Бенуа (фр. Benois)— русский дворянский род французского происхождения, давший большое число деятелей искусств. В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А. С. На ее деньги он создал одно из лучших в России собраний, впоследствии вошедшее в состав Русского музея. Благодаря его титаническим усилиям удалось сохранить многие выдающиеся произведения искусства.
В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А. С. После войны он возобновляет работу в театре, продолжает оформлять спектакли в «Ла Скала», выезжает в США вместе с труппой, организованной антрепренером С. Юроком, оформляет спектакли в театрах Буэнос-Айреса и в «Ковент-Гардене» (Лондон). С этого времени его жизнь разделилась на две части: в университете он занимается юриспруденцией, а все свободное время отдает занятиям искусством.
Луи Клод Жозеф Флоранс Денуайе (фр. Такова его картина Петр I на прогулке в Летнем саду, где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника. Поскольку большинство театров прекращают постановочную деятельность, он занимается иллюстрированием произведений русской классики, выпускает несколько альбомов акварелей с видами Петербурга и его пригородов.
Денарий, динарий (лат. Во время летних каникул, он ежегодно путешествовал по европейским странам, знакомился с собраниями произведений искусства и архитектурными достопримечательностями. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.
Жюль Пьер Франсуа Станислас Денуайе (фр. Здесь впервые экспонировались произведения ряда сильных представителей нового направления в России. Денали (Тенада, коюк.
В память о знаменитом художнике, внесшем большой вклад в театральное искусство, был учрежден международный балетный приз, носящий его имя.
Работы, созданные им в глубокой старости, «рисунки-воспоминания», указывают на поразительную стойкость и силу его жизненного восприятия. Бенуа начал учиться рисованию в частном детском саду, он всю жизнь целиком был поглощен искусством. Видный представитель архитектурного романтизма, свободно варьировал разные исторические стили: в ансамбле в Москве (совместно с П. С. Кампиони, 1862–1865) главный фасад центрального корпуса решен в формах классицизма и «умеренного» петровского барокко, садовый же фасад – в формах более пышного барокко эпохи Б. К. Растрелли. Один из центров мировой оперной культуры. Был членом-учредителем и главой Общества русских акварелистов (с 1887).
Не исключено, что А. Н. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора.
Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. Неудачно издан и второй вариант, опубликованный сначала в томе III сочинений А. С. Пушкина, а потом, правда, вышедший отдельной книжкой, но с абсолютно неудовлетворительными воспроизведениями. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). городов. В написанных в поздний период мемуарах «Мои воспоминания» (Нью-Йорк, 1955 1-е издание в России – М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа 19-20 столетий. Литература:Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. спектакли) продолжил традицию «живописного театра» 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту. В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894).
Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. Бенуа уже в апреле 1923 года. Дягилев, художник Лев Бакст и музыковед А. П. Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи.
Реставрационный отдел. ). Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Идеолог «Мира искусства».
Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Пример этого – картина «Парад при Павле I», где показано тонкое знание истории, костюмов, архитектуры, быта и вместе с тем чувствуется оттенок юмора, едва ли не сатиры. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его Азбука в картинах (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.
Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н. Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. СПб., 1994. М. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст.
Дягилевым Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему. Александр Бенуа родился 3 мая (21 апреля по старому стилю) 1870 года в Санкт-Петербурге.
Дягилева), учредитель и редактор (1901-1903) журнала «Художественные сокровища России». В замечательных – благодаря своему тонкому, романтичному историзму – сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание – Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание – Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его «Русских сезонах». Автор книг («Русская школа живописи», 1904 «Царское село в царствование императрицы Елисаветы Петровны», 1910 «История живописи всех времён и народов», 1912-1917) и статей по истории искусства и вопросам современной культуры (газеты «Речь», «Последние новости», журнал «Русские записки» и др. ). Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году.
Возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852 году. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций. С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России». Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году.
Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Сын профессора архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа, внук выходца из Франции Луи-Жюля Бенуа (по-французски — Benois), внук с материнской стороны архитектора Альберта К. Кавоса — строителя Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве брат акварелиста Альберта H. Бенуа и архитектора Леонтия Бенуа. Оформление «Свадьбы Фигаро», поставленной в 1926 году, – последняя работа Бенуа в Советской России. Жизнь художника прервалась в Париже.
Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Среди прочих его произведений – дворцовые конюшни (1848–1854) и фрейлинские дома (1858) в Петергофе, «швейцарский» дом в подмосковном Кусково (1870). Родился в Петербурге 14 (26) марта 1852.
Окончил петербургскую Академию художеств в 1879. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России».
Впоследствии все вместе основали художественную организацию «Мир искусства» и журнал с таким же названием, основной задачей которого была пропаганда зарубежного и особенно русского искусства. Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Нурок. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и художественный критик.
Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Открыт в 1778 (архитектор Дж. Жил преимущественно в Петербурге, часто наезжая в Москву.
В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Сын Николай, дочери Елена и Анна, племянники и их маленькие друзья находили в «дяде Шуре» участника любопытных затей, полезных занятий и никогда не ощущали ни раздражения, ни усталости этого занятого, но неутомимого человека. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые поехал в Париж здесь им были созданы знаменитые «Версальские серии» изображавшие красоту парков и прогулки «Короля-солнца» (Людовика XIV). Одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века»: организатор объединения «Мир искусства» (с 1899), активный участник в издании журнала «Мир искусства» (с 1902 – соредактор С. П. Среди его особо значительных работ для Петербурга – Придворная капелла (ныне Академическая капелла имени М. И. Глинки, 1885–1889), Акушерско-гинекологический институт (ныне имени Д. О. Отта, 1897–1904), типография «Печатный двор» (1908–1910), один из корпусов Русского музея, так называемый «корпус Бенуа» (1914–1916), проект неоклассического преобразования города, созданный совместно с М. М. Перетятковичем (1910–1913). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Серебряковой. С 1955 имеет филиал — «Пиккола Скала» (Милан).
Работая для кинематографии, Бенуа обращался к образам Ф. М. Гофмана (1899, Гос. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита)., графикеГрафика (греческое graphike, от grapho — пишу) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др. ), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
А. Н. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Был близок к императорскому двору. Боккаччо, Дж.
Он отнюдь не разделял революционных настроений своих товарищей по «Миру искусства» – Е. Лансере, Д. Философова и его приятелей – Мережковского и Гиппиус. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в Гранд-опера и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.
Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. «Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое «эстетство», мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности», – говорил Бенуа. Художник умел ценить величие искусства прошлого. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье.
Он много работал в Милане в знаменитом театре Ла Скала. Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».
Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Активно применял новые металлические конструкции, стилизуя их под готику (вокзал в Петергофе, 1855–1857). Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Умер в Петербурге 11 (23) декабря 1898. Художник и график-станковист иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, А. Н.
Детство будущего художника прошло в Петербурге. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью имитирующих цветную гравюру на дереве.
Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Это сыграло важную роль в России начала XX века, когда капиталистические застройки, безобразные доходные дома начали угрожать классическому облику города. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства».
Мастер станковой, книжной и журнальной графики («Азбукa в картинах Александра Бенуа», 1904 иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», 1903, 1905, 1916-22). Н. Бенуа и Эрмитаж: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые Версальские серии изображавшие красоту парков и прогулки короля-солнца (Людовика XIV). Продолжал традиции классицизма (западный корпус Русского музея в Петрограде, 1914-16). ---Николай Александрович (1901-88) итальянский художник. (1813–1898), архитектор, старейший в этой художественной династии, появился на свет в Петербурге 1 (13) июля 1813 в семье Луи Жюля Бенуа, переселившегося в Россию в 1794 (в числе прочих французских эмигрантов, бежавших от революции) и служившего метрдотелем при петербургском императорском дворе супруга Луи была дочерью архитектора А. К. Кавоса.
Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Построил ряд железнодорожных вокзалов (в Петродворце, 1855-57), где воспроизвел готические формы каркаса в металлических конструкциях.
В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова. Боязнь открыто высказываться по близким ему вопросам искусства и культуры, опасаясь того, что люди, с которыми ты ведешь беседу, окажутся провокаторами, беспрестанно преследовала Александра Бенуа. Продолжил линию архитектурного романтизма, придерживаясь в своих исторических стилизациях принципов неоклассики (с заметными элементами модерна). Русский музей).
В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Л. М., 1965. Александр Бенуа размышляет / Под ред. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой — «Последние прогулки Людовика XIV». Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства».
Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. Александр учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. В 1964, 1974 и 1989 труппа театра гастролировала в Москве» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Николай Александрович Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и других городов. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. В музыке он страстно любил Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова.
И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к Медному всаднику настоящим перлом в русском искусстве. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Стал первым хранителем Русского музея в Петербурге (1895), служил также (с 1897) инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры (позднее Министерства торговли и промышленности). Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай.
В 1894 году Александр Бенуа дебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще например, артиста на сцене. С 1885 по 1890 год Бенуа был учеником «Майской гимназии» в Санкт-Петербурге, где он близко познакомился с Д. В. В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
В своих пейзажных композициях (созданных в путешествиях, а также в Петербурге и его окрестностях) продолжил традицию романтизма в ее элегически-мечтательных, но в то же время и собственно «видописных», документально-точных свойствах, чуждаясь гротесков и фантазий «Мира искусства». Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства выступал против русского авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. Его отец был архитектором. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Умер в Фонтене-о-Роз близ Парижа 16 мая 1936.
Необычайно одаренный художник, пропагандист искусства, организатор многочисленных выставок, музейный работник, активнейший деятель театра и кино, А. Н. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века. Именно там им были написаны «Версальские серии». На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой (Московского Художественного театра, 1913-1915).
В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Выходец из России, с 1926 года художник переезжает во Францию, живёт там и умирает. Alexandre Benois) (1870-1960) — русский художник историк искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Был профессором Академии художеств (с 1857). В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Возникли в 15-16 веках. Он постоянно возвращался к дорогим ему образам пушкинской поэзии: «На берегу пустынных волн», «Наводнение в Петербурге в 1824 г» В последние годы жизни А. Бенуа снова, но уже в живописи, разрабатывал эти сюжеты. М., 1968. Бернандт Г. Б. Александр Бенуа и музыка.
Но критик подчеркивает, что свобода искусства не безгранична, а вдохновение не должно ускользать от контроля сознания. Но даже с большевиками А. Н. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», Александр Николаевич много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала«Ла Скала» (La Scala) — итальянский оперный театр в Милане. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Был главным идеологом журнала «Мир искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Рисунки к Капитанской дочке (1904) остались неизданными.
Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом.
собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 году обосновался в Париже. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится. Однако в СССР нельзя было жить вне политики.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Александр Бенуа был душою «Мира искусства» и непременным участником журнала. Жил в основном в Петербурге. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель. Учился в Академии художеств (1827–1836), как академический «пенсионер» изучал классическую и современную архитектуру во Франции, Италии, Германии (1840–1846). Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. П.
На сцене театра выступают выдающиеся певцы из других стран. Шаляпина и З. Е. Бенуа 3 мая 1870 года в городе Петербурге. «Мир искусства» раскрыл немало забытых или незамеченных имен, привлек внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, поднял значение графики, художественного оформления и иллюстрирования книги.
В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу».
Он немало занимался теорией отдельных видов и жанров искусства. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева» (1908-11), режиссерРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. «Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ.
Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Но и здесь перед А. Н. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Много путешествовал (Западная Европа, Северная Африка, Кавказ, Крым, Поволжье, Средняя Азия, Дальний Восток).
Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Он начал работать с К. С.
Знаменитые «Записки» герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву «Последних прогулок Людовика XIV» и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. работе (в 1918 возглавил Картинную галерею ЭрмитажаЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа.
Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Нувелем в 1890 году к ним присоединился двоюродный брат Философова С. П. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры.
К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Учредитель (1903) и почетный председатель (1922–1928) Общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий» (1892–1895). Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). Детство и многие годы жизни А. Н. Решение стать художником созрело у Александра очень рано.
