Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж). 1886, Париж, Музей Орсэ).
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Дега, который никогда не диктовал своим моделям, в каком положении им надлежит находиться, наполнил семейный портрет драматизмом: он изобразил пару изрядно утомленную обществом друг друга. Так почему же все-таки балет и танцовщицы. Но только не Дега.
Произведение 1862 года «Наездники перед стартом» (Музей дОрсе, Париж) очень точно и искренне передает волнующие эмоции, которые испытывают люди и напряжение лошадей перед стартом. Самыми привлекательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах иллюминированных белыми газовыми шарами. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега.
Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. В 60-х, его композиционно сложные и масштабные полотна на античную тематику, посылаемые для выставок в Салоне, становились объектом критики и предметом споров о компетентности художника в этом жанре. Родился в состоятельной семье банкира де Га. Ярким примером может служить картина «Женщина, выходящая из ванны» (1900 год, частное собрание).
Он также был известен как способный мимический актёр. Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. Как ему это удаётся. Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Уже не оставалось времени на вдумчивую и почти бесконечную работу над эскизами, зато в какой-то момент художник обнаружил, что его полотна пользуются спросом, а среди покупателей мелькают весьма состоятельные граждане.
В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Однако все же прежняя выучка по-прежнему давала о себе знать. Эдгар Дега. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Эдгар Дега. Владея умением безошибочно рисовать с натуры, за которое иные бы продали душу, он так и не полюбил работать на пленэре. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его.
После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, FranceПо возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Названия его картин говорят сами за себя: «Урок танца», «Раненый жокей», «Гладильщица», «Жокеи перед трибунами», «У модистки» и др. Поскольку стиль Дега основывался на прекрасном рисунке, его картины обладают точностью изображения, абсолютно нетипичной для импрессионизма. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Мы наблюдаем за ними сверху, вот таким образом видим только их плечи и талии.
Через него он знакомится с будущими импрессионистами — Моне и Ренуаром. Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов. Техника пастели позволяла Дега яснее проявить свой талант рисовальщика, свою любовь к выразительной линии. Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок.
Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Юность Дега-художника была отмечена метаниями в поисках выразительных средств и сюжетов, которые бы в полной мере отвечали его пониманию прекрасного. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия») — в определенной степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Фигуры изображенные на его поздних полотнах, всегда укрупнены так, словно художник рассматривает их с очень близкого расстояния. Вернувшись в Париж, он устремился в залы Лувра, где день за днем старательно копировал полотна, стремясь достигнуть совершенства и добиваясь невероятного сходства. Таз для мытья. Небольшой отдушиной были восковые фигуры.
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Балерины, купающиеся женщины – движение в его естественности, неприукрашенной простоте и красоте – вот то, чего искал и к ему стремился Дега. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца.
Тематика танцовщиц была очень близка художнику и неоднократно повторялась в технике пастели, масляной живописи и рисунка. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Для произведений Эдгара Дега (биография художника) характерны неожиданные ракурсы и композиционные построения резкие перспективные сокращения ускоряют переход от переднего плана к заднему, а фигуры обрезаются краем холста – таким образом, создаются ассиметричные композиции, отражающие подвижную и изменчивую реальность. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Художники, писавшие балет до Дега, либо выстраивали геометрически правильные композиции, либо изображали звёзд балета, склонившихся в изящном поклоне. Постепенно художник переходит от масла к пастели, поскольку эта техника позволяла ему ощущать непосредственную близость к поверхности картины.
По мнению некоторых критиков по красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением этой темы у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний. 27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Основой процветания города была торговля хлопком.
1. Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Она возвышается словно массивная темная пирамида. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885.
Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Хюттингер).
Колористика картины, построенная на ограниченном сочетании цветов, придает полотну ощущение строгой ясности и уравновешенности. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности. Если импрессионисты считали важнейшим своим принципом писать картину с натуры, то к Дега это не относится. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор. Его произведения ничего не воспевают. Поездки по Италии и влияние итальянских живописцев XV века подвигли Дега на создание группового портрета семьи Беллели.
Вообще, у него с ними было не так уж много общего. Таз для мытья. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».
Тот, однако, в отличие от импрессионистов, был более социальным художником отходя от традиций классицизма и романтизма старых школ живописи Франции он больше внимания обращал не на отвлечённые повседневные образы современной жизни, а на сюжеты, связанные с повседневным, часто тяжёлым трудом его современников. Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры».
Их позы подчеркивают различие характеров и душевные переживания супругов. Эдгар Дега. Точные портреты персонажей великолепно вписаны Дега в атмосферу деловой обстановки и в целом картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни, перекликаясь скорее с романами Эмиля Золя, чем с большинством работ современных Дега живописцев. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Это ему явно удавалось. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Балет из оперной ложи. И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание.
Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику».
Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. Остальные выполнены пастелью.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. 3. Они заняты своими делами, своими мыслями. Однажды в ответ на вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, он неохотно откликнулся: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».
В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба.
«Семейство Беллели». Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Говорим балет – видим картины Дега. 2. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета. Нельзя не упомянуть и пастель, которая мастерски передает любую фактуру. Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило.
К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Техническое исполнение, помимо идеологического, тоже можно считать исключительным. Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. ГМИИ им. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял.
Музей ДОрсе, Париж. То есть, далеко не всё. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом. Все здесь живут только хлопком и ради хлопка».
Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Все здесь полно осмысленного движения. Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Это были сложные, большие работы, с помощью которых художник надеялся прославиться, выставив их в Салоне. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника.
Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. Основой процветания города была торговля хлопком.
Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Академизм мало прельщал Дега с самого начала. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Различие материалов на полотнах легко установить, так же, как и авторство. На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», – так сам художник оценивает собственное творчество.
Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина и смотрит на неё со стороны. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Сближение с импрессионистами ознаменовало начало нового этапа творчества художника. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты». Он жил один.
Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. 1884 г. Бумага, пастель. 1886 г. Бумага, пастель. Так появились его ранние произведения.
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. В это время она продолжала носить траур по своему отцу, деду Дега, который умер совсем недавно – его портрет висит позади Лауры. Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная».
В своих литографиях он как раз и изображал случайные, выхваченные из общего плана театральные сценки, лица он превращал в гротесковые маски, напоминающие театральные маски Калло. Одна из самых знаменитых работ этого цикла, – «Женщина, расчесывающая волосы» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), – имеет несколько вариантов, один из них хранится в частной коллекции Морриса (Филадельфия), а другой – в Музее Метрополитен (Нью-Йорк).
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Он любил повторять, что следует «наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая». Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому.
Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.
«Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая её в некое подобие масляной краски и кистью наносил её на холст.
У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Пушкина, г. Москва.
Рядом с ней дочери — старшая, Джованна и младшая, Джулия, сидящая, поджав под себя ногу и повернувшись в сторону отца — барона Беллели. Вот таким образом в итоге Дега изобрёл свой способ сделать масло по характеристикам близким к пастели и стал писать маслом в технике пастели. Картины Дега – это удивительно продуманные композиции, множество интересных деталей игра оттенков, линии, доведенные до совершенства. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков.
Наиболее известным произведением Эдгара Дега, посвященным тематике танца, является картина «Голубые танцовщицы» (1898 г., Государственный музей изобразительных искусств им. В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Зрителю становится ясно, что единственным объединяющим их звеном остаются дети. Музей искусств Филадельфии, США.
Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц.
Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. Статичные позы юношей говорят о влиянии неоклассического искусства. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств.
Работа «Семья Беллелли» (1858 г., Музей дОрсе, Париж) по праву считается вершиной раннего стиля Эдгара Дега, как портретиста. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Взять хотя бы постеры Эдгара Дега под названием После ванны. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон).
Согласитесь, неординарное композиционное решение. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»). Художник был просто одержим стремлением правдиво запечатлеть любое движение.
Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861 – 1862), «Дочь Иеффая» (1859 – 1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. Впрочем, отец ему пророчил карьеру юриста, однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции, а обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании.
Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Голубые танцовщицы, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». В 1873году художник вернулся в Париж. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Балет из оперной ложи.
Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856 – 1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Особое место в творчестве Дега отведено образам женщин, причесывающих волосы.
Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Изящные героини сюжета поправляют свои костюмы перед представлением. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Мне нравится эта суровость». Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью.
Конечно, у него есть несколько пейзажей. После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, чередуясь с исторической тематикой. Композиция картины выстроена по принципу некой жанровой сценки. Классические традиции в композиции на этом полотне соседствуют с характерными персонажами, что положительно отличает эту работу художника. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». А. С.
Таковы картины «Танцовщицы на репетиции» (1874. ), «Танцовщица у фотографа» (1875), «Ожидание» (1880), «Две танцовщицы» (1898) и др. В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Не исключение и эта картина. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Картины темные по колориту, суховаты по форме.
Танцовщиц он стремился запечатлеть не на сцене во всем блеске, а предпочитал показать их трудовые закулисные будни. Голубые танцовщицы. Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики.
И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. «Голубые танцовщицы». Голубые танцовщицы. Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха. С этого момента он уже окончательно прекратил работу. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Композиция картины необычна — смысловой центр резко сдвинут влево, где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. Средний план занят шумным светским обществом, жаждущим зрелища. Самое яркое из них – «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860 год, Национальный музей, Лондон). В творчестве мастера нет ничего от экспромта.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре.
А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». Фигуры здесь изображены почти в натуральную величину, а сама картина выглядит тщательно продуманной. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Долги семьи, оставшиеся после смерти отца и преумноженные неумелой игрой на бирже, требовали уплаты и Дега метался в попытках выручить необходимые суммы.
В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. В этом их сила и слабость.
Он много времени проводил в Лувре, копируя там работы старых мастеров, а с 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии, где у него было множество родственников. Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.
Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией». Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ).
Говорим Дега – подразумеваем балет. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Некоторые выставки он помогал организовывать. Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья.
Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов». Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе.
Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Дега не одобрял стремления импрессионистов работать на пленэре. Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет.
Две балерины на картине Голубые танцовщицы не попали в кадр полностью. Затем наступил период, когда о пастели забыли и интерес к ней вновь пробудился только во второй половине XIX века. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения.
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). В картинах Дега немало следов неожиданной для европейского искусства фрагментированности на японских ксилографиях какемоно. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. Это ещё больше подчёркивает эффект моментального снимка.
Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе. Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ).
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу.
Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории.