«причесывающаяся женщина», «За туалетом» (1889, Эдгар Дега, Государственный Эрмитаж, бывшее собрание И. С. Остроухова). И. щукин покупает картину Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» в Галерее Дюран-Рюэля за 14 000 рублей и привозит ее в Москву, но держит не в экспозиции своего музея, а в личных покоях. Вот вам сегодняшний критик, Тобиа Беццола: «Неизвестно, былили уДега сексуальные отношения сженщинами вовсяком случае, тому нет никаких свидетельств серия монотипий изображающая сцены вборделе, — яркий пример вуайеризма иотвращения кженской сексуальности». 1928картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ, расположенного в особняке И. А. Морозова. Очередной картиной, свидетельствующей о растущем мастерстве Дега, является работа «Женщина, сидящая у вазы с цветами», где художник шлифует свой талант и вместе с тем, продолжает экспериментировать с диагональным построением, подбором ракурса, а также добивается более выразительных эффектов.
Картина Эдгара Дега Молодая женщина с Ибисом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» приобретена Полем Дюран-Рюэлем. Картина «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега относится ко времени последней выставки импрессионистов в 1886 году, но ее не было в составе показанной тогда художником группы пастелей с обнаженными натурщицами – моющимися, вытирающимися или причесывающимися.
Любимыми сюжетами Э. Дега были скачущие лошади, балерины на репетиции, прачки и гладильщицы за работой, одевающиеся или причесывающиеся женщины. Винсент Ван Гог, похоже, лучше и раньше других понял все о безбрачии Дега: «Дега живет тихо, как провинциальный нотариус и не любит женщин ибо знает, что если бы он их любил и путался с ними, он был бы душевно нездоров и стал бы не способен к живописи». На протяжении почти трех десятилетий творчества Эдгар Дега многократно обращался к мотиву причесывающейся женщины. Учителем Дега первоначально был Энгр, чьи женщины-одалиски, венеры, богини — скульптурны, депилированы и в совершенстве деформированы сверх всяких человеческих возможностей с помощью добавления лишнего позвонка, делающего торс длиннее, а зад шире.
1948картина Эдгара Дега «Причесывающаяся женщина» после закрытия ГМНЗИ поступает в Государственный Эрмитаж. Позже, в 1886 – 1888 годах, Дега выполнил еще две версии мотива (собрание Таубман, США и Музей Метрополитен, Нью-Йорк), в которых поза женщины была сохранена, только стала менее изящной. Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.
Цикл работ художник посвятил и обитательницам публичных домов. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Эдгар был способным мальчиком и успешно закончил школу. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.
Я полон ими У меня их даже слишком много» «Но, Дега, стихи делаются не из идей, а из слов», — улыбается тот. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Смотрите, как они роняют маску соблазнительности. Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии.
Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега». С 1854 года берёт уроки у известного на то время художника Луи Ламота. Но взгляд его бесстрастен и отстранен, картины полны нежности, но не эротичности. 3.
Большинство женщин легкого поведения были или блондинками или рыжими. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. » (deliberation) — писал мастер.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Мать зарабатывала стиркой, а отец был портным. Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо, который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии.
Музей искусств Филадельфии, США. Так, например, юный повествователь из романа «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, который потребовал Рахиль у хозяйки борделя, услышал в ответ, что она сейчас обслуживает парикмахера, старого господина, который поливает головы женщин маслом и затем делает им прическу, но не более того. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики.
Молчаливые, лишенные кокетства и натурщической собранности, они остались наедине со своим телом. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им.
Разве мог Антуан Ватто позволить себе изображать сцену, глядя на неё сквозь сотни зрителей, сидящих в зале изображать не само действо, а профиль случайного соседа, невольно подслушанный разговор и мимику собеседников. Заметьте, это была жалоба. Эдгар Дега. Художник доказал, что тело может быть даже более выразительным, чем лицо, вот таким образом абсолютно обыденные мотивы в его искусстве получили поэтическое выражение жизненной энергии, грациозного изящества и красоты. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. В 1855 году состоялась знаменательная встреча Дега с Энгром, которому на тот момент исполнилось 75 лет. Танцовщица постоянно балансирует между предельным реалистичным и странным искусственным.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. (Кстати, она включала только одну картину, где женщина прикладывает губку ксвоему колену видимо именно наней базируется убеждение Полина, что все женщины Дега «подтираются» втуалетном смысле. ) Работы навыставке служили примером того, как великий стареющий художник творит награнице между Правдой Жизни иПравдой Искусства, постоянно расширяя возможности формы, цвета, техники. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Он посвящал балеринам свое внимание, должно быть, в той же мере, что в дальнейшем Тулуз-Лотрек кафешантанным красоткам.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов.
На этих монотипиях никаких следов клиента нет. Она позировала и знала, что её пишут. Его восхищение было исключительно духовным. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. —женщина подтирается, снова иснова».
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. В то время преступников рассматривали как пережиток более ранней эпохи, когда человеческий вид был более примитивным и атавистические черты видели в так называемом «лице преступника». В своей книге The Spectacular Body («Показательное тело») профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen)пишет: «Отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ванн Гётем». Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети.
Чаще всего его присутствие только подразумевается, как, например, на эстампе под названием «Ожидание», на котором можно видеть четырех обнаженных улыбающихся девушек, сидящих с краю канапе их ноги слегка раздвинуты, а одна из них пальцем подзывает кого-то, кто находится за пределами видимости. Хюттингер). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Ивот эта его «свояченица» якобы жаловалась, что Дега «неоснащен для любви». Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов. Для этой цели был построен роскошный зал «Fayedeladance», где юные балерины могли встретиться с любителями оперы. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Эдгар Дега. Таз для мытья. Картина выполнена в мягких, нежных тонах. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. Оба эти типа представляют собой создание одержимого, который борется с самим собой. Тем не менее, человек широких взглядов может найти её познавательной и «центробежной».
Вот так с одной стороны царило искусство, с другой – проституция. Это поразительно напоминает о том, что говорили о «Четырнадцатилетней танцовщице». В 1873 году Дега ждёт новый удар: умирает его отец, оставив после себя огромные долги. Они дарят ей цветы, чем-то напоминающие букет невесты. Их клиентами были богатые мужчины, посещавшие оперу.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Он также был известен как способный мимический актер или клоун, поэт Поль Валери объяснял это итальянским происхождением художника. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. И с самого начала о «Танцовщице» судили по её окружению. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем.
Единый слепок на все времена. Дега говорил: «Вы ведете себя так, как будто в вас нет ни капли таланта». Он пишет так, как даже близкий мужчина, муж или любовник, не всегда может (да и не всегда хочет) увидеть женщину. Его живопись стала олицетворением впечатления танца, восхищением хрупким моментом жизни, движением, которое через секунду прервется и более уже не повторится вновь. Скульптура Дега сделала видимым то, о чем зрителям не нравилось думать. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Ему удавалось быть одновременно последователем Энгра и Делакруа, тем самым решая исход векового спора между линией и цветом, будучи «преданным цвету и линии», по его словам.
Совершил поездку в Новый Орлеан, США (1872 – 1873).
«Яразмышлял, как это повлияло наего живопись. Четкая линия спины, упругая грудь, удивительная белизна кожи – ничто не скрывается от глаз талантливого художника. Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой.
Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Разве выбудете снова иснова через силу изображать то, что презираете инелюбите. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Позировала Дега средняя из сестер – Мари ванн Гётем (Marievan Goethem), в 1879 году Марии исполнилось 14 лет, вероятно тогда Дега начал работать над скульптурой.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Голубые танцовщицы. Вы почувствовали обман, какой паровоз может быть на картине Дега. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Однажды в опере Дега познакомился с Жоржем Клемансо известным политиком, якобинцем, беспощадным «сокрушителем министерств».
Творческий гнев, ярость против уходящего времени, уходящего света (наДега наступала слепота), когда столько еще можно былобы увидеть, так много форм проверить напрочность. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. «Семейство Беллели». Почему её лоб и её губы уже отмечены явной порочностью. » Говорили, что она похожа на чудовище, на «цветок трущоб». Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре. «Всё, что я делаю — это результат размышлений.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Принял участие во всех выставках импрессионистов (1874 – 1886), кроме седьмой (1882), когда протестовал против участия в ней Моне и Ренуара, не порвавших с Салоном. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Друг Дега Эдмон Дюранти (Edmond Duranty)– журналист и критик, описывает статуи древнего Египта как поразительно современные. «Ты знаешь, как позируют у Дега. Со случайными знакомыми на светских встречах он был подчеркнуто вежлив и холоден.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Есть лишь волосы (а нам уже известно, как Дега их любил) и это единственное, что достойно в женщине. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). На выставки целыми отрядами водили солдат, заразившихся ЗППП. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Холст, масло. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Дебютировал в Салоне 1865 года. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
В результате картина не выглядит статичной. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Дега рисовал эти позиции, когда наблюдал за занятиями балетного класса.
Но (итут Правда Жизни переходит вПравду Искусства) волосы еще ипокладисты, метафоричны, готовы принять абстрактную форму. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Для этого он пишет картину как бы из ложи и в кадр случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Его живопись смела и безлична, так как он согласился быть не более чем скромным нотариусом, боясь сексуальных излишеств.
«Ну и что вам сказал Клемансо. » — спросил у Дега Поль Валери, когда услышал эту историю. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Время. Выставка Фитцуильям избрала принцип, который пурист или брюзга назвал бы беспорядочным. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста.
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Яков Тугенхольд писал о Дега: «Он выдавал отрицательные образы за положительные и таким образом заставлял увидеть отрицательное, которое люди не замечали». Теодор Адорно в своей работе «Эстетическая теория» заметил, что с приходом символизма интерес и воспевание проститутки в искусстве начался примерно с Уильяма Блейка, переходя наивысшей точкой в «Цветах зла» Бодлера. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем.
Основой процветания города была торговля хлопком. Он пишет её в беззастенчивом одиночестве. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Как ему это удаётся. Мне нравится эта суровость». Поза или жест кочуют изугля впастель, вмасло, вскульптуру (роль скульптур— отлитых только после смерти Дега— приятно загадочна: самодостаточныли они или имели подсобную функцию или, может быть, они— продолжение картин или все вместе. ).
Он жил один. Черепа ниже нормы, а нижняя челюсть слишком большая. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Э. Дега «Абсент» (1876). Однако ж, вы сами можете оспорить, — а лично я утверждаю, — прямо противоположное: что все картины Дега никоим образом не портреты (к огорчению Полин), что женщины, на них изображённые, не страдают от мужских взглядов. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Некоторые выставки он помогал организовывать.
Он посещал судебный процесс над малолетними преступниками, которых признали виновными в сенсационном убийстве. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет. В условиях «визуального поворота» в современном искусствознании изображения тела рассматриваются с той же целью. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Он также был известен как способный мимический актёр. В такой же позе – только с иной точки зрения, сбоку и сидящей в тазу – эта или очень похожая на нее модель запечатлена в пастели «Женщина в тазу» (1884, частное собрание). И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Как правило, нет.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Э. Дега. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Его балетные танцовщицы несильфиды или нимфетки— утонченные ивтоже время слегка порнографические, — какими ихписали донего мужчины-художники. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
«Я слишком часто смотрел на них, как на животных», — однажды признался с присущим ему цинизмом Дега. Пустяковое замечание великого художника. «Праздник хозяйки» (шедевр, по мнению Пикассо) показывает нам с мягкой иронией, оттененной своего рода симпатией, скопление обнаженных женщин, которые ласкают матушку-сводню, черную застывшую массу, установленную, словно идол, посреди салона.
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Балет из оперной ложи.
Вдоказательство Рафаэлли приводит слова одной изнатурщиц Дега: «Странный господин: целых четыре часа сеанса потратил нато, чтобы расчесать мне волосы». Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала.
Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Почувствуйте этот кислый запах пота. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». «Этот странный господин 4 часа расчесывал мне волосы», — шепчет натурщица. Но что бы ни изображал Дега — обитательниц борделей, дам полусвета, балерин, прачек, скачки, театры, кабаре, кафешантаны, — он хранил верность завету Доминика Энгра, которого считал своим духовным отцом.
Можно быть почти уверенным, что в этом темном деле более прав был Мане. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он жил один.
Не исключение и эта картина. «Странный господин» был внимательным наблюдателем, аволосы— непростая материя. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников. Последний стал настоящим кумиром художника. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Обнаженную натуру он очень внимательно изучал, как и Энгр, выполняя целые серии реалистических рисунков и они уже переступали через границы академического жанра ню.
В письме к Берте Моризо Эдуард Мане утверждал, что в 1869 году «он неспособен любить ни женщину, ни сказать ей об этом, ни сделать этого». В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. «Он посмотрел на меня с таким презрением», — ответил Дега. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Женщина запечатлена в неестественной, но эффектной позе. На основании исследования он установил, что кисти рук у проституток длиннее, а стопы короче, чем у обычной женщины. Этих балетных девочек называли «крысятами».
Страсть к рисованию, а впоследствии к живописи, проявилась у него в раннем возрасте, но отец управляющий и совладелец одного из крупных парижских банков – не разделяя увлечений сына, пророчил ему будущее юриста. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Это настоящие женщины, делающие тяжелую физическую работу: они потеют ижалуются, уних рвутся сухожилия, кровоточат пальцы ног нодаже всостоянии передышки после изнурительного труда (напряженная спина, руки наталии, поза «когда уже день закончится») они излучают мощную жизненную силу. Это забавное и невинное извращение было хорошо известно девочкам из закрытых домов. Серия монотипий известная под названием «Сцены в закрытых домах», состоит из пятидесяти листов. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание).
На индивидуальном уровне могли наслаиваться несовместимые убеждения. Грубейшая ошибка. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Необычайная популярность балетных сценок, запечатленных Дега, легко объяснима, поскольку художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Сплетни живучи и читабельны — даже сейчас, когда моющиеся женщины Дега уже не могут вызвать тех брезгливых, стыдливых укоров (мы живем в эпоху искусства после Люсьена Фрейда, в конце концов. ), какой-нибудь журналист или писатель обязательно вспомнит о вуайеризме импотенции или извращенном восприятии женщин Дега. «Женское тело стало текстом, который может быть прочитан как культурологическое утверждение о гендерно-властных отношениях.
Это неточтобы сознательный обман, нонекоторая подтасовка, ведь творчество художника можно рассматривать как игру влотерею, перечень выигрышей ипроигрышей: шедевр, мимо, мимо, полушедевр, мимо, шедевр. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
В то время как для Утамаро распущенные волосы оставались редким мотивом (волосы его дам почти всегда уложены в тугую поэтажную конструкцию), Дега, наоборот, предпочитал представлять своих персонажей с распущенными волосами. Уважаемый посетитель. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». А. С. Если его современники усматривали уродство в его искусстве (как это случается по сей день), мы можем теперь убедиться в его правдивости и, более того, в суровой нежности его апостольского глаза.
Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Любил историю и латынь, но больше всего – рисование. Нечто подобное произошло и с Мари ванн Гётем, он делает более низким лоб, уплощает макушку, увеличивает челюсть, выдвигая «морду» вперед («морда» — выражение которое использовали тогдашние критики). Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Пушкина, г. Москва. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875).
«Четырнадцатилетняя танцовщица» Дега – реальный подросток из бедной семьи, в записной книжке художника есть запись адреса, где жила её семья: «ванн Гётем бульвар Клиши». Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Всёсмешалось в этом храме великой оперы, где располагалась и балетная школа. «Голубые танцовщицы». Конечно, эти слова нуждаются внемедленном пояснении (когда онработал, онне«любил женщин», аписал картины и, несомненно именно картины занимали все его мысли), новостальном все именнотак.
ГМИИ им. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Великие художники часто навлекают насебя низкие подозрения низкие, нопоучительные.
Девочки изображены в одиночестве, в позе отдыха, с задранными вверх ногами. Не были чужими для него изысканный и благородный Ван Дейк, сдержанный и возвышенный Пуссен, мудрый Рембрандт. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Он глубоко почитал, например, Энгра и сам причислял себя к пишущим в традиционной манере, которую исповедовал Энгр. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии.
В его эпоху новая наука антропология изучала человеческие черепа, чтобы определить на какой стадии развития находятся люди. Низкий лоб считался наиболее примитивным и именно так критики расценивали «Танцовщицу» Дега – её называли «Обезьянкой». Балет Дега – классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Топорова звучит так: «Любимых убивают все».
Автопортрет (1854-1855). Видите, что происходит с ними на отдыхе, когда они больше не контролируют себя. Молва не донесла до нас ни историй с женщинами, ни сплетен о великой тайной любви.
Существует ли идеал красоты. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Но эти работы не отталкивают взгляд, так как выглядят жизненной правдой. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. И такие неполные сцены воспринимаются куда естественнее, чем «правильные». С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Ему удается поймать конкретный момент в процессе причесывания. художник вернулся в Париж.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Летописец парижских окраин Жан Франсуа Рафаэлли (1850–1924) заявил в1894 году, что Дега как художник «пытается принизить тайные формы Женщины» ичто он«явно нелюбит женщин». Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Это была не развращенность, а самозащита. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Все здесь полно осмысленного движения. Ломброзо пытался доказать, что проститутка – отдельный вид человека. Кто повсюду говорит о себе как о «художнике», возможно, прославится, но какой толк от славы, если она не служит искусству.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.
Его произведения ничего не воспевают. Однако в работах пастелью подход художника становится гораздо смелее и он использует цвет так же свободно, как использовал его, работая мелом или углем. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане.
Услышал в свой адрес одно из знаменитых «словечек» Дега — считай, что заинтересовал. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Все это казалось настолько неожиданным, что многие видели в данной серии с трудом переработанную и сублимированную сексуальную навязчивость. Любимыми художниками молодого Дега в то время были Энгр, Никола Пуссен, Ганс Гольбейн, он усердно копировал их работы. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке Энгр.
Самая удивительная идея Дега была одеть скульптуру в настоящую одежду. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом.
Может, тот факт, что Дега был «неоснащен для любви» (если это правда как нистранно, недавно всплыло свидетельство, которое этому противоречит: онпокупал презервативы), превратил его вженоненавистника. Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. 92 х 68 см. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Четыре часа (итакие «четыре часа» повторялись много раз): работы Дега полны мгновений, вкоторых волосы оказываются «видны».
«Из всех причин проституции, – писал в 1857 году Паран-Дюшатле по итогам проведенного им исследования, – определяющими являются отсутствие работы и нищета – неизбежное следствие мизерной оплаты труда». Благодаря этому сюжет картины приобретает загадочность и интимность. Большинство из них выполнены черными чернилами и лишь некоторые оттенены пастелью.
А Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» пишет: «В действительности в том обществе, где наличествуют нищета и безработица, каждая профессия тотчас приобретает своих служителей пока будет необходимость в полиции и проституции, будут и полицейские и проститутки. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы.
Познакомился в Школе с Анри Фантен-Латуром и Леоном Бонна. Он не поверит даже несомненным доказательствам невиновности Дрейфуса. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Это непростая область: мывсе привносим внее свои предубеждения.
Портреты преступников свидетельствуют о том, что Дега интересовался наукой. Это ему явно удавалось.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. В этом их сила и слабость. Балет из оперной ложи. Иполлит Тен называл танцклассы «рынком женской плоти» и Дега передает именно этот аспект закулисной жизни. Он будто специально застает их в самые невыигрышные моменты. Он перестает общаться с Писсарро (так как еврей), с Моне и Золя (так как поддерживают еврея Дрейфуса, опорочившего всех военных), с самым близким и давним другом Людовиком Галеви и всей его семьей (по той же причине).
Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Заинтриговывает и размер скульптуры, она не выполнена в натуральную величину, но и не размером с куклу. Современное женское тело изображенное винтимный момент наблюдателем-мужчиной.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Некоторые люди говорили о глубокой развращенности Дега. Хюттингер). Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Копировать, чтобы, переосмысляя, встраивая вдругой контекст использовать повторно.
Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Выставка, которая спровоцировала это злобное шипение, представляла поздние работы Дега. Эдмон деГонкур (укоторого были свои саркастические соображения поповоду Дега, как ипоповоду всех остальных) пересказывает эти обвинения вдневнике идобавляет вподтверждение историю, рассказанную писателем Леоном Энником: утого одно время была любовница, чья сестра была любовницей Дега.
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Дега был уверен, что «литература только навредила искусству». В Государственном Эрмитаже находится еще одна вариация этого мотива – пастель Дега «За туалетом» (1889, бывшее собрание И. С. Остроухова), где модель показана сидящей в халате за туалетным столиком: в одной руке гребень, другой она придерживает роскошную шевелюру. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
Говорили, что Дега наблюдает за женщинами как за животными. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Иоганн Блох – немецкий врач, венеролог и сексолог, один из основателей сексологии пишет:«С половины XVIII столетия Парижсделалсявысшейшколойрафинированнойхореографическойпроституции, которая отсюда перешла во многие другие столичные и провинциальные города Западной Европы: Лондон, Берлин, Гамбург, Вену То же мы видим в Будапеште, Петербурге». Художник придает своей работе фотографичность. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Возможно, отчаянные кокетки действительно ненавидели его полотна возможно, тенатурщицы, накоторых онкричал (носкоторыми также проявлял «невероятное терпение»), чувствовали, что заработали свой хлеб впоте лица.
Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Так появились его ранние произведения.
Но только не Дега. 1884 г. Бумага, пастель. Он мог скривить перспективу, обращая внимание на пол. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Музей ДОрсе, Париж. Они поэтичны. Эту популярную практику запечатлел бельгийский художник-символист Фелисьен Ропс (Felicien Rops) в своей картине «Урок гигиены» (TheHygiene Lesson), на которой изображены офицер и рядовой, рассматривающие восковую модель женщины, больной сифилисом. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
«Fayedeladance» был в своём роде мужским клубом, куда могли входить только мужчины и балерины, наилучшим вариантомдля которых было найти себе богатых покровителей. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Они даже не ведают о них.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Дега говорил: «Каждый видит то, что хочет видеть.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени.
Дега жил на Монмартре, где бедность соседствовала с богатством. Хорошим способом найти покупателей было участие в групповых выставках импрессионистов. 1. Но зато можем оценить грациозность ее фигуры.
С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Он нарисовал им низкие лбы, тяжелые челюсти, тяжелые веки. Клиент в виде человека в черном тоже появляется на монотипиях, однако это бывает редко. Нонестоит слишком яростно становиться насторону людей, которые нам абсолютно незнакомы.
«Женщина вванной» (1893–1898) даже предлагает шутливую подмену: то, что сначала кажется нам головой женщины ссобранными темными волосами, насамом деле кувшин, которым горничная готовится сполоснуть наклоненную голову хозяйки. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. В 1873г. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Это были мужчины игравшие важную роль в политической и экономической жизни страны. Бернд Гров пишет: «Дега рассказывает о труде, который надо затратить во имя видимой непринужденности, он рассказывает о нудной изматывающей рутине подготовки танцовщиц», «В его искусстве отображен мир, в котором объединено мимолетное и стабильное, видимость и правда, вымысел и нешуточная трезвость взгляда, которые нельзя разделить.
Таз для мытья. Дела покойного оказались в полном беспорядке и банк, которым управлял отец Эдгара, задолжал другим банкам астрономические суммы. Обычно он рисовал обнаженные модели со спины и крайне редко — их лица.
Учился живописи в Школе изящных искусств (1855 – 1856) у Луи Ламота, ученика Доминика Энгра, влияние которого сказалось на его раннем творчестве. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Впрочем, это тоже лишь предположение. Кроме того, в среднем оба эти ремесла дают больший доход, чем многие другие. Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел. В 1881 году Эдгар Дега, ранее никогда не выставлявший скульптуру, продемонстрировал своё новое творение«Четырнадцатилетняя танцовщица». Многие работы выполнены накальке, попричинам как эстетическим— калька особенно хороша для пастели, — так ипрактическим: образ скорее намечен (чем определен), его можно копировать снова иснова.
Упругими линиями контура художник подчеркивает объем и глубину тени, создающую выразительность плавных движений героини, расчесывающей свои роскошные рыжие локоны. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Остальные выполнены пастелью. Мы видим глубокие корни социального зла, где нет виноватых, где все жертвы.
Все они изображены в позе ожидания. В семье было три дочери, все они стали балеринами в опере. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок.
Образ причесывающейся женщины создан художником с трепетом и тщательностью. Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, но театральный танец современной академии.
2. В 1873году художник вернулся в Париж. Каждая ученица балетной школы должна была отрабатывать пять основных балетных позиций. Или это всего лишь мое предубеждение.
Он слишком боялся. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.
Одна из них открывает бутылку шампанского, которую она сжимает между своих бедер. Предприняв неудачную попытку стать юристом, Эдгар полностью отдаётся живописи. «Постылое рисуют все»«Постылое рисуют все»Отсылка кстрочке из«Баллады Редингской тюрьмы» Оскара Уайльда, которая впереводеВ. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса.
Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полем Меллоном, который, подарив небольшую часть работ Лувру, до сих пор остается владельцем большинства из них. Отец поддерживал его интерес к творчеству.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой.
«Он не оснащен для любви», — многозначительно сообщает другая. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Покартинам этого невидно иясказал себе: наверное, надо восхищаться ихкрасотой. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Сама комната бедная, без какой-либо облицовки стены просто выкрашены светлой охрой. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Вульгарным органом. Танцовщицы, как и шлюхи, во время отдыха становятся похожими на бесформенный рогатый скот. Не так просто бывает, по видимому, выразить благодарность своему учителю.
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Необязательно: эта особенность могла сделать его еще более внимательным наблюдателем. Джеймсу Уистлеру, например.
Откройте для себя, как в скульптуре «Маленькой четырнадцати летней танцовщицы» с ее порочным лицом едва созревшей девочки, уже ставшей жертвой продажной любви, отвратительную сторону Эроса. Критики вопрошали: «почему она так уродлива.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Он поставил свою танцовщицу в четвертую позицию.
Эти портреты были выставлены в 1871 году рядом с «танцовщицей». Они заняты своими делами, своими мыслями. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Он боготворил Энгра.
Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Согласитесь, неординарное композиционное решение. То есть, далеко не всё. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880).
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Дега презирал тех, кто гонится за почестями и наградами.
Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Розовые и голубые девушки-облачка впервые приковывают внимание зрителя на полотне «Оркестранты оперы», хотя и не являются центральными персонажами. Но он есть, точно так же, как вдали от скачущих наездников в Course de gentelmen (1862), виден дым из заводских труб, в духе Сёра.
1886, Париж, Музей Орсэ). Никто не знал, есть ли у Дега любовница.
«Молодой человек, — наставлял он молодого Дега, — рисуйте линии — с натуры и по памяти и вы станете хорошим художником». Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Эдгар Дега мастерски передает каждый изгиб женского тела, демонстрируя его очарование. Это — униформа их профессии, описанная в литературе того времени.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Лица героини картины мы не видим.
С изумительным чутьем он следует за каждым изгибом, каждой характерной неправильностью, вычерчивая на полотне самую душу своей модели. Его произведения ничего не воспевают. Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин. Напресс-показе вНациональной галерее ястолкнулся сдиректором музея, который сказал, что, поего мнению, эти картины изображают «увядание плоти» втовремя как, помоему ощущению, Дега изображал плоть всамом расцвете. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением).
Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Эдгар Дега. В ученицы принимались девочки с пяти лет. Он одевался вычурно и вызывающе, красил стены в доме в лимонно-желтый и страстно любил фотографироваться. Одни говорили о «революции в скульптуре», другие — об «идеальном уродстве». 1886 г. Бумага, пастель.
Разгневанные критики предлагали отправить скульптуру в новый парижский медицинский музей – Музей Дюпюитрен (Muse Dupuytren) где в стеклянных витринах были выставлены восковые муляжи пораженных болезнями органов. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Так, например, в картине Le Camps de courses (На скачках, 1876 г. ) видно, как на утреннем морозном воздухе вырывается белый плюмаж пара изо рта лошади затем вы замечаете, что пар перекликается с дымом от паровоза вдали. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Большинство почитателей таланта Дега были сбиты с толку этими монотипами. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. «Какое ремесло.
Это обман и этот обман лежит в основе искусства». Он — властитель безграничного пространства и король умеренности. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо. Более того, поведение в одном сегменте общества оказывало влияние на другие сегменты». Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. После своей сдержанной юности («Я, как и все молодые люди, страдал, но я никогда не распутничал», — признается он в конце своей жизни) Дега впал в своего рода сексуальную инерцию из которой так и не смог выйти. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение.
«Танцовщица» Дега была и древней и современной – Гюисманс видел в «Танцовщице» будущее искусства: «В первой своей попытке Дега перевернул традиции скульптуры с ног на голову, с её раскрашенной головой и высоко задранным подбородком, с её худым лицом, постаревшим раньше времени, с её руками, сцепленными за спиной – эта маленькая статуя является первым подлинно современным произведением скульптуры, которая мне известна». Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Сравнивая полицейские фотографии малолетних преступников с рисунками Дега, мы видим, как он преувеличивал их черты. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Благодаря усилиям художника его частная жизнь полностью ушла за кадр.
Япоказываю ихвне кокетства».
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Он рисовал преступников в зале суда. Посмотрите на этих балерин, когда они покидают сцену.
В конце выставки нас ослепляет взрыв красок одной из величайших картин Говарда Ходжкина «После Дега». Заключает выставку напоминающая «Маленькую танцовщицу» приятная бронзовая фигура девушки с сигареткой у белой стены работы Райана Гандера. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Э. Дега «Мытьё» (1886).
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». До этого Дега не занимался скульптурой, это был для него самый амбициозный план. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины.
Он всегда был идеально корректен с натурщицами — Полин это подтверждает. Дега четыре часа расчесывал волосы модели. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Интимно, неформально— обнаженные волосы. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь.
Это удачное напоминание о том, что Дега был острослов и шармёр прежде, чем он превратился в «cranky old buzzer», не в последнюю очередь потому, что в самом его искусстве присутствует остроумие и шарм, равно как серьёзность и стойкая напряжённость. И немного ироничны. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. У балерин была репутация проституток.
И не только потому, что о ней вообще реже задумываются и реже спорят. Даже скандальная «Олимпия» Эдуара Мане предполагала присутствие наблюдателя рядом — она смотрит вам прямо в глаза. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Дега начинает с рисунка, он рисует её в 17 видах. Голубые танцовщицы.
Обнаженная натура не раз служила лишь декоративным элементом в его композициях. Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Однажды он язвительно бросил Уистлеру: «Друг мой, вы держитесь так, будто начисто лишены всякого таланта». Но о планах и прожектах он не рассказывал, а своей семьи у него не было.
Относительно женственности среди художников и зрителей единства намного больше. Чтобы хоть как-то освободиться от этой навязчивости, не было ли лучшим способом демистифицировать предметы своего желания, сделав из них естественный объект обыкновенной и непоэтичной деятельности.