В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Казалось, распахнулось многоячеистое окно — и мы заглянули с дельфтской улочки в комнату голландского дома. Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский, нидерл. Johannes Vermeer van Delft, МФА: 1632—1675)— нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Другие варианты— Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский1.
В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Ян Вермеер Дельфтский — жемчужина, вспышка, драма и квинтэссенция «золотого голландского века». Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского. Для меня долгоедолгое время Вермеер Дельфтский оставался тайной. В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский.
Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский, 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Другие варианты— Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский. В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский.
Он сослался на спешную работу, на этюд — заброшенный им несколько лет назад — о Вермеере Дельфтском. Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский, нидерл. Другие варианты— Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский.
Великий нидерландский художник Ян Вермеер Дельфтский умер в 1675 году. Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) – великий нидерландский художник.
Вермеер перестал чтолибо говорить пресыщенному сердцу современников. Цены на них были впечатляюще велики для того времени. Можноподумать, что оба мастера состязались друг с другом. Завершающей стадией работы над картиной «Служанка с кувшином молока» (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Их прекратили покупать.
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Могли бы мы тут жить. Мастер не ставил перед собой цель написать портрет конкретного человека.
УПитера де Хооха преобладают согласованные друг с другом, но четкоотграниченные тона и потому колорит его картин не так уж трудноописать: небо голубое, деревья зеленые, кирпич розовый, плиты мостовойпесочного цвета, юбки женщин красные, фартучки синие и т. д. и т. д. Вколорите «Улички» Вермеера заключено такое же взаимодействие красок, что и в соотношениях его композиций. На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Торговля предметами искусства замерла. Но если исходить приоценке Вермеера не из его сюжета, но из его внутренней сущности, нужнобудет признать, что «Уличка Дельфта» ничуть не выпадает из еготворчества. Это самое известное полотно художника. Предположение это основано на том, что художник жил однообразно и в постоянных трудах.
В Делфт приезжал Карел Фабрициус, бывший учеником Рембранта. Замечательно другое: необычайно высокая оценка поэтом совсем еще молодого живописца. С. 58—60). Художники Нидерландов обычно не бедствовали. Луки – цеховое объединение живописцев. Свойственная ряду произведений мастера религиозная символика (к примеру, Дама, взвешивающая жемчуг, – Национальная галерея, Вашингтон, – измеряет сокровища души на фоне картины со Страшным Судом) предстает несколько вычурной и сентиментальной в Аллегории Веры (Национальная галерея, Вашингтон), которую принято считать последней из известных его картин. Головокружение у Бергота усилилось он впился взглядом, как ребенок в желтую бабочку, которую ему хочется поймать, в чудесную стенку.
Виллем I руководил голландцами в вооруженной борьбе против испанских завоевателей. Во время обучения юный Вермеер знакомится с именитыми голландскими художниками. Оно примечательно не только своими исключительными художественными достоинствами, но и причастностью тайне Вермеера.
Свое влияние оказывает и голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох. Две его картины рассказывают о городе, в котором он родился. Находится в Риме, в непосредственной близости от церкви Санта Мария Маджоре. Вермеер оказался предтечей импрессионистов. Да, нам известны его долги и мы знаем, как звали его жену (Катарина Болнес) и что она была католичкой, а он протестантом — и ее мать сначала противилась этому браку, а потом помогала дочери и зятю и завещала дочери свое состояние.
Французский писатель М. Пруст в своем романном цикле «В поисках утраченного времени» вплел в ткань повествования популярную в его время традицию понимания искусства Вермеера Дельфтского: его живопись реализует тот идеал Искусства, которое отрешено от жизни в созерцательной, почти сакральной тишине. Картины и предметы прикладного искусства были очень востребованы в голландском обществе. От обиды на современников, перенесенной в будущее.
Его представления о жизни, о творчестве, о красоте так же не искажены. История новейшая есть история христианства. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. Знаменитый Бокал лимонада он объяснил так: Анекдот ее (картины) самый обыденный.
Мария Тинс нередко финансировала работу Яна, помогала дочери с детьми. Присмотрюсь: нет, это другой кувшин, похожий на тот, но все-таки другой. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. Я так много говорю об этом ибо мне ненавистно прокрустово ложе, на которое искусствоведы стремятся уложить художника.
Позже его второй раз переизбрали на эту должность, где он пробыл до своих последних дней. Santa Prassede). Потому мы и знаем точную дату его смерти: 16 декабря 1675 года. Но эта фраза — пышное и пошлое и никчемное оправдание. «Малые голландцы» — жанровые художники той поры — погружались в обыденность в поисках нравоучительных тем. Безусловное влияние на молодого художника оказал Питер де Хоох. Мне показалось, будто я вселился в полотно Вермеера.
И это пишет Чехов. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. Тут есть своя философия, мирочувствование художника. Мастера меньшего таланта сколачивали себе огромные состояния, рисуя по несколько полотен в месяц. Луки и соответственно руководил ею.
Луки и соответственно руководил ею. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре. Одним из его покровителей считался Хендрик ван Бейтен, булочник. Люди спекулировали на всем – от хлеба и спирта до цветов и картин. Считается, что в Риме VI века соединили память о древних девах, ухаживавших за христианами, заключенными в тюрьму и погребавшими тела мучеников, с памятью о Пуде, предположив, что Пракседа и Пуденциана были его дочерьми и сестрами друг другу (хотя другие предания относят мученическую кончину Пракседы к концу II столетия). Узнаются несколько башен, может быть, несколько крыш, — все остальное выглядит по-другому. В основном это долговые расписки.
И скупые приметы научных трудов разные: у одного – циркуль, у другого – небесный глобус. Благодаря этой сохранившейся описи (она была впервые опубликована в журнале "Старая Голландия в 2001 году), мы знаем, как выглядел дом и что находилось в каждой из комнат. Вступил в гильдию Святого Луки, объединявшую художников. Тайны дворца, тайны королевского двора. И еще какие-то рулоны бумаги на столе.
Вульгарно-прозаическую ситуацию Вермеер пересказывает поэтическим языком светотени. Вермеер выполняет заказ, но думает не о том, о чем думает заказчик. Луки и соответственно руководил ею. — спрашивает современный исследователь (Ю.
Это вид города, набережной со старинными воротами, зданиями, у коих разная архитектура. Один кирпич упал с подводы и был приспособлен к домашним нуждам. В 1660 году Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. И еще один чудесный образ труженицы создал Вермеер (похоже, я перехожу на социалистические рельсы Ротенберга) – луврскую «Кружевницу». На всю Голландию Дельфт славился мастерицами кружев и мастерами фаянса. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте.
Это правда в отношении служанки, но девушка с письмом тоже тип, пользуясь терминологией Ротенберга, только совсем другой – из привилегированной социальной среды, способной чувствовать ничуть не меньше, чем «простой народ». Художник не возникает из пустоты. «Улочка» же, наоборот, создает ощущение спокойного затишья – люди живут своей жизнью, совершают привычные им ежедневные дело. Жанровые картины Вермеера не чужды комизма, обаятельной театральности.
Сладостная (какая, какая. ), сладостная, золотисто-перламутровая, словно приснившаяся городская панорама с зеркальной гладкой речной поверхностью на первом плане — и неровное, яркое, тревожное, как будто взволнованное каким-то неожиданным известием, небо над ней. «Улочка» же, наоборот, создает ощущение спокойного затишья – люди живут своей жизнью, совершают привычные им ежедневные дело. ЯнВермеер Дельфтский — художник, который ищет и который творит неискаженный образ в жизни.
С конца 1650-х художник меняет манеру изображения. Едва ли это миловидное существо станет кружевницей или хозяюшкойхлопотуньей. Вермеер работал неторопливо, создавая в год две-три картины. Деревянная панель дома и сегодня демонстрирует туристам следы роковой пули.
Мне бы всетаки не хотелось, – сказал он себе, – чтобы обо мне кричали вечерние газеты как о событии в связи с этой выставкой. Женщина, ожидающая ребенка, стоит около стола, держа в руках письмо, — жена Вермеера позировала ему для картины «Читающая письмо». Сейчас странный человек дельфтского тайнописца предстал передо мной в яви. И в искусстве Франции этот жанр получил распространение, в частности в творчестве Никола Пуссена и Клода Желле (Клода Лоррена), хотя в их пейзажах есть все необходимые приметы классицизма. Картины «Кружевница», «Дама у спинета», «Женщина в голубом, читающая письмо» и «Девушка, примеряющая колье» – яркие образчики этого периода творчества художника.
Наиболее успешным фальсификатором— автором нескольких работ, проданных под видом работ Вермеера (например, «Христос в Эммаусе»), в том числе и руководителям Третьего рейха, был Хан ван Меегерен. Живопись и архитектура, скульптура и графика полны идей и мастерства, которые очаровывают публику и позволяют находить новые ракурсы восприятия и получать удовольствие от тонкой игры с материалом и зрителем. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики. По одной из версий на самой известной картине художника, «Девушка с жемчужной сережкой» (Het meisje met de parel, 1665) изображена его дочь Мария.
Вермееру было двадцать, когда он женился на девушке из деревни Схиплейден — ее звали Катерина Больнес. Все его наследство отошло кредиторам. Тем, кто торопится, в Дельфте делать нечего — этому городу нужен другой ритм. То, что делает «Локхид», не просто управляемо, а заранее и в мельчайших деталях — включая риск политического скандала — просчитано на компьютерах.
Молодая девушка – словно олицетворение нежной женственности. На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Здесь складывался благоустроенный быт, который уже был немыслим без музыки, без искусства.
Какое же это удовольствие — сидеть в дельфтском кафе, прямо на улице, под цветным тентом. войны с Францией замерла торговля живописью. Всего художником было написано около 40 картин. Мысль, сделав петлю, возвращается к русской теме.
По работам Яна возможно изучить интерьерный быт голландцев. Луи Селин сказал, что мании одних не доставляют счастья другим. Учителя Вермера неизвестны в его работах чувствуется влияние мастеров утрехтской школы (Хонтхорст, Тербрюгген, Пеленбург) и Карела Фабрициуса (ум. А может и еще выше шагнет.
Этим можно объяснить небольшое количество созданных им работ. К исходу его недолгой жизни интерес к нему стал угасать – и соответственно доходы. В его собрании находилась 21 (. ) работа Вермера. В пятнадцатилетнем возрасте Ян поступает на обучение в художественный класс при гильдии Святого Луки. Мы не знаем причины, но он почему-то изменил фамилию и имя. В 1671 году Вермеер получил после умершей сестры наследство — 648 флоринов. Второй пролет подвел меня к темному коридору.
Этот уникальный прием обогащал возможности передачи взаимодействия света и формы, в «каплях» пигмента словно дробятся и сверкают световые лучи. Это правда, хотя мании порой бывают заразительны. В зеркальной глади его грахтов отражаются кирпичные стены, ставшие темно-пунцовыми от времени, ступенчатые крыши, шпили церквей, горбатые мостики, по которым когда-то степенно брели мастеровые и купцы в широкополых шляпах, а теперь деловито проносятся мамаши на велосипедах, упаковав в корзинку ребенка и кулек с продуктами. К числу лучших произведений Вермера принадлежит знаменитая «Девушка с жемчужной серьгой» (ок.
Это очень тусклая жизнь, если сравнить ее со сверкающей жизнью Рубенса, любимца века, художникадипломата, всеобщего баловня это очень обыденная жизнь, если сравнить ее с взлетами и падениями Рембрандта очень пресная жизнь, если вспомнить о долгом и пышном цветении Франса Хальса это жизнь с горчинкой, если взглянуть на безунывное существование многих «маленьких голландцев», несопоставимых по таланту с Вермеером. Но Хоох не мог быть учителем молодого гения, поскольку жил в Делфте лишь с 1652 года. Что же случилось. Вчерашние солдаты становились купцами, а вчерашние мирные капитаны торгового флота – пиратами. Ожидания оправдались, я попал в московское зазеркалье. Так и «Служанка с кувшином молока» представляет собой самодовлеющий мир.
Последние уже ценились дороже. Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление. Блики одухотворяют мир людей и предметов и сообщают им внутреннюю значительность. Открытия и эксперименты Рембрандта он использовал для собственных целей и собственных тем. Рембрандту указали на дверь. Вермеер занимал должность декана гильдии св.
А вторая тема – люди, увлеченные своим трудом. Похоронили ее 2 января. Тут достигнута удивительная стереоскопичность: девушка как бы высунулась из картины. Конечно, Вермеер не Франс Хальс, которого увлекала лишь глубина человека.
Ему было немногим более сорока лет. В больших полотнах он обратился к сюжетам из мифологии (Диана с нимфами, Гаага, Маурицхейс) и Евангелия (Христос в доме Марфы и Марии, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), а в 1656 году написал первую жанровую картину «У сводни» (Дрезден, Картинная галерея). Уже при жизни картины художника отлично продавались. Мне кажется, не случайно Вермеер появился именно в Дельфте. Одно из них (Хозяйка и служанка) висит у нас в Эрмитаже. Случилось это так: французский критик Торе однажды увидел в гаагском музее Маурицхейс картину, о которой он написал в «Газетт де бо арт»: «В Маурицхейсе всех посетителей берет в плен прекрасный и своеобразный ландшафт, запоминающийся и художнику и знатоку картин. В доме Мехелен созданы были, пожалуй, самые «тихие» полотна, которые когда-либо писались в Дельфте, да и во всей Фландрии. Мастер жанровой живописи ценился и как искусствовед. Неужели то самое, которое так долго ждали.
Среди немногочисленных картин на другие сюжеты особенно замечательны два пейзажа, Вид Делфта (Гаага, Маурицхейс) и Улочка (Амстердам, Рейксмузеум), отличающиеся удивительной безмятежностью и уравновешенностью. В XVIIв. Его отец имел непосредственное отношение к искусству так, как занимался шелкоткачеством (для портьер и оббивки мебели) и был зарегистрирован в качестве торговца предметами искусства в одной из гильдий города, где в свое время начал свое обучение молодой Вермеер. Он не давал писать себя другим, не оставил и автопортрета, с одной оговоркой: он присутствует «В мастерской художника», в священный час творчества – за мольбертом. Получается, от близкого к далекому.
Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Не знаю, как в Голландии XVII века, а в довоенной Германии такой обычай был в порядке вещей. Но мне удалось подтащить их к Вермееру. Но, как уверяют оппоненты этой точки зрения, первенец в семье появился в 1653 году.
Уж скорее той румяницей, что принимает монетку от офицера. Говоря другими словами, в «Уличке» Вермеера самая форма художественноговосприятия (картина) оказывается соразмерной форме представленныхпредметов (пролетам и окнам) и это одна из причин, почему нас такпривлекает картина скромный вид дельфтской улички радует сходнымощущением разумности мира, как Рафаэль своим прославленным собраниемдревних мудрецов в «Афинской школе». Молодой мастер долгое время находился под впечатлением итальянского барокко. В атмосферу будничной жизни возвращает «Молочница» (ок. ВеличиеВермеера в том, что он выражал более глубокое представление о мире, чемто, которое руководило «малыми голландцами».
Сейчас мои двенадцать соток в полном запустении. Теща была волевой женщиной, которая очень во многом помогала молодой чете. И. Кузнецов).
Самой значимой картиной данного периода можно назвать крупнофигурное полотно «У сводни». Жан Жироду остроумно говорил, что Трою погубили утверждения. Когда доход от сделки исчисляется миллиардами, на взятки ассигнуются миллионы. В том числе — умению не оправдываться, жить по-своему.
Благодаря этому и фигура молочницы оказывается погруженной в световую среду, которая как бы обтекает ее со всех сторон. Но всегда его образы имеют индивидуальный характер. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах. Привычный для Вермера мотив «Молодой женщины с кувшином» (ок. Как бы ни была юна девушка на картине, она все же явно старше дочери художника.
Первоначально прокормить многочисленное семейство помогала гостиница «Мехелен», располагавшаяся на главной рыночной площади Делфта. Мы их знаем наизусть: каменный пол, уложенный в черную и желто-мраморную плитку, плоское блюдо из синего фаянса с яблоками и лимонами, белый кувшин с синей стеклянной пробкой, кочующий из одного сюжета в другой: вот он стоит на столе перед задремавшей девушкой, облокотившейся во сне на стол, вот его держит в правой руке кавалер в широкополой черной шляпе, угощая девушку вином, потом oпять тот же кувшин стоит на свежевыглаженной шелковой скатерти, только на этой картине девушка уже в обществе двух кавалеров, а затем он вновь появляется на подносе, а хозяйка играет для гостя на клавесине. Палитра Ван-Гога — палитра Вермеера, ставшая дисгармоничной. Следовательно, на момент написания картины (1665) Марии было всего двенадцать.
Деловой француз записал в своем дневнике: «В Дельфте я видел живописца Вермеера, у которого не было ни одной своей работы зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала лишь одну фигуру, ценою, на мой взгляд, не более, чем в шесть пистолей».
В«Даме у клавесина» он пытался связать аллегорическую фигуру амура вкартине с хорошенькой дамой, которой он словно передает любовнуюзаписку. Зато одну из них мне показали у местного булочника, заплатившего за нее 600 ливров, хотя она изображала всего одну фигуру, – ценою, на мой взгляд, не более шести пистолей» («пистоль» соответствовал тогда десяти гульденам). Художник и его модель одинаково нейтральны к происходящему. Но крещен он был в последний день октября 1632 года в одной из приходских церквей Делфта. Любопытно, что из двух крупнейших мастеров натюрморта – Клаеса и Гедды – при жизни предпочтение отдавали первому, а в потомках – второму, который, конечно, выше. Но в каждомжёлтом, синем или белом пятне скрываютсядесятки, сотни различных оттенков.
Облик молодой женщины дышит здоровой силой, моральной чистотой предметы, ее окружающие, написаны с удивительной жизненной достоверностью, кажется ощутимой мягкость свежего хлеба, гладкая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Трудно понять такое: картины были, а их не видели. Ближе к концу жизни финансовое благополучие семьи пошатнулось.
Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. В «Служанке» (Амстердам, Рейкс-музеум) маленькие мазочки, положенные на холст с величайшей тщательностью, точностью и разнообразием, воспроизводят все особенности структуры тканей, хлеба, глиняного кувшина, струи молока в композиции «Офицер и смеющаяся девушка» (конец 50-х гг., Нью-Йорк, собр. Впрочем известно, что книги, картины, музыка прочнее камня, выше пирамид.
Его перестали видеть, понимать. Под конец 60-х годов семнадцатого века художник немного изменил свою манеру. Такая может выбиться в «Женщину, взвешивающую жемчуг» или в «Даму у спинета» или в ту, с лютней, которой служанка вручила послание любви («Любовное письмо»). Горе стране, находящейся вне европейской системы.
Чехов, который не был ни идеологом, ни максималистом, который у себя в Мелихове сажал деревья, разводил цветы, а потом построил ялтинский дом в стиле модерн согласно самым цивилизованным европейским стандартам (правда, камин был сооружен таким образом, что дым почему-то задувало в комнату и холодно зимой бывало так, что хозяин спал в войлочных туфлях, — но это уже мелочи и придирки). И как женствен поворот ее ладненькой головки. Художник обращается к религиозной тематике («Христос у Марии и ее сестры Марфы»). Недаром французский критик Т. Торе-Бюрже назвал художника «дельфтским сфинксом». В 1675 году художник заболел и скоропостижно скончался. Девушка с жемчужной сережкой.
Героини Вермера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное умение мастера передать атмосферу жилой среды, вкрадчиво привлекающей зрителя на роль кавалера (тем паче, что в подавляющем большинстве случаев фигура последнего в картине знаменательно отсутствует). Уже женившись, он мигрировал в Делфт и купил там постоялый двор. Рядом с ней в белом керамическом кувшине стояли цветы: желтые гвоздики, золотистые ноготки тут же в стеклянной банке — пучок розовых цикламенов: кто-то догадался принести их, так сказать, в индивидуальном порядке, — не мы. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие.
Спекуляций на трагедии в искусстве хоть отбавляй. Город замер на невидимой грани между мрачной и ясной погодой. Художник повернулся задом к тем, кто отвернулся от него, – символичная поза.
Немцы основательно пограбили Россию во время Второй мировой войны. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами. Классицизм – направление, следующее принципам, признававшихся в ХVII-ХVIII веке классическими (образцовыми) искусства античной Греции, Древнего Рима, Высокого Возрождения. В картине нидерландского живописца явно доминирует девушка. Ян Вермеер был знаком с художникамиЛеонартом БрамеромиГерардом тер Борхом.
В свою очередь. Ее назвали в честь матери Катарины. Между тем существует версия, что по избежание проседания церковного пола остатки погребений под всеми плитами, которые находились в церкви, в свое время были перемещены за пределы здания. И казалось, что все свои картины, кроме ранних (одна на мифологический сюжет, другая на библейский) да двух пейзажей, он творил в одном и том же интерьере: всегда узнаваемы были окно, стена с географической картой, немногочисленная мебель, скатерть на столе. Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами.
Большая часть неба затянута тяжелыми облаками. Что бы Вермеер ни писал, он пишет одно: свидание девушки и света. Тональный колорит смело сочетается со звучными пятнами чистого цвета.
На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка. Но Вермеер, которого я люблю с юношеских лет, кое-чему меня за эти годы научил. Понадобилось заступничество Брамера, тоже католика, чтобы сердце будущей тёщи смягчилось. Завершающей стадией работы над картиной Служанка с кувшином молока (впрочем, как и над некоторыми ранними произведениями) было нанесение крошечных точечных мазков концом кисти. Финал жизни Вермера, как почти у всех великих голландцев, драматичен.
Как и в этой картине, как и в некоторых других, можно узнать одну и ту же обстановку: обитые кожей стулья с высокой спинкой, стол, покрытый тяжелой ковровой скатертью и, безусловно, открытое окно. Все прочее — литература. Значит, тот разбился. Образы «вечно женственного» у Вермеера сопоставлены с образом солнечного света. Вермеер искал в обыденности очарований.
«Ночное кафе» — образ искаженной человечности искаженной жизни. Не повезло с Терборхом и такому знатоку, как Александр Бенуа, допустившему тот же промах. Все старые голландские мастера работали в куда более темной манере его светлая, солнечная живопись – одно из новаторских достижений мастера из Дельфта, которого так долго числили, полузабыв, одним из «маленьких голландцев», к тому же далеко не столь очаровательным, как Терборх или Мэтсю. Цвета у Вермера сильные, насыщенные на первый взгляд кажется, что он не смешивал краски. Иногда им удается выпустить одиндва номера газеты или журнала, прежде чем уйти в небытие. В результате начавшейся в 1672г.
На самом деле — оправдания нет. Она родила Яну одиннадцать детей. Янсенс Элинга — Комната в голландском доме, Габриел Метсю — Завтрак). Здесь сложиласьи самобытная школа живописи, традиционнойтемой которой был интерьер.
Размер картины 65 х 77 см, холст, масло. Он писал это полотно в пору начавшегося к нему охлаждения. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. Это было как бы посвящением в профессиональные художники, в Мастера.
Пресловутой имперсональности я не нахожу и на втором дрезденском холсте Вермеера – «Девушка с письмом», – решенном совсем в другой, приглушенной гамме. По сути, Вермеер стал последователем жанровой живописи де Хооха. Один кирпич упал с подводы и был приспособлен к домашним нуждам. В 1671 году Вермеер получил после умершей сестры наследство — 648 флоринов. Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 1658—1660 годами, Гаага, Маурицхейс).
Работая в Арле, на юге Франции, Ван-Гог много думал о Вермере и о XVII веке. Секрет этого полотна в раскрасневшейся от возлияний девице, спокойно предоставившей свою молодую грудь мощной длани кавалера. Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников. О том, что живопись Яна Вермеера ценилась современниками, свидетельствует тот факт, что художник дважды избирался деканом гильдии Святого Луки (в 1662-1663, а также 1670-1671 годах). Около шести лет он должен был отучиться, чтобы приобрести членство, так же как и отец.
Эллина, я не сказала что несчастлив, а лишь предположила, что не был счастлив. Урок музыки или примерку серьги он описывает тщательно и завороженно.
Хорошо ли это. Яблони замерзли, высохли их пришлось срубить. То же соединение страсти и кропотливости мы находим у вермеровской «кружевницы». Потомки Оранского «обиделись». на Дельфт и покинули город. Это земля, которая отвоевана в извечной схватке с Северным морем. Где веселые катки с нарядными дамами и господами.
Ученый в синем халате, циркуль в руке, глобус на шкафу. Это «Ночное кафе» Ван-Гога, картина, рисующая ночь света. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер наследовал его стиль жанровой живописи в своих полотнах.
Вермеер вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить многочисленное семейство. – художнику.
Вермеер занимал должность декана гильдии св. По договору, молодожены переехали в дом невесты. Отсюда таинственный налет печали на его солнечном искусстве. Это действительно первые радости света.
созданы два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенная, тонкая по исполнению, простая по композиции, как бы случайно кадрированная Уличка (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками Вид Делфта (Маурицхёйс, Гаага). В иную эпоху, подчиняясь иным импульсам, Блок напишет о «резком, неподкупном свете дня». На месте бессмертной богини перед зрителями стоит служанка. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. Луки и соответственно руководил ею.
Семья художника не была бедной. Обойтись без специальных терминов вроде лессировки или пастозности (у Вермеера ее нет) — то же самое, что в разговоре о стихах проигнорировать ритмику и метафоры, ничего не сказать о дактилических рифмах, пиррихиях и спондеях. Но Ян Вермеер не любил спешить.
Он четко моделирует объемы предметов, выявляет фактуру поверхности каждого из них. А заодно и запечатлевшему ее трудовой подвиг – шутка ли – налить молоко. Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века.
В поздниегоды он обнаруживает настойчивый интерес к «высокому стилю»аллегорической живописи барокко, не порывая с голландским жанром. Крупнейший мастер голландской жанровой и пейзажной живописи. Возможно, со мной согласился бы Вермеер: у него есть картина Географ.
Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. О юношестве Яна известно достаточно мало. Он одет в просторную мантию – одежду ученых того времени. Уж не заняться ли мне здесь выяснением причин, повлиявших на национальный характер.
Работ, бесспорно принадлежащих Вермееру, немного — тридцать пять.
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру – в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины – в своих городских видах Вермер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией (Улочка, Государственный музей, Амстердам и Вид Делфта, Маурицхейс, Гаага). Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
Натурные пейзажи Ван-Гога — поиски утраченного утра. То есть спать в войлочных туфлях. И все же было бы обидно, если бы под натиском «Униливера» или другого всемогущего концерна исчез удивительный этот город, знакомый многим людям во многих странах по репродукциям полотен Яна Вермеера.
Поражают гениальная смелость его живописи и непогрешимость мастерства. Куда. В 60-е годы XX века утвердилась абсолютно иная точка зрения и теперь акценты были смещены, наоборот, от «чистой живописи» к «живописи идей». Обе картины, скорее всего изображают одного и того же человека. Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой.
Или трагическая маска. О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Не здесь ли разгадка его искусства. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности.
Именно в Дельфте в 1584 году на ступенях резиденции Оранского дома (сегодня это музей Принценхоф) оборвалась жизнь великого Вильгельма Оранского имя которого пользуется особым уважением и почетом у населения страны, т. к. 1658—1660, Амстердам, Рейксмузеум). Свет Вермеера — свет, не познавший некрасоты мира. История живописи знает великое произведение, созданное как антипод Вермееру. Жаль, что нельзя спросить об этом у самого художника.
К лучшим вещам такого рода, написанным в основном в конце 1650-1660-х годах, принадлежат Девушка с письмом (там же), Женщина у окна (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Солдат и смеющаяся женщина (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Дама, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин), Служанка с кувшином молока (Государственный музей, Амстердам), Кружевница (Лувр, Париж). Существенно, что само полотно выделяется крупными размерами в сравнении с другими. Остальные дочери замуж не вышли и, в основном, умерли в бедности.
Он видел вних главное достижение художника, главный источник его очарования. Нет, не напрасны.
Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. Отсюда такая близость нынешней душе его замерших посреди далекого прошлого фигур. И те, кто проговаривает это быстрее всех, считаются самыми набожными. О богатстве Марии Тинс свидетельствует нотариально заверенный инвентарный список ее дома. Чета Вермееров жила достаточно счастливо.
В 1662-63 и 1670-71 гг. Чтобы погасить многочисленные долги мужа, Катарине пришлось отказаться от наследства. Когда-то в городе находилась резиденция Оранской династии.
Нельзя умолчать и о том, какое сильное впечатление произвели работы Питера де Хооха на дальнейшее творчество Яна Вермеера. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг, что отразилось в картине «Диана со спутницами». В конце1650-х годов Вермеер создал два шедеврапейзажной живописи: лирическипроникновенную, тонкую по исполнениюкартину Улочка (Государственныймузей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками Вид городаДелфта (Маурицхёйс, Гаага).
Неприятный живой шорох наполнял спертый воздух хранилища. Приземистые крестьянские дворы под темно-красными крышами, благодушные коровы. 24 февраля 1676 года в погашение долгов она отдала «Мастерскую художника» своей матери. Я имею в виду не прямого заказчика, а целокупного – вкус общества.
1606) Питера де Хооха в Эрмитаже изображает такой жеобыденный, жанровый мотив, как и «Уличка» (Амстердам) Вермеера. «С чего вы взяли, что это любовное письмо. » – иронизирует исследователь. Здесь «в противовес внутренней безличности героини Девушки с письмом создан подлинно характерный образ, переходящий в тип». Зато ужинать лучше вдвоем. Его близким не хватило денег на каменную плиту. Они готовы были платить за его полотна большие деньги.
Размер картины 52 x 45 см, холст, масло. А приезжему и сейчас покажут дырочки в стене подворья, оставленные роковыми пулями. Картины художника иногда изображают Катарину. Вермеер занимал должность декана гильдии св.
Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. Я вздрогнул не только от неожиданности. Иные сокровища, воистину бесценные, так и не найдены. Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Кажется, нельзя сделать ни однойперестановки, чтобы не нарушить этого порядка. Ну как тут не подивиться маленькой провинциальной Голландии, где уже в XVI — XVII веках горожане спали раздетыми на крахмальных простынях и пуховых перинах с кистями (рембрандтовская Даная, Ф. Ван Мирис Старший — Утро молодой дамы), дверные и оконные ручки сверкали, наборные полы и витражные окна блестели, комнаты были залиты светом или, наоборот, затенены надежными, плотными шторами (П.
Значит, определился с профессией и начал обучение подросток на пятнадцатом году жизни. Позже членство в гильдии получил и Ян. Чтобы вернуть в мир гения, нужен другой гений. Ученый в синем халате, циркуль в руке, глобус на шкафу.
Ясное дело — нехорошо, неловко. Это прежде всего знаменитый «Вид Дельфта». Крыжовник заглох. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа.
В водах канала играют тени города. Может даже показаться, что вот-вот из-за края картины проедет повозка или карета.
Картина «Молочница» поражает зрителя прежде всего своей композиционной простотой и практически не имеет прецедентов в голландском искусстве. В 1654 году у Яна и Катарины рождается первая дочь – Мария. У Катарины в это время из работ мужа оставались «Мастерская художника» и «Дама, примеряющая жемчужное ожерелье». Получив наследство своей сестры Корнелии, она с 1661 года стала владелицей земельных наделов, среди которых значились усадьбы близ Схонховена («Bon Repos»), сдаваемые в аренду.
Был еще один голландский художник имя которого здесь следует назвать, — Питер де Хоох. Уже в ранних произведениях стремился соединить возвышенный художественный строй образов с близостью их к натуре (Христос у Марфы и Марии, Национальная галерея, Эдинбург). Художник, утонченный эстет, работает так же, как девушка-простолюдинка. Пракседа (от греч. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги.
Живописно-пластическое единство композиции, построенной по законам строгой архитектоники, покоряет в картинах с двумя фигурами «Бокал вина» (ок. Кумушки судачат спозаранку: часы на башне показывают десять минут восьмого. Для Вермеера это строгий обряд и чудное мгновение жизни. У него была старшая сестра, разница в возрасте с которой составляла 12 лет. Ван-Гог писал, что здесь сходят с ума, замышляют убийство.
Великолепную жизнь прожил ВанДейк, он редко выходил (а мог – да еще как. ) за рамки салонного портрета высочайшего живописного класса. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Я его не слушал. На картинах Рембрандта — борьба света и тени. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. Для Катарины 22 года жизни с Вермеером стали, возможно, самой счастливой порой в жизни.
Как и чем живут люди в нынешнем Дельфте. Могила великого живописца осталась неизвестной потомству. Стены садов, деревья. Предполагается, что это были комнаты его родного дома. Все полотно проникнуто бесконечным лиризмом.
Но зато какие краски. »Такими словами «Уличка» Вермеера была впервые описана французскимкритиком Бюрже-Торе, первым исследователем и почитателем Вермеера. Художники практически перестали получать заказы. Хотя в деньгах недостатка у семьи не было (особенно при условии, что после смерти матери и сестры Ян наследовал «Мехелен»), благодаря своему творчеству он смог обеспечить себе место в гильдии Святого Луки. Из окна мастерской виднелась Новая церковь.
Где паруса победного флота. В 60-х гг.
Отец его был трактирщиком, а «дом Мехелен» — харчевней, которую охотно посещали и покупатели и ремесленники и торговцы сырами, малосольной — «зеленой» — селедкой, деревянными кломпсами и сине-белой дельфтской посудой. Я выскочил в коридор. — несерьезная, облегченная наука. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Как я сумел убедиться, любители трагического в искусстве — очень часто люди расчетливые и холодные, кроме того, они большие гурманы.
Вот как мне надо было писать, – сказал он. Тонкая, едва заметная черта только что отделила героиню Вермеера от беззаботного детства. Вермеер оставил после себя 11 детей, 8 из которых еще жили в родительском доме.
Свадьба состоялась 20 апреля 1653 года. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Ян Вермер Дельфтский (1632—1675) Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художникКарел Фабрициус, в свою очередь ученикРембрандта. Поскольку я не знал, кому я должен приписать эту картину, я сверился с каталогом: «Вид Дельфта со стороны канала написан Жаном ван дер Меером ван Дельфтским».
Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома изображенной в серый, пасмурный день. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Поза Вермеера на этом полотне напоминает мне жест Цезаря.
Самый легкомысленный учебный предмет в школе, которого никто никогда не учил и не боялся.
Горе стране, находящейся вне европейской системы. В качестве примера можно привести «Любовное письмо» и «Молодую женщину с гитарой». Как бы там ни было, это одна из самых печальных и таинственных его работ.
Некоторые его картины представляют собой обобщенные жанровые портреты. Словно подтверждая высказывание Паскаля, что человеку понастоящему интересен только человек, Хальс всю жизнь писал лишь человеческое лицо, причем не лицо вообще, а конкретного человека. Жизненная содержательность и обаяние образов сохранились в 60-х гг. Солнечный свет Вермер писал как виртуоз, а воспринимал как узник. Ей было на момент рождения брата двенадцать лет. Сытость существования была не только от помощи тещи, но и от своего постоянного труда.
Хозяин гостиницы «Мехелен» теперь звался Рейнер ван Вос. Боже мой, да ведь это «У сводни» таинственного Вермеера Дельфтского, моего любимого художника, знакомого лишь по чернобелым репродукциям. Сейчас он пишет венок на голове натурщицы. Последние были без ручек и, похоже, никуда не вели.
Живописцу заказана картина игривого свидания. Если Вермеермысленно производил такой отбор, то он удовлетворился лишь тогда, когдаоказавшийся в поле его зрения случайный «кусок» дельфтского переулкаоблекся в ясную геометрическую форму. Эта картина знаменитого голландского художника Яна Вермеера известна также под названием «Головка девочки». География. В ее детской хрупкости большая жизненная сила, угаданная художником. Даже в Чехове.
В поздних картинах Вермера аллегоризм, академические приёмы, сухость и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Зато ярко разросся шиповник и пылает все лето, радуя взгляд. Вермеера никогда не смущала обыденность мотива, напротив, под его кистью она обретала некий поэтический смысл. В историю искусства он вошел как график, архитектор и автор театральных композиций. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Среди них знаменитая янтарная комната, которую до сих пор ищут.
Веселье, радость — ну что это такое, не стыдно ли употреблять такие слова. Дельфт выглядит почти так, как себе представляешь голландский город.
Я-то знаю, откуда она явилась: такие тучи клубятся у нас в середине сентября в Петербурге, который будет построен лет через пятьдесят — шестьдесят. Мастер в этом полотне достиг пика своего гения. Но художник продолжал поддерживать свою мать, которая управляла гостиницей. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Умение завтракать в одиночку — не правда ли, редкое и достойное уважения свойство.
Живопись была приятным времяпрепровождением, хобби. Некоторые голландцы, сбитые с толку своей прессой, увидели в зловещей туче «Локхида» симптом некоего стихийного бедствия, свирепого, дикого и, увы, неуправляемого урагана. Ян Вермер (Вермеер, Вер Мэр) родился в Дельфте. Композиция полотна «У сводни» яркая, полная юного задора и чувственности. В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. Он создавал образ девушки подростковые, которая скоро превратится в юную девушку.
15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. При таком фаворе художник окончил свои дни почти в нищете. Поскольку оконные переплеты, двери и калитки (может быть, несколько «инструментированные» художником) так же связаныс золотым сечением, как и формат всей картины, они оказываются сродниосновному пролету, через который смотрит художник, то есть обрамлению.
Выжить они смогли только благодаря поддержке Марии Тинс. Кого же изобразил на картине Ян Вермеер. Он воистину был сфинксом – не только в живописи, но и в житейском поведении. Ну, метод свой он открыл, но почему же скрыл лицо. Его взлет был стремителен.
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. И его прочно забыли – на два века. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин умирает. За всю жизнь он написал не более 40 – 45 работ (часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц.
О матери мастера, Дигне Балтес, нам почти ничего не известно. Чрезвычайно разнообразны и фактурные приемы Вермера. Но не только они были источником финансового благосостояния. В двадцать один год он был принят в гильдию св. То был не совсем обычный город.
Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо. Нет, серьезно: за завтраком разговоры плохо получаются. Он взмахнул дирижерской палочкой и начался новый отсчет музыкального времени. До нас сохранилось несколько произведенийВермеера и Питера де Хооха, сходных по замыслу. Известно также, что умер он от сердечного приступа, угнетенный крайней бедностью (война с Францией, разразившаяся в это время, французская оккупация принесли ему убытки), угрозой полной нищеты и разорения, падением спроса на картины (свои и чужие, которыми он торговал, унаследовав от отца это хлопотное дело), страхом за будущее детей. Что ждет ее в будущем.
Вермеер стремится изобразить и утренний свет и утро света. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера. Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. Знаменитый Бокал лимонада он объяснил так: Анекдот ее (картины) самый обыденный.
Впрочем, это состязание носило иной характер, чем соревнование между Гиберти иБрунеллеско с их двумя рельефами «Жертвоприношения Авраама». Художник как будто специально постарался, чтобы никто не знал, как он выглядит. Подъезд не был освещен, но откудато сверху сочился тощий, бледный, нездоровый свет. Есть мнение, что персонаж справа – автопортрет художника.
Ведь два его пейзажа могли быть написаны из того самого пресловутого распахнутого окна. Вермер создал несколько удивительных пейзажей.
