Карлица из Германии Мария Барбола в темно-зеленом платье, расшитом серебристыми галунами. Афина и Арахна. Прожив всего 22 года, она пережила почти всех своих многочисленных братьев и сестер.
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины.
Но, может быть, это «Менины». В 1914 г. на картину было совершено нападение – поборница прав женщин Мэри Ричардсон изрубила холст тяпкой, он долгое время находился на реставрации. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Миф об Арахне изложен в поэме Овидия «Метаморфозы».
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Внешне она проигрывала первой жене Филиппа, красавице Изабелле де Бурбон. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. За пределами холста или внутри него. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Многие, в связи с отражением в зеркале королевской четы в «Менинах», вспоминают картину Ян ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», в которой чета Арнольфини многократно отражена в выпуклом зеркале, висящем за их спинами.
Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Лица обеих групп реальны. Затем Николасито принёс поднос с кувшинчиком и отдал его одной из менин, в данном случае, а возможно и всякий раз, Агостине. И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Веласкес написал картину «Портрет Филиппа IV с прошением» (картина сгорела в пожаре 1734 года), после чего ему выплатили гонорар, назначили ренту и приняли на должность придворного художника. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. С неё было сразу же сделано несколько копий. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство».
Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.
Испанская знать не жаловала новую королеву. Находится в музее Прадо в Мадриде. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Овидий восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства. Быть может, то, что вижу, — сон. 13 и 14.
был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. На картине ей 5 лет.
Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Но здесь возникают новые вопросы. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре».
Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Арахна славилась как вышивальщица и ткачиха.
Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства. Даже самый доскональный анализ творческой манеры этого мастера кажется недостаточным: какие-то главные слова так и остаются несказанными. Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета.
или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.
Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений».
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. На это указывает отражение в зеркале. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. 1. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. В ее должность входило подчеркивание красоты принцессы.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Менинами могли стать только девочки из самых знатных семей. Её отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. Фон подобран так, чтобы максимально оттенять фигуру, цветовая гамма строгая, но оживляется тщательно подобранными сочетаниями цветов. Но смотрит и художник.
Ван Эйк применил в своей картине рекурсивную художественную технику «mise en abyme» (или попросту выражаясь: «картина в картине»).
Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. И творчество побеждает. Очень вероятно, что парного портрета Филиппа и Анны не существовало и ещё более вероятно, что вообще никогда не случалось, чтобы Филипп с Анной, позируя вдвоём, смотрелись в зеркало, а инфанта их развлекала. «Свет мой, зеркальце, скажи». Кроме того, в итальянском и фламандском искусстве 16-17 вв. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину.
5. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет.
А почему в мастерской находится инфанта. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Художник испанского золотого века Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) пишет картину. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы, чтобы полюбоваться на искусство прях. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Это им показывает инфанта, как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.
Короля и королевы не видно. В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. С 1622 года он возглавил правительство. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.
Эта техника известна также как «эффект Дросте». Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. скажи ей, чтобы помогла мне.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем.
Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. С тех пор все пауки зовутся арахнами и продолжают ткать свои ковры-паутинки.
Фигура карлицы. Однако ни один художник не станет работать в темноте. Разумеется, нет. Так, например, автор изобразил самого себя за работой в собственной мастерской, но в ней зашторены все окна, а на потолке отчетливо видны два крепления для люстр, но только самих этих источников света здесь нет, отчего огромная комната, увешанная старинными полотнами, погружена во мрак. Ему 57 лет.
Говорят, он улыбнулся два раза в жизни. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Таким мы видим его и на картине Веласкеса.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Веласкес изобразил в «Менинах»на своем поясе связку ключей, подчеркивая, что у него была почетная должность апосентадора – квартирмейстера для важных персон. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес.
Скорее всего это портрет королевской четы. Далее мальчик побежал к месту, где охранялась вода и там ему наполнили кувшинчик.
9. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Вся картина построена на парных противопоставлениях. «Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. Она вызвала на состязание Афину. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Афина превратила ее в паука за неуважение к богам. На фрейлину она не обращает внимания. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. То есть король вступил в инцестуозные отношения.
Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами.
Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Загадка заключается в другом. Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
В «Менинах» нет явной или даже метонимической рекурсии. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело.
Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. 4.
Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней.
Можно без конца наблюдать это интереснейшее ветвление образа, переплетение условного и безусловного, гениальную игру ума и зрения. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Собственно, картиной следует считать пролёт, занятый фигурами, а в его пределах центральное место принадлежит не инфанте, а фигуре остановившегося в дверях гофмаршала дон Хосе Нието. 3. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака».
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Не позабыты любимые забавы испанского двора: крохотный карлик Николасито Перту-сато толкает ногой невозмутимо дремлющую огромную собаку. Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло. Веласкес рисовал ее часто, что дало повод назвать их у нас «Мастером и Маргаритой». Инфанта попросила попить воды, обратившись к одной из менин.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Итак, время действия – 1656 год. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Он здесь и объект наблюдения и его субъект. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории.
На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Агостина по этикету припала на одно колено, предлагая инфанте попить. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Карлики принадлежали к числу монстров, уродцев— содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, слабоумных ит. п. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.
Та послала за водой Николасито. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. и о наличии вакансии на это место. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». В 1623 году умер придворный художник Родриго де Вильяндрандо. Марфа. А с другой – сам бросает вызов богам.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу.
Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб. Но не это главное в полотне. Верхняя свободна, более воздушна и легка. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Её головка приходится строго в середине огромного полотна. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало.
Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Это сцены из жизни простых людей.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Впоследствии оно только увеличивалось. На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Арахна – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Их позы и жесты живые, естественные.
Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. – женщины ростом с девочку– наводит на мысль о том, что инфанта. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. На их фоне придворные наделялись чувством собственного превосходства. На картине изображён и сам художник Диего Веласкес. Диего Веласкес скончался на 62-м году жизни и был похоронен в церкви Иоанна Крестителя в Мадриде, позже там же была похоронена и его жена.
В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Но по испанскому этикету женщина не могла показывать свои ноги, вот таким образом чулки были выброшены со словами «У королевы Испании нет ног». Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Карлики обладали свободой шута, они существовали вне придворной иерархии и содержались как домашние животные. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Это они отражены в далеком зеркале, к ним почтительно обращены взоры придворных им предназначен не лишенный детского кокетства взгляд маленькой инфанты, в них отступив от полотна, вглядывается художник. 2. Это Веласкес.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Однако это положение требует оговорок и поправок. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»).
Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене.