«перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: "Деревенские похороны".
Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно.
Идея грустного, никем не сопровождаемого и никому не нужного «последнего пути» осталась в памяти Перова он развивает ее, приехав на родину, в рисунке «Проводы покойника» (1865, ГТГ), где «изображает стариков, провожающих в последний путь своего кормильца» (старик сидит прямо на гробе, за санями идет старуха, рядом – собака) и где предсказываются важнейшие элементы будущей композиции. Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли. Художник, график.
«Страшно жить в том обществе, где подобные жизни совершаются сплошь и рядом. » – этими словами заканчивается один из романов Н. Помяловского. К несчастью, Перов не удержался на такой высоте. Эти похороны еще безотраднее, еще печальнее «Похорон» у Некрасова там впереди гроба «убитая, скорбная пара, шли мать и отец впереди» и «за Дарьей – соседей, соседок плелась негустая толпа». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.
«Перед нами сани с женщиной и детьми, – говорил над могилой Перова Д. Григорович. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест. Преподавателями Перова в училище были также М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкий, Н. А. Рамазанов оканчивал училище Василий Перов под руководством С. К. Зарянко. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.
Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. «Странник» и «Фомушка-сыч» – это были тоже портреты, да только еще более – этюды с характернейших народных русских типов. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи.
У него натура была одной породы с Гоголем, у него были тоже две главные ноты: юмор и трагедия. в Государственную думу (апрель 1906 г. ): Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны. Приговор крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губ. Там в картинах – приятная, милая элегия у него – грозная, суровая трагедия. Спустя еще два года, употребленные на поездки туда, где ему было нужно и хорошо, по России, после множества этюдов с натуры и нескольких мелких картинок на сюжеты незначительные («Дворник», «Гитарист-бобыль», «Мальчик-мастеровой») Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин – «Деревенские похороны». Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Вдокументах ончислился как Васильев— пофамилии крестного. Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном губернского прокурора барона Георгия (Григория) Карловича Криденера и уроженки Тобольска А. И. Ивановой.
Критика оценивала живописные особенности полотна. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле.
В основе этой «веры» – глубочайшее художническое знание жизни и врожденный (научиться этому вряд ли возможно) дар перевоплощения в изображаемое. Думаю, в этом сюжете Василий Григорьевич Перов выразил своё отношение к социальным переменам в пореформенной России. И все русские писатели-демократы печалились, по словам Г. Успенского, о «не своем горе», показывали невыносимость, бесчеловечность жизни российского общества, вершили над ним социальный и нравственный суд, разделяя революционно-просветительскую мысль Чернышевского: «Отстраните пагубные обстоятельства и быстро просветлеет ум человека и облагородится его характер». В «Сельском крестном ходе» ирония, сарказм приглушали, хотя и не подавляли, другие более тонкие и универсальные чувства.
Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время. Но Перов среди всего этого не покидал собственных созданий. Перов успел создать, после этой аллегории, целый ряд превосходнейших своих картин. Художник Василий Худяков писал: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.
Картина была написана. С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось.
Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему смотрит и оценивает приезжую. У входа в кабак Расставание понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Во всяком случае все это ничуть не исторично.
В лжебытовых картинах, какова, например, «Причащение умирающей» Венецианова, в лжеисторических, какова, например, «Осада Пскова» Брюллова или в каких угодно других – везде русские попы и монахи представлены были только чистыми, светлыми голубицами, помышляющими только о небесном. Однако художника мнение критиков несмущало ив1862 году оннаписал следующее социальное полотно «Чаепитие вМытищах». Вдоль стены, по улице вверх трое детей везут на салазках огромную обледенелую бочку с водой. Его «Учитель рисования» (1867) – это сущая элегия бедной, невзрачной жизни: старик, промышляющий преподаванием рисования носов и ушей, сидит грустный и печальный, вертя пальцами рейсфедер он должен ждать, пока мальчишки и девчонки, его ученики, соблаговолят прийти в класс. Это все праздные часовщики-аматеры из «Грозы» Островского. В русской живописи сходная тема – в иной среде иной ситуации – с большой элегической силой выявлена во «Вдовушке» П. Федотов Федотов Павел Андреевич Великий русский художник, родоначальник критического реализма.
Увидев картину Перова, представители Синода выразили протест. Важно было и выйти на тему, позволявшую воплотить «дар и знание», выразить суровую и нежную любовь к народу, крестьянину, бедняку. Перов тяготился заграничной жизнью истрастно желал вернуться домой.
человек (что составляло почти половину населения России) было произведено зерна, за вычетом посевного материала, ровно по 15 пудов на человека, что составляло официальный физиологический минимум. Ее в упор рассматривают купеческая семья. Правда, вскоре его заставили полотно снять. Чтобы сжалось сердце, оно – мы – должно поверить художнику. Живопись этого художника – это жизнь и быт обычных крестьян, купцов. Неужели нельзя организовать дело поудачнее.
Родился 22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Превосходны «Похороны» у Кнауса и у Вотье, но тем и другим далеко до «Похорон» Перова. Жить было тяжело. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах.
Мальчик сидел спокойно Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая оказалась при ближайшем рассмотрении гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только единственный сын Васенька, единственная ее радость. Авторы стремились показать жизнь без прикрас, натуралистично. Но именно к ней-то и обратился вдруг Перов, не имея к тому никакого настоящего дарования по-видимому, он намерен был заниматься впредь только одними историческими сюжетами и потому можно сомневаться, чтобы Перов, если бы еще прожил, был в состоянии создать что-нибудь опять крупное и приближающееся к значительным произведениям его молодых и средних лет. Перов писал в те годы, когда творческая интеллигенция была озабочена судьбой крестьянства. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВасилий Перов Годы жизни: 02 января 1833 — 29 мая 1882Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВасилия Перова один изего учеников называл «подлинным певцом скорби». отыскивает гениально верное решение: «Ни звука.
Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. Свое образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. Собирались и издавались песни, поговорки, сказки. Александра Островского Василий Перов изобразил внепринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева— задумчивым ипогруженным всобственные мысли. Все запасы проедены.
Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего. Вот выписка из одного интересного дела:О расстройстве из дворян казаком Матвеем Кузнецовым крестьян поселка Кузнецовского Первого Донского округа, 1867л. 1Господину Войсковому наказному Атаману Войска ДонскогоВследствие отношения вашего превосходительства от 24 февраля настоящего года за 2448 имею честь представить рапорт ко мне Мартыновского Волостного правления за 550м и объявление крестьян поселка Кузнецовского на Сал, на благоусмотрение Вашего Превосходительства. При этом имею честь доложить, что из дворян казак Семикаракорской станицы Матвей Кузнецов, упоминаемый в рапорте Мартыновского волостного правления известен мне лично как человек не трезвого поведения и вредный в среде крестьян того поселка тем, что не будучи знаком с правами и обязанностями крестьян, составляет им не дозволительные просьбы и этим вводит их заблуждение относительно законности распоряжения лиц поставленных над ним. Не смотря на приказание моего предместника есаула Харитонова и моих, крестьяне того поселка неисполняют законных распоряжений волостного старшины и уклоняются от участия в найме писаря Несмияновского сельского общества, к которому они принадлежат, а нанимают для себя отдельно от прочих крестьян своего общества писарем помянутого казака Кузнецова без всякой надобности и тот им пишет бумаги, подобные представленному объявлению, которое писано его рукой и под- (конец листа, продолжения нет)Для ЛЛ – некий казак-дворянин, едва научившись писать, стал принимать от крестьян заказы на написание всяческих бредовых обращений. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Первая картина, созданная им после возвращения, – «Проводы покойника (Похороны крестьянина)» (1865) – сразу же определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения, формирующегося идейного реализма.
Зимой, когда мороз особенно лютовал, молодой человек оставался дома – не в чем было идти. Некоторые причты (на начало 20 века — приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Но это было еще только первое накопившееся облачко, первый звонок издали.
И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Сюжет может быть лучше понят, если иметь ввиду дату написания картины, 1865 год. Неоднозначно оно было встречено и современниками. На темном фоне рельефно выделяется бледное лицо Достоевского. Но в продолжение второго периода своей художественной деятельности Перов идет все по-прежнему в гору по свободе и силе представления и даже по силе колорита (до тех пор у него мутного и серого).
История не дается сплошь всякому, кто только вздумает за нее приняться. Инезря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников.
