Анри Тулуз-Лотрек был замечательным человеком, а о своём недостатке всегда отзывался с большим чувством самоиронии. И он жил. Но он предпочел другую. И все это — жизнь. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени».
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. Именно Пренсто научил Анри мастерски передавать движение (особенность творчества Лотрека, восхваляемая всеми без исключения). Henri de Toulouse-Lautrec Self Portrait in front of a Mirror 1882-83 гг.
Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину. Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Пока слуги прятали под покрывалами дорогую мебель, гостиная наполнялась божественным ароматом, от которого у всех текли слюнки.
И он жил. Полный энтузиазма, он пишет матери: «Я придумал новую технику в литографии. В 1891 году литография оказывается в центре его увлечений. Прошел несколько кварталов и оказался около красной ветряной мельницы.
Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. А быть может, также ярко жил, как они: на полную катушку, без пауз и остановок. Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения исполненные колкости и насмешки». Анри привлекали любые проявления любви и лесбийская одно время — особенно.
Критик Феликс Фенеон называл Лотрека «художником улицы»: «Здесь, вместо закрытых в позолоченные рамки и покрытых пылью картин, вы сможете найти искусство реальной жизни, цветные плакаты. Его жизнь. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: Спасите меня.
Не думая о будущем. Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: Это — Лотрек. Осваивая многообразные художественные приемы, увлекаясь различными течениями в живописи, он, тем не менее, смог сохранить свою самобытность. Дега стал для Лотрека кумиром и любимым художником, у которого Лотрек многому научился и многое перенял, к примеру «случайную композицию». Он начинает сотрудничать с издательствами. «Приличное аристократическое общество» не принимало его. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти.
А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. В 18-летнем возрасте Лотрек впервые познал вкус алкоголя, ощущение от которого он почему-то сравнивал со «вкусом павлиньего хвоста во рту». «Старый дурак. »— восклицает Лотрек иумирает. «Вы поете дифирамбы в честь негодяя и одновременно указываете на его открытые раны», — обращался к Лотреку один из журналистов в 1893 году.
После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. 18, 19, 20 лет. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр.
Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. Для богатых умалишенных. Прекрасно умея передавать характеры персонажей, Лотрек создал плакат, композиция которого построена не только на игре цветовых пятен, но и на понимании зрителями происходящего с точки зрения психологизма: «Японский Диван» (диван — клуб, место для развлечений и встреч).
Вдруг. Не думая о здоровье. Художник не делал для картины никаких предварительных набросков.
Когда Тулуз- Лотрек перешел в мастерскую Кормона в 1 882 году, он, описывая отцу свой новый выбор, характеризовал Кормона, как принявшего участие в Салоне 1 880 года знаменитой картиной Бегство Каина и его семьи, подчеркивая этим значимость своего учителя. Между тем, Тулуз- Лотрек в одном из писем 1890 года упоминает ее как Rousse (Рыжая). Его бичующий карандаш не лишен сострадания.
Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело. Их ругают академики. Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. Ему всегда было интересно это вдруг. Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу и вскоре они стали друзьями.
Она состоит в том, что пигменты растворяются в большом количестве живичного скипидара (терпентина). Пить рюмку за рюмкой — ликеры и вино, коктейли и настойки, чтобы мир вокруг становился теплее и улыбчивее, чтобы с языка сами собой слетали остроты. Прекрасная живопись и шикарные застолья — ах, как любили друзья забегать в мастерскую Анри. Запеченная баранья нога, гребешки Сен-Жак с чесночным пюре, маринованные луковицы, шпигованные гвоздикой. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой.
Веками праздность и безделье правили бал в их шикарных угодьях. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche». Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»).
В конце века техника живописи переживает новый виток развития. Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени. Его искусство становится доступным каждому. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов.
Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. И смотрел вокруг.
В этом и состоит величие искусства Тулуз-Лотрека. Разве что на полотнах. В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. Главным тут является изображение облаченной в элегантное платье Джейн Авриль — знаменитой танцовщицы «Мулен Руж».
А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство. Отец и мать художника были двоюродными братом и сестрой, но заключение браков между Лотреками и Тапье не было редкостью. То была огромная победа для художника. Незаметно наступил вечер.
Так оно и было. Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом. До самой смерти художник воспринимал отношение отца как предательство. Его родителями были самые настоящие графы. 1901 Выходит из клиники ивапреле 1901 года возвращается в Париж. В середине 80-х годов Лотрек ведет преимущественно ночной образ жизни.
Конечно, это не мешало «королеве Монмартра» собирать толпы зрителей на выступлениях.
После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что не хочет писать о том, что именно он сейчас рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного». Кроме того, во всех полотнах Лотрека — желание максимально правдиво, порой беспощадно передать индивидуальную характеристику модели. Henri de Toulouse-Lautrec Academic Study Nude 1883 г. Он взрослел, хотя внешне оставался все тем же уродцем-коротышкой. Musee Toulouse-Lautrec, ParisПосле двух лет работы с Пренсто Лотрек поступил в мастерскую известного в те годы живописца, приверженца академизма Леона Бонна. Голова его была непропорционально большой, а губы — толстыми и вывернутыми. Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека. К школе Кормона принадлежит также непревзойденный Ван Гог.
О, как хотелось ему создать свой собственный индивидуальный стиль, свою технику. И какая судьба постигла человека без носа, знали только резавшие да Анри. Henri de Toulouse-Lautrec Confetti 1894 г. Увлекся и литографией — новой модой времени. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать». Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи.
Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его. Творчество Лотрека приобретает абсолютно другое направление. А вот со знаменитымУайльдом, отношения не сложились. Некогда тихий уголок Парижа, Монмартр постепенно превращался в мир богемы, где без конца открывались кафе — одно оригинальнее другого, — кабаре, ресторанчики, салоны. Слишком хрупкие кости восстанавливались медленно, ноги частично атрофировались, Анри перестал расти (по мнению медиков, причиной этой беды было родство отца и матери Тулуз-Лотрека, они доводились друг другу кузенами). Тулуз-Лотрек был младше Дега на 30 лет.
А вот картины его чувствуют себя все лучше: «Прачка» была куплена в 2008году за 22, 4 миллиона долларов. Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др.
В 1892 году художник пишет ей: «Моя семья не может разделить мою радость, но ты — это совсем другое». На соседней странице — Жанна Авриль (1 893, Брюссель, Музей Иксель). Да и образ его живет: лорнетированный карла, покровитель парижского демимонда продолжает волновать умы современных творцов (см. «Мулен Руж» Лурманна). Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов. Два обделенных природой человека понимали друг друга.
В спиртном и еде — только самое лучшее. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией).
Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре сталоизвестным ночным клубом. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. Но именно Лотреку удалось схватить то, чего подсознательно хочет зритель плаката: четкости и понятности с первого мимолетного взгляда.
Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. — писал он графине Адель.
В образе японского императора Фото 1892 г. Между тем Лотрек много работал. — восклицал, глядя на его полотна, Лотрек. Эта экспозиция под открытым небом доступна каждому». Мать родилась в семье влиятельного государственного чиновника.
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. 18, 19, 20 лет. Такие дела. С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Высокий и крупный, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вел бурную жизнь и надеялся, что единственный наследник (второй сын Ришар умер, не дожив до года) пойдет по его стопам. В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных.
— писал он графине Адель. Henri de Toulouse-Lautrec Hangover (The Drinker) 1889 г. Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор». — воскликнул однажды художник.
Дега изображал «красивую» и «элегантную» жизнь сцены, а Лотрек – жизнь самых низов, обитательниц публичных домов и эстрадных танцорок, которых он также, живя с ними, писал из-за самых «кулис» их мира. Сперва ведет трезвый образ жизни, но, видя, что рука не слушается его, с горя начинает тайком попивать. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. На знаменитом портрете она просто воплощение силы: широкие бедра уверенно расставлены, на лице выражение ироничного вопроса. Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Пожалуй, единственной женщиной искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой.
В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных. Он возвел афишу в ранг истинного искусства. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование.
Симпатичная — пока молода, кожа гладкая. На становление художественного почерка француза значительное влияние оказали и японская гравюра и череда импрессионистов и привычка к документальной хронике будней. Творчество Тулуз-Лотрека стало источником вдохновения для Эгона Шиле и Огюста Родена. У афиши кабаре Мулен Руж 1892 г. Henri de Toulouse-Lautrec A lElysee-Montmartre 1888 г. С карандашом в руках он сидел за столиком, всегда в шумной компании друзей, незаметно пьянея и — рисуя, рисуя. И страшный вердикт врачей: изменить что-либо, остановить течение болезни невозможно.
Он выхватывал суть, характер индивидуальность, но не приукрашивал, не льстил, а порой даже подчеркивал внешнюю непривлекательность моделей. Его работы гораздо более ироничны и в тоже время глубоки. В конце XIX века Монмартр слыл местом обитания ниспровергателей установленного порядка. Пришлите еще бочку вина по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией).
Монмартр того времени — это центр продажной любви. Надо радоваться жизни. У Лотрека отнимаются ноги и его перевозят в замок. Маэстро расположился за мольбертом, Тулуз-Лотрек — на первом плане слева, сидя спиной. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок.
Родился будущий художник в аристократический семье. Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Вскоре Лотрек превратился в живой талисман увеселительных заведений Парижа. Рядом — Жанна Авриль (1 899, Брюссель, Музей Икселль).
Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Он работал без устали. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.
На заднем плане видны знаменитые черные перчатки певицы Иветт Гильбер. Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу.
Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это было возможно. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. На его первых полотнах, выполненных в 1878 ив 1879 годах, мазки прерывистые, в палитре преобладают светлые тона.
Edouard Vuillard Toulouse-Lautrec en euve sur Yonne, en casa de los Natanson. В 1872 году он поступил в элитный Лицей Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе). Отец, скучая упостели умирающего, стреляет резинкой от ботинок мух на одеяле.
Живой и темпераментный мальчик, он ростом был намного меньше своих сверстников. Мои эксперименты продвигаются вперед без проблем». В картине перед экзаменом 1880 Эдгар Дега смело обрезал фигуры изображенных танцовщиц. Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его. Henri de Toulouse-Lautrec Madame la Comtesse A. de Toulouse-Loutrec 1881-82 г. Но она не могла дать ему то, что так необходимо 20-летнему юноше, — чувственную любовь, страсть, от которой кружится голова и хочется обнять целый мир. Однажды один из приятелей Анри решил помочь ему в этом непростом вопросе. Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. Человек не может измениться в одночасье.
Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. Картину отличает очень смелая композиция- главные герои отведены на второй план, в них есть «вход» между зрителями. Он проложил путь живописи Тулуз- Лотрека. Девушки в его картинах были разными: нежные молодые, раскинувшиеся на кровати и бывалые мужественные- олицетворением этого типажа являлась Клоунесса Ша-Ю-Као, прозвище переводилось как «суматоха».
Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей». В кои-товеки она оказалась в зрительном зале, но и тут не лишена внимания: поэт и критик Эдмон Дюжарден сильно больше разглядывает ее тонкую талию, чем происходящее на сцене. Какой художник, какая мощь.
Они общались без слов. Дорогая матушка. Смелые образы его картин станут причиной его ухода (или изгнания) из привычного круга светского общества.
А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883 «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж). Он был сильно привязан к матери, которая с самого начала поняла, что сын станет художником. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал.
«Существует только человек, — утверждал Лотрек. — Пейзаж — это нечто дополнительное и он должен использоваться только для того, чтобы показать суть человеческой натуры и характер человека». Его рост едва превышал 150 сантиметров. Он внедряется в широкую социальную среду, не желая добиваться признания салонов и галерей. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации.
Для начала стал учеником художника-анималиста Пренсто. Лотрек несмотря на то, что многому научился у Дега в чем-то несомненно пошел дальше его. Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Взяв пальто, шляпу, он вышел на Монмартр, еще пустой и свежий от недавно прошедшего дождя.
Вполне отвечавшая стилю модерн, она была предпоследним плакатом художника. Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». Его плакаты — это шедевры.
Одежда висела на нем мешком, под глазами не проходили иссиня-черные круги, но художник добился своего — консилиум врачей даровал ему свободу. И вновь — Монмартр, кафе, аромат жареных каштанов, музыка уличных певцов. Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников. Одежда висела на нем мешком, под глазами не проходили иссиня-черные круги, но художник добился своего — консилиум врачей даровал ему свободу. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом.
А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе. Лотрек изображал обстановку кабаре и раньше. Ночи напролет «кофейник» пил, затем рано вставал иусердно работал, после чего опять принимался бродить по кабакам и пить коньяк и абсент. Публикую её, дополнив не только шедеврами художника, но и малоизвестными (по крайней мере, для меня. ) картинами и фотографиями. Художник всю жизнь ненавидел пейзажи, потому как ненавидел природу.
Он пил и рисовал, рисовал и пил. Правда, эта мечта останется среди неисполненных. Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения.
Он спешил запечатлеть свой мир. Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. Но не только художники отдавали должное гению Тулуз-Лотрека.
Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. В его картинах можно найти много исторических моментов. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon Cie». После этого его ноги перестали расти и до конца жизни оставались длиной всего 70 сантиметров. Жизнь застатая врасплох, безо всякого позирования – отличительная черта обоих художников.
Гипс. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Будучи в Лондоне, Лотрек встретился с ним и у душевного художника сразу проснулась неприязнь к чопорному и холодному писателю.
Спектакль окончен — пора в кафе. Конец, конечно, немного предсказуем. Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен.
Его творчество иронично, зачастую полно сарказма, даже карикатурно, но всегда человечно. Афиша, в которой проявляется влияние японской графики, считается однойиз самых знаменитых в творчестве Тулуз-Лотрека. Созданная для того, чтобы приглашать посетителей в новое кабаре (Divan japonais), афиша Звезды Диван Жапоне (1 892—1 893, Париж, Кабинет эстампов) — рядом — изображает Жанну Авриль и музыкального критика Дюжардена. Здесь Анри знали хорошо: его афиша «Мулен Руж», расклеенная по Парижу, произвела настоящий фурор. Он практически жил в борделях Монмартра.
Тулуз-Лотрек использует свой талант в открывшихся новых сферах. Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником.
Привычный мир мальчика рухнул. В отличие от более детализированных плакатов Шере, он использовал в своей литографии всего четыре цвета- и несколько контрастных ярких пятен смогли создать динамичное цельное изображение. Применяя новую технику печати, Тулуз-Лотрек вносит усовершенствования и в эту область. Он обожал Эдгара Дега.
Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Бруан. Надо пользоваться жизнью. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др. ). И не менее огромным был аппетит девушки- за что она, Луиза Вебер и получила свой сценический псевдоним, значивший «обжора».
На странице в центре — Фернан Кормон Бегство Каина и его семьи (1 880, Париж, Музей Орсе). В этот период написание картин отодвигается на задний план. Литографии Лотрека становятся более декоративными, начинается период творческого расцвета. Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления. Пьяный папаша Лотрек поставил трагикомическую точку в беспутной жизни гениального художника: считая, что карета с гробом, в котором лежал Анри, движется слишком медленно, он подстегивал лошадей, так что люди вынуждены были бежать за гробом вприпрыжку, чтобы не отстать.
Увы, Анри была уготована совсем иная участь. Он сделал живопись достоянием простых людей. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель.
То была безумная жизнь без сна и печали. Именно здесь будущие великие художники и литераторы, поэты и актеры снимали дешевые студии и квартиры именно здесь, в недорогих кафе, устраивали диспуты и презентации собственных, пока не признанных шедевров. Здесь, на Монмартре, Лотрек узнал спасительную радость дружбы.
Для него началась новая жизнь. Монмартр. Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку. Грустное милое лицо женщины, сидящей за столом с чашкой кофе в руках, — мудрые глаза, боль, спрятанная в уголках усталого рта. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям.
Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. Инвалидная коляска. Он сам подчеркивал необходимость правды. Певица в элегантном синем платье с красной оборкой двигается покачиваясь, почти танцуя.
Лотрек не боялся комбинировать собственные приемы с современными тенденциями. В данной картине использована техника «peinture a lessence» изобретенная художником Рафаэлли и затем усвоенная Лотреком. Лотрек и сам был не лыком шит: юная проститутка Мари Шарле как-то поведала Монмартру оневиданных размерах мужского достоинства художника, асам Тулуз шутя называл себя «кофейником с огромным носиком».
И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд. Все изменилось внезапно, в мгновение, когда 14-летний мальчик вдруг упал, сломав бедро. Белая горячка. Потрясающее везение. В начале 1990-х годов ему близко творчество набидов и символистов, что делает его рисунок более спокойным, а цветовую гамму — более гармоничной. На плакате позы Ла Гулю и Валентина очень похожи на их же отражения с картины «Танец Мулен Руж», которая и открыла огромный цикл в творчестве Анри, посвященный ночной жизни.
Мать была единственным членом этой знатной семьи, кто понимал и принимал работы Анри. Чем больше Лотрек отдаляется от аристократических родственников, тем сильнее проявляется его связь с миром Монмартра, который становится для художника источником неиссякаемого вдохновения. В 22 года Лотрек получил собственную крышу над головой — студию на улице Турлак. Приблизительно в то же самое время среди друзей Лотрека появился еще один, в котором он тотчас распознал дар божий, — Ван Гог. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни.
Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь — казалось, все предвещало грядущую беду. Дорогая матушка.
Он рисовал постоянно, одержимо, как сумасшедший, стараясь изобразить движения людей и животных, мимолетное выражение чьих-то глаз, чью-то усталую гримасу. Единственным, кто к этому времени уже осуществил подобный эксперимент, был Дега. Он практически не спал. Лотрек крепко дружил с голландцем аж до переезда его в Арль.
Ну и что, ну и пусть. И вот, после длительного восстановления, чуть более чем через год, Анри де Тулуз Лотрек младший опять падает, на сей раз в канаву и опять ломает себе кости. Он часто утверждал, говоря о своих работах: «Я старался передать правду». Для него началась новая жизнь. Монмартр. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, так как это единственная возможность быть замеченным». Стиль Анри, с его лаконичностью, яркостью и тонким психологизмом, как нельзя более подходил для графического плаката. Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды.
Тридцатисемилетний глухонемой художник искренне привязался к подростку-калеке и не только потому, что дарование ребенка било через край. Сам Анри был весьма живописным экземпляром аристократического вырождения. В конце 1894 года, по его собственному признанию, он завален работой. Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание.
К тому же, тот напрочь отказался позировать для портрета. И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос и даже иногда выздоравливают (для справки в 30 случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит). Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. Вечером в компании друзей спешил в театр. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Как итог душевных исканий являются свету такие его картины, как «Танец в Мулен Руж», «Элизе-Монмартр» и др. Что несказанно огорчило отца.
Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы.
После того, как в 1871 году Анри покинул родную землю и переселился в Париж, его жизнь изменилась кардинально и навсегда. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Он пил и рисовал, рисовал и пил.
Жуайан в 1896 году дал картине новое название: За туалетом. Первая его собственная работа такого рода — «Ла Гулю в Мулен Руж» — снискала шумный успех. Отец был полной противоположностью сыну.
В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе. Такая же участь была уготовлена и малышу Анри, точнее — Анри-Мари-Раймону де Тулуз-Лотрек-Монфа, сыну графини Адель и графа Альфонса. Но где же еще творить тому, кто изображает все как есть.
Точность штриха позволяла ему передать обнаженную реальность конца века. Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом. Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в Альби — городе, расположенном в юго-восточной части Центрального французского массива.