Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Еще острее становятся характерные типы.
В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться. В них так же, как в статуях «Рабов», ясно прослеживается тема борьбы человека с враждебными ему силами. Ведь я мало смыслю в науках. ».
Взгляд Святого Петра устремлен прямо на зрителя. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби. Глыба имела девять футов высоты. Поза его неустойчива. Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. Крупные черты лица, волевого и значительного, устремленный вдаль взгляд, сдвинутые брови — все дышит страстной убежденностью. Завершенная до мельчайших деталей в отделке мрамора и его полировке, статуя «Моисей» заключает в себе мощный эмоциональный заряд и громадное внутреннее наполнение. Предельное напряжение духовных и физических сил людей, мужество в борьбе, страстность в размышлении о судьбах человека – вот основное содержание искусства Микеланджело. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
По левому краю изображена группа всадников. « папа Павел приказал построить в том же этаже и по образцу капеллы Николая V некую капеллу именуемую «Паолиной», решив, чтобы Микеланджело написал в ней две пространные истории на двух больших картинах на одной из них он написал Обращение св.
Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах. В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода.
Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. В рисунках его речь особенно лаконична. 31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения.
В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида — юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль.
Мы погибли. В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда.
«Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле». Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Вдруг на берег выбежали часовые. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора.
— ответил Юлий II. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня.
Недаром в своих сонетах он уподоблял любовь усилиям скульптора освободить образ живого, прекрасного человека из бесформенной мертвой материи. Увы, его вновь ждало разочарование.
Угроза иностранной интервенции нависла и над Флоренцией. У ног Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. В последние годы жизни Микеланджело готов был разочароваться в своих делах. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» Откровение 20:11-15.
Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. «Случилось так, что, когда Леонардо да Винчи, художник редчайший, расписывал, как рассказано в его жизнеописании, Большую залу Совета, Пьер Содерини, занимавший в то время должность гонфалоньера, видя великий талант Микеланджело, заказал ему расписать другую часть той же залы, что и стало причиной его соревнования с Леонардо, в которое он вступил, взявшись за роспись другой стены на тему пизанской войны. За «Давидом» следовали: — теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, — незаконченная статуя св. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье».
С тех самых пор имя Брута ассоциируется с предательством, но во имя свободы всего народа. И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз». — Он и должен быть старым. Он оплакал в ней гибель свободы родного города.
Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. Используя свой дар скульптора, свое знание античной культуры, он предполагал соединить в этом фасаде архитектуру и скульптуру. Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча». 1504–1506, Флоренция, Уффици).
Он в трепете и ужасе сказал: Господи. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным.
Точное название скульптурной группы — «Битва кентавров с лапифами». Глубокий пессимизм, охвативший его перед лицом гибели в Италии политических и гражданских свобод, кризиса ренессансного гуманизма, отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи.
И статуя герцогов Джулиано и Лоренцо Медичи и помещенные на саркофагах аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» имеют одно общее: при всей физической мощи они лишены активного действия. Иеремия — глубоко задумавшийся скорбный старец. Молодым человеком он сблизился с кружком гуманистов при дворе Лоренцо Медичи. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено.
Также полагают, что автопортрет Микеланджело — это одинокая мужская фигура справа. Перестроенная им площадь Капитолия с водруженной в центре ее древней конной статуей Марка Аврелия кажется Скованной боковыми дворцами с их большим объединяющим два этажа орденом (начало 1546 года). На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы.
Тема оплакивания Христа была популярна и в готическом искусстве и в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Но уже в этом обнаженном великане, какого не знал ни античный миф, ни средневековая легенда, проявляется жажда величественного, которая толкала Микеланджело покинуть Флоренцию ради Рима, где его ждали большие заказы, покровитель и слава (1505).
Три дня потребовалось, чтобы доставить «мраморного гиганта» к месту назначения. Камень живет и дышит, сквозь его оболочку угадывется живое тело, глубокое чувство любви и нежности женщины к своему сыну.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Глаза его опущены. В архитектуре Микеланджело господствует пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Франции, 1523 – 1534).
И только постигнув природу камня, узнав каждый слой, мог приступать к высвобождению из него тех форм, которые он замыслил. Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый. Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость.
Рафаэль написал портрет этого воинственного папы. Время было достаточно напряженное. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды».
Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине». И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. Все передано только в самых общих чертах, только намечено в камне.
Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. – Да, ты лишил его бороды. Я описываю смешные вещи, но отлично знаю, что вы кое-что полезное в них найдете". Микеланджело Буонаротти (1457 – 1564) итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт. Его бюст Брута (Флоренция, Национальный музей) — тираноборца, убившего римского императора Цезаря, с лицом исполненным отваги, сознания своей правоты и презрения к собственной участи, был, возможно, откликом на убийство нового флорентийского деспота, — герцога Алессандро Медичи в 1536 г. от кинжала его родственника Лоренцино, в котором тогда многие видели нового Брута.
«Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно» Вазари. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу. – Твой Фавн слишком стар.
В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы. Не преминул он показать миру, как во время воскресения мертвых последние снова получают свои кости и свою плоть из той же земли и как при помощи других живых они возносятся к небу, откуда души, уже вкусившие блаженство, спешат к ним на помощь не говоря даже о всех тех многочисленных соображениях, которые можно считать необходимыми для такого произведения, как это, — ведь он приложил немало всяких трудов и усилий, как это, в частности, особенно ясно сказывается в ладье Харона, который отчаянным движением подгоняет веслом низвергнутые дьяволами души совсем так, как выразился любимейший им Данте, когда писал: А бес Харон сзывает стаю грешных, Вращая взор, как уголья в золе, И гонит их и бьет веслом неспешных.
Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории. И снова Микеланджело постигло разочарование. Однажды на вопрос Микеланджело: «Что будешь делать, если я умру. » — Урбино ответил: «Пойду служить еще кому-нибудь».
В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью. Может быть, ни в одном другом произведении Микеланджело не выражена так ясно идея эпохи Возрождения о возможности синтеза христианства с античностью, как здесь. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень.
Происходило же это потому, что римская известь, которую для белизны изготовляют из травертина, сохнет медленно и ее смешивают с пуццоланой бурого цвета, так что смесь получается темной и когда она жидка и водяниста и стена ею сильно пропитывается, она, просыхая, часто расцветает, то есть во многих местах цветущая жидкость выделяет соль, которая, однако, на воздухе с течением времени улетучивается. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность. Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна. Героизм его обусловлен осознанной исторической миссией.
Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело. Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Исполненные мужественной силы, фигуры обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют об особенностях вкуса Микеланджело и его реакции на классическое искусство: взятые вместе, они представляют собой энциклопедию положений обнаженного человеческого тела, как это было и в «Битве кентавров» и в «Битве при Кашине». Сам художник без помощи учеников и каменотесов собирался выполнить это сооружение. Франциск (1496-1497), — статую «Купидон» (1496-1497).
Приблизительно в 1530 году, когда только утихла мстительная ярость победителей Флорентийской республики и Микеланджело получил прощение и снова принялся за работу во славу тех самых Медичи, против которых только что сражался, он создал небольшую превосходную, хотя и неоконченную, мраморную статую «Аполлон, вынимающего стрелу из колчана», также известную под именем «Давид-Аполлон» (Национальный музей Барджелло, Флоренция). В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. Он был всегда художником-гражданином. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября.
Ничто единичное больше не возвышает голоса, важны лишь одни групповые массы. В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга.
Чувствуя себя в безопасности, многие солдаты полезли в реку купаться, другие сидели поблизости и обсыхали, третьи, сложив тяжелые доспехи, нежились на траве. Такое вмешательство в работу не могло не тормозить ее, не нервировать художника. Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. что повелишь мне делать. Весь ансамбль проникнут ощущением неуверенности и беспокойства.
Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Перед Микеланджело стояла задача создать изображение воскресшего Христа, перешедшего рубеж земных страданий, он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены «Моисей» или пророков Сикстинской капеллы.
Его длинная борода струится между могучих пальцев. Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком. Как уже говорилось в другом месте, Микеланджело достиг совершенства в своем искусстве собственными силами ибо здесь нет ни пейзажей, ни деревьев, ни построек, как не видать и того разнообразия и прелестей искусства, к которым он ведь никогда и не стремился как художник, не желавший, быть может, унизить свой великий гений подобными вещами» Вазари. Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата».
Уже после установки в соборе Св. Совершенная пластика передает напряжение каждого мускула и вздувшихся вен.
Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». Он изобразил Марию молодой, но при этом она бесконечно далека от условной красоты и эмоциональной неподвижности готических мадонн этого типа. Пропорции этой фигуры более стройные. Богатейшая его пластика сохранила следы энергичной рубки шпунтом по мрамору.
Сначала Микеланджело бежал из осадженной Флоренции с учеником Антонио Мини (работал с Микеланджело в 1523-1531 гг. ) и золотых дел мастера Пилото в Венецию, еще немного и он бежал бы во Францию, куда его настойчиво приглашал король Франциск I, предлагая должность, хорошее содержание, дом. Высота вестибюля подчеркнута тремя ярусами членений. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» — так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет.
Образ Давида был традиционен во Флоренции. В. Лазарев. Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях.
В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке.
— Он перестает служить ренессансным кумирам. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться.
Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету. В 1527 году войска «наихристианнейшего короля» Карла V захватили и разграбили Рим, папе удалось бежать, но мир с Карлом V ему пришлось подписать на самых унизительных условиях. Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая).
Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой. Он поставил там четыре гробницы, украшавшие стены, предназначенные для праха отцов двух пап: Лоренцо старшего и Джулиано, его брата, а также для Джулиано, брата Льва и для герцога Лоренцо, его племянника. В правой части картины написана группа женщин, с ужасом следят за приготовлением к казни.
Наибольшее удивление возбудил он в самом учителе своей копией с известной гравюры Шонгауэра изображающей искупление святого Антония. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. Лестницу, строившуюся в 1533-1534 гг., Амманати завершил только в 1558-1559 гг., когда Микеланджело выслал из Рима глиняную модель лестницы, ставшей главной достопримечательностью вестибюля библиотеки. Огромный плащ образует вокруг него подобие паруса. Он исполнил глиняную и деревянную модели фасада, однако этому его проекту, как и ряду других, не суждено было осуществиться.
Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию.
«После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь».
«Вернемся же к самому изображению. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Они окружены бесчисленным множеством фигур пророков, апостолов, где выделяются Адам и св. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений». Папа Юлий остался чрезвычайно доволен росписями Микеланджело.
И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. 1643 г. была уничтожена Сюбле де Нуайе за чрезмерную сладострастность. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. И, быть может, нигде титанизм его натуры не сказался столь ярко, как в том факте, что ему самому его творения казались ничем по сравнению с новыми задачами, которые он перед собой ставил». Увидев снизу написанное, Микеланджело обратил внимание на недостаточность масштаба и перегруженность деталями первых композиций — «Потопа» и «Истории Ноя».
Бородатый муж присутствует на казни, полуотвернувшись от группы вокруг Св. Работа поглощала все душевные и физические силы творца. Он сказал: кто Ты, Господи. В 1873 году пришлось перенести статую в Флорентийскую академию художеств, чтобы защитить от разрушительного воздействия ветра, дождя и солнца.
Петра. Его голова повернута влево, как и у Давида.
« Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Оборона осажденной Флоренции длилась 11 месяцев (с 24 октября 1529 г. до 12 августа 1530 г. ) и вошла в историю города как одна из самых славных ее страниц. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». «Брут» — образ народного трибуна.
От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. Постепенно этот недуг прошел. — желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим.
Только в живописи Венеции тенденции Высокого Возрождения удерживаются до конца века. Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается.
Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. В самом построении фигуры заключено сильное движение. Волевое напряжение достигает здесь высшей степени. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. Петра Бернардо Ченчи (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва).
Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом. Там же равным образом обнаженная фигура св.
Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков). «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» — настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. Правой рукой он опирается на колено.
и Господь ему: встань и иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Это тондо — одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508 – 1512), статуя Моисей (1515 – 1516) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Эту статую Микеланджело вылепил из глины еще до того, как папа уехал из Болоньи в Рим когда же Его Святейшество пришел взглянуть на нее, он еще не знал, что вложить ей в левую руку а так как правая была гордо поднята, папа спросил, что же он делает: благословляет или проклинает.
Рафаэль проводил ее своей росписью «станц» Ватикана, гуманист, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне делал такие же выводы в своем трактате «Котреджиано» («Придворный»). Павла. Петра а так как доставку следовало оплатить, Микеланджело отправился, как обычно, к папе но так как в тот день Его Святейшество был занят важными делами, относившимися к событиям в Болонье, он воротился домой и расплатился за мрамор собственными деньгами, полагая, что Его Святейшество тотчас же даст на этот счет распоряжение. Это не минутная передышка после напряженного движения, но длительное состояние, вызванное опьянением, когда безвольно расслаблены мышцы. Из души художника.
В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами. Невероятная по напряжению работа сильно подорвала его здоровье. «Если вы не видели этой статуи, — писал Стендаль, — вы не имеете понятия о возможностях скульптуры».
Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого.
Моисей (1516, Сан Пьетро ин Винколи) представлен как могучей старец с огромными космами бороды. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. «Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Бюст Брута не был закончен. Приглашает он и Микеланджело.
Будто злой рок преследовал мастера и его грандиозный проект. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь.
Тут все: исступление и страсть и порыв и такой динамизм, от которого дух буквально захватывает, в этой фигуре бушует титаническая сила и рвется куда-то неудержимо одухотворенная человеческая воля. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Мрамор этот Пьер Содерини, назначенный тогда пожизненным гонфалоньером города, неоднократно предлагал переправить Леонардо да Винчи, а теперь собирался передать его мастеру Андреа Контуччи из Монте Сансовино, отменному скульптору, его добивавшемуся пытался получить его по приезде во Флоренцию и Микеланджело, которому он приглянулся еще много лет тому назад, хотя и трудно было высечь из него цельную статую без добавления кусков и ни у кого, кроме него, не хватало духу отделать его без таких добавлений. От паолинских фресок веет все более усиливающимся мучительным трагизмом. Грозен для непокорных карающий меч Ватикана.
Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). А этот образ нелегко освободить.
«Некоторые обвиняют его в скупости. Отсюда проявление воли, убежденности, благородства и ума. Эти черты, характерные для некоторых образов «Сикстинской капеллы», прозвучали здесь с большей отчетливостью. Могучий старец сидит, скрестив ноги. Хотя картина «Мадонна Дони» — это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину. На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой.
Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Недаром он изобразил себя в виде содранной со св.
Три ночи работал Микеланджело. Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Вся история взаимоотношений великого художника и властолюбивого папы изобилует бурными вспышками гнева со стороны то одного, то другого, самыми острыми конфликтами, заканчивавшимися, однако, примирениями и даже полным согласием во имя поставленной цели.
«Он был гражданином Флоренции — Флоренции мрачных дворцов и стройных, как копья башен, за которыми идет волнистая и четкая гряда холмов, тончайшим узором врезанная в густую лазурь небес, с черными веретенами низкорослых кипарисов и струисто-серебряной перенязью трепещущих от ветра маслиновых рощ Флоренции изощренного изящества, где бледный, саркастичный Лоренцо Медичи и большеротый лукавый Макиавелли любовались воочию Весной и бескровными златовласыми Венерами Ботичелли горяченой, спесивой, беспокойной Флоренции, легко становящейся добычей любого фанатизма, то и дело сотрясаемой религиозной и социальной лихорадкой, гле каждый был свободен и каждый был тиран, где так хорошо было жить и где жизнь была адом уроженцем города, сыны которого умны, нетерпимы, умеют и восторгаться и ненавидеть, остры на язык. » Ромен Роллан. Павла и св. Он весь сосредоточенность и ожидание. — Скорее меч. — На нас напали пизанцы.
Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. Но чем больше он отказывался, тем сильнее разгоралась прихоть папы, который шел напролом в своих затеях, а к тому же его снова начали подстрекать соперники Микеланджело и в особенности Браманте, так что папа, который был вспыльчив, уже готов был рассориться с Микеланджело. Здесь нет и следа патетики, напряжения, которые раньше давали о себе знать у Микеланджело.
В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Этим художникам выпала особая судьба. В ее фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих» Вазари.
Не дав себе передышки, он тотчас приступил к статуе Святого Петра — ближайшего из учеников Христа, свидетеля его воскресения, того Петра-камня, на котором была воздвигнута новая церковь. «Папа Юлий очень любил смотреть на свои предприятия, тем более хотелось ему взглянуть на то, которое от него прятали. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. «Но если присмотреться к следующему за ней пророку Исайе, увидишь, что все черты его поистине взяты из самой природы, подлинной матери искусства и увидишь фигуру, которая, будучи вся отлично проработана, может одна научить всем приемам хорошего живописца: пророк, сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путтов, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального».
Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца — еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. Несмотря на разнообразие выражений и состояний в статуях «Пленников» и «Рабов», в целом они рождают ощущение усиливающегося трагического разлада, неразрешимого конфликта между человеком и враждебными ему силами.
Петра. Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура — «не его специальность», — ему пришлось подчиниться.
Мария кладет руку на плече своего сына и горестно склоняет над ним голову.
А у козлов выпадают зубы. Слушал его и Микеланджело. — «Бедненький, — сказал ему тогда Микеланджело, — я помогу твоей нужде» и сразу подарил ему две тысячи скуди, что впору цезарям или великим попам».
Вот таким образом Микеланджело вылепил модель из воска, задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем чтобы, подобно тому как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял и правители этого города мужественно его защищали и справедливо им управляли. Эти фрески сами по себе необычные и замечательные произведения, в которых нарушены ренессансные нормы композиции. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку» Вазари. — Лоренцо рассмеялся.
Ему не удалось создать цельной сцены. Остальные фигуры расположены так, словно стоят вдоль обода гиганского колеса.
В греческой классике разобщенность профиля т фаса стирается. «Мрачные годы. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Кто и когда, в каком веке видел когда-либо статуи древние или новые, созданные с подобным искусством.
В этом отношении Микеланджело идет сходным путем с Леонардо, создателем Джоконды. У Микеланджело нагота, как и у древних, становится естественным состоянием людей. В откинутой назад голове Евы, в направлении ее взгляда, в изгибе ее могучей шеи, в набегающих друг на друга контурах выражено, что она всем своим существом обращена к соблазнителю-змею, протягивающему ей яблоко. Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок.
«Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее» Вазари. Эта мысль занимала тогда многие умы.
Все же приходилось Микеланджело иногда и жаловаться на то, как торопил его папа назойливыми запросами, когда же он кончит, не давая ему закончить по-своему, как ему хотелось. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. «Возвратимся, однако, к саду Великолепного Лоренцо: сад этот был переполнен древностями и весьма украшен превосходной живописью и все это было собрано в этом месте для красоты, для изучения и для удовольствия, а ключи от него всегда хранил Микеланджело, намного превосходивший других заботливостью во всех своих действиях и всегда с живой настойчивостью проявлявший свою готовность. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай.