Первой неудачей его была картина «Христос и Богоматерь у житейского моря» (1867), сюжет которой представился ему во сне. Дата рождения точно неизвестна: 21-23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834) года. Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями». В восхищенном вопросе-утверждении Григоровича – «как сделал художник, мы не знаем» – точно выражено одно из главных чувств, возникающих перед картиной, – магическая необъяснимость ее простоты, когда все, кажется, увидено в жизни, «списано» с натуры, как это делали и делают тысячи других живописцев. То есть никакой товарной продукции село этой части России в среднем не производило.
Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Через некоторое время полотно сняли свыставки идаже запретили демонстрировать вРоссии.
Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин – «Деревенские похороны». Гоголь с Островским, должно быть, тоже наивные юмористы и изобразители простых сцен были. И мы верим: и в эту тощую с выступающими ребрами лошадку и в этих ребятишек, одетых холодно, не по погоде (в «Катаньи на салазках» К. Маковского хорошо видно, как зимой укутывали «благополучных детей», а мальчик Перова и вовсе не имеет «зимнего» и ежится в не по росту большой, с отцовского плеча одежде, сползающей на глаза шапке) их застывшим, онемевшим лицам верим, а милой, хорошенькой и тоже очень правдиво одетой девочке в «Селедочнице» К. Маковского – нет. Одним изсамых известных портретов стало полотно сФедором Достоевским. Он мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях, он был полон негодования на то, что видел, его волновали до корней души целые толпы русских типов и личностей, постоянно везде стоявшие около него, его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят не замечая. Душа умирает», тишина, мучительное бесконечное молчание.
Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало). Произведения Перова носят остросатирический обличительный характер. В «Пугачеве» фигура самого Пугачева всего менее удалась и только некоторые второстепенные фигуры, например: священник с косичками и в лаптях, в холстинной ризе испуганный и раболепный, один из ватаги Пугачева с топором в руке и кое-кто из помещиков и помещиц выдаются по натуре, по типу все остальное слабо и неудачно. У подростка не сложились отношения с однокашниками – после очередного обидного прозвища Перов запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей.
Скотина стоит голодная и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Запокупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, аПерову— ссылкой вСоловецкий монастырь. После Пушкина и его гениальной «Сцены в корчме», после Гоголя и его столько же гениальных сцен с дьячками, попами и монахами мудрено было новым художникам купаться все только в прежней лжи и притворстве.
В «Проводах» Перов Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Мастер жанровой картины. Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей работать гувернанткой. В1870-е годы остросоциальных работ уВасилия Перова стало меньше.
Ответа не будет. В это время он продолжал самостоятельные занятия рисованием. Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Советский искусствовед А. А. Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2 (по другим данным – 4) января 1834 года.
Академия художеств получила предписание снять полотно с экспозиции. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер.
Однако кисти Перова принадлежат нетолько социальные работы, ноцелая портретная галерея икартины наисторические сюжеты. После окончания училища в 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», композиция которой была построена на противопоставлении (контрастном сопоставлении) тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца инвалида войны, с мальчиком-поводырем. Зачем религиозную процессию превратили в позорище. Она была понятна ребенку и взрослому, богатому и бедному, образованному и неграмотному. Перов прошел мимо и вместо всего этого начал своими картинами проповедь нового искусства.
Например, Павел Третьяков выкупил ее сразу же и выставил у себя. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены. Вэтот период онписал полотна сосценками изжизни русской провинции— «Птицелов», «Охотники напривале», «Ботаник»— ипортреты. В Гражданскую войну церковь так же выступило против большей части народа. Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.
Однако жить было не на что и негде молодой художник из-за нужды хотел даже оставить учёбу, но в трудную минуту ему оказал помощь его училищный учитель, Е. Я. Васильев— «строгий даже немного рутинный классик», который поселил Перова у себя и отечески заботился о нём. После долгих уговоров она согласилась. Семейные несчастья (потеря жены) и разные невзгоды жизни поворотили Перова в другую сторону и лишили талант его прежней силы и оригинальности. Художник был поражен, насколько мальчик подходил по своему типу для его картины.
Перов явился в 1858 году прямым наследником и продолжателем Федотова, когда выставил свою картину «Приезд станового на следствие». Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В. В. И все-таки, пытаясь сформулировать главное завоевание автора «Проводов покойника», приходишь к выводу, что именно он и именно здесь создает первую в самом прямом смысле народную, социальную картину, говорящую на языке народа, проникнутую заботой о его судьбе, защищающую его интересы. (Лк.
