Одной из главных причин переоценки классицизма явился свойственный XIX веку «дух практицизма», выразившийся применительно к архитектуре в целом комплексе новых функциональных задач, поставленных перед ней в результате социального и культурного развития общества. Этим направлением и ознаменована архитектура второй половины 19 века. Детство Александра прошло частью в Москве, частью в подмосковных имениях Пушкиных.
Эти новые задачи стали вступать в конфликт с той системой архитектурно-художественных приемов, которая была выработана классицизмом. Однако практически получилось, что элементы разных стилей смешивались в одном здании. 20февраля (4марта)1818 годасостоялось торжественное открытие памятника с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. Наглядным подтверждением сказанного могут служить сформировавшие ансамбль Дворцовой площади здания Главного штаба (западное крыло) и Министерства иностранных дел (восточное крыло), застройка улицы Зодчего Росси (за трехэтажными фасадами прячутся сложные по структуре здания, в которых число этажей доходит до пяти). Пушкин, К. Н. Некоторые архитекторы стали осознавать и осуждать это уже в 1830-х годах. В градостроительной практике Москвы решались несколько иные задачи.
Архитекторы Ш. Персье и Ф. Л. Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности. Главный храм Руси. Толстого). Граждане России видели в этой скульптуре символ победы.
Он создан в 1894 г. по проекту нёвшательского скульптора Андре Ламберта. Как мы уже отметили, стиль эклектика использовал элементы различных архитектурных стилей. Что касается романтизма, то он не создал собственной школы архитектуры, хотя его влияние весьма заметно в нескольких «исторических стилях»: неоготици, неоренессанс, романско-византийском стиле необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия.
Европа пересела по конному дилижанса в «Восточный экспресс», с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой. Росси в 1829-1834 годах. Монументальные здания, построенные В. П. Стасов, А. А. Пример: здание Адмиралтейства (Петербург), архитектор АндреянЗахаров, перестроил здание.
Вот таким образом интересных и по-настоящему смелых идей архитекторы предложить не смогли. Судьба этого памятника архитектуры оставалась неопределенной несколько лет.
Не жаловали Тона и другие оппозиционно настроенные деятели. На место красоте и миру пришли нищета и уродство. Демута-Малиновского и С. С. В действительности же дело было пока еще в недостаточно глубоком освоении древнерусского архитектурного наследия. Шарлеманем здания Глазной лечебницы на Моховой улице (дом 38) и Александровского сиротского дома на Каменноостровском проспекте (Каменноостровский проспект, ныне Кировский проспект, 21 в 1833 году в это здание был переведен из Царского Села Александровский лицей, позднее оно было надстроено четвертым этажом). Вот таким образом после революции 1917 г. многие творения архитектора были разрушены.
Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. Масштабностью замысла поражают творения К. И. Росса (1775—1849). В композиции здания применен дорический, а в башне ионический ордер.
Триумфальная арка стала одним из символов Парижа. Само деление на классицизм XVIII и XIX века достаточно условно – некоторые из зданий, о которых мы сейчас будем говорить, были построены еще в предыдущем веке. Ныне здание ГУМа). Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б. И. Орловским. Градостроительная фантазия в архитектуре обрела невиданный размах. Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823).
Египетский стиль использовался в самых разных направлениях зодчества архитекторами Отто Вагнером (1841-1918), Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841гг. ), Биллем Маринусом Дудоком (1884-1974), Френком Ллойдом Райтом (1869-1959 гг. ). Это направление в архитектуре Европы и России в 1830-1890-е гг. – М. : УИЦ Гардарики, 2009. Достоевского).
Попытка преодолеть это различие было сделано новым декоративным направлением в буржуазной архитектуре, получивший название модерн (на французском – «современный»). Большая часть населения Российской империи в тот период не умела ни читать, ни писать. Собор был закончен в 1811 году. – в каком-то смысле в противовес таким чересчур вычурным стилям, а в каком-то смысле и вырастая из них из их стремления убежать от современности, возникает движение эстетизма.
Брюллов. Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности. Разработанный им проект основывается на византийском стиле.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. Используя колоннады и портики, «имеющие вид надобности», архитекторы-классицисты решали прежде всего определенные художественно-образные задачи, стремились придать зданию торжественный, монументальный, героизированный облик. Одной из главных причин переоценки классицизма явился свойственный XIX веку «дух практицизма», выразившийся применительно к архитектуре в целом комплексе новых функциональных задач, поставленных перед ней в результате социального и культурного развития общества.
В творчестве Росси русский классицизм переступил вершину своего развития. Многие критики отмечали художественный упадок, возникший из-за смешения стилевых канонов и национальных традиций, однако при этом отмечали развитие технологий использование современных материалов, а также появление новых форм.
Здесь и минареты и купола и тонкая резьба. Ломоносову в Архангельске. Н. М. Захарова), завершенное в 1830-х годах. выбирать нужно было между двух чисто английских стилевых решений.
Затем за счет государства его отправили совершенствовать мастерство в Италию. В архитектуре второй половине XIX в. наблюдаются кризисные явления. И в этом высказывании не было преувеличения.
Архитектура первой трети века это прежде всего решение больших градостроительных задач. Шесть статуй вокруг «державы» олицетворяют русскую государственность – от легендарного Рюрика (согласно летописной легенде начальника варяжского военного отряда, призванного княжить в Новгороде, основателя династии Рюриковичей) до Петра Великого. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину (1880 г. ) на Тверском бульваре в Москве работы Александра Михайловича Опекушина (1838—1923). Россия 19-го века был веком усадеб. На Александринской площади находился деревянный Итальянский павильон. Эстетика эпохи Просвещения утверждала, что «народ, у которого во всех зданиях видны благородная простота изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях, заставляет думать с почтением об его образе мыслей». Колесница Славы, запряженная шестеркой лошадей и сопровождаемая двумя воинами, выполненная скульпторами С. С.
Расцвет скульптуры был связан с общественно-политическим подъемом в России. Война остановила строительство. Очень типиченвокзал Сент-Пэнкресв Лондоне. Салтыковым-Щедриным, во многом отражало невольную аберрацию, присущую этому времени. Золотой век русской культуры.
В 1861 году строится Главная водопроводная станция (Шпалерная ул., 56) и трубопроводная система водоснабжения. Особенно сильное впечатление производит внутренний вид этого дворца.
Суть его – в разнообразии и "умном выборе" исторических прототипов. Но часто понятие «культура» используется для обозначения в первую очередь художественного творчества. Здание Смольного построено в формах, свойственных становлению стиля высокого классицизма. Интересно сопоставить подобные примеры «казенного», «экономического» классицизма с нарядными фасадами здания Сената и Синода, построенного К. И. Примером таких сооружений могут служить здание парижского театра «Гранд-опера» и помпезный берлинский рейхстаг.
В 1801 году деревянный театр по проекту В. Бренны был готов. Во второй половине XIX в. здесь проводились митинги и демонстрации. Даже сплошная застройка центральных улиц, постепенно сложившаяся во второй половине XIX в., не производила того впечатления замкнутости в каменных коридорах, которое отличало Петербург. Но это еще один дом, а что будете вы делать с целыми улицами, кривыми, тесными, в которых один дом стоит вкось, другой боком, третий прячется назад, а четвертый выходит вперед и захватывает половину улицы и без того похожей на узкий переулок тут уже горю пособить нечем. ». Для Казанского собора в Петербурге Мартос создал монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» на аттике колоннады собора, а также фигуру архангела и статую Иоанна Крестителя.
И все же основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектурных формах. Пушкина. Было завершено формирование основных площадей — Дворцовой, Адмиралтейской, Сенатской. Тона восхищал своей архитектурной внешностью и изящной отделкой. Пушкин, в настоящее время – филиал Музея А. С. Клодта «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге.
Главными законами построения архитектурной композиции были симметрия, акцентирование центра, гармоническое соподчинение частей и целого. Шервуд), здание Государственной Думы (архитектор Д. Н. В конце XIX века начинают возникать дворянские усадьбы (Абрамцево в Подмосковье, Талашкино под Смоленском, Ясная Поляна в Тульской области, Спасо-Лутовиново в Орловской, Михайловское, Тригорское. ), устроители которых стремятся возродить «русский стиль», забытое народное искусство. Авдеева строительство храма возобновляется. В 1838 году у южного входа была установлена огромная порфировая ваза.
Львов. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Многочисленны его сооружения под Петербургом, особенно вокруг Петергофа. Развитие живописи и графики в начале Х1Хв.
Начавшаяся война приостановила проектирование. – М. : Высшая школа, 2009. -С. 52. Это и поэт и писатель и мыслитель и историк.
В середине 19 века с ростом демократических тенденций в искусстве усиливается стремление русских скульпторов к исторической и бытовой конкретности образов (Орловский, Витали Клодт). С 30-х годов начинается поиск русского стиля в архитектуре. Демут-Малиновский (1779- 1846) и С. С. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г. ) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896).
Одним из главных выражений заботы об «общественном благе» в эту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля – классицизма. Единственное здание петровских времен, сохранившееся в Летнем саду, - Летний дворец Петра I. В 1826 году на территории Летнего сада был построен Кофейный домик по проекту архитектора К. И. Шрегер), без которых эти города уже нельзя представить. Архитектура классицизма наполнена высоким гражданственным пафосом.
Здесь он провел несколько лет, написал серию картин из римской жизни. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности. Воронихина, Биржа – Тома де Томона и ряд сооружений К. И. Конечно, не только А. С. Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться новые материалы (чугун, сталь, в конце века – железобетон) и новые приемы и методы строительства. Проектировал театр К. И. Росси.
Однако её трудно оценить по достоинству из-за множества фигур. Предаются забвению традиции монументальной скульптуры. Шохин) музеи, Верхние торговые ряды (ГУМ 1889-1893 гг., Н. А.
Одним из лучших произведений Воронихина являетсяКазанский соборв Петербурге (1801—1811). Представители этого стиля в архитектуре использовали новые технические и конструктивные средства, свободно, чаще асимметричное планирования и современные материалы в отделке фасадов и интерьеров зданий (керамика, поливные изразцы) для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий и сооружений.
Таким образом, классическая структура городов действительно подвергалась искажению, но это явление имело как бы двоякий смысл. Захаров сохранил золоченый шпиль башни, обогатив ее декоративное обрамление. Строил его архитектор А. Г. Они связали центр и пригороды в единое целое. В середине XIX в. подданных русского царя нередко можно было встретить в крупнейших городах Европы. Затем отправился совершенствоваться в технике живописи в Италию. Задний фасад помимо пилястр украшен также статуями муз Клио и Эвтерпы.
Оно является образцом высокого классицизма в архитектуре. Над комедией «Ревизор» писатель кончил работать в 1836 г. Автор мечтал о ее постановке на сцене, для широкой публики. Уничтожение в 1931 г. храма Христа Спасителя стало символом разрушения памятников культуры. Ансамбль подчинен идее утверждения России на реках и морях в торговле и ратных делах.
Хотя наиболее убежденные апологеты классики продолжали еще утверждать, что «греческие ордера заключают, кажется, всю возможную красоту, какая только в колонне существовать может», - в архитектурной практике позднего классицизма стал явно намечаться иной подход. Для многих древних русских городов эта нормативность смягчалась за счет той неистребимой патриархальности, которая столь чутко и иронично была увековечена Гоголем при сопоставлении в «Мертвых душах» провинциального «оранжевого деревянного дома с мезонином и голубыми колоннами» с «деревянным же одноэтажным домом темно-серого цвета с белыми деревянными барельефчиками над окнами». С тем же восхищением стремились запечатлеть «строгий, стройный вид» города на Неве изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет – в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях.
На их развитие оказывали влияние самые разные факторы. битва стилей. Имена А: С. Пушкина, Н. В. Гоголя М. Ю. Лермонтова навсегда стали символом аистих достижений отечественной культуры.
Однако поиск часто сводился к простому копированию старых русских форм. Русским же словом и письмом немалое число дворян пользовалось с большим трудом. В этом стиле по всей стране строят церкви и жилые дома, городские ратуши и театры. Оригинальное здание работы Роберта Адама, возведенное в 1770-е гг., в 1818-19 гг.
В облике здания торжественность граничит с помпезностью, что несомненно диктовалось характером заказа. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью. На фоне монументальных классических зданий и уютных городских усадеб поначалу выглядели почти незаметно отдельные трех- и четырехэтажные дома с одинаковыми небольшими окнами и ритмически повторяющимися скупыми декоративными элементами фасадов, дома, предназначенные «для отдачи внаймы по квартирам». Росси законченный облик приобрели Дворцовая и Сенатская площади, были созданы ансамбли Михайловской (ныне площадь Искусств) и Александрийской (ныне площадь Островского) площадей и примыкающих к ним улиц. В 1870-е гг.
Огромные площади были несоразмерны зданиям того времени и превращались в пустыри, среди которых терялись сохранившиеся строения. » Хотя не все в градостроительных проектах, составленных в эти годы для таких городов, как Киев, Смоленск, Саратов, Екатеринослав, Вятка, Томск, Омск, Красноярск и многие другие, было воплощено в жизнь, все же заложенные в них основы классической регулярной планировки не могли не предопределить характера их дальнейшей застройки в течение всего XIX в. Возрастающее «единообразие» облика многих крупных городов, кроме чисто планировочных мероприятий, было связано в большой мере с широким распространением тех «образцовых» фасадов, которые стали в первой четверти XIX в. обязательными для «обывательской» застройки. Впечатление безвкусицы сглажено временем: сейчас внешний вид таких сооружений несёт отпечаток старины, а их эклектизм воспринимается как своеобразие. Так, рельефный фриз аттика посвящен «Заведению флота в России», над аркой входа помещены фигуры, скрестившие знамена — аллегории побед русского флота.
В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения – импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам. Ранее колонны служили маяками. Каждый из четырёх фасадов замка решён своеобразно и не повторяет другой.
Ганди «Сельская архитектура» (1805 г. ) с изображениями Д. В. Сокольниковой. (1813 г. ). Строился театр с 1828 по 1832 год.
Таким образом, к концу XIX в. между технической и художественной сторонами архитектуры возникают своеобразные «ножницы», которые с течением времени стали расходиться все больше и больше. Новый этап в градостроительном развитии Петербурга начался после того, как в 1816 году был учрежден «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в С. -Петербурге». Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. В 1962 г. под руководством архитектора А. А. Гесте, которые касались застройки послепожарной Москвы. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья – народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное».
Известный в те годы ученый-эстетик, профессор Московского университета Н. И. «Никогда не проявлялось в Европе такого дружного и сильного стремления сбросить с себя оковы классицизма, схоластицизма, педантизма или глупицизма (это все одно и то же)»-- писал в 1834 г. молодой Белинский. В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга.
Отливка памятника была порученаВасилию Екимову— литейному мастеру Академии Художеств. – М. : Инфра-М, 2006. -С. 173.
Храм является украшением города. То, что было органичным для зданий, не превышающих 3—4-х этажей и для улиц, сочетавших фасадность застройки с определенными интервалами и усадебной застройкой, стало неприемлемым для новой сплошной фасадной застройки улиц «громадными», с почти одинаковыми главными фасадами 4-х и 5-тиэтажными доходными домами. Он решил использовать мотивы средневекового русского зодчества. Возник разрыв между старой и новой культурой.
В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Величественные соборы, роскошные дворцовые резиденции, более скромные «дворянские гнезда», небольшие поселения ремесленников превратились в прекрасные, но все же памятники феодальной эпохи, навсегда ушла в прошлое. К концу 1840-х годов «каменные лабиринты» уже сложились в определенную систему городских центральных улиц, застроенных по «красной линии» сплошь многоэтажными зданиями.
Благодаря своим колоссальным размерам (почти 50 м высотой, около 45 м шириной) и расположению на холме на пересечении двенадцати больших улиц, арка прекрасно просматривается из разных частей французской столицы. Это был регулярный город, с рациональной, простой планировкой. К тому времени им было создано несколько первоклассных полотен. «Украшение только то у места, которое вид надобности имеет», - писал архитектор Н. А.
Мартоса, Ф. Ф. Наиболее значительными сооружениями нового типа в Красноярске второй половины XIX в. явились здания мужской гимназии (1868 г., ныне корпус политехнического института на улице Ленина), женской гимназии (1878 г., здание педагогического института на улице Ленина).
На границе города, преимущественно по окраинным берегам Москвы-реки и Яузы, располагались в середине века и первые крупные промышленные предприятия — фабрики и заводы, которые лишь впоследствии, в конце столетия, были постепенно «втянуты» в черту города, когда его границы распространились за пределы Камер-коллежского вала. Архитектуру Англии этого периода можно разделить на несколько течений, которые развивались практически одновременно. Отличительные черты: стремление к симметрии, рациональное членение фасадов, предпочтение прямоугольных планов с внутренними двориками использование архитектурных элементов рустика (облицовки внешних стен здания) и пилястры (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну). В стиле неоренессанс были построены, например, здания Штеттинского и Силезского вокзалов в Берлине, Центральный вокзал Амстердама и др. Для него существовал традиционный русский мир, живший по собственным законам. Торжественное открытие выставки состоялось 30 мая 1872 года. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. Сохранение в отделке этих новых многоэтажных зданий декоративных форм и элементов классицизма (фронтона, балконов, сандриков и т. д. ) способствовало рождению того однообразного строя сплошной рядовой застройки, который вызывал протест не у одного только Гоголя. Например, он спроектировал здание Королевского театра Друри-Лейн (1794), который, к сожалению, в 1809 г. сгорел.
Те же мысли высказывались и другими. В нишах главного фасада – статуи муз Терпсихоры и Мельпомены.
Это особенно касалось монументальной скульптуры. По проектам А. Н. Затем началась регулярная застройка города. Демут-Малиновским. Гуревич П. С.
Появились железные дороги, а с ними Царскосельский (1837), Николаевский (1851), ВаршавскийиПетергофский (1853), Финляндский (1870) вокзалы. В этом же стиле построен Исторический музей Берна (Швейцария).
Творческое содружество архитекторов и инженеров оказалось на редкость плодотворным. Один из выдающихся архитекторов начала века А. Д. Основоположником официального течения "русского стиля" современники провозглашали К. А. Тона. Строился он Ф. Б. Первый ярус башни украшает рельеф, называющийся заведения флота в Россию. Улицы мостились крупным булыжником. У главного входа во дворец была воздвигнута триумфальная арка (на площади Каррузель).
Но после смерти императора Александра строительство прекратили, было начато новое строительство храма, на излучине Москвы реки, под руководством Константина Андреевича Тона. Общее впечатление теряется за огромным количеством деталей: на памятник нельзя просто смотреть, его надо расшифровывать. В этой программе предусматривалось все, «что украшение и великолепие города умножить может»: «наполнение середины его знатным строением», «регулярство площадей», «беспрерывное связывание улиц». В стиле неоготики строились общественные здания, ратуши, театры. Первыми такими зданиями в Москве стали здание Исторического музея (архитекторы А. А.
Померанцев) в Москве, здания вокзалов в ряде городов, театры в Одессе (1887 г., Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Киеве (рубеж XIX-XX вв., В. А. Почти полное отсутствие сплошной застройки по «красной линии», свободная постановка домов на участках с отступом от улицы, с палисадниками, садами, зелеными открытыми двориками, с домами, словно свободно «плавающими» в этом зеленом пространстве, — все это производило бы почти хаотичное впечатление, если бы не причудливый, но внутренне оправданный древний план города. В отличие от 80-90-х гг. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Апартаменты императрицы Марии Луизы были выполнены в модном стиле неогрек (проект разработал П. П. Прюдон). Карл Иванович Росси, сын итальянской балерины, родился и жил в России.
Архитектура классицизма наполнена высоким гражданственным пафосом. И все же основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектурных формах. Дома светлые и нарядные.
Их творчество стало подлинно общенациональным явлением. А еще раньше он был помощником О. Монферрана при возведении Исаакиевского собора, затем построил усадьбу А. X. В 1800-1830 гг.
Все большее внимание архитекторы уделяли функционально-планировочной организации зданий. Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811) после окончания Академии художеств и пансионерской поездки во Францию преподавал в Академии. Русты, тяги, антаблементы, карнизы, наличники использовались архитекторами-классицистами так, что, являясь важными элементами архитектурной композиции фасада и придавая ему особую художественную законченность, в то же время «имели вид надобности», отражая в той или иной степени конструктивные особенности здания.
Он критиковал «употребленные без нужды колонны». Это объясняется тем, что стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI-начале XVII вв., а в других странах (в Германии XVIII в., например) стиль барокко позаимствовал элементы поздней готики, маньеризма и соединялся с элементами рококо. В наиболее крупные достижения связаны с творчеством О. Монферрана, А. Н. Воронихина, А. Д. Казанского собора.
Без сомнения, самое известное его воплощение – это новое здание Парламентав Лондоне. Одним из главных выражений заботы об «общественном благе» в эту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля – классицизма. Например, вокзал Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне создан в стиле неоготика: фасад украшают ланцетовидные окна, шпили, башенки, но за фасадом – металлические ребра дебаркадера.
Это стремление к необычному достигло своего апофеоза в так называемомКоролевском павильонев Брайтоне. В 1830-х годах в петербургском классицизме отчетливо сформировалось направление, воплотившее подчеркнуто «экономичный» вариант стиля. Базен и другие.
На фоне монументальных классических зданий и уютных городских усадеб поначалу выглядели почти незаметно отдельные трех- и четырехэтажные дома с одинаковыми небольшими окнами и ритмически повторяющимися скупыми декоративными элементами фасадов, дома, предназначенные «для отдачи внаймы по квартирам». Через них прошли миллионы людей. Здания, построенные в стиле классицизма, отличаются чётким и спокойным ритмом. В эпоху александровского ампира (1801-1830 гг. ) в российской архитектуре xix века появились пирамиды с дорическим портиком (проект мавзолея Павлу I, памятник русским воинам в Казани, «Египетский павильон» в Померанцевой оранжерее в подмосковной усадьбе Влахернское-Кузьминки. Огромные площади были несоразмерны зданиям того времени и превращались в пустыри, среди которых терялись сохранившиеся строения. » Хотя не все в градостроительных проектах, составленных в эти годы для таких городов, как Киев, Смоленск, Саратов, Екатеринослав, Вятка, Томск, Омск, Красноярск и многие другие, было воплощено в жизнь, все же заложенные в них основы классической регулярной планировки не могли не предопределить характера их дальнейшей застройки в течение всего XIX в. Видимо именно подобная абстрактность градостроительного мышления позднего классицизма, столь чуждая традициям русского градостроительства в целом и означавшая для современников нечто, несравненно более серьезное и угрожающее, нежели просто специфические особенности городской планировки и была причиной того, что все, нарушающее казенный строй центральных площадей провинциальных городов (а таковыми воспринимались теперь и гармоничные классические ансамбли Костромы, Твери и Калуги), приветствовалось и поощрялось современниками, видевшими в этом преодоление и показной казенной парадности и провинциальной невзрачности обывательской застройки. И только тогда, когда изучили образцы старинного русского зодчества, были достигнуты определенные успехи.
И все же основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектурных формах. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам. В конструкциях перекрытия впервые в России применено железо и чугун. Позади располагался обширный парк. Он фактически тал и родоначальником современного русского литературного языка. В разное время способствовали популяризации египетской темы в архитектуре египетский поход Наполеона (1798-1799 гг. ), археологические открытия и труд Д. В. Денона (Dominique Vivant Denon, 1747 – 1825 гг. В 1823 г. Тропинин получил вольную и в этом же году был удостоен звания академика.
В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П. К. В 1805 г. Захаров был назначен «главным адмиралтейств архитектором». В торцевых стенах прорезаны полукруглые окна подчеркивающие монументальность застройки. История изобразительного искусства / Под ред. Эти здания были призваны прославлять победы Наполеона: Вандомская колонна, построенная по образцу древнеримского столба императора Траяна, Триумфальная арка (архитектор Ф. Шальгрена) – лучший образец стиля ампир. Такое условное подражание прошлой эпохи называется эклектизмом.
Клодт и художник К. П. Бове была также создана Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном (на заставе Тверского тракта ныне перенесена на проспект Кутузова). В 30-е годы 20 века храм был взорван и на этом месте было начато строительство Дворца Советов.
Модерн, так сказать, завершил творческие поиски строителей XIXв. Мира, 29), возведенный в 1810-е годы. Храм однокупольный с восьмигранным барабаном и треугольными фронтонами по все фасадам. К тому же скульптор словно не видит новгородской архитектуры, которая окружает его произведение.
Творческое содружество архитекторов привело к блестящему решению задачи. Здание было украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. Крупнейшим представителем ампира был Карл Иванович Росси (1775-1849), который возвел здание Главного штаба, центром которого стала триумфальная арка. Стилевое единство ушло в прошлое – началась т. н. Пушкин — вершина человеческого дарования.
Что-то приживалось на русской почве, а многое и отвергалось. В развитии классицизма наступает кризис. Это особенно касалось монументальной скульптуры. Расположен он на Центральном холме. Эмоциональное и идейно-смысловое содержание ордерной системы, вложенное в нее еще античными зодчими, - спокойное равновесие архитектурных масс, торжественность, величие, ясность, гуманистичность (не случайно древние греки ассоциировали колонны с метафорическими изображениями человеческой фигуры) – в значительной мере предопределило суть архитектурно-художественных образов, созданных русскими архитекторами-классицистами. Сооружен он из местного светлого известняка, на фоне которого выделяются темные колонны из лабрадорита с мраморными резными капителями. Воронихина были созданы такие архитектурные шедевры, как Казанский собор (1801—1811 н. ), Горный кадетский корпус (1806— 1811 гг. ). Стали использоваться новые материалы и конструкции.
Тем не менее, мост не исчезнет бесследно. Эти слова выдающегося архитектора-классициста В. П. Индустриальное направление упростило строительство. Вторая половина XIX века С 1860-х годов производится создание системы дождевой канализации под главными улицами города, начиная сГороховой улицыиКаменноостровского проспекта, делаются попытки улучшить городскую канализацию (повсеместно применяласьассенизация, а также сброс сточных вод без очистки в дождевые трубы). Однако её трудно оценить по достоинству из-за множества фигур. Во второй половине 20-х гг.
На границе города, преимущественно по окраинным берегам Москвы-реки и Яузы, располагались в середине века и первые крупные промышленные предприятия -- фабрики и заводы, которые лишь впоследствии, в конце столетия, были постепенно «втянуты» в черту города, когда его границы распространились за пределы Камер-коллежского вала. Бенкендорфу в его имении под Ревелем. В конечном же итоге все определялось желанием заказчика и вкусом архитектора.
Крупнейшим мастером, представителем классицизма, произведения которого находились в Архангельске, Одессе, Таганроге, был Иван Петрович Мартос (1754- 1835). Длина главного фасада достигла 406 метров. Пушкину (1880 г. ) в Москве скульптора А. Опекушина. Семенов и В. О.
Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи. Утрачивается чувство ансамбля.
Между тем этот период несомненно должен анализироваться под несколько иным углом зрения, как принципиально новое явление, к которому могут применяться лишь абсолютно особые, отличные от классики мерки. И хотя мало кто из них вспомнил Тона, дело Мастера продолжает служить людям. В 1823 году Красноярск становится губернским городом.
Из зелени создают затейливые беседки, галереи, лабиринты. Она и была архитектурным методом и стилем эпохи капитализма в России. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Захаров, Стасов.
Пименовым, И. И. Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться новые материалы (чугун, сталь, в конце века — железобетон) и новые приемы и методы строительства. Но это отнюдь не означало, что простые русские люди находились вне культуры.
башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. К творчеству Жилярди нужно отнести Опекунский совет и усадьбу Кузьминки. Европа пересела по конному дилижанса в «Восточный экспресс», с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой. становления капиталистических отношений на смену классицизму пришла эклектика.
В Петербурге в градостроительной практике преобладал ансамблевый подход. Антокольский, запечатлевший в своих скульптурах такие личности, как «Иван Грозный» (1870), «Петр I» (1872), «Ермак» (1891), «Христос» (1874) и др. В более узком смысле культура — сумма достижений общества, его материальные идейные и нравственные условия жизни, проявляющиеся в быте идеологии, образовании, воспитании, в явлениях науки искусства, литературы. За образец архитектор взял Успенский собор московского Кремля. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Самым распространенным типом зданий являлись многоквартирные доходные дома. Постройки одного периода в эклектике базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика.
Им же был создан Александрийский театр. Здание Биржи, архитектор Тома де Томон. Захаров. – М. : Гардарики, 2007. -С. 87. Древней Византии, Древней Руси. Композицию завершают 2 красные колонны украшенные рострами (ростральные колонны).
О. И. На Красной площади состоялся парад гвардии. н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. В процессе интенсивного строительства в первые десятилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга, тот поражавший своей прозрачностью, стройностью и величественностью образ «Северной Пальмиры», который воспели А. С.
Панорама Москвы даже в конце 1860-х годов рисует картину города, еще сохранившего в полной мере свою древнюю планировочную структуру и классический характер «послепожарного» строительства. Обращение к старине подготовило появление эклектизма (от греческого «еклектикос» – тот, что выбирает) – архитектурной практики, основанной на смешении разных стилей. Но при всем наивном обаянии каждого отдельного такого дома многократное повторение сравнительно небольшого числа вариантов «образцовых фасадов», в особенности в «казенных» сооружениях, в конечном счете рождало то впечатление однообразия застройки, которое было одной из причин нарастающего эмоционального протеста против эстетических норм позднего классицизма. В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. К середине XIX в. открытым в мировой архитектуре оставался вопрос о новом стиле.
Это здание подверглось влиянию даже нескольких волн классицизма. В этом заключалось одно из противоречий архитектуры классицизма. в моде был стиль Регентства, продолжающий традиции георгианства и классики. Величественные соборы, роскошные дворцовые резиденции, более скромные «дворянские гнезда», небольшие поселения ремесленников превратились в прекрасные, но все же памятники феодальной эпохи, навсегда ушла в прошлое. Композицию площади (уже после смерти Воронихина) дополнили памятники полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.
Щедрин при перестройке дома 15 по 6-й линии Васильевского острова для размещения в нем Ларинской гимназии, учрежденной на капитал, завещанный купцом П. Д. Панорама Москвы даже в конце 1860-х годов рисует картину города, еще сохранившего в полной мере свою древнюю планировочную структуру и классический характер «послепожарного» строительства. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.
Менялся сам облик мира. Французский исследователь Ж. М. Арка на площади Каррузель. Росси, В. П. Стасовым в 1819-1823 годах, эффектно оформила его закругленный западный корпус, однако она лишена функционального смысла и противоречит утилитарным требованиям, сильно затемняя окна (в то же время другие фасады этого здания скомпонованы в соответствии с его функцией).
Захарова и К. Росси. И при этом нередко оказывалось, что между требованиями утилитарного характера и стремлением создать фасад, отвечающий канонам классицизма, возникало определенное противоречие. -- и появлялся доходный дом с венецианскими окнами (свидетельство Ф. М. Небоскребы сильно контрастировали с так называемой провинциальной «одноэтажной Америкой», которой долго еще оставалась массовая застройка всех штатов. Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие.
Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов. Прежняя унифицированность архитектурного языка классицизма стала ослабевать – наметился явственный процесс дифференциации художественных приемов. – М. : Инфра-М, 2006. -С. 57. Кроме того, сад украшают статуями. Стиль Регентства в Англии продолжил традиции классицизма. Выполнение этой программы заняло несколько десятилетий. В одном из своих произведений А. И.
Здесь, на бывшей Воскресенской улице, находится один из старейших каменных домов города (пр. В английскую архитектуру второй половины 19 века вошло новое индустриальное направление. Время Пушкина, первую треть XIX в., не зря называют золотым веком русской культуры. Ее украшает знаменитая скульптурная композиция – рельеф Ф. Рюда «Марсельеза». В самих усадьбах часто можно было найти готическую библиотеку или китайскую столовую. Каждый образ повторен дважды, но зритель этого не замечает. объединившиеся в 1864 году в Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ).
Построил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). Стасовым, А. А. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев). Эклектика архитектуры в начале 19 века привела к разрушению вековых традиций, сложившихся стереотипов и канонов изменила художественный подход зодчих, вкусовые пристрастия заказчиков. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д.
«Египетские ворота» Царского Села (1827-1830 гг., архитектор А. Менелас. Багдасарьян. Создаются лучшие ансамбли города.
Воспитывали его, как и многих других дворянских детей, под руководством иностранцев гувернеров. Стремление к классике возросло после открытий любителя-археолога лорда Элгина (Elgin). Образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе. У храмов неовизантийского стиля купола обычно имеют приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Величественное здание собора производит сильное впечатление. В этом заключалось одно из противоречий архитектуры классицизма.
Молодой московский архитектор М. Лопыревский в своей «Речи о достоинстве зданий», произнесенной 7 мая 1834 года, подчеркивал, что «здание составляется не фасадом, но планом, от которого зависят фасад и разрез и каждый из сих предметов в зависимости один от другого». В 1838 г. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец. Понятие «культура» происходит от латинского слова cultura, означающего «возделывание», «обрабатывание».
В годы правления Наполеона во Франции сложился стиль ампир (от французского империя), который стал продолжением и одновременно завершением классицизма 18 века.
Мастер ансамблевого подхода Карл Иванович Росси, создав Михайловский дворец (ныне Государственный русский музей) и Здание Главного Штаба, завершил ансамбль Дворцовой площади. То, что было органичным для зданий, не превышающих 3--4-х этажей и для улиц, сочетавших фасадность застройки с определенными интервалами и усадебной застройкой, стало неприемлемым для новой сплошной фасадной застройки улиц «громадными», с почти одинаковыми главными фасадами 4-х и 5-тиэтажными доходными домами. Шервуд) и Политехнический (1873—1877 гг., И. А. Его творения стали рассматриваться как символ николаевского царствования. Росси, создав скульптуры арки Генерального штаба.
Но из-за значительных размеров памятника было решено использоватьгранит. Первым примером применения сборных конструкций в строительстве стал «Хрустальный дворец» в Лондоне, построенный для первой Всемирной промышленной выставки 1851 Уникальной для XIX в. сооружением была Эйфелева башня в Париже – высотная инженерно-техническое сооружение, которое состоит из решетчатых металлических конструкций без использования сварки, это клепаные детали. Он окончил Академию с золотой медалью. Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802--1865) использовал мотивы итальянского Ренессанса. И все же основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектурных формах. Представители этого стиля в архитектуре использовали новые технические и конструктивные средства, свободно, чаще асимметричное планирования и современные материалы в отделке фасадов и интерьеров зданий (керамика, поливные изразцы) для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий и сооружений. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном.
В 1811 году принимается решение о строительстве в этом районе нового театра. Несмотря на значительные достижения скульптуры 19 века, засилье академических и натуралистических течений в условиях буржуазного общества вызвало в ряде областей заметное снижение идейно-художественного уровня. Архитектура была призвана выразить «признательность народную» и служить «к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобным подвигам». Эти слова выдающегося архитектора-классициста В. П. Петра в Риме, творение великого Микеланджело.
Те же мысли высказывались и другими. Это самая ранняя в России коллекция итальянской скульптуры конца 18 – начала 19 веков. В результате градостроительной деятельности К. И. Первым примером применения сборных конструкций в строительстве стал «Хрустальный дворец» в Лондоне, построенный для первой Всемирной промышленной выставки 1851 Уникальной для XIX в. сооружением была Эйфелева башня в Париже – высотная инженерно-техническое сооружение, которое состоит из решетчатых металлических конструкций без использования сварки, это клепаные детали. выдающимися архитекторами, – это шедевр мирового зодчества.
Наиболее характерным стала для Англии неоготика (Парламент в Лондоне. 1836-1865 гг. Даже несмотря на меняющиеся масштабы застройки, Москва продолжала оставаться воплощением теплоты и уюта, чуть провинциальной патриархальности, пространства ее улиц и площадей сохраняли человечность масштабов, а узость, затесненность, неправильность улиц хотя иногда и ощущались как недостаток, но тоже способствовали индивидуализации, запоминаемости каждой части города, каждой улицы и переулка. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александрийского театра, Михайловского дворца (ныне -- Русский музей).
в самих домах широко применяется ордерная система, лепнина и т. п. В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неоруському стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, – Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне – ГУМ). Новый этап в градостроительном развитии Петербурга начался после того, как в 1816 году был учрежден «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в С. -Петербурге».
Культурология: Учебник. Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним площадь и окружив её колоннадами наподобие римским. Наиболее известный архитектор стиля Регентства – Джон Нэш (1752-1835 гг. ), который создал ансамбль Риджентс-парка (Regents Park). Всему этому направлению присущи попытки искать новые формы через старые.
Наверное, самым заметным из них в Англии стал стиль неоготики. Ознакомившись с «Ревизором», Николай I разрешил театральную постановку. Крылова. Принцип строительства тот же, что и в Бате: строгие линии улиц, амфитеатры и т. п.
Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова былВасилий Петрович Стасов. Таким образом, к концу XIX в. между технической и художественной сторонами архитектуры возникают своеобразные «ножницы», которые с течением времени стали расходиться все больше и больше. И вкладывал в эти творения душу. Молодой московский архитектор М. Лопыревский в своей «Речи о достоинстве зданий», произнесенной 7 мая 1834 года, подчеркивал, что «здание составляется не фасадом, но планом, от которого зависят фасад и разрез и каждый из сих предметов в зависимости один от другого». Рождественский собор в Красноярске по проекту К. А.
Монигетти и Н. А. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение. Гесте, которые касались застройки послепожарной Москвы.
Развитие железных дорог привело к строительству большого количества вокзалов. Дворец замкнул перспективу улицей идущей к Невскому проспекту. Собор Христа Спасителя в Москве, архитектор Ко нстантин Тон. Русско-византийский стиль Тона многим казался искусственным. Используя колоннады и портики, «имеющие вид надобности», архитекторы-классицисты решали прежде всего определенные художественно-образные задачи, стремились придать зданию торжественный, монументальный, героизированный облик.
по книге Дж. Плодотворно работал скульптор М. М. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности. В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неоруському стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, – Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне – ГУМ). Конечно, это решение было принято не случайно: самим обликом Парламента нужно было подчеркнуть уникальность британской нации.
Его решено было переделать в театр. Для одного из сыновей Николая I в 1853 г. в Петербурге был возведен дворец, названный Николаевским (ныне Дворец труда).
– архитектор не стал ограничиваться только ориентальным стилем: перед нами комната, которая сочетает индийские мотивы (колонны в виде пальм) с китайскими (желтый цвет, подсвечники с драконами). Всё это возвышает могущество российского флота. Шедеврами его творчества являются Портрет А. С. Пушкина, Кружевница, «Старик-нищий» и «Пряха».
Французский архитектор, дизайнер и декоратор мебели и внутреннего убранства. Европа пересела по конному дилижанса в «Восточный экспресс», с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой. Лопыревский считал нарушением законов архитектуры фасады тех зданий, «которые не представляют абсолютно никакого назначения либо обманывают в оном ибо, взирая на здание, вы не узнаете, общественное оно или частное, судебное ли строение или торговое. ».
Стилевые сосбенности архитектуры замка открывают перед нами двери в XIX век. Что касается романтизма, то он не создал собственной школы архитектуры, хотя его влияние весьма заметно в нескольких «исторических стилях»: неоготици, неоренессанс, романско-византийском стиле необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия. Патриотический пафос и гуманизм, мастерство художественного обобщения и классическая ясность замысла отличают скульптуру русского классицизма, давшую замечательные образцы героических монументальных памятников, станковой круглой скульптуры и рельефа, органического единства скульптуры с архитектурой и садово-парковым искусством. Его История Пугачева и История Петра I — серьезные научные работы. Это почти карикатурное изображение, рисующее унылый образ русского провинциального города, во сто крат более карикатурно и зло увековеченный Н. Е.
В ходе восстановления многие старые здания перестраивались. Протоки и каналы левобережной части невской дельты пересекли стройные чугунные и железные мосты.
Росси в пояснительной записке к одному из своих проектов. Специфические особенности «свободной» застройки кварталов вели к тому, что градостроительные мероприятия «послепожарной» Москвы не могли радикально изменить ее патриархального облика. Вместе с Шарлем Персье – один из основоположников стиля ампир. Расширялись порты Кронштадта, Васильевского острова. Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться новые материалы (чугун, сталь, в конце века – железобетон) и новые приемы и методы строительства. Среди скульпторов, осуществлявших связь с архитектурой — В. И.
С середины1840-х годовснимается ряд ограничений на архитектурные, цветовые и конструктивные решения частных домов, намечается отход от классицизма, появляется разнообразие историзма (эклектики). Это было начало египтомании, охватившей архитектуру второй половины 19 века (приблизительно 1840-1880 гг. ) в Западной Европе. Менялся сам облик мира. Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Теребеневым, В. И. Здесь же, в ночь на 11 марта 1801 года, он был задушен заговорщиками.
Примером таких сооружений могут служить здание парижского театра «Гранд-опера» и помпезный берлинский рейхстаг. Это время потом назовут золотым веком русской культуры. Большое значение приобрела станковая жанровая скульптура, обращавшая к темам крестьянской жизни (Чижов, Беклемишев, Лансере). Отдельные реалистические памятники создали Опекушин, Микешин, Волнухин. Присущая многочисленным проектам городских генеральных планов 1810—1820-х годов тенденция сообщить геометрическую правильность «вновь прожектированным» площадям, спрямить улицы, уложив их в четкую сетку кварталов, ярко сказалась, например, в тех, не получивших осуществления, замыслах архитектора В. И. Лопыревский считал нарушением законов архитектуры фасады тех зданий, «которые не представляют абсолютно никакого назначения либо обманывают в оном ибо, взирая на здание, вы не узнаете, общественное оно или частное, судебное ли строение или торговое. ».
В «Комитет строений и гидравлических работ» вошли ведущие архитекторы и инженеры Петербурга: К. И. В таком стиле построены первые садовые пригороды Лондона (такие какБедфорд-парк) и других больших городов, в противовес фабричным районам. Был заложен храм в стиле позднего неоклассицизма. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Таков знаменитый памятник А. С.
Роли Фамусова в «Горе от ума» (первая постановка в 1831 г. ) и городничего в «Ревизоре» (первая постановка в 1836 г. ) сделали имя это бывшего крепостного крестьянина (вольную он получил в 1822 г. ) известным всей России. Популярно оно было и в мире. Эклектика – использование элементов различных архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль). выдающимися архитекторами, – это шедевр мирового зодчества. Внесение новых элементов в классическую застройку русских городов приобретало при этом характер сознательного стремления преодолеть ее стилистическую цельность, воспринимающуюся как «казенное однообразие».
В 1827 году был построен Чайный домик по проекту архитектора Л. Шарлеманя. Центральный купол больше всех остальных. Щедрина, В. И. Клодтом. Частных построек было мало. Он был разбит в регулярном стиле.
В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. «Никогда не проявлялось в Европе такого дружного и сильного стремления сбросить с себя оковы классицизма, схоластицизма, педантизма или глупицизма (это все одно и то же)»— писал в 1834 г. молодой Белинский. Из самых значительных произведений монументальной скульптуры первой половины XIX в. следует назвать Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804—1818) скульптура И. Мартоса.
Эти здания были призваны прославлять победы Наполеона: Вандомская колонна, построенная по образцу древнеримского столба императора Траяна, Триумфальная арка (архитектор Ф. Шальгрена) – лучший образец стиля ампир. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Плоскость верхней части стен Адмиралтейства А. Д. В городах появились аристократические особняки в стиле необарокко (нового барокко). В архитектуру начала 19 века в России египетские мотивы пришли из византийской культуры, преломившись в европейском зодчестве.
Он был огромен (т. к. В 11 лет он поступил в Академию художеств, которую закончил с золотой медалью. Полукруглая площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и каменными шарами.
Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Все эти события подогревали интерес у общественности и художников к египетской теме. Таким образом, к концу XIX в. между технической и художественной сторонами архитектуры возникают своеобразные «ножницы», которые с течением времени стали расходиться все больше и больше. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считаетсяДом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. Небоскребы сильно контрастировали с так называемой провинциальной «одноэтажной Америкой», которой долго еще оставалась массовая застройка всех штатов.
Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Однако сейчас, художественные достоинства XIX века рассмотрены и пересмотрены по-новому. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты. Даже составленные таким крупным мастером, как В. П.
Общее впечатление теряется за огромным количеством деталей: на памятник нельзя просто смотреть, его надо расшифровывать. Тяжеловесная форма памятника напоминает колокол, увенчана царской державой и по-своему очень выразительна. В произведениях А. С. Пушкина отражены все наиболее значительные события русской жизни. К числу его лучших произведений относятСпасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Парланд) в Петербурге, Исторический (1875—1883 гг., В. О.
Гранитный пьедестал памятника украшен горельефами на сюжеты известных басен И. А. Колоннаду венчают 28 скульптур – олицетворяют 4 времена года, 4 стихий, а также древнегреческая муза Урания (покровительница астрономии) и египетская богиня Исида (покровительница мореплавателей). Композиционный центр царскосельского ансамбля – Екатерининский дворец. Триумфальная арка стала одним из символов Парижа.
Но в этом своем стремлении зодчий мало учитывал повседневные нужды живущих в городе людей и его творения стали превращаться в грандиозные декорации, не очень связанные с протекающей на их фоне жизнью. Протяженность главного фасада более 400 м, в центре здания находятся башня. Господствовавший реализм означал, что требуется определенная условность и идеализация. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности.
Пименов (1784—1833), которые работали над скульптурами для Казанского собора вместе с Воронихиным. Собор вытянут параллельно Невскому проспекту и образует в плане латинский крест. Небоскребы сильно контрастировали с так называемой провинциальной «одноэтажной Америкой», которой долго еще оставалась массовая застройка всех штатов.
Блестящий рисовальщик, акварелист, портретист исторический художник К. П. Брюллов (1799— 1852) еще учеником Петербургской Академии художеств снискал всеобщую славу. И. И. Почти полное отсутствие сплошной застройки по «красной линии», свободная постановка домов на участках с отступом от улицы, с палисадниками, садами, зелеными открытыми двориками, с домами, словно свободно «плавающими» в этом зеленом пространстве, -- все это производило бы почти хаотичное впечатление, если бы не причудливый, но внутренне оправданный древний план города. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку. С1860-х годов расширяется строительство зданий изкирпича, металлическихконструкций.
Пушкина имел в виду Герцен. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Эклектика разрушила старые подходы и способствовала расширению творческих поисков. Специфические особенности «свободной» застройки кварталов вели к тому, что градостроительные мероприятия «послепожарной» Москвы не могли радикально изменить ее патриархального облика.
Эта тема широко присутствовала в архитектуре начала 19 века в Англии, Германии (в идеальном городе Леду предусматривал форму пирамиды для производственных сооружений). Это первое здание в стиле Ампир в России. Триумфальная арка стала кульминацией всей архитектурной композиции, задуманной как памятник героической славы русского народа, победившего в войне 1812 г. В Москве крупнейшим драматическим театром являлся основанный еще в XVIII в. Малый театр (так его называли по контрасту с расположенным рядом Большим театром). Открывала выставку сама королева Виктория и надо думать, что павильон просто поражал воображение. К высшим достижением русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина (Ломоносова, Павла I, Екатерины II).
Росси. Чичагов) и здание Верхних торговых рядов (архитектор А. Н. Архитектура второй половины 19 векав России пережила сильные потрясения. В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неоруському стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, — Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне — ГУМ). Один из первых начал применять металлические (чугунные) конструкции в строительстве. С 1801 г. состоял в должности правительственного архитектора. Известен как архитектор Лувра и Тюильри, Триумфальной арки на площади Каррузель в Париже.
Бывало, купец-заказчик требовал у архитектора: Дожевское-то окно ты мне, братец, поставь неотменно, потому чем я хуже какого-нибудь ихнего голоштанного дожа. Теребенев (1780-1815) выполнил скульптуры для Адмиралтейства, в том числе 22-метровый горельеф «Заведение флота в России», помещенный на аттике нижнего куба башни Адмиралтейства. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г. ) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Он органически вливался и как бы завершал оформление Красной площади.
Архитекторы Чарльз Бэрри (Charles Barry, 1795- 1860гг. ), Огастес Пьюджин (Augustus Welby Northmore Pugin, 1812-1851 гг. ) Огастес Пьюджин считал средневековье идеалом духовности и эстетики и утверждал готические идеи в своих проектах. Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться новые материалы (чугун, сталь, в конце века – железобетон) и новые приемы и методы строительства.
На уже выполненном фундаменте построили открытый бассейн Москва. К середине XIX в. открытым в мировой архитектуре оставался вопрос о новом стиле. Бове осуществил реконструкции Красной площади. Попытка преодолеть это различие было сделано новым декоративным направлением в буржуазной архитектуре, получивший название модерн (на французском – «современный»). Поначалу, как мы уже говорили, сентиментализм и выросший из него и в противовес емуромантизмнаходили вдохновение в сельской красоте, средневековых традициях и всяческих экзотических влияниях.
В архитектуре ему свойственно движение к простоте и удобству. Пименова свой большой расцвет. В городе выросли десятки «знатных строений»: здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширный Гостиный двор на Невском проспекте и «Новая Голландия» с ее монументальной аркой.
Это особенно касалось монументальной скульптуры. Пименовым и В. И. Григорьев, выходец из крепостных крестьян. В 1898-1899 годах по проекту архитектора А. А. Фольбаума был построен административный корпус больницы (ныне пр. Мира, 61/ Вейнбаума, 15). Великолепный комплекс создан в стиле русского барокко. Стасовым еще в 1811 г. и оказали несомненное влияние на дальнейшую застройку Петербурга.
В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Тем не менее, архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Воскресения «на крови» (1883—1907 гг., архитектор А. А. К вопросу о строительстве театра вернулись лишь в 1818 году. Романтизм породил стремление к нео-стилям. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов какАндрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захарови Жан Тома де Томон. Реставрировал Версаль, госпиталь в Понтуа. Вместе с Шарлем Персье издал в 1807 и 1810 гг. Ранний этап эклектики (1830-1860) связан с романтическим стилизаторством. Ее украшает знаменитая скульптурная композиция – рельеф Ф. Рюда «Марсельеза».
Шесть статуй вокруг «державы» олицетворяют русскую государственность — от легендарного Рюрика (согласно летописной легенде начальника варяжского военного отряда, призванного княжить в Новгороде, основателя династии Рюриковичей) до Петра Великого. Статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства Ф. Щедрина. Итоги оказались весьма впечатляющими. Михайлов, А. Бетанкур, П. П. Еще одно знаменитое здание эпохи классицизма -Эпсли-хаусв Лондоне.
Он критиковал «употребленные без нужды колонны». В России появился первый общедоступный художественный музей. Растрелли и был шедевром русского барокко.
Архитектор О. И. Внесение новых элементов в классическую застройку русских городов приобретало при всём этом характер сознательного стремления преодолеть ее стилистическую цельность, воспринимающуюся как «казенное однообразие». Благодаря своим колоссальным размерам (почти 50 м высотой, около 45 м шириной) и расположению на холме на пересечении двенадцати больших улиц, арка прекрасно просматривается из разных частей французской столицы. Это время оставило много замечательных памятников архитектуры.
Арку венчала выполненная из листовой меди композиция «Победа», центральной фигурой которой была крылатая Слава, стоящая в колеснице с поднятой эмблемой государства. Монигетти и Н. А. Творческая мысль архитекторов остановилась на принципе умного выбора. Жесткое декретирование применения только апробированных фасадов было характерно для бюрократического государственного строя России того времени и, по существу, хорошую идею доводило порой до абсурда, когда вопреки конкретной целесообразности, удобству и их желаниям, застройщикам всех слоев населения навязывались фасады, понравившиеся императору». Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. – египтолог-любитель, директор Луврского музея) «Описания Египта» (1802 г. ) с иллюстрациями расшифровка древних иероглифов открытие гробницы Тутанхамона. На шпиле установили флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т. п.
Архитектура была призвана выразить «признательность народную» и служить «к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобным подвигам». Захаров создал великолепное здание Адмиралтейства как символ славы Петербурга (оно было построено на месте старого адмиралтейства, от которого был оставлен только шпиль).
Особенной популярностью почему-то пользовались именно пальмы. Кнорре, примененного взамен железных при постройке многих мостов Сибирской дороги. Шохин) музеи, Верхние торговые ряды (ГУМ 1889—1893 гг., Н. А. Она была расчищена от мелких построек и в середине 10-х гг. Демут-Малиновским. Но императору удалось пожить в новой резиденции недолго. Бове, Д. П. Известный в те годы ученый-эстетик, профессор Московского университета Н. И.
Парланд) в Петербурге, Исторический (1875-1883 гг., В. О. Над окнами морские божества: тритоны, наяды, Посейдон и Амфитрита. «Золотой век» русской культуры.
Захарова, Казанский собор и Горный институт – А. Н. Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирскиймрамор. Пушкину (1880 г. ) на Тверском бульваре в Москве работы Александра Михайловича Опекушина (1838-1923). Открытые каналы и мелкие реки забирались в подземные трубы. Жилярди и других мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др. ).
Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы. Одновременно зодчий приступил к созданию ансамбля Михайловского дворца. Батюшков и другие поэты.
В эклектике 19 столетия египетскую тему применяли вместе с элементами неоклассицизма, ампира. С 1817 г. скульпторы начинают сотрудничать с К. И. Здание воплотило в себе представления эпохи Николая о национальной самобытности России. Михайловым, А. И.
Дома в этом стиле выглядят нарядными за счет лепнины, колонн и светлых фасадов. Неотъемлемой их частью становятся общественные парки. перестроили для герцога Веллингтона, облицевав кирпич желтым камнем из Бата (арх-р Уайетт). Некоторые архитекторы стали осознавать и осуждать это уже в 1830-х годах. П-образных корпусов.
По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа1816 года. Скульптурное убранство в аллегорической форме отражает идею России как морской державы. Очень мало кто из них приветствовалиндустриализациюБритании и было почему: в центрах индустрии и в районах бедняков жизнь становилась все хуже.
Этот всеобщий протест против эстетики классицизма, воспринимаемой как символ жесткой государственной регламентации, благодаря специфическим историческим условиям в России того времени никогда не носил в Западной Европе столь декларативного оттенка. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты. Аналогичное архитектурное решение фасада использовал архитектор А. Ф. Восхитительные парки, фонтаны различных форм и типов (всего 176), 4 каскада, величественные дворцы, позолоченные статуи античных богов и героев, выдающиеся собрания скульптуры, живописи и произведений декоративного искусства делает Петергоф уникальным и бесценным достоянием мировой культуры. В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский.
выдающимися архитекторами, – это шедевр мирового зодчества. Дом этот посещался редко и мало-помалу обветшал. Персье и Фонтен переоформили обветшавшие интерьеры в стиле Первой империи (ампир).
В 1870-е гг. Что касается романтизма, то он не создал собственной школы архитектуры, хотя его влияние весьма заметно в нескольких «исторических стилях» : неоготици, неоренессанс, романско-византийском стиле необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия. Здание Александринского театра играет в ансамбле площади доминирующую роль.
Тем не менее, архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Воскресения «на крови» (1883-1907 гг., архитектор А. А. Обращение к старине подготовило появление эклектизма (от греческого «еклектикос» — тот, что выбирает) — архитектурной практики, основанной на смешении разных стилей. С его творчеством связаны завершающие работы по формированию петербургских ансамблей. Первая треть XIX в. стала высшей фазой в почти вековом развитии архитектуры русского классицизма. Опера Гарнье в Париже (1862). Хотя наиболее убежденные апологеты классики продолжали еще утверждать, что «греческие ордера заключают, кажется, всю возможную красоту, какая только в колонне существовать может», - в архитектурной практике позднего классицизма стал явно намечаться иной подход. Работы Тона понравились Николаю I. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы.
Строгостью отбора декоративных средств достигалась та «величавая простота», которая стала одним из важнейших принципов художественной программы классицизма. и стал ступенькой к архитектуре века двадцатого. Постройки классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Это была культура быта русского народа, его духовный мир. Такая постановка проблемы предопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе «знатнейших художеств». Попытка преодолеть это различие было сделано новым декоративным направлением в буржуазной архитектуре, получивший название модерн (на французском – «современный»). Правительство России, заботясь о престиже страны и «восприняв намерение привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично», выдвинуло в 1760-х годах обширную градостроительную программу.
Колоннада в композиции здания Императорских конюшен, построенного В. П. Наступил период эклектики (смешения стилей). Поэт проявил себя и как историк-исследователь. Нередко все стили соединялись.
Он расположен в глубине площади и обращён своим главным фасадом к Невскому проспекту. -С. 214. Она рассказывала ему народные сказки, предания, пела русские песни. В их числе был замечательный реформатор русского театра, в частности разработавший принципы искусства актерского перевоплощения, М. С. Щепкин (1788— 1863).
При Александре первом господствовал упрощённый, лишённый фантазии стиль. Это не означает также попытки отрицать объективные эстетические свойства архитектуры эклектики, а означает лишь желание внести в их оценку критерии историзма и не проецировать на позднейшую архитектуру художественное самосознание предшествующей эпохи. поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. По проекту А. Д. Был объявлен конкурс, где победу одержал архитектор Витберг.
Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Померанцев. Одним из самых знаменитых архитекторов того времени былДжон Нэш (1752-1835).
Н. Г. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами использовал декор русского и византийского происхождения. Деревья и кусты были подстрижены в виде геометрических фигур – шаров, кубов, пирамид. Денона).
Он пришел на смену барокко в конце предыдущего века. Первым примером применения сборных конструкций в строительстве стал «Хрустальный дворец» в Лондоне, построенный для первой Всемирной промышленной выставки 1851 Уникальной для XIX в. сооружением была Эйфелева башня в Париже – высотная инженерно-техническое сооружение, которое состоит из решетчатых металлических конструкций без использования сварки, это клепаные детали. В доработке проекта участвовал А. Д. Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI-VIII вв.
Строились общественные и административные здания, театры, музеи. Однако её трудно оценить по достоинству из-за множества фигур. В рамках модерна конца XIX в. в США возникла так называемая чикагская школа архитектуры, наиболее заметной фигурой которой стал Луис Салливен, который предложил тип высотного офисного здания с минимумом декора — небоскреб. было доминирующим. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.
Москва Московская архитектурная традиция в целом развивалась в тех же рамках, что и петербургская, но имела и ряд особенностей, в первую очередь связанных назначением строившихся зданий. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России, были созданы скульпторами С. С. Отметим также, что именно архитектура 19 века в России определила облик большей части городов страны.
Разительный контраст всей жизненной атмосферы старой и новой столицы сделался еще более психологически очевидным, когда вместо многосуточной езды на перекладных, как в пушкинское время и двух с половиной суток в дилижансе по шоссе в 40-х годах возникла возможность «перенестись» из одной столицы в другую практически в течение одной ночи, что должно было способствовать особенно обостренному восприятию неуловимой разницы между обоими городами, которое столь полно ощущается, например, в романах Толстого, вообще лишенных каких-либо архитектурных описаний. Эклектика (форма необарокко)Неовизантийский стиль – одно из направлений эклектики в архитектуре. В связи с этим рассмотрим архитектурные направления 19 века, характерные для этой страны.
В поздний период творчества Мартос исполнил памятник Ришелье в Одессе и М. В. Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи.
Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. В российском зодчестве особый интерес вызывали лотосовидные колонны, сфинксы, пирамиды, обелиски, пилоны. Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Помещики начали строить свои усадьбы в стиле средневековой готики.
Целый ряд интересных работ скульпторов Ф. Толстого, Б. Орловского. Прокладывались новые улицы, обстраивались площади. Померанцев) в Москве, здания вокзалов в ряде городов, театры в Одессе (1887 г., Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Киеве (рубеж XIX—XX вв., В. А. Шрегер), без которых эти города уже нельзя представить. Лариным. Шесть статуй вокруг «державы» олицетворяют русскую государственность — от легендарного Рюрика (согласно летописной легенде начальника варяжского военного отряда, призванного княжить в Новгороде, основателя династии Рюриковичей) до Петра Великого.
Казанский собор, архитектор Андрей Воронихин. Шервуд) и Политехнический (1873-1877 гг., И. А. Еще один известный архитектор -Генри Холланд. Работала плеяда выдающихся архитекторов. Первый проект гостиного двора был составлен на рубеже 1830-1831 годов. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура имеющая определенное смысловое значение.
Присущее классицизму стремление к созданию приподнятых, героизированных архитектурных образов, реализуемое широким использованием ордерных композиций, все чаще оказывалось в несоответствии с функциональным назначением построек. Этого требовали и официальные правительственные круги. В архитектуре второй половины 19 века египетская тема нередко становилась акцентом в оформлении фасадов. Популяризации в обществе в это время способствовало строительство Суэцкого канала (1869 г. ), а также труды О. Мариетт, вышедший роман Т. Готье «Роман с мумией», опера Верди «Аида».
Изящные колонны легко несут опирающиеся на них своды. Эпсли-хаус (Apsley House – лондонская резиденция герцогов Веллингтонов в Лондоне) работы Роберта Адама (1770 – е гг., в 1818 – 1819 гг. ) – дань классическим мотивам. Енисей все-таки будет демонтирован. Другим известным произведением Воронихина является зданиеГорного института (1806—1811).
Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи. В юные годы он знал французский язык несравненно лучше русского. С тем же восхищением стремились запечатлеть «строгий, стройный вид» города на Неве изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет – в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях. Первым примером применения сборных конструкций в строительстве стал «Хрустальный дворец» в Лондоне, построенный для первой Всемирной промышленной выставки 1851 Уникальной для XIX в. сооружением была Эйфелева башня в Париже — высотная инженерно-техническое сооружение, которое состоит из решетчатых металлических конструкций без использования сварки, это клепаные детали. Все более частые вкрапления новых домов в сложившуюся застройку «послепожарной» Москвы еще не могли радикально изменить структуру отдельных улиц и «лица города», в целом сохранившего свой патриархальный облик, все более контрастировавший со столичным Петербургом. В области монументальной скульптуры лучшая работа — памятник А. С. В это время русский классицизм в архитектуре переживал последний этап – поздний или высокий классицизм, часто называемый русским ампиром (от французского empire – империя).
Такими домами застраивали пригороды Лондона (например, Бедфорд-парк – Bedford Park). Росси: в Москве – комплексы построек О. П. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы (за исключением полковых соборов при казармах). У подножия колонн сидят боги рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. В разных странах в 19 веке архитектура развивалась собственным путем. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты.
Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Эти вокзалы -- тоже творения Тона. То же, оно оставалось в России (христианство, письменность, некоторые формы государственного управления, приемы организации научной деятельности и др. ), приспосабливалось к отечественным условиям и в конечном итоге приобретало подлинно национальные черты.
Типичными примерами такого «казенного» классицизма 1830-х годов могут служить построенные архитектором Л. И. Снова попытка достичь гармонии вокруг человека, а через это и у него в душе. Присущая многочисленным проектам городских генеральных планов 1810--1820-х годов тенденция сообщить геометрическую правильность «вновь прожектированным» площадям, спрямить улицы, уложив их в четкую сетку кварталов, ярко сказалась, например, в тех, не получивших осуществления, замыслах архитектора В. И.
Если бы и дело не вмешался император, пьеса не дошла бы до зрителя. В годы правления Наполеона во Франции сложился стиль ампир (от французского империя), который стал продолжением и одновременно завершением классицизма 18 века. Этот всеобщий протест против эстетики классицизма, воспринимаемой как символ жесткой государственной регламентации, благодаря специфическим историческим условиям в России того времени никогда не носил в Западной Европе столь декларативного оттенка.
Покровительство Николая I сыграло роковую роль для Тона и его наследия. По мотивам стиля были выполнены «Египетский мост», сфинксы в Петербурге (1834). Характерный пример – памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г. ) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835-1896).
Представители этого стиля в архитектуре использовали новые технические и конструктивные средства, свободно, чаще асимметричное планирования и современные материалы в отделке фасадов и интерьеров зданий (керамика, поливные изразцы) для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий и сооружений.