Детские игры — Питер Брейгель СтаршийПроголосуйте Мы на facebook Сайт посвященный изобразительному искусству и живописи. Картина Питера Брейгеля старшего Детские игры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «детские игры» или «Игры детей» (нидерл. Kinderspelen)— картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего изображающая более 200 детей играющих в разнообразные игры.
Ведет эту пару маленький шут в пестрых одеждах. В стороне зеленеет берег с рекой, которая несётся куда-то вдаль. Этой же цели может служить бревно, на котором упражняются мальчики. «Игры детей» является своеобразной энциклопедией детских игр: в картине представлено более сотни детских шалостей и забав.
Внимательно посмотрите: процессию под условным названием «свадебная процессия», опекает женщина, направляющая детей. Человеческая масса становится наглядным выражением природной стихии». Горящая лампа часто связывалась с разумом, освещающим путь человека. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Крестьянин достал из корзины хлеб и режет его на большие куски.
Здесь, пожалуй, несколько вольнее дышится, чем в целом каменном организме города из «Битвы Масленицы и Поста» или в несколько фантастических обстоятельствах места действия «Фламандских пословиц».
Но не будем торопиться. Вот таким образом в некоторых альбомах «Игры де- тей» имеют пометку «Из так называемых лубочных картин». Другой, запрокинув голову, пьет из большого кувшина. Весна» — одинакового формата и, вероятно, выполнены для одного заказчика.
Здесь соединены характерные нидерландские постройки с постройками фантастическими. Многие из них на сегодняшний день остаются такими же актуальными, как и 500 лет назад. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. Художник изобразил полдень. Характерен метод Брейгеля — он не навязывает зрителю своих выводов. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Рядом с мужчиной – женщина с фонарем.
«Картина «Детские игры» кажется очень простой. Облака скрывают ее вершину. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты.
Может быть, в образе монаха Брейгель показал лицемера, его показную набожность. Многие искусствоведы ставят в один ряд «Игры детей», «Фламандские пословицы» и «Битва Поста и Масленицы», связывая иногда их только по очередности создания, а иногда стремясь подчеркнуть их композиционную и идейную схожесть. Расписание уроков. Целый город оказывается целиком наводнен этими маленькими фигурками. Для растущего человека важно всё: и мыльные пузыри и крик в пустую бочку и кирпич на верёвочке, ставший в воображении ребенка верным другом-собакой и кусок хлеба или булочки, съеденных на улице (ведь это гораздо вкуснее чем в помещении и за столом). Речка, в которой они купаются, течет от зрителя и крутит мельничное колесо.
По крайней мере, на втором этаже можно сидеть. «Возвращение стад. В этой картине, по сравнению с предыдущими, произошла важная перемена. 1559Удалось идентифицировать более сотнипословиц и идиоматических выражений (см. Игры – это и развлечение и учеба.
Но это особая жестокость. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название— «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп». Она воспитывает дисциплину, внимательность и, конечно, умение терпеть невзгоды и боль. Брейгель — яркий, своеобразный художник.
Иногда поводом для таких размышлений могут стать даже бытовые до умилительности мотивы, как это и происходит в «Играх детей». Мы не видим лица ребенка, который восторженно смотрит и тянет руки к вертушке. Отдельные игры (обычно сюжетно-ролевые) несут ярко выраженный иносказательный смысл.
За спиной у одного из них – убитая лиса. Впрочем, здесь и ключ к пониманию картины, я думаю. Выводы: Исходя из полученных данных, мы можем предложить следующую гипотезу: картина Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» отражает время, т. е. Нидерландские пословицы.
Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура. Для крестьянина его пашня, для пастуха его стадо, для рыболова его удочка куда важнее, чем чьи-то полеты и падения. Так выглядит двухэтажный серо-коричневый дом. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.
«В 1560 г. Брейгелем написана работа под названием «Игры детей». Картина Брейгеля – осуждение гордыни и высокомения. Утверждения некоторых исследователей о каком-либо фантастическом городе детей без взрослых не подтверждаются при внимательном изучении картины. Поскольку католицизм имел статус государственной религии, еретики представляли также и политическую угрозу. Перед Марией – трое волхвов.
«Об этой картине высказывалось много различных суждений. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
В этой картине действие также происходит в городе. Большая часть игр носит реалистический, практический характер с ярко выраженной физической составляющей игры интеллектуально-развивающего характера составляют незначительную часть. А игры с «всадниками», взятием «пленных» и «выкупа» – об обычаях рыцарства. Фантазия художника создает новую убедительную реальность.
И кажется, что нет на свете игры, которую не показал бы здесь художник. И почему Брейгель сделал кошелек красным и придал ему форму сердца. Снег недавно выпал: ноги охотников проваливаются и оставляют в снегу глубокие следы. Разные цифры приводятся и относительно количества изображённых Брейгелем игр: 836, 8610, более 9011. Стройка еще не закончена, но близка к завершению.
Более тридцати из приблизительно сорока пяти картин Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Годы творческой зрелости Брейгеля (1562— 1569) протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. Но строительству не видно конца, все выше возводятся стены. (Он не был бы Брейгелем, если бы просто каталогизировал занятия малышей).
Осень», «Охотники на снегу. Искусство». Подвижные игры, вовлекающие в энергичное действие ребят занимают второе место (представлено 15 игр), сюжетно-ролевые игры представлены всего 3-мя случаями. Сословные различия и обычаи феодализма проникали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. Все картины цикла — «Возвращение стад. Кто имеет дело непосредственно с детьми (или своих детей), знает: при всей любви к своим или любым детям детские пороки ощущаешь как самые безнадежные, отвратительные., - так как они НИЧЕМ НЕ МОТИВИРОВАНЫ и оттого кажется, что они являются выражением самой изначальной природы человека.
Под картиной подпись: Так как мир так обманчив, я ношу траур. Вот-вот взлетит вверх средневековый вертолетик. Человечек помещен в прозрачный шар, увенчанный крестом. Брейгель изображает город без взрослых, город еще неабсолютного сознания, город, в котором занимаются пустяками несовершенные, «незавершенные», несостоявшиеся (многие из которых, может быть и не состоятся) люди. Невыросшие взрослые — вот и все. Продолжается строительство.
Брейгель изображает городскую окраину. Ни один ребёнок не улыбается их веселье выглядит серьёзным, сосредоточенным14. Но нельзя утверждать, что атмосфера гнетущая. с. 36-37), описывающих поведение людей в мире, где все «вверх тормашками». На стороне Масленицы Брейгель поместил две удаляющиеся фигуры. Слева от зрителя – кирпичный дом непонятного назначения.
Большинство ест из глиняных мисок простоквашу. Играющие дети везде – в домах, в реке, на площади, на улице Их возраст не одинаков, есть постарше (они покрупнее) и помладше, приблизительно от 7-8 до 12-13 лет. Безумному гордецу противопоставлена фигура пахаря. Источники по изобразительному искусству показали насколько. Кирпичи, песок, неошкуренное бревно, брус – знаки стройки (можно приблизительно определить ширину дома: брус, на котором играют в «железный зад» имеет длину около 5 метров).
Вот таким образом детей одевают по-взрослому. Охотники не пропадают, не растворяются в огромном пейзаже. Целый город оказывается целиком наводнен этими маленькими фигурками. Фигуры носителей пороков не выделены из общей панорамы деревенской жизни. Если прольешь кашу, то ложкой в чан ее уже не собрать а попытка раскрыть рот шире, чем печная дверца, означает явную переоценкусвоих способностей. В эпоху Брейгеля существовало иное отношение к мифу об Икаре. На деревьях – свежая зелень.
Поле зрения художника заметно сузилось. В живописном цикле «Месяцы» (1565) символом сменяющихся друг за другом времен года становится труд крестьян. Вдоль улицы – дома. Один человек заставляет глобус крутиться на своем большом пальце (плясать под его дудку), а другой никак не дотянется от одной булки до другой — то есть с деньгами у него туго. Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекла моё внимание, когда я знакомилась с содержанием «Новой школьной энциклопедии. 3. Но однажды афинский герой Тесей убил чудовище, а Дедал помог Тесею бежать.
Зима», «Сенокос», «Жатва. Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах. Искусство».
Картина заполнена маленькими фигурками людей, похожими на кукол-марионеток. В картине «Охотники на снегу» или «Декабрь» (Вена, Художественно-исторический музей) метко схвачены главные черты зимнего снежного пейзажа с прозрачным морозным воздухом, зеленовато-сероватым небом, с тонким орнаментом хрупких ветвей деревьев и кустарников, с далеким пространством заснеженных полей и гор и теплом, веющим от жилища людей.
Зима» и «Сенокос»— одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Солнце печет и люди сгрудились, сидят близко друг к другу, чтобы попасть в тень дерева. Но при всем впечатлении жизненности, которое производит вид города и окружающего пейзажа, это один из самых фантастических городов, которые когда-либо изображались в мировом искусстве.
И художник это понимает. Не следует ли нам вспомнить пословицу: Где деньги, там и сердце. Горожане тоже одевали своих детей в платья, сшитые по взрослой моде.
5. Калейдоскопичность ранних картин исчезает. Нет улыбок.
Они сидят на туго связанных снопах. В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки-матери». В этой картине представлено более сотни детских игр, забав, занятий и, оказывается, что очень многие из них чрезвычайно устойчивы, – они существовали во времена Брейгеля и задолго до Брейгеля, существуют и сейчас: тут ходят на ходулях, гоняют обруч, делают бумажные мельницы, волчки, стреляют друг в друга из лука, девочки играют в «дочки- матери». Картину Слепые Брейгель написал незадолго до смерти. За ним – два дерева на берегу, плотина и водяная мельница (ее крышу, стены и колесо видно слева).
Но среди этих людей нет ни одного взрослого. Весна». И девочке смешно от того, что она видит. Она закутана в голубой плащ и ее лица почти не видно. Каждый год подвластные Миносу Афины должны были приносить в жертву Минотавру прекрасных юношей и девушек.
Заразительно смеются дети, сидящие у забора и мешающие пробегающему товарищу. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Мы чувствуем, что здесь жарко еще и потому, что стоящий в колосьях кувшин накрыли тарелкой, чтобы содержимое не слишком нагревалось. Но город вдруг резко обрывается и улица выводит нас прямо к реке.
Выростут — развернуться в полную силу. Сюжеты реальной жизни сатирического содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. На спине у мужчины – что-то напоминающее мешок.
А эта лампа погасла. В конце улицы – силуэт церкви. Но в какой именно день происходит действие. Опираясь на визуальную практику, Брейгель воспроизводит все очень точно. В картине «Игры детей» художник выступает скорее в роли этнографа историка детского творчества, а не сурового моралиста, бичующего людские пороки и осуждающего суетную взрослую жизнь: «В полной бурного движения картине Игры детей Брейгель стремится передать жизнь в ее вечном становлении.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода сходство этого персонажа с Альбой намекает на сравнение короля Филиппа II с Иродом. Так начинает свой искусствоведческий анализ картины Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» знаток фламандской живописи Сергей Львович Львов. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Это не могли быть мальчики (они родились после окончания картины), значит, это – его дочь Мари, год рождения которой неизвестен. Это не так.
Поступок Дедала вызвал гнев Миноса. И эта традиция существовала не только при дворе. В 1564 году написана картина«Поклонение волхвов», а в 1565 году — цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена. Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.
Ветки вербы в руках одного из персонажей указывают на вербное воскресенье. Брейгель изображает город без взрослых, город еще неабсолютного сознания, город, в котором занимаются пустяками несовершенные, «незавершенные», несостоявшиеся (многие из которых, может быть и не состоятся) люди. Лето» и «Сумрачный день. Были популярны игры развлекательного свойства можно отнести народные игры. Знакомство с историческими источниками помогло раскрыть для нас то неоднозначное время, когда мыслящему художнику нужно было искать особый язык для выражения своих мыслей и чувств. настических упражнений.
Прямо перед зрителем – здание из каменных блоков с портиком, обращенным к реке. Даже содержание народных игр и их физическое воздействие трактуются неоднозначно. В конце февраля или в начале марта длилась веселая масленица, а затем наступал пост. Множество строителей – каменщиков, плотников – трудится на строительстве башни.
Брейгель своей картиной как бы призывает обратить внимание на эту городскую окраину, которая на самом деле и является главным центром не только города, но и страны и, даже мира, так как всё будущее сосредоточено в этих детях. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. Французская исследовательница Мари Сегарра делит их на шесть основных групп: игры-имитации, в которых дети копируют действия и ритуалы взрослых подвижные и силовые ситуационные игры со звучащими предметами скатологические индивидуальные (в том числе творческие)10. Очень мало развивающих игр (2), но как ярко виден результат этой игры.
Представления о ребенке во времена Брейгеля, да и позже, довольно специфичны. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император – король – епископ – дворянин – горожанин – крестьянин – гусляр – нищий». Художник выбирает высокую точку зрения, дальний план завершает цепью гор.
Брейгель тонко чувствует поэзию сельской природы, подмечает ее изменчивый облик, ее атмосферные состояния, эмоциональные и колористические тона, соответствующие различным временам года: бурное проявление ее жизни в месяцы пробуждения («Сумрачный день», Вена, Художественно-исторический музей), напряженный ритм летнего дня («Жатва», Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Тогда бытовало специфическое отношение к ребенку как к «незавершенному», неабсолютному человеку. И если смотреть на «Игры детей» Брейгеля с такой точки зрения, то окажется, что мастер создает картину не столько фантастическую, сколько странную, настораживающую, даже зловещую. Филипп II, король испанский, был ярым католиком. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Для кальвинистов почитание материальных образов было идолопоклонством.
Лето» и «Сумрачный день. Считали, например, что она должна была открывать собой серию «Возрастов человека», скажем, «Детство или возраст игр», «Юность или возраст любви» и т. д. Этим объясняли то обстоятельство, что на картине нет взрослых — они должны были появиться на следующих работах цикла. Отвлеченные понятия — скупость, себялюбие, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие, грубость — воплощаются в образах живых людей их поступках («Пословицы», 1559, Берлин — Далем, Картинная галерея Государственного музея). Почему монах, покидая обманчивый мир, уносит с собой кошелек.
Жестоки ли эти игры. Об одной из последних работ Брейгеля — «Сорока на виселице» (1568, Музей земли Гессен) — ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Скупое солнце едва пробивается из-за туч. Обычная жизнь течет как всегда.
Похоже, что здесь – место для «парковки» лошадей, коновязь. Высокие зарешеченные окна первого этажа (верхняя часть окон похожа на витраж), окна со стрельчатыми сводами на втором этаже, крыльцо под козырьком, несколько ступенек, на которых сидят дети. Основываясь на своих наблюдениях, мы приходим к следующим выводам. Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. Подготовка файла репродукции к печати, ретушь (при необходимости)Печать изображения на широкоформатном плоттере с использованием только оригинальных расходных материаловСоздание подрамника из натурального дерево (высушенная сосна)Натяжка холста на подрамникПокрытие холста лаком для защиты от внешних воздействий (УФ, влага)Производство индивидуальной багетной рамы (если выбран багет)Монтаж картины в багетную раму с изолированием щелейМонтаж крепленияУпаковка репродукции для перевозкиВ стоимость не входит доставка репродукции до клиента. Очевидно, что такую «энциклопедию игр» невозможно написать в один присест, так же как и заставить позировать детей.
За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушащего прохожего. И если смотреть на «Игры детей» Брейгеля с такой точки зрения, то окажется, что мастер создает картину не столько фантастическую, сколько странную, настораживающую, даже зловещую. Представления о ребенке во времена Брейгеля, да и позже, довольно специфичны. 4. Кстати, вот таким образом картина иногда фигурирует именно под этим названием: Мир вверх тормашками. Но сама поза предполагает это.
В Поклонении волхвов в снегопаде Брейгель предугадал путь, по которому будет развиваться пейзажная живопись Голландии следующего, XVII столетия. Вот таким образом дети не обижаются или обижаются ненадолго, когда им выпадает участь побежденных. Дети есть и внутри.
И в то же время слева вверху остается выход к реке, берег излучина воды, островок. Площадь на городской окраине, речка (слева на горизонте зеленый фон – или поля или река Шельда, на которой стоит Антверпен), уходящая вдаль улица. Охотники несут острые пики и ягдташи.
Среди игр изображенных Брейгелем, больше всего игр индивидуальной направленности (35), что говорит о сосредоточенности ребенка на собственном результате. Картина фламандского художника XVI века Питера Брейгеля Старшего «Игры детей» (иногда название переводится как «Детские игры» или «Детские забавы») привлекает внимание, когда знакомишься с содержанием «Новой школьной энциклопедии. Вот таким образом детей одевают по-взрослому. Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания пошлины на мосту, границе владения и т. п.
На первом плане группа крестьян расположилась со своей скромной трапезой. Осень», «Охотники на снегу. Да, детские игры несут в себе жестокость. Яркие, красочные пятна их одежд создают впечатление мелькания, быстрого движения. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой.
Вот это и есть символы тех сил (светской и религиозной), которые и будут впоследствии ограничивать свободу и контролировать поведение будущих взрослых, а пока дети серьезно, так как большая часть игр носит не развлекательный, а соревновательный характер играют и полностью отдаются своим занятиям. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Прохладно, но смельчаки уже залезли в воду, один из них плавает с надутым бычьим пузырем. Обращает на себя внимание тот факт, что в персонажах Брейгеля очень мало детского: они изображены скорее как маленькие взрослые. Питер Брейгель Старший «Детские игры» (1560) Дерево, масло.
Но то, что казалось им борьбой за истинную веру, Филипп II назвал бунтом, для подавления которого король избрал Альбу, печально знаменитого своей безжалостностью. Икар упал в море и погиб. Первый и самый значительный художник этой фамилии – Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый художник и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. Если это так, то среди множества детей есть кто-то из его детей. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев.
Мы знаем, что этот шар обозначает мир. «Я скорее пожертвую ста тысячью жизнями, чем перестану преследовать еретиков». И дети играют не од- ни, а под присмотром взрослых. Где же Икар и при чем здесь его падение. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.
А вот девочка, удивленно и восхищенно глядящая на мальчика на высоких ходулях. Ведь не случайно поговорка Он слишком высоко взлетел звучит осуждающе. Казалось бы, смысл картины ясен. Среди почти сотни игр изображенных Брейгелем в «Играх детей», нет даже намека на эту игру, хотя эта игра присутствует во многих его картинах.
В стенку крыльца вделаны кольца. Удивительно, но художнику удалось разобрать каждую деталь, группу или фигуру на полотне. Маленький человек познает мир. Все игры изображённые на картине, действительно существовали во времена Брейгеля12.
Труд его вечен, так как неразрывно связан с природой. В год иконоборчества Брейгель написал Проповедь Иоанна Крестителя (1566), провозгласившего, согласно Библии, явление Мессии. Но и противники тоже не вызывают симпатии художника. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу.
В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Площадь просматривается как бы сверху, скорее всего, с высоты второго этажа. В таком случае мир по заслугам мстит лицемеру и мизантропу – За один обман – полтора. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. К сожалению, уже многие игры средневековья и эпохи Возрождения утрачены.
Именно они несут некоторую иносказательность, ярче напоминают жизнь взрослых. Это игра в карты. Не подтверждается и мнение о жестоком характере изображенных детских игр. Нет, дети не одни, хотя никто не ограничивает их свободу.
И эта традиция существовала не только при дворе.
В игре очень быстро меняются роли и результат. Тогда бытовало специфическое отношение к ребенку как к «незавершенному», неабсолютному человеку. Перед нами часть города, площадь с разнородными строениями.
Скорее всего, Брейгель наблюдал за детьми и одновременно – за строительством своего дома (дом за зрителем, за рамками картины). Две другие— «Жатва. Детишки ходят на ходулях играют в салочки, гоняют обруч. Лица детей лишены индивидуальных особенностей и кажутся примитивными и туповатыми12.
Перед нами городские дома и уходящая вдаль длинная прямая улица. Горожане тоже одевали своих детей в платья, сшитые по взрослой моде. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.
и в структуре и в йзображенных играх содержится аллегория (для картин XVI века это было необходимым условием), но ее смысловая значимость ниже, чем в таких картинах Брейгеля, как «Падение Икара», «Фламандские пословицы» и т. д. Действительно, так же, как это было проделано с «Фламандскими пословицами», здесь разобран каждый мотив, каждая деталь, группа или фигура.
Огромная башня занимает большую часть площади картины. Этот каталог игр перекликается со знаменитыми каталогами Рабле из «Гаргантюа и Пантагрюэля», где он тоже перечисляет сотни и сотни игр, в которые играют его малолетние герои. На стене – нечто вроде таблицы. Как и у вап Эйка, у Брейгеля жизнь природы выступает в многообразии проявлений. Победители в играх завоевывали авторитет и признание.
Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Может быть, это школа. Его фигурка – выражениенасмешки художника над пустыми и бесплодными религиозными спорами.
Кратко опишем основные особенности манеры и стиля каждого из них. 2. Может быть, это Антверпенский собор.