При её подготовке реставраторы сделали рентген трёх редких скульптур Дега. На выставке представлены 74 бронзовые скульптуры французского импрессиониста Дега и она продлится до 29 октября 2010 года. В конце декабря под крышей Главного Штаба пройдет выставка миниатюрных скульптур из бронзы одного из знаменитых и оригинальнейших представителей импрессионистов Франции Эдгара Дега.
Скульптура Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» стала источником вдохновения для мюзикла. Скульптура «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» Дега была создана в 1881 году из воска. 1882 г. – у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начинает эксперименты в технике рисования, а затем переходит к скульптуре. "маленькая танцовщица" Дега – одна из трех или четырех самых известных скульптур современности.
В «Маленькой танцовщице» будет рассказана выдуманная история девушки, которая позировала для скульптуры Дега. Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Пресс-показ скульптур французского художника Эдгара Дега в Национальной художественной галерее в Софии прошел 2 сентября 2010 года.
Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
Хотя некоторые критики оценили работу крайне положительно, большинство отреагировало враждебно и отрицательно, в результате чего эта работа осталась единственной скульптурой, выставленной Дега при жизни. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Ранние скульптуры лошадей Дега были достаточно статичными. Хайсманс)4. Остальные выполнены пастелью. Произведения Дега с их строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Позднее они были им переданы в Национальную галерею искусств в Вашингтоне, в Лувр в Париже (ныне в музее Орсе), в музеи в Ричмонде и Кембридже.
На индивидуальном уровне могли наслаиваться несовместимые убеждения. Этот материал предоставлял ему необходимую свободу действий и позволял впоследствии дорабатывать и переделывать свои этюды. Это были первые в истории поэтапные стоп-кадры, наглядно демонстрировавшие точное положение тела животного, в частности, лошади в каждый момент движения.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. В процессе изготовления бронзовых отливов не осуществлялся их учет.
Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Оно вызвало сенсацию, один критик написал: «она похожа на обезьяну, ацтека, абортированный зародыш. «Fayedeladance» был в своём роде мужским клубом, куда могли входить только мужчины и балерины, наилучшим вариантомдля которых было найти себе богатых покровителей.
Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э.
В результате выяснилось, что литейная мастерская А. -О. Позировала Дега средняя из сестер – Мари ванн Гётем (Marievan Goethem), в 1879 году Марии исполнилось 14 лет, вероятно тогда Дега начал работать над скульптурой.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
В его эпоху новая наука антропология изучала человеческие черепа, чтобы определить на какой стадии развития находятся люди. Низкий лоб считался наиболее примитивным и именно так критики расценивали «Танцовщицу» Дега – её называли «Обезьянкой». Когда художник стал хуже видеть, он стал постепенно переходить от масла к пастели. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Образы пленительных оперных «нимф и богинь», властвовавших в галантном XVIII веке, оставили Ланкре, Латур, Фрагонар. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Эбрара и консультируясь со своим другом скульптором Альбертом Бартоломе (1848 – 1928) и литейщиком Альбино Палаззоло, предполагается, что при его жизни было отлито лишь три скульптуры и то только в гипсе. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Вот так с одной стороны царило искусство, с другой – проституция.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Вскоре после смерти художника наследники обнаружили в его студии около 150 выполненных им восковых скульптур, восемьдесят из них были в хорошем состоянии. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание). Интерес к рисованию у мальчика проявился с детства, отец всячески поощрял его занятия. Дега рисовал эти позиции, когда наблюдал за занятиями балетного класса.
Эбрара, что осуществлялось под наблюдением его друга скульптора А. Бартоломе. Ответ на этот вопрос может подсказать эрмитажная выставка, где представлены образцы отливок и мастерской «Вальзуани» и мастерской «Эбрар» из коллекции Фонда имени М. Т. Абрахама. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). Заинтриговывает и размер скульптуры, она не выполнена в натуральную величину, но и не размером с куклу. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
Многие из них были созданы художником одновременно с его знаменитыми картинами и рисунками. Все здесь полно осмысленного движения. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Яков Тугенхольд писал о Дега: «Он выдавал отрицательные образы за положительные и таким образом заставлял увидеть отрицательное, которое люди не замечали». Теодор Адорно в своей работе «Эстетическая теория» заметил, что с приходом символизма интерес и воспевание проститутки в искусстве начался примерно с Уильяма Блейка, переходя наивысшей точкой в «Цветах зла» Бодлера. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Было решено отлить семьдесят четыре из них в бронзе и по этим моделям фирма Эбрар (Hebrard) изготовила определенное число отливок. В семье было три дочери, все они стали балеринами в опере. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Он был первым из европейских художников, кто абсолютно по-новому увидел балет. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
«Балетная» тема позволяла художнику сочетать изысканные линии с эффектами искусственного освещения, но и в развитии этой темы Эдгар Дега шел очень осторожно, вот таким образом его произведения резко отличаются от картин таких классиков импрессионизма, как Моне, Писсарро, Сислей. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. На плинте скульптуры, помимо авторской сигнатуры «Degas» имеется клеймо литейщика Адриена-Орельена Эбрара (А. -О.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Бернд Гров пишет: «Дега рассказывает о труде, который надо затратить во имя видимой непринужденности, он рассказывает о нудной изматывающей рутине подготовки танцовщиц», «В его искусстве отображен мир, в котором объединено мимолетное и стабильное, видимость и правда, вымысел и нешуточная трезвость взгляда, которые нельзя разделить. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
В ученицы принимались девочки с пяти лет. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Для этой цели был построен роскошный зал «Fayedeladance», где юные балерины могли встретиться с любителями оперы.
Довольно ощутимая перемена в творчестве. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Эдгар Дега, картины которого никого не оставляют равнодушными, выделялся из толпы импрессионистов тем, что изображал исключительно фигурные композиции, однако вскоре он перестал ограничивать себя только портретами и начал писать всадников на конях, скачки, сюжеты в кабаре и кафе, прачек, швей, танцовщиц, а также девушек, приводящих себя в порядок.
1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III. В этом виде искусства он больше опирался на осязание, а не на зрение. До этого Дега не занимался скульптурой, это был для него самый амбициозный план.
Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Полотна парижского творца без преувеличения можно назвать сборником людских движений и поз.
Как свидетельствовал маршан Поль Дюран-Рюэль, «в течение последних пятидесяти лет своей жизни Эдгар Дега много времени занимался лепкой скульптуры». В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. На протяжении многих лет портрет был любимым его жанром. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Государственный Эрмитаж провел в 2012году специальный симпозиум, посвященный «посмертным» бронзам, в ходе которого обсуждалась проблема тиражирования и подлинности поздних отливок, которая существует достаточно широко и, хотя большей частью касается современной скульптуры, затрагивает и значительную часть скульптурных произведений предыдущих веков.
Незадолго до смерти А. -О. Илер-Жермен-Эдгар де Га (1834-1917), впоследствии ставший известным под именем Эдгар Дега, впервые начал лепить скульптуры из воска около 1860 года. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Считается, что при жизни Дега сделал всего три гипсовых фигуры. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Со временем стиль художника становится все более монументальным. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Однако, Эдгар Дега более всего известен публике как художник балерин и действительно, никакие другие сюжеты не привлекали его так сильно (может быть, еще только скачки). Скульптура Дега сделала видимым то, о чем зрителям не нравилось думать.
Как-то Дега сказал, что изображать моющихся женщин – «это все равно, как если бы подсмотреть через замочную скважину». Скульптура изображает балерину, стоящей на одной ноге «ласточкой» и ныне принятое название «Большая арабеска, третья позиция, склонившаяся», в некоторых изданиях переводится как «Ласточка» 1. Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла. «Четырнадцатилетняя танцовщица» Дега – реальный подросток из бедной семьи, в записной книжке художника есть запись адреса, где жила её семья: «ванн Гётем бульвар Клиши». Илер-Жермен-Эдгар де Га (1834–1917), впоследствии ставший известным под именем Эдгар Дега, впервые начал лепить скульптуры из воска около 1860года.
Эдгар Дега родился в достаточно обеспеченной семье. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Художник изображает не вакхическую пляску античности, не «евритмию» Платона, не гордую пластику Ренессанса, не медлительную плавность менуэта, но театральный танец современной академии. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Эбрара не полностью выполнила договор. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Теряет произведение без подтвержденного имени свою эстетическую ценность или нет.
Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». В этом их сила и слабость. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Границы находятся, видимо, в юридическом праве выполнения этого тиража, в праве его наследования, в оговоренном количестве повторов и, бесспорно, в качестве самих отлитых скульптур. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
По мнению П. Дюран-Рюэля, Ф. Тибо-Сиссо, Дж. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Он достигает этого неожиданной асимметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.
Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. Ранние скульптуры лошадей Дега были достаточно статичными. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Как писали многие современники, все были в шоке.
Первоначальным материалом для лепки была глина. «Голубые танцовщицы» написаны пастелью, Дега любил пастель, так как при работе ею цвет и линия были едины. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины».
Танцовщица постоянно балансирует между предельным реалистичным и странным искусственным. Эти оригиналы были приобретены американским коллекционером Полем Мелланом. В то время преступников рассматривали как пережиток более ранней эпохи, когда человеческий вид был более примитивным и атавистические черты видели в так называемом «лице преступника». В своей книге The Spectacular Body («Показательное тело») профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen)пишет: «Отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ванн Гётем».
Большинство женщин легкого поведения были или блондинками или рыжими. К сожалению, он понимал, что работать над скульптурой приходится долго, вот таким образом ему пришлось переключиться на другие материалы – воск и пластилин. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Это утверждение, возможно, близко к объективности там, где речь идёт о колорите фона, а вот утверждение, что картины Дега несут в себе и тонкую, чуть грустную иронию художника и его глубокую нежность к моделям, похоже на эмоциональность самого искусствоведа и не может быть доказано. В каталоге указано, что воско-пластилиновая модель была создана в 1882 – 1895 годах. Ревалда и других современников, Э. Дега создал большое число скульптур.
Вот ещё одно описание этой картины ценителем и знатоком искусства: «В сравнении с официальной салонной портретной живописью, для которой фотографическая точность, фотографическая постановка и достоверность моментального снимка были непременным условием эстетики, картина в своей смелости и правде означала настоящую революцию. реставрация церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Как мы понимаем, в своей работе создатели этого каталога юридически стремились соблюсти узаконенное авторское право наследников Эдгара Дега. Мне нравится эта суровость».
Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Эту популярную практику запечатлел бельгийский художник-символист Фелисьен Ропс (Felicien Rops) в своей картине «Урок гигиены» (TheHygiene Lesson), на которой изображены офицер и рядовой, рассматривающие восковую модель женщины, больной сифилисом. Портреты преступников свидетельствуют о том, что Дега интересовался наукой.
С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Ломброзо пытался доказать, что проститутка – отдельный вид человека.
В 1881 году Эдгар Дега, ранее никогда не выставлявший скульптуру, продемонстрировал своё новое творение«Четырнадцатилетняя танцовщица». Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Вообще сфера чувств в живописи многих художников не выражена прямо и все описания спектра эмоций, будто бы существующих в той или иной картине, лишь фантазии, которые не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Как известно изготовленные повторения с этой «модели» несколько отличаются размерами и весом.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Со временем Эдгар полностью переключился на скульптуру. Нечто подобное произошло и с Мари ванн Гётем, он делает более низким лоб, уплощает макушку, увеличивает челюсть, выдвигая «морду» вперед («морда» — выражение которое использовали тогдашние критики). А Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол» пишет: «В действительности в том обществе, где наличествуют нищета и безработица, каждая профессия тотчас приобретает своих служителей пока будет необходимость в полиции и проституции, будут и полицейские и проститутки.
Многие из них были созданы художником одновременно с его знаменитыми картинами и рисунками. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Хюттингер). Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. После многократных посещений Италии, Дега написал ряд портретов своей семьи. Неожиданностью для исследователей было обнаружение серии скульптур с маркировкой «Model», которые, как они потом определили, были изготовлены первоначально с воско-пластилиновых оригиналов, а уже по ним, как по моделям, отливались остальные скульптуры. Тощая и бедная Мари ванн Гётем была необычной темой для скульптуры, а воск из которого она вылеплена — необычным материалом. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Иоганн Блох – немецкий врач, венеролог и сексолог, один из основателей сексологии пишет:«С половины XVIII столетия Парижсделалсявысшейшколойрафинированнойхореографическойпроституции, которая отсюда перешла во многие другие столичные и провинциальные города Западной Европы: Лондон, Берлин, Гамбург, Вену То же мы видим в Будапеште, Петербурге». Это начинает меняться с середины 1860-x годов, когда Дега, очевидно, увидел фотографии Э. -Ж. Почему её лоб и её губы уже отмечены явной порочностью. » Говорили, что она похожа на чудовище, на «цветок трущоб». Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Эдгар был старшим ребенком из многодетной семьи. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Ревалда), что при переводе в бронзу оригинальные восковые скульптуры были разрушены. Именно в этих полотнах прослеживается двойная аналитическая работа художника – разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.
Эти портреты были выставлены в 1871 году рядом с «танцовщицей». Более того, поведение в одном сегменте общества оказывало влияние на другие сегменты». Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью. Друг Дега Эдмон Дюранти (Edmond Duranty)– журналист и критик, описывает статуи древнего Египта как поразительно современные. «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»— самая важная из его восковых скульптур— была представлена в Париже на Шестой выставке импрессионистов в 1881году, где вызвала настоящую сенсацию. Эбрара (1937) мастерская закрылась. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане.
Но в начале, так как Париж в 1917 году (в год смерти Э. Дега) был подвержен немецким бомбардировкам, все скульптуры были перенесены в подвал мастерской А. -О. Что касается девушек, приводящих себя в порядок, то Эдгар Дега говорил, что до некоторого времени обнаженные представительницы прекрасного пола представали на картинах в таких неестественно эротичных позах, что казалось, будто есть наблюдатель, перед которым они красуются. Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом и точным расчетом композиционного построения. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году, а позже он посещал эту страну еще несколько раз.
Разгневанные критики предлагали отправить скульптуру в новый парижский медицинский музей – Музей Дюпюитрен (Muse Dupuytren) где в стеклянных витринах были выставлены восковые муляжи пораженных болезнями органов. Что считалось актуальным в то время. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». В этом и заключается парадокс. Этому же соответствовала позиция ученых и сотрудников более 120 музеев мира, в которых находятся бронзовые скульптуры Э. Дега, в том числе таких ведущих, как музей Орсе в Париже, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Метрополитен музей в Нью-Йорке, Институт искусств в Чикаго, Новая Пинакотека в Мюнхене, Тейт галерея в Лондоне, Новая Карлсбергская Глиптотека в Копенгагене и т. д.
Он рисовал преступников в зале суда. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. На выставки целыми отрядами водили солдат, заразившихся ЗППП. К этому моменту предполагалось, что договор был полностью выполнен. Критики вопрошали: «почему она так уродлива. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины. Сюжет, выбранный им для своего полотна, — деловая контора— до этого тщательно обходили стороной все художники.
Он также был известен как способный мимический актёр. Тем самым П. Дюран-Рюэль опроверг сложившееся после смерти Э. Дега представление, что причиной его занятия скульптурой была возрастающая к старости слепота. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Этих балетных девочек называли «крысятами». Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Из них три были в гипсе.
Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолётных радостей исполнительского искусства. В то же время стало известно, что он же (литейщик А. Палаззоло), перебравшись позднее в Милан, сделал дополнительные отливы скульптур по имевшимся у него формам.
Это оказалось мудрым решением: не будь они отлиты в бронзе, важнейшее скульптурное наследие художника так и осталось бы навеки неизвестным. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. В условиях «визуального поворота» в современном искусствознании изображения тела рассматриваются с той же целью.
Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. Это произошло в 1881 году на шестой выставке импрессионистов в Париже, где экспонировалась скульптура «Маленькая танцовщица 14-ти лет».
Ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Это поразительно напоминает о том, что говорили о «Четырнадцатилетней танцовщице». Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Эта скульптура, видимо, была отлита в первой серии, в которую входила и та, которая имеет клеймение «Model», так как ее размеры и вес совпадают с нами исследуемой скульптурой.
И так и должно быть. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо. Эдгар Дега тоже был завсегдатаем театра, но абсолютно иначе подошел к театральной теме.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. В послевоенный период наследница А-О. Дега любил четкие контуры в живописи.
Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. На ней очень хорошо видно, как поздний стиль мастера обрел обостренную экспрессию, обобщенность форм и декоративность.
Его произведения ничего не воспевают. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Ее высота – 41, 2 см. Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей.
Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. «Танцовщица» Дега была и древней и современной – Гюисманс видел в «Танцовщице» будущее искусства: «В первой своей попытке Дега перевернул традиции скульптуры с ног на голову, с её раскрашенной головой и высоко задранным подбородком, с её худым лицом, постаревшим раньше времени, с её руками, сцепленными за спиной – эта маленькая статуя является первым подлинно современным произведением скульптуры, которая мне известна». Художник без лишних сомнений размещает даму с краю, причем часть ее туловища оказывается срезанной. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
К слову сказать, при ее изготовлении литейщик А. Палаззоло, работавший в мастерской А. -О. Черепа ниже нормы, а нижняя челюсть слишком большая. Хотя часть скульптур была отлита в количестве в соответствии с договором, около трети были выполнены лишь в 10 – 12 экземплярах, а «Маленькая танцовщица 14-ти лет» – более 30 экземпляров.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. В 1873году художник вернулся в Париж.
Самая удивительная идея Дега была одеть скульптуру в настоящую одежду. Дега начинает с рисунка, он рисует её в 17 видах. Мы видим глубокие корни социального зла, где нет виноватых, где все жертвы.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Дега говорил: «Каждый видит то, что хочет видеть. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Что считалось актуальным в то время. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. В 1861году Дега знакомится с Эдуардом Мане, дружба с которым продолжалась до конца жизни последнего.
Следующий этап наступил в конце 1870-х, когда британский фотограф Э. Мейбридж произвел революцию в фотографии своей серией «Движение животных». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Всёсмешалось в этом храме великой оперы, где располагалась и балетная школа. Их клиентами были богатые мужчины, посещавшие оперу.
Основой процветания города была торговля хлопком. Дега писал своему другу: «Один хлопок. В 1955-м и позднее, в 1976-м году, в подвалах мастерской А-О. Интерес к Терпсихоре – давняя традиция французской живописи.
Остаётся напомнить, что деление живописи, равно как и живописцев по стилям, всегда очень условно. Кроме того, в среднем оба эти ремесла дают больший доход, чем многие другие. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Маре, зафиксировавшего аллюры лошадей. Он нарисовал им низкие лбы, тяжелые челюсти, тяжелые веки.
Иполлит Тен называл танцклассы «рынком женской плоти» и Дега передает именно этот аспект закулисной жизни. Эбрара, о чем позднее 13 мая 1918 года был подписан договор. Некоторое время назад в литейной мастерской «Вальзуани» («Valsuani»), во многом унаследовавшей материалы мастерской «Эбрар», были найдены гипсовые модели, возможно, выполненные с первоначальных восковых, еще до передачи последних новым владельцам.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Это обман и этот обман лежит в основе искусства». Тогда же считалось (по мнению Дж.
В какой-то мере он «подсмотрел» и «Голубых танцовщиц», – сумев выбрать тот угол зрения, ту линию и те части, которые нужны были только ему.
Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Было решено отлить семьдесят четыре из них в бронзе и по этим моделям фирма «Эбрар» («Hebrard») изготовила определенное число отливок.
Это были мужчины игравшие важную роль в политической и экономической жизни страны. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Некоторое время назад в литейной мастерской Вальзуани (Valsuani), во многом унаследовавшей материалы мастерской Эбрар, были найдены гипсовые модели, возможно, выполненные с первоначальных восковых, еще до передачи последних новым владельцам.
Эта ошибка вскоре была исправлена самим Покрышкиным. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. «Из всех причин проституции, – писал в 1857 году Паран-Дюшатле по итогам проведенного им исследования, – определяющими являются отсутствие работы и нищета – неизбежное следствие мизерной оплаты труда». Известно, что Э. Дега лишь однажды решил выставить свои скульптурные работы. В более поздних работах художника движения героинь становятся более резкими, форма тела начинает передаваться более упрощенно и зачастую очерчиваться резким контуром.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Мать зарабатывала стиркой, а отец был портным. Особую известность получила проведенная им в 1902 – 1908 гг.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Как свидетельствовал скульптор А. Майоль, на его вопрос о занятиях Э. Дега скульптурой, тот дал отрицательный ответ. С годами Дега все чаще отдает предпочтение пастели, часто в сочетании с монотипией, литографией или гуашью.
Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью искал новые пути в искусстве. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Балет Дега – классический балет, выродившийся в условное и застывшее зрелище.
Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Каждая ученица балетной школы должна была отрабатывать пять основных балетных позиций. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение.
В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо, который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Он жил один. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Основой процветания города была торговля хлопком. И с самого начала о «Танцовщице» судили по её окружению.
Одни говорили о «революции в скульптуре», другие — об «идеальном уродстве». Он поставил свою танцовщицу в четвертую позицию. Дега жил на Монмартре, где бедность соседствовала с богатством.
У балерин была репутация проституток.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. При знакомстве с письменными источниками (публикациями современников, антикваров, музейных исследователей) по вопросу создания скульптур Э. Дега и переводом их в бронзу стали известны весьма любопытные данные2. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Hebrard) и нумерация отлитого экземпляра скульптуры. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий.