуары, раскрываясь через них все новыми гранями.
С этой точки зрения интересен завершенный этюд Девушка в белом платье и красной шали (конец 1830-х – начало 1840-х гг. ), который проясняет взаимосвязи двух основных областей творчества художника. Генезис этой небольшой работы довольно сложен. Сохранились убедительные свидетельства о связях Тропинина с кругом славянофилов.
Карамзин был привлечен Новиковым к участию в журнале Детское чтение для сердца и разума (1785-1789), носившем определенную просветительско-сентименталистскую окраску. Протасьев относился к тёще, особенно когда она овдовела, с истинно сыновней заботливостью, часто навещал её, помогая по хозяйству, хлопотал о её делах в чиновничьих инстанциях, писал губернскому предводителю дворянства, прося принять её под своё покровительство. Шёлковое платье служило лишь для приёма гостей.
Не случайно именно на него ориентируется Тропинин в своих первых живописных опытах. Байрона, А. Мицкевича, А. Пушкина, А. Орловского. Замечательно выполнен натюрморт, уточняющий производственный фон портрета. Родился в семье крепостных В 1798-1804 учился в петербургской Академии художеств, где сблизился с О. А. Кипренским и А. Г. Варнеком. Пушкина. Важная роль в семантике образа принадлежит распустившимся в цветочном горшке розам. Среди множества изображений всадников, встречавшихся в то время на дорогах и жанровых сцен (женщина, склонившаяся к солдату молодцеватый гусар подле разгоряченного коня и другие) здесь имеются карандашные, подцвеченные сангиной, эскизы портретов, поколенных или в рост. Рунге) или носить утилитарный характер, помогая раскрыть личность изображенного (Портрет Фердинанда Вегенера Ю. Шоппе, 1830-е гг. ) – функция, восходящая к репрезентативным портретам XVIII века.
Полнокровность натуры хорошо выявляет открытый красный цвет халата. Можно вспомнить хотя бы такие работы, как Портрет неизвестной в русском головном уборе из собрания Государственного Русского музея, Портрет крестьянки И. П. Аргунова, Портрет торжковской крестьянки Христиньи Боровиковского, наконец, знаменитые головки Ротари. Матвеев же учился в Голландии, первоначально у знаменитого портретиста Арнольда Боонена, чья мастерская считалась одним из последних очагов школы Рембрандта, а затем во Фландрии.
Теперь мы располагаем лишь единичными его пейзажами. Учась в ней имел лучшие результаты по закону Божию, словесности истории, языкам и естественным наукам (география и естественная история) и посредственные — по математике и физике. Большая часть детских портретов имеет жанровую завязку. С восемнадцати лет, по окончании Пажеского корпуса, князь служил в лейб-гвардии Финляндском полку. Колорит выполнен в сближенных тонах.
Ему благоволили профессора Академии. Здесь он занимался у С. С. Щукина. Но особой популярностью пользуется Грез.
Первым его приобретением стала коллекция офортов Рембрандта. Василий Андреевич изобразил себя в рабочем халате, с кистями и палитрой. Плотная кладка сплавленных мазков сообщает им фарфоровый характер. Возвращение в Москву было для него радостным.
Образ К. Г. Равича может служить воплощением типа москвича – человека добродушного, хлебосольного и гостеприимного. Подобные работы есть у О. А. Кипренского (Ворожея со свечой, Читающий у свечи, обе 1830 г. ), К. П. Брюллова (Гадающая Светлана, 1840-е гг. ). В любви и согласии они прожили почти пятьдесят лет. Говоря о романтических реминисценциях в творчестве Тропинина, надо указать на акварельный оплечный Портрет Боцигетти-дочери (1810-е гг. ).
К работам этого круга следует отнести и великолепную в живописном отношении, свободно выполненную Голову старика (1825). Однако уже в повторениях Кружевницы (1824) и Золотошвейки (1826) цветовые отношения взяты более активно и определенно. Тропинину удалось передать властный характер графини, правдиво завершив общее образное впечатление.
Когда Морков узнал об этом, то после многочисленных просьб, согласился официально определить юношу в Академию «посторонним», вольноприходящим, учеником, что не возбранялось и крепостным. Всё на мгновение застыло, когда девушка взглянула на вошедшего, даже булавка в её руке. Это натурно-пластическое направление тропининской живописи становится господствующим в 1840-1850-е годы, однако уже в предшествующем десятилетии оно дает своего рода классические образы в портрет Н. А. Зубовой (1834) и А. Ф. Мазуриной (1839).
Общий вид усадьбы О. Клодта, 1822 и другие). По замыслу художника одежда должна приближать героя портрета к зрителю. Тропинин не раз обращался к жанровому типажному, обычно повторяя такого рода композиции в нескольких вариантах (как и свои автопортреты).
Несравненно более скромные во всех отношениях работы Тропинина не оказали такого очевидного влияния на последующую русскую живопись, как работы Венецианова, однако художник стоит у истоков того же прогрессивного направления, связанного с изображением народной жизни. Тишбейном, Семейство Всеволожских в парке кисти француза Буальи, другие подобные работы. Это самый удачный образ из серии картин Тропинина «трудовых девушек». Несравненно более скромные во всех отношениях работы Тропинина не оказали такого очевидного влияния на последующую русскую живопись, как работы Венецианова, однако художник стоит у истоков того же прогрессивного направления, связанного с изображением народной жизни. 1813 г. ), где представлена все та же семья. Ученики академии копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже.
Небольшую по размерам работу отличает живописная свобода исполнения. Произведение получило много лесных отзывов у современников. Причем вводит ряд аксессуаров, сообщающих образам жанризованный характер. Обаятельную простоту и скромность замещает активное женское начало, выраженное чертами расцветшей красоты, скульптурной пластикой развитых форм (Портрет неизвестной в плаще, 1840-е гг. ).
Рукодельницы свидетельствуют об эволюции художественной манеры Тропинина. При осаде Варны в 1828 году был ранен в ногу и лечился в госпитале Варны, затем в Одессе.