Разбрызгивая мелкие жемчужные точки, Вермеер Дельфтский предвосхитил пуантилизм XIX века. В них присутствует более общая мысль: власть грубой силы в них кажется отмененной. Вермеер всей кровью ощущал преходящесть, мотыльковую краткость людей вокруг себя, так тянущихся к наслаждению, труду, созерцанию всей «краткой радости дышать и жить», чувствовал собственную хрупкость и недолгость и не мог быть безмятежно веселым, бездумным, не мог полностью раствориться в настоящем. Картина эта довольно большая, особенно для Вермеера, фигуры даны в натуральную величину, но, когда вспоминаешь ее, она кажется огромной, как луврские полотна Рубенса или конный портрет Карла I кисти ВанДейка. Одна из гипотез об ученичестве Яна гласит, что он был учеником Карела Фабрициуса (ученика Рембрандта).
Вот таким образом детство будущего художника назвать бедным никак нельзя. Такой страной он называет Россию. Из скромности. Миниатюрист Изабе сказал: «Я прожил очень счастливую жизнь, так как всегда льстил своей модели». При этом он добивается ощущения гармонии. И это разговор о живописи. Вермеер занимал должность декана гильдии св.
На кладбище возле нее, как гласит запись в приходской книге, похоронили художника 15 декабря 1675 года. Когда смотришь на «Офицера и сме ющуюся девушку» – так скромно названа сценка в публичном доме, где юная дама красноречиво, хотя и застенчиво, подставила ладошку под монету, – то сперва глаз не можешь отвести от изумительно красного камзола офицера (этот любитель летучих наслаждений настолько не интересовал художника, что он усадил его спиной к зрителям) – как чудесно принимает солнечные блики и прозрачные тени киноварная гладь. Картина также известна под названием 171Смеющаяся девушка в компании офицера187.
Как хорошо подобрала она тона своих одежд и откинула хвост тюрбана. В этот «профсоюз» на двадцать первом году жизни вступил и Вермеер Ян, картины которого через несколько лет потрясли мир. Не знаю сам почему, но я предпочитаю этих эфемеров традиционным органам печати.
Катарина напишет в дневниках, что «Ян умер, так как стыдился разорения». Окаймленная густой травой дорога стремительно уходит вглубь, ноее диагональ сливается с очертаниями забора совершенно так же, какочертание кровли в «Уличке» Дельфта сливается с диагональю фасада. Сегодня Принцево подворье — музей, собравший свидетельства 80-летней освободительной борьбы Нидерландов против испанского владычества. Обведенные черными рамками, дырочки подновляются, чтобы не исчезли во времени улики давней драмы.
Только оно интересовало художника при создании произведения. Вермер Делфтский Ян (Вермеер Делфтский, Vermeer van Delft) (1632-1675), голландский художник. Помните его «Географа» и «Астронома». Так, что я написала о своем ощущении и только. Правда, другие художники (Де Хох и Терборх) тоже обращались к эпизодам повседневного быта, но никому, кроме Яна Вермеера идею непреходящих жизненных ценностей в повседневном быте не удалось воплотить в одной-единственной фигуре.
Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. В «дневных» портретах Серова или Ван-Гога свет и лицо — скрытые недруги, тайные антагонисты: свет настигает, лицо прячется. В «утренних» портретах Вермеера свет и лицо ищут друг друга, как ищут друг друга цветок и солнечный луч. Однако в этом деле все было не так.
Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца – Яна Вермера Дельфтского (1632 – 1675). Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали. Сладостная (какая, какая. ), сладостная, золотисто-перламутровая, словно приснившаяся городская панорама с зеркальной гладкой речной поверхностью на первом плане — и неровное, яркое, тревожное, как будто взволнованное каким-то неожиданным известием, небо над ней. В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи.
Поголовье росло от года к году. ряда удачных подделок. Впрочем, слишком категоричные утверждения всегда ложны. В России картин Вермеера нет. Такие же лишние, как аллегория, занимавшая художника.
Высокопоставленная компания уже объелась искусством, к тому же все были убеждены, что ничего более дорогого, чем «Сикстинская мадонна» и ничего более завлекательного, чем «Леда», они не увидят. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины. Сочного, проницательного Франса Хальса заменил гладкий, любезный Ван дер Хельст, могучий потеровский бык потеснился ради славных коровок Кейпа, уютный Исаак ван Остаде занял место своего непричесанного брата Адриана, а элегического, странного, уводящего глаза Вермеера разменяли на высокоталантливых, но простых, бодрых и откровенных Терборха, Питера де Хооха, Метсю, Тенирса и других «бытовиков». Вокруг этого полотна, несомненно наиболее значимого и принесшего Вермееру современную мировую известность, выстроено огромное количество предположений.
Откуда эта внутренняя безвинность, незамаранность окружающим. После смерти Вермеера несчастья не оставили ее. Писал медленно, трудно. И все же какая огромная разница. Известно также, что умер он от сердечного приступа, угнетенный крайней бедностью (война с Францией, разразившаяся в это время, французская оккупация принесли ему убытки), угрозой полной нищеты и разорения, падением спроса на картины (свои и чужие, которыми он торговал, унаследовав от отца это хлопотное дело), страхом за будущее детей.
И у Вермеера тоже географ какой-то неубедительный. Мы знаем, что отец Вермеера был хозяином гостиницы (после его смерти она перешла к сыну) и торговал предметами искусства, что Вермееру был двадцать один год, когда он как художник был принят в гильдию Святого Луки, а затем с 1662 по 1671 год был вице-президентом этой гильдии. Недаром и та, что с кувшином и та, что с ожерельем и та, что с лютней и та, что с письмом, — все они обращены к одному и тому же окну иногда это окно открыто — и тогда (Офицер и смеющаяся девушка) не знаешь, чему приписать ее сверкающую улыбку: удовольствию от беседы с нравящимся ей кавалером или свету, вливающемуся в окно.
Вермер писал тонкой кистью, густыми, но мягкими красками. Даже в Ахматовой. Со второй половины 50-х гг. Он пишет девушку, украшенную смешным венком (уж не пародия ли это на рембрандтовскую «Весну». ) полузакрыв от смущения глаза, она нелепо держит в одной руке громадный фолиант, в другой – зачемто – тромбон. Судя по письмам к брату Тео, он тосковал невозможностью достичь вермеровских гармоний.
В 1662-63 и 1670-71 гг. На картинах Вермеера — игра света и вещи, света и поверхности, света и силуэта. Возможно, Мария Тинс старалась уберечь свою младшую дочь от подобной судьбы. В Харлеме умели завтракать. Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит неяркий дневной свет, являющийся в то же время (если использовать язык философии того времени) естественным светом разума, постигающего загадки натуры, причем процесс этого постижения отнюдь не переходит у Вермера в сухую дидактику. Но в каждом жёлтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни различных оттенков.
Ян Вермеер был строгим мастером и в нем жила очарованная душа. Такие картины были очень популярны в чопорной Голландии XVII века. Она была вынуждена передать управление своими земельными наделами Высшему суду в Гааге, отказаться от права на наследство и уступить его кредиторам. В 1660 году Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. А изображенную на картине девушку часто называют «Северной Моной Лизой». Присмотрюсь: нет, это другой кувшин, похожий на тот, но все-таки другой.
Ее мать, Мария Тинс, вначале противилась этому браку. Стыдно. Небольшие интимные картины из жизни горожан в творчестве Вермеера второй половины 50-х годов 17 века (171Девушка с письмом187, 171Бокал вина187, 171Офицер и веселая девушка187) отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха. Мать Яна, Дигне Балтес, управляла семейной гостиницей. Дело в том, что Ян Вермеер был из протестантской семьи, а его невеста – из католической. Мы знаем, что отец Вермеера был хозяином гостиницы (после его смерти она перешла к сыну) и торговал предметами искусства, что Вермееру был двадцать один год, когда он как художник был принят в гильдию Святого Луки, а затем с 1662 по 1671 год был вице-президентом этой гильдии.
Живопись была отдушиной, а в остальное время он ходил на работу. Вот как нужно писать стихи. В конце декабря 1687 года Катарина умерла. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственной Души, – как бы тоскующей на темном, ночном фоне в Девушке с жемчужиной (там же), – либо, напротив, образами пытливого и мужественного Разума – в поздних Географе (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и Астрономе (собрание Ротшильд, Париж). «Хозяйкаи служанка» (ок.
Необычно, но возможно. И это в Голландии, где портретирование было обязательно, как весенний насморк. Подобным же образом строятся жанровые картины Вермеера.
Окончательно преодолеть условности классического метода сумели импрессионисты. Русский дух сидит в каждом из живущих в России. Вермеер пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристым светом городском интерьере (Девушка с письмом, Картинная галерея, Дрезден Служанка с кувшином молока, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, вот таким образом у него были и другие источники дохода.
Одна изображает опушку леса в стиле Адриана ван де Вельде (природа как единственный свидетель любовных страданий), другая – корабль в море (символ разлуки и превратностей моря любви, но голубое небо обещает благополучное возвращение путника). И это не случайно. Вермеер видел в них мужланов.
Вермееру жилось нелегко и Пушкину тоже. После базарного дня (сейчас это пятница) наступало затишье «мертвого сезона», гостей становилось меньше и хозяин харчевни торговал картинами и шелковыми тканями. Ян Вермеер был знаком с художниками и Герардом тер Борхом. Боюсь, такое братание живописи и музыки было бы насильственным (не о нем ли вздыхают наиболее сентиментальные мечтатели с символистической закваской), а то и напоминало бы прощальную, траурную церемонию. Теперь у него появляются две излюбленные темы. Окружающие вдруг стали замечать, что художник не потрафляет их вкусу.
Когда в 1842 году известный французский художественный критик Теофиль Торе наткнулся на Вермеера, о котором ничего не знал, он опешил, возликовал и напечатал блестящую статью в «Газете изящных искусств», но это еще не означало возвращения забытого художника. В 1662-63 и 1670-71 гг. У кого же он брал уроки рисования. Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Отец Яна, Янсон Рейнеер, был ткачом по шелку, однако, после женитьбы, переехал с супругой в Делфт из Амстердама, где стал хозяином магазина предметов искусства и владельцем небольшой гостиницы «Мехелен». Однако он понял всю серьезность головокружений.
Случалось у Вермеера, что оба творческих импульса совпадали. К нему и обращался данный нам в сопровождающие знаменитый скульптор Меркуров, автор известных монументов, доселе украшающих Москву, человек громадного роста, необъятного туловища, с зычным голосом и длинной пегой бородой. И тогда, наверное, город не застыл бы в семнадцатом веке. На пути к браку влюбленных ждали препятствия, но отнюдь не материального характера.
Но искусствовед Ротенберг так раскочегарился в связи со «Служанкой, наливающей молоко», что, будь его воля, он дал бы ей звание Героя Социалистического Труда. Вермеер даже при жизни был одним из самых ярких художников «Золотого голландского века» и определённо самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» (самом крупном объединении художников Делфта), при этом наименее «плодовитым». 4. Дальше спереди — канал, кусочек берега и несколько фигур.
У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Чехов, который не был ни идеологом, ни максималистом, который у себя в Мелихове сажал деревья, разводил цветы, а потом построил ялтинский дом в стиле модерн согласно самым цивилизованным европейским стандартам (правда, камин был сооружен таким образом, что дым почему-то задувало в комнату и холодно зимой бывало так, что хозяин спал в войлочных туфлях, — но это уже мелочи и придирки). При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко. В соединении страсти и кропотливости Вермеер видел тайну высокого мастерства. Даже не очень понимая странное очарование его статичной «эмалевой» живописи, они чутьем прирожденных коммерсантов угадали, что это стоит дорого и охотно платили.
Очевидно, отсюда и пошла легенда об учителе и ученике. М. Фридлендер называл его «мастером натюрморта», а английский искусствовед А. Хэвард отзывался о вермееровских персонажах так: «Если они и играют какую-то роль в этих мелодичных красочных симфониях, то лишь создавая то или иное красочное пятно, а не выражая идею».
В1660г. И потомки этих глухарей не слышали Баха, пока уже в XIX веке рысьи глаза Феликса МендельсонаБартольди не отыскали «Страсти по Матфею» в завали забытой барочной музыки. лишь в картинах Вермера с изображением людей труда искусства и науки (Кружевница, Лувр Географ, Штеделевский художественный институт, Франкфурт- на-Майне).
Картина «Уличка» (около 1658 г. ) изображает вид из окон его дома: обветшалую кирпичную постройку — приют для престарелых. Он воистину поэт света и цвета. Как он это умел, осталось его загадкой. Улыбка девушки предназначена не ему.
Но имя его наставника скрыто завесой тайны. Хорошо, что Клод Моне нарисовал всё, так как есть. Отказав Вермееру в психологизме, его вытолкнули из портретистов.
Ясно одно: сын не пошел по стопам отца и не учился ткачеству по шелку. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки.
Там, где свет задерживается, загораясь бликами, фактура становится жирной и пористой. На долгие годы интерес к его искусству был утрачен. Например, мы можем увидеть ее, беременную, на полотне «Женщина с весами». Вермеер старается привлечь внимание зрителя к лицу своей героини. Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие.
Известно, что29 декабря1653г. За 22 года супружеской жизни у Вермееров родилось 15 детей. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. Ничего этого нет. На рубеже 5060-х гг.
Ян Вермеер не был свидетелем или участником громких событий. В 1672 году началась голландско-французская война, которая продолжалась семь лет. Это ведь один человек, только поразному освещенный.
Он был тише, раздумчивее и утонченнее. Мельница пуста, безгласна и неподвижна — гостья из прошлого, которую потеснили более дешевые и более мощные электрические двигатели. Действительно, долгое время в художнике подчеркивали прежде всего прекраснодушные черты «чистого живописца». Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит.
В конце 50-х гг. Далекий предшественник Ван-Гога Вермеер видел и сумел облечь в краски свет истинный, свет неискаженный. В1672г. Татаро-монгольское иго, крепостное право. Резким и неподкупным светом освещены портреты зрелого Ван-Гога.
Но не только они были источником финансового благосостояния. Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Не только здания, но и мостовые. Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них – безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном.
Мирок этот беден, но опрятен, во всём видны следы трудолюбивых рук. Судите сами — если бы принц остался жив, если бы убийцы не «испортили настроения» его потомкам, Дельфт вполне мог стать голландской столицей. Строгий исследователь делает одноединственное исключение из внеиндивидуальной живописи Вермеера «Служанка, наливающая молоко». Из Дельфта он почти не выезжал. Картин там не оказалось, смотреть и покупать было нечего. Несло плесенью и сопревшей бумагой. Никто из них не унаследовал талант отца и не сделал выдающейся карьеры. «Ночное кафе» — образ искаженного света.
Такой натюрморт — потрясающий интимный портрет. уравновешенности. Это могла быть Мария – старшая дочь художника. Особой, по-своему автобиографичной сложностью своего образного строя выделяется Мастерская живописца (Художественно-исторический музей, Вена). Спустя три года он сильно заболел и вскоре умер. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, – бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. находилось 19 картин Вермеера.
Художник смотрит на родной город в летний день после дождя. Вот и поехал художник в качестве эксперта в Гаагу проверять подлинность полотен. Человек для Вермера неотделим от поэтического мира, которым восхищается художник и который находит такое своеобразное преломление в его творениях, по-своему воплощающих представление о красоте, о размеренном спокойном течении жизни, о счастье человека.
Вотличие от многих других жанристов он почти не изображал происшествий ианекдотов. Все это настроило меня на таинственный лад. и продолжавшейся до 1679г.
С годами информация о точном месте погребения художника в церкви была утрачена. Итальянский Ренессанс и арс нова (северное Возрождение) привлекают меня совершенством линий и удивительной палитрой, нюансами религиозных и мифологических сюжетов и гармонией, которая отчетливо видна в Гентском алтаре братьев ван Эйк и Урбинском диптихе Пьеро делла Франческо. Работал в Делфте, как художник сложился под влиянием К. Фабрициуса. Хорошо ли это. Луки и соответственно руководил ею. Его работы оказали большое влияние на молодого Яна.
Голландский ученый П. Свилленс доказал, что Ян Вермеер изобразил в дошедших до нас картинах (а число их очень невелико) всего лишь пять различных интерьеров, которые писал с разных точек и при различном освещении. Сейчас мои двенадцать соток в полном запустении. Старинный термин «малые голландцы» был связан как с небольшими размерами создаваемых этими художниками полотен, так и тем, что в центре их внимания оказались жизнь частного человека, мир дома, повседневный обиход, проникнутый духом добропорядочности, благополучия и уюта. Если б кавалер убрал игривую руку, снял шляпу и протянул кольцо вместо монеты, ее румянец стал бы нежным знаком волнения перед аналоем. Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца — Яна Вермера Дельфтского (1632—1675). Он еще личность, человек, через которого проходит предельно чувствительный нерв бытия. Этика тут ни при чем.
Пытливый разум человека изображен в полотнах «Астроном», «Географ», «В мастерской художника». Он понял, что безрассудно променял первую на вторую. Лучшие из них — Виллем Клас Хеда и Питер Клас. Его интересовали и сложные пространственные эффекты, что отражается в «Делфтском пейзаже» (1652) с его акцентированной перспективой и эксперименты в технике» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Полотна, которые изображают самые обыденные вещи: комнату с одной, редко с двумя фигурами.
В картинах больших мастеров всегда есть какойто секрет, порой не один. Другим покровителем Вермера стал делфтский владелец типографии Якоб Диссий, проживавший поблизости (на той же площади Марктфелд) в собственном доме. Но она не заметит прикосновения, поглощенная своей тонкой работой. Он погиб от пули наемного убийцы, подосланного королем Испании Филиппом II.
В изданном в 1682 году инвентаре его имущества упомянуты девятнадцать картин Вермера. Чем больше шума на первом этаже, в харчевне, тем спокойнее его картины. В 1662-63 и 1670-71 гг.
Сгораю от стыда. Искусствоведы долгое время вели поиски неизвестных картин Вермеера. творчество Вермера становится более созерцательным и изысканным, а живопись более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-жёлтых и голубовато-синих тонов (Девушка с жемчужиной, Маурицхёйс, Гаага).
В адресе настойчиво подчеркивалось: «строение номер 5», что также было непривычно: как правило, ограничиваются номером дома. Дай бог не допустить какой-нибудь слишком явной нелепости, ошибки. Художники того времени часто изображали на своих полотнах жен или возлюбленных. Кто был его учителем. Голландский каменщик в XVII веке зарабатывал очень хорошо. находилось 19 картин Вермеера.
Попутно они касались тем рискованных, тем анекдотических. Не повезло с Терборхом и такому знатоку, как Александр Бенуа, допустившему тот же промах.
Его ранние полотна отмечает монументальность и возвышенность образов. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг, что отразилось в картине «Диана со спутницами». Может быть, это и есть географические карты, переходившие у Вермеера из картины в картину. Церковные записи — тоже.
Отрицание заключается в упорядочении метода. Два пейзажа Вермеера, «Улочка» и «Вид города Делфта», также очень необычны.
В стенах Принцева подворья каждый год проводятся выставки картин старых фламандцев. Ну как тут не подивиться маленькой провинциальной Голландии, где уже в XVI — XVII веках горожане спали раздетыми на крахмальных простынях и пуховых перинах с кистями (рембрандтовская Даная, Ф. Ван Мирис Старший — Утро молодой дамы), дверные и оконные ручки сверкали, наборные полы и витражные окна блестели, комнаты были залиты светом или, наоборот, затенены надежными, плотными шторами (П. В XVIIв. На этот раз он без крышечки: может быть, разбилась.
И тут же я увидел другую его и столь же любимую картину – «Девушка с письмом». О завтраках стоило бы написать отдельно: этот жанр расцвел в кругу харлемских живописцев. А не высмеивал ли Вермеер собственные аллегорические потуги. После его смерти в мастерской оставалось лишь одно значительное полотно, которое называлось «В мастерской художника».
171Дама у вирджинала187. Он писал две картины в течение года. Мария Тинс дожила до 87 лет, пережив зятя (ей было около 70, когда умер Вермеер). Может быть, в этой картине оживает воспоминание о прощании художника с Саскией.
Голландские города сложены из кирпича. Он писал в основном те же сцены и в том же плане, что и Питер де Хох, Стэн, Герберх. «Локхид» — название этого тайфуна, который зародился не в коварных океанских просторах, а в шефских кабинетах американской самолетостроительной фирмы, вознамерившейся переплюнуть конкурентов в гонке воздушных вооружений. Мать девушки, Мария Болнес, поначалу наотрез отказала претенденту на руку ее дочери. Типичными для этого периода картинами являются «Девушка с письмом», «Молочница», «Кружевница». Предполагается, что это были комнаты его родного дома.
Женский образ Вермеера обыденно-лучезарный, образ искусницы, мастерицы, озаряющей жизнь и тайно жизнью руководящей. Вермеер решительнее другихпытался выйти за пределы бесхитростной повествовательности. Буря прогрохотала, ее жертвы из числа высокопоставленных особ вполне успешно зализывают раны, а «Локхид» по-прежнему торгует истребителями-бомбардировщиками, опустошая карманы налогоплательщиков.
В этих офортах был запечатлен образ родины художника, бывшей в то время в оккупации. 15 декабря 1675 года его похоронили в семейной крипте. Катарина Болнес не сумела рассчитаться с долгами.
Будто бы вскоре над городом пройдет дождь и все притихло в ожидании. Со стороны зрителя — берег грахта с желтым песком. С этим связана единственная в жизни Вермеера поездка за город.
Вермеер занимал должность декана гильдии св. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 1930-х гг. Действие происходит на балкончике перед кирпичным домом. Мнения насчет того, проиграл ли город от этой драмы или нет, расходятся.
Отношения с тёщей постепенно улучшились. На ней лимонно-желтая кофта с зелеными отворотами рукавов, синий фартук и красная юбка.
Предположительно, Ян Вермеер жил в достаточно обеспеченной семье: мать управляла трактиром (по другим источникам – гостиницой) «Мехелен», что дало ему возможность получить образование и жить безбедно. Да, нам известны его долги и мы знаем, как звали его жену (Катарина Болнес) и что она была католичкой, а он протестантом — и ее мать сначала противилась этому браку, а потом помогала дочери и зятю и завещала дочери свое состояние. Большого художника всегда приходится обрубать, чтобы он поместился. Он как бы сознательно избегает всего неопределенного, смутного, неосознанного. Вермеер умер на пороге нищеты.
В 1675 г. Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. Увы, такой разговор мне не по силам. В этой комнате служанка принесла письмо сидящей на стуле у камина молодой женщине. Сама Катарина пережила мужа на 12 лет. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Луки и соответственно руководил ею.
Случайно сместив взгляд, я увидел нечто, повергшее меня в трепет. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. Как сказано у Баратынского в его Запустении: Еще прекрасен ты, заглохший Элизей.
Похороны оплатила дочь Мария. В 1660-е годытворчество Вермеера становится болеесозерцательным и изысканным, живопись– более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркимипятнами лимонно-желтых и голубовато-синихтонов (Девушка с жемчужной сережкой, Маурицхейс, Гаага). Нет. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. Не остался в стороне от этой тенденции и Вермеер Ян.
Представим себе, что подходим к картине — и в это время из вмонтированного в раму микрофона начинает звучать музыка (встречаются же на его полотнах то и дело клавесины, лютни, гитары, где-то, помнится, даже лежит на полу контрабас). Просто сказать, что Дельфт демонстрирует голландское прошлое, — сказать не все. Лучше всего получилась смятая тяжелая узорная скатерть. Электричество у Ван-Гога — световая подделка, световая мистификация.
Точной даты рождения художника мы не знаем. В своих будущих работах молодой художник перенял стиль Питера де Хоха и развил его.
1806 год, возвращение Николая Ростова из армии в Москву. Но ктото из критиков написал, что в Виде Дельфта Вермеера (представленном гаагским музеем голландской выставке), в картине, которую Бергот обожал и, как ему казалось, отлично знал, небольшая часть желтой стены (которую он не помнил) так хорошо написана, что если смотреть только на нее одну, как на драгоценное произведение китайского искусства, то другой красоты уже не захочешь и Бергот, поев картошки, вышел из дома и отправился на выставку. Вермеер сознательно не захотел открыть свое лицо.