В картине Мать Александр Дейнека извечную тему материнства в изобразительном искусстве решает в новом образном ключе. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина Мать. К. в 1932 году Дейнека написал картину "Мать", тогда он, вероятно, не думал об образной живописи как о жанре.
Памятник Александру Дейнеке (1899–1969), выдающемуся художнику, автору картин «Оборона Севастополя» и «Мать». Дейнека создавал картину "Мать" явно любуясь собой и своим гением.
И художник вновь справляется с вызовом. Член-корреспондент Академии.
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Такая была жизнь. - Теперь ты понял, что такое большая форма. Это было время незабываемое. Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы – в шахтёрский Донбасс.
Они освещены золотистыми лучами солнца. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Шумом и грязью улиц. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. Самой значительной работой стала картина «Мать». В ней мы видим замечательного мастера рисунка и колориста. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. У каждого ребёнка, который появляется на свет, есть свой ангел и зовут его просто – мама. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942).
С задачей он, впрочем, все равно справился. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Сейчас перед вами ранняя работа гения Возрождения Рафаэля Санти. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Художнику удалось найти обобщенный образ своего современника и мы с радостью восклицаем: «Дейнека. », когда видим юных, молодых спортсменов, летчиков, людей труда. Сюжет вечный. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. Сюжет вечный. Что ждёт её дитя.
Боже мой. Он, как и все люди, горько переживал обиды, был порою легкораним. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Потом в его сердце ворвался целый мир звуков. Это была большая школа. До него донесся дробный цокот копыт жандармских коней по курской булыге.
Но это будет уже позже, в 30-е и 40-е годы, когда у него появится еще трое детей. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. В числе его лучших работ картины «Оборона Севастополя», «Мать», «Оборона Петрограда», «У моря.
Картина «Окраина Москвы. Нас поднимали в бой «Окна РОСТА» Маяковского. Не просто рисовать, но зарабатывать своими рисунками на жизнь Александру Дейнеке пришлось учиться с ранних лет: людей творческих профессий его отец открыто недолюбливал, к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Это – гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. Вдруг Шарик, пес, семенивший впереди, остановился и завыл. Значительности темы, выходящей, по замыслу, за рамки отдельного события, отвечают и большие размеры его главных картин: "Допрос коммунистов" (1933), "На старом уральском заводе" (1937). Помню, как в Курске я и мои друзья выпускали свои первые «Окна РОСТА», пользуясь стихотворными подписями Маяковского.
Постоянно оставляло тяжелый осадок. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Один из пейзажей «Под Курском. – Помню, как-то собрались мы с ребятами на Тускарь удить рыбу.
Грянули духовые оркестры. В начале 1950-х гг. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
Атмосфера картины предельно накалена. В этом отличие Дейнеки от других художников, писавших семейные портреты, стремившихся проникновенно передать радость и красоту материнства. Рисовал. Вдруг в омут провинциального быта ворвалась медь.
Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Этот и множество других подобных ему случаев описаны в книге Л. Васильевой «Внушение на расстоянии». 2009–2011». Многие из его бесчисленных знакомых были весьма далеки от истинной поэзии или живописи. Взор женщины полон заботы. Это коверкало, ломало жизнь.
В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 – для фойе Дворца Съездов в Московском Кремле. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
В 1928-29 гг. Эскиз одобрили, но во Францию художника не выпустили — пришлось писать панно размером 7 х 12 метров, так сказать, на ощупь имея лишь приблизительные представления о том, где и как его потом будут монтировать. Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции». Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Художники давали своим произведениям разные названия и писали их во все века. Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.
И снова тишина. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. «Владимирская икона Богоматери» создана очень давно и находится в Государственной Третьяковской галерее. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Она нежно и бережно прижимает к себе очаровательную малышку. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. И вот Маяковский вдруг призывает уничтожить Рафаэля. Звучащая тишина полотна даёт возможность представить жестокость предстоящей схватки.
Молодость его, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Мать не сводит глаз с мальчугана, прильнувшего к её плечу.
Возвышенный пафос этого полотна действует на зрителя с особенной силой, сразу же захватывает его. Солнечный свет заливает небольшую комнату. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит и духовной гармонии нового человека. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца.
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца).
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. У него была феноменальная память. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Боготворил Валентина Серова. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).
В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Легкое серебряное кружево берез. В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Но это записывать не надо. Сухие хлопки залпов.
., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. – Тут Дейнека усмехнулся. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. большинства людей к прекрасному, к искусству. Вот почему истинные творения искусства недостижимы для тысяч подражателей.
Надрывные скрипки ресторанных оркестров. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника. Ровесник века, он пережил вместе с любимой Родиной все ее радости и печали. Ребенок, заснувший у нее на руках, мягко клонит к материнскому плечу отяжелевшую головку. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
Правда, культивируемая «остовцами» картина должна была стать совершенно новой по языку и тематике и с прежними традициями не связанной. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Мир, озаренный светлыми мечтами, юность Страны Советов, уверенная в своем будущем, предстают на этой картине. И этот труд, этот подвиг был лейтмотивом всей его долгой жизни.
Первым среди них был топот кованых сапог по мостовой. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Картина «На жатве. Слушал музыку. Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно.
Потому почти у всех появился праздник – День матери. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». В России его отмечают в последнее воскресенье ноября. В голубой и розовый период его картины полны меланхолии и грусти (1900- е годы). Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Картина Пикассо «Мать и дитя» дышит гармонией и миром.
Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым).
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Скрип солдатских шагов. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). В начале двадцатого века многое сместилось – сбило у многих поэтов этот лирический дар. Переделкино.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Художник писал также портреты (среди них – актрисы Д. В. Зеркаловой, 1947 режиссера В. И. Немировича-Данченко, 1948 и др. ). Молодая мать полна неизъяснимой прелести. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Но картина не была одинокой удачей. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. В начале 1950-х гг. Когда Серов умер, произнес у него на могиле прочувствованную речь.
Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Тогда же Дейнека обращается к теме авиации и пишет самое знаменитое своё полотно на эту тему «Будущие лётчики». Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Скрип сверчка.
Роса. В 1928 году художником была создана картина Оборона Петрограда, которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки. В повороте ее головы, в пластике тела чувствуется огромная внутренняя сила.
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Он много работал во время этой поездки. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда». Всегда ожидал спора иногда скандала.
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Весна набирает силу. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Холст написан в Париже. В 1930-х гг., не отказываясь от жизненной конкретности ситуаций и натурности живописи, художник стремится к созданию своеобразного советского эпоса. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
" Б. А. Лавренева (1946), для Центрального театра Советской Армии – "Степь широкая" Н. Г. Винникова (1949). создает не портрет конкретной женщины, а определенный тип.
Но он творил. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Не забуду пунцовые байты и лозунги первых Первомаев и Октябрей.
Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Он видел людей, сидевших целыми днями в барах. Всё вызывает у зрителя радость от этой милой домашней обстановки. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).
После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. И художник вновь справляется с вызовом.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Вслушайся. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Дейнека был неразговорчив.
Бутуз одет в нежно-голубую рубашечку. Разудалые частушки. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Он вместе с ними готов исполнить ленинский завет. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Зеленый фон с прорисованными листьями создают впечатление, что Ольга и Пауло находятся в саду. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).
1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме и проникнутого великой человечностью. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Дейнека встал. Весело. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
Позже, когда художник расстанется со своей музой, он вернется к кубизму. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Где остальные мозаики — неизвестно.
Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. – И он снова рассмеялся. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Вся его дальнейшая творческая жизнь, все его великолепные полотна, фрески, мозаики, витражи, скульптуры, графические листы – превосходное подтверждение известного положения, высказанного большим французским мастером Домье: «Художник должен принадлежать своему времени». И в эти же годы Дейнека создал драматичные и напряжённые произведения : «Окраина Москвы. Особенно интересен ему был Гарлем, район, где жили негры. Деревья выросли. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Сейчас мы представим вам некоторые из них.
Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины "У моря" и "В Донбассе" (обе 1956 г. ). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства.
Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Таковы законы пластики. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея).
Дейнека. Художник видит самого себя среди шагающих солдат революции. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей – "Будущие летчики" (1938, ГТГ).
Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы.
Смотрел на танцевавших. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
В 1930 годах Дейнека создаёт выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты и произведения: «Физкультурница», «На балконе», «Девочка у окна». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Скорее он был молчалив. Конец апреля. Русская Мадонна двадцатого века. Она горстями набирает воду, чтобы полить мальчугана. он получает художественное образование в Харьковском художественном училище.
В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Только Кирюша пытается повторить движения своей мамы: он тянет ручки к воде. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Ноябрь 1941 года», «Сгоревшая деревня» и полотно «Оборона Севастополя», которое стало своего рода гимном мужеству защитников города.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Художник много работает и в области монументально-декоративного искусства. Учился живописи у художника-реалиста Петра Келина. Александр Дейнека родился в Курске в семье железнодорожника. Поют скворцы.
ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Его душа была переполнена ритмами века. Дача Дейнеки. Произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Мать с ребенком – эта тема неоднократно повторяется в творчестве гениального испанца.
Выгорели, выцвели когда-то ярко-красные двери мастерской. На нём стоит ваза с хризантемами. Самым сильным воплощением в развитии искусства выдающегося советского художника Александра Дейнеки стала картина «Мать». По его окончании в 1918 году устраивается на работу фотографом в Угрозыск, оформляет агитпоезда, рисует плакаты.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). носивший название Безбожник у станка (т. к.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944).
Конечно, можно на все закрыть глаза и опираться на традиции. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.
Мать не сводит глаз с мальчугана, трогательно прильнувшего к ее плечу. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Юлия Евстафьевна, которая одета в лёгкую белую блузку и черную юбку, подняла волосы в высокую прическу. Лицо Богоматери печальное, она скорбит о предстоящих ее сыну испытаниях.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Нам пришлось на ходу переучиваться и забывать провинциальные приемы.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Полотно, выполненное в сдержанных, теплых тонах, напоминает настенную фресковую живопись. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Это были молодые художники, объединенные любовью к станковой живописи, несмотря на то что конструктивисты и прочие крайне левые предвещали картине как произведению искусства скорую кончину. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Однако столь нежных портретов художник больше никогда не создаст.
За комплекс мозаичных работ "Красногвардеец", "Доярка", "Хорошее утро", "Хоккеисты" Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Но иногда выпадали дни, когда Дейнека отдыхал. В 1919-1920 гг он был мобилизован в Красную Армию: принимал участие в обороне Курска от белых войск, неоднократно выезжал на фронт в качестве художника агитационного театра, но и во время службы оставался руководителем художественной студии при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске. Дробь барабанов. Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ (Ударник, будь физкультурником, Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала XX века – К. Петрова-Водкина.
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Она считается покровительницей, защитницей Русской земли. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Он был художником широчайшего творческого диапазона.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Гортанные крики поездов. Пухленький белоголовый малыш сидит абсолютно спокойно. На руках молодой женщины спит малыш. Жизненный опыт и принадлежность к новому поколению, казалось бы, диктовали ему радикальную художественную позицию.
Он знал наизусть «Евгения Онегина», «Полтаву», «Медного всадника», почти всего Лермонтова, Некрасова, Блока. Предельно простой мотив, благодаря «крупному» смотрению художника и пластической обобщенности формы, достигает силы монументального звучания. Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода «визитной карточкой» художника — по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика («Кутерьма» Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро «Маяковская», 1939, «Новокузнецкая», 1943), но и более поздняя живопись («Окраина Москвы», 1941 «Оборона Севастополя», 1942 «У моря», 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики.
«Вы реалист». С 16 лет обучался в Харьковском художественном училище.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Великий художник-реалист, он был еще поистине и великим романтиком, воспевшим в эпических полотнах весь пафос истории своего народа. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен "Перед спуском в шахту" и "На стройке новых цехов".
На руках молодой женщины спит малыш. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.
Елена Павловна, жена художника, показывает две яблони, посаженные его руками.
Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Затем Дейнека учился во ВХУТЕМАС на полиграфическом отделении. Наверное, в каждой стране с почтением и любовью дети относятся к своим мамам.
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. И самое неприятное то, что поэта окружали люди не всегда большого искусства. С любовью и нежностью отображает на картине мать и дитя блестящий художник. Александр Александрович Дейнека (1899–1969) — выдающийся художник, график, педагог. И даже сама смерть была лишь финалом его творчества. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Ведь Владимир Владимирович был широко образованным человеком. Его небоскребами, движением автомобилей.
Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
Ноябрь 1941». За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Ноябрь 1941 года (1941). Ведь Маяковский на людях и Маяковский творчества, один на один с собой, были непохожи. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Одновременно он занимался рисованием в студии местных курских художников М. Н. Якименко-Забуги, В. В. Голикова и А. А.
В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Время. Кричат грачи. Стиснув зубы, молча, без песен, шагают в бессмертие бойцы. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Дейнека вспоминает: Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Правда, Маяковский со временем «реабилитирует» Рембрандта, по чего это ему стоило и через какой вой, визг и гам своих «друзей» пришлось ему пройти. Зато еще ярче он услыхал тишину, пение птиц, шорох ковыля. Нежен колорит картины. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Как невероятно, непостижимо сложна эта пластика при всей кажущейся доступности и простоте.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Темные ели. Так в ледяную стужу и в зной я, как и тысячи моих двадцатилетних сверстников, протопал с боями по полям России под «Левый марш» Маяковского. И вдруг страшная тишина родного города. Его выловили и было решено ничего не сообщать матери, чтобы зря ее не беспокоить.
Нет. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Чтобы в этой жизни ни происходило – утраты, несчастья, трагические повороты. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор») и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы.
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет – середины 1930-х годов – будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). В кафе, Париж. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ).
Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Все это он увлеченно наблюдает и все, пытаясь опоэтизировать, приукрашивает. Художник намеренно доводит скупость красочной гаммы до предела. И я рад, что ты серьезно занимаешься этим Наша жизнь стремительно меняется. Глаза, в которых сосредоточена вся жизнь, устремлены вдаль. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Это – возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Своими картинами художники возвращают зрителя в его собственное детство. Известен Пименов и своими театральными работами: для московского Малого театра он оформил спектакль "За тех, кто в море.
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Пассажир должен забыть про колоссальные перекрытия, под которыми он находится.
– спросил Дейнека, увидев мое немое удивление. Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович и Куприянов Михаил Васильевич – в се трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Здесь он часто бывал. Яркое солнце. Мать и дитя – картина, которая всегда умиляет человека, видящего эту пару.
Мозаикой надо пробить толщу земли в 40 метров. Работницы моют в луже свои блестящие боты ("Франтихи", 1958), балансируют по переброшенным через грязь трубам юные красавицы ("Первые модницы нового квартала", 1961), торжественно шествуют по дощатому настилу среди размытой дороги молодожены ("Свадьба на завтрашней улице", 1962). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Вот перед Вами автопортрет художницы М. Виже-Лебрен в тюрбане с её дочерью Жюли (1786 год).
Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. В 1945-46 гг. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. В ней сейчас тепло и камин не разожжён.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
«Мать». Несколько иначе подошли художники к рассказам А. П. Чехова (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Курск занят белыми. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Но как необычно решает холст Дейнека.
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Прошлой осенью принесли первые плоды.
Река Тускорь, 1945). Реальность осязаемая, закрепленная навечно в великолепную пластическую форму. Видел безработных и нищету, богатство и роскошь. – Понимаешь, чего стоит истинное обобщение. Это процесс очень сложный, который еще ждет своих исследователей.
Он был предельно нервен и напряжен. Полетико. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Река Тускорь»хотя, на первый взгляд несколько суров, наполнен большой душевной теплотой. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Но изображал он этот эпизод войны так, что чувству обречённости не оставалось места. Резкий порыв ветра доносит шум мотора самолета. Когда не писал и не был чем-нибудь занят, то, гуляя или просто отдыхая, бормотал стихи. Странное, щемящее чувство невозвратной утраты охватывает меня. Но картина не была одинокой удачей.
Вместе, под общим псевдонимом (составленным по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Все, все в картине подчинено лейтмотиву «мерной поступи железных батальонов пролетариата».
Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. - Рано я узнал жестокость, – сказал Дейнека. Дейнека, будучи опытным физкультурником, ловко схватывал динамику движений бегунов, пловцов, футболистов, баскетболистов Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем, но на самом деле эти работы способствовали созданию культа беззаботности, силы и красоты, ставшего одним из ключевых в соцреализме.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Рыбачки», «Москва военная», «Хоккеисты» и многие другие. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Он был истинным патриотом и гражданином и отлично разбирался в свете и тенях Запада. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа — «техницистов», вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Он сочинял все время.
У финиша, 1927). Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого «самой левой среди правых группировок», Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы «производственного искусства». Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Ключ последней – в психологическом поединке хозяина (для этой фигуры позировал художник А. М. Герасимов) с "передовым" пролетарием. Холодный ветер.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Малиновый звон праздничных колоколов. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Картины «Мать и дитя» художников В. Буржеро, А. Дейнеки, Д. Риверы, М. Виже-Лебрен, М. Шагала, П. Ренуара, В. Ван-Гога, З. Серебряковой и многих других украшают частные коллекции и музеи мира. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Чуткая, апрельская. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Земля черная.
Хотя и изрядно шумели, кричали, а порою даже орали. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Набережная Сены, Париж. Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Александр Дейнека был интернационалистом в самом высоком смысле этого слова.
А на небе алые, будто птичьи перья, облака. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Зябко. В 1925 году Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов.
Входящих на станцию встречают плафоны утра, над серединой платформы расположились вечерние и ночные сюжеты. Нас провожали в путь и вдохновляли боевые марши, песни. Это были дни поездок, путешествий. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Это полотно написано на извечную тему, которая прошла через всю историю искусства.
Главные персонажи полотен Александра Дейнеки — граждане молодого Советского государства. Все стояли как ошалелые. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Окрепли. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Всё, за что брался Александр Александрович Дейнека, он делал азартно и самозабвенно: создавал ли скульптуры или огромные живописные полотна, пейзажи или рисунки.
- Ты знаешь, меня приучил к чтению стихов Маяковский. Готов к драке, бою. Картина «Мать» представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Революционные события во многом определили судьбу Дейнеки. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Глухая ночь. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года.
Весь облик женщины исполнен счастья и веры в будущее. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Кстати. Дейнека не был «лакировщиком», но его герои воистину лучезарны ибо они освещены внутренним светом святой веры в правоту своего дела. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. И наконец, я не раз видел этот цвет в сполохах взлетающих к звездам могучих ракет. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Шелест молодых берез под окном. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Сложился круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт индустриализация, техника. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
Молодой художник восторженно воспринял музыку революции. Исследования, книги, выставки. Ну как тут не вспомнить стихотворение Некрасова.
Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Его музыку, ритм отлично слышал Дейнека. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Словом, Маяковскому, который был всегда на гребне событий и был лидером то футуристов, то «лефов», приходилось весьма считаться с этим окружением. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Полотно как бы гудит от грозного ритма мерной поступи вооружённого пролетариата. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. И это сложное, объемное звучание вошло в его душу не сразу. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. В звонком лазоревом небе плывут перламутровые легкие облака. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Мы подбежали к большой луже и в прозрачной воде увидели на черном дне малыша. Необычна, удивительна судьба Александра Дейнеки. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Он жил бурно, неуемно радуясь и гневаясь, ликуя и огорчаясь. Его картины не красочны — динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность («На стройке новых цехов», 1926 «Оборона Петрограда», 1928 «Лыжники», «Бег», обе 1934). Новорожденный. С детства увлекался техникой и любил рисовать. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. И снова скрежет металла и снова неистовая схватка светлых сил и сил мрака. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
Дейнека был поражен Нью-Йорком. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок.
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. И это его терзало.
Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». природу, любовь. Маленький темно-красный домик. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
А как же живопись. Взор женщины полон заботы. Позже художник вспоминал: «Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину. Мы с архитектором Душкиным спускались в шахту в обычной клети, знакомой шахтерам. Трава блестит, сверкает, как будто в звездах.
Поразителен колорит холста, построенный на сочетании теплых и глубоких земляных красок. Настоящее искусство рождается в результате большого человеческого чувства – это может быть радость и может быть гнев. Еще одной особенностью ранних картин Дейнеки была их графичность — ясные силуэты, контраст с фоном, некоторая уплощенность, четкое разделение цветов и скудная цветовая палитра.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Картина «Мать» написана художником в 1932 году (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Мать, держащая заснувшего младенца на руках изображена «крупным планом», на нейтральном коричневом фоне. Дейнека, абсолютно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства.
Идем босые по розовым от зари лужам. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Перед нами человек, показанный вне каких-то конкретных бытовых отношений. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. В годы Великой Отечественной войны, художник жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Их получилось около 300.
От полотен на эту тему исходит особый свет. Их квартирка не велика, но уютна и опрятна. По требованию жены его стиль становится классическим.
Вздохи тальянки. —Писать о живописи сложно, — продолжает Дейнека. — Но нужно. В ложбинах ноздреватый синий снег. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Неуемное тиканье старых часов.
Ведь обычно Дейнека был внешне суров, порою неприветлив, даже колюч. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Александр Дейнека родился в 1899 году в семье железнодорожника в Курске.