Именно эти черты приведут во второй половине 19 века классицистическую живопись к упадку. Роковая болезнь, сливаясь с впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую напряженность. Также не малое впечатление произвела картина Крестный ход в Курской губернии. Писатели стремятся показать, что и «маленький человек» способен глубоко чувствовать, что он наделен живой душой, может страдать и радоваться так же, как и представители высших сословий.
Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. Отданные в обучение в город к жестоким и грубым хозяевам, они проводят свою жизнь в непосильном труде. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».
Брюллов был связан с Академией всем своим творчеством. Реалистическую манеру отражали произведения В. А. В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Его традиции продолжил Павла Андреевича Федотов (1815—1852).
На протяжении ряда лет (1885-1896) Васнецов был занят росписью Владимирского собора в Киеве. и его товарищи отстаивали свободный выбор темы. Еще один известный представитель русской живописи начала века — Александр Осипович Орловский (1777-1832). Во всем чувствуется приближение тепла. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Он является ярчайшим представителем обличительного направления в живописи.
«Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи.
В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину «Запущенный парк», в 1876-м за картину «Первый снег на вспаханном поле». Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Она произвела сильное впечатление на общественность. В своих картинах Айвазовский изображает особые моменты в жизни природы (морские пейзажи) ищет прекрасное и возвышенное и необычном.
Василий Иванович Суриков (1848—1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Никогда прежде у русских художников не было такой огромной и благодарной аудитории.
Федотова в живописи с Н. В. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Бенуа, К. А. В 1870. В 1868 году Клевер написал свою первую картину, копию картины Ахенбаха.
Но то восстание взяло своим лозунгом создание русской национальной школы. Брюллов был человеком, служившим Искусству, а не своему успеху. Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно. На его картинах вода, словно человек, наполнена мыслями, эмоциями и переживаниями.
В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали «серебреным веком» русской культуры. Города стали основными культурными центрами. Позднее колорит живописи Тропинина становится интенсивней, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно, но самое главное — вкрадчиво нарастает чисто романтическое ощущение подвижной стихии жизни, лишь частью, фрагментом которой кажется герой портрета («Булахов», 1823 «К. Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Для художников-передвижников излюбленным стал бытовой жанр.
Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Иванов более других ощущал незавершенность строительства мира. К 60-м годам относятся лучшие картины Н. В. Неврева (1830-1904), родственного по духу творчества Перову, такие как Торг (продажа молодой крестьянки помещиком) и серия картин. И. И. Левитан (1860-1900) принадлежит к более молодому поколению художников. А на фоне светло-голубого неба – стаи грачей, это первые вестники весны. Чаще всего В. А.
Сентиминтализм явился, по существу, предвестником романтизма. Творчество Верещагина знаменовало новый этап в русской и мировой батальной живописи. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. «Снежные вершины», «Восход солнца», «Лес» – всё это яркие примеры высокого мастерства Архипа Ивановича, благодаря которому можно видеть красоту и гармонию окружающего мира. Его фигура дана в отдалении.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878 обе — Третьяковская галерея). Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля Стефана Батория». Родился в Москве 1780 году в купеческой небогатой семье. К любимейшим народом произведениям Левитана относятся также Вечер на Волге (1888), У омута (1892), Над вечным покоем (1894), Золотая осень (1895), Летний вечер (1899), Озеро.
Но ими не исчерпывается круг художников-шестидесятников новой реалистической школы. Архипова (1862-1930), жанриста и пейзажиста. 1826 г. картины Пряха, Золотошвейка обратили внимание особое современников. В него входили И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и другие. В пейзажах передвижников сплошь и рядом ощущался и воспринимался своего рода социальный подтекст. Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты.
Классицизм в живописи получил название академизма. Посвященное народу, оно говорило с ним правдивым, простым и ясным языком. С этого открывается новая страница в истории русской литературы. В 1870-е гг. Достижения пейзажной живописи радовали любителей искусства. Сложнейшая гамма переживаний выражена в его полотнах. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен.
Распространилось на различные сферы деятельности человека. Масло, акварель, сепия или рисунок – его картины отображали неугасаемый интерес автора ко всем граням искусства. Щедрин критически отнесся к искусству популярных в то время представителей классицизма.
