Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем». Именно это и хотел донести до публики Врубель. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «закат озолотил небывалые сине-лиловые горы.
На полотне «Демон» автор изображает героическую личность, бросающую вызов несправедливой действительности, личность с бунтарским характером, которая в то же время ощущает трагическое одиночество. В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. К ужасу супруги он пророчит скорую беду в их семье. Поэму М. Ю.
Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Слишком много физических и душевных сил отдал Михаил Врубель творчеству. Демон здесь на камне словно статуя – навечно. Он окружен невиданными цветами-кристаллами.
Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Фигура на картине еле очерчена. Эта выставка стала переломной в отношении критиков и публики к наследию художника, однако мало кто верил, что Врубель выздоровеет и вернётся к искусству. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя.
Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. «Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в н ей и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства. Вокруг все полно невероятных превращений. Он увлекался философией Канта, посещал спектакли, влюбляясь в театральных актрис, спорил об искусстве и постоянно рисовал.
Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать. В основном это были иллюстрации к поэме «Демон».
Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. А ведь создавал он их не с натуры, а по памяти или по фотографии. Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику.
А что же случилось с иллюстрациями Лермонтовского демона. Врубель поехал следом. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис. И они не были радостными. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. «Летящий демон» – картина Врубеля, которая появилась через 9 лет после первого полотна, заслужившего всемирное признание. Художник изображает Демона не таким, каким его чаще всего представляют. Состояние художника тем временем ухудшалось.
Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного. Зал 4. Не все из них согласились.
Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Картины позднее, еще при жизни автора, были приобретены Третьяковской галереей, где находятся до сих пор. Его напряжение выдают крепко сжатые кисти. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича.
«Демон и Тамара», а также другие иллюстрации не были так высоко оценены зрителями. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Сквозь безумие проглянул гений».
Удивительно, но красивые и нежные растения кажутся вылепленными из камня. Выбран холодный тон, он дает необходимое ощущение одиночества и безысходности. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля.
Речь шла об Эмилии Праховой. Работая над картиной, Михаил Александрович опустошал самого себя. Скорее это бледный свет, который просачивается сквозь толстые темные тучи. «Демона поверженного» отправили на выставку.
Он одинок. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Отзыв другого критика — Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию.
Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Он искал того, чего не было, стремился передать читателю то, чего сам до конца не знал. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Врубель и раньше обращался к этой тематике иллюстрируя произведение Лермонтова Демон. Позже будущий его зять, Михаил Врубель, написал с него свое известное панно Богатырь.
Удивительно то, что разница в их написании – девять лет. Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса. Это был гимн любви, вечный вопрос, который он задавал себе. Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был.
Автор вел себя очень странно в эти годы. Он сильный, мощный, уверенный и по воле событий у него нет выбора. «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. Пан по-гречески означает всепроникающий, вездесущий. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью.
На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью умелым сочетанием красок и фона. Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии. Примерно тоже самое происходило с Врубелем. Было решено отправить его в Петербургский университет.
5 (17) марта 1856 года в семье строевого офицера появился на свет маленький Михаил Врубель. Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. И вправду, до того, как художник принялся за вторую работу – «Демон летящий», – он чувствовал себя великолепно и совершенствовал своё мастерство рисования. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то.
Врубель закончил ее к 1902 году и она стала последней в данной тематике. Наоборот, автор создал образ очень человечный и возвышенный. И картина «Демон» — один из заметных шагов на этом нелегком пути. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом.
Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон.
Каменные плиты – это холодность, отстраненность, отсутствие жизни и неизменность. Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена. «Демон летящий» – отрицательный персонаж, который мешает людям проявить силу воли и оставаться на стороне добра, то есть быть справедливыми, честными, чистыми разумом и сердцем.
Переменил мнение о Врубеле и А. Н. Бенуа, добавив в вёрстку своей «Истории русской живописи XIX века» эмоциональный пассаж об «истинной поэтичности» творчества Врубеля. Только в 1917 г. картина поступила в музей. "Врубель Михаил Александрович Пан1899Холст, масло124 х 106, 3Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражает интерес символизма к существам с двойной природой. Где находится это полотно сегодня. Все полотно словно передает ощущение противоречивости окружающего мира. Ведь до этого момента бывший студент еще не успел толком поработать.
Может вот таким образом в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир. На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств. Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь— поедем в Академию». Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».
Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. Он страдает от непреодолимых внутренних противоречий, его душа наполнена глубокой тоской. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Художник хотел изобразить гордого персонажа, которого невозможно победить. Тогда же Бенуа и Дягилев приняли решение доказать публике вменяемость художника и организовали в ноябре 1902 года выставку тридцати шести его работ, в том числе всех трёх живописных «Демонов». На рисунке главные герои словно не испытывают никаких чувств.
По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Мужчины проводят время не лучше: еда, спаньё и карты». В качестве фона автор взял горную местность, которая изображена в алом закате. Он не следовал анатомической правильности. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Однако в итоге эту идею не удалось воплотить на полотне. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
Его возлюбленная была замужней дамой, вот таким образом ни о каких взаимных чувствах не было и речи. Следует внимательно посмотреть на картину и можно в ней найти множество противоречий. Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год). И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны.
Теперь хочется перевести взгляд дальше, чуть ниже. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».
Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Картина «Демон» М. А. Врубеля широко известна. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Я этого не знаю». По задумке демон сидящий должен олицетворять титана. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Именно вот таким образом данные герои были запрещены.
Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви. Даже цвет их очень странный – серо-синий, серо-коричневый, зеленоватый и т. д. Пейзажи Врубеля достоверны и очень декоративны. Многие уверяют, что именно из-за нарушения данного запрета силы тьмы наказали Врубеля, лишив его рассудка. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог.
Он не следовал анатомической правильности. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Конечно, появляется ощущение, что это штаны, но и здесь все как будто неоднозначно.
Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином. В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Сюжет, который нарисовал Врубель («Демон сидящий»), повествует о его усталости и бессилии. Как ни грустно об этом говорить, но многие гениальные люди при жизни не были оценены по достоинству. У каждого человека есть внутренние проблемы и все с ними борются по-разному. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет.
Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу. Игра света и тени очень мастерски прорисована художником. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Штаны идут вниз к стопам, но они там не заканчиваются – стоп не видно. Реализм был не важен для него. Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака.
У него было красноватое лицо глаза — как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну (Yekaterina Ivanovna Zabela) и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Он говорил, что демон в переводе с греческого означает «душа» или «дух». В понимании Врубеля, Демон – не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «Демон» означает «душа». Все, что приходило ему в голову, вскоре появлялось на холсте.
Творческие поиски продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. И теперь он мог сотворить живую Маргариту. Демон Врубеля написан в очень интересной технике. Слово демон в переводе с греческого означает душа.
Для Врубеля он – могучий творческий дух, посредник между людьми и богами. Слишком он был своеобразен и свободолюбив. Сразу выражение его лица изменилось. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.
Такой закат не предвещает ничего хорошего. Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». В этой борьбе золота и синевы совершается обычное – побеждает то, что темнее так было и есть в искусстве, пока искусство одно.
И «Микула Селянинович» – сила земли русской. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. Его оголенный торс смотрится очень внушительно. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий»начал писать в 1890 году и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году.
Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм». История Демона Врубеля начинается с неразделенной любви. Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках и значение изображения будет трактоваться также по-разному. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна.
История Демона Врубеля начинается с неразделенной любви. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон». Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами. Спустя некоторое время, его душевное здоровье поправляется, он выходит из больницы.
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля.
Для Врубеля демон – это не черт и не дьявол. Прошение было удовлетворено. «Царевна-Лебедь». Здесь они словно высечены из гранита – угловатые и неестественные. Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине».
Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. Вскоре произошла ее встреча с музыкой Римского-Корсакова. Этот набросок художник уничтожил.
Ее душу спасли ангелы, а ему было суждено провести всю вечность в одиночестве. Тем не менее после их смерти все кардинально изменилось. Он сидит, обхватив ноги руками и смотрит вдаль. После обычных приветствий он спросил меня: Это Вас я должен писать. К тому же у него появляется странное тяжелое предчувствие надвигающегося несчастья. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику.
Этот набросок художник уничтожил. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя.
Критики утверждали: «декадентское уродство». Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона. Эти иллюстрации отнесены к наиболее совершенным произведениям Врубеля. Тем не менее Михаил Александрович сумел закончить портрет Брюсова, после чего полностью ослеп. Образ демона олицетворяет дух человека, его внутреннюю борьбу и душевные терзания.
Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти.
Показать, что демон всегда остаётся гордым и непобедимым, даже будучи низвергнутым. Врубель преподал урок всему современному поколению. Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). Все люди верят, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя.
Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Вскоре появились статьи, в которых профессиональные художники писали, что «Демон поверженный» «содержит то, что должно быть во всяком произведении истинного искусства». Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона.
Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Если картине предшествовало полотно, на котором изображён сильный и уверенный в себе сидящий демон. Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность.
В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. Лермотова), ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон – «дух страдающий, но не злобный». Они были тепло приняты публикой. Вот один из них – «Пляска Тамары» Демон стоит на скале и смотрит на танцующую Тамару. Картина «Демон сидящий» —это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем.
Фоном картины является горная местность в алом закате. «Демон» Врубеля – это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Традиционно отзывы были недоброжелательными, например, в газете «Русский листок» в июне вышла статья «Душевнобольные декаденты», вызвавшая официальные опровержения. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Врубеля считали очень сложным человеком и художником. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни.
Но теперь идея величия сменилась на упаднические настроения. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить. Критики утверждали: «декадентское уродство». Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. Демон поверженный – это воплощение зла и красоты одновременно.
Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума.
Окружение демона также описывает его внутреннее состояние. Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий». Современники тепло приняли картину Врубеля «Демон». Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь.
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Весь его облик, могучая стать, сильные мускулистые руки говорят о том, что это сильный, независимый человек, с могучей волей, мужественным сердцем и неистовыми страстями. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации — на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл».
Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Из серии популярных работ, посвященных поэме Лермонтова, также выделяется картина «Демон поверженный».
Появилась легенда о том, что мастер, работая над полотном, продал душу дьяволу. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Это был многогранный человек, никогда не останавливавшийся на достигнутом. Прислушиваясь к шорохам ночного леса, журчанию ручья, шепоту листвы, он вбирает в себя все звуки и вибрации с тем, чтобы излить их в своих грустных незатейливых мелодиях. " (с). Это одни из самых любимых картин Художника.
Демон любуется Тамарой и в нём рождаются мечты о прежнем счастье. В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. «Демон и Тамара» – это одна из иллюстраций к сборнику Лермонтова. Вечерние сумерки бросают золотистые блики на могучее тело.
Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Смотря на демона сидящего, можно понять, что этому юноше уже много пришлось перетерпеть. Благодаря таланту и упорству можно многого в жизни добиться. В последние годы жизни, Врубель страдал от психического заболевания, его зрение ухудшилось и ему пришлось отказаться от живописи.
Теперь можно отстраниться от деталей и посмотреть на всю фигуру демона целиком. Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей. Как будто это не живые цветы, а изображение на сером монументе. Что же касается демона – то это энергия, способная захватить душу.
Врубелю даже пришлось перерисовывать некоторые иллюстрации. М. Ф. Врубель решил показать зрителям свое видение момента встречи Демона и Тамары. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Иллюстрация сделана на ватмане акварелью.
Панно было отвергнуто заказчиком. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. 23. Плоские мазки мастихином обеспечили эффект кристаллических граней. Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль.
Действие картины разворачивается на фоне заката. Вдохновленный когда-то романтической поэмой Михаила Лермонтова о байроническом демоне, Михаил Врубель написал картину «Демон сидящий». В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы. Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи».
В то же время Пан – веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента – свирели. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Размер картины 114х211. Картина «Демон» Г. А. Врубеля широко известна.
Поверженный демон выглядит ничтожно и вызывает жалость. На волне своего успеха художник решил вернуться к теме, больше всего его интересовавшей. Ему хотелось творить не ради больших гонораров, а ради самого процесса. Герой должен созерцать происходящее. Он вызывает у нас не ужас и отвращение, а чувство сострадания.
Врубель все не мог передать того, что творилось в его душе – все рисовал и перерисовывал полотно, пока не лег в больницу и вскоре умер. Получившийся эскиз испугал Михаила Александровича. Мы чувствуем, какими противоречиями, какой нескончаемой борьбой наполнено все вокруг.
Маргарита и Фауст. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Большую роль здесь сыграла одноименная поэта М. Ю. Лермонтова, к которой Врубель создал виртуозные иллюстрации – на их основе и сложилась графическая манера мастера, «трактующая мир как «магический кристалл». Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. Врубель оцепенел, неужели его кисть гения повредила собственному ребенку. Авторы статей в «Мире искусства» писали о нём в тоне подведения итогов, употребляя прошедшее время: «он был».
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей абсолютно разный вид при разном освещении.
Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Здесь очень много затененных участков, которые изображаются почти черными. Автор не преследовал эту цель. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками. Речь шла об Эмилии Праховой. Важно заметить, что пейзаж вокруг демона также наполнен символическими намеками.
Но дальше замечаешь, что цвет кожи скорее желто-серый, чем бронзовый. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского. Демон Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова.
На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Но ведь на проблему можно взглянуть и под другим углом. Книги раскупались как в момент их издания, так и продаются сегодня.
Они во многом и определяют своеобразие творчества этого художника. Где находится это полотно сегодня. Фигура кажется настолько огромной, что частично даже не помещается в полотно. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году. Образ демона художник воплощал не только на холсте.
Чтобы лучше прочувствовать, что выражает его поза, можно сесть примерно также. Но полностью подстроиться под требуемый стиль художник не смог. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Особо надо выделить роль Маргариты («Фауст» Гуно), одну из самых сложных и показательных в оперной классике.
Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво. Врубеля. Некоторые считают, что это была особенность, благодаря которой и стал известен Михаил Врубель: картины его были продуманы до мелочей, вот таким образом были совершенными. И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел. ».
Кроме того, он начал терять зрение. Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. Маргарита словно вырастает из любимых модерном бледных лилий, лиловых ирисов, сама она как будто хрупкий цветок. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти.
Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Плачевные результаты этого становятся заметны в 1902 году (в 46 лет), когда у художника явно проявляются признаки психического и душевного расстройства. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной.
Заболел Врубель в 1902 году. Но большинство исследователей считает, что автор хотел передать грусть, тревогу, которая переплетается со скорбью и депрессией, тревогу за человечество и его дальнейшее существование. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова.
Все полотна Михаила Врубеля пропитаны тайной и сказкой, особенно его изображения демонов. В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Его произведения отличаются «драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску». Художник в Киеве влюбился в Эмилию Прахову – жену своего заказчика. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. Его произведения отличаются «драматической напряженностью колорита, кристаллической четкостью, конструктивностью рисунка, тяготением к символико-философской обобщенности образов, нередко принимающих трагическую окраску».
Не нужно бояться своей уникальности. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля. Он все мои картины исказил». Высветленные участки в свою очередь не являются радостными солнечными бликами.
Для Михаила Врубеля в Демоне не было ничего дьявольского. Недолго работал в главном военно-судном управлении. Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 годав Ковно (Kovno), нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Разум художника неумолимо погружался во мрак.
Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». Масло. Он пытался изобразить невозможное, стремился показать драматизм и конфликтность бытия. Тематика его работ тут ни при чем. Картины не были пророческими. » Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.
На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. На ней можно увидеть стесненную фигуру демона, как будто зажатую между перекладинами рамы. Согласно легенде, демону суджено было полюбить грузинскую принцессу, которая умерла в результате поцелуя его поцелуя. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Что это.
На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе. Художнику удалось лучше других понять чувства великого поэта и изобразить образ на бумаге. «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная на полотне Врубеля — это видение, созданн ое народной фантазией. «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня». Однако художник не мог найти решения этих вопросов в реальной жизни.
На картине изображен сидящий в печальной позе демон. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г. ), «Демон летящий» (1899 г. ) и «Демон поверженный» (19011902 гг. ), сыграли печальную роль в судьбе художника. Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. Именно картина «Демон» Врубеля удачно соединила в себе черты романтизма, грусти и многозначности. Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена.
Для юного художника Врубеля демон стал настоящим прорывом. Там же, где и находилось два столетия назад – в Третьяковской галерее. Оно и неудивительно. Лекарства здесь не помогают, единственное это молить Бога о его спасении. Врубель изображал движение интриги, молчание и тайну. Демон – это символический образ. Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато.
Врубель подавлен, часто плачет, считает себя никуда негодным. Синий цвет материи напоминает реку, вода течет вниз по камням и тянет за собой демона. Художника пригласили иллюстрировать книгу, так как его порекомендовал на эту должность сам Сава Мамонтов, который славился своим отменным художественным вкусом.
Реализм был не важен для него. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства».
Нужно сказать, что опыт подобного рисования у художника уже был. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. По воспоминаниям, Врубель киевской весной 1884 года переживал бурную влюблённость в жену покровителя— Э. Л. Прахову. Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. Последнюю картину – портрет поэта Брюсова – он так и не дописал.
С самого детства Михаил любил рисовать и наслаждаться очаровательными пейзажами вокруг. Но сам автор разграничивал понятия «черт», «дьявол» и «демон». Картины М. А. Картина создана не из мазков, а как бы из кристаллов. А сюжет картины «Демон сидящий» был задуман в Москве после прочтения этой поэмы Врубелем. Главный персонаж картины Врубеля «Демон сидящий» — существо, сидящее на вершине горы.
Врубель потрясает нас. Художник страдал от психологического расстройства и вот таким образом постепенно терял зрение. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет.
Он так четко их представлял и проникся их сущностью, что потихоньку терял самого себя. Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины. В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду.
Здесь мы видим темные пятна и яркие вспышки света. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором. Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта. » Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа. Сложно представить, как с этим можно справиться.
Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец, Александр Михайлович (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Демон Врубеля появился в связи с юбилейным изданием одноименной поэмы Лермонтова. Вообще, художник очень долго и мучительно пытался найти образ своего Демона.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года. За ней последовала новая работа. Во время завершения третей картины – «Демон поверженный» – Михаила Александровича переполняли разные чувства. У него уже нет сил бороться. И «Микула Селянинович»— сила земли русской.
В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания. Сумасшествие художника привлекло к нему внимание прессы. Именно там впервые экспонировалась полотно, прежде чем его увидел весь мир.
«Куда идешь ты. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Он стремился сделать его сильным и несломленным. Появляется ощущение, словно он устал и болен. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий».
Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который как никто другой ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля — больное творчество. Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий.
Описание картины Врубеля «Демон» не было бы полным, если не упомянуть о пейзаже. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску.
Но в Москве карандашный набросок ему вспоминается и на его основе художник создает свой культовый шедевр «Демон сидящий». Внешность Демона в определенной степени навеяна театральными впечатлениями Врубеля. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех её дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Он родился с уродливой заячьей губой. Пророчества вскоре сбылись.
Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Важно, что Врубель точно понимал, кто такой демон. Слишком он был своеобразен и свободолюбив.
Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги. 32. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром. Демон— образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений.
Говорят, она была одной из лучших исполнительниц этой партии. Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь». Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля – это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы. величавый» и олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа.
Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину. Левая часть картины пуста и создает противовес всему земному.
Сложно сказать, что послужило тому причиной. Мужчина не хочет находиться в данном месте, но у него нет выбора и он наблюдает, как возникает демон. Демон написан сидящим на горе, в окружении цветов. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах. Как были оценены иллюстрации Михаила Александровича Врубеля.
Но в случае с демоном Врубеля, мы не видим в нём ни враждебности, ни соблазна. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя быть может, грядущее поражение». В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный».
Он здесь надолго, он не вскочит неожиданно и не помчится никуда. Но в отличие от своего первого демона, второго художник так и оставил незавершенным.
Чуть позже диагноз подтвердился. От этого он становится бессильным (об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, – обхватив колени руками). Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся ангажемент в Харьковской опере, она пела партию Маргариты в опере Ш. Гуно «Фауст». Частые роды и климат Омска привели к преждевременной смерти матери (Анна Григорьевна Басаргина-Врубель, дочери известного картографа, адмирала Г. Г. Басаргин) от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. К их числу относят картины «Гамлет и Офелия», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь», а также многие другие. Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей.
Не все из них согласились. А продавать свой талант за деньги Врубель не очень хотел. Но тем не менее автор оживляет картину кристаллами, которые сверкают на одеянии героя в голубом и синем тонах.
Согласитесь, аллегорично. Эти непримиримые чувства и порывы отражаются и в облике самого Демона. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Никогда еще художник не работал над своими картинами так страстно и с такой одержимостью.
Его картины были вдохновляющими, чувственными, неповторимыми. Так что глупо полагать, что именно «темная» тематика, выбранная художником, погубила творца. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Такая аналогия неслучайна.
Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. И, скорее всего, одинок не по своей воле. Последняя картина Врубеля – «Демон поверженный» (последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова) – находилась в Московской галерее и была готова к выставке.
Некоторые говорят, что Врубель создавал пророческие картины. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески. Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным.
Некоторых из них казнили, других пытали, а третьи и вовсе пропали. Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Почему так происходило. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.
Но как было на самом деле, остается загадкой. Врубель писал, что демон – это состояние его души. В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель – «Демон летящий».
Болезнь Михаила Александровича загадочна. Это картина художника «Демон», а также иллюстрации к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Ведь первые его творения считали чудом и переворотом в искусстве. То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Выбрав такой тон, художник выражает болезненность его демона.
Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. И, глядя на Тамару, вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты. Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замыслу. Признак возрождения. Его возлюбленная была замужней дамой, вот таким образом ни о каких взаимных чувствах не было и речи.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. После того как на одной из выставок была представлена картина Демон сидящий (1890 г. ), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. И та «грязь», как называли люди работы талантливых личностей, сегодня именуется настоящим шедевром, который, кажется, ни кому не под силу повторить. Но художник держался до последнего.
Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым. В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа (М. Ю.
Врубель «Демон сидящий»— одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. Картину «Демон поверженный», которая уже висела на выставке, он все пытался улучшить, дописывая ее на глазах у изумленных посетителей. Шаляпин рассказывал о картине, что демон его потряс. Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Его творчество ограничивалось росписью киевского монастыря, где он восстанавливал фрески.
В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. Он печально освещает больное и неподвижное тело демона. 4. Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Для Врубеля тема демона была актуальной до конца его жизни и все время претерпевала различные изменения.
Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года. Отстраненность Тамары и отсутствие предчувствия смерти делает иллюстрацию более значимой. Так началась их жизнь вместе. Михаил Врубель обожал работы Лермонтова, а также духовный мир и жизнь своего кумира. Это дьявол делает с моими картинами.
Мы видим на фоне экзотического пейзажа гордого, но печального юношу. Иногда художник мог даже заплакать над полотном, настолько сильно он его чувствовал. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Однако ни рисунки, ни созданные им скульптуры до конца не соответствовали его замысла. Все его интересы были за пределами университетских стен. Юноша изображенный на картине, принял задумчивую позу. И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Слушательница выступления Забелы в харьковском спектакле говорила: «Надежда Ивановна была в таком виде, как она изображена в панно Врубеля «Фауст и Маргарита».
Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Холст. Здесь видна какая-то одежда. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. На самом деле художник писал реальные для своего времени картины. Первое впечатление: сумасшедший.
Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. Для художника Пан – воплощение чуткой, поэтической души. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. Как Демон он всемогущ. Блок, как и многие современники, считал, что Врубелю удалось полностью охватить мысль Лермонтова и проникнуть в каждую строчку стихотворения.
Сомневаемся. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Но всё же он считал его величавым и властным. Творческие искания продолжались несколько лет, пока не воплотились в 1890 году в картину «Демон». А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую.
Задумчивый мужчина не кажется нам отталкивающим. «Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М. А. «в последний раз она плясала» В 1891 г. Вышло юбилейное издание сочинений М. Лермонтова с иллюстрациями в том числе и Врубеля. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Выполнена работа маслом на холсте.
Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Светлое и довольно яркое пятно заката окрашено в зловещий желто-красный цвет. Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников.