Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах.
Балет из оперной ложи. То есть, далеко не всё. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Некоторые выставки он помогал организовывать. В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. ГМИИ им. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Балет из оперной ложи.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». Одним из самых сильных недоумений моего отрочества был портрет Авдотьи Истоминой. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища.
Различие материалов на полотнах легко установить, так же, как и авторство. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Он жил один. Его произведения ничего не воспевают. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность.
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. Таз для мытья. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Так почему же все-таки балет и танцовщицы. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». 3. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865).
Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874года. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение.
Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). 1886 г. Бумага, пастель. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Родился в состоятельной семье банкира де Га. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
А. С. В этом их сила и слабость. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба.
С этих пор художнику приходилось самостоятельно заботиться о заработке на жизнь, он начинает продавать свои картины, участвуя почти во всех выставках импрессионистов. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. Говорим Дега – подразумеваем балет. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.
Голубые танцовщицы. У Пушкина сказано, что Истомина «летит, как пух из уст Эола» и от того она мне представлялась женщиной с конституцией Екатерины Максимовой. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети.
И примечательно, что полотна подобного рода с их графичностью и реализмом особенно популярны в частных собраниях и художественных галереях Америки. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Дега Эдгар – французский художник, график, скульптор. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Но только не Дега.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». В 1873 году обеспеченная и довольно безоблачная жизнь Эдгара Дега делает крутой поворот: умирает его отец, оставив огромные долги.
Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Так рождалось понимание: балет может быть разным. Хюттингер). Говорим балет – видим картины Дега.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Эдгар Дега. Постеры с репродукциями Эдгара Дега невозможно с кем-либо спутать, а что еще важнее их невозможно забыть.
Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Ламот был учеником Энгра, самого прославленного французского художника того времени и сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Картины Дега – это щедрые и смелые мазки широкой кистью, точно повторяющие поэтичные, плавные формы. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Основой процветания города была торговля хлопком. Размещая все картины каждого художника в комнатах с интимной цветовой гаммой, со стенами, окрашенными в непривычные тона, воздействие которых дополняло картины и продлевая вечерние часы посещения, когда зажигали газовые лампы, Дега и его коллеги создавали эффекты, действуя в соответствии с последними открытиями оптической физики. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, FranceПо возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Они заняты своими делами, своими мыслями. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. 1884 г. Бумага, пастель. Согласитесь, неординарное композиционное решение.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. «Голубые танцовщицы». К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Взять хотя бы постеры Эдгара Дега под названием После ванны.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Из всех величайших произведений импрессионизма отдельную избранную категорию занимают неповторимые картины Эдгара Дега.
К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Начал Дега со строгих композиционно исторических картин и портретов, среди которых «Семейство Беллелли», после чего перешел к импрессионизму изображая современную городскую жизнь – улицы, кафе, театральные представления: «Площадь Согласия», «Абсент».
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
В немногочисленных кружках, объединявших художников, Дега обладал безусловно высокой репутацией благодаря своим манерам, тонкой культуре, учтивости, своеобразному, сочетавшемуся с резкостью, обаянию, — все это вызывало к нему известное уважение. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
1. Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Пушкина, г. Москва. Эдгар Дега. Мне нравится эта суровость».
Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков.
Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Эдгар Дега.
Музей искусств Филадельфии, США. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Все здесь полно осмысленного движения. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. (Справедливости ради скажем, что гораздо позже мне на глаза попалась и фотография Максимовой в юности, однозначно свидетельствовавшая: всем известная кукольно-детская конституция артистки — плод особого многолетнего труда).
«Семейство Беллели». Скорее речь идёт о каком-то общем для эпохи порыве, выраженном каждым художником индивидуально и своеобразно. Не исключение и эта картина. Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвёзд, сделанные для обложки глянцевого журнала. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Он также был известен как способный мимический актёр. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж).
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Конечно, у него есть несколько пейзажей. Основой процветания города была торговля хлопком.
Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. В 1873году художник вернулся в Париж.
Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Как ему это удаётся.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега.
Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III. Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. 2. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Техническое исполнение, помимо идеологического, тоже можно считать исключительным. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом.
Живые позы всех членов семьи, своеобразие композиции и цветовой гаммы, напоминающей о мастерах Ренессанса, отсутствие формальной скованности, присущей портретам и фотографиям того времени, выдавали те глубинные процессы, которые после сделали живопись Дега столь особенной. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году.
Образы с полотен французского живописца часто раскрываются нам с неожиданных, но исключительно точных ракурсов. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»).
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание).
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей.
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Владея умением безошибочно рисовать с натуры, за которое иные бы продали душу, он так и не полюбил работать на пленэре.
Нельзя не упомянуть и пастель, которая мастерски передает любую фактуру.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Таз для мытья. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы. Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Голубые танцовщицы. Это ему явно удавалось. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве.
Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Музей ДОрсе, Париж. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге.
В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Остальные выполнены пастелью. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Так появились его ранние произведения. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Этим как раз Дега отличался от импрессионистов. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Для произведений Эдгара Дега (биография художника) характерны неожиданные ракурсы и композиционные построения резкие перспективные сокращения ускоряют переход от переднего плана к заднему, а фигуры обрезаются краем холста – таким образом, создаются ассиметричные композиции, отражающие подвижную и изменчивую реальность. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.