Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Эдгар-жермен-илер де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas) (19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Моне, будучи достаточно известным в художественных кругах, знакомит Эдгара Дега со своими единомышленниками, молодыми художниками, которые впоследствии стали известны как импрессионисты.
Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным. В то время как другие импрессионисты внимательно разглядывали природу, Дега путешествовал по городу, запечатлевая в своей памяти его суетливый мир и яркие картинки, которые он переносил на свои полотна. Художник импрессионист Эдгар Дега появился на свет в столице Франции, его отцом был банкир. – Эдгар Дега участвует в семи выставках импрессионистов. В центре искусства Эдгара Дега (1834-1917) всегда стоял человек, в то время как пейзаж, едва ли не ведущий жанр импрессионистов, не играл в его творчестве значительной роли.
Эдгар Дега не был последовательным импрессионистом, он никогда вполне не пользовался техникой импрессионистов. В следующем году он познакомился с Эдуаром Мане, который, желая углубить интерес своего нового друга к современной жизни, ввел Дега в круг молодых художников, ставших впоследствии группой импрессионистов. В Электронной Энциклопедии Художественной Эротики EroVVheel собрана полная коллекция эротической живописи художника-импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas) в двух частях Эротические картины и Эротические рисунки. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение.
В творчестве импрессиониста Эдгар Дега особое место занимают картины с изображением обнажённой натуры, Размытые формы, яркие тона, неподражаемый стиль, всё это вызывает положительные эмоции и восхищение. Эдгар Дега – Французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка. Эдгар Дега – великий французский художник-импрессионист, родился в Париже 19 июля 1834 г. Эдгар был старшим из пятерых детей в обеспеченной, аристократической семье. Среди импрессионистов практически не было скульпторов, редкое исключение составил Эдгар Дега (1834-1917 гг. ), который писал картины и творил скульптуры.
Дега никогда не обращался к пейзажу, что отличает его от других импрессионистов. Эдгар Дега является одним из выдающихся и всемирно известных импрессионистов Франции. Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников».
Чего-то им не хватало. » (deliberation) — писал мастер. В 1873году художник вернулся в Париж. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874 года.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Он заставлял, например, зрителя смотреть на изображенную сцену с непривычной точки зрения. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок.
Он жил один. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
В последние годы жизни Дега показал себя незаурядным скульптором.
В семидесятых годах Дега становится на пути импрессионизма. Например, одетые в чёрное фигуры расставлены так, что ярко выделяются на заднем плане и словно выступают из картины. Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Довольно ощутимая перемена в творчестве.
Основой процветания города была торговля хлопком. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Они заняты своими делами, своими мыслями. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Художника можно считать в некотором смысле пророком, так как он предварил появление современной фотографии и фильмов. 1886 г. Бумага, пастель. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917г.
Но столь же чужды были ему приемы и красочная палитра импрессионистов. Такие работы давали повод для разговоров о неудачах либо несостоятельности Дега в этом жанре. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой.
Мои первые искания цели жизни, которые осуществлялись с помощью книг. Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Балет из оперной ложи. Мне нравится эта суровость». Или картина «Хлопковая контора (Новый Орлеан)», на которой изображены 14 персонажей, находящиеся в конторе хлопковой биржи, принадлежавшей его дяде. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега.
В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Нельзя, однако, не заметить, что буквально на нескольких полотнах он предложил самостоятельное решение проблемы, которая оказалась не под силу другим, не сумевшим наполнить сюжет своими собственными образами. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине».
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев.
Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Пушкина, г. Москва. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега является одним из классиков импрессионизма. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Уважаемый посетитель.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Дядя изображен в центре картины и почти упирается коленом в раму. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Дега изображал только то, что видел, но это «что» было у него иным. Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. 2. А силой зрительной памяти он мог сравниться разве только с Домье. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Его пейзажи – например, написанные в 1869 году великолепные пастели с изображениями морского побережья – почти никогда не создавались на пленере, поскольку художник любил рисовать у себя в студии, работая по памяти или на основе записей. Он создавал смелые перспективы и предлагал неожиданные ракурсы – например, танцовщица изображенная художником, будто бы сидящим под потолком (на картине «Балет» или как ее еще называют «Звезда», написанной около 1876 года). Однако после пятидесяти его творчество настолько расширилось, что он на самом деле превратился в Дега». Позже он пишет портрет художника Лепика ()— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Теперь он во многом зависел от продажи своих картин. Жизнь балета передана им так ярко, что легко можно представить, насколько свежими и оригинальными казались эти картины современникам Дега.
Его живопись начинает меняться и в 1868 году он выставляет свою первую картину, посвящённую балеринам Мадмуазель Фиокр в спектакле Источник. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Он был старшим из пятерых детей.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Хюттингер).
Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. Он боготворил Энгра. Что считалось актуальным в то время.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Однако импрессионизм переродился в картинах Дега в волнующую нежность женских рук, в пленительные ясные тона сценических нарядов, в порывистые линии света и тени. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Беспристрастным, фиксирующим глазом видит Дега мучительный и напряженный труд балерин. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.
Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Как ему это удаётся. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов. Он стремился изобразить модель так, словно увидел ее в замочную скважину.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Он говорил Писсарро: Вы ищете жизнь естественную, я – мнимую. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. В свое время интерес к «бытописательству» привел к тому, что групповые портреты являлись для Дега только предлогом изображать определенные ситуации, а изображаемые лица превращались в простых персонажей бытовых сцен.
На это можно было бы возразить еще одним замечанием Дега: Есть любовь и есть работа, но у нас лишь одно сердце. «Семейство Беллели». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. В этот период Дега создает такие свои работы, как «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Но несмотря на увлечение импрессионизмом, он все же формирует свой собственный стиль.
Это ему явно удавалось. Эдгар Дега – выдающийся художник-импрессионист. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно.
Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Таз для мытья. Живипиная традиция большинства импрессионистов шла от колористических завоеваний Делакруа. Как и всех импрессионистов, Дега в большей мере интересовал пульс окружающей жизни, нежели высокопарные, вымученные сюжеты, составлявшие основу заполнявших стены Салона картин. Однако они ему были, без сомнения, близки, ведь они также отличались динамичностью.
И так и должно быть. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега— тонкий колорист, его пастели то гармоничные, светлые, то, напротив, построены на резких цветовых контрастах.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Книга называлась толи «Беседы о смысле жизни», толи «Время поисков и решений.
Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды и лишь немногие скульптуры он доводил до конца. Он имел очень хорошую фотографическую память и мог заметить самые мелкие детали Парижа и потом перенести их на полотно.
Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В эти поздние годы и возникли знаменитые во всем мире изображения обнаженной натуры. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Отрицал он и разного рода социальные реформы.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. В своих последних работах пастелью, выполненных уже тогда, когда его зрение сильно ослабело, величественные формы почти полностью растворяются в пожаре пылающих красок.
На заре своего творчества Эдгар писал картины на историческую тематику, но они почему-то выходили суховаты. Он никогда не был женат. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Так появились его ранние произведения.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром еще в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Он глубоко почитал, например, Энгра и сам причислял себя к пишущим в традиционной манере, которую исповедовал Энгр.
Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. художник вернулся в Париж. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Как сказал как-то художник на присвоенный титул живописца танцовщиц: «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. В первой из перечисленных картин движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Эдгар Дега (1834-1917), так же как и Мане, целиком посвятил себя изображению человека. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет.
Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Последний стал настоящим кумиром художника.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Лишь один человек был ему действительно близок – американская художница Мери Кассат. Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение.
Но Дега всегда оставался индивидуалистом. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Лишь после его смерти немногие сохранившиеся фигурки были отлиты в бронзе, а их оригиналы разошлись по частным коллекциям. Дега постоянно подчеркивал свою неприязнь к детям, собакам, цветам.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Импрессионистам потребовалось менее двух десятилетий, чтобы изменить историю искусства. Правда, «хорошая книга стоит того, чтобы ее прочитали дважды». Она понимала его замкнутость и сложность натуры.
Сюда, в контору дяди, они просто заглянули ненадолго и потому бездельничают, в то время как все остальные заняты работой. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Впрочем, это тоже лишь предположение. Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
Согласитесь, неординарное композиционное решение. Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов.
Когда-то, Антуан Ватто, любитель театральных сюжетов, предпочитал рисовать обворожительных легкомысленных дам и изящных меланхоличных юношей в наигранных застывших позах, бывших для Ватто зримым символом красоты условного и хрупкого мира— прекрасного, отделённого своей ирреальностью от обыденной жизни. 3.
Дега писал своему другу: «Один хлопок. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. В 1873г. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Все здесь полно осмысленного движения.
Что считалось актуальным в то время. Такое расширение стиля совпало по времени с возросшим интересом Дега к пастели, которая постепенно стала его главным материалом для рисования.
Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана.
Экспозиция предлагает по-новому взглянуть на творчество одного из величайших представителей этого легендарного направления живописи. Наделенный природным талантом молодой рисовальщик Эдгар Дега в художественной школе учился недолго, но отточил свое мастерство, рисуя копии картин великих мастеров прошлого. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
К этому времени художник уже почти полностью ослеп, но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить на парижских улицах, по которым он ходил, нащупывая себе путь тростью. В своих ранних рисунках Дега добивался потрясающей точности и натурализма, часто используя для этого карандаш. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника.
Ведь, казалось, это то, что он искал для себя. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Подобно своему близкому другу Мане, Дега был немного старше большинства «новых художников» – среди которых были Моне, Ренуар, Сислей, прозванных «импрессионистами» после их новаторской и эпохальной коллективной выставки в Париже в 1874 году. Используя их экспрессивный потенциал для изображения современного ему мира оперы и кафешантанов, Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Не исключение и эта картина. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. Со временем стиль художника становится все более монументальным.
Письмо можно назвать мягким, как у Энгра, однако по стилю полотна схожи с шедеврами Мане. Для Дега, как и для других импрессионистов, «мгновенное» не было равнозначно «случайному», наоборот, эти два понятия представляли прямую противоположность ибо изображение мгновения у художника являлось результатом внимательности наблюдения, глубокого анализа и затем – максимального обобщения. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Однако в 1870-е годы манера художника стала более свободной и плавной, в это время Дега почти полностью отказался от карандаша и перешёл на белый мел и чёрный уголь. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Эдгар Дега.
Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел ее. Импрессионисты шли к своей цели, фиксируя изменения цвета, а Дега – наблюдая движение. Продолжая свято верить в то, что рисунок в живописи является основой основ, Дега при этом начинает меньше заботиться о красоте и четкости контура, выражая себя с помощью разнообразия форм и богатства цвета. Старшеклассникам о них самих». С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, Дега создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. А. С.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Музей ДОрсе, Париж.
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». В последний период Дега много работал над изображением обнаженной женской фигуры. «Голубые танцовщицы».
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. Дега – художник-импрессионист. Картины темные по колориту, суховаты по форме. 1.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Его живопись стала олицетворением впечатления танца, восхищением хрупким моментом жизни, движением, которое через секунду прервется и более уже не повторится вновь. То есть, далеко не всё. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Хюттингер). Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Но только не Дега.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Живописцу очень повезло. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Подобно Мане, он был выходцем из верхних слоев среднего класса. Во французском искусстве конца XIX века работы Дега в этом отношении являются диаметральной противоположностью творчеству Сезанну.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с ее помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков.
Остальные выполнены пастелью. А учитывая живописную манеру его картины «Танцовщицы» (Отдыхающие танцовщицы), написанной примерно в 1898 году, его даже можно было бы назвать начинающим фовистом. Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Никто не мог сравниться в мастерстве владения пастелью с Дега, который использовал её с мощью и изобретательностью, каких не достигал ни один из его современников. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Дега пришлось расстаться со многими картинами и отдать большую часть своего состояния в уплату долгов одного из своих братьев. Дега работал как одержимый.
Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. Я не встречал еще художника, который, воспроизводя современную жизнь, лучше схватывал бы ее дух» В конечном итоге Дега сумел выработать свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего нас мира. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Основой процветания города была торговля хлопком.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Балетную серию сменяет прекрасная серия, посвященная певичкам дешевых кафе и ресторанов. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Вот несколько моих любимых работ, в которых мастерство останавливать мгновение у Дега выражено особенно ярко.
Курбе и Делакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр. Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Эдгар Дега. Музей искусств Филадельфии, США. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его. Однако, получается, что у меня пока в жизни не было по настоящему «хороших книг». Голубые танцовщицы.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Он жил один. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Сам Дега металлом и камнем не занимался: он делал только скульптуры из мягких материалов исключительно для себя.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Его произведения ничего не воспевают. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. В этом и заключается парадокс. С направлением его роднят черты сходства менее наглядные, но более глубокие. Он также был известен как способный мимический актёр.
Эдгар Дега. В отличие от Мане, Дега официально присоединился к импрессионистам, приняв участие в семи выставках группы из восьми в период с 1874 по 1888 годы – хотя термин «импрессионист» (поначалу встречавшийся в колких замечаниях критиков) ему не нравился и, по словам кураторов экспозиции, в отношении Дега он на выставках никогда не использовался. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Но в результате на холсте возникают образы, которые не будет преувеличением назвать олицетворением мгновенного и случайного. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Дега, пожалуй, самый глубокий из всех импрессионистов. Больше нет многообразия мелких деталей, а цвет и линия сливаются в одно. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Дега писал своему другу: «Один хлопок. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры.
По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.
Позицию бесстрастного наблюдателя он сохраняет даже в этюдах обнаженной натуры. Каждое его произведение— итог длительных наблюдений и упорной, кропотливой работы по их претворению в художественный образ. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Он начинал чувствовать приближение старости и очень опасался того, что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения. Ренуар говорил, что это вообще характерно для многих творцов той эпохи. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. При взгляде на картины Дега рождается чувство, что ты невзначай подсмотрел чужую жизнь.
С молодых лет Эдгару привили интерес к лидеру европейского академизма Ж. Д. Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Картины Дега регулярно демонстрируются на выставках художников-импрессионистов.
Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Он изображал себе иного учителя – Энгра, ревностного приверженца классической доктрины, блестящего рисовальщика, провозглашавшего, что «рисунок заключает в себе три четверти с половиной того, что составляет живопись». Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Свою карьеру он начал как мастер реалистического портрета. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. С 1860-х по 1870-е годы художник часто бывает в кафе Гербуа, также иногда заглядывает в «Новые Афины». Манера Дега сложилась под влиянием разных художников.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Но пастель сыпется с картины, её надо закреплять специальным раствором, а в результате краски темнеют. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Балет из оперной ложи. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Блестящий художник, он одновременно и замечательный мастер пастели и рисовальщик. В этом их сила и слабость. Традиции работы на пленэре не соответствовали перфекционизму и стремлению контролировать все нюансы. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. «Всё, что я делаю — это результат размышлений.
Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. К 1882году у художника начинает резко ухудшаться зрение и Дега начал обращаться к пастельной технике, а затем и к скульптуре. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Ему было достаточно изобразить молодую женщину в проеме открытой двери, дерзко надетую шляпку, характерную позу гладильщицы или прачки, чтобы правдиво запечатлеть сцену.
Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». «В искусстве ничего не должно быть похожим на случайность, даже движение», – заявлял Дега. ГМИИ им.
Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Был он саркастичен, недоверчив, часто недружественен к своим товарищам. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. 1884 г. Бумага, пастель.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Но если танцовщицы на его картинах часто излучают мерцающие блики, создавая иллюзию характерной для импрессионизма спонтанности, то стиль офиса хлопковой конторы явно определяется чем-то другим. Дега нравилось изображать не столько быстро исчезающие блики света, сколько движение – будь то танцовщиц или беговых лошадей – и применять в своих картинах методы, придуманные такими пионерами-экспериментаторами в области черно-белой фотографии как Этьенн-Жюль Марей (tienne-Jules Marey) и Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge).
Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь. Голубые танцовщицы. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы.
Таз для мытья. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Он стремится передать мнгновенное, неуловимое движение — отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей. После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Пленэру Дега предпочитал театр, оперу, кафе и кафешантаны. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Эти заведения нередко посещали также Мане и его товарищи. Но с пейзажами у него не сложилось. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками. Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.
Дега пытался совместить новаторство, придав современные черты героям древности и педантичное следование канонам, однако негативные отзывы весьма чувствительно ударяли по его самолюбию. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена.
Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Об этом великом и замечательном художнике я узнала впервые уже порядочно давно. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
Но все его картины отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Основой процветания города была торговля хлопком.
В его семье было несколько банкиров и Дэга прочили карьеру юриста. К концу 1880-х годов импрессионисты пошли своим путем – тогда в мире живописи появились пуантилисты и наби. После 1892 года Дега больше не выставлял свои картины, а после того, как стал терять зрение, сосредоточился на скульптуре и пастелях с изображением танцовщиц и обнаженных моделей, называя эти работы «разноцветными оргиями». Он жил один. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.