Рассматривают гувернантку и любопытные слуги, но отношение к ней уже другое, не хозяйское. Что за ужасная была жизнь, пока все четверо в этой семье были живы. На первый раз все зловредное пронеслось мимо, не оставив, по-видимому, никакого следа. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. «Пластуны в засаде» – картина, принадлежащая к 1875 году, была уже вполне неудачна и по выбору сюжета.
Настроение Перова было глубоко серьезное. Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность из живой действительности», «видя в этом одну грязь». Одиноко стоит в центре комнаты сама молодая девушка. Когда А. Пиночет путем кровавого переворота пришел к власти, чилийской столицы Сантьяго (вдумайтесь только) отлучил диктатора от церкви. Втомже году Перов написал еще одну картину сосхожим сюжетом— «Сельский крестный ход наПасхе».
Все остальное в картине было неудачно иногда даже вполне казенно и ординарно, например фигуры: царевны Софьи, православного духовенства иностранцев и даже большинства раскольников. «Сельский крестный ход», «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Монастырская трапеза» (1866) вдруг нарисовали целый новый мир, тоже раньше никем не тронутый, с той стороны, которая была именно самая характерная. Обладая уникальным чувством звуковой режиссуры (как мастерски в «Крестном ходе» создавалась полифония протяжного хорового пения, бытовых «шумов» и весенних природных «тонов». ), Перов Перов Василий Григорьевич Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Но тут интересно ещё кое-что. За свою жизнь художник Перов получил немало медалей и наград, как серебряных, так и золотых.
Эти произведения наряду с картинами, показывающими горе матерей, теряющих детей и семей, потерявших кормильца, вошли в классику русской живописи, а созданные Перовым образы остаются узнаваемыми и через полтора столетия. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Картина, о которой задаётся вопрос, называется "Дворник отдаёт квартиру барыне". Ссутулившись иобхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит вугол комнаты.
За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ по заказу П. М. Третьякова написал «Портрет писателя А. Ф. Писемского». Особенно трогательными получились картины, на которых изображены бедные дети. Крестьяне тоже не рады. Именно она — главный нерв художественного образа картины, в которой нет ропота, бурного, страстного движения чувств, но только тихое смирение. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств) и подобные события происходили около 150 раз в году. «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале», «Ботаник», «Голубятник» – во всех этих задачах нет ничего ни великого, ни значительного, ничего драматического, ни захватывающего воображение. Остальных добил товарищ Сталин.
Какое еще раз «темное царство» на разных ступенях русской общественной лестницы, какая коллекция людей, мертвых и бездушных ко всему в течение десятков лет жизни и зрячих только на какие-то пустяки и глупости. Перов сделался мрачен, подозрителен и недоверчив, раздражителен, разошелся с прежними товарищами и друзьями, вышел вон из «Товарищества передвижных выставок» он терял все более и более силу своей правдивости, простоты и типичности. У Перова имевшего опыт «Сцены на могиле», первая мысль «похорон» возникла, как уже говорилось, в карандашном наброске-эскизе, выполненном в Париже, – обитатели узкой улочки провожают, кто сочувственными, кто безразлично-любопытствующими взглядами похоронную «процессию», состоящую из возницы и покойника. 28). В тот же день Василия исключили из школы и отправили домой.
Картина ("Попы") была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но всетаки она подняла большой протест. С трудом хватало на оплату занятий и квартиры, жил впроголодь.
После окончания училища со своим другом, художником Прянишниковым, они бродили по окрестностям Москвы, наблюдали и обдумывали темы для своих картин. Мать желала отдать сына в Нижегородскую гимназию, однако отец получил новое место службы— в селе Пияшное (Пиявочное)— и Василий был отдан учиться в арзамасскую художественную школу А. В. Ступина, где учился (с перерывами) в 1846—1849 годах. Тяжело придется бедной девушке в этой сытой, но бездушной семье. Для начала 19 века это просто гигантская сумма.
Это вся семья тут путешествует в одном экипаже: дома никого не оставишь, - ведь нельзя. Синода скоро сделают запрос на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично. Предпринятые им, в самые последние годы его, огромные исторические картины: «Никита Пустосвят» и «Пугачевский бунт» – ничуть не соответствовали ни свойствам его таланта, ни его опытности и привычкам. Впереди важно стоит с тупым выражением лица хозяин дома и нагло рассматривает товар. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. Однажды у Тверской заставы он увидел усталых пешеходов – старушку с мальчиком.
Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Это Россия, страна несовершенных институтов. Многие католические священники и других стран ЛА, участвовали в революционном движении. Перов такой неправды уже не хочет знать.
Все сюжеты для своих произведений Перов брал из жизни, наблюдая ее со всех сторон. Но почему-то перед ней «сердце сжимается», «хочется плакать» – а таких картин не только в истории русского, но и мирового искусства не так уж много. Нигилисты и «передовая» общественность исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение «на ура».
Умиление отца-дьячка и матери-крестьянки перед вицмундиром, хитрое выражение кривого портного, примеривающего свой товар на новопроизведенного и всего более нахальное и тупое выражение дрянного юноши, начинающего уже зазнаваться со своим коллежским регистраторством (даром, что сам он еще босиком и весь рваный, но уже и теперь много обещает – из него выйдет потом изрядный мошенник и давитель, столп порядка), – вот что было в картине. И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Ее строгий, скромный костюм контрастирует с безвкусной обстановкой комнаты. Тема человеческой беды, обездоленности, физической и духовной, мощно заявленная в раннем творчестве Перова, «слишком быстро» переводилась – конечно, на его очень высоком уровне – в «Чаепитии» в русло обличения конкретного зла.
Перов, точно будто игнорируя академию и ее задачи, одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым или притворным, но равнодушно проходил даже мимо тех живописцев последнего перед ним периода, которые, начиная с Венецианова и кончая разными безвестными, мало прославившимися личностями 50-х годов, брали для себя задачи как будто жизненные и национальные (русский город, русскую деревню, русского человека, русскую женщину), а в сущности копировали только национальный костюм и обстановку и внутри этого костюма и обстановки оставляли прежнюю академичность. Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей. За это последнее качество его многие прозвали живописцем «тенденциозным», но эта-то именно сторона его таланта и составляла венец его юного, порывистого творчества.
Раньше, чем другим ученикам, Ступин разрешил писать Перову масляными красками, отмечая: «Васенька не пропадёт— у него талант из него выйдет художник». По существу, казаки-купцы. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро — на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс). Все это крестьян — людей темных— возмущает. Суровые краски зимнего пейзажа усиливают безотрадное впечатление от картины.
Это знание, этот дар преодолевают труднейшую дистанцию, отделяющую «почти» от «точно», «похоже» от «правды», отделяющую перовских детей от «подсахаренных» и «прибранных», по выражению Стасова, детей Кнауса и Вотье – сюда можно добавить К. Маковского, Н. Кошелева, Х. Платонова и десятки, сотни живописцев искренне, но безуспешно пытавшихся вызвать симпатию к своим героям. В заявлении в Комитет по землеустроительным делам Нижегородской губ. На огороде еще не созрели первые овощи. Вот и картины рисовали, например (а ещё – печатали в газетах статьи, писали книги – кто что мог). Все у него было, особливо в первые годы, строго, важно, серьезно и больно кусалось. И вот он выпросил себе у Академии позволение воротиться поскорее назад.
11. На первый взгляд тут все только юмор, добродушный, милый, наивный, незлобивый, ни о чем особенно не задумывающийся юмор, простые картины русских нравов, да, но только от этого «наивного» юмора и от этих «простых» картин мурашки по телу бегают. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г. К. У него является теперь целый ряд портретов в величину натуры между тем как все картины его до того времени были малых размеров (о портретах я буду говорить ниже). Нет, кто не слеп и не глух, почувствует в этих картинах едкое жало. Лишь немногие исключения (как, например, головы Пустосвята и раскольника с образом) свидетельствовали все-таки о сильном таланте и метком выборе типов с живой натуры.
Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Вторая картина Перова – «Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы» (1860) – была вторым могучим шагом в федотовском направлении. Василий Перов родился в1834 году всибирском городе Тобольске.
Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма. Да, но если те не обещали то, чего хотели крестьяне. Если бы не помощь одного из преподавателей, Перов не смог бы закончить курса. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов, — основывается на вере во Христа». Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все тут являлось либо слабым, либо неумелым. Вместе с попами, против которых боролись эти прекрасные и умные люди.
а. Одновременно с перовской картиной были написаны «Поминки на кладбище» А. Корзухина, где фигурировали и вдова и дети-сироты и старики-родители. Зачем это всё происходит.