Н. Соколов---де Сент-Мор (Benoit de Sainte-Maure), нормандский поэт при дворе английского короля Генриха II, автор стихотворной хроники Нормандии и «Романа о Трое» (между 1180 и 1190), один из эпизодов которого (о Троиле и Крессиде) послужил источником сюжетов для Дж. Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Он не мог иначе. Чосера и У. Шекспира. ---Леонтий Николаевич (1856-1928), архитектор, заслуженный деятель искусств России (1927). Философовым, К. А.
Родился в Новом Петергофе 11 (23) августа 1856. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к Пиковой даме (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами Мира искусства. («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота.
Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. В конце 1896 года вместе с друзьями Александр Бенуа впервые приехал в Париж и полюбил этот город здесь им были созданы знаменитые "Версальские серии" изображавшие красоту парков и прогулки "короля-солнца" (Людовика XIV). Точнее было бы сказать, что А. Н. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.
К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. С 1923 года Александр Николаевич часто ездит в командировки во Францию, где по-прежнему работает над оформлением оперных и балетных спектаклей. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета Петрушка было исполнено не менее восьми). Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Достоевского, к русским темам.
Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов об одной из этих статей – Живописный Петербург (1902) уже говорилось выше. С Азбуки Бенуа начинается история детской книги Мира искусства. В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал во Францию.
С детства он полюбил «старый Петербург», пригороды столицы. Умер в Ленинграде 8 февраля 1928. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
И в науке и в художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. С 1926 жил во Франции. БЕНУА Александр Николаевич (21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург – 9 февраля 1960, Париж), российский художник историк искусства и художественный критик. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Жил в основном в Петербурге.
Большое количество иллюстративного материала помогает читателю лучше усвоить информацию и научиться применять полученные знания на практике. Книга будет полезным помощником практикующим ветеринарным врачам, ветеринарным фельдшерам, тренерам, берейторам и спортсменам, а также студентам ветеринарных вузов и всем коневладельцам, для которых важно сохранение здоровья их лошадей. С 1925 жил в Италии. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части.
«История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Он преподавал в петербургском Институте гражданских инженеров (1884–1892 и 1920–1927), был профессором (с 1892) и ректором (1903–1906 и 1911–1917) Академии художеств среди его учеников – А. Е. Белогруд, Л. А. Веснин, О. Р. Мунц, И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев и др. В своей сценографии (балет Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» в Мариинском театре (1907), «Петрушка» И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. Там он работал главным образом в театрах: сначала в Гранд-опера в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый Поцелуй феи И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы – в Ла Скала в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай.
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Какую бы чушь современные художественные борзописцы ни городили про меня, про мое эстетство, мои симпатии влекли и теперь влекут меня к простейшим и вернейшим изображениям действительности, – говорил Бенуа.
Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета (У бассейна Цереры, 1897, Государственная Третьяковская галерея). На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель., театральных работах («Версальская серия» иллюстрации к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина, 1903-1922) тонко передавал стиль прошедших эпох. Умер Александр Николаевич Бенуа 9 февраля 1960 года. Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. В ней приняли участие едва ли не все деятели Мира искусства.
Оба художники. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Умер А. Н. Бенуа 9 февраля 1960 года. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями.
Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. Страдая тяжелой болезнью ног, в поздние годы находился под опекой дочери и зятя, композитора Н. Н. Черепнина. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22 отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С. В.
В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Все последние его работы посвящены продолжению и вариациям «русских серий», начатых еще в 1907-1910 годах. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным.
Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Прекрасно разбираясь в событиях прошлого, Бенуа умел видеть глазами человека XX века. Художественный руководитель «Русских сезонов» (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелейАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Была известным живописцем и две ее картины приобрело Французское правительство.
Сын Н. Л. Бенуа. Мастерски подражал историческим стилям (фрейлинские дома в Петродворце, 1858 в духе барокко). Их обычно связывают лишь с именем С. П. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства.
И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве». Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам.
С 1926 года жил во Франции. Художественный руководитель «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся. Оформил оперные спектакли многих театров мира (в 1936-71 был директором постановочной части театра Ла Скала), плодотворно продолжая традиции «живописного театра» времен «Мира искусства». ---Николай Леонтьевич (1813-98), российский архитектор.
Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа.
Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. «От этих. Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Александр Николаевич Бенуа (фр. Русский музей стр. В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала.
Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником. Александр Николаевич Бенуа – русский художник, график искусствовед, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, прекрасный декоратор, работавший в театрах Москвы и Петербурга, во многих городах Европы и Америки. «Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Бенуа14. Ей недостает именно историзма.
3я этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к Золотому горшку Э. Т. А. Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Л., 1989. А.
С 1917 года А. Бенуа активно участвовал в реформах художественной жизни и музейнойМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Из письма художника к Ф. Ф. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). В 1898 году вместе с С. П. В своих работах Бенуа очень точно передавал стиль и настроения прошедших веков. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960 гг. ) – великий русский художник историк мирового искусства.
Станиславским, а после Великой Октябрьской революции вместе с А. М. Из построек Л. Н. Бенуа в других городах заслуживают упоминания, в первую очередь, доходный дом на Моховой улице в Москве (совместно с А. О. Гунстом, 1905–1907 позже был перестроен под гостиницу «Националь») и Петербургский банк в Киеве (1911). Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов.
Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства». Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».
Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. Русский музей), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова Царская и императорская охота на Руси, т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок).
В 1907-1910 художник выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образыОбраз художественный — категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством способ бытия художественного произведения. Бенуа стал задумываться об эмиграции. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически. Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения Мир искусства, будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала Мир искусства, ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь.
Среди ее работ есть портрет Б. Ф. Александр Николаевич (1870-1960), российский художник историк искусства и художественный критик. И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова. Но память о родине, где он участвовал в осуществлении первых мероприятий Советского правительства по организации музеев, был ведущим сотрудником Эрмитажа и Русского музея, забота об охране памятников старины, - всегда была для А. Бенуа драгоценнейшим в его жизни. Еще в 1910-х годах как один из наиболее активных деятелей и организаторов (вместе с С. Дягилевым) гастролей русского балета в Париже А. Бенуа более всего заботился, чтобы эти спектакли способствовали мировой славе русского искусства. Знак зодиака — Телец.
Почувствовав это, А. Н. Александр Бенуа был женат. Работая для кинематографии, А. Бенуа обращался к образам Ф. М. Достоевского, к русским темам.
Бенуа особое внимание привлекают графические комментарии к произведениям литературы. Они организовали кружок любителей искусства. Биография Александра Бенуа продолжала писаться уже вдали от Родины, но в Париже к этому времени оказалось большинство его друзей и единомышленников. Дягилева, забывая, что именно А. Н. Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. В творчестве А. Н. как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894).
Родился и получил образование в России, сын и ученик А. Н. Бенуа. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV». Преподавал в Академии художеств (1885–1894), с 1894 состоял членом ее совета. По мнению Бенуа только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. с консервативно-охранительских позиций.
(1852–1936), его старший сын, получил известность в первую очередь как мастер акварельной живописи. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.
В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910) его исторические образы («Парад при Павле I, гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого ироничного анекдота. С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства». Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ.
Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) – художник, график искусствовед, яркий представитель художественного объединения Мир искусства, автор многочисленных литературных трудов, освещающих творчество русских и зарубежных мастеров, блестящий декоратор, работавший в театрах Москвы, Петербурга, во многих городах Европы и Америки. Сомовым и В. Ф.
Выдающееся значение имела педагогическая деятельность мастера. Пьермарини, G. Piermarini). Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов. Разносторонность знаний и деятельности Александра Николаевича служила лишь выражением этой любви. Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества. Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV (1897-98, Русский музей и др. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. А также в нем рано зародилась любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь.
Александр Бенуа был одарен исключительным музыкальным слухом и редкой зрительной памятью. Первый вариант иллюстраций к Медному всаднику (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале Мир искусства (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины. Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. (1856–1928), был выдающимся архитектором. Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале.
Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. Однако прямых указаний на сотрудничество художника с чекистами в известных документах нет и этот вопрос остаётся невыясненным. В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале Мир искусства (1899-1904) и ежемесячном сборнике Художественные сокровища России (1901-1903), а позднее в журнале Старые годы (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Целому ряду молодых художников некуда было деваться.
Но Бенуа подчеркивает, что свобода искусства не безгранична, а вдохновение не должно ускользать от контроля сознания.