Купить картину или постер "Звезда", художника Эдгара Дега вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. В 1873году художник вернулся в Париж. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков – не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему. Хюттингер). Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Не существует и самой реальности, отрываясь от нее, не ощущая груза проблем, ты купаешься в свете «звезды», восхищаясь силой ее таланта покорять сердца зрителей, одним из которых теперь стали и вы. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Клуэ. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи. Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет. Остальные выполнены пастелью. Дега изображает женщину, которая не думает о том, как она выглядит со стороны. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства.
Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Уважаемый посетитель. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
К тому времени, когда Дега исполнилось 30, он уже создавал полотна, вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Его произведения ничего не воспевают.
Холст, масло. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Он также был известен как способный мимический актёр. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Он стремится передать мнгновенное, неуловимое движение — отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей. Он жил один.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Э. Дега. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты.
«Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Душа его искусства – линия, острый, подчас гротескный рисунок. Дега выработал свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего мира, он упорно изучал человеческое тело. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Все здесь полно осмысленного движения. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала. 1869 – 1872, Бостон, Музей изящных искусств). Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). 1897 – 1899, Москва, Гос. А. С. Пушкина). С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. Мастер непостоянен в своих пристрастиях, в своем отношении к увиденному. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.
Экипаж на скачках (ок. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Поражает лицо отца художника, всей душой погруженного в стихию музыки. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Он создает целые серии «причесывающихся», «одевающихся», «выходящих из ванной», «занимающихся туалетом», «вытирающихся» и т. д. Художники и прежде писали картины на подобные сюжеты, но их персонажи всегда как бы чувствовали присутствие некоего зрителя: их позы были исполнены изящества, движения – грации. Его произведения ничего не воспевают.
В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. 1872, Бостон, Музей изящных искусств). (Абсент, 1876, Париж, музей Орсе).
1863, Байонна, Музей Бонна), Женский портрет (1867, Париж, музей Орсе). Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. 1858 – 1860, Париж, музей Орсе), Портрет Леона Бонна (ок. Она возвышается словно массивная темная пирамида. В этом их сила и слабость.
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Он не любил экспромта, его полотна всегда завершены и продуманны. Если в начале профессионального пути Дега писал в традиционной манере маслом по холсту, то в зрелые годы он много экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника – разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне. Особенно театр балета Даже если, как вам кажется, вы равнодушны к подобным зрелищам, взглянув на картину Эдгара Дега «Звезда», вы поймете, насколько великолепна театральная жизнь. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. У Пушкина сказано, что Истомина «летит, как пух из уст Эола» и от того она мне представлялась женщиной с конституцией Екатерины Максимовой.
Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Воздушное, касающееся пола только одним пуантом существо даже не отбрасывает собственной тени, «звезда» освещена не только светом рампы, но и внутренним вдохновением.
Иногда театр для него – это феерия, волшебство (Звезда, ок.
Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой.
Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Много и плодотворно рисует, работает над портретом – это либо автопортреты, либо изображения родственников и друзей: Автопортрет (1857, офорт), Семья Беллели (ок. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Мне нравится эта суровость». В юности испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
Э. Дега «Мытьё» (1886). В 1855 – 1860 пять раз посещает Италию, копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и др. (Справедливости ради скажем, что гораздо позже мне на глаза попалась и фотография Максимовой в юности, однозначно свидетельствовавшая: всем известная кукольно-детская конституция артистки — плод особого многолетнего труда). Его прельстила не какая-то конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, – балетом, живущим особой жизнью и рядовой средней балериной.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Отчасти из-за болезни глаз Дега обращается (с 1880-х) к скульптуре и в последние годы может заниматься только пластикой.
1876 – 1877, Нью-Йорк, музей Метрополитен Репетиция под аккомпанемент скрипки, ок. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». То есть, далеко не всё. Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Этот возвышенный и прекрасный мир. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).
Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей.
Все внимание сосредоточено на ней. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Курбе и Делакруа оказали определённое влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. 1879, Париж, музей Орсе), Скачки в провинции. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Художник много путешествовал, он побывал в различных местах Франции, в Бельгии (1869), в Америке (1872) у родственников матери в Нью-Орлеане написан Портрет в хлопковой конторе (1873, По, Музей) в Швейцарии (1882). Любите ли вы театр. музей изобразительных искусств им. Он лепит то, что хорошо знает и любит: балерин и коней, великолепно передавая стремительные движения, легкие «па», воплощая саму душу балета – динамику (Большая арабеска, ок.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Э. Дега «Абсент» (1876).
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Художник может быть и восторженным почитателем и ироничным, насмешливым наблюдателем, но взгляд его всегда отличается остротой, рука – точностью («островидец» – так иногда называли Дега) каково бы ни было отношение мастера к происходящему, перелагая свои наблюдения на язык живописи, он создает удивительные по художественной ценности произведения, поражающие богатством колорита, декоративностью, тончайшими переливами пастели, великолепным рисунком. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Это и было одной из причин, по которой так много душевных сил и внимания Дега отдано танцовщицам балета.
Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Лаконичность и выразительность явно указывает на гениальность Эдгара. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Он жил один. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж).
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Так рождалось понимание: балет может быть разным. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Иногда взгляд художника выхватывает отдельную яркую фигуру, причудливую тень на земле, одухотворенное лицо (Молодой жокей, 1866 – 1868, Париж, частное собрание). Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Техника пастели, выбранная художником, выявляет и его непревзойденное мастерство графика. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. 1890, Чикаго, Институт искусств), Таз (1886, Париж, музей Орсе). На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу.
Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Все остальное на картине: кулисы, балерины на заднем плане как будто бы не существуют. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Основой процветания города была торговля хлопком. 1886, Париж, Музей Орсэ).
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права.
92 х 68 см. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Одним из самых сильных недоумений моего отрочества был портрет Авдотьи Истоминой. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). 1883, Париж, частное собрание), После ванны (1883, Нейи-сюр-Сен, частное собрание), Утренняя ванна (ок. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Автопортрет (1854-1855). Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Последний стал настоящим кумиром художника. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Так появились его ранние произведения. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет.
«Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. У Дега не было предпочтений он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. В 1861 Дега знакомится с Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа – пристанище молодых новаторов – Моне, Ренуара, Сислея и др., составивших ядро импрессионизма.
1880 – 1890, Париж, музей Орсе). Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
С изумительным чутьем он следует за каждым изгибом, каждой характерной неправильностью, вычерчивая на полотне самую душу своей модели. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».