Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины.
Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. У него были какие-то свои трения с Савицким. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща».
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее – получали в картинах и рисунках Шишкина, вид абсолютной действительности. Потому в картинах Шишкина «Туманное утро» (1885, Горьковский гос. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Шишкин стремился к другому.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
Характерна в этом смысле «Рожь». В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын.
Случайность. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Что впереди.
Это было выступление против мёртвого академизма. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет карежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно чудом или волшебством каким от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней". Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин. Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Шишкин -- верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа". Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии" (1872, эта картина под названием "Сосновый бор" находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: "Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
(1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
В окрестностях Москвы» (1869). «Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Произведения Шишкина "Рубка леса" (1867, ГТГ), "При закате" (1869, ГРМ), "Полдень в окрестностях Москвы" (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Но картина не является иллюстрацией стихов. Окончив курс этого заведения, с 1857 года продолжал образование в Императорской Академии художеств, где, вместе с Гине, Джонгином и др., числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Лесная глушь (1872). Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Так в реальной жизни не бывает. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями и уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Потому в картинах Шишкина "Туманное утро" (1885, Горьковский гос.
В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Уже в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Это была ювелирная работа.
Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если ой стой же любовью будет заниматься в Академии». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. При внимательном рассмотрении на картине зритель видит лисицу, охотящуюся за улетающей уткой, чахлые деревья показывают глухость места, передний план затемнён, на заднем плане солнечный просвет, сочетание планов позволяет увидеть пространственную композицию. Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Поэтическим чувством проникнуто полотно "Среди долины ровныя" (1883, Гос. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Тем более, что остров славился своей живописной природой. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Биография художника зашифрована в его творениях. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Шишкин сдержан и величественен. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
В таких картинах, как «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстаёт уже очевидной реальностью, прежде всего за счёт тонкой композиционной и светло – воздушно – колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве». Иван Иванович Шишкин родился в январе 1832 года в провинциальном городке Елабуге.
В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.
Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. К ним относятся Уголок заросшего сада. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемнённых пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме» 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного построения картины, чётко размечая планы, он не достигает ещё убедительного единства образа. Эту технику художник освоил еще за границей. Здесь его творчество расцвело.
Это же свойственно пейзажам "Дубы" (1887, ГРМ), "Золотая осень" (1888, Пермская гос. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Это очевидно. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Оттого наверное ярче воспринималась незабвенная красота просторных зеленых полей, лугов, лесных опушек и глубин. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883, Гос.
Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Но картина не является иллюстрацией стихов. Картина Полдень. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Стремясь привить и сыну интерес к истории, он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, где Иван Васильевич помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. Ее иногда называют картиной-завещанием.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, ГРМ) получает звание академика. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Это же свойственно пейзажам «Дубы» (1887, ГРМ), «Золотая осень» (1888, Пермская гос. Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в г. Елабука, в купеческой семье. В 12 лет по настоянию отца был определён в 1-ю Казанскую гимназию. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. До конца жизни Шишкина о его двух дочерях и о нем самом заботилась сестра Ольги Виктория. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Крамским. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав.
И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. художественный музей) и "Сосны, освещенные солнцем" (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Лесной пейзаж кажется необъятным.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Сосновый бор».
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина.
Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. География работ Шишкина чрезвычайно широка. В академии его картины одна за другой награждались медалями. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Да и сама жизнь требовала этого. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
О его рисунках постепенно узнала вся школа. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). Они были куплены и художник получил первые большие деньги. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Это несомненно. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Среди русских пейзажистов И. И.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. художественная галерея) и другим. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Творческая деятельность И. И. Шишкина была завершена величественной композицией "Корабельная роща" (1898, ГРМ), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.
Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Немало нарисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика.
И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной «Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872, эта картина под названием «Сосновый бор» находится в ГТГ), писал о достоинствах Шишкина: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, как, что и почему тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа». Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Однако уклад гимназии, по словам самого Шишкина, препятствовал его стремлениям и наклонностям и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, «чтобы не стать чиновником». Много работал Шишкин и за границей.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина.
Стремление к "верности, сходству, портретности изображаемой природы" проявляется уже в ранней работе "Вид в окрестностях Петербурга" (1856, ГРМ). Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. художественная галерея) и другим. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Тогда жеИван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. В его картинах – чуткое отношение к деталям. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" (1865, ГРМ) получает звание академика. художественный музей) и «Сосны, освещенные солнцем» (1886, ГТГ) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или приуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются почвой или климатом, где художник заставлял их расти. Воробьев. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. В них нет политики и социальной направленности. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». " 8 марта 1898 года художника не стало. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал.
Да и сама жизнь требовала этого. Шишкин тяжело переносил утрату и лишь через 7 лет женился во второй раз. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень.
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Так писались и «Сосновый бор. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Ничуть не бывало.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. В частности, русских лесов.
У работы было очень много положительных отзывов. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Мрачное настроение.
В этом браке родилось трое детей, но оба сына умерли еще в юном возрасте, ненадолго их пережила и мать. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. В 1880-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Иван Иванович Шишкин был женат дважды.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
В картине — то знакомое сочетание большого и малого, могучего и хрупкого, что так зорко видел художник в природе родного края, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью «русской, простой, бесхитростной. » 8 марта 1898 года художника не стало. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. В 1860-х гг. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Строки автобиографии, написанной в третьем лице, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина, получившего свободу от «гимназии с ее узкой формалистикой».
Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Произведения Шишкина «Рубка леса» (1867, ГТГ), «При закате» (1869, ГРМ), «Полдень в окрестностях Москвы» (1869, ГТГ), где раскрываются особенности национального пейзажа, отвечали направлению, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
Поделюсь с вами кусочком деревенского леса. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Окрестности Москвы. Были созданы картины «Рубка леса» (1867 г. ), «Рожь» (1878 г. ). На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Крамским.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. «Утро» полностью лишено всего этого. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова известные как народная песня.
За эту картину Шишкин получил звание профессора. Его картина поет. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, ГРМ).