Монументаль-ность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой появились уже в ранних произведениях (Оплакивание Христа, 1498 – 1501 Давид, 1501 – 1504 картон Битва при Кашине, 1504 – 1505). Совершенствуя свой проект, Микеланджело усиливал значение рельефов и всей скульптурной части. За несколько дней до его смерти в возрасте 88 лет он продолжал работать над, так называемым, «Пьета Ронданини» изображающим Иисуса в объятиях Девы Марии. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
Разгневанный и страдающий, он полон решимости и непреклонной энергии в своем порыве спасти заблудших. Но Микеланджело с таким упоением отдавался этой борьбе с камнем (работе, которую Леонардо считал ниже достоинства художника), что отступал от платонических воззрений.
Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы. – Я этого не видал. В это же время начал он мраморную статую св.
Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый подъем от земной жизни к вечной. Но фигуры пленников и Моисея позволяют догадаться о величавых масштабах всей гробницы. — несохранившаяся бронзовая статуя Давида.
Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. К концу второго десятилетия XIV в. «Золотой век» Возрождения в Средней Италии был на исходе. «Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней еще работал, прибыл водой остальной мрамор, предназначавшийся для названной гробницы и остававшийся в Карраре и был перевезен к остальному на площадь св.
Петра, скрестив сильные руки на груди, он словно пребывает в глубокой задумчивости. Однако обстоятельства не благоприятствовали его осуществлению и после завершения трех статуй для гробницы двух «Рабов» и «Моисея» труд мастера был прерван. Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину. – А ученик.
Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч» (Стоун Ирвинг «Муки радости»). Вот таким образом герои Микеланджело предстают в титаническом напряжении сил в моменты победы или же в своей героической гибели. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет.
Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками. И, поскольку само величие этой задачи толкнуло его к тому, чтобы подняться в своей славе так высоко на благо искусства, он начал и закончил картоны а когда же собрался уже приступить к фрескам, чего никогда еще не делал из Флоренции в Рим приехали его друзья-художники, чтобы помочь ему и показать, как они работают фреской ибо некоторые из них этим уже занимались. В 1571 г. состоялось торжественное открытие библиотеки — через полвека от начала работ. «Какую книгу. И вообразить себе невозможно разнообразие лиц дьяволов, чудовищ поистине адских.
Параллельно с работой над гробницей семейства Медичи, Микеланджело был занят строительством библиотеки Лауренциана, примыкающий к церкви Сан Лоренцо известного хранилища ценнейших рукописей и книг, входящего в комплекс церкви Сан Лоренцо, над проектом фасада которой так безуспешно трудился мастер и Новую сакристию которой он превратил в величественную капеллу Медичи. Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим. Иоанном, которые, трубя в семь труб, призывают на суд и лики их так ужасны, что волосы встают дыбом у смотрящих на них в числе других два ангела, у каждого из которых в руках книга жизней и тут же, по замыслу, который нельзя не признать прекраснейшим, мы видим на одной из сторон семь смертных грехов, которые в обличье дьяволов дерутся и увлекают в ад стремящиеся к небу души изображенные в красивейших положениях и весьма чудесных сокращениях.
«Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Возможно, по наущеню Браманте или же услышав о том, что плохое предзнаменование — при жизни строить себе гробницу, он быстро охладел к этому проекту и прекратил финансирование. Впоследствии на него произвело впечатление народное движение, возглавляемое Савонаролой. Тяжелые переживания Микеланджело отразились и в работе над архитектурно-скульптурным ансамблем для капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1534). Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу.
Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить. В устранении тирана скульптор видел надежду на восстановление республики. Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты.
Микеланджело, как и Леонардо, провел юные годы во Флоренции.
Здесь он заразился восторгом к древности, услышал об учении Платона. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. Варфоломея кожи. Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения.
Счастливый Микеланджело — в мастерской своего учителя. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл. Они всегда отличаются монолитностью объема: Микеланджело говорил, что хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть.
– Оттуда же, откуда берется все искусство. Его мускулы развиты, но он еще не вполне владеет своим телом. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления.
Анной». Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти».
В этом, возможно, сказались осколки неоплатонизма. Но где можно еще, даже если взять все мировое искусство Целом, ощутить такой грандиозный заряд энергии, как в том сне или, вернее, ночном кочмаре гиганта. » Бернсон. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.
Примечательно, что незаконченность исполнения статуй «Рабов» сообщает конфликту особую трагичность: сама каменная масса из которой рождаются фигуры, становится зримым олицетворением тех препятствии, с которыми они ведут свою героическую борьбу. В нем и отчаяние и вопрос. Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. В одном из поздних своих произведений, Пьета Ронданини (Милан, замок Сфорца), Микеланджело как бы возвращается к старым простым мотивам и формам мредневекового искусства. Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»).
— Скульптор не копиист. Папа, желая монополизировать гений Микеланджело, предлагал мастеру постричься в монахи в орден францисканцев (в 1524 г. ), обещал доходный бенефиций.
Но что было делать ему, если сюжеты, как «Страшный суд», по властным незыблемым законам христианского мира должны были выражать смирение и жертву. В то время он получил лишь один новый заказ в 1514 году — на статую стоящего Христа для церкви Санта Мариа сопра Минерва в Риме от каноника собора св. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу.
Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: — статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, — группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св. С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи.
В старости Микеланджело отдавал свои главные силы работе над недостроенным из-за смерти Браманте собором святого Петра (начат с 1546 года). – А откуда берется новое. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни.
Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо). В первую очередь это относится к необыкновенно удачно найденной общей гамме цельных, взятых крупными планами тонов, в которой так органично именно для фрескового колорита выглядит сопоставление светлого фона архитектурных мотивов с тонами обнаженного тела и сильно звучащими пятнами одежд энергичных ударов синего, охристо-желтого, травянисто-зеленого и разных оттенков красного от ржаво-кирпичного до сиренево-розового. Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим.
При том же Павле III в Италии запылают костры инквизиции, а новый орден иезуитов с лозунгом «Цель оправдывает средства» вскоре проявит деятельность, кот рая придаст самому его названию мрачный нарицательный смысл. Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. Это произведение Донателло следует считать одной из первых круглых статуй Возрождения. Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы» Вазари. — «Теперь мне нравится больше, — сказал гонфалоньер, — вы его оживили».
– Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого. Внутренне протестуя против гнетущего христианского пессимизма, создает картину «Леда, ласкаемая лебедем» (1529-1530), язычески смелое по духу произведение. Однако снятие лесов имело и свои положительные результаты. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени. Четыре гения сияют в Италии Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), — мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), — два рельефных тондо изображающие также Богородицу — «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, — картина «Св. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. «Схема сама по себе очень грандиозна. Но, несмотря на просьбы и на письмо, в котором ему было приказано под страхом немилости возвратиться в Рим, он ничего не хотел и слышать.
По словам Вазари, Микеланджело хотел было вновь бежать из Рима, однако в конце концов «благоразумно убоялся власти папы» и подчинился ему. В ней нет ни одного спокойного члена или мускула. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. Особенно драматичны так называемые «Атлант» и «Пробуждающийся раб», видимо, предназначавшиеся для углов гробницы и потому дающие разные аспекты в выражении движений и пластических разворотов.
Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос.
План гробницы и ее смысловое содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описаниям. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Это бросается в глаза в тех случаях, когда мастер стремился к полной отточенности форм (Христос, Рим, Санта Мария сопра Минерва) или ставил свои фигуры в особенно сложные позы (Победа, Флоренция, плаццо Веккио). Под Христом великолепнейший св.
Уффици) (1503-1505). что ты гонишь Меня. Старец несется мимо него и касается рукой его пальца. 16 августа 1501 года был заключен договор. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его.
Бунтующие и страдающие «Рабы» словно стремятся высвободиться из глыб мрамора. Он же опять-таки увидит здесь, каким образом достигается разнообразие стольких положений в различных и странных движениях юношей, стариков, мужчин и женщин, в которых перед любым зрителем обнаруживается потрясающая сила его искусства, сочетаемая с грацией, присущей ему от природы. «В это самое время по совету Полициано, человека учености необыкновенной, Микеланджело на куске мрамора, полученном от своего синьора, вырезал битву Геркулеса с кентаврами, столь прекрасную, что иной раз, разглядывая ее сейчас, можно принять ее за работу не юноши, а мастера высокоценимого и испытанного в теории и практике этого искусства. Капелла Медичи стала этапом в развитии творчества Микеланджело, а вместе с тем и мирового искусства. Ее размер (2, 5 м в высоту), сама масштабность, значительность образа властно привлекают внимание зрителя. А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной. В 1516 году памятник был еще более упрощен.
— Нет. Лазарев. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. Не утрачивая масштабности образа, Микеланджело все более уходит здесь от образа идеального к индивидуализации и характерности.
Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Одухотворенное лицо юноши погружено в сон, переходящий в сон вечный, — одно из самых прекрасных в творчестве Микеланджело.
Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение. – Ах, это Фавн из моего кабинета. Состояние города было тревожно.
В действительности же смерть Алессандро Медичи не привела ни к каким общественным сдвигам. Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в XVI в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас. Работая над фреской «Страшный суд», Микеланджело хотел показать тщету всего земного, тленность плоти, беспомощность человека перед слепым велением судьбы. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья.
Давид изображен перед битвой с Голиафом. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо его знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». — Мне показалось, что без бороды будет лучше. Смятение и волнение пробегают через многолюдные толпы обнаженных людей.
Ватикан яростно сопротивляется. В роскошных палатах Медичи, в атмосфере новооткрытой платонической академии, в общении с такими людьми, как Анджело Полициано и Пико Мирандольский, мальчик превратился в юношу, возмужал умом и талантом. Микеланджело изобразил Петра перед воздвижением креста. Реформация, почитаемая «новой ересью», высвобождает целые народы от зависимости Ватикана.
В голове Евы из Искушения змия творческий опыт Микеланджело как скульптора ясно сказался в смелом ракурсе, какого до него никто не решался передать. Несмотря на это, он до конца дней не бросал резца. Тот самый Аретино, который в письме к Микеланджело так восторгался его творчеством, заявлил, что автора такой бесстыдной картины «следовало бы причислить к сторонникам Лютера», «ибо меньшее преступление самому не верить, нежели столь дерзко посягать на веру других». Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создал своей живописью новую — «изображенную» — архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями.
Дело шло об увековечении памяти не былых знаменитых Медичи, а тех представителей этого рода, которые открыто установили во Флоренции монархическое правление, двух рано умерших и ничем не примечательных герцогов. И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи. Сходное выражение напряжения сказывается и в других произведениях Микеланджело. Одна из них поднимает к глазам платок. Позднее, когда уже другой папа, признав непристойными некоторые фигуры «Страшного суда», решил, что их следует задрапировать, Микеланджело излил свое негодование в такой колкости: «Скажите папе, что это дело маленькое и уладить его легко.
Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Франции (1520 – 1534), во фреске Страшный суд (1536 – 1541) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах Оплакивания Христа (около 1550 – 1555) и другие. Вокруг него в ужасающей давке толпятся мученики, требующие мщения: все ближе подступают они, все больше становятся их тела — масштаб меняется абсолютно произвольно, гигантские фигуры сдвигаются в неслыханно мощные массы. «Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. «Распятие Апостола Петра» стало последней картиной Миекланджело. — кричали они. В одном из сонетов мастер говорит об отречении от искусства.
Но создатель фресок Сикстинской капеллы, ставший национальной гордостью всей Италии, был вынужден вновь трудиться во славу дома Медичи. — воскликнул Лоренцо. Это смерть вторая.
Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов. Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише.
Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
В них заключено много движения, они приобретают огромную формообразующую силу. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. И повели его за руки и привели в Дамаск» Деяния 9:1-8. Его глаза после этого почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или рассмотреть какую-нибудь вещь, ему надо было поднимать ее высоко над головой.
И жаждала освободителя. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св. Потребовалось 70 повозок для его погрузки.
Это был пример поразительного героизма и стойкости народа. Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. Тридцати лет он создает своего гиганта Давида (1503), выставленного на городской площади в качестве защитника города. На другой изображено Распятие св.
Тему «Страшного суда» он истолковывает в образе исполненной духом возмездия мировой катастрофы, когда карается существующее в мире зло и возвышается все то, что было завоевано и утверждено героическим страданием многих поколений человечества. В Болонье Микеланджело изучает творения Данте и Петрарки, под воздействием канцон которого начинает создавать свои первые стихи. Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Да, этот всепожирающий огонь творчества роднил двух гениев, во всем прочем совершенно противоположных. Будет такое впечатление, что любая фигура вот-вот сдвинется и спустится с плафона на землю. – А разве не должен копиист копировать.
Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Образ приобретает большую глубину, внутреннюю значительность. Контурные линии отличаются особенной напряженностью своего ритма. Трудно тебе идти против рожна.
Впечатление дополняет необычная по композиции трехмаршевая монументальная мраморная лестница с полукруглыми ступенями и очень низкими перилами. Наступал общий кризис ренессансной культуры.
Сильное впечатление произвели на него рельефы церкви Сан Петронио исполненные Якопо делла Кверча. Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Еще не бывало, чтобы памятник, увековечивающий смерть, украшала статуя исполненная такой жизненной силы. Купол святого Петра осеняет своим силуэтом понораму Рима. Пришлось Микеланджело отправиться в Рим к папе Клименту, который, хотя на него и гневался, простил ему все, будучи другом талантов.
В грешниках же видны и грех и вместе с тем страх вечного осуждения. Динамика, напряженность, тревожный ритм величавого вестибюля и лестницы как бы подчеркивают значение входа в спокойный, громадной протяженности (длина его 46, 2 м) зал библиотеки, светлый и гостеприимный. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих. А личная жизнь.
По свидетельству Кондиви, «приняв на себя эту обязанность, Микеланджело возвел в городе для его защиты много построек и окружил надежными укреплениями гору Сан Миниато, которая возвышается над всеми окрестностями Флоренции». Разве он не копиист.
Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Таков, несомненно, был его основной замысел.
Гробница осталась незаконченной. Анна» Леонард да Винчи Параллель очевидна. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене». Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, — значителен, величав и человечен. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Прирожденное дарование скульптора не покидало мастера до конца его дней. На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II.
А способ этот таков: если взять фигуру из воска или какого-либо другого твердого материала и положить ее в сосуд с водой и так как вода по своей природе обладает поверхностью гладкой и ровной, то, если приподнимать над ней равномерно и мало-помалу названную фигуру, обнаруживаться будут сначала более выпуклые части фигуры, а глубины ее, то есть более низкие ее части, будут еще оставаться закрытыми, пока она таким образом не откроется целиком. Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», — писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. Одни из них вынесены на передний план и даны в высоком рельефе, приближающемся к круглой скульптуре. В античном мире человек — лишь игрушка рока.
Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием. С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. Он готов вскочить и, когда на него смотришь, кажется, что он растет. Шаг сделан.
Марк Брут, бывший другом Цезаря, участвовал в заговоре и бросился к убиваемому императору, по преданию, последними словами Цезаря были: «И ты, Брут. ». Правда, выполнение отличается некоторой сухостью.
Он обладал страстным темпераментом, был неуживчив, горяч, но искренен т прямодушен. Это не был удобный момент для дружеской встречи. Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером.
Ведь еще ничего не произошло. Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо. Молодой мастер сумел преодолеть технические трудности о обработке огромной глыбы камня. В те времена это было очень грозное обвинение.
Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Выражение его лица остается спокойным, но решительным, словно он ежесекундно помнит о том, что он — «камень», на котором будет создана церковь. Обе статуи – «Куридон» и «Св. Даже испытывая эти чувства, он не сумел бы их выразить ибо его обнаженные фигуры полны мощи, но не слабости, ужaca, но не боязни, отчаяния, но не покорности «Страшный суд» задуман настолько грандиозно, насколько это вообще Возможно, как последний момент перед исчезновением вселенной в хаосе, как сон богов перед своим закатом Ибо, когда наступит катастрофа, никто ее не переживет, даже само верховное божество. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку. Он сразу же принялся за нее, но закончил только в 1519—1520 годах во Флоренции.
Все это как будто правдоподобно и, однако, не исчерпывает содержания знаменитой росписи. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем. На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика.
Этих людей надо написать так, чтобы каждый из них был подобен Давиду: общий портрет человечества изгнанного из своего, дарованного ему на мгновение Райского Сада. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Георгия за двести дукатов. В руках его, прижаты к телу — скрижали с Десятью Заповедями.
Их духовная насыщенность не была оценена в них видели лишь то, что «это были всего-навсего произведения старого человека» (Вазари). Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги.
Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. В огромной композиции на алтарной стене Сикстинской каппеллы мастер представил Страшный суд (1534 – 1541). Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. В первые годы понтификата Льва X он усердно трудился над гробницей. В 1503-1506 гг.
В фресках «Обращение Павла» и «Распятие Петра» некоторые образы поражают своей выразительностью, могучей и острой, но в целом — раздробленностью композиции, спадом общей направляющей воли, торжествующего героического начала — эти сцены свидетельствуют о душевном надломе их создателя. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Давид Донателло может быть обойден со всех сторон в частности, его голова особенно выигрывает в профиль. «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. «Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья.
В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Это была жизнь, посвященная одной великой цели. Не увлекаясь до самозабвения античными ярлыками, он тем не менее тщательно изучал все, достойное внимания, ставшее одним из источников его богатой пластики. Разделенный на два этажа раскрепованным карнизом и мощным аттиком, фасад завершался небольшим фронтоном.
По сравнению с прежними скульптурными произведениями Микеланджело, в которых особое внимание было обращено на пластику человеческого тела и его динамику, в бюсте Брута скульптор сосредоточивается на характеристике духовной жизни героя. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. В 1530 г. строительные работы были возобновлены. И смерть и ад повержены в озеро огненное. В этой неоконченности мастер видел свои преимущества.
Даже копии этой статуи не дошли до нас. Христос выдвинут совсем наверх, что действует удивительно сильно. Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства. Они утратили волю. » В. Н.
В XV веке человек нуждался в известном оправдании, чтобы предстать обнаженным. Все считают, что фавны наполовину козлы. Моисей представлен в момент, когда согласно библейскому мифу увидел свой народ, поклоняющимся золотому тельцу.
Некоторые из пленников Микеланджело (Флоренция, Академия) остались как бы незаконченными. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество.
Здесь в нем родилась дерзкая мысль изваять из огромной скалы колосса. Даже в незаконченном виде они производят огромнейшее впечатление.
Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.
Главное для скульптора — возможность показать героику человека, раскрывающего в битве свою духовную мощь и физическую силу.
Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Микеланджело изваял бюст Брута для своего друга Донато Джанотти, который позже опубликовал в «Диалогах о Божественной комедии Данте» обсуждения в кругу друзей творения Данте, в которых нередко участвовал и Микеланджело, бывший признанным ее знатоком. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир.
Моисея. «На другой изображено Распятие Св. Их лица выражают беспокойство и интерес. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно.
Хотя мастер положил на нее много труда, она не принадлежит к его удачным произведениям. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи».
В начале молитвы Св. Современники говорили, что одной этой статуи достаточно, чтобы увековечить Юлия II. На пригорке представлен полулежащий обнаженный мужчина.
Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра.
Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Иоанн» — не сохранились. Привычка мыслить как скульптор стала его второй природой. Два года спустя из-за опасности вторжения французов, осенью 1494 г. художник на время перебрался в Болонью, затем в Венецию.
Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. С 1546 руководил строительством собора святого Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. С надеждой устремился скульптор туда.