Феодос Щедрин передал сыну свое трудолюбие и взыскательность к работе. Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Тем не менее, в произведении обнаруживаются свойственные классицизму отвлеченность, риторическая условность изображения заметные в лицах и жестах героев. Весна», «Крестьянка с васильками», «Захарка», «Утро помещицы» отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения. Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно непринужденными («Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова», 1809, Русский музей). Надо сказать, что сами передвижники значительно облегчили тот протест против себя, который назревал в новом поколении.
Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Почетное место в развитии пейзажной живописи занял реалистический пейзаж передвижников. В 1855 г. он организовал выставку своих работ под названием «Павильон реализма», приуроченную к Всемирной выставке, открывшейся тогда в Париже. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. В XVIII веке в русской живописи господствовал стиль классицизма.
Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Правящую верхушку царской России на рубеже двух веков с беспощадной правдивостью изобразил Репин в групповом портрете Торжественное заседание Государственного совета и в этюдах к нему. Его главным событием стало появление картины Э. Мане «Завтрак на граве». Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова). Щедрин критически отнесся к искусству популярных в то время представителей классицизма. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы.
В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски. На творчество Венецианова оказало большое влияние классическое наследие: он не боялся использовать в своих произведениях средства старой живописи. Новый разрыв традиций и бунт молодежи 90-х г. повторяет бунт самих передвижников против предшествовавшего им поколения академистов. Влияние искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма значительным. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др. ).
Они, надрываясь, тянут тяжелую, обледеневшую бочку с водой. В Товариществе передвижников проявлялись колебания, увлечение нейтральными темами.
Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Авторами картин была открыта неповторимость окружающего нас мира и его многообразие. Искусство этого художника, как и любого большого мастера неоднородно.
Федотова. Вдали, за колокольней сельской церкви, потемневшие весенние поля. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ Тропинина. Репин принадлежит к замечательным русским историческим живописцам. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности. По названию картины К. Моне «Впечатление.
Оба художника были близки своим стремлением к простоте и непринужденности образа человека. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Так они покинули Академию. Кипренский получил большую золотую медаль и был назначен к отправлению за границу.
Тропинина. Немеркнущими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень», многочисленные парадные и интимные портреты. Воробьева, а затем М. К. Это — своего рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета.
Последние его картины очень печальны («Анкор, еще анкор. », «Вдовушка»). Во второй же половине XIX века, в период расцвета реализма, художники и критики видели в Брюллове лишь представителя неприемлемого для них «академического» направления. Начало 19-го столетия, бесспорно, является золотым веком в русской живописи. Справа – пруд, в котором уже растаял лед. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник.
Лансере, Л. С. Всё творческое наследие Брюллова входит в «золотой фонд» не только российской, но и мировой живописи. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем.
И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. А. Серова). В каком смысле маленький. Его картина «Грачи прилетели» имела огромный успех на одной из передвижных выставок.
Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения 171Арест гугенотки Жакобин де Монтебель187, 171Гугенот187 и 171Право господина187. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Он тоже написал портрет А. С.
Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. Лучшие годы творчества художника совпали по времени с периодом расцвета таланта Кипренского. в 1824 году за картины Кружевница, Портрет гравера Е. О. В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858).
Восход солнца» новое художественное направление получило название импрессионизм (от фр. В творчестве Алексеева же они превратились в один из видов живописного искусства. года.
С. А. Коровин (1858-1908), художник крестьянской и отчасти солдатской темы, в известной картине На миру и многочисленных эскизах и этюдах к ней (1883-1893) художественно-убедительно отразил социальное расслоение в пореформенной деревне. Скотникова, Старик – нищий, удостаивается звания академика.
«Ты мне льстишь, Орест», — вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. Сомов, Е. Е. Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889 обе — там же). «Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе.
Мане, К. Моне, К. Писарро). Значительную роль классицизм играл и в самом начале XIX века. Впоследствии понятие «академизм» стали употреблять для обозначения косного, оторванного от жизни искусства. И. Е. Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое новое слово. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Щедрин, близко знакомый с А. Р. Томиловым, не мог не знать о взглядах на искусство этого друга русских художников. Выставки импрессионистов продолжались до 1886 г. Васнецов здесь показал, как (И снова картина русского художника, который творил в 19 веке настоящие шедевры.
Илья Ефимович Репин (1844—1930)Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Репин написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников, чем произвел сильное впечатление на общественность. Путешествуя по Волге он написал много этюдов, которые в последствии использовал для написания своей известной картины Бурлаки на Волге, после этой работы Репину пришла ошеломляющая известность. Одной из традиций русской классической литературы является внимание к «маленькому человеку» – к его внутренней жизни, к его мыслям и чувствам, к его проблемам. Этот образ, открытый еще Пушкиным стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Критикуя сторонников «чистого искусства», он писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры, — предоставим это благовоспитанным барышням». На рубеже XIX-XX вв.
А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Впечатляющей жизненности полны: портрет мальчика А. А. Челищева (около 1810-11), парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809) и В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814, все — Третьяковская галерея). Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Серов – гениальный мастер, творивший в различных областях искусства. Жил и работал в Москве, а в в Париже (пенсионер Академии художеств).
Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. «Богатыри», «Витязь на распутье», «Царь Иван Васильевич Грозный» – все эти работы, словно места концентрации образной энергии, вызывают сильный внутренний импульс. Комедийно-сатирический характер носят и другие картины Федотова («Завтрак аристократа», «Сватовство майора»). Основоположником русского национального пейзажа явился А. К. Саврасов. Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм – европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков.
Современники справедливо сравнивали П. А. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Тем не менее при жизни Брюллова или «великого Карла», как его прозвала элита, почитали не только в России, но и многие выдающиеся люди Европы. Венецианова. Произошло сближение с русским народом других народов России. В тот же период развернулось творчество художника-сатирика, бытописателя городской бедноты Л. И. Соломаткина (1837-1883).
Репин стал знаменем передвижников их гордостью и славой. Начало XIXвека — время культурного и духовного подъема в России. Она охватывает много стилей и направлений, что позволяет говорить о живописи как о безграничном источнике вдохновения и глубоких эмоций. Что же такое маленький человек. Другие полотна Мане отразили современные ему события («Расстрел императора Максимилиана», «Расстрел коммунаров», сцены парижской жизни). Масштабы деятельности Товарищества постепенно расширялись.
В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья). Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника. Это и бытовые типажи («Слепой музыкант», 1809, Русский музей «Калмычка Баяуста», 1813, Третьяковская галерея) и знаменитая серия карандашных портретов участников Отечественной войны 1812 года (рисунки с изображением Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина, тот же рисунок с поэтом Батюшковым и др. В своем внешне ничем не примечательном облике природа у Саврасова несет истинную поэзию.
Инициатива создания этого объединения, сыгравшего громадную роль в русской культуре, принадлежала Г. Г. Мясоедову (1834 или 1835-1911). Но дни его уже сочтены. Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины. impression – впечатление).
Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, — эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Пушкин под впечатлением увиденного, описал о этой картине в своих произведениях. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока). Чтобы принять участие в его формировании, художник умственно постигал старое искусство.
Внутри артели начали возникать трения. В 1848 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер». Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в абсолютно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».
Каждый из этих писателей и поэтов был художником своеобычным, непохожим на других. Ему удалось поступить в Академию художеств, где его учителем стал П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитых художников (В. Имя Перова стало популярным с последних предреформенных лет, когда одно за другим начали появляться его полотна, посвященные разным сторонам русской жизни изображению различных социальных типов, остро обличавшие чиновничество, духовенство (Приезд станового на следствие, 1857 Первый чин, 1860 в 1861-1862 г. – Сельский крестный ход на Пасху, Проповедь в селе, Чаепитие в Мытищах).
С всепокоряющей силой он передавал чувства и настроения, возбуждаемые природой в человеке. Главными темами в изобразительном искусстве были идеи духовного пробуждения русского народа, прославление его подвига и «Крепостническая Россия». К ней принадлежали В. М. Максимов, А. А. Киселев (будущие передвижники), Н. А. Кошелев и др. Стоит сказать, что для них характерно обращение к родной природе. Последние годы он болел.
Однако картины Венецианова «Гумно», «На жатве. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись.
Для продолжения совершенствования своего творчества, Айвазовский вместе с другими художниками академии, в 1840 г. едет в Италию Рим, посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Многие из его работ так и остались за границей.
Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Грабарь и др. ). Русский художник Федор Михайлович Матвеев был типичным представителем классицизма в пейзажной живописи. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник.
Репин был очень разносторонним художником. Произведения художника 1840-х годов носят ярко выраженный романтический характер. В пейзаже 1817 г. художник робко, но настойчиво пытался по-новому раскрыть понятие картины. Лето», «На пашне. В молодом поколении художников, связанных в определенный период с Товариществом передвижников, очень рано выделилась фигура В. А. Серова (1865-1911).
Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. Критический реализм — направление и искусстве ряда стран Европы и Америки, возникшее в середине XIX в. Критический реализм ориентирован на непосредственное изображение повседневной жизни людей, преимущественно бедных и обездоленных, противопоставляемых зажиточным и праздным слоям населения. В картине 1811 г. молодой Щедрин еще был далек от непосредственного восприятия природы. Одними из них являются «Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева», «Портрет А. И. Казначеева» и другие.
Появились характерные для художников этого периода особенности творческого процесса. Восстание молодежи 90-х г. становится под знамя космополитизма. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. 1813-15, Третьяковская галерея и др. Классицистическому стилю отвечают как характер сюжета, так и художественный язык картины.
Ни один из художников старшего поколения не умели воспринимать мир в таком разнообразии красок, не владели пленэрной живописью, таким разнообразием живописных приемов. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Такой является и живопись, которая уже многие столетия радует глаз человека. Города постепенно превращались в большие культурные центры. Картины Архипа Куинджи идеально вписываются в атмосферу того времени.
Наиболее удачные выставки превращались в крупные не только художественные, но и общественные события. Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. В ноябре 1870. Клодта.
В прошествии нескольких трудно переживаемых им недель художник умер. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. Брат Александр был исполнителен чертовски. С. Авдулина», около 1822, там же).
Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Он сразу вбирает взглядом всю группу целиком. Все формы отличались ясностью и отчетливостью. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Художник показывает жизнь детей бедняков, которым приходится выполнять непосильную работу.
Мирослава привела к отшельнику дочь Феодосия, Марфа, возглавляющая новгородскую оппозицию. Ранние портреты Тропинина, написанные в сдержанной красочной гамме (семейные портреты графов Морковых 1813-го и 1815-го годов, оба — в Третьяковской галерее), еще всецело принадлежат к традиции века Просвещения: модель является в них безусловным и стабильным центром образа. В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждующий слова свободы». В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Рерих, И. Э.
Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов. Если сказать только два слова – «море» и «живопись», то первым, кто придет на ум, будет Иван Айвазовский. «Мир искусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы, противостоявшие реалистическим воззрениям передвижников и склонность академизма. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей». Но не во внешних эффектах здесь суть.
На снегу – легкие голубые тени от деревьев. Романтические поэмы Пушкина «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Умер Юлий Юльевич 4. 12. 24 года. Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники). Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены.
Это его и погубило. Излюбленный романтический образ художника – человек на коне. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».
Г. Равич», 1823 автопортрет, около 1824 все три — там же). Большая вода, Тихая обител и картина Озеро. Он вошел в историю живописи как художник русского народного эпоса, былины, сказки. Даже А. С.
«Золотой век» русской литературы по праву называется XIX столетие, породившее созвездие блестящих мастеров слова: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге». Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Реакционные круги, напротив, проявляли к передвижникам недоброжелательное отношение. В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.
Отдавая много сил и времени пейзажам, Иван Айвазовский создавал и портреты. Иван Константинович Айвазовский, прожил долгую творческую жизнь. Другие его полотна: Черное море, Среди волн, Неаполитанская ночь и др.
В Елабуге открыт дом-музей художника. Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына».
Его творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Здесь прежде всего необходимо отметить имя художника А. Г. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.
Во главе русской национальной школы демократической живописи во второй половине XIX века стояли художники, объединившиеся в «Товарищество передвижных художественных выставок». Брюллов долго стоял перед полотном, а потом сказал автору полушутя полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Некоторые передвижники большое внимание уделяли и жизни города. В творчестве Щедрина пейзаж как естественная среда человеческого бытия получил наивысшее воплощение.
XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». Именно вот таким образом знакомство с творчеством мастеров первой половины XIX века вызывает у зрителя живое ощущение эпохи, дает представление о мыслях и чувствах русского общества. Бывшие студенты сняли отдельный дом и организовали в нём независимую артель художников. Егоров – прекрасный рисовальщик, прозванный 171русским Рафаэлем187.
Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Венецианов — создатель целой галереи крестьянских портретов.
На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Художник обладал незаурядным живописным талантом. Ими же создана «Санкт-Петербургского артель свободных художников». Главное для них — красота и традиции русской национальной культуры. С 1870 года Юлий Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С. М.
Среди большого количества ветвей каждый жанр отличается своими особенностями и нюансами, способами вызывать впечатления, самобытностью и независимостью. По мотивам Слова о полку Игореве написана картина После побоища Игоря Святославича с половцами (1878-1880), за которой последовали Битва русских со скифами (1879-1881), Витязь на распутье (1878-1882). Гоголем в литературе. В начале 90-х гг. Василий Иванович Суриков СУРИКОВ Василий Иванович 12 (24) января 1848, Красноярск 6 (19) марта 1916, Москва, русский художник.
В таких картинах, как «Полдень. И все-таки было в их творчестве нечто общее. А.
В этом и есть ценность визуального искусства. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. До Алексеева архитектурные виды выполнялись в основном в гравюре и носили характер «перспектив». Вот таким образом, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа.
Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Исаак Ильич Левитан (1860—1900)Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Левитан очень любил свою родную природу, часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее красоты, которые отразились в его пейзажах. Левитан даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). В этом отношении характерны картины В. Г. Перова. Многому научился Репин также у Крамского.
Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Например, его полотно «Тройка». Но история культурного обмена России и Италии имеет разные и многочисленные аспекты. Время пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.
Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его произведения, такие как «Баталии», «Шторм и кораблекрушение», «Крым и окрестности» – это портал, сквозь который можно попасть в место, которое изображено на полотне и стать его неотъемлемой частью. В 1874 г. он организовал персональную выставку в Петербурге. Бакст, Н. К.
Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. Таков и А. С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 года (Всероссийский музей А. С. Пушкина, г. Пушкин): поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом. Таким образом, внимание к внутренней жизни «маленького человека» – одна из отличительных особенностей русской литературы 19 века. Однако стоит отметить, что данное разделение условно.
В 1878 году Юлию Юльевичу было присвоено звание академика за картину «Старый парк». В своей деятельности он оперировал большим списком техник. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. ).
Народ был главным героем многих передвижнических полотен. О портретном мастерстве художника говорят выполненные им натурные этюды голов для картины «Явление Христа народу». был утвержден устав Товарищества, через год открылась в Петербурге первая его выставка. Хотя Академия художеств признавала только классицизм, как общепризнанный метод. В 1874 г. независимые художники организовали первую самостоятельную выставку. Втягивание в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании.
Однако, за исключением Федотова, у художника не было значительных по таланту учеников. Эта особенность творчества Алексеева укрепляла растущее самосознание русского общества. Их роль в русском искустве трудно переоценить. Несмотря на разнообразие творческих индивидуальностей и при различии конкретных художественных задач, общая тенденция в русской живописи первой половины XIX века сводилась к приближении всех жанров искусства к жизни.
На картине изображен Мирослав, который готовится повести новгородцев на борьбу с Москвой и принимает от отшельника Феодосия Борецкого меч Ратмира. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Реалистическая традиция начинала угасать. Пенсионерами назывались выпускники Императорской академии художеств, получившие Большую золотую медаль и как следствие звание 171классного художника187 I степени и оплачиваемую (пенсионерскую) поездку за границу для продолжения образования. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». И снова картина русского художника, который творил в 19 веке настоящие шедевры.
Слово Пророка – лишь знак прозрения, но не власти. Ряд репинских жанров проникнут искренней симпатией к подвигу революционных борцов (Под конвоем, 1876 Арест пропагандиста, 1878-1892 Отказ от исповеди, 1879-1885 Не ждали, 1883 и 1884-1888 и др. ). Грязный халат, в который облачился главный герой картины, очень уж напоминал античную тогу.
XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Для великих русских художников и изобразительного искусства России, 19 век характерен расцветом творчества. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Лица торжественны и спокойны, доблестные чувства героев выражены лишь при помощи жестов.
Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). Педагогическая деятельность Феодоса Щедрина была не менее значительной. Он избежал этого. В этой картине он показал, как говорил позднее И. Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы». Типичной для живописи 60-х годов была фигура В. Г. Перова (1833-1882). История русской живописи знает много высокодаровитых художников. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природой. Более 20 лет работал он над этой картиной, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта.
Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Их художественное наследие является достоянием не только русской, но и мировой литературы. Самым известным художником-пейзажистом первой четверти XIX века был Сильвестр Феодосиевич Щедрин. По стилю работ ученик Боровиковского. Одно из известных произведений начала века на историческую тему – картина Дмитрия Ивановича Иванова «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. Начало истории итало-российских отношений относится к давним временам.
В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Его мягко прописанные портреты отличаются высокими живописными достоинствами и простотой восприятия, человеческие образы воспринимаются характерной правдивостью и спокойствием без особого внутреннего волнения. Левитану были понятны чувства передовых людей его эпохи их боль за страдания родины. модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (А. Н. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».
Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина». Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя. » (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет.
В комнате Иванов нарисовал двух братьев Чернецовых. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из русской истории. Обличение язв крепостнической России — основная тема творчества Павла Андреевича Федотова. Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На рубеже веков XIX — XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощещениями человека XX столетия.
К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник. в основе которой простой народ, церковные священники, полиция. С многими произведениями Виктора Васнецова знакомятся еще в школе. Характерными чертами изобразительного искусства 19 века были реализм и романтизм. Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян.
Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Иван Константинович Айвазовский, прожил долгую творческую жизнь. Впоследствии декадентство переросло в символизм. В парадных портретах он превосходил многих художников своего времени. Свой путь художника-сатирика он начинал будучи офицером-гвардейцем. О портретном мастерстве художника говорят выполненные им натурные этюды голов для картины «Явление Христа народу».
Все это придает пейзажу особую жизненность. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII — начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и героическую тематику.
Плодотворно работал также в области офорта. У русского человека слово «тройка» вызывает представление о трех лошадях (на тройках ездили богатые люди в каретах, на санях).
Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях. Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. Его фигура дана в отдалении. То, как он передавал водную стихию, невозможно сравнить с чем-либо. Всё дело в цвете. Артель устраивала выставки картин, пользовавшиеся большим успехом у публики.
Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Кипренский Орест Адамович, русский художник. Виктор МихайловичВаснецов (3 мая1848, селоЛопьял, Вятская губерния, Российская империя—23 июля1926, Москва, СССР)— русский художник и архитектор, мастерживописи на исторические и фольклорные сюжеты.
Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. В 1863 г., наряду с официальным Салоном, на котором преобладала помпезная портретная живопись, Наполеон III разрешил группе молодых художников организовать собственный «Салон отвергнутых». собрания) героическое начало здесь приобретает задушевный оттенок. Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической исторической картины.
В 1863 году художники-демократы выразили протест против академизма, отказались от выполнения выпускных работ на заданные темы. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Излюбленный романтический образ художника — человек на коне. Его самое знаменитое полотно Последний день Помпеи стало триумфом русского искусства.
не ограничивались достигнутым их предшественниками и стремились расширить и обновить круг тем и образов. – 23 июня 1852 г. ) Его картины называли ярким явлением в живописи 19 века. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.
Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха. До 47-летнего возраста находился он в крепостной неволе. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927)Прекрасный художник оставивший значительное наследие в русской пейзажной живописи 19 и 20 века, отличающейся трогательным эмоциональным восприятием и яркой насыщенностью колорита красок. Творческий потенциал Поленова был склонен к эпическому видению пейзажа, он очень любил русскую природу и соответственно тяготел к пейзажной тематике. По жизни творчество художника это постоянный поиск прекрасного, пробуждающее к хорошему настроению и умиротворению. Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Русь (1899-1900). Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной».
С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила». Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. Валентин Серов уже в возрасте 22-23 лет создал такие шедевры, как Девочка с персиками (портрет Веры Мамонтовой, 1887), Девушка, освещенная солнцем, подлинные поэмы о светлой юности.
Первый его живописный портрет («А. Характерной особенностью реализма являлось обращение к теме современного народного быта, утверждение новой тематики в искусстве — жизни крестьян. Значительно выросли ряды интеллигенции.
На переднем плане – помещение мастерской. Пушкина. Их новаторский характер становится особенно очевидным при сравнении с работами предшественников Иванова: лирические произведения предшественников выглядят слишком идилличными рядом с мощной материальной природой Иванова.
Официальная дата образования Товарищества – 1870 год. Юлий Юльевич Клевер Русские художники-пейзажисты 19-20 веков Юлий Клевер родился 19 января 1850 года в Дерпте. Самой значительной работой этого художника является монументальное историческое полотно «Последний день Помпеи», на создание которого ушло целых шесть лет. Лето это было особенно плодотворным. В то же время, являясь реалистом по устремлениям, ему наряду с возвышенной гармонией классицистов было близко уважение к личности, свойственное романтизму. Великолепный мастер исторического жанра.
Одногодок Пушкина, Брюллов пережил его на 15 лет. И в этой рабате проявилось высокое мастерство художника. Тропинина, отличающаяся легким колоритом.
Свое особое слово в русской живописи, в частности исторической, сказал В. М. Васнецов (1848-1926). Участники обеих артелей, первой в особенности, в значительной степени определяли характер живописи 60-х годов, обращенной к русской действительности, проникнутой сердечным вниманием к жизни и переживаниям простых людей. Иван Иванович Шишкин (1832—1898)Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. Шишкин как никто другой любил природу леса с его колоритными оттенками стволов деревьев, яркими полянами освещенные солнцем и воздушностью. В человеке над всем должен господствовать разум». Много пейзажей Иванова переправлялись в России, где оседали в частных коллекциях.
Задолго до появления батально-исторических полотен Сурикова всесветную славу завоевал в батальной живописи В. В. Верещагин (1842-1904). Крамской И. Н. Федор Яковлевич Алексеев, мастер городского пейзажа, является одним из родоначальников русского пейзажа. Васнецова. Картина проникнута высокими гуманистическими идеалами. Федотов обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя.
Известные сегодня его произведения – это в основном пейзажи с элементами жанра. В лучших картинах Кипренского отмечается романтическое понимание человеческой личности.
Произведения художника даже одного периода часто несхожи. Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». 1846 г. Тропинину присваивается почетное звание члена Московского художественного общества.
В своем творчестве Щедрин близко подошел к решению задач пленэрной живописи, явившейся достижением уже следующих поколений художников. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др. ). Товарищество последовательно отстаивало принципы критического реализма и народности.
В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу». Друг Хлебникова, Павел Филонов – один из самых самобытных и впечатляющих художников советского авангарда, основатель теории аналитического искусства. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Уже и другие слои социума были втянуты в этот общественный процесс бурного развития.
Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Одним из главных достижений творчества Алексеева было «оживление» городского пейзажа. Одним из первых к нему обратился Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847). Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. В самом своем известном произведении «Девятый вал», написанном в 1850 году, он доносит до зрителя великолепную красоту разбушевавшейся морской стихии, многоцветие пенящихся, сверкающих в лучах солнца могучих волн, которые, как кажется, почти достигают облаков.
На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877). Позже Перов перешел к нейтральным в общественном смысле жанровым темам (Птицелов, Охотники на привале) он проявил себя еще и превосходным портретистом (портреты А. Н. Островского, В. И. Даля, М. П. Погодина, И. С. Тургенева, знаменитый портрет Ф. М. Достоевского – одна из вершин портретной живописи).
Всем знакомы имена Айвазовского, Брюллова, Сурикова, Поленова, Васнецова и других. А чувство это состоит в постижении и передаче масс людских. Впервые получив свои уроки от отца живописца А. И.
Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда псковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город поляков и отбрасывают их за стены. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). Всю свою творческую жизнь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив ее в картине «Явление Христа народу».
С кем только её ни соотносили. Образы девочек являют собой пример нежной чувствительности и душевной чистоты. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Культура России второй половины XIX — начала XX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени.
В. Г. Шварц (1838-1869) прокладывал новые пути в исторической живописи, внося в нее черты реализма, психологизма, в известной степени и обличительства ему принадлежит выдающаяся картина Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче (1868), ряд произведений о времени Ивана IV. Щедрину с самого начала его самостоятельной деятельности везло на заказные работы. К. Швальбе», 1804, там же), написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств.
Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина». Отсутствие глубины пространства и устойчивый «треугольник» в компоновке персонажей делают художественную композицию строгой и уравновешенной. Вместо экзотических, парадных пейзажей (итальянских, швейцарских и т. д. ), К которым тяготели художники академического направления, передвижники утвердили в пейзаже национальную тему, они раскрыли красоту в том простом и естественном, что повседневно окружало их.
В своих художественных произведениях художник выражает свою идейно-эстетическую позицию. С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.