социальная природа его творчества, как творчества группы интеллигентской, сказывается особенно отчетливо. Ленинская премия (1964). Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. 1926 «Кто кого. ». театре им. Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью.
А панно было отмечено золотой медалью выставки. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Площадь согласия, Парижанка, Сен-Жермен, Тюильри, Стадион в Риме, Площадь в Риме, Юноша-негр, Негритянский концерт, 1935, Скука, 1936).
Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В 1918 возвратился в Курск.
Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Вс. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. «Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился и впечатления воли и тяжелых страданий, вот таким образом я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине», – сообщает нам художник. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты В 1924 году Дейнека принимает активное участие в создании Общества художников-станковистов.
В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. ной теплотой. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
Патриаршие пруды. Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934) иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Дейнека родился в Курске в семье рабочего.
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). 1935 идр. ).
ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Александр Александрович Дейнека родился в Курске.
Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. У финиша, 1927). И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Пустынные, заснеженные улицы, аэростаты воздушного заграждения, солдаты с автоматами за плечами, редкие прохожие.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).
«Отечество в опасности. » – прокатился по стране призыв большевистской партии и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее.
С середины 1920-х много работал в области журнальной и плакатной графики, сотрудничал с журналами «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор», «Красная нива». В 1925 стал одним из организаторов Общества станковистов (ОСТ), которое провозгласило «революционную современность и ясность в выборе сюжета», «стремление к законченной картине» (из устава ОСТ). Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры.
Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт., российский художник. Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов.
Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения. В 1928-29 гг.
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915 – 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920 – 25). В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Ракурсы Родченко.
1931) и«тающей», «смазанной» формы («На балконе». Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли.
О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Париж большая золотая медаль за панно «Стахановцы (Знатные люди Страны Советов»), «Художники РСФСР за15лет» (1932. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Художественный образ предельно величав и обобщен.
Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». И художник вновь справляется с вызовом. Это ощутимо и в «Текстильщицах» и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии. В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.
В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта. Но была и противная сторона. Он посещает Америку, Францию, Италию. Движение, подчеркнутая плакатность, любовь к ракурсам и противопоставлениям, аскетизм колорита и графичность рисунка, становятся своего рода «визитной карточкой» художника. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Ноябрь.
Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). В 1919–1920 служил в Красной Армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа»: делал плакаты, оформлял агитпоезда.
Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Первоначальное художественное образование получил вКурске встудии уВ. В. Голикова (друга юности К. С. Малевича), М. Н. Якименко-Забуги. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).
Но в данном случае это оправдано. Мерно и стройно шагает отряд. Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – «Будущие лётчики» (1937).
Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени. Но враг не пройдет. 1932), широко использовал возможности нового языка кинематографа ифотографии: фиксацию непостановочных пластических состояний («Футбол».
На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». носивший название "Безбожник у станка" (т. к. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина – «Футбол» (1924). К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной.
покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937). Писал футбол.
Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — Оборона Севастополя"—исполнена в 1942 году. Многие лица написаны художником с натуры. В1918–1920 жил вКурске. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства.
Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). Композиция обрезанных форм (кинокадр)».
Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Учился в Харьковском художественном училище. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Учился в железнодорожном училище, одновременно посещал художественную студию. Дейнека ввёл встанковую живопись такой элемент конструктивизма, как монтаж («На стройке новых цехов». Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник.
Не будучи связанным с живописной традицией (Дейнека учился на полиграфическом отделении у Фаворского и Нивинского), он привнес в свою живопись чисто графическое понимание формы, благодаря чему его станковые картины по выразительности и лаконизму близки искусству плаката. Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая». адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Патриаршие пруды.
Дейнека, всегда мечтавший о больших монументальных работах именно на этом поприще чаще всего терпел неудачи. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969.
Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В. И. Сурикова. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней» : подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Жизнь искусство, время. В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Одна из них — Под Курском.
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
И все. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962). Опираясь на идеи немецкого экспрессионизма используя новейшие достижения русского и советского искусства (супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм), ведущие художники объединения создали новый передовой стиль советского искусства. Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера. При этом особую роль Дейнека отводил композиции– неожиданной, построенной на контрастах, неустойчивом равновесии, «парении» («Футболист».
Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени.
В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. С 1934 (до 1946) преподавал в Московском художественном институте им. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57).
