Образ Родины прочитывается в картине «Рожь» (1878), где, кажется, мир сведен до основных «первоэлементов» бытия (плодоносящая земля, небо, ее объемлющее и человек) и вместе с тем дан исчерпывающе полно. Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Сосновый бор». Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа".
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Лесной пейзаж кажется необъятным.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. «Шишкин-человек-школа» — сказал о нем Крамской и оказался прав. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В окрестностях Москвы» (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
Сама местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и др. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. «Утро» полностью лишено всего этого. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Крамским. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина — пейзажиста эпического склада. Природа выражает музыку человеческой души.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Его картина поет.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Ничуть не бывало. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.
" 8 марта 1898 года художника не стало. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее.
Классические произведения Шишкина такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя. » (1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.
По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Облик этот был многолик. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Над землёй летают ласточки. Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос.
Воробьев. «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В таких картинах, как «Полдень. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
художественная галерея) и другим. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина «Вид на острове Валааме. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». В окрестностях Москвы» (1869). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. В нем сочетаются величие и задушевная лирика.
Несмотря на известные успехи Шишкина в области колорита, передачи световоздушной среды (а они очевидны в таких картинах, как «Полдень», 1868 «Среди долины ровныя. », 1883 «Лесные дали», 1884 «Сосны, освещенные солнцем», 1886), эти ценности лежали вне возможностей его творческого метода и были даже необязательными для его художественной концепции пейзажа-«памятника», пейзажа-«монумента». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889).
Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. — Ср. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Так в реальной жизни не бывает. У Шишкина не было стремления к самодовлеющей пейзажности, его не увлекала дикая, первобытная красота природы — в картинах художника она всегда соприкасается с миром людей, миром живых существ, о котором напоминают то мотив дороги, то срубленное дерево, то фигура лесного сторожа и т. д. Может быть, это было уступкой чрезмерной аналитической заостренности метода художника, пытавшегося такими традиционными внешними средствами «оживить» пейзаж, тем более что цветовому исполнению полотен отводилось, как правило, последнее место после тщательной графической и тональной проработки форм. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Внушительные дубы достойны восхищения.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Быть грозе. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
В 1888 году Шишкин написал «Туман в сосновом лесу» и тогда же, видимо, этюд «Крестовский остров в тумане», в 1889 году — «Утро в сосновом лесу» и «Туман», в 1890 году — снова «Туман» и, наконец, «Туманное утро». Более того, вот какая оценка была дана ему в альбоме «Сто русских деятелей искусства» изданном в Париже: «Роль Шишкина в истории развития глаза русских пейзажистов огромна и абсолютно исключительна. Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
В 1860-х гг. Он стремился к изображению леса, чтобы угадывалась порода деревьев, тщательно прописывая каждый листок. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Характерна в этом смысле «Рожь». Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Что впереди. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Это очевидно. Не закончив учёбу, он вернулся домой.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Эту технику художник освоил еще за границей. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать.
И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына. И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Его отец был купцом, культурным человеком. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.
В 1858 году Иван Шишкин получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. В его картинах – чуткое отношение к деталям. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Шишкин был первым анатомом природы, который показал ее скелет и строение.
Мери-Хови по финляндской железной дороге», «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Невероятная тишина царит в пейзаже. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.
А их было немало. Он свободно ассоциируется с вечным «древом жизни», старым дубом князя Андрея Волконского из «Войны и мира» или со своим прототипом из популярной песни. У работы было очень много положительных отзывов. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Полного курса так и не закончил. В 1852 г. перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Преподаватели сразу отметили склонность Шишкина к пейзажной живописи. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Сосновый лес очень труден для кисти, ведь надо сделать так, чтобы хвоя чувствовалась, чтобы ею «пахло» в комнате, где висит картина. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Один неизвестный рецензент-современник точно сказал по поводу его выставки: «Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета».
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Такая подвижность границ образа происходит не от его нечеткости, а, скорее, от той же благодатной «элементарности», дающей возможность трактовать образ как реалистический символ. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. К ним относятся «Уголок заросшего сада. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины «Утро в сосновом лесу», принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890) и целый ряд других. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью «Братцево», свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины «Полдень. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Крамским точно отмечена сама сущность творческого метода Шишкина, метода, в котором функции художественно-познавательные, эстетические естественно сочетались с функциями «естествоиспытательскими», научно-исследовательскими.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Там будущий художник скучал.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878 Третьяковская галерея). Мрачное настроение. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (оба 1888 г. ), «На песчаном грунте. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Это была ювелирная работа.
Ведь в ней «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Окрестности Москвы. Вертикали пересекаются косыми линиями. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В них нет политики и социальной направленности.
Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня. «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Случайность.
Крамским. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Их он стремился передать как можно конкретнее. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца в городке Елабуга, расположенном на берегу Камы. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Все сковано морозом и погружено в тень. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага.
Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Особенный, тихий, погожий выдался день. Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени.
Да и сама жизнь требовала этого. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа. Местность Кукко». Шишкин — не вершина искусства, а та основа, без которой нельзя идти дальше».
В окрестностях Москвы» (1869), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий.
Это несомненно. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору.
Человек Шишкина прикреплён к земле. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Картина Полдень.
В полотнах живописца красноречиво выражены коренные качества русского пейзажа с характерным для него сочетанием могучих вертикалей и горизонталей, спокойной гармонией масс земли и неба. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Пример тому — поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина «Туманное утро» (1885). Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. В академии его картины одна за другой награждались медалями.
Он демонстрирует мастерство кисти, показывая зрителю свои чувства, переживания. Биография художника зашифрована в его творениях. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. У него умерли сыновья. Не было в русском искусстве художника, который бы знал пейзаж столь «ученым образом» (Крамской). В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Художник одушевляет деревья.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Между тем помимо «Сосен, освещенных солнцем» и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа «Дубы. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Шишкин не облагораживал природу. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ).
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы.
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. К ним относятся Уголок заросшего сада.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Здесь его творчество расцвело. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Шишкин И. И. В частности, русских лесов.
Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Драматичное действие разворачивается будто на сцене. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии —»Вид на острове Валааме" (1858). Задний фон мрачен.
Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Однако приобретший ее П. М. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу — в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.
(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Его стремление объектировать, очистить от всего личного и потому случайного свое восприятие природы приводило к тому, что картины Шишкина воспринимались как программные свидетельства принципиальной личной позиции художника и они не оставляли зрителя равнодушным. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Среди русских пейзажистов И. И. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве».
«Зовет и манит меня лес. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». В полотне «Среди долины ровныя. » прекрасен и героичен великан-дуб, концентрирующий в себе растительную мощь земли. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Но картина не является иллюстрацией стихов. Много работал Шишкин и за границей. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос.
Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Дорога на Каму» (1953г. ) навеяна творчеством Шишкина (К. Е. Максимов). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. А «сюжетом» его искусства был образ Родины, русской природы, которую он воплотил в своих произведениях полной могучих сил, неувядающей и облагораживающей красоты.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. Чувствуется глубина оврага, глушь.
музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. В 1856 году, окончив Училище, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Шишкин был упоен красотой русских земель, о чем он сам говорил при жизни. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга" (1856, ГРМ). Так писались и «Сосновый бор. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. В его произведениях встаёт дремучая Россия. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Парит. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Шишкин стремился к другому. Ее иногда называют картиной-завещанием.
В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. В январе 1856 годаИван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Не скрою, моя картина «Сосновый бор.
Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево, свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. Но картина не является иллюстрацией стихов. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. В 1870-е гг. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
Его называли «лесным богатырем-художником», «царем леса» и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Мастер смело экспериментировал.
Шишкин сдержан и величественен. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. был талантливым живописцем XIX века.
На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца или много открытого неба или водоём или дорога. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. «Сосновый бор» (1872)-это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник. Сосны придают картине величественное звучание. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Природа – сама благородство. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. «С тех пор, как я взялась за кисть, я не знаю школы лучше, чем обучение у полотен Шишкина» (Л. Бродская). И рожь и сосны и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр.
В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».