Эта картина служит ярким примером художественного мастерства знаменитого голландского живописца Питера де Хоха. Эта любовь к пространственным построениям и световым эффектам, так ярко выступающая в картине, проходит через все творчество Питера де Хоха, сообщая особую жизненность и неисчерпаемое разнообразие его полотнам, казалось бы столь близким друг к другу по содержанию. Картины Питера де Хоха чрезвычайно просты по сюжету — это эпизоды домашнего быта. Они стали публиковать на своих страницах в соцсетях картину Питера де Хоха с различными комментариями.
Служанка – с очень аккуратной прической, в чищеных туфлях с длинным носком. В. Лазарев, говоря об интерьерах Хоха 1658-62 годов, отмечал: «Первое, что выделяет интерьеры де Хоха среда всех голландских мастеров – полное гармоническое созвучие между человеком, пространствам и светом. «Хозяйка и служанка» — важная веха творческой судьбы Хоха. Художник не мог представить себе, с какими трудностями ему предстоит столкнуться, наивно полагая что его стиль окажется «подходящим» для амстердамских заказчиков. Около 1660 года Юстус дела Гранже переехал в Америку.
Его произведения одновременно и простые по своему сюжету и одновременно с этим сложные. За два года итальянские ландшафты и пасторальные сценки настолько надоели юному мастеру, что он не возвращался к этим сюжетам на протяжении всего творчества. Но это мало что меняет.
Картину художника «Женщина и мальчик с гранатовыми яблоками» характеризует смену стиля живописиПитера де Хохапосле переезда в Амстердам. То есть картина строится не вокруг какого-либо одного «события», а складывается из абсолютно не связанных друг с другом элементов. В произведениях Питера де Хоха обычно нет никакого сюжета, никакого повествования. В колорите Хоха преобладают воздушные золотистые тона, оттенённые пятнами чистого цвета. В истории голландской живописи «дельфтская школа» занимает особое место. Но, приблизительно в 1663-65 годах манера художника коренным образом меняется.
В 1642—45 годах он жил в Риме, а позже занимался писанием пейзажей в «итальянском стиле», в которых природа представала в «облагороженном» виде. Работал в Делфте и Амстердаме. Кроме того, в Амстердаме уже имелись художники, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), вот таким образом подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом. Но кисть, привыкшая писать парчу и мрамор, уже не слушалась его и поздние картины художника, где он пытался «вернуться в Делфт», уже не так хороши, как его полотна конца 1650-х годов.
Уже в Амстердаме он пытался некоторое время сохранить «делфтские» традиции. Под конец жизни впал в нищету и не был в состоянии платить по счетам. Хох интуитивно выбрал из имеющихся жанров именно тот, который лучше всего соответствовал складу его дарования. Сценки из солдатского быта, писанием которых Хох увлекся в Харлеме, находились буквально в полушаге от интерьерных сцен «делфтского» Хоха. На дальнейшее становление таланта живописца большое влияние оказали путешествия, проделанные им вместе с Юстусом де ла Гранже. Даже в дальних полутемных помещениях пробито небольшое ярко освещенное оконце. Размеренная жизнь течет невозмутимо, не волнуемая никакими событиями и происшествиями. Взгляд зрителя не упирается в глухую стену.
Порядок – в интерьере и в одеянии женских фигур. На другой стороне канала виден кирпичный фасад большого типично голландского дома. Ни тени предвзятости в этом выразительном изображении вещей, настолько простодушном и искреннем, что абсолютно не видишь формулы, положенной в его основу. Рассудок его начал мутиться. Все буднично и просто, так просто, что даже, кажется, не стоит внимания. Но при этом художник утрачивает целостность восприятия картины мира.
К моменту переезда в Делфт Хох был уже вполне сложившимся мастером. Работы Хоха делфтского периода (а это почти исключительно «интерьеры» и «дворики») построены по принципу равнозначности всех деталей композиции. Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. Вероятно, Хох и сам чувствовал, что находится на ложном пути, вот таким образом и в 1660-е и в 1670-е годы время от времени возвращался к своим «делфтским» темам. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. Девочка выдувает мыльный пузырь по улице, удаляясь идет человек – его видно в проем калитки служанка наполняет ведро водой, а рядом стоит кадка или метла или какой-нибудь еще «представитель мира вещей» и с ним тоже что-нибудь происходит – у каждого персонажа и предмета идет «своя жизнь». Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хохуехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика. Но вермеровские «серебристостъ» и прозрачность воздуха часто не отвечали настроению картин Хоха.
Картина интересна и тем, что она запечатлела первоначальный вид недавно открытого зала. Круг тем Хоха очень узок. Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им) и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. Хотя он и вступил в Гильдию святого Луки в 1653 году, то есть двумя годами раньше Хоха, он еще не развился в того великолепного мастерабытового жанра, каким знает его весь мир. Золотистые тона оттенены чистыми пятнами красного, синего, лимонно-желтого цвета.
Вскоре на полотнах появились все необходимые атрибуты «сладкой жизни»: богатые интерьеры, пышные наряды, дорогие развлечения. Для «дельфтской школы» характерен прежде всего интерес к пространственным композициям, к созданию четких и продуманных композиционных решений. Как и в большинстве других подобных произведений, в «Интерьере, » нет какого-либо главного события.
Используя его приемы, он приближал фигуры к зрителю, применял сильный боковой свет – как, например, на картине «Женщина, чистящая яблоко». С 1645 по 1647 г. он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. «Интерьер голландского дома» — картина иногда называемая «Голландским интерьером», считается одной из первых интерьерных работ Хоха. «Дама с двумя кавалерами»относится к периоду творческого расцветаХоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Так называемые «хозяйки» появлялись в работах мастера и раньше, но то были хозяйки, недалеко ушедшие от собственной прислуги.
Сюжеты картин крайне просты: женщина вышла из полутемной каморки и протягивает маленькой девочке кувшинчик с молоком (Чулан, 1658, Амстердам, Рейксмузеум), служанка за руку с девочкой спускается во дворик из хозяйственной пристройки, другая женщина задержалась в проходе на улицу (Служанка с ребенком во дворике, 1658, Лондон, Национальная галерея), женщина и трое мужчин чинно играют в карты в просторной комнате, залитой светом, который идет из окна и открытой двери (Игра в карты, 1658, Лондон, Бекингемский дворец). Богато одетые мужчины и женщины выглядят потерянными и неприкаянными в роскошных интерьерах Они напоминают забывших выучить свои роли актеров-любителей на фоне дорогих, но абсолютно не идущих к пьесе декораций. Влияние Вермера на творчество Хоха было непродолжительным, несмотря на общераспространенное мнение о «связанности» этих художником. Сам Вермер «пошел в силу» лишь в конце 1665-х годов, до этого он не мог предложить Хоху ничего такого, чем бы тот мог заинтересоваться. Но деньги уходили как песок сквозь пальцы, а искушенные амстердамские любители искусства не спешили заказывать картины. Было очевидно, что богаты, они от рождения, а лишь благодаря случаю или упорному труду. Женился, переехал в Амстердам.
Художник вводит в бытовую картину мотив городского пейзажа, развитый в делфтской школе. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Сравнивая Хоха с Терборхом, Фромантеи писал: «У Питера де Хоха все неопределенно, затуманено, словно покрыто дымкой, все уходит вглубь полутона еще более преображают, отдаляют от зрителя все части полотна, сообщая вещам таинственность и одушевленность, более ощутимый смысл, большую теплоту и заманчивую интимность».
Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (вГолландиитакая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе. Кроме того, Хох заимствовал определенные световоздушные эффекты. Его колорит, абсолютно естественный в 1650-е годы, утрачивает тональное единство.
Эжен Фромантен, автор книги «Старые мастера», говоря о картине художника «Голландский интерьер», точно сформулировал суть его творчества: «Здесь то же скрытое значение, тот же рисунок, лишенный индивидуального отпечатка, то же непостижимое сочетание искусства и природы. Его привлекала живопись харлемских художников —жанристы круга Франса Хальса. О «влиянии Вермера на Хоха» можно говорить применительно лишь к концу 1650-х годов, когда появились такие вермеровские шедевры, как «Офицер и смеющаяся девушка» (1658 г. ) и «Служанка с кувшином молока» (1658—60 гг. ).
Питер де Хох, очевидно, не был удовлетворен подобным методом обучения. В первой половине 1650-х годов имел место скорее обратный процесс: Вермер черпал нечто новое для себя в картинах Хоха. И, благодаря том, что Хох видит все эти «существования» (девочки, мыльного пузыря, удаляющегося человека, служанки, кадки), в его картинах присутствует то сложно поддающееся объяснению ощущение медленного течения жизни, которое так завораживает. Несчастья пошатнули здоровье художника. В «Голландском дворике» Национальной галереи царит этот же дух лирической созерцательности. Последние годы жизни Хохасложились трагично. К середине 1670-х годов он впал в нищету и не имел средств, чтобы платить необходимые подати.
Работу отличают цельность и ценность деталей. Предполагалось, что Питер, как и его отец, освоит ремесло каменщика. Но, «будничная» живопись, под кистью Хоха, обретает поэтическое звучание. Однако, очень скоро он внес в этот жанр существенные изменения. Художнику, будто видит эти «изыски» глазами простолюдина, только что приехавшего в город из деревни, они ослепляют его своим блеском и он изображает их чуть ли не с внутренним трепетом.
В молодости он служил камердинером у богатого торговца сукном, в более зрелые годы, попытавшись сделать самостоятельную карьеру, впал в нищету. Его картина «Голландский дворик», пленяющая непосредственной жизненностью изображения, как бы воплощает в себе ту тихую и скромную поэзию повседневности, которая столь характерна для голландской жанровой живописи той эпохи. Быть может, отчасти оно родственно искусству Вермера. Одна из самых известных картин Хоха «Хозяйка и служанка» (ок. Здесь же художник написал свои лучшие работы.
Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». О жизни Хоха в родительском доме почти ничего не известно. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. В поездки он регулярно брал с собой своего камердинера. Семья его не отличалась богатством, вела скромное существование, хотя и не бедствовала.
Молодого художника не устраивали «итальянизированные» пейзажи, на которых природа изображалась в идеализированном виде. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. В биографиях говорится, что умер Хох после 1684 года.
Из интерьеров уходят свойственные им ранее интимность и ощущение «обжитости», люди и предметы не находят более себе единственно верных мест в композиции и автор, вероятно, чувствуя это, пытается создать дополнительные связи между персонажами и окружающей их средой. Если сравнить картину с ее вольной репликой 1 из собрания графа Страффордского (1658), то мы заметим, что художник внес ряд значительных изменений, хотя в целом композиция осталась прежней. О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи, чьи творения бесценны известно очень мало.
Не известно также ни точной даты смерти мастера, ни места, где он похоронен. Но строптивый Питер был недоволен методом преподавания Берхема. Служанка (или это хозяйка дома. ) стоит около стола.
В «Хозяйке и служанке» видна уже прирожденная «патрицианка», которую выдают как манеры и одежда, так и окружающая обстановка. Внешняя оболочка предметов – совсем не то, что интересует художника. Испытал влияние мастеров бытового жанра круга Ф. Халса, Я. Вермера и К. Фабрициуса. Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику.
В своём профессиональном развитии он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Рембрандта. Глядя на картину художника, видно как плетется ткань человеческого бытия. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация. Наиболее значительные работы — домашние интерьеры, семейные портреты — были созданы им в средний период (1655-1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте.
В работе «Хозяйка и служанка» художник пишет в бытовавшем тогда дельфтском стиле сценку из будничной жизни горожан. В этих словах выражена сама суть искусства Хоха — его «одушевленность». В увитой зеленью беседке появились стол и два сидящих за ним кавалера.
Он постоянно искал способы лучшего изображения света, передачи воздушной среды. Хох Питер де, Хоох, Гох (Hooch, Hoogh), голландский художник. Некоторые исследователи относят ее к концу 1650-х, некоторые – к началу 1660-х.
В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. Живописная манера Питера де Хоха тоже претерпевает определенную эволюцию. В разные годы он жил и работал в Лейдене, Гааге и Амстердаме. Полотна его чистые, светлые, насыщенные красками, цветами и солнечным светом. Новые впечатления, получаемые Хохом во время этих путешествий, много значили для него, хотя сразу и не находили «сюжетного» отражения в живописи. Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей.
В работах мастера нет торжества материального мира. В раннем возрасте стал увлекаться живописью. Вот таким образом, желание Хоха посвятить себя живописи, вероятно, стало его личным решением. Питер де Хох – один из самых привлекательных «малых голландцев» XVII века, представлен в Национальной галерее Лондона рядом лучших вещей. Он ни с кем не говорил, никого не узнавал и был ли кто-нибудь рядом с ним в момент кончины — неизвестно. Учился у К. Берхема в Харлеме (около 1646-49). В обстановке царит благополучие и чистота. В 1655 г. де Хох поселился в Дельфте и был принят в местную гильдию художников.
Его влечет к себе, по словам искусствоведа В. И. Лазарева, «интимная поэзия упорядоченного человеческого жилья, домашних забот и радостей маленького человека». Один из них повесил портупею и шпагу на оконную раму. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Дата смерти художника остаётся неизвестной. Однако его зависимость от де ла Гранжа сохранилась. Он проявил здесь присущее ему чувство архитектурного пространства и его организации.
Неизвестно, когда в точности была написана картина. Величественный интерьер с залом Совета бургомистров охватывал несколько этажей. Изменился узор входной арки и пола.
Хоха заслуженно считают мастером интерьеров. К интерьерам он обратился еще в первой половине 1650-х годов, а к концу десятилетия они заняли главенствующее место в его живописи. Вскоре был принят в популярную местную гильдию художников. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотей. О развитии художественных способностей речи не шло. Обрамление окон, притолоки и пороги дверей образуют как бы рамы, обрамляющие, «кадрирующие» эти просветы. Не они служат художнику, как должно быть, а он служит им.
Он заставляет своих героев играть в карты, застает их за передачей любовного письма и т. д. По торговым делам де ла Гранже часто посещал Гаагу, Делфт, Лейден и Амстердам. Картину «Во дворе» Хох написал уже после переезда в Амстердам, в 1663 году. В представлении большинства любителей голландскойживописиДелфт связан с Яном Вермером. Питер де Хох, самый «дельфтский» из названных художников, с упорством человека, больше полагающегося на каждодневный труд, чем на свою гениальность, сумел выразить наиболее типичные для всей школы тенденции.
Верх платья – по скромному черный. Но, пока еще, эти детали выглядят органично, т. к сохраняется главное – атмосфера спокойной и тихой жизни.
Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Вместо мутноватых оконных стекол «Интерьера голландского дома» — сияющие окна с витражами вместо просто одетых детей – щегольски наряженный ребенок вместо задворок или скромной улочки – изящно вымощенный плитками дворик и даже портик в «античном стиле».
Но Хох был прост по своей сути, вот таким образом плохо знал, как на самом деле живут «вскормленные с золотых ложек». Изменился и вид, открывающийся в проеме двери. Девочка играет с собачкой. Действие обычно происходит на открытом воздухе или в полутени комнаты. Увлеченный этими работами Хох попробовал делать нечто подобное.
С 1669 г. он жил на окраине Амстердама, умер в сумасшедшем доме. В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. Пока еще, это, практически, та же самая жизнь и те же самые люди, что были в Делфте. Изображал сцены бюргерского быта (преимущественно домашние хлопоты хозяйки), с любовной тщательностью добиваясь материальности письма, передачи поэтической одухотворённости домашней среды – наполненных воздухом и светом, сияющих чистотой интерьеров и двориков (Дворик, 1658, Национальная галерея, Лондон Мать у колыбели, около 1660, Картинная галерея, Берлин-Далем). Именно это создает эффект «озарения жизнью», в котором есть и тревожное знание непрочности мира и благодарность за то, что пока он устойчив. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса.
Живя в Харлеме, молодой Питер де Хох находился под влиянием художников круга Франса Хальса, в творчестве которых получил развитие специфический военно-бытовой жанр. Военные, как правило изображались в минуты отдыха от ратной службы – т. е в кабаке, у сводни или в ином подобном месте.