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же), порой задорно-эротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва).
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной. Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.
Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана – хозяев «вечного города». Картине возвращалась её моделирующая функция– обобщённое представление осовременности, образ «картины мира», – не только за счёт актуальности темы, но испомощью нового видения, острых формальных решений. Причем картины всегда были посвящены определенным темам. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Река Тускорь" (1945). Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров) принял участие в Первой дискуссионной выставке. Словом, моя картина и я в работе слились воедино.
Нью-Йорк, Филадельфия идр. ), советского искусства (1930. В картине, как и в акварели, тонко передана атмосфера южного города: нестерпимый полуденный зной, жаркий прозрачный воздух, резкие контрасты между солнечными бликами и глубокими тенями. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов.
Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе. Член-учредитель ОСТ. Таким видит город Дейнека Александр. В 1956 возвратился в Московский художественный институт им.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. носивший название Безбожник у станка (т. к. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Происходит кристаллизация режима. В1915–1917 учился вХХУ уМ. Р. Пестрикова иА. М. Любимова.
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Париж), 10-й выставки АХРР при участии художников других объединений к10-летию РККА (1928), Биеннале (1928, 1932, 1934, 1956. Кажется, все предельно просто. Родился в семье рабочего-железнодорожника. С 1925 по 1928 участвовал во всех четырех выставках объединения в Москве, а также в международных выставках в Дрездене (1926), Лейпциге (1927), Кельне (1928), Нью-Йорке (1929).
Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа. Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля.
Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.
Каждое полотно, созданное в эти годы, – это гимн красоте жизни, красоте людей. Много общего между ними и в решении пространства. Александр Александрович Дейнека много путешествовал по Советскому Союзу, побывал в разных странах, но никогда не рисовал с натуры. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Картина «Окраина Москвы.
Париж) Международной выставки декоративных искусств ихудожественной промышленности (1925. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
1925. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки.
Писал футбол. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись (Перед спуском в шахту, 1925, На стройке новых цехов, 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы – в шахтёрский Донбасс. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске.
К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. В 1943 выполнил мозаики для станции метро «Новокузнецкая». Дейнека Александр Александрович известный советский художник, график и скульптор.
Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945).
Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Ему он и посвящает свою вторую картину о войне. Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер. Они занесены снегом. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— i960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962).
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Художник много работал и привёз из поездки значительный графический и живописный материал. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) – этих красочных прорывах из подземелья. Дейнека действительно был большим мастером.
театре им. Питтсбург приз зрительских симпатий за картину «Девушка на балконе»), Всемирной (1937. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Фон дан скупой линией отдаленного города. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Состав Общества станковистов не был однородным, в чем и заключалось одно из его главных достоинств. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). путь зигзагообразный, путь колебаний. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Вс.
Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. В это время начинает формироваться собственный стиль мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, четкости композиционных построений. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Река Тускорь (1945).
Ленинград 1933–1934. В 1919-1920 гг. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. В 1925 году Дейнека стал одним из основателей крупнейшей творческой группы художников «Общество станковистов» (ОСТ).
Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). В картине практически нет никаких примет быта. В 1942 совершил поездку на фронт, создав по зарисовкам графический цикл «По дорогам войны». Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве.
Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Одна из них — "Под Курском. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Копенгаген, Варшава), Международной (1931. Она создана на основе акварели «Итальянская улица. В 1930-е годы А. Дейнека создал выразительные, лаконичные в цветовом и композиционном отношении индустриальные плакаты: «Мы читаем» (1925), «Даешь» (1929), «Колхозник, будь физкультурником» (1930), «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» (1930), «Ударник, будь физкультурником» (1930), «Механизируем Донбасс» (1930), «Китай на пути освобождения от империализма» (1930), «Даешь советский дирижабль» (1930), «Увеличим промышленное садоводство и огородничество» (1930), «Выполним социалистический договор. » (1930), «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931), «Превратим Москву в Образцовый Социалистический Город Пролетарского Государства» (1931), «Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов» (1931), «Кто больше кто лучше» (1931), «Надо самим стать специалистами Сталин» (1931), «Полный ход. » (1932), «Физкультурница.
Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея).
Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938 – 43). В 1915 переехал в Харьков, поступил в Харьковское художественное училище, занимался у М. Р. Пестрикова и А. М. Любимова. В 1924 году художник съездил в Донбасс. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
В мае 1945 предпринял творческую командировку в Берлин. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу. Зима».
