Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. 2009–2011», приуроченный к 110-летнему юбилею со дня рождения художника, был инициирован Издательской программой «Интерроса» в 2008 году. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Там, конечно, очень красиво.
Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.
Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Работа в журнале и общество станковистов. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Большой популярностью пользовались тогда теоретические концепции представителя формальной школы искусствознания Адольфа Гильдебрандта. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Активно занимался преподаванием: в 1928—1930 гг.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). В 1925 г. участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. уч.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. художник СССР (1963), действительный чл. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». 1941 год», «Эвакуация колхозного скота», «Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве», «Ремонт танков на прифронтовом заводе», «Танки идут на фронт» и «Наступление началось» — великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке.
По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. В тридцатые Александр Александрович снова сливает воедино две свои давние страсти – живопись и технику, пишет картины на тему авиации. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962). (8. 5. 1899–12. 6. 1969), график, художник, нар. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В литературе об искусстве творчество художника приобрело черты если не сакральности, то какого-то совершенного совершенства. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны.
Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. С 1963 г. народный художник СССР. — в московском Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) с 1928 г. — в Московском полиграфическом институте в 1934—1963 гг.
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Партнёр проекта – Государственная Третьяковская галерея. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Картина «Окраина Москвы. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.
В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Многие из работ мастера впервые экспонировались в Курске, на родине художника. Крымские впечатления легли в основу картины Будущие летчики (1937). И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей – "Будущие летчики" (1938, ГТГ).
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934).
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Первые шаги.
Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Может быть, в точности такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных и художник создал полотно монументально-эпическое, сумев обобщить в нем героику великой войны. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931).
К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. И художник вновь справляется с вызовом.
(с перерывами) — в Московском художественном институте им. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. В 35 мозаиках раскрывается панорама мирной жизни страны. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью".
работал главным образом в жанре журнальной графики. У финиша", 1927). Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
Работы: "Перед спуском в шахту", 1925 "На стройке новых цехов", 1926 "Оборона Петрограда", 1928 "На балконе", 1931 "Бег", 1932—33 "Мать", 1932 "Игра в мяч", 1932 "Будущие летчики", 1938 "Оборона Севастополя", 1942 "Хорошее утро" (мозаика), 1959—1960 "Хоккеисты" (мозаика), 1959—1960 панно, росписи в общественных интерьерах мозаики плафонов станции московского метро "Маяковская" (1938—1939). В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".
Сталина подвергался нападкам за недостаточный рев. Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Набережная Сены, Париж.
Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. Пафос новой советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. Художнику предложили выполнить мозаичные плафоны для станции метро Маяковская. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Донбасс (1947), На просторах подмосковных строек (1949), Кузнецы (1957), Тракторист (1956), У моря, Рыбачки (1956) – таков не полный перечень полотен художника, созданных после войны.
Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Так, в картине «Левый марш» Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат идущих к Зимнему по Дворцовому мосту.
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. О такой работе художник мечтал еще в годы юности. Живопись». Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры.
Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. х гг.
В кафе, Париж. Масштабный культурологический проект «Александр Дейнека. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего.
Графика» и «Дейнека. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. – 1969г. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. ной теплотой. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).
Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке – возвращается к старой, обветшалой эстетике. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Но и в этом сказывался талант Дейнеки, способность найти для искомой задачи нужное решение. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского.
В 1918 году художник возвращается в родной город. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Ноябрь 1941 года (1941). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. В 1919-1920 гг. Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
Дейнека Александр Александрович Годы жизни: 1899г. В начале 1950-х гг. Учился в Харьковском художественном училище.
Он поступает на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе». (1899—1969) — советский деятель культуры, художник, график и скульптор, педагог, действительный член АХ (1947 вице-президент в 1962—1966), народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). В 1920. В рамках проекта вышли книги: «Дейнека. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Но была и противная сторона. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг.
Таково содер-» жание акварельного листа Берлин, в день подписания декларации (1945). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность.
Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Сын железнодорожника. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). носивший название Безбожник у станка (т. к., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. тема его работ – патриотич.
И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—«Хорошее утро» (1959— i960), «Хоккеисты» (1959—1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962). Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Река Тускорь (1945). Патриаршие пруды. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962).
Исследования, книги, выставки. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. «Весь путь ОСТ –.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). труда изображение идеализированного сов. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
ще и ВХУТЕМАСе (Москва 1925). Основная тема произведений — индустриальный труд, техника, городская жизнь, спорт.
он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником.
В 1928-29 гг. Вслед за Обороной Севастополя появляется целый ряд картин на темы войны. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). За последующие два десятка лет он создаёт множество шедевров ("У моря.
Трагизм и героика сливаются в ней в единое целое. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Это одна из самых драматических работ мастера. В Курске не раз организовывались выставки работ знаменитого земляка. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. В 1919-1920 гг. Один из учредителей ОСТа (1925). Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны.
К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны ("Сгоревшая деревня", 1942). Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Особое место в его творчестве занимали монументально-декоративные работы — оформлял росписями и панно Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (1938—1939), здание Центрального театра Советской Армии (1940), главное здание М ГУ (1951 1953), Дворец съездов в Кремле (1960— 1961, ныне — Государственный Кремлевский дворец), павильоны СССР на Всемирных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958).
Одна из них — Под Курском. После службы в армии Дейнека едет учиться в Москву. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Окончил Харьковское худ.
Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта.
Композиция картины построена так, что зрители будто ощущают себя непосредственными участниками боя, как будто они сами являются участниками рукопашной схватки. Незадолго до своей кончины на своей выставке в Академии художеств СССР А. А. Дейнека выставил одну из последних своих работ — "Юность". Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые ("Сбитый ас", 1943, "Парашютный десант на Днепре", 1944). Самое большое полотно было создано художником для Советского павильона на Международной выставке в Париже (1937). Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А.
Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. АХ СССР. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
Труда (1969). К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов.
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). 12 июня 1969 г., в Москве. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Выпускник Харьковского художественного училища (1915—1917), потом ВХУТЕМАСа (1925). Дейнека действительно был большим мастером. входил в группу «Октябрь». Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
В центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция Новокузнецкая с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Учился в Харьковском художественном училище. Тем не менее Д. вгоды правления И. В.
В 1931 году художник переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). В 1962–66 вице. Наиболее известные картины – «Оборона Петрограда» (1928), «Будущие летчики» (1938), «Оборона Севастополя» (1942). Соплии слезы. Ноябрь 1941 года" (1941).
В 1920-х гг. Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе". За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени ("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
Пишет плакаты для Курского отделения Окон РОСТа. адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923).
носивший название "Безбожник у станка" (т. к. С1960 чл.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
реализма. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Но писать все же решил. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
В. И. Сурикова в 1945—1952 гг. Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. през.
Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) — первая в этом ряду. Картины зарубежного цикла: Улица в Риме (1935), Тюильри (1935), Негритянский концерт (1935) разносторонне рассказывают о впечатлениях художника. После смерти Сталина продолжал оставаться популярным среди кремлевского рук.
В 1928-29 гг. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Кажется, все предельно просто. Незадолго до своей кончины на своей выставке в Академии художеств СССР А. А. Дейнека выставил одну из последних своих работ — Юность. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы.
Стиль Д. был характерен для всех существовавших в то время тоталитарных государств. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны.
Картина «Окраина Москвы. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Одна из них — "Под Курском. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках.
Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937).
Одна из них — Под Курском. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. — в Московском архитектурном институте. Его мозаики украшают станции Московского метрополитена: «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Кажется, все предельно просто. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи.
Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Фигуры органично вписаны в пейзаж бесконечные морские дали и бездонное синее небо. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".
Тридцатые годы – пора расцвета творчества художника. пафос картин и «формализм», но преследованиям не подвергался. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. ной теплотой. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Наступил долгожданный день победы. Патриаршие пруды.
Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Органическое сочетание фигур с пейзажем, — писал Г. Нисский, — вижу я на картинах А. Дейнеки и этим он очень много дает для правильного понимания образного строя своих картин. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
героика, прославление коммун. Это Тревожные ночи 1942), Сбитый ас (1943) и другие. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
Река Тускорь (1945). За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента.
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Патриаршие пруды.
И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Река Тускорь" (1945). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусствамозаики"Хорошее утро" (1959 i960), "Хоккеисты" (19591960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962).
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. И художник вновь справляется с вызовом. Действительный член Академии художеств СССР (1947).
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. А главное настроение – это скорость и простор. ной теплотой. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Полотно стало для нас олицетворением счастья мирных дней.
Происходит кристаллизация режима. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Осн. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Первая значительная работа – "Окраина Москвы. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. IB 1935 году А. А. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Он посещает Америку, Францию, Италию. путь зигзагообразный, путь колебаний. Советский художник-реалист (художник и график, мозаичист), посвятивший свое творчество романтике и героике советской жизни во всех ее проявлениях, будь то борьба, труд, спорт.
В 1941—1946 годах он создает серию «Москва военная»: «Площадь Свердлова в декабре 1941 года», «Вечер. У финиша, 1927). Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской премии (1964).
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Его монохромные произведения отличались монументальностью и скупостью (простотой) форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сочетании плоскостей, объемов и различных пространств. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. ва. Картина «Окраина Москвы.
Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Художник много работает и в области монументально-декоративного искусства. человека. Кажется, все предельно просто.
АХ СССР (1947), Герой Соц. Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины "У моря" и "В Донбассе" (обе 1956 г. ). Александр Александрович Дейнека (1899-1969). Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея.
Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никиткапервый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). И, на самом деле, правда. Один из виднейших представителей соц. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.
— в Московском институте прикладного и декоративного искусства в 1953— 1957 гг. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.
Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Учился в Харьковском художественном училище. КПСС. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.
Он не показывает непосредственно боя с противником. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). 8 (20) мая 1899 г., в Курске, ум.
Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
носивший название Безбожник у станка (т. к. В1964 получил Ленинскую премию. Род. В эти годы были созданы полотна Оборона Севастополя, Окраина Москвы (1941 г. ).