Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе.
Не было искусства, менее непосредственного, чем мое, – писал Дега. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега.
Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски и кистью наносил ее на холст. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. Он жил один.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные пастель и темперу.
Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Он выбрал в учителя Луи Ламотта (1822-1869), последователя Жана-Огюста-Доминика Энгра. Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». "Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", – писал Дега. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
В 1873году художник вернулся в Париж. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Вместо этого они смотрели на него как на честного буржуа играющего в радикала. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни.
Лаура стоит у стены, на которой, рядом с ее головой, висит работа с изображением ее отца (и деда Эдгара) Гилера Де Га, жившего тогда в Неаполе. Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность.
Поначалу такие картины были восприняты благоприятно. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Дега оставил после себя свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. После простого темного фона, такого, как в раннем Автопортрете (1855), последовали более сложные решения.
Он писал свои самые известные и признанные полотна пастелью. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника.
Такая техника исполнения картины была бы невозможной, если бы он писал маслом на холсте. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Все здесь полно осмысленного движения. Он жил один. Во время обучения у Ламота он страстно полюбил энгровские линии и ту свежесть, которую после открыл для себя в картинах итальянских мастеров. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства.
Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Энгра. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858-60, Музей импрессионизма, Париж).
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами.
Э. Дега «Абсент» (1876). В 1859 или в 1860 году художник приоткрывал в записной книжке свои планы: Я должен что-то сделать с лицом Вовнарга, которое запало мне в душу. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века, а в XVIII веке пастель была в особой моде и прежде всего в портретной живописи.
К концу 80-х годов Дега реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Более того, Дега почти ничего не продал.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Следует, однако, заметить, что Дега отвергал сам термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина Гладильщицы.
Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а скрытой камерой. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в Женщине с хризантемами (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой.
Испытал влияние Ж. О. Д. Но ко времени Дега этот жанр оказался в глубоком кризисе, порой говорили, что историческая живопись изжила себя. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. С тем же успехом можно полагать, что Дега вёл регулярную интимную жизнь с проститутками.
При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить ее душу». Как для всех них, быть современным означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные впечатления (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, но они говорят и о необыкновенной изобретательности художника. Будучи безупречным наблюдателем, Дега подмечал то, что никогда не было удостоено внимания художников прошлых лет: движение руки какой-нибудь сидящей рядом дамы или оставленный кем-то бинокль или одинокий веер, забытый на кресле молодой девушкой. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Слева, сложив на столе руки, сидит Жинто инженер, который в 1881 году прославит себя созданием первого электрического автомобиля. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. По словам близких, это был не самый дисциплинированный ребенок и такой жест девочки выглядит не совсем искренним, в то время как ее младшая сестренка Джулия, кокетливо подбоченясь, показывает более открытый и нетерпеливый характер.
Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы – Тициана и других.
Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Дега поступил в Школу изящных искусств в апреле 1855 года, заняв на вступительном конкурсе тридцать третье место. Отец, Огюст Де Га и дед художника были банкирами. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий.
Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине Интерьер или Изнасилованная (1868-1869). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Дега Эдгар (Degas) (1834-1917), французский художник, график и скульптор. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.
Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» на Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере.
Когда однажды он увидел свою картину, вставленную в обычную позолоченную литую раму, то в ярости сам приобрел ее. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж).
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Лишь немногие работы Дега изображают подлинные сцены из балета, хотя он часто использует эти же образы в разных картинах. Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Основой процветания города была торговля хлопком. Впрочем, это тоже лишь предположение. С начала 1870 года Дега сосредоточил внимание на теме балета. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. «Уловленные мгновения» — так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья.
В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э. Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне.
Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Однако в этой картине Дега изобразил элементы из балета третьего акта оперы Жюля Массне Король Лахора, первое представление которой состоялось в Париже в апреле 1877 года. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
На первый взгляд картина может показаться обычным интерьером, где несколько фигур проверяют качество хлопка, выставленного для продажи. Позже Дега любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Хюттингер).
Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). А многочисленные скульптуры Дега лепил из воска — тоже не самый долговечный материал.
Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Тематическая серия работающих женщин (прачек и продавщиц галантерейных лавок) весьма притягательная. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Дега стремился к максимальной реалистичности или натуралистичности своих произведений. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным».
Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет. Он жил один. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные, к примеру, пастель и темперу, основанную на клее, а не на масле. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Между кулисами видны пачки других балерин, а также мужская фигура, возможно, покровителя.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Дега интересовала обычная жизнь людей. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
Шляпа на самой близкой к женщине подставке, украшенная сверху гирляндой цветов, висит над ее головой, как корона или ореол. В некоторых случаях Дега добавлял атрибуты социального статуса позирующего (Анри Руар перед своей фабрикой) или обогащал картину детально разработанной обстановкой (Коллекционер гравюр).
Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Есть еще одна такая же картина и под таким же названием, которая лишь слегка отличается от первой (Музей Орсэ, Париж).
По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. Композиция здесь значительно упрощена. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
В середине 1880-х гг. Итогом этого путешествия стал Портрет в хлопковой конторе (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Эти работы Дега лепил для себя, они заменяли ему этюды и лишь немногие скульптуры он доводил до конца. Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в абстрактном виде городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллелли.
Дега писал своему другу: «Один хлопок.
Родился в старинной банкирской семье. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Некоторые выставки он помогал организовывать. Для академической живописи того времени это было явным осквернением святыни В этой картине уже появляется намек на ту манеру видения, которая затем так будет поражать у Дега, когда в любом мотиве он безоглядно будет оставаться только самим собой» (Э.
Воск, слегка подкрашенный имел естественный цвет кожи. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).
Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст. Как нельзя кстати пригодилось знакомство с импрессионистами— Дега участвовал почти во всех их выставках начиная с 1874 года. Художник применил эту технику, работая над картиной Звезда.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу».
Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. С каждой восковой скульптуры было сделано примерно 20-25 отливок, таким образом, общее количество копий составляет около 1500. Это давало повод для некоторых сомнений со стороны родственников Дега: велико ли дарование молодого художника.
Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен. Там он изучал рисование у трех профессоров. Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой". Холст, масло. А пастель — это такие мелки, которые создают очень ненадежный и недолговечный слой на поверхности картона или холста, а при его фиксации цвета значительно тускнеют. Он также был известен как способный мимический актёр. Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины.
Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. Но если Тулуз-Лотрек с самого начала владел умением передавать движение несколькими небрежными энергичными штрихами, то у Дега ушли годы на то, чтобы прийти к собственному стилю. В отличие от других импрессионистов, Дега никогда не включал в свои композиции изображения японских гравюр, но он, как никто другой, проник в свойственный этим гравюрам принцип динамичного видения мира.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Плечи женщины опущены, взгляд потухший.
Картина была тотчас же приобретена Лувром. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Однако академическими в этих работах являлись лишь сами сюжеты: древние греки имели у Дега облик современных парижан, а живопись отличалась свежестью и внутренней свободой. Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели».
Никто не знал, есть ли у Дега любовница. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Они избегают друг друга.
Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Восход солнца, выставленной в фотоателье Надара в 1874 году. То есть, далеко не всё. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами.
Дега придал ей отличительное выражение лица и даже написал украшение – сережки. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865 года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного.
Дега подчеркивает эту условность живописного языка, контраст между "вульгарностью" натуры и утонченной гармонией и красотой колорита, рисунка, ритмического узора. Дега написал немало портретов. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми. В 1873 году художник вернулся в Париж. Остальные выполнены пастелью. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием Магазин дамских шляпок (Институт искусств, Чикаго). 1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века.
Наиболее известным в этой серии является полотно У модистки (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Общим у Дега и этих художников было стремление к визуальной правде. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц».
Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница – из низшего сословия. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. В 1912 году Дега пережил сильный удар — дом, в котором он жил, должны были реконструировать и он был вынужден переехать на новое место, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан.
Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Ожидая сигнала балетмейстера, который уже взял в руки скрипку, она – единственная из девяти балерин, кто сейчас будет танцевать. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (Танцевальный класс, 1873-1875 Танцовщица на сцене, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж Танцовщицы на репетиции, 1879, МГИИ, Москва Голубые танцовщицы, 1890, Музей Орсэ, Париж). Изображенные шляпы требуют пристального внимания зрителя.
В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Как и многие его современники, он испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым в дальнейшем прибегал и сам. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Более того, он не любил пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание и безоговорочно отдавал предпочтение управляемой среде студии.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Такое расширение стиля совпало по времени с возросшим интересом Дега к пастели, которая постепенно стала его главным материалом для рисования.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Эдгар Дега начинает использовать пастель. Та же отстраненность наблюдается у Э. Дега и в изображении обнаженной натуры.
Его произведения ничего не воспевают. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями он явно пренебрегает. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Только Джованна, одна из дочерей, смотрит на воображаемого зрителя, остальные фигуры сосредоточены друг на друге. В середине 1880-х гг. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над Интерьером конторы в Новом Орлеане (Хлопковый рынок в Новом Орлеане).
Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). В картине Любители абсента он изобразил трогательную сцену.
Пастель, однако, считалась хуже по качеству, чем живопись маслом.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции 19 века. Жокеи-любители (1876-1887) началась по заказу певца Жана-Батиста Фаре. В 1873 г. художник вернулся в Париж. Впрочем, он находился в привилегированном положении, живя за счет состояния семьи.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Но такой вывод тоже не имеет никаких доказательств и не может быть признан справедливым. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Он был старшим из пятерых детей. Третий мужчина, читающий газету – Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека.
Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Вернувшись в Париж, Э. Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Вилла Медичи (второе название Французской академии) радушно принимала всех французских художников, в том числе и не стипендиатов, желавших посещать вечерние занятия по рисунку с натуры. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви.
Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание «стать знаменитым и неизвестным». Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием Гладильщица (Национальная галерея искусств, Вашингтон). К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Мне нравится эта суровость».
Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Она воплощает стремление Дега передать эффекты искусственного света. Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки.
Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. В Автопортрете (1855), выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, – все это способствует спокойному характеру данной работы. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. В 70-х гг.
Ландшафт напоминал ему Англию очень сильно. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. В этом их сила и слабость.
Драматичная и даже загадочная ситуация развивается тут и ее не скрывает видимое благополучие обычной буржуазной спальни. Все более становясь домоседом, Дега редко выезжал из города. Она пишет: Жизнь с Дженнаро.
Хотя работа производит впечатление спонтанности, ее композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега.
Красочная картина Танцовщица с букетом цветов выполнена пастелью и темперой. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения.
Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью. Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. Основой процветания города была торговля хлопком. ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский художник, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. В этом их сила и слабость. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Хюттингер). Вот таким образом ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (Чтение письма, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго Гладильщицы, Музей Орсэ, Париж). Она – единственная связь между родителями, которые разделены столом. 1860 – 1870-е годы – во многом переломные для французской культуры XIX века.
Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из своих денег, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно. Друзья и члены его собственной семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке. Он также был известен как способный мимический актер. Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
Автопортрет (1854-1855). Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток.
К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Вторая версия с такой же композицией (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) была выполнена пастелью, которая придает картине светлый воздушный характер.
Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника. Так он экспериментировал с фотографией, не без пользы для себя как для художника. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Женщина примеряет шляпку перед зеркалом, стоящим наклонно к фигуре модистки, почти полностью закрывая ее. Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Для того чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальным составом, предохраняющим рисунок, но цвета при этом заметно тускнеют. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). В 1873г. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне — искусственная».
В отличие от Тулуз-Лотрека, семья живописца не требовала идти на такие меры, чтобы тем самым скрыть факт родства. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Работы художника можно разделить на несколько тематических направлений, одним из которых, снискавшим популярность у публики, стало изображение балетных сцен, преподносимое им с изяществом, но без лишней сентиментальности. Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Отсутствие глубокой традиции в этой технике позволяло Дега свободно использовать для основания бумагу, эластичную и податливую, которую во время работы над композицией можно было добавлять или убирать. Стремление к современности художественного языка, поиски новых средств выразительности пронизывали в это время поэзию Бодлера, романы Флобера, Золя и Гонкуров, живопись Мане, Ренуара, Моне, Писсарро и других молодых художников, вошедших вскоре в историю искусства под именем импрессионистов. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодежи парижских предместий. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Завершив картину, он хранил ее в мастерской. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
В 1870-е годы он часто изображал танцовщиц и скачки.
Некоторые знатоки творчества Дега считают, что можно заметить контраст между бесстрастной объективностью в обрисовке персонажей — и теплым, живым чувством, разлитым в самой живописи. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. По правде говоря, занятным и немного пугающим получается сходство черт биографии этих живописцев, если кому-то вздумается их сравнить.
А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности, ведь если прядильщик когда-нибудь хотел найти своего художника, то не должен миновать меня, – замечал он. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики Типажи подобного рода существуют до сих пор и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий.
Лепить маленькие восковые скульптуры Дега начал в конце 1860-х годов и, по мере того как ухудшалось его зрение, художник все больше внимания уделял именно этому жанру. 92 х 68 см. И вот таким образом многие гениальные картины художника в прямом смысле слова хранятся в музеях.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (Скаковые лошади перед трибуной, 1869-1872 На скачках, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж Жокеи перед скачками, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Если у последнего картина вмещала в себя всю непреложность миропорядка и выглядела завершенным в себе микрокосмом, то у Дега она всегда содержала лишь часть срезанного рамой потока жизни.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Импрессионизм был последним крупным художественным движением во Франции 19 века.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Импрессионисты больше внимания обращали на свет (здесь можно вспомнить картины Мане и Моне), Эдгар Дега, в свою очередь больше внимания обращал на движение. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
Он уже вписал танцовщиц балета в картины, посвященные оркестру. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало.
Художники по новому подошли к изображению мира. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка. Страсть к эксперименту была у художника в крови — недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Хюттингер). Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
сблизился с представителями импрессионизма, обращался главным образом к современной городской жизни изображая улицы, театральные сцены, скачки, кафе (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма), показывал характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877 и Гладильщицы, около 1884, – оба произведения в Музее импрессионизма). Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (После ванны, 1885, частное собрание). Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— прием мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. художник вернулся в Париж. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Так появились его ранние произведения. Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. На этом внушительном групповом портрете изображены тетушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели и двумя детьми. Уловленные мгновения— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников Раннего Ренессанса.
Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью.
Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Большинство рисунков Дега — это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Даже определённый успех исторической картины Дега «Несчастья города Орлеана» в Салоне 1865года не отбили у художника осознанного желания изображать современную жизнь в своей новой, несколько революционной по тому времени манере. В конце концов Рене женится на Эстелле, а через некоторое время в Новый Орлеан переселяется еще один брат, Ашиль Де Га, присоединясь к семейному предприятию. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Дега писал своему другу: «Один хлопок.
С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи.
Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Работы Дега исполненные до 1860, представляют собой в основном портреты друзей и родственников кульминацией этого периода творчества мастера стало создание группового портрета Семья Беллили (1858 – 1860). Будущий художник родился в семье парижского банкира, художественное образование получил в Школе изящных искусств, в классе ученика Энгра – Ламотта.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Его произведения ничего не воспевают. Родился в состоятельной семье банкира де Га. Критики сетовали на произвольность странных точек обзора, на срезанные формы и покатые полы на его картинах.
Его преподавателем был ученик Энгра, Ламотт. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на исторические – в традиционно-академическом понимании – темы (Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей, Семирамида закладывает город и др. ).
Но и в этом случае они выполнялись с намерением представить конкретного человека. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. В 1873 г. художник вернулся в Париж.
При этом сам Дега отвергал термин импрессионизм, как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (Оркестр Оперы, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж Две танцовщицы на сцене, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон Абсент, 1876, Музей Орсэ, Париж).
Одна из излюбленных тем Э. Дега – изображение лошадей перед стартом. И посмотреть на них можно только раз в несколько лет — на специальных выставках. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей.
Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. Такой замысел картины определил ее форму – она почти квадратная.
Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Дега словно проводил различие между старым и новым, традиционным и современным характерами позирующих. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной, а в непринужденной обстановке. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье.
Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Самый, пожалуй, яркий представитель импрессионизма, замечательный график и скульптор Эдгар Дега, появился на свет 19 июля 1834 года в Париже в семье столичного банкира, к слову, довольно преуспевающего.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился 19 июля 1834 года в Париже. Немногочисленны также картины отдельных танцовщиц. Природная пластика этих гордых животных чрезвычайно волновала и восторгала воображение живописца, отобразившего свое восхищение лошадьми в цикле картин «Скачки».
Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Эдгар Дега воспринимал театр именно так.
Э. Дега начинает использовать пастель. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства.
Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Основой процветания города была торговля хлопком. Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.
Хюттингер). Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Художники по новому подошли к изображению мира. В результате этого лицо находится в тени, но на нем застыла улыбка.
Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Энгра. Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. Вероятно, тогда у Рене зародилось чувство к Эстелле, чей муж погиб на войне, оставив ее с ребенком.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Все здесь полно осмысленного движения.
Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке.
Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
Она сидит на краешке стула, левая нога скрыта— приём мастера, которым он передает спонтанную непосредственность. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Особенный интерес вызывали у молодого живописца работы Мантенья с его необыкновенной металлической точностью и Веронезе, поражавшим одухотворенностью образов.
Ради туманных перспектив становления художником, Эдгар, к неудовольствию отца оставил Парижский университет, где проучился несколько лет на факультете права. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Дега явно симпатизировал своей тетушке.
Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Фигуры не позируют как на современных ему фотографиях и среднего качества салонных портретах.
Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега с кругу импрессионистов.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане.
Это всего лишь предположение, одно из многих допустимых в данном случае. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Он жил один.
Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. В 1854-59 в Италии изучал искусство Раннего Возрождения.
Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега и даже Золя, несгибаемый сторонник дела импрессионизма, сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Аристократически замкнутый, язвительный, необычайно скрытный в личной жизни, Дега был одержим настоящей страстью к изучению окружающей действительности.
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Во время короткой встречи его с Энгром старый мастер, говорят, посоветовал: Рисуйте линии, множество линий и вы станете хорошим художником. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Учился в Школе изящных искусств в Париже (1855-56). Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель У модистки (Музей Тиссена-Борнемиза). Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Его дневниковые записи в период 1850-1860 годы свидетельствуют о том, что он проявлял интерес к современной жизни и сцены конных скачек стали одной из главных тем в его творчестве. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной.
Кроме фамилии, почти ничего не известно о Лине, мужчине, сидящем в центре в расслабленной позе с цилиндром на голове.
«Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество. Он стал завсегдатаем встреч импрессионистов в уютном кафе «Гербуа», во время которых буквально впитывал в себя все разговоры художников о новом направлении в искусстве.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Темы скульптур Дега повторяли темы его картин — танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны.
Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей.
Мне нравится эта суровость». Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Остальные выполнены пастелью.
Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. О своих женщинах "за туалетом" он писал: "До сих пор нагота изображалась в позах, которые предполагают наличие свидетелей.
Э. Дега. Работа над полотном Скачки. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета.
Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. Например, в работах Гортензия Вальпинсон и Женщина с вазой цветов художник поместил модели на фоне натюрмортов.
Э. Дега «Мытьё» (1886). Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Обычно художник делал целый ряд предварительных набросков, а иногда использовал один и тот же этюд для нескольких разных полотен. В творческих поисках Дега выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. В его творчестве не было ничего от экспромта, продуманность его композиций заставляла порой вспомнить Пуссена. Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
Эдгар Дега (de Gas) родился в 1834 году в аристократически образцовой семье парижского банкира. Частично это объяснялось и недолговечностью пастели. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Много лет считалось, что сами восковые скульптуры, с которых делали отливки, не могли сохраниться, однако они были обнаружены в подвале в 1954 году как выяснилось, для отливки были использованы специально сделанные дубликаты. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Примерно в это же время Дега начал писать картину Юные спартанцы. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Фотография, которой увлекался Дега, сделала более свежей и необычной композицию его полотен. Вскоре после возвращения из Нового Орлеана в 1873 году Дега начал писать известную картину (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Его произведения ничего не воспевают. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
Но в 1856 г. неожиданно для всех Э. Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в Амбассадёр, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион Певица с перчаткой, 1878, Музей Фогт, Кембридж).
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Однако следует заметить, что ему категорически не удалось это сделать.
Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" – в традиционно-академическом понимании – темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др. ). Все они были поэты трепетного, подвижного мира, все понимали жизнь как постоянное движение.
В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, продолжающих традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками». Ни одну из этих скульптур, за исключением Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы, мастер никогда не выставлял. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля.
Некоторые его работы создают впечатление мгновенного снимка, однако на самом деле это ощущение является плодом долгой и кропотливой работы художника. Хотя он отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему интереса. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. На переднем плане картины сидит дядя Дега, Мишель Мюссон, брокер хлопковой биржи брат художника, Рене де Га изображен читающим газету, а другой его брат, Ахилл де Га, прислонился к перегородке на заднем плане слева.
Редко он изображал исполнителей во время представления. Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Дега прислушался к своему старому другу и обратил свое внимание на тему, которую не переставал исследовать всю свою оставшуюся жизнь.
Одно из самых известных произведений этого периода – Танцевальный класс (1872, Париж, Лувр). Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь.
.