У финиша", 1927). Но в картину введен еще один персонаж – итальянский рабочий и полотно сразу приобретает определенную социальную направленность. В 1919-1920 гг.
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Строг и суров ритм картины. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. (А. Родченко.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. С. 26). Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932).
За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937). Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945).
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). В кафе, Париж. Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов (Бег, 1932-33, Русский музей). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
В 1945–1952 преподавал в московском институте прикладного и декоративного искусства (в 1945–1948 занимал также пост ректора Института), в 1953–1957 — в Московском архитектурном институте. Кажется, все предельно просто. М., 1992. Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников и я счастлив этим», – говорит Дейнека. Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны.
Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. С. 48). Цюрих 1933.
носивший название Безбожник у станка (т. к. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Дейнека родился в Курске. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи.
Некоторое время работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнаробраза. И здесь это удалось ему в полной мере. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Участник 7-й выставки группы «LAraigne» («Паук». Художественное пространство полотен предельно насыщается, при этом силуэты фигур всегда изображаются резкими, четкими линиями, доминируют чистые тона.
В это же время познакомился с В. В. Маяковским. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
ной теплотой. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Набережная Сены, Париж.
В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика.
За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Именно от негоАлександр Дейнека воспринял умение работать с линией и использовать цветовые контрасты. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию.
Входил в объединение «Октябрь» (1928 – 30). Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
После войны избран действительным членом Академии художеств СССР. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Вот один из таких листов: «Вечер. Берлин 1931. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
«Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие. Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932). Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-. Как и в листах с рисунками, края в его ранних полотнах остаются незаполненными, что вызывает ассоциацию с росписью стены.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Большое значение в творческом становлении и в формировании мироощущения художника имели годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник. Я догадался написать то, что многих волновало интересовало.
Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Все эти качества генетически связаны соткрытиями авангарда. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция Новокузнецкая с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941 – 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941 – 1946). Картина «Окраина Москвы.
Учился в Харьковском художественном училище. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). Дискоболка» (1933), «Художественная выставка 15 лет РККА» (1933), «Здоровый дух требует здорового тела» (1939).
Художник и сам говорил: «. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Здесь художник применил интересный композиционный прием.
И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. 1924), эффект негатива («Девочка уокна. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932 году, с этого времени изобразительный язык художника меняется. Дома тревожно притихли.
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Вице-президент Академии художеств СССР (1962 – 66). Много общего между ними и в решении пространства. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». В. И. Сурикова, где возглавил мастерскую монументальной живописи. Возьмите хотя бы пейзажный фон в "Трактористе".
Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932). В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Лаконичность художественного языка в этой картине не имеет ничего общего с аскетичностью формы. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея).
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни. Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче. М., 1974.
Москва) имногих других., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Дейнека — крупнейший мастер советского искусства.
Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Работал фотографом вугрозыске, художником вкурских «Окнах РОСТА» изготовлял знамёна, декорировал здания креволюционным праздникам, оформлял спектакли иагитпоезда, «насаждал на курских ухабах яркий кубизм» (А. Дейнека. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Так, в картине Левый марш Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат идущих к Зимнему по Дворцовому мосту. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике.
Ноябрь 1941 года (1941). Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора".
Художник и сам говорил: «. «Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Однако секрет был прост: он никогда не расставался с карандашом и блокнотом, делая постоянные зарисовки.
В 1924 в составе «группы трех» (А. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928 – 30). Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925 – 27.
Они выглядели ярко и даже казались рельефными. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. В моем творчестве была удача. Монахи в красном», написанной во время путешествия.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. 1932 «На балконе», «Колхозница на велосипеде». Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза.
«В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано).
Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг.
Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского.
Монахи в красном», написанной во время путешествия. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью". В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и другие. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос.
Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Венеция), Художественно-кустарной СССР (1929. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.
В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Он посещает Америку, Францию, Италию. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку.
Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. 1931). Формотворческий потенциал живописи казался исчерпанным иеё роль перешла квидам искусства, более тесно связанным сзапросами общества (театр, кинематограф, плакат, фотография, архитектура, дизайн), ключевые позиции вкоторых заняли конструктивисты. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
Программа по композиции // А. Н. Лаврентьев. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. «Весь путь ОСТ –. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов).
Ноябрь.