Картина обжигает меланхолией, но холодные краски заката охлаждают этот жар. Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво. Незнакомка безумно красива, но в ее красоте заметен глубоко скрытый порок.
Впоследствии картины из собрания С. М. Но мысль изобразить, как выражался Врубель, «нечто демоническое» возникла еще в Киеве под впечатлением оперы русского композитора, пианиста и дирижера Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмы Михаила Лермонтова. В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя, которым вначале был И. С. Остроухов, а с 1913 года— И. Э. Грабарь. Сюжет, который нарисовал Врубель («Демон сидящий»), повествует о его усталости и бессилии.
Серов согласился выполнить работу, но посоветовал Кончаловскому привлечь к работе над «Демоном» Врубеля, так как он давно работал над образом Демона и Серов об этом знал. В этих работах можно увидеть роскошь, любовь, смерть, печаль и тленность. Врубеля настолько покорили преподавателей и гостей Академии, что через некоторое время профессор Прахов пригласил Михаила в Киев. «Демон» Врубеля как будто высечен из камня. В 1913–1918 по инициативе художника и историка искусства И. Э. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
Об этом свидетельствуют десятки не связанных между собой событий. Через несколько десятков лет он прославился на всю Российскую империю, причем в разных жанрах искусства. В клинике доктора Бари художник провел последние годы своей жизни.
Музей постоянно пополняется произведениями как современного, так и классического русского искусства. На полотне мы видим героя с отчаянно раскинутыми руками и бессильными, сломанными крыльями. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7пирамид изголов. Цветков, С. А. Вся /.
Эта фигура вызывает в памяти строки из поэмы Лермонтова «Демон», к которой Врубель впоследствии сделает много прекрасных иллюстраций:«Как часто на вершине льдистойОдин меж небом и землёйПод кровом радуги огнистойСидел он мрачный и немой». Низвергнутый с неба, этот Демон таит надежду обрести радость жизни на земле. У Демона сильное тело юноши, утончённое лицо с печальными, устремлёнными вдаль глазами, а вокруг — удивительные по форме и краскам цветы, не землёй рождённые, а словно возникшие из кристаллов и изломов горных пород. Эту тематику подхватил и Врубель.
На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. На первом плане – образ непрекращающейся жизни: юноши и старцы. Ведь всегда было и будет существовать противостояние зла и добра, света и тьмы, прекрасного и чудовищного, возвышенного и земного. Размах собирательской деятельности и широта кругозора П. М. Говоря о художественном исполнении картины, нельзя не упомянуть ее уникальный стиль.
Он так четко их представлял и проникся их сущностью, что потихоньку терял самого себя. Снижение уровня его здоровья препятствовало тому, чтобы он продолжал свою работу в таких темпах, хоть он по прежнему продолжал писать картины, уже на более мистический лад, такие как «Жемчужина» (1904 год). «Демон» Врубеля – это, на самом деле, он сам и не только он. Тем не менее после их смерти все кардинально изменилось. Центральная фигура – сама боярыня, которая благословляет толпу. Во время завершения третей картины – «Демон поверженный» – Михаила Александровича переполняли разные чувства.
В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя, которым вначале был И. С. Остроухов, а с 1913 года— И. Э. Грабарь. Помимо этого, Врубель написал еще множество чудесных работ, относящихся к данному блоку. Позже в 1899 году он написал «Демона летящего». В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов. Оно было возведено по проекту архитектора А. С.
Он пытается поглотить героя, который уже пошел у него на поводу. Врубель изображал движение интриги, молчание и тайну. Некоторых из них казнили, других пытали, а третьи и вовсе пропали. – /. Все это показывает, что красота мира в простоте и довольствовании малым.
величавый» и олицетворяет вечную борьбу мятущегося человеческого духа. Кажется, что демоны внезапно открыли ему свою тайну и разум художника не смог ее вместить. Помимо работ, связанных с поэмой Лермонтова «Демон», художник представил миру другие шедевры искусства. Кто, как не писатель, художник, композитор, своими произведениями подталкивает «незрячих» к истине.
Михаил Врубель обожал работы Лермонтова, а также духовный мир и жизнь своего кумира. Центральной фигурой здесь, конечно же, является "Демон". Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837—1857)4.
Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). На протяжении почти 15 лет (1899–1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича – Александра Павловна Боткина (1867–1959). Жизненная драма Платона). На ней можно увидеть стесненную фигуру демона, как будто зажатую между перекладинами рамы. Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви.
Картина, которую написал Врубель («Демон сидящий»), была создана в 1891 году. После свадьбы, в 1896 году, они переехали в Москву. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Только в 1917 г. картина поступила в музей.
Последняя картина Врубеля – «Демон поверженный» (последняя из серии, написанной для поэмы Лермонтова) – находилась в Московской галерее и была готова к выставке. «Демон сидящий»1890г. Холст, масло 114 х 211Государственная Третьяковская галереяМоскваВсю жизнь манил Врубеля образ Демона. Данные об ухудшении его здоровья подтвердились. Врубель был воспитан его отцом, поскольку его мать умерла, когда ему было три года.
Переписка. Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя. Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке. Все люди верят, что «играть с огнем», в данном случае с дьяволом, нельзя.
Демон высосал у художника все силы и опустошил его душу. рублей. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции— как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации.
В результате обследования было обнаружено, что нервная система художника нарушена. В 1983 году начались строительные работы. Обратите также внимание на фон, который заполнен символическими изображениями огненно-красного заката (огонь часто символизирует конец света) и загадочными, нереалистическими цветами.
Его картины были вдохновляющими, чувственными, неповторимыми. Там он познакомился со своей женой, оперной певицей Надеждой Забелой. Александр Бенуа, наблюдавший, как Врубель нервно переписывал «Демона поверженного», уже висевшего в выставочном зале и открытого для публики, вспоминал потом: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы.
Значимость деятельности Павла Михайловича Третьякова еще при его жизни была высоко оценена современниками: художниками, критиками и историками искусства: «Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве», – писал А. Бенуа. Третьяков был достойным продолжателем дела своего прадеда – московского купца 3-й гильдии (низшей в купеческой «табели о рангах») Елисея Мартыновича Третьякова. Врубеля отвезли в психиатрическую клинику и уверили его родственников, что он находится в состоянии маниакального возбуждения.
Она написана с присущими Врубелю характерными чертами. От этого он становится бессильным (об этом свидетельствует поза, в которой он сидит, – обхватив колени руками). В 1980—1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял Ю. К. Королев.
Кто-то удивлен, другой насторожился, третий радуется, но мать потрясена до глубины души и это заметно по ее согбенной фигуре. На ней также был изображен главный герой, но уже с крыльями. Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. Годы обучения в Академии, для Врубеля были счастливыми. Он восстал против Бога и был изгнан с неба на землю.
Чем интересна картина: "Неизвестная" Крамского – светлое и интригующее полотно. Ее одежда черная, находясь по центру полотна, задает его трагизм. М., 1976). Художник сотворил "демона", но не такого, каким мы привыкли его понимать.
Это не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. И вправду, до того, как художник принялся за вторую работу – «Демон летящий», – он чувствовал себя великолепно и совершенствовал своё мастерство рисования. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня. » (второй и третий варианты), «Тамара в гробу» (второй вариант), «Голова Демона» (второй вариант), «Голова Тамары», «Летящий Демон».
Многие считают, что именно из-за своих выдуманных персонажей Врубель и сошел вскоре с ума. Крамской, – что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Врубель. К сожалению, «Демон» Врубеля не принес художнику ничего хорошего. Будучи деловым человеком, Третьяков не останавливался даже перед очень значительными расходами, если приобретаемое им произведение являлось безусловным шедевром или восполняло какие-то лакуны в поступательном движении национальной художественной культуры. Таким образом автор хотел передать, что постепенно чистая душа захватывается злом и нечистью. Также потрясающими работами считаются такие произведения, как «Ангел с кадилом и свечой», «К ночи», «Пан» и множество портретов выдающихся личностей.
В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Глубокое проникновение в поэзию М. Ю. Через три года изменений в положительную сторону не произошло, болезнь обострилась. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. 5 (17) марта 1856 года в семье строевого офицера появился на свет маленький Михаил Врубель. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу.
В другие времена делал его страшным, ужасающим, жестоким. Эта работа вызывала самые разнообразные эмоции у людей. Суть ее в том, что благородная личность выступает за сторону добра, но ничего не может поделать с силами тьмы.
Именно вот таким образом данные герои были запрещены. рублей дополнительно Городская дума выделяла ежегодно по 5 тыс.
Пастернак посоветовал Кончаловскому привлечь для иллюстраций к «Демону» В. А. Серова. Он сильный, мощный, уверенный и по воле событий у него нет выбора. Третьякова управлять делами Галереи стал Совет попечителей избираемый думой.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве3. Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле.
Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-го года. Серов, И. С. Ясно одно: тематика, выбранная Врубелем, всегда остается актуальной.
рублей дополнительно Городская дума выделяла ежегодно по 5 тыс. Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. Наличие кристаллических форм в работе Врубеля тоже неслучайно, с их помощью художник подчеркнул природу образа, его мистичность, многогранность. Художник смог добиться такого исполнения благодаря использованию при создании работы мастихина (специального ножа), нанося им плоские мазки по полотну. Начиная с 1856 его Галерея ежегодно пополнялась десятками, а то и сотнями работ.
И такими же каменистыми оказываются озарившие небо горящие закатные облака. Каминского, мужа сестры Третьякова. На самом деле художник писал реальные для своего времени картины. Он созерцает древнее золото заката, вкрапленное в сине-лиловые миры мрака (М. А.
Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. Ряд из них основан на сказках и русских традиционных народных рассказах. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов. Удивительно то, что разница в их написании – девять лет.
Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Полотно «Демон (сидящий)» называют первой значительной картиной русского символизма, которая задала ему ключевой вектор – стремление творческих личностей к безусловной красоте. Врубель стал значимой фигурой в мире русского искусства в 1890 году, когда он создал свои наиболее известные картины, одна из которых «Демон сидящий». «Демон» Врубеля – это изображение настоящей трагедии, которая все же отрицает зло. Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками. М., 1976) и словно вспоминает покинутый им мир небесной красоты.
Эскиз создавался в 1890 году, а ровно через 12 месяцев работа была завершена. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков (считая варианты), но помещено было только 11: «Летящий Демон» – заставка (черная акварель), «Верблюды с ужасом глядели» (черная акварель), «Несется конь быстрее лани» (черная акварель, белила карандаш, первоначальный эскиз Домик Лермонтова), «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя» черная акварель, белила), «Летящий Демон» – заставка (черная акварель местонахождение оригинала неизвестно), «Демон у стен монастыря» (черная акварель), «Демон и Тамара» («Люби меня. » черная акварель, белила), «Тамара в гробу» (черная акварель, белила), «Ангел с душой Тамары и Демон» (черная акварель), «Голова Демона на фоне гор» (черная акварель, белила), «Монастырь на Казбеке» (черная акварель).
Здание получило название «Инженерный корпус», так как в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб. Этим же демоном был Лермонтов. Вот так, под вдохновением от поэмы Лермонтова появилась на свет картина «Демон». Он пытался подражать ему и порой выражал эмоции, таившиеся в его душе, на холстах своих непревзойденных картин.
Критики называли ее "кокоткой в коляске", "дорогой камелией", "одним из исчадий больших городов". Воспоминания о художнике. Никогда еще художник не работал над своими картинами так страстно и с такой одержимостью. Многие из наиболее известных работ Михаила Врубеля, были написаны в течение лет, которые он провел в Москве со своей женой. Первой из них был «Пан» в 1899 году, за которым, в следующем году, последовали «Сирень» и «Царевна-Лебедь».
Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. Этим же демоном можно считать Пушкина, Толстого, Чайковского. Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках и значение изображения будет трактоваться также по-разному. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837—1857). По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины. Чуть позже диагноз подтвердился.
Автор долгое время улучшал свое творение, постоянно переделывая некоторые черты картины. По библейской легенде, это — «падший ангел». П. М. Демон изображен на холсте довольно четко, но в то же время размыто. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма». Картина была закончена настоящим мастером, который усовершенствовал свою систему рисунка. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898.
Третьяков-коллекционер был в своем роде личностью феноменальной. В ранние годы Врубель хотел стать адвокатом, как его отец. В своей картине Михаил Александрович успешно сочетал живопись и ваяние. Здесь многие литераторы проводят параллель между Лермонтовым и Врубелем. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. Работая над картиной, Михаил Александрович опустошал самого себя.
Почему так происходило. Картины Михаила Александровича Врубеля имели отличительный, особенный стиль. Но это весьма спорно, так как эта работа привлекла и значительную похвалу. Щербатов, И. Э. рублей3.
Негромко произнесенные Третьяковым слова, обращенные к художнику, – «Прошу Вас картину считать за мной» – становились для последнего равнозначными общественному признанию. В понимании Врубеля, Демон – не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», «дьявол» – «клеветник», а «Демон» означает «душа». Его Демон остался верен своей натуре. «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, – писал Третьяков в 1860, добавляя при этом, – я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». То есть иногда автор восхищался им, а иногда ненавидел. Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм».
В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов. Иллюстрации М. А. Вот таким образом Репин неоднократно переписывал лицо ссыльного.
Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» создана в 1890 году. Это было первое здание Третьяковской галереи, состоящее из двух просторных залов. Что уж говорить о лице боярыне, выражающем скорбь, бесстрашие и силу.
Но всё же он считал его величавым и властным. Безумие. И та «грязь», как называли люди работы талантливых личностей, сегодня именуется настоящим шедевром, который, кажется, ни кому не под силу повторить.
Работа «Демон поверженный», написанная в 1901-1902 году, наполнена хаосом падения. Грабарь. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. Демон поверженный – это воплощение зла и красоты одновременно. Чем интересна картина: зал Врубеля действительно выделяется некой потусторонней силой.
Остроухов, И. Е. В нём воплотилась сила зла. Переписка.
Грозно вскинуты вверх черные лини бровей и горько опущены вниз уголки рта на его смуглом лице. Каждое утро художник приходил туда и исправлял детали своей работы. Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной. Сразу становится ясно, что она – не простая девушка, а дама из высших слоев общества. За спиной Демона расцвет ют неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков.
С самого детства Михаил любил рисовать и наслаждаться очаровательными пейзажами вокруг. «Третьяков по натуре и знаниям был ученый», – напишет о нем в 1902 в своей «Истории русского искусства» художник и критик А. Н.
Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью умелым сочетанием красок и фона. Воспоминания о художнике. Все потому, что все художники, которые рисовали демонов, вскоре умирали. Иногда художник мог даже заплакать над полотном, настолько сильно он его чувствовал. Сам собой встал вопрос о постройке специального здания для картинной галереи. Недостаточно внимания проявлял коллекционер и к знаменитому Айвазовскому.
Бенуа. В 1899 году, ровно через 9 лет, был представлен еще один шедевр, который создал Врубель – «Демон летящий». Врубеля считали очень сложным человеком и художником. Сюжет картины был навеян художнику после прочтения им произведения М. Ю. Слепота.
В 1867году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». В его состав входили в разные годы известные московские художники и коллекционеры – В. А. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей абсолютно разный вид при разном освещении. В некоторые дни он изображал его величественным, властным и непобедимым. Художник множество картин выполнил в русской тематике, среди которых наиболее популярна «Царевна-Лебедь», написанная в 1900 году.
«Демон летящий» – отрицательный персонаж, который мешает людям проявить силу воли и оставаться на стороне добра, то есть быть справедливыми, честными, чистыми разумом и сердцем. Но как было на самом деле, остается загадкой. За ней последовала новая работа. «Моя идея, – скажет он в конце своего жизненного пути, – была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь. » Сначала произведения, которые приобретал Павел Михайлович, размещались в комнатах его собственного дома в Лаврушинском переулке, купленного в начале 1850-х. Врубель. Выполнена работа маслом на холсте.
Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. Важно, что Врубель точно понимал, кто такой демон. Отметьте потустороннее выражение в глазах Демона (противоположность выражению на портрете Тургенева, который написал Перов, например), возможно символизирующее существования мира за пределами повседневного. Об этом же говорил и М. Нестеров в своих воспоминаниях: «Не появись в свое время П. М. Он искал того, чего не было, стремился передать читателю то, чего сам до конца не знал. Судьба художника трагична – смерть малолетнего сына, безумие и слепота.
Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова — «Утро стрелецкой казни». Все, что приходило ему в голову, вскоре появлялось на холсте. Картины М. А. Именно картина «Демон» Врубеля удачно соединила в себе черты романтизма, грусти и многозначности. Он пытался изобразить невозможное, стремился показать драматизм и конфликтность бытия. «Я должен сознаться, – писал в 1873 художник И. Н.
Это был многогранный человек, никогда не останавливавшийся на достигнутом. Автор вел себя очень странно в эти годы. Из серии популярных работ, посвященных поэме Лермонтова, также выделяется картина «Демон поверженный».
Заболел Врубель в 1902 году. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). Крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве, М. А. Врубель был уни версальным художником, создавшим произведения станковой живописи и монументальные росписи, превосход ным рисовальщиком и скульптором, много работал в области декоративно-прикладного искусства. Подытоживая, отметим, что «Демон» Врубеля – это не что иное, как борьба между двумя силами: света и тьмы. Герой должен созерцать происходящее.
Никто не знает, что стало причиной возобновления работы, но картина «Демон сидящий» была не последней. После смерти П. М. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве. Окаменевшая природа словно несёт в себе одиночество падшего ангела, несбыточность его мечты о земном добре, живой земной красоте.
Демон Врубеля совсем другой, собственно как и демон Лермонтова. А он таков: демон – это символ сложного, несправедливого, реального мира, который рушится и вновь собирается как мозаика. Но в воображении художника живёт иной образ — «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всём том дух властный, величавый». На первой картине этой врубелевской серии изображён сидящий Демон: «молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката».
На протяжении написания автором работ окружающие все больше убеждались, что у него психическое расстройство. Третьякова были поистине грандиозны. Конечно же, его мощь укрощена, сжата. Врубель, говорят, специально нарисовал картину на узком холсте. К их числу относят картины «Гамлет и Офелия», «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка», «Богатырь», «Микула Селянинович», «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь», а также многие другие.
Именно эта тема станет модной у многих последующих за Крамским художников. По мнению художника, демон был воплощением страдающего и скорбного человека. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли засобой такие пирамиды черепов. Как следствие, у него обнаружили третичный сифилис. (document). ready (function () t260init () ) Мраморный памятник Павлу Третьякову Александр Кибальников создал еще в 1962 г., однако до 29 апреля 1980 г. эта скульптура хранилась в самой Третьяковской галерее, лишь затем украсив вход в нее. В 1902 году на выставке журнала "Мир искусства" был представлен эскиз к будущему полотну "Демон поверженный" (1901, Третьяковская галерея), который хоть и был приобретен Советом Третьяковской галереи, но получил неоднозначную оценку публики и художественной критики.
Судьба Врубеля трагична. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве. Именно это и хотел донести до публики Врубель. Среди маститых иллюстраторов, привлеченных к работе, было всего четыре молодых художника— Серов В. А., Коровин К. А., Пастернак Л. О. и Врубель. Осенью 1880 года Врубель был принят на обучение в Императорскую академию художеств. Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый художник Савицкий. Что же касается демона – то это энергия, способная захватить душу.
В качестве фона автор взял горную местность, которая изображена в алом закате. По интерьеру и украшениям дома понятно, что это – скромная интеллигентная семья. Это видно на рисунке по мускулам, осанке и выражению лица героя. Дух кажется закованным в тело и жаждет освободиться от оков.
Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. Лермонтова «Демон». Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в Омске. Интересным является то, что ежедневно Михаил Александрович переделывал образ демона.
Помимо собрания русского искусства Павла Михайловича Москве была подарена и коллекция его брата Сергея Михайловича Третьякова (1834–1892), незадолго перед тем скончавшегося. В 1901 Врубель нарисовал впечатляющую картину «Демон поверженный». "Московский дворик" поражает своей деревенщиной. Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. Главной темо творчества Врубеля в «московский период» стала тема Демона. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но, не видя ясно облик сатаны. ».
Отметим, что герой также не является запуганным, потерянным мужчиной. Примерно тоже самое происходило с Врубелем. Врубель закончил ее к 1902 году и она стала последней в данной тематике.