Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Она возвышается словно массивная темная пирамида. Любите ли вы театр. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
В этом их сила и слабость. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни (Ванна, ок. Основой процветания города была торговля хлопком. Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж).
Уважаемый посетитель. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Эдмон Гонкур писал о Дега: «Человек в высшей степени чувствительный, улавливающий самую суть вещей. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Рядом с ней дочери — старшая, Джованна и младшая, Джулия, сидящая, поджав под себя ногу и повернувшись в сторону отца — барона Беллели. То есть, далеко не всё.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Мне нравится эта суровость».
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ). 92 х 68 см.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Э. Дега. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Сами названия направлений и стилей, как правило, случайны, появлялись и закреплялись стихийно и мало что говорят о том явлении искусства, которое называют. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Позы стоящих на портрете людей нетрадиционны и в целом полотно передает атмосферу крепких родственных связей, хотя на самом деле брак Лауры нельзя было назвать счастливым.
Новый Орлеан был в то время четвёртым по величине городом Соединенных Штатов, а как морской порт соперничал с главным портом страны, Нью-Йорком. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Все внимание сосредоточено на ней.
Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
Лаконичность и выразительность явно указывает на гениальность Эдгара.
А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал. Некоторые выставки он помогал организовывать. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Он жил один.
Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Все остальное на картине: кулисы, балерины на заднем плане как будто бы не существуют. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Этот возвышенный и прекрасный мир. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Дега-хранитель и продолжатель великой классической портретной традиции.
Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Он не любил экспромта, его полотна всегда завершены и продуманны. Если в начале профессионального пути Дега писал в традиционной манере маслом по холсту, то в зрелые годы он много экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Рекомендации Энгра работать линией, с натуры или по памяти Дега запомнил на всю жизнь.
Это ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом и выверенностью композиционного построения. Дега также мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель, частная коллекция, Нейи-сюр-Сен) «Перед сном» (около 1883, пастель, частная коллекция) «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель, Музей Орсе, Париж). Ему не нужны театральные занавесы, балюстрады и традиционные позы. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Он достигает этого неожиданной ассиметрией и необычностью точек зрения (часто сверху или сбоку, под углом), вздыбленностью пространства, как бы подсмотренного в зеркале, выразительной кадрировкой и смелыми срезами рамы. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. 1886, Париж, Музей Орсэ). На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
История зарубежного искусства. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение.
Постепенно Дега почти полностью переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины и позволяла меньше напрягать зрение. Не существует и самой реальности, отрываясь от нее, не ощущая груза проблем, ты купаешься в свете «звезды», восхищаясь силой ее таланта покорять сердца зрителей, одним из которых теперь стали и вы. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Хюттингер).
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Мощь и глубина композиции обнаруживают стремление художника следовать образцам итальянского Ренессанса и традициям мастеров старшего поколения, прежде всего Энгру, который когда-то также создал в Италии ряд выдающихся портретов. Дега больше интересовался современной жизнью во всех её проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Все здесь полно осмысленного движения.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Его произведения ничего не воспевают. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Он также был известен как способный мимический актёр. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Основной формой его живописи всегда была сюжетная композиция. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.
Холст, масло. Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Композиция картины необычна — смысловой центр резко сдвинут влево, где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка.
Остальные выполнены пастелью. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В 1873году художник вернулся в Париж.
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи.
Техника пастели, выбранная художником, выявляет и его непревзойденное мастерство графика. Последний стал настоящим кумиром художника. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Будучи человеком весьма авторитетным в среде молодых художников, неформальным главой Батиньольской группы, Мане познакомил Дега с молодыми живописцами, ставшими впоследствии известными как импрессионисты. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Его произведения ничего не воспевают. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
После возвращения в Париж в апреле 1873 года Дега вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Но если верность их дружбе хранилась до конца жизни Мане, то от привязанности к идеалам нового течения Дега вскоре с легкостью отошел.
Картины темные по колориту, суховаты по форме. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Особенно театр балета Даже если, как вам кажется, вы равнодушны к подобным зрелищам, взглянув на картину Эдгара Дега «Звезда», вы поймете, насколько великолепна театральная жизнь. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Именно страсть к передаче движения— этой, по словам определила любимые сюжеты Дега: изображения скачущих лошадей, балерин на репетиции, прачек и гладильщиц за работой, одевающихся или причесывающихся женщин.
Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Дега писал своему другу: «Один хлопок. Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру.
Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Балерины на заднем плане как будто замерли в осеннем лесу, а свет рампы, окутав приму мягким сиянием, устремляется вглубь сцены и замирает в воображаемых голубых облаках. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках.
Э. Дега «Абсент» (1876). Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор.
Так появились его ранние произведения. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Он жил один.
Талант будущего живописца развивался под влиянием многих факторов.
Э. Дега «Мытьё» (1886). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Через зеркало, которое находится позади пары, струится утренний свет. Мужчина смотрит в сторону, а женщина безразлично глядит прямо перед собой. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Но отец мечтал о карьере юриста для сына.
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Несколько штрихов ему бывало достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест. В 1861 году Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее становится постоянным посетителем кафе Гербуа, пристанища импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни и отказ от установок Академии привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой в 1874 г. и кончая последней 1886 г. Однако Дега далеко не все принимает в их методе. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет.
Автопортрет (1854-1855). Воздушное, касающееся пола только одним пуантом существо даже не отбрасывает собственной тени, «звезда» освещена не только светом рампы, но и внутренним вдохновением. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк).
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Словно воочию видна атмосфера рутинного занятия, где кто-то устало оперся о стену, кто-то проверяет свою готовность, а у кого-то распустилась лента на корсаже. Новая волна художников ломала традиционные представления о живописи, о сюжетах и героях картин, вводя в их круг простые сцены из жизни наполеоновской Франции. Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа).