Вероккио не мог не знать Давида Донателло.
Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Наверное, так оно и было.
Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует.
Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Удивительно точно воссозданы в бронзе переплетающиеся канаты.
Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. Вазари пишет так, называя его Донато: «Донато был в такой мере и до такой степени удивительным в каждом своем поступке, что можно смело утверждать, что по своему мастерству, вкусу и знаниям он был среди новых художников первым, прославившим искусство скульптуры и хорошего рисунка и заслуживает тем больших похвал, что в его время античные вещи еще не были извлечены из земли, за исключением колонн, саркофагов и триумфальных арок. Огромная напряженность искривленного тела передает силу, которую Давид готов выпустить.
Среди многих работ, которые приписываются Верроккьо, достоверно документирована только одна. Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение.
для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Какаясила. Ему оставалось жить всего два с небольшим года. Верроккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (Давид, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме.
Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Реализм понимали в это время как правду земного. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. И пейзаж и фигуры и вся композиция кажутся условными.
явно он апеллирует к античному наследию. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Бернини заставляет зрителя становиться частью его статуи. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти.
Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года. В XVII в. венецианская школа переживает период творческого спада. Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют.
В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Сначала Андреа был ювелиром, но потом, «абсолютно забросив ювелирное дело он стал отливать из бронзы всякие фигурки, получив большое одобрение».
Б. Пьяццетта и П. Лонги),, характеризующего вторую пору Высокого Р., суть Дж. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. И он выходит с одной пращой.
Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде». Хотя ценили его больше как скульптора. «Прекрасный пловец, великолепный всадник, грозный боец на шпагах», – пишет о нем один биограф. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение».
В творчестве В. реалистические традиции флорентийского кватроченто сочетаются с аристократической утончённостью, характерной для художников, работавших при дворе Медичи в последней четверти 15 в. В своём раннем произведении — надгробии Джованни и Пьеро Медичи (порфир, цветной мрамор, бронза, 1472, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции) — В. достиг гармонической соразмерности и изысканной декоративности форм. В произведениях Джорджоне (Юдифь, ). Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти. В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони.
Бароцци, прозванный Виньолою (замок Капрарола, в Витербо), художник и биограф художников Дж.
Другой – Сеттиньяно, замечательный скульптор, особенно удачно изображавший женщин и детей. Он улыбается, слегка повернув голову к правому плечу. Андреа Верроккьо, впрочем, вполне заслужил репутацию, которою пользовался. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны».
С детства он «владел пером» в самом широком смысле слова, рисовал, писал и вычислял шутя. Немногочисленные живописные работы В. («Мадонна», около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем «Крещение», после 1470, Галерея Уффици, Флоренция, выполнено при участии Леонардо да Винчи) отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурной тщательностью моделировки форм. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу.
Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность». Франческо Гварди. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж.
И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился. Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные).
Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства. После этого Андреа вернулся из Рима во Флоренцию, где ему заказали бронзового Давида, потом сделал Богоматерь из мрамора, которая находилась над гробницей Леонардо Бруни. В. выполнил ряд точных по характеристике портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея, Вашингтон женский портрет, мрамор, около 1475, Национальный музей, Флоренция) и произведения монументально-декоративной скульптуры. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой.
Б. Тьеполо). Он был любимым художником знаменитого покровителя искусств Козимо Медичи-старшего.
Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Но видно, что внутри он сопереживает ей. Абрис к Давиду Микеланжело. Ещё в 1465 году ему заказали группу «Христос и апостол Фома» для Ор Сан-Микеле. Созданный им образ всё же является и идеальным и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия. Другое известное произведение Вероккьо — «Путто с дельфином» имеет предположительную датировку 1465 год.
По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио.
Ее потом доводили до совершенства уже его ученики. Наверное. Он содержал крупную мастерскую, обучение в которой прошли некоторые известнейшие творцы эпохи. В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460-х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы».
Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Наш мастер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать.
Он берет его за основу в образе Давида. В статуе Давида (бронза, 1473—75, Национальный музей, Флоренция), отличающейся анатомической точностью и тщательностью моделировки, ювелирной тонкостью отделки, острой и изящной угловатостью линий, воплотил новый, аристократически утонченный идеал красоты. А если это реальные чувства, значит, это реальность боговоплощения, значит, реальны будут и страдания Матери и Сына и т. д. Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. Т. е. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. чья голова лежит у его ног.
Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо.
Хотя, может быть, он ей и гордился, так как это сложная композиция из двух фигур, у них есть взаимоотношения и в то же время есть круговой обход. это действительно только самое начало работы. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс. И все это сразу выливается и в художественную практику.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Проклинают всегда богами своими. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). У него есть несколько планов в рельефе.
Но сами для себя они были тягостнее тьмы. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Паоло Веронезе. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид».
15-16 вв. Никаких документов о создании «Давида» нет. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую.
Никаких документов о создании «Давида» нет. 82 ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из художественных школ Италии. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция). Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость.
Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Скульптор почти повторил позу «Давида» Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня».
До 1453 года Андреа работал в таможне, а затем, предположительно между 1453 и 1456 годами, был учеником ювелира Антонио ди Джованни Деи. В этих же документах среди свидетелей договора Андреа с отцом убитого юноши упоминается ювелир Франческо ди Лука Верроккьо. Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года.
Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Путто, стоя на одной левой ноге, отставил правую назад.
Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. В оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Дух мой очень сильно стремился к живописи и это было причиной того, что произведения, порученные нам синьором, а также компания, в которой я находился, доставили мне славу и пользу. Но более вероятный срок исполнения — около 1462 года.
А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка. С одинаковым жаром предавался Леонардо науке искусству, забавам, любви. Размещение голову Голиафа была источником некоторых дебатов для искусствоведов. И он же, Донателло их реставрировал.
Т. е. Во-первых, другой материал. При этом диапазон его творчества широк. Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес.
Необыкновенно выразительны движения, жестикуляция персонажей и их лица. А Гиберти, конечно, взял ее себе и сделал то, что потом Микеланджело назвал Райскими вратами, т. е. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Леонардо бывал на всех балах, на всех концертах, участвовал во всех блестящих кавалькадах его прозвали волшебником за умение одушевлять и очаровывать общество. небесной реальности. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода».
Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. «Выполнил он пером картоны для битвы нагих людей, нарисовал он картоны ещё для нескольких картин с историями и даже начал писать их красками, но не закончил». Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде именно он позировал учителю для статуи Давида (1476), на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника. Она написана в самом начале 70-х гг.
Он родился в 1435 году. Идеалом для Верроккьо был человек, умеющий установить равновесие между течением своей жизни и постоянным изменением природы. Он – скульптор, который пропускает все через себя. Либо «кошка цвета меда».
А чтобы две фигуры как-то соединить, Донателло поступает очень интересно: с одной стороны он дает жезл в правую руку кондотьеру, а слева у него диагонально висит меч. Дьявол – карикатура на бога. В том, как неестественно прямо держится он в седле, тоже ощущается заряд энергии. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Потом он начал ваять из мрамора. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым.
Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. В группе «Неверие Фомы» (бронза, 1476—83, фасад здания Орсанмикеле во Флоренции) добился внутренней значительности образов, свободы композиции, естественной взаимосвязи фигур.
Но в этом организме чувствуется преобладание одной воли — воли всадника. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя.
Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони. В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой.
Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Кроме Верроккьо, Леонардо имел еще двух даровитых учителей. Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы Давид мог возвышаться над созерцающими его». Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Но и в этом – своя темная тайна. Леонардо имел хороших учителей, но более всего учился у самого себя.
С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории. Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Доминика во Флоренции, который, как ему показалось, вышел у него очень удачно, почему вскоре после этого он написал в церкви Санти Сальви другой для братьев Валломброзы, на котором изобразил крещение Христа Иоанном в этой работе ему помогал Леонардо да Винчи, который тогда был юношей и его учеником, написав там собственноручно ангела, оказавшегося гораздо лучше всего остального. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы «Давид» мог возвышаться над созерцающими его».
Рисунок складок одежды чрезвычайно красив, они свободно и легко струятся вниз. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Даже если рассматривать скульптуру со спины, ощущается уверенность Давида в себе — через общее движение юноши, через жест левой руки. Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал.
Зритель почти побужден двигаться по траектории полета приготовленного к броску снаряда. Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. Давид замер в момент, когда камень готов быть выпущенным. в живописи В. ш. яркое художественное выражение.
С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. вратами в рай. Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора.
Враги идут, валом валят, построились, – верно, все связаныодними неразрешимыми узами тьмы. Рельефы Луки делла Роббиа, как, например, его Платон, спорящий с Аристотелем, стали почти классическими и весьма многие из рисунков и даже картин Леонардо да Винчи нарисованы и написаны, очевидно, под впечатлением работ делла Роббиа. «Поклонение волхвов». Однако работу автор незавершил, скончавшись в1488году. Легкий и изящный силуэт— вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло.
Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен. Памятник кондотьеру Коллеоне, 1481-1495, бронза, 395 смПамятник поручили завершить известному литейщику Алессандро Леопарди. 83 Джорджоне (1476 или 1477–1510) итальянский художникНастоящее имя художника – Джорджо Родоначальником искусства Высокого Возрождения в Венеции считается Д. Д. Хотя Верроккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью фигуру.
Мастерски переданы гладкая поверхность обнаженного тела, сложная фактура материи, развевающиеся волосы на головах Давида и Голиафа. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. Лицо же Фомы напоминает образы юношей, созданных скульптором ранее. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло.
Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Вазари (дворец Уффици, во Флоренции)Каналетто. Итак, согласно научному труду Сергея Анатольевича Мусского «100 великих скульпторов», «к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид» Очень подробно описал статую, находящуюся в Национальном музее во Флоренции, знаток итальянского искусства С. О. Андросов: «Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи.
Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Т. е. Лицо как бы освещается изнутри радостью. К ученикам он относился как к своим детям, принимал бедных наравне с богатыми.
Место перед статуей становится частью концепции. Этот юноша вел самую разнообразную жизнь, нельзя сказать, чтобы беспорядочную, так как она была вполне в нравах того веселого времени и еще более потому, что Леонардо умел из самой этой жизни извлекать художественный материал. Но он не был выдающимся мастером.
Здесь учились ювелиры, скульпторы и художники. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. В общем, очень непонятно. Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (Мадонна, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане.
Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Отец, Микеле ди Чони изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато. Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики.
Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Столь сильно и удачно переданное движение не встречалось ни у кого из предшественников Верроккьо и производит почти барочное впечатление. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. Из старших соучеников Леонардо на него повлиял разве один Боттичелли, прославившийся своими чудными рисунками к «Божественной комедии» Данте, настоящий художник-поэт, мечтательный идеалист, любивший, подобно Леонардо, научные и философские занятия. А тяжелая масса головы Голиафа придает всей фигуре большую устойчивость». Словно живые листья и плоды венков в центре саркофага.
Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. Глаза как бы прищурены. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло. Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Лицо Христа с вьющимися волосами полно благородной красоты. Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини («Мадонна на троне в окружении святых») (1431. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным.
Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Он первым из художников пишет картины на мифологические и литературные темы, (другие художники работали в основном по заказам церкви), а также портреты, вводит в живопись изображение нагого тела, передает в пейзаже состояние природы. Зритель почти физически ощущает фактуру драпировок, волос, обнажённого тела. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом.
В настоящее время Давид Вероккио находиться в музее Барджелло. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Давид смотрит на гигантского убийцу, ощущает Голиафа, стоящего выше его плеча. Лицо как бы освещается изнутри радостью. «Самый красивый мужчина во всей Флоренции», – говорили о нем не только женщины, но и его первые биографы и это мнение легко проверить, взглянув на известную картину, на которой молодой Леонардо изображен в виде архангела Михаила. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони.
Он живёт в фамильном доме в квартале Сант-Амброджо. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло. Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. И большей частью они были живописцами.
Учился у ювелира Верроккьо (имя которого унаследовал), А. Бальдовинетти и, возможно, у Антонио Росселлино. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры («хиазис») известный скульпторамдревности, был возрожден Донателло. Памятником Коллеони завершилась последовательная и целеустремлённая эволюция художника. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Его мускулистая нога упирается в основу статуи, чтобы удержать напряженноть тела.
Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Верроккьо не мог не знать «Давида» Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником.
Испытал влияние Дезидерио да Сеттиньяно и А. Поллайоло. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Уже первыми работами ему удалось зарекомендовать себя талантливым художником. Это Гиберти. Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит.
Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Вероккьо обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело. Портелло и канал Брента в Падуе.
Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. В это время при родах умерла жена одного известного человека и тот заказал Вероккио гробницу — Андреа выполнил этот заказ — «над мраморным саркофагом высек на камне роженицу, её роды и переход её в жизнь иную, рядом же тремя фигурами он изобразил три Добродетели, которые были признаны отменно прекрасными для первой его работы из мрамора». Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств.
На самом деле все было не так. Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. Зазор между небом и землей становится все меньше. Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Легкий и изящный силуэт — вот ещё одно приобретение Верроккьо по сравнению с Донателло.
Может быть, это мое личное мнение. Получает развитие жанровая живопись (Дж. Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение.
Мы видим в архитектуре несколько планов. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу. В полуулыбке, раздвигающей пухлые щёчки, приоткрыт рот.
В 1476 Андреа дель Вероккьо создал статую Давида. Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты.
Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят. В. был учителем многих итальянских художников (Леонардо да Винчи, Лоренцо ди Креди, Перуджино и др. ). Это Андреа дель Верроккьо. Верроккьо происходил из среды флорентийских золотых дел мастеров. Лицо как бы освещается изнутри радостью.
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Центральное произведение В. — конный памятник Б. Коллеони на площади. В последние годы своей жизни работал на таможне. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников.
Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1479—88, отлит в бронзе в 1490) — яркое воплощение ренессансного индивидуализма. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Так выполнил он ещё множество заказов, которые разошлись по различным городам и решил сосредоточить всё своё внимание на живописи. Нагой и на вид безоружный. Верроккьо научился этому в мастерской ювелира.
Я выступил, приняв вызов. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием. Гримаса на лице представляет абсолютно определенное намерение. Он умер в возрасте 53 лет, пораженный внезапной и неизвестной болезнью. И решена она тоже очень интересно, оригинально.
От порыва ветра разметались волосы, образовав забавный хохолок.
Особенно выразительна в этом отношении фронтальная точка зрения, когда взгляд зрителя переходит от острого угла, образуемого локтем левой руки, к поясу юноши, а потом скользит по прямой линии ещё дальше, вдоль меча, сжатого правой рукой Давида. Что касается знаменитого Перуджино, бывшего сверстником и соучеником Леонардо, то в молодости он далеко отставал от да Винчи и в первых его картинах нет и следа мечтательного пафоса, которым он так прославился впоследствии. «В юности занимался науками, главным образом геометрией». Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно. Эта откровенность — главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло.
В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный. Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. Линии, обрисовывающие контур тела, также красивы по рисунку, тягучи и выразительны. Мастерская Андреа дель Вероккьо во Флоренции была исключительно плодовитой. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию.
И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. Поздние исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы). Самые значимые работы скульптор создает впоследние два десятилетия своей жизни. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура.
Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Один из них — великий Леонардо да Винчи. Умер Верроккьо 30 июня 1488 года. Завершение проекта легло наплечи Алессандро Леопарди. Кое-где (на псевдоарабских буквах каймы колета) видны остатки позолоты.
Здесь немножко другая история. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид». И проклял филистимлянин Давида богамисвоими. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина. Именно красивый силуэт делает Давида превосходной садово-декоративной статуей. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны.
С 1467 выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В. ш. выделяют преобладание живописных начал, абсолютное владение пластически-выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения (середина и 2-я половина 15 в. ) — братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо — нарастают светские начала, усиливается стремление к реалистическому изображению окружающего мира, передаче пространства и объёмаВ работах Д. Фетти, Б. Строцци и Я. Лисса приёмы живописи барокко, реалистического наблюдения и влияние караваджизма сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Героизированная фигура кондотьера исполнена суровой энергии и динамического напряжения.
Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа. Статуя прекрасно отлита и прочеканена, причем голова Голиафа сделана отдельно.
Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года. Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Гаттамелата – это прозвище.
И эти памятники начинают множиться. Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. «Вид площади с дворцом». Может быть, льстивым был человек.
Звуки арфы постоянно раздавались в его мастерской. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем.
исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала.
реформировал венецианскую школу. Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Андреа дель (1435 или 1436, Флоренция, — 7. 10. 1488, Венеция) итальянский скульптор, художник и ювелир Раннего Возрождения.
-1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Тем не менее эта работа тоже значительна. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488года.
Необычайная разносторонность его натуры обнаружилась еще в ранней молодости. В знаменитой галерее Уффици во Флоренции хранится картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход и расчёт этот претворён с большим мастерством. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О.
Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Так он стал заниматься скульптурой. В детстве мальчик уже славился умением рисовать карикатуры. Карикатура, пародия, кривое зеркало порядка иправды.
Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью. Мужественная сила соединилась в нем с почти женственной тонкостью черт лица густые, прекрасные волосы, дальнозоркие, живые и проницательные глаза, «повелительные» брови, высокий открытый лоб, несколько насмешливая улыбка выхоленные руки, одинаково владевшие шпагой и кистью нога патриция, которою восхищались дамы и которой повиновались самые строптивые кони. Т. е. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом.