Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ).
Ректор ВХУТЕМАСа и актуальная повестка 1920-х гг. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
в творчестве художника нередко появляются лирические мотивы («Мать», 1932, Третьяковская галерея).
Дейнека игнорировал индивидуальные черты личности, наделяя свои персонажи признаками культивируемого им некоего молодеческого военно-спортивного типа. В 1970 году имя Дейнеки присвоено Курской КГ. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Молодой Дейнека остро чувствует, как занятия спортом, физическое воспитание становятся явлением массовым, созвучным духу соревнования, трудовым свершениям.
В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Он восхищается искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении. Автор раскрывает образ волевой и физической собранности человека. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).
Они посвящены Стране Советов, ее героической молодежи. Эту любовь к спорту художник сохранил на всю жизнь. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х.
Художник к тому же очень любил изображать море и небо. Ясность и четкость композиции, острота ракурсов, чистота цвета психологичны. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч.
На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Одна из самых известных картин на тему бокса принадлежит авторству американского реалиста Джорджа Беллоуза. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. На картине «Бег» художник изображает многочисленных спортсменов, бегущих на длинную дистанцию. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. В 1928-29 гг.
По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Ноябрь 1941». При небольшом размере они отличаются монументальной широтой.
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Бутсы и боксерские перчатки в постоянном обиходе художника. В серию мозаичных панно «Люди Страны Советов» вошла также композиция «Хоккеисты». Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием.
С 1920-х гг. Они организованно занимаются спортом и привержены культу здоровья, чтобы рождать бодрых и жизнерадостных строителей социализма. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Фильм «Ход белой королевы» посвящен победе советских спортсменов на Чемпионате мира по лыжам в Высоких Татрах., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), Октябрь (1928), РАПХ (1931). Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Но команду решено возродить. Вхутемасовцы любили бороться.
Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Широкое спортивное движение, коллективизм людей переданы в картине «Бег». Ноябрь 1941 года», 1941, Третьяковская галерея). И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Член-учредитель общества ОСТ. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось.
События развиваются во временной последовательности. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Это видно в лицах, ощутимо в выразительности жестов. взаимосвязь искусства Дейнеки и физической культуры достигает своего максимального воплощения в монументальных работах художника. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. В Советском Союзе спорт стал неотъемлемой частью жизни.
Преподавал (профессор с 1940) в московском Вхутеине (1928—30), Московском полиграфическом институте (1928—34), Московском художественном институте им. Атмосфера южного утра пронизана щедрым теплом солнца, свежим, чистым дыханием моря. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В годы Великой Отечественной войны Д. создал проникнутую героическим пафосом картину «Оборона Севастополя» (1942, Русский музей, Ленинград) и суровые, драматические пейзажи («Окраина Москвы. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Он разрабатывает особый метод гребли. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
Одним из государственных заказов был проект строительства здания театра Красной армии (сегодня театр Российской армии) в Москве. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Фигуры спортсменов запечатлены цельно, объемно. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
С самого начала творческого пути Дейнеку волнуют бурные темпы новой эпохи. В Древней Греции спортивные состязания были частью религиозного культа, а победитель уподоблялся Богу. Их получилось около 300. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дейнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938-39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Московского метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951-52) и др. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой».
Тренером нового сбора гребцов становится преподаватель гидродинамики. Тогда на одном из официальных приемов советский военно-воздушный атташе подкатил к маршалу Бальбо и пожаловался: мол, облётывать машины некому, помогите. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). А это – одно из самых сложных спортивных соревнований во Франции.
В эти же предвоенные годы Дейнека увлекается скульптурой. «Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. Исследования, книги, выставки.
На берегу спокойного бескрайнего моря расположилась группа юношей. Ажурная крыша строящегося цеха уходит вдаль, добавляет какого-то глубинного динамизма композиции. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре.
Картина «Гимнасты СССР» Дмитрия Жилинского – это картина-портрет, где происходит своеобразная индивидуальная настройка мысли, воли, чувства. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма обобщённые образы рабочих, подчинённых то торжественно-напряжённому, то бурному ритму труда инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны («На стройке новых цехов»). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Но вот однажды Жюльен узнает, что его отец Поль 25 лет назад принимал участие в триатлоне «Ironman» и просит его вместе принять участие в аналогичном соревновании «Железный человек Ниццы». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Из-за резкого перепада масштабов футбольный мяч в какой-то момент воспринимается холодной луной или жарким солнцем, что, как ни странно, не разрушает общий замысел. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Набережная Сены, Париж. Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х годы («Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). В своих новых этюдах он разрабатывает композиционные задачи движения. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. «Не вопрос», — ответил фашист 2. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969). Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Но впоследствии, став учеником великого графика и художника-монументалиста Фаворского, Дейнека стал работать над иллюстрациями для популярных в то время журналов («Безбожник у станка», «Искорка», «Прожектор» и т. п. ), сотрудничать с передовыми издательствами и иллюстрировать книги для взрослых и детей.
С 1920-х годов успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 книги «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-34, ГТГ и ГРМ). «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Карандаш мастера неутомим.
Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-27, один из учредителей), «Октябрь» (1928-30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Создание трехмерного пространства теперь захватывает и поглощает художника без остатка.
Командиром трансатлантичесего перелёта 1933 года был Итало Бальбо, министр авиации Италии и второй после дуче фашист страны (ему даже дали прозвище «наследник Муссолини»). Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
2009–2011». Имена летчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, Сигизмунда Леваневского, Михаила Водопьянова, Владимира Коккинаки и многих других были овеяны славой подобно тому, как 30 лет спустя блистал в ее лучах Юрий Гагарин. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Постепенно рождаются такие интересные композиции, как «Мальчик, прыгающий в воду», «Вратарь с мячом», «Эстафета», «Стометровка», «Боксер».
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Мозаика «Хорошее утро» свидетельствует о ясности эстетических убеждений автора исповедующего идеал активной трудовой жизни, утверждающего гармонию силы и разума индивидуальной воли и коллективного созидания. В. И. Сурикова (1934—46 и 1957—63), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1952, директор в 1945—48), Московском архитектурном институте (1953—57). Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Он на какую-то секунду задержи вается в одной точке, затем стремительно бежит по бумаге «шероховато или легко», «зло или радостно». В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль.
Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Художник хотел быть оракулом, предсказав своим творчеством счастливое будущее, однако оказался лишь романтическим мечтателем. Первые уроки бокса Дейнека брал у прославленного спортсмена Градополова.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты ДЕЙНЕКА Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии Художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Александр Александрович, советский художник, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962—1966), Герой Социалистического Труда (1969). Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Именно тогда появились и первые зарисовки на спортивную тему. Но возникла проблема с проведением испытаний — для них не хватало лётчиков.
Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. А летающие лодки фирмы SIAI (известные под брендом «Savoia-Marchetti» и активно закупавшиеся СССР в 20-е и 30-е гг. ) оставили яркий след в истории авиации: итальянцы осуществили два массовых трансатлантических перелёта на двухфюзеляжных S. 55. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928-30), Полиграфическом институте (1928-1934), МХИ (1934-46 и 1957-63 профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-52, директор в 1945-48), МАРХИ (1953-57). Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности.
199х299 см. ), в которой автор обращается к теме спортивного мероприятия как празднества (так долго отсутствовавшего в стране). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Писатель Борис Хазанов так охарактеризовал совершенный в культуре переворот: «Можно заметить, как стремительно меняется общество в решающее для становления государственной литературы десятилетие: 1925 – 1935. Размещение крупных по размеру фигур исполненных жизненной энергии, внешней экспрессии, на фоне безграничного неба создает впечатление величественности. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Ленинская премия (1964). Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции. Работы отличают прекрасное знание анатомии, высокая культура исполнения. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Это хорошо заметно на примере послевоенной картины «Эстафета по кольцу «Б»» (1947г. Холст, масло. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. В ранний период (20-е гг. ) работал главным образом в области журнальной графики. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Картина французского примитивиста Анри Руссо Игроки в футбол представляет популярную игру в юмористическом ключе.
Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в московском Театре имени В. Э. Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Дейнека выступал (полутяжелый вес) против П. Вильямса (средний вес).
«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ).
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. Лица бегунов сосредоточенны, каждое движение отточено. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
В 1938–1939 годах он выполняет эскизы плафонов. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Прежде всего в сфере производства и закупок вооружений (причём даже во время гражданской войны в Испании, когда итальянские и советские военные друг друга убивали).
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Дейнека действительно был большим мастером. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер.
Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем. Ездил за ними, рисовал, они мне позировали». Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). обсуждением конструкции гидропланов. Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. Он «тренирует себя – приучает рисовать на память», «по свежему следу». Изображен самый ответственный момент – передача эстафетной палочки.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Важно отметить, что спорт как лейтмотив творческого пути Дейнеки интересовал художника задолго до того, как тот стал исполнителем соответствующих государственных заказов. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
Человек не из спорта, Николай Львович Борисов решает подойти к процессу тренировок с научной точки зрения. Это тоже своего рода разные стадии движения – от легкости и вибрации воздуха неба, взлетевшего спортсмена, вылетающего с картины мяча до тяжести стоящей на земле колокольни. По исполнению картина далека от виртуозных и легких графических листов, от свежих в цвете этюдов и разнообразных по технике натюрмортов, но это обычно всегда замечается на действительно этапных работах и в этом есть своя особая прелесть ощущения творческого поиска. Как рассказывал сам Д. Жилинский, «Гимнастов» я писал два года. Однако парень прикован к инвалидному креслу и не может воплощать свои мечты в реальность. Фрагментарная композиция подчеркивает движение спортсменов: кто-то из них только «вбегает» в живописное пространство, кто-то выбегает и видна только нога, но отсутствие четкого ритма и диагональная композиция (снизу вверх, слева направо) помогают художнику передать ощущение огромной дистанции и усталости спортсменов.
В годы обучения во ВХУТЕМАСе продолжает уделять время спорту – осваивает волейбол и бокс. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Основной темой для него и в этом виде искусства остается спорт. В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.
Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Стремится развить в себе волевое начало, вырабатывает точность, быстроту ориентировки. путь зигзагообразный, путь колебаний. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Происходит кристаллизация режима. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
«Весь путь ОСТ –. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Картина «Окраина Москвы.
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). В 1959–1961 годах Дейнека создает серию мозаик под общим названием «Люди Страны Советов».
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Чудинов уезжает в далекий город Земногорск, где судьба вновь сталкивает его со спортом. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Голова футболиста выполнена им в цементной крошке с бронзой, «Севастополец» – в технике гальванопластики. А. А. Учился в московском Вхутемасе (1920—25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
Полетико. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. На рубеже XVIII-XIX веков популярность приобретает еще один вид спорта – боксерские бои.
Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х годов («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), Октябрь (1928–1930), РАПХ (1931–1932). И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были.
(«У моря», 1956—57, Русский музей). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
носивший название Безбожник у станка (т. к. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Картина представляет гимн достижениям страны, радостной потребности народа в красоте, свободном дерзании, творчестве. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Тем не менее, Италия и Советский Союз вовсю сотрудничали. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Дейнеку привлекает идея долго-временности искусства. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Это позволит вам постоянно тренировать себя как мастера и труд этот себя с лихвои оправдает», — писал уже в зрелые годы Дейнека (цитата приводится по изданию проекта «Интерроса» «Александр Дейнека.
Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Герой Социалистического Труда (1969). Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске.
Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Могучий Петр Петрович Кончаловский о чем-то спорит с маленьким, еле поспевающим за ним Штеренбергом. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры).
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Однажды художник сказал: «Мне, независимо ни от чего, нравится человек в широком жесте, человек в спортивном или в рабочем движении, на большом дыхании». В 30-е гг. И художник вновь справляется с вызовом. Сюжет фильма «Всеми силами» основан на реальной истории.
2008-2011», —прим. ред. ). Член КПСС с 1960. Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.
Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Каждый из планов картины прописан с небывалым тщанием. Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ).
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Дейнека с детства был увлечен спортом.
Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Перед художником стоят сложные задачи создания монументальных мозаик, предназначенных для станции метро «Площадь Маяковского».
Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Строганова.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Соединение на полотне разных по состоянию фигур создает ощущение стремительности бега. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)Художник, график, скульптор, монументалист, плакатист. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930 профессор — 1940). К концу 1930-х гг.
Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Исследования, книги, выставки. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Мозаика вобрала в себя поэтические интонации мира юности, все естественные краски природы. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Оно объединило как приверженцев свободной и яркой живописности – поклонников французских картин, представленных в Музее нового западного искусства, так и сторонников строгой графической формы. Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Дейнеку вместе с другими художниками пригласили для оформления внутреннего убранства театра, в частности, плафона буфета, на тему «Красноармеискии кросс» (1939-1940г. ).
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Д. много работал в области станковой графики (серии — «Севастополь», 1932—34, Третьяковская галерея и Русский музей, «Москва военная», 1946, Третьяковская галерея, — обе акварель, гуашь и др. ), создавал плакаты («Физкультурница», 1933) иллюстрации, а также скульптурные работы. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Несколько месяцев назад в Facebook состоялась интересная дискуссия: пользователь Сергей Сигачёв опубликовал картину «Бегущие девушки» и остроумно доказал, что, во-первых, девушки на картине — не главное, а во-вторых, паровоз на заднем плане картины — не просто «я-художник-я-так-вижу» паровоз, а редкая модификация паровоза «ЭУ», у которой тендер для воды и угля был конструктивно интегрирован с самим локомотивом. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Подлинным украшением этой декоративно-монументальной серии стало великолепно исполненное панно «Хорошее утро».
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). В послевоенный период Д. вновь обращается к темам и образам, найденным в 1920—30-е гг. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
Высокая физическая подготовка, здоровое тело считались непременными атрибутами божественного совершенства, а движение, как известно, символизировало жизнь. Художник увлечен работой. Чтобы пульс жизни утерял неврастенический тонус и беспокойные шумы сердца, чтобы даже черный цвет перестал быть траурным и напомнил бы сочный вспаханный чернозем моей Родины».
Дейнека не расстается с альбомом. Художнику нравятся чистые цвета, большие планы, как бы созвучные прекрасному будущему. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции».
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Картина написана в теплом колорите, композиция полна внутреннего напряжения. Вот таким образом он обращается к мозаике. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. История изображённой на «Будущих летчиках» «савойи» связана с министром самым непосредственным образом.
Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ смотри иллюстрацию в статье Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Где остальные мозаики — неизвестно. Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. В 1937 году художник создает одно из самых лирических своих полотен – «Будущие летчики».
Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Я знал Дейнеку много лет и очень близко.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). В их числе: на дальнем плане Полина Астахова, трехкратная олимпийская и двукратная чемпионка мира Борис Шахлин, «железный Шахлин», как его называли спортсмены и зрители за мужество и волю к победе, трехкратный олимпийский и двукратный чемпион мира Юрий Титов, олимпийский чемпион и абсолютный чемпион мира, впоследствии президент международной федерации гимнастики. Много бегал, плавал, занимался гимнастикой.
Но картина не была одинокой удачей. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Обеденный перерыв», 1935, Художественный музей Латвийской ССР, Рига «Будущие лётчики», 1938, Третьяковская галерея).
Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Герой Социалистического Труда (1969). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Двухфигурная композиция «Эстафета», отлитая в бронзе, — отличный пример работ Дейнеки того периода: каждый мускул спортсменов напряжен, детально проработана анатомия тела, захвачен и замер миг движения. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Но была и противная сторона. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Учился в Харьковском художественном училище (1915-17), во Вхутемасе в Москве (1920-25) у В. А. Фаворского.
Но удивительнее всего не это (по первой профессии Дейнека железнодорожник), а то, что такие паровозы сохранились в виде памятников по сейдень. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Среди изображенных – подлинные герои спорта. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни.
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. В картине нет сугубой документальности, почти все правила реалистической картины нарушены, но воспринимается она тем не менее как очень жизненная. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. В своем творчестве Александр Дейнека неоднократно обращался к теме спорта («Вратарь», 1934 «Игра в мяч», 1927 и др. ).
Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо». Загорелые севастопольские ребятишки занять. Образность панно строится на точности цветовых отношений, красоте многофигурного силуэта. Монументальная живопись Д. по своей тематике и образному строю тесно связана с его станковыми работами (панно и росписи в Центральном театре Советской Армии, 1940 и на ВДНХ, 1957 мозаики — плафоны станций московского метрополитена «Маяковская», 1938—39 и «Новокузнецкая», 1943, фриз в фойе Дворца съездов в Московском Кремле, 1960—61 мозаики «Хорошее утро», «Хоккеисты», 1959—60, «Красногвардеец», «Доярка», 1962, — Ленинская премия, 1964). Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами.
Атлеты привычно выходят на первый план их фигуры пропорционально больше (и важнее) высотных зданий Садового кольца на фоне. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. С детства он был крепким, смелым, сильным мальчиком. В 1924 году художник съездил в Донбасс. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. В кафе, Париж.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Оставшиеся спортсмены деморализованы крупным проигрышем. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
Собственно говоря, я занимался совсем другим и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию и вот таким образом я оттуда вышел и вошёл в Октябрь. Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Д. на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934—35 («Улица в Риме», 1935, Третьяковская галерея). Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
Одноименный вариант, 1930 – Galleria Ca Pesaro (Венеция). Еще одной особенностью ранних картин Дейнеки была их графичность — ясные силуэты, контраст с фоном, некоторая уплощенность, четкое разделение цветов и скудная цветовая палитра.
Его почти монохромные произведения 20-х гг. Только к концу десятилетия гидропланы постепенно сходят с его полотен, уступая место самолётам сухопутного базирования., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Кстати, этому самолёту своим рождением обязан Комсомольск-на-Амуре. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). С задачей он, впрочем, все равно справился.