К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Но он все чаще берется за карандаш, который одной линией воспроизводит сложные ракурсы, повороты спортсменов изображая острые моменты спортивной борьбы.
Член-учредитель ОСТ. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).
И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, ГТГ). Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Происходит кристаллизация режима.
Произведения Дейнеки, воспевающие совершенство человека нового общества, резко контрастируют с картинами, созданными художником во время зарубежных поездок. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека.
Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Основная идея триумфальной эстетики первых станций московского метро — та же. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Выставка «Дейнека: Метод 2» в областной картинной галерее, развивающая идею прошлогодней экспозиции, – счастливое исключение из общего правила.
В годы учебы в институте он постоянно ищет такой пластический язык, который бы выражал ритмы юности, силы, движения. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс.
Занимался педагогической деятельностью: преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 – директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. Река Тускорь" (1945). Автор раскрывает образ волевой и физической собранности человека.
Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).
Связь с действительностью очень условна, происходящее здесь и сейчас – неважно. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Постепенно рождаются такие интересные композиции, как «Мальчик, прыгающий в воду», «Вратарь с мячом», «Эстафета», «Стометровка», «Боксер». Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата.
А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Представленные в этом разделе «Романтического реализма» произведения относятся к 30-м годам, когда уже победили идеи социалистической аскезы и деэротизации общества. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.
Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) — первая в этом ряду. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Михаила Арефьева особенно интересует этническое многообразие образов по всей стране. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Вхутемасовцы любили бороться. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Вот таким образом, здесь человек – почти бесплотная сущность.
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. В начале 1950-х гг. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938 – 1939) – этих красочных «прорывах» из подземелья.
Картина «Окраина Москвы. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Особенно хорошо это видно на полотнах Дейнеки «Утренняя гимнастика» и «Эстафета», где изображены не вполне люди, скорее – отрывающиеся от земли формулы людей. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920 – 1925), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. В годы обучения во ВХУТЕМАСе продолжает уделять время спорту – осваивает волейбол и бокс.
и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Фонтанка. FI – Петербургский портал о Финляндии. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Насаждение идеи единого всеобщего счастья – важная пропагандистская задача. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы.
Наибольший интерес представляют произведения периода «оттепели». Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство. Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты. Эту любовь к спорту художник сохранил на всю жизнь., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
С 1923 года сотрудничал в журналах «Безбожник» (или «Безбожник у станка»), «Искорка», «Красная панорама», «Даешь», «Красная нива», «Прожектор», «Искусство в массы». В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). 1938) и др.
Асеева (изд. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс.
Автор книг «Учитесь рисовать» и «Из моей рабочей практики». С детства он был крепким, смелым, сильным мальчиком. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). Работал в области монументальной и станковой живописи («Оборона Петрограда», 1928 «Оборона Севастополя», 1942), монументального декоративного искусства (по его эскизам были набраны мозаики для станций московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943) и др. ), станковой графики, создавал плакаты. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.
Маяковского (1941). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Вот таким образом он обращается к мозаике.
Но была и противная сторона. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Из семьи железнодорожного рабочего. Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Дейнека действительно был большим мастером. Изображен самый ответственный момент – передача эстафетной палочки.
1930), «Первое мая» А. Барто (изд., российский художник, график, скульптор. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Он на какую-то секунду задержи вается в одной точке, затем стремительно бежит по бумаге «шероховато или легко», «зло или радостно».
В 1959 – 1961 годах Дейнека создает серию мозаик под общим названием «Люди Страны Советов». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Отобранная для экспозиции живопись относится прежде всего к 1960-м и 1970-м годам. Однажды художник сказал: «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или в рабочем движении, на большом дыхании». Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917) в 1920-1925 годах учился в московском ВХУТЕМАСе у В. А.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Лица бегунов сосредоточенны, каждое движение отточено. В серию мозаичных панно «Люди Страны Советов» вошла также композиция «Хоккеисты».
В 1919-1920 гг. Одна из них — "Под Курском. В какие бы обстоятельства не помещали своих героев литераторы и кинематографисты, призванные транслировать образ рая, схема развития событиях и характеров одна: преодоление трудностей, короткая передышка и взгляд в будущее, полное сбывшихся надежд. Для раскрытия образа массового захватывающего бега автор строит композицию на сопоставлении движущихся спортсменов и неподвижной фигуры девушки на первом плане.
И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый – светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность.
Центральная тема выставки – человек, герой будней. На берегу спокойного бескрайнего моря расположилась группа юношей. И художник вновь справляется с вызовом. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.
Образность панно строится на точности цветовых отношений, красоте многофигурного силуэта. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Много бегал, плавал, занимался гимнастикой.
Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Патриаршие пруды.
«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Он «тренирует себя – приучает рисовать на память», «по свежему следу». В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Перед художником стоят сложные задачи создания монументальных мозаик, предназначенных для станции метро «Площадь Маяковского». Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Спорт, физкультура – явления в конце XIX – начале XX века модные, но не массовые – Советскую власть интересовали серьёзно.
Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени» 7. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). События развиваются во временной последовательности. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Дейнека выступал (полутяжелый вес) против П. Вильямса (средний вес).
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Он восхищается искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении. Загорелые севастопольские ребятишки занять. Нравственные убеждения, физическая сила и уверенность в будущем читаются во взглядах и позах юношей. Финские новости, обзоры и статьи.
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Все о недвижимости в Финляндии: какую недвижимость покупать, цены и советы. Соединение на полотне разных по состоянию фигур создает ощущение стремительности бега.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Дейнеку привлекает идея долго-временности искусства. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Реальные люди живут, будто начерно, во имя великой идеи рая для всех потом, в будущем. Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное.
Как хорошо жить в Советском Союзе. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Мозаика вобрала в себя поэтические интонации мира юности, все естественные краски природы. Жил в Москве (с 1920).
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Ряд терминов и постулатов из этой работы вошли в теорию композиции Фаворского, считавшего пространство первичной характеристикой художественного образа, а миропонимание – пространствопониманием. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.
Ленинская премия (1964). Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).
Успех обусловлен двумя составляющими: во-первых, выставку-исследование делал тот же искусствоведческий коллектив, во-вторых, сыграло роль изобилие материала: запас специфических приемов и алгоритмов создания художественных произведений в творческой «кухне» выдающегося художника и педагога Александра Дейнека поистине неисчерпаем. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Художнику нравятся чистые цвета, большие планы, как бы созвучные прекрасному будущему.
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
ной теплотой. Фигуры спортсменов запечатлены цельно, объемно. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Работы собрания Михаила Арефьева по стилю можно в основном отнести к соцреализму. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). В эти же предвоенные годы Дейнека увлекается скульптурой. Член-учредитель Общества художников-станковистов (ОСТ, 1925–1928), член художественного объединения «Октябрь» (1928-1930) и Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ, 1931-1932) участник выставок с 1924 года. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
Часто сиквел, то есть продолжение книги или фильма, хуже оригинала. Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. В 1928-29 гг. В 1925 стал одним из учредителей ОСТ а. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923).
Мозаика «Хорошее утро» свидетельствует о ясности эстетических убеждений автора исповедующего идеал активной трудовой жизни, утверждающего гармонию силы и разума индивидуальной воли и коллективного созидания. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Страстный любитель спорта, Александр Александрович увековечил в этом панно миг захватывающей открытой борьбы, могучий азарт спортивного соревнования. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Набережная Сены, Париж.
В 1937 году художник создает одно из самых лирических своих полотен – «Будущие летчики». Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», 1959-1960 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера.
У финиша", 1927). Он родился в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. Голова футболиста выполнена им в цементной крошке с бронзой, «Севастополец» – в технике гальванопластики. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. В кафе, Париж.
По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938).
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. 1931), «Электромонтер» Б. Уральского (изд. Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Бутсы и боксерские перчатки в постоянном обиходе художника.
к роману «В огне» А. Барбюса (изд. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. 193. ), «Парад Красной Армии» (изд. Оформлял и иллюстрировал книги для издательств Academia, ГИЗ, «Молодая гвардия», Детиздат и др. : иллюстрации к детским книгам «В облаках» (изд.
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Скульптурные работы Д. посвящены главным образом темам спорта («Стометровка» (1947), «Вратарь» (1948-1950) и др. ). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938.
обсуждением конструкции гидропланов. Вот эти бронзовые от загара мальчишки—вы не видите их лиц, но отлично ощущаете, как внимательно наблюдают они за полетом гидроплана. Учился в Харьковском художественном училище. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.
Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Но предчувствие этого будущего уже здесь. 1935). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Картина «Окраина Москвы.
Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Множество учебных рисунков Дейнеки посвящено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Первые уроки бокса Дейнека брал у прославленного спортсмена Градополова. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). 1931), «Через полюс в Америку Г. Ф.
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». путь зигзагообразный, путь колебаний. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Они посвящены Стране Советов, ее героической молодежи.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Художник увлечен работой. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати.
В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Крылова («Кот и повар», «Крестьянин и смерть», 1922) и картина на тему стихотворения «Левый марш» В. В. По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. 1930), «Кутерьма» Н. Н. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932 – 1933, Русский музей). носивший название Безбожник у станка (т. к. Автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928 «Будущие летчики», 1938 «Оборона Севастополя», 1942 «Хорошее утро», 1959 – 1960 панно, росписи в общественных интерьерах). Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915 – 1917).
За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Российский художник и график, народный художник СССР (1963), действительный член Академии худржеств СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Байдукова (изд.
С самого начала творческого пути Дейнеку волнуют бурные темпы новой эпохи. Широкое спортивное движение, коллективизм людей переданы в картине «Бег».
Голод и лишения значения не имеют, так как через четыре года здесь будет город-сад. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966) лауреат Ленинской премии (1964, за мозаики «Хорошее утро», 1959–1960 и «Хоккеисты», 1959–1960).
Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Картина написана в теплом колорите, композиция полна внутреннего напряжения. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке. Карандаш мастера неутомим. Среди других работ: иллюстрации к басням И. А. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. «Весь путь ОСТ –.
Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе". Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». Однако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне для мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы для детей. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо.
В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Дейнека не расстается с альбомом. Работы отличают прекрасное знание анатомии, высокая культура исполнения. Подлинным украшением этой декоративно-монументальной серии стало великолепно исполненное панно «Хорошее утро».
В 1938 – 1939 годах он выполняет эскизы плафонов. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Основной темой для него и в этом виде искусства остается спорт. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Дружественная ОСТу критика отмечала искренность и свежесть формальных исканий Дейнеки, остроту и актуальность его творческих задач.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Кажется, все предельно просто. носивший название "Безбожник у станка" (т. к.
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Фаворского и И. И Нивинского. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Стремится развить в себе волевое начало, вырабатывает точность, быстроту ориентировки.
Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Атмосфера южного утра пронизана щедрым теплом солнца, свежим, чистым